методика линия жизни психология

Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

Вариант 1
Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы.
Данная методика является дополнительным инструментом для оценки субъективной оценки протяженности временной перспективы, картины будущего индивида.

Таким образом, чем больше баллов получает участник исследования по данной методике, тем короче его субъективная жизненная перспектива.

Методика «Линия жизни» (А.А. Кроник) Вариант 2

Цель: выявить ресурсные и проблемные этапы жизни клиента. Обратить внимание клиента на его собственные ресурсы. Возраст: со старшего подросткового возраста. Форма проведения: индивидуальная, групповая. Оборудование: лист бумаги, карандаши, мелки или краски.

Процедура проведения:
«На листе бумаги начертите горизонтальную линию. Отметьте слева крайнюю точку линии – это начало вашего жизненного пути. От этой точки по линии слева направо отложите равные отрезки, каждый из которых условно соответствует трем годам вашей жизни. Недалеко от правого конца линии отметьте точку – это сегодняшний день. Представьте, что получившаяся линия является графическим изображением вашего жизненного пути. Начните слева. Постарайтесь вспомнить первые три года вашей жизни. Возьмите карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветом(цветами), которые как вам кажется, смогли бы отразить основные настроения, эмоции, переживания этого периода. Проделайте то же самое со всеми остальными отрезками вашего жизненного пути».
Расспросить о цветах, в особенности о темных.
Что помогло вам пережить тяжелые события?
На какие ресурсы вы опирались?

Источник

1.1.4. Тест «Линия жизни» А.А. Кроника

Данный тест был разработан А.А. Кроником (1993) в контексте психобиографического подхода к изучению личности как инструмент, позволяющий диагностировать субъективно воспринимаемые (предвосхищаемые) респондентом значимые, переломные моменты своего прошлого и будущего и дающий на основании этого возможность изучить историю жизни респондента и специфику его временной перспективы.

Существуют разные формы этого теста – устная (реализуется в ходе беседы с психологом на индивидуальной встрече), компьютерная (набирающая популярность в настоящее время «Каузометрия» (Кроник А.А. в соавт., 2008), в основу которой положен выработанный А.А. Кроником вариант), бланковая, которая была использована в данном исследовании. Известны также разные версии этого теста, предназначенные для работы с отдельными людьми (Лидерс, 2008) или семьями (Черников, 1998).

По инструкции к тесту респондент должен начертить на чистом листе бумаге прямую линию и отметить на ней момент настоящего времени, а затем отложить самые важные события своего прошлого и предвосхищаемые значимые события будущего, указав рядом с каждым собственный возраст, в котором с ним случилось (или только еще

произойдет) названное событие. Пытаясь реконструировать субъективную картину жизненного пути современных подростков, при анализе теста мы обращали внимание на следующие диагностические показатели: субъективная насыщенность прошлого и будущего (количество значимых событий перечисленных в них), субъективная длительность прожитого отрезка жизни, которую по инструкции должен был отложить респондент (длина отрезка линии жизни от рождения до актуального возраста); представленность различных нормативных, типичных и уникальных событий как в прошлом, так и в будущем, возраст наступления каждого из них, эмоциональный знак указанных событий (в тех случаях, когда экспертной группе однозначно удавалось определить его), наличие и доля семейных событий в течение жизни, указание на роль значимых Других в судьбе, наличие стрессогенных событий в прошлом и анализ событийной насыщенности отдельных возрастных периодов.

Как видно, результаты заполнения теста могут быть подвергнуты как количественной, так и качественной оценке, что делает его исключительно интересным и содержательным диагностическим инструментом. Интерпретация результатов в нашем исследовании проходила с использованием метода экспертной оценки для предотвращения искажений и неточностей в понимании представленных подростками данных. Результаты классификации полученных ответов представлены в Табл.1.4.-1.5.

Источник

Индивидуальная жизненная траектория или «методика линии жизни»

Люди готовы идти к хиромантам, чтобы по «линии жизни» на их руке им предсказали будущее. Но они не обращают внимания на то, что, изучив траекторию своего жизненного пути, можно не только предсказать их дальнейшую жизнь, но и помочь как-то откорректировать свою судьбу.

Индивидуальная жизненная траектория – это средство двойного назначения:

Жизненный сценарий – это программа поведения, которая была вменена человеку в раннем детстве и которую он, чаще всего неосознанно, реализует в течение своей жизни. Тем не менее в жизни человека могут случаться события, сильно повлиявшие на его судьбу, но не имеющие прямого отношения к его жизненному сценарию.

В некоторых случаях «судьбоносные события» могут оказывать не менее сильное программное воздействие на жизнь человека, чем тот сценарий, которые был вменен ему в раннем детстве. В таком случае наш герой оказывается под воздействием двух разных программ, которые могут вступать друг с другом в противодействие, но могут и приводить к определенной синергии.

Например,
девушка, детство которой происходило в атмосфере скандалов между родителями. В ее сознание сильно впечаталось поведение отца – его отношение к матери и к ней. И с большой вероятностью она будет находить себе в мужья однотипных мужчин, выстраивая отношенияь по одному и тому же сценарию. Но бывают случаи, когда такие девушки натыкается на мужчин, которые лишь по внешним признакам похожи на ее отца, а стержень их характера может быть совсем иным.

Психологи в своей практике встречаются со случаями, когда неправильный «кастинг» партнера для реализации семейного сценарии приводит к ломке этой поведенческой схемы. В одних случаях мужчины как бы переигрывают «рабынь сценария» и выводят их из этой игры. Как правило, девушки в таких ситуациях поначалу впадают в состояние, близкое к панике (так как рушится их жизненная программа), но постепенно они адаптируются к новым условиям и принципам взаимодействия с партнером.

Достаточно часты ситуации, когда похожий по внешним признакам на отца мужчина навязывает девушке свой семейный сценарий, который предполагает другую фабулу и требует от нашей героини выполнения несколько иной роли. В этом случае идет борьба за то, кто кому сумеет навязать свой сценарий. Иногда это приводит к бурному расставанию, но порой они находят «компромисс», и их сценарии притираются друг к другу.

Бывают случаи, когда событие, ломающее логику разворачивания жизненного сценария, имеет абсолютно внешнюю природу. Например, столкнувшись с «роковой женщиной» и несчастной любовью, молодой человек оказывается настолько шокированным, что начинает всю жизнь доказывать ей, что он был тем самым принцем, которого она искала. То же самое может происходить и с девушкой, наткнувшейся на своего «рокового мужчину». И эти роковые встречи могут быть никак не связаны с жизненным сценарием человека. Просто по иронии судьбы он попадает в стихию чужой игры и чужого сценария.

В таких случаях представление об индивидуальной жизненной траектории позволяет выявить и влияние на жизнь человека и его сценария, и различных внешних факторов и судьбоносных событий.

В некоторых случаях, указывая ключевые события в своей жизни, люди обозначают повторяющиеся фазы в логике развития своего жизненного сценария. Начало первых серьезных отношений и их разрыв – вторые отношения – первый брак – второй брак и так далее. В таком случае мы имеет дело с циклически повторяющимся сценарием.

С точки зрения психотерапии работа по корректировке сценария и устранения негативных последствий судьбоносного события может быть разной. Слегка упрощая ситуацию, можно сказать, что сценарий – это развивающаяся во времени игра, из которой человека нужно выводить. Последствия каких-то событий могут отражаться в психике человека в виде набора статичных психологических защит.

В какой-то мере при разборе «судьбоносных событий» можно выявить уже доступные человеку способы преодоления трудностей и стрессов. Этот тот опыт, который он может использовать при преодолении и текущих трудностей. Правда, чаще всего бывает необходимо помочь человеку осознать свой собственный опыт и свои собственные возможности.

Для психологов важно учитывать то обстоятельство, что сам факт обращения человека за психологической помощью может оказаться для него тем самым «судьбоносным событием», которое избавит его от негативного сценария. Но также работа с психологом может быть инкорпорирована во внутрь сценария, когда фигура психолога традиционно появляется на фазе разрыва отношений или зализывания ран поле разводов.

Возрастные кризисы бывают обусловлены и социальными, и биологическими факторами, и чаще всего они не имеют отношения к логике развития жизненных сценариев человека. Но иногда определённые акты сценария могут быть привязаны к какому-то конкретному возрасту.

Например,
в свои 40 лет отец или мать говорили ребенку, что к их возрасту он должен будет достичь каких-то определенных результатов. А может быть, мать говорила дочке, что молодой девушке нельзя доверять мужчинам, и по этой причине дочка боялась вступать в отношения до тех пор, пока ей не стали говорить, что в ее возрасте уже пора бы завести личную жизнь.

В какой-то степени можно сказать, что возрастные кризисы – это реперные точки в едином, общем для всех представителей нашей культуры, жизненном сценарии. Но в тех случаях, когда какой-то возрастной кризис оказывается вплетённым в жизненный сценарий человека, этот период может переживаться ими особенно болезненно.

Очень часто, возможно, благодаря смутному предчувствию «надвигающейся катастрофы», люди приходят к психологам накануне начала действия возрастного кризиса с какой-то второстепенной проблемой. На самом деле эта проблема и этот запрос является лишь поводом, и, разобравшись с жизненным сценарием человека, психолог может помочь ему более спокойно и конструктивно пройти через грозящий возрастной кризис.

В некоторых случаях судьбоносные события приходят в форме осознанного выбора или выбора, навязанного обстоятельствами, а также бессознательными импульсами или ошибочным восприятием происходящего. В этом случае имеет смысл внимательно разобрать ситуацию и понять, от чего именно зависел выбор и от каких возможностей пришлось отказаться. Очень часто отвергнутые и забытые возможности оказывается в принципе можно вернуть в жизнь человека в несколько измененном виде.

В индивидуальной истории, в отличие от социальной, возможно и оправданно применение сослагательного наклонения: что было бы, если бы. Что произошло бы, если я не послушался бы родителей и поступил в другой вуз и тому подобное. Потерянные возможности редко возвращаются в первозданном виде, но какие-то ключевые их составляющие иногда возродить можно. По этой причине, работая с человеком, психологу стоит задавать вопросы о том, что он потерял, сделав тот или иной выбор.

Сам факт осознания жизненного сценария еще не дает человеку возможности как-то изменить свою жизнь. Взамен неосознанной программы организации жизни ему нужно получить в руки какой-то инструмент для рационального управления своей судьбой. Одним из таких инструментов как раз и выступает виденье своей жизненной траектории.

Наша психика обладает некоторой инерцией, и изменения в ней происходят не мгновенно. Возможность проектировать продолжение своей жизненной траектории дает человеку возможность направить инертность своей психики в нужном направлении.

Для того, чтобы человек мог избавиться от негативного жизненного сценария, нужно помочь ему включить в своей психике такую функцию, как рефлексия, когда он становится способен видеть и понимать, что с ним происходит. Для перехода с режима жизни по сценарию на осознанное управление жизнью, помимо рефлексии, человеку нужно освоить еще одну интеллектуальную функцию – это проектирование: проектирование своей дальнейшей жизненной траектории.

Избавившись от сценария, человек оставляет его в прошлом, но пройденный им жизненный путь остаётся с ним. Увидев свой путь в свете «линии своей жизни», он получает возможность спланировать дальнейшие ходы в нужном для него направлении.

Методику «индивидуальной жизненной траектории» или «методику линии жизни» удобно использовать в комплекте с практикой сценарного анализа, так как она позволяет выявить влияние семейных сценариев, «родительских заклинаний» и объективных событий на жизнь человека. Кроме того, в момент осознания сути своего жизненного сценария человек может опереться на представление о своей жизненной траектории для осознанного проектирования своей жизни.

Источник

Упражнение «Линия жизни» — 2 часа 30 минут

методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология

методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология

методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология

Каждый участник получает чистый лист формата АЗ, в распоряжении группы имеются карандаши, ручки и фломастеры. Некоторым участникам, как показывает наш опыт, может потребоваться линейка, так что лучше ее тоже заранее приготовить.

Инструкция: «Перед вами — чистый лист бумаги. Мы предлагаем вам изобразить на этом листе траекторию вашей жизни. Жизнь каждого человека начинается с момента его появления на свет.

Сейчас поставьте на вашем листе точку, которая будет символизировать этот момент. Затем от этой точки проведите линию, которая и будет вашей «линией жизни». Отмечайте на ней каждые пять лет, начиная с нуля. Обозначьте, где вы находитесь сейчас, и попробуйте заглянуть в будущее. А теперь посмотрите на свои жизненные цели и попробуйте распределить их на «линии жизни» в соответствии с тем, когда хотелось бы достичь той или иной цели. Подумайте над тем, каким образом вы будете достигать этих целей, что можно сделать для этого уже сейчас? Какие препятствия могут вам встретиться, что может помешать в достижении ваших целей? Какие ресурсы у вас есть, что может помочь в достижении целей? Что можно взять из настоящего, прошлого и будущего для достижения целей? Чего сейчас вам не хватает для достижения целей, что нужно привлечь / получить как ресурс?»

Рисование «линии жизни» — это увлекательный процесс, в нем есть что-то магическое. Ведь подросток заглядывает по обе стороны от своего сегодняшнего бытия, размышляет о начале и конце, видит, как ограничены время и пространство жизни. Во время этого упражнения в помещении воцарилась необычная тишина, все работали молча и сосредоточенно. Хотя инструкция не очень четкая, никто не отказался от работы и не высказал категорического непонимания. В процессе рисования «линии жизни» тренер должен ходить между участниками, отвечая на их вопросы, задавая собственные, чтобы стимулировать углубление процесса. Важно периодически напоминать участникам о времени, чтобы они понимали границы этого упражнения и не пускались в чересчур глубокий самоанализ.

Хотя в нашей группе подростки были очень разными по своим интеллектуальным и духовным устремлениям, работа над своей «линией жизни» захватила всех. В результате «линии жизни» получились очень разными: у кого-то линия заканчивалась стрелкой, а у кого-то уходила за пределы листа — в бесконечность, кто-то нарисовал ее прямой, как стрела, а кто-то — с множеством изгибов и даже петель. Но главное содержание этого процесса осталось внутри, в анализе своих желаний и возможностей. Частично это содержание было проявлено и отрефлексировано на следующем этапе работы. Примерно через 20—30 минут, когда все участники закончили работать над своими рисунками, им предлагается объединиться в

методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психологияИгра-драматизация «Линия жизни» — 60-120 минут.

методика линия жизни психология. Смотреть фото методика линия жизни психология. Смотреть картинку методика линия жизни психология. Картинка про методика линия жизни психология. Фото методика линия жизни психология

Инструкция: «Представьте себя в возрасте пяти лет — вы упали и больно ударились. А теперь вы дожили до 50 и принимаете поздравления с юбилеем. Теперь вам 10 лет, и вы играете в футбол во дворе среди луж. А теперь вам столько, сколько сейчас, и вы говорите: «Я готов к работе!».

После разминки проводится несколько расстановок-драматизаций. Идея — из участников выстраивается «линия жизни» протагониста, где участники играют роли различных людей, достижений, препятствий, ресурсов. И подросток, выступающий в роли протагониста, в процессе драматизации двигается и взаимодействует с различными фигурами на своей «линии жизни». Каждое действие завершается общим обменом чувствами, которые возникали у участников во время драматизации, и обязательной деролизацией.

Количество разыгранных случаев определяется готовностью участников предъявлять свой материал и количеством имеющегося в распоряжении группы времени. Конечно, если удастся поработать в качестве протагониста с каждым участником, это замечательно. Но если нет — не стоит огорчаться. Преимущество групповой работы в том и заключается, что участники имеют возможность прорабатывать личный материал опосредованно, через истории других людей. В процессе этого этапа мы работали на открытом воздухе и хотим отметить, что это мешало участникам сосредоточиться на работе. Все же в работе с подростками, для фокусирования групповой энергии, нужно четко ограниченное пространство — иначе внимание распыляется, «народ» начинает «выпадать», и это существенно снижает возможный эффект.

После короткого перерыва участники собрались в рабочей аудитории для итогового анализа. Каждого участника по кругу просили подвести личный итог работы с «линией жизни». В качестве завершения мы предложили участникам медитативное упражнение.

Источник

Методика «Линия жизни» (А.А. Кроник)

Вариант 1
Цель: выявить ресурсные и проблемные жизни этапы клиента. Обратить внимание клиента на собственные его ресурсы.
Данная методика является инструментом дополнительным для оценки субъективной оценки временной протяженности перспективы, картины будущего индивида.

Таким образом, чем баллов больше получает участник исследования по данной тем, методике короче его субъективная жизненная Вариант.

перспектива 2

Цель: выявить ресурсные и проблемные жизни этапы клиента. Обратить внимание клиента на собственные его ресурсы. Возраст: со старшего подросткового Форма. возраста проведения: индивидуальная, групповая. Оборудование: бумаги лист, карандаши, мелки или краски.

проведения Процедура:
«На листе бумаги начертите горизонтальную Отметьте. линию слева крайнюю точку линии – начало это вашего жизненного пути. От этой линии по точки слева направо отложите равные каждый, отрезки из которых условно соответствует трем вашей годам жизни. Недалеко от правого конца отметьте линии точку – это сегодняшний день. что, Представьте получившаяся линия является графическим вашего изображением жизненного пути. Начните слева. вспомнить Постарайтесь первые три года вашей Возьмите. жизни карандаш(и) и раскрасьте, рассматриваемый отрезок, цветами(цветом), которые как вам кажется, отразить бы смогли основные настроения, эмоции, переживания периода этого. Проделайте то же самое со всеми остальными вашего отрезками жизненного пути».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *