место и роль политологии в жизни общества
Роль и значение политологии в обществе
Главное назначение политологии — делать людейполитическикультурными личностями. Люди не должны позволять политикам обращаться с собой как с послушной массой, которую можно дурачить и использовать в личных целях. А для этого необходимо быть социологически и политически грамотными, информированными в вопросах текущей политики.
Политология помогает глубже понять логику общественного развития; дает знания основ политической жизни, государственного устройства и международной политики. Она проясняет различия политических режимов, партий и лидеров; раскрывает суть правового государства и гражданского общества, которые так нужны будущей сильной России. Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей.
Политические знания важны как для индивидов, так и для общества в целом. Отдельному человеку они необходимы для того, (1) чтобы не оказаться в положении простой пешки в чужой политической игре; (2) чтобы уметь отличить политика-пустозвона, своекорыстного и сладкоголосого болтуна от человека дела, искренне озабоченного процветанием своей страны;
Обществу в целом политическая грамотность его граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.
Политология и ее роль в современном обществе
Политика является неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Ее содержание составляет реализация интересов, запросов и потребностей различных социальных групп в управлении обществом. Политические процессы определяют судьбы стран и народов, оказывают воздействие на жизнь каждого человека в отдельности. Изучение закономерностей этих процессов, осмысление вопросов политической жизни общества образуют отдельную науку – политологию.
Что это за наука?
Политология – наука о политике, политических учреждениях и политические отношениях. Она изучает методы управления обществом, типы и иерархии систем власти, политические процессы, функции государства в обществе. Предметами изучения политологии являются:
В рамках политологии проводится сравнительный анализ политических систем, исследование и прогнозирование политических событий и процессов. Объектами ее изучения становятся политические ориентации, ценности, мотивы поведения различных социальных групп, деятельность политических лидеров. Наука распадается на несколько отдельных научных дисциплин:
Они охватывают весь комплекс явлений, институтов, отношений, процессов политической жизни общества: государственно-правовую, партийную и избирательную систему, механизмы принятия управленческих решений, политическую культуру общества.
Краткая история
Первые попытки научного осмысления вопросов политической жизни общества относятся к временам античности. В трудах Платона, Аристотеля, Цицерона отражены представления об общественном идеале, идеальном государстве, способах достижения общественного блага. Тогда же появляется само понятие «политика». В средние века политическая наука развивается в рамках религиозных концепций. В трудах христианских философов Аврелия Августина и Фомы Аквинского обосновано божественное происхождение политической власти и необходимость подчинения ей «по совести».
С середины ХIV века наука постепенно освобождается от философско-этических и религиозных взглядов, приобретает гражданскую направленность. Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье, М. Вольтер в своих работах отстаивали равенство граждан перед законом и свободу слова, желательными формами государственного устройства считали республику или конституционную монархию. В начале XIX века возникают либеральные и революционные общественно-политические течения, выступающие против автократии и провозглашающие непоколебимость прав и личных свобод человека.
Самостоятельной наукой политология становится в середине того же столетия. В США, Великобритании, Франции создаются школы политических наук или соответствующие кафедры в университетах. Появляются первые политологические исследования, разрабатываются различные концепции:
Политика тесно связана с другими общественными сферами: экономикой, правом, идеологией, культурой, религией. Выводами политических исследований пользуются политики, социологи, экологи, демографы, правоведы, историки.
Заключение
В настоящее время политология является одной из самых авторитетных наук. Она дает объективное, научное представление о политических процессах, помогает в осуществлении социального управления, позволяет делать политические прогнозы и в соответствии с ними принимать политические решения.
Роль и значения политологии в обществе
Главным аргументом в пользу такой позиции является ссылка на естественно сложившуюся в ходе истории дифференциацию наук, на междисциплинарное разделение труда. Действительно, в силу различных причин традиционно главным объектом изучения политической науки были государство, его устройство и деятельность, а также другие политические организации. Затем предмет ее расширился за счет политических явлений, не исследуемых другими науками: политических процессов, поведения, систем и т.д. Однако такое спонтанное расширение предмета политологии нередко противоречит научной логике и не позволяет ответить на вопрос, почему, помимо традиционных для нее политических институтов, она включает в свой предмет одни политические явления, например поведение, и не включает другие, например стереотипы, установки и т.п.
Являясь единой по своей сути наукой, политология внутренне дифференцирована и включает целый ряд более частных дисциплин, отражающих отдельные аспекты, стороны политики и ее взаимоотношение с обществом. Как считает немецкий ученый П. Ноак, политическая наука складывается из четырех важнейших дисциплин: политической философии, или политической теории; учения о политических институтах; политической социологии; теории международной политики [2].
Кроме названных этим автором политических наук, их перечень может быть дополнен историей политических учений, политической антропологией, политической психологией, политической географией, политической экологией, политической астрологией и т.п. [3].
Таким образом, политическая философия служит общей методологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, определяет границы и принципы государственной власти и т.п. Политическая философия была исторически первой формой существования политической науки. Философские знания составляют ядро мировоззрения человека и политической культуры общества [4].
Объектом политологии является вся совокупность свойств, связей и отношений общественной жизни, которые носят название политических. Иначе говоря, объектом политологии является политическая сфера общественной жизни.
Что же включается в эту сферу?
Политология как научная дисциплина, имеющая многообразные связи с жизнью общества, выполняет ряд функций [8].
Одной из важных функций политологии является мировоззренческая (иногда ее называют аксиологической).
Политология формирует определенный взгляд на развитие общества, его механизмы, взаимоотношения внутри политически организованного общества и мира в целом, на место человека в политически оформленном мире. Она формирует систему политических взглядов, убеждений и норм политического поведения, создает в общественном сознании образ властных отношений.
Как учебная дисциплина в высшей школе политология выполняет функцию обучения теории и практике политической деятельности, воспитания цивилизованной политической культуры.
Познавательная функция связана с изучением тенденций политического развития, политических событий, явлений и процессов. Политология вооружает общество новым знанием о политической действительности.
На этой основе формируется определенное отношение к политике. Эмоциональное и спонтанное чувство по отношению к политике заменяется знанием и взвешенным выбором линии политического поведения, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Воспитательная функция политологии выражается в утверждении определенной политической культуры в обществе, утверждающей некие правила, нормы политического поведения.
Политическая культура, как известно, тесно связана с господствующей в обществе идеологией, играющей весьма важную роль в выработке коллективного взгляда на те или иные политические события, на поддержание устойчивости политической системы данного общества.
Скажем и о том, что выводы и рекомендации политологов затрагивают политические интересы различных участников политических событий как индивидуальных, так и коллективных. А потому и сама политология наделяется в определенной мере идеологическим содержанием. Не случайно, на начальном этапе демократических преобразований в России высказывались предложения о превращении политологии в государственную идеологию.
Управленческая функция политологии основывается на том, что эта наука вскрывает тенденции политического развития, вооружает общество информацией, без которой затруднено или просто невозможно эффективное политическое управление общественными делами.
Проблематика политического решения как средства управления обществом является важнейшим направлением развития политологии. А сама она, чем дальше, тем больше участвует в разработке практических рекомендаций по вопросам повышения эффективности руководства политическими процессами и управления политическими событиями.
Прогностическая функция. Ценность политологического исследования определяется не только тем, насколько адекватно оно отображает те или иные тенденции политических процессов, но и тем, в какой степени оно завершается научно обоснованными прогнозами, направленными на осуществление политических изменений в конкретной политической ситуации.
Научно обоснованный прогноз позволяет властям избегать разрушительных последствий непродуманных решений, позволяет планировать общественное развитие [3].
Функции политологии, роль и значение в жизни человека и общества
1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
Политология занимает одно из видных мест в современном обществознании. Ее весьма высокая значимость определяется ролью политики в жизни общества. На протяжении всей истории человеческой цивилизации политика и, прежде всего, государство оказывали важное воздействие на судьбы стран и народов, а во многом и на повседневную жизнь человека. Что же представляет собой наука об этой сфере общества?
Термин «политология»образовался от греческих слов politike (государственные или общественные дела) и logos (слово, учение), что буквально означает «политическая наука»или «наука о политике». Действительно, политологияисследует политическую жизнь общества в самых различных ее проявлениях. Она, в частности, изучаетпроблемы политической власти и взаимоотношений людей; их политические интересы, взгляды и позиции; деятельность политических институтов (прежде всего государства и партий); внешнюю политику государств, роль международных организации и т.д.
Если политология – наука о политике, то в чем сущность политики и какие задачи она решает?
Так, с возникновением частной собственности и разрушением общин многие стали жить отдельно и независимо, у них появились свои особые цели и потребности, которые подчас противоречили интересам других людей. При этом усиливалось имущественное неравенство, общество расслаивалось на богатых и бедных, на собственников средств производства и неимущих, на работодателей и наемных работников. Постепенно складывались обособленные, часто небезконфликтные социальные группы: касты, сословия, классы, слои, нации, конфессиональные, профессиональные и другие общности. В то же время с развитием общественного разделения труда усиливались взаимосвязи людей, их зависимость друг от друга, учащались и обострялись столкновения отдельных граждан и групп, возникали конфликты в обществах. Наконец, образовались отдельные страны, отношения между которыми тоже складывались не без коллизий.
На фоне такого усложнения общественной жизни становится очевидным, что прежних естественных регуляторов человеческих отношений уже недостаточно. Нужна особая социальная сила которая, используя инструмент власти, обеспечивала бы реализацию интересов каждого отдельного человека и в то же время урегулирование межгрупповых разногласий, а также сохранение целостности общества и защиту его интересов на международной арене. Социальной силой, выполняющей эти задачи, и служит политика, которую Платон красноречиво определил как «искусство жить вместе».
Таким образом, необходимость политики вытекает из факта, что без нее человеческое существование попросту невозможно. Люди слишком разны, несовершенны, эгоистичны; им трудно быть вместе. Но одновременно они очень нужны друг другу и обречены жить в обществе, в небесконфликтном взаимодействии. Политика помогает им делать это более рационально, гуманно и цивилизованно.
Политикой как одной из наиболее важных сфер общественной жизни мыслители интересовались издавна. Представления о ней менялись от одной исторической эпохи к другой, и к настоящему времени культура располагает целым арсеналом самых разнообразных идей о природе, сущности и назначении политики.
Первоначально политическое знание имело религиозно-мифологический характер. С религиозно-мифологических позиций политика объяснялась в контексте божественного происхождения всего сущего.
Возникновение и развитие философии не только обогатило знание о политике, но и, по сути, послужило формированию концептуальных основ политической науки. Взгляды на политику Платона, Аристотеля, Конфуция и ряда других древних философов во многом определили философский подход к пониманию политики.
В европейской философско-политологической мысли Аристотель одним из первых заявил о первичности политики в мире общественных явлений. Из выдвинутого им положения о человеке как политическом существе, естественным образом предназначенном для жизни в обществе, следовало, что политическое начало общественной жизни является одним из фундаментальных социальных начал человеческого бытия.
Идея производности политики от других общественных явлений реализовывалась в различных вариантах. Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Кант объясняли политику из права
Марксисты считали, что политика производна от экономики. В ленинской интерпретации марксистский подход представлялся следующим образом: политика – это концентрированное выражение экономики. Известны попытки обусловить политику моралью (Конфуций и др.). Для сторонников данной точки зрения без нравственной «пропитки» политика не может всерьез рассматриваться в качестве рационального средства управления развитием общества.
У М.Вебера, власть – первична, а политика – вторична: участие в политике означает возможность участвовать во власти и влиять на ее распределение. Отношение к государственной власти больших социальных групп было взято за основу распространенного в советской обществоведческой литературе понимания политики. Политика определялась как отношения между классами, нациями и другими большими социальными группами по поводу завоевания, удержания и распоряжения в своих интересах государственной власти.
В разрабатываемом в социальной философии сферном подходе к анализу жизни общества политика выделяется в отдельную сферу, обеспечивающую наряду с другими (экономической, социальной, духовной) сферами целостность социального развития. При таком подходе политика как общественное явление представляется в виде системного образования, имеющего в своем составе в качестве элементов политическую деятельность, политические отношения, политическую организацию и политическое сознание. Государство (государственная власть) как ключевой институт политической организации регулирует основные общественные функции внутри страны, проводя внутреннюю политику, и на международной арене, осуществляя внешнюю политику. С учетом места и роли государства в проведении политики вполне оправданно говорят о политике как об искусстве управления государством.
Занимаемая позиция в вопросе о первичности политики в устройстве общественной жизни во многом определяет понимание других важнейших проблем политической науки, среди которых проблема конфликтности политики является ключевой для объяснения природы и сущности политического насилия и войны.
Согласно второму подходу политика не является общественной сущностью, изначально несущей в себе конфликт. Конфликт вполне может возникать вне сферы политики, иметь экономическое, правовое и иное основание и содержание. Именно этой борьбой и порождается политическое начало, обусловливается содержание политики как сферы разрешения социального (в широком смысле слова) конфликта. В сфере политики экономические, идеологические и иные конфликты политизируются, то есть приобретают политический характер и решаются средствами политического воздействия (различными формами политического убеждения и принуждения, в том числе и войной). Но война в этом случае предстает не только как продолжение политики, но и имеет более глубокие, находящиеся в других сферах общественной жизни основания. Чаще всего она объясняется из экономической борьбы за прибыль и сверхприбыль, за рынки сбыта и источники сырья. Нередко война рассматривается как проявление и следствие непрекращающейся духовной борьбы сил добра и зла.
Как бы ни были различны философские представления о политике как об общественном явлении, в них всегда признается ее неразрывная связь и с самыми глубокими основами человеческого существования, и с повседневными насущными проблемами жизни людей. В связи с этим изучение политики, получение и систематизация знания о ней всегда было вызвано практической потребностью в углублении понимания процессов развития общества и гармонизации общественной динамики.
Реализация практической потребности в развитии политического знания привела к «отпочкованию» политической науки от философского «древа». Во второй половине XIX века в ряде учебных заведений США стали появляться кафедры политологии. В 1903 году была создана Американская ассоциация политических наук. Завершением процесса выделения политической науки в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать создание под эгидой ЮНЕСКО Международной организации политической науки (1949 г.).
Знание об объекте и предмете политологии позволяет составить более ясное представление о том, что изучает данная научная дисциплина.
Объект политологии представляет собой часть действительности, которую она изучает с целью теоретического объяснения политики.
Объектом политологии выступает политическая сфера общественной жизни, в которой политика представлена во всем своем реальном многообразии и как деятельность государства, других политических институтов, и как политические отношения, складывающиеся в обществе по поводу организации и форм государственной власти, и как политическое сознание различных субъектов социального действия.
Под предметом политологии понимается результат исследовательской деятельности, который позволяет научно объяснить политику. Таким результатом принято считать познание и раскрытие сущности явления в форме законов его существования. Исходя из этого, предметом изучения политологииявляется сущность политики, раскрытая на уровне законов организации, функционирования и развития политической сферы жизни общества. При таком понимании политология изучает законы, в которых отражены, во-первых, связи политической сферы с другими сферами жизни общества; во-вторых, связи между составляющими политическую сферу жизни компонентами (например, политическими институтами и политическим сознанием); в-третьих, связи внутри самих этих компонентов.
Изучение политики в рамках «Политологии» становится более эффективным, если опирается на другие отрасли гуманитарного знания, в которых отражены объективно существующие в обществе связи политики с экономикой, правом, моралью и другими социально значимыми феноменами.
Политика тесно связана с экономикой: она испытывает на себе ее влияние и в то же время оказывает обратное воздействие на экономическую жизнь общества. Отмечая влияние политики на экономику, Ф. Энгельс писал, что «обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении – тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития – тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится в конце концов к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве». Проблема поиска оптимального соотношения политики и экономики, обеспечивающего устойчивое позитивное развитие общества, актуальна и поныне. Ее решение актуализирует связь между политической и экономической теориями.
Несколько в ином плане строятся отношения политологии с философией, социологией, исторической наукой. Связь политологии с философией имеет в большей мере методологический и мировоззренческий характер в том смысле, что для исследования объекта и предмета политологии востребованы многие философские методологические и мировоззренческие принципы.
Связь политологии с социологией имеет не только методологическое, но и концептуальное основание, поскольку понимание политики исходит из общетеоретических представлений об обществе, закономерностях его развития и функционирования.
Историческая наука, раскрывая эволюцию развития общества, значительное место отводит становлению политических институтов, развитию политических отношений и политического сознания, в качестве исторических фактов и исторического опыта она запечатлевает результаты политической деятельности в истории народов и в целом человечества. Все это используется политологией, с одной стороны, для правильного представления и адекватной оценки исторического пути, пройденного политикой, без чего невозможно понять сущность политики, ее роль и место в жизни общества. С другой стороны, политология использует историческое знание в качестве опорного материала для сопоставления политических явлений общественной жизни, выявления в них позитивного потенциала и негативных следствий.
Важным параметром, свидетельствующим о становлении политологии как самостоятельной научной дисциплины, является наличие специфического метода познания политической действительности.
Метод политической науки представляет собой систему методологических средств, разных по своим возможностям в познании политики. Концептуальная разработка политики достигается посредством методов исследования, которые называются подходами. Подходы обеспечивают наиболее общее видение политики и политической жизни общества. Они отличаются друг от друга углом зрения на целостность политики, той гранью, которая выходит на первый план при ее видении.
Наиболее общим подходом к анализу политической реальности является диалектический подход, в соответствии с которым политика рассматривается в развитии и в противоречивой связи с другими общественными явлениями.
Социологический подход позволяет представить политику как социально обусловленное явление, раскрыть ее зависимость от экономических, социальных, идеологических отношений, существующих в обществе и показать обратное ее влияние на них.
Культурологический подход требует рассматривать политику в зависимости от политической культуры.
Нормативный подход обеспечивает видение политики, исходя из ее ценности в решении извечных общественных проблем – достижения всеобщего блага, справедливости, свободы. Придавая политике прежде всего ценностное измерение, он ориентирован на сферу должного, требуя раскрытия норм, на основе которых она должна строиться, идеала политического устройства общества и политических отношений в нем.
Институциональный подход предполагает видение целостности политики с точки зрения институтов ее представляющих и реализующих.
Деятельностный подход позволяет раскрыть политику в динамике, показать специфику политического процесса, представить его основные этапы. Охватывая политику от принятия решения до его реализации, деятельностный подход способствует распространению в культуре понимания политики как процесса управления обществом.
Бихевиористский подход предполагает изучение политики на основе изучения индивидуально-личностного поведения человека, участвующего в политике, и своим поведением, влияющим на политику групп. В рамках данного подхода при проведении политического анализа поведения и мотивации используются самые разнообразные их количественные измерения как зафиксированные статистикой, так и получаемые в ходе проведения различных опросов. Благодаря бихевиористскому подходу появилась перспектива эффективного использования в политологических исследованиях компьютерной техники.
Психологический подход, так же как и бихевиористский, исходит в исследовании политики ее зависимостью от субъективных механизмов политического поведения отдельного человека. Он ориентирован на изучение психологической обусловленности политического поведения человека индивидуальными и родовыми психологическими механизмами (чертами характера, психологической мотивацией, бессознательными психическими процессами и т.д.).
Разновидностью психологического подхода является социально-психологический подход, раскрывающий зависимость поведения от включенности человека в большие и малые социальные группы (классы, нации и т.п.).
Исторический подход используется для показа политики в ее временной целостности, то есть в единстве прошлого, настоящего и будущего, в противоречивой взаимосвязи политических традиций и новаций.
Каждым из указанных методов не только задается специфическое видение политики, но и намечается исследовательский путь ее познания, пройти который невозможно без привлечения методологического инструментария другого вида, позволяющего определить способы дальнейшей организации познавательного процесса. К числу такого вида методологических средств следует отнести общенаучные методы: анализ, синтез, аналогию, абстрагирование, индукцию, дедукцию и целый ряд других методов. Среди методов указанного вида в политологии особо выделяется метод сравнения. Сравнительный метод нашел настолько широкое распространение, что послужил основанием выделения в политической науке отдельной отрасли знания – сравнительной политологии, занимающейся изучением однотипных политических объектов (политических систем, избирательных систем и т.д.) с целью выявления общих закономерностей, специфики их создания и развития в различных странах.
Методологические приемы получения первичной информации о политических явлениях также входят в состав метода политической науки. К ним относятся: наблюдение за политическими событиями, анкетный опрос, анализ документов и другие, нередко заимствованные политологией из социологии и из других наук методологические средства.
Таким образом, метод политический науки представляет собой единство самых различных методологических средств, позволяющих указать путь политического исследования посредством раскрытия возможных подходов к изучению политики, способов дальнейшей логической организации исследования, приемов эмпирического изучения политической действительности.
2. ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Политологияпомогает глубже понять логику общественного развития; дает знания основ политической жизни, государственного устройства и международной политики. Она проясняет различия политических режимов, партий и лидеров; раскрывает суть правового государства и гражданского общества, которые так нужны будущей сильной России. Политология учит культуре цивилизованных взаимоотношений людей.
Политические знанияважны как для индивидов, так и для общества в целом. Отдельному человеку они необходимы для того, чтобы не оказаться в положении простой пешки в чужой политической игре; чтобы уметь отличить политика-пустозвона, своекорыстного и сладкоголосого болтуна от человека дела, искренне озабоченного процветанием своей страны; чтобы сознательно участвовать в выборах, референдумах, в контроле за деятельностью властей и других демократических процедурах; правильно понимать свое место и роль в обществе, свои права и обязанности, и быть способным защищать личные интересы в нем; уметь решать свои жизненные проблемы в цивилизованном сотрудничестве с другими людьми: уважая их интересы, идя на компромиссы для смягчения неизбежных конфликтов, не допуская проявления эгоцентризма, нетерпимости и эмоциональной неуравновешенности.
Обществу в целом политическая грамотность его граждан нужна, чтобы быть открытым, демократическим и цивилизованным социумом сознательных, свободных и ответственных людей, которые не дадут власть в руки эгоистичных и некомпетентных политиков, не допустят произвола и беззакония, антигуманных и неэффективных форм социальной жизни.
Политология как наука выполняет ряд взаимосвязанных между собой функций, в которых конкретизируются ее роль и значение в жизни человека и общества.
Прогностическая функция.На основе познания закономерностей развития политических явлений и процессов политология способна выдвигать гипотезы, теории, истинность которых затем будет проверяться практикой.
Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в политической сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее политических явлений. Научные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.
Функции политологии тесно между собой взаимосвязаны, они дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении и социальной роли политологии.