методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Методическая разработка «Здоровый образ жизни в группе»

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу Ирина Лавренко
Методическая разработка «Здоровый образ жизни в группе»

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

. В настоящее время одной из важных проблем является проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Всем известно, что именно в дошкольный период, у детей закладывается понятие здорового образа жизни. И если мы, воспитатели гармонично и сбалансировано, организуем работу с детьми, поможем нашим малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научим оценивать физические возможности, осознавать ответственность за свое здоровье то это станет крепким фундаментом в сознании детей на всю жизнь, и впоследствии сослужит их здоровью хорошую службу. Поэтому со своими детьми мы разучили подвижные игры по здоровьесбережению, а чтобы им было интересней я использовала региональный компонент

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Испокон веков все военные вопросы казаки решали на круге. Круг-это собрание казаков.

Казаки-это сильные, смелые выносливые, готовые выполнять задания своего атамана. Давайте представим, что мы с вами- казаки. Собрались казаки на круг. Смирно стоят казаки, ждут воли атамана.

• развитие чувства правильной позы;

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Молодцы казаки, четко выполняют приказы атамана.

• развитие памяти, внимания, координации, умения сохранять равновесие.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Доволен атаман, готовы казаки на дела ратные. Вот и в путь отправились.

• развитие внимания (умения переключаться, быстроты реакции.А путь то не близок: препятствия на пути….

4 Перейди через речку

• развитие координации движений;

• развитие чувства правильной позы при передвижении.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Перебрались через широкую реку, дозор организовали.

• развитие культуры поведения;

• развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• улучшение функций дыхания.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Заметил дозор врага: «Померяемся силушкой богатырскою».

• развитие навыков бросания и ловли предметов,

• развитие координации движений;

• формирование правильной осанки;

• тренировка внимания, умения действовать в коллективе.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Одолели врага казаки, в обратный путь отправились, трофеи с собой прихватили

7 Восточный носильщик

• развитие координации движений, равновесия;

• укрепление мышечного «корсета» позвоночника.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Атаману доложили, ситуацию объяснили. Честь отдали и по делам пошли.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

Конспект занятия по здоровому образу жизни в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни» Конспект занятия по “ЗОЖ” в подготовительной группе «Мы за здоровый образ жизни Тема: «Что такое здоровый образ жизни». Цель: формирование.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доуФотоотчёт «Здоровый образ жизни» Фотоотчёт «Здоровый образ жизни» Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доуИнтегрированное занятие «Здоровый образ жизни» в подготовительной группе (совместно с родителями) Интегрированное занятие «Здоровый образ жизни» с участием родителей. Воспитатель: Захарова Л. В. Дата проведения: 21. 10. 2018 г. Программное.

Консультация для родителей в старшей группе на тему «Здоровый образ жизни» Форма организации : Фронтальная Цель: приучать детей к здоровому образу жизни Средства: памятки,беседа Продолжительность работы: год Участники:.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доуФизкультурное занятие «Мы за здоровый образ жизни» в старшей группе МЫ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Занятие в старшей группе Цель занятия воспитание основ культуры здоровья, развитие общих физических и двигательных.

Проект по ЗОЖ в средней группе «Мы за здоровый образ жизни» Проект в средней группе по здоровьесбережению «Мы за здоровый образ жизни». Пояснительная записка Современный мир трудно представить без.

Мы за здоровый образ жизни! Республика Мордовия, п. Чамзинка МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Солнышко». Издатель: Первушкина. Е. М Мы за здоровый образ жизни.

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доуСтенгазета «За здоровый образ жизни» Последнее время уровень здоровья детей снижается, повышена заболеваемость. Перед педагогами и родителями стоит огромная задача по укреплению.

Источник

Методическая разработка на тему: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Смотреть картинку методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Картинка про методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу. Фото методическая разработка на тему здоровый образ жизни в доу

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Глава 2. Методика организации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ

2.1 Цель и задачи программы

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Актуальность выбранной темы

Актуальность темы: « Формирование основ здорового образа жизни у детей 5-7 лет» не вызывает сомнений. Эпиграфом данной работы хотелось бы выбрать слова В.А. Сухомлинского : « Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Формирование здорового поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Однако статистика приводит «печальные цифры». Так физиологически зрелыми сегодня рождаются не более 14% детей, т.е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. 25-35% детей, приходящих в первый класс имеют физические недостатки или хронические заболевания. Главная причина : культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.

И тем не менее в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находится, во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания; во-вторых, образовательно-воспитательное учреждение, т.е. вторая семья. Так, в «Концепции дошкольного воспитания» подчеркивается: « Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник – не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».

На здоровье детей оказывает влияние целый ряд факторов:

1.наследственность-доля влияния составляет 20%;

2.воздействие окружающей среды( экологические и природно-климатические факторы) – доля влияния 20% ;

3.влияние факторов организации медицинского обслуживания – 10%;

4.социально-экономические факторы и образ жизни – доля 50%.

Эти данные заставляют обратить самое серьезное внимание на четвертую группу факторов. Её составляют отношение ребенка к своему здоровью, его питание, соблюдение режима дня, двигательная активность, закаливание, полноценный сон, овладение гигиеническими навыками.

На мой взгляд без преувеличения можно сказать, что семья и детский сад – это те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время проблема здоровья ребенка остро стоит в нашей стране. Поэтому важно так организовать оздоровительную и физкультурную работу в детском саду, чтобы в ее процессе развивались не только двигательные умения, навыки и физические качества, но и положительное отношение к здоровому образу жизни.

Цель исследования: сформировать у детей дошкольного возраста основы здорового образа жизни.

Сформировать у детей осознанное отношение к здоровью как ведущей ценности и мотивацию к здоровому образу жизни;

Формирование у детей 5-7 лет доступных первоначальных представлений и знаний о здоровье, человеке и его организме, месте человека в окружающем мире; способствовать развитию умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;

Научить ребенка применять полученные знания для самостоятельного решения задач здорового образа жизни и безопасного поведения;

Обучить детей приемам самомассажа и саморасслабления с целью снятия психомышечного напряжения ( возбудимости, агрессивности, страха):

гимнастика после сна ;

полоскание рта перед сном;

подвижные игры на свежем воздухе;

упражнения на выражение эмоционального состояния;

Повышать эффективность работы по формированию основ здорового образа жизни у детей через сотрудничество с родителями.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

1.1 Анализ психолого-педагогической литературы

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).

Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В. Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповой подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблеме формирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогического процесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е. Луниной.

Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольника невозможно без физического воспитания.

В то же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о недостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольных учреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

Исследованиями Е.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физической культуре направлены главным образом на освоение определенного объема двигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основных двигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б. Лагутина, работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания и обучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методов воспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества, ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируя индивидуальные особенности развития.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУ освещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И. Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.

Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:

определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;

разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.

1.2 Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью

Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайне затруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу.

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:

4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?

Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

По словам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Занятия физкультурой, прогулки

Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

Бережное отношение к окружающей среде, к природе

Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

Формирование понятия «не вреди себе сам»

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

1.3 Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своего здоровья

Психологической основой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья является наличие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности у ребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастной динамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная роль чаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностей маленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В понимании детей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующего здорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.

Гигиенически организованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении является первым и основным условием развития у него потребности в здоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности и возможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение и развитие этой потребности.

Другой пример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом и т.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления». Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай, побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями в гормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности в систематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность в здоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связанным с чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.

Третьим условием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни является овладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостный интегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотря на то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широко распространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет ряд существенных отличий, в том числе и по методике организации занятий.

Во-первых, этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет «укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей.

В-третьих, на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.

В-четвертых, содержание занятий должно в полной мере соответствовать практике физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.

Становясь активными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь с тем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнее осознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой о нем.

Четвертым условием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализация принципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность его заключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявления детьми своих растущих физических возможностей.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БУДЬ ЗДОРОВ» В УСЛОВИЯХ ДОУ

2.1 Цель и задачи программы

В программу включены разделы:

Программа составлена с учетом документов:

основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Логинов В.И. «Детство». «Программа развития и воспитания детей в детском саду». Цель: валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.

программы «Здоровье» Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредных факторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защите здоровья от последствий этих ситуаций.

кружка « Советы Айболита»

программы «Школа здорового человека» Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представления дошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охране здоровья.

Целью нашей программы является следующее: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела);

помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,

научить «слушать» и «слышать» свой организм;

осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;

привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;

ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;

формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;

В программе отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.

Для детей 5-7лет (старшей группы) поставлены следующие задачи:

«Я!». Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); устанавливать связи между строением органа и его назначением, между своим состоянием и способами заботы о себе. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место, следить за одеждой; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому; продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимо активно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки, туловище. Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.

Принципы реализации программы.

— учет возрастных особенностей детей

— адаптированность материала к возрасту

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному

— частое повторение усвоенных правил и норм.

— учет особенностей мышления

— интеграция программы в разные виды деятельности

— создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

2.2 Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе

Целью нашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогут каждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым.

Для реализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:

музыкально-физкультурный зал, оборудованный современным оборудованием;

спортивная площадка (на участке детского сада),

физкультурный уголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активные движения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных на занятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, пока оно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяется другим.

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

1. Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально-ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, ребристая доска (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

2. Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.

Реализация программы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.

Используются следующие методические приемы:

рассказы и беседы воспитателя;

моделирование различных ситуаций;

рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

При проведении работы используем положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываем и настроение детей: если они возбужденные, разговариваем голосом негромким и спокойным, и наоборот, если дети грустные, ведем разговор громко и веселым голосом. Стараемся заметить старание ребенка его личные достижения, способность преодолеть страх и неуверенность.

От воспитателя зависит эмоциональный настрой на занятиях, поэтому стараемся быть искренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенные детям упражнения, осуществлять творческий подход к детям.

Что касается именно нашей работы по воспитанию у детей здорового образа жизни. Первое, что мы сделали, это провели диагностику.

В процессе воспитательской деятельности мы стараемся так строить свою работу, чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешь быть здоровым бегай!». Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей 5-7 лет в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: наши дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

не допускать сокращения времени пребывания на открытом воздухе

обеспечить достаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условии рациональной одежды детей.

Эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. У нас в группе нет условий для специального какого-то закаливания по определенной методике. Поэтому за основу закаливания берется солнце, воздух и вода. Эти три фактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивость организма к холоду, жаре, ветру, дожде.

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.

Возраст 5-7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.

Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Жуковин И. Ю. Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика, коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск: РИО КГПУ, 1999.

Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 1989.

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М., 1991.

Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *