меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Врачебная этика и деонтология

Кодекс этики Ульяновской области устанавливает правила, предусматривающие этические ценности и правила служебного поведения медицинских работников. Правила базируются на основных этических принципах:

1) Добросовестность (отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями);

2) Профессионализм (соблюдение принятых профессиональных стандартов);

3) Репутация (поддержание положительной репутации региона);

4) Открытость (получение полных и достоверных сведений);

5) Конфиденциальность (обеспечение сохранности информации);

6) Эффективность, сплоченность (коллективная работа, направленная на достижение высоких результатов);

7) Уважение (уважительное отношение, отсутствие дискриминации);

8) Ответственность (осознание ответственности за принятые профессиональные решения).

Действие настоящего Кодекса направлено на достижение социального благополучия региона.

Во многих регионах России действуют комитеты по этике, занимающиеся решением спорных вопросов. Приоритетные проблемы данных комитетов – проверка и контроль выполнения этических норм медицинскими и фармацевтическими работниками. Комитет на безвозмездной основе осуществляет этическую экспертизу.

Взаимоотношения врача и пациента – основная проблема медицинской этики. Врач обязан оказывать качественную и безопасную помощь. Врачебная этика охватывает не только вопросы, касающиеся отношений врач-больной, но и определяет норму поведения врача. При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента.

Сложность в разрешении этических споров заключается в том, что невозможно регламентировать все виды отношения врача и пациента. В первую очередь это проблемы доверия пациента, слаженной работы медицинских сотрудников, внимательное отношение врача.

Современные условия требуют от медицинских работников соблюдения действующих этических норм. Необходимо осуществлять профессионально-нравственные ориентации для формирования этических ценностей поведения медицинских работников. Периодическое напоминание медицинскому персоналу о существовании подобных правилсохраняет в коллективе приверженность к основам этики.

Отношения медицинского работника и больного базируются на следующих принципах:

1. Любому работнику медицинской сферы должны быть присущи такие качества, как сострадание, доброта, чуткость и отзывчивость, заботливость и внимательное отношение к больному.

2. Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, однако он не должен допускать панибратства.

3.Медицинский работник должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач и медицинская сестра должны в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.

4. Большое значение имеет слово, что подразумевает не только культуру речи, но и чувство такта, умение поднять больному настроение, не ранить его не­осторожным высказыванием.

5. Особое значение в медицинской профессии приобретают такие общечеловеческие нормы общения, как умение уважать и внимательно выслушать собеседника, продемонстрировать заин­тересованность в содержании беседы и мнении больного, правильное и доступное построение речи.

6. Немаловажен и внешний опрятный вид медицинского персонала: чистые халат и шапочка, ак­куратная сменная обувь, ухоженные руки с коротко остриженными ногтями.

7. Необходимо всегда по­мнить, что медику недопустимо без меры использовать парфюмерные и косметические средства. Сильные и резкие запахи могут вызвать нежелательные реакции: от нервного раздражения больно­го и различных проявлений у него аллергии до острого приступа бронхиальной астмы.

8. Тактика медицинского работника, его поведение всегда должны строиться в зависимости от характера больного, уровня его культуры, тяжести заболевания, особенностями психики. С мнительными больными необходимо обладать терпением; все больные нуждаются в утешении, но в то же время в твердой уверенности врача в возможность излечения. Важнейшей задачей медицинского работника является необходимость добиться доверия больного и неосторожным словом и действием не подорвать его в последующем.

Отношения медицинского работника с родственниками больного

Взаимоотношения медицинского работника с родственниками самая сложная проблема медицинской деонтологии. Если заболевание обычное и лечение идет хорошо допустима полная откровенность. При наличии осложнений допустим корректный разговор с ближайшими родственниками.

Отношения между медицинскими работниками предусматривают выполнения следующих правил.

2. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая их авторитета.

Если во время манипуляции медицинский работник сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе действий.

Взаимоотношения медицинского работника и общества

Общий статус медицинского работника, особенность выполняемой им работы, требует высокой культуры и интеллигентности. Высокая культура медицинского работника неразрывно связано с чистотой его нравственного облика. Не будет хорошим врачом тот, кто не является хорошим человеком, человеком, который благожелательно относится к окружающим людям, понимает их горести и радости, в случаи нужды с готовностью помогает им словом и делом.

К деонтологическим вопросам ухода за больными можно отнести и необходимость со­хранения врачебной тайны. Медицинские работники не имеют права разглашать сведения о боль­ном глубоко личного, интимного характера. Однако это требование не относится к ситуациям, представляющим опасность для других людей: венерические заболевания, инфекционные, инфи­цирование вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), отравления и др. В этих случаях медицинские работ­ники обязаны немедленно информировать соответствующие организации о полученных сведени­ях. С целью проведения санитарно-эпидемиологических мероприятий в очаге при выявлении ин­фекционного заболевания, пищевого отравления или педикулёза медицинская сестра в течение 12 ч с момента установления диагноза обязана информировать санитарно-эпидемиологическую стан­цию по телефону и одновременно направить туда заполненный бланк экстренного извещения.

Источник

Меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Законодательная база

Говоря о правах и обязанностях пациента, мы будем опираться на следующие законодательные акты Российской Федерации:

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Права по ФЗ №323

Полный перечень прав пациента, согласно ФЗ, следующий:

Продолжаем разбирать законодательный акт.

Обязанности по ФЗ №323

А теперь перечислим обязанности пациента:

И снова связаны обязанности пациента и врача. Права медицинского учреждения будут прямо вытекать из обязанностей его пациентов.

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Классификация обязанностей

Теперь перейдем уже к более общим случаям. Все обязанности пациента можно разделить на три категории:

А теперь имеет смысл более детально ознакомиться с важнейшими обязанностями пациента.

Обязанность заботиться о собственном здоровье

Это ключевой долг любого пациента на территории РФ. Данную обязанность ему прямо прописывает п. 1 ст. 27 ФЗ №323 «Об охране здоровья в РФ».

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Прохождение медосмотров: законодательная база

Теперь представим законодательные акты, регулирующие данный вопрос:

Теперь кратко представим содержание прописанных законодательных актов.

Кто обязан проходить медосмотры?

Указанные выше законодательные акты прописывают для этих категорий обязательные предварительные медицинские осмотры (для подтверждения факта профпригодности), а также периодическую ежегодную диспансеризацию.

Указываются следующие частности:

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Обязанности страдающих от опасных заболеваний

Из данного законодательного акта следует, что граждане, страдающие хотя бы одним заболеванием из Перечня, обязаны:

В Перечень входят следующие заболевания:

Обязанности проходящих лечение

Мы рассмотрели понятие и общую характеристику обязанностей пациента, но следует заметить, что многие, говоря о пациентах, все же имеют в виду только тех людей, кто в данный момент проходит лечение. Давайте определимся конкретно с долгом данных лиц:

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Что такое «несоблюдение режима лечения»?

Данный акт под нарушением режима лечения определяет следующие действия/бездействие:

Все вышеуказанное лечащий доктор правомочен отметить в листе временной нетрудоспособности пациента.

Если перейти к врачебной практике, то несоблюдение предписаний доктора обычно следующее:

Санкции при оформлении листка временной нетрудоспособности

Наказание за нарушение обязанностей пациента может быть назначено гражданину при оформлении им больничного на работе. Проявляется оно в снижении объема пособия по временной нетрудоспособности.

Из всего сказанного есть одно исключение. Размер пособия по временной нетрудоспособности запрещено снижать лицам, если она (нетрудоспособность) связана с полученной на производстве травмой, несчастным случаем на работе.

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Многих пациентов интересует: может ли медицинская организация в силу каких-то причин отказать им в лечении? Нет, это невозможно ни при каком нарушении обязанностей пациента. Законодательное обоснование такого утверждения следующее:

Оплата медуслуг

Пациент обязан оплатить добровольно оказанные ему медицинские услуги, если они относятся к платным, по той стоимости, что прописана в заключенном с ним договоре.

Дополнительно важно следующее:

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Нет таких сфер, где бы человек обладал только правами. Гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением. Права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения в целом.

Источник

Модели медицинской этики

Поделиться:

Модель Гиппократа (принцип «не навреди»).

Модель Парацельса (принцип «делай добро»).

Деонтологическая модель (принцип «соблюдения долга»).

Биоэтика (принцип «уважения прав и достоинства личности»).

Исторические особенности и логические основания каждой из моделей определяли становление тех моральных принципов, которые составляют сегодня ценностно-нормативное содержание современной биомедицинской этики.

МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА

Первой формой врачебной этики были моральные принципы врачевания Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), изложенные им в «Клятве», а также в книгах «О законе», «О врачах», «О благоприличном поведении», «Наставления» и др.

Помимо этого этика Гиппократа, что хорошо иллюстрируется «Клятвой», была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей-одиночек, разных шарлатанов, которых и в те времена было немало, и обеспечить доверие общества к врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

Практическое отношение врача к больному и здоровому человеку, изначально ориентированное на заботу, помощь, поддержку является основной чертой профессиональной врачебной этики.

Ту часть врачебной этики, которая рассматривает проблему взаимоотношения врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и профессиональных обязательств медицинского сообщества, можно назвать «моделью Гиппократа».

Основополагающим среди перечисленных принципов для модели Гиппократа является принцип «не навреди», который фокусирует в себе гражданское кредо врачебного сословия. Этот принцип формирует исходную профессиональную гарантию, которая может рассматриваться как условие и основание его признания обществом в целом и каждым человеком отдельно, который доверяет врачу свое здоровье и жизнь.

Большое внимание Гиппократ уделял облику врача, не только моральной, но и внешней (одежда, опрятность) респектабельности, что было связано с необходимостью формирования доверия обращающихся к врачебной касте в период перехода от жреческой медицины к светской. Жрецы, за всю историю развития религии, приобрели статус приближенных к богам, считалось, что от них получали они мудрость и наставления, знания и навыки. Врачи же, преодолевшие храмовость, должны были приобретать и обладать такими качествами, которые способствовали бы формированию облика всего врачебного профессионального сообщества того времени. Гиппократ определял эти качества, отталкиваясь от обобщенных ценностей Древней Греции.

В книге «О благоприличном поведении» наиболее полно отражено представление об идеале врача, сложившемся в недрах медицинских школ в эпоху греческого «просвещения»: «Каковы они по внешнему виду, таковы и в действительности: врач-философ равен богу».

Гиппократом были определены общие правила взаимодействия врача с пациентом, при этом акцент ставился на поведении врача у постели больного.

При контакте с больным предлагалась такая форма общения, которая способствовала бы ориентации пациента на выздоровление: «Очевидным и великим доказательством существования искусства будет, если кто, устанавливая правильное лечение, не перестанет ободрять больных, чтобы они не слишком волновались духом, стараясь приблизить к себе время выздоровления».

Немаловажным и сложным в этическом отношении был вопрос о вознаграждении врача за оказанную помощь и лечение. В условиях жреческой медицины дары и подношения вручались не самому жрецу, а храму, в котором он служил. При переходе к светской медицине, когда гонораром обеспечивается непосредственно врач, необходимы были соответствующие правила, не нарушающие общую архитектонику врачебной этики: «Лучше упрекать спасенных, чем наперед обирать находящихся в опасности».

МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА

Второй исторической формой врачебной этики стало понимание взаимоотношения врача и пациента, сложившееся в Средние века.

Выразить ее особенно четко удалось Парацельсу (1493-1541 гг.). Эта форма врачебной этики, в рамках которой нравственные отношения с пациентом понимаются как составляющая стратегии терапевтического поведения врача.

Неудивительно, что основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо, или «твори любовь», благодеяние, милосердие.

Под влиянием христианской антропологии Парацельс рассматривал физическое тело человека «лишь как дом, в котором обитает истинный человек, строитель этого дома». Считается, что христианское понимание души способствовало становлению суггестивной терапии, которую активно применял выдающийся врач XVI в. Кардано, рассматривая ее как необходимую и эффективную составляющую любого терапевтического воздействия. Кардано понял роль фактора доверия и утверждал, что успешность лечения во многом определяется верой пациента во врача: «Тот, кто больше верит, излечивается лучше».

Фрейд писал не только о «безупречности» как теоретически выверенной стратегии терапевтического поведения, основывающегося на особенностях природы лечебной деятельности, но и «безупречности» как почти механической точности соответствия поведения врача тем или иным нормативам этических требований.

ДЕОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Деонтология особенно важна в той профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимовлияния и ответственные взаимодействия.

В медицине это соответствие поведения врача определенным этическим нормативам. Это деонтологический уровень медицинской этики, или «деонтологичекая модель», опирающаяся на принцип «соблюдения долга».

Основой деонтологии является отношение к больному таким образом, каким бы в аналогичной ситуации хотелось, чтобы относились к тебе. Глубокую сущность деонтологии врачевания раскрывает символическое высказывание голландского врача XVII в. ван Туль-Пси: «Светя другим, сгораю сам».

Деонтология включает в себя вопросы:

Так, примером этой модели являются правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации (JAMA, 1992, № 2):

Как видно, характер рекомендаций достаточно жесткий, и очевидно, что их нарушение может повлечь за собой дисциплинарные и правовые последствия для врачей, которых объединяет данная Ассоциация.

Когда правила поведения открыты и точно сформулированы для каждой медицинской специальности, принцип «соблюдения долга» не признает оправданий при уклонении от его выполнения.

Идея долга является определяющим, необходимым и достаточным основанием действий врача. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.

Наборы «точно сформулированных правил поведения» разработаны практически для каждой медицинской специальности и представляют собой перечень и характеристику этих правил по всем медицинским областям.

БИОЭТИКА

В 60-70-х гг. XX в. формируется новая модель медицинской этики, которая рассматривает медицину в контексте прав человека.

Термин «биоэтика» (этика жизни), который был предложен Ван Ренселлером Поттером в 1969 г., который раскрывается как «систематические исследования поведения человека в области наук о жизни и здравоохранении в той мере, в которой это поведение рассматривается в свете моральных ценностей и принципов».

Основным моральным принципом биоэтики становится принцип «уважения прав и достоинства личности».

В современной медицине обсуждают не только помощь больному, но и возможности управления процессами патологии, зачатия и умирания с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом.

Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, становится более «прогностической». Доссе (французский иммунолог и генетик) считает, что прогностическая медицина «поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней». Только одно «но» стоит на пути этой светлой перспективы: «лицо или группа лиц, движимых жаждой власти и нередко зараженных тоталитарной идеологией». Прогностическую медицину еще можно определить как бессубъектную, безличностную, то есть способную к диагностированию без субъективных показателей, жалоб и пациента. И это действительно реальный и безпрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеческим организмом, так и над человеческой популяцией в целом.

Регулирование отношений со сверхзадачей сохранения жизни непосредственно связано с самой сутью и назначением морали вообще. Сегодня «этическое» становится формой защиты «природно-биологического» от чрезмерных притязаний культуры к своим естественно-природным основаниям.

Биоэтика (этика жизни) как конкретная форма «этического» возникает из потребности природы защитить себя от мощи культуры в лице ее крайних претензий на преобразование и изменение «природно-биологического».

Начиная с 60-70-х гг. XX в., как альтернатива патернализму, все большее распространение приобретает автономная модель, когда пациент оставляет за собой право принимать решения, связанные с его здоровьем и медицинским лечением.

В этом случае врач и пациент совместно разрабатывают стратегию и методы лечения. Врач применяет свой медицинский опыт и дает разъяснения относительно прогнозов лечения, включая альтернативу нелечения; пациент, зная свои цели и ценности, определяет вариант, который больше всего соответствует его интересам и планам на будущее.

Большое значение приобретает также вопрос об определении начала и конца жизни. (См. Эвтаназия)

В отношении аборта как уничтожения того, что может стать личностью, существует три нравственных позиции:

Активность мозга служит также и критерием смерти. Современная интенсивная терапия способна поддерживать жизнь пациентов, не способных ни к самостоятельному дыханию, ни к мыслительным процессам. Поэтому возникают новые нравственные проблемы, связанные с пациентами, находящимися на грани жизни и смерти.

Вопрос об эвтаназии обычно возникает, когда пациент необратимо утратил сознание; умирая, испытывает интенсивные непереносимые страдания, вынуждающие медиков поддерживать пациента в полубессознательном состоянии или когда новорожденный имеет анатомические и физиологические дефекты, несовместимые с жизнью.

Существует большой диапазон мнений: от полной легализации права врача прерывать жизнь больного с его согласия («активная эвтаназия»), до полного неприятия эвтаназии как акта, противоречащего человеческой морали.

Существует вариант так называемой «пассивной эвтаназии», когда используется принцип нелечения, исключающий сам акт умерщвления (отключение искусственных систем, обеспечивающих жизнедеятельность, прекращение введения лекарственных препаратов и т. д.).

В 90-х гг. XX в. биоэтика стала понятием, включающем всю совокупность социально-этических проблем современной медицины, среди которых одной из ведущих оказывается проблема социальной защиты права человека не только на самоопределение, но и на жизнь. Биоэтика играет важную роль в формировании у общества уважения к правам человека.

Юдин полагает, что «биоэтику следует понимать не только как область знаний, но и как формирующийся социальный институт современного общества». Конкретной формой разрешения возможных противоречий в области биомедицины являются биоэтические общественные организации (этические комитеты), объединяющие медиков, юристов, специалистов по биоэтике, священников и др., обеспечивающие разработку рекомендаций по конкретным проблемным ситуациям медико-биологической деятельности, будь то ее теоретическая или практическая сторона.

Исторический и логический анализ развития этики врачевания приводит к следующему выводу:

Источник

Диагноз на миллион

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Суть спора в следующем. Пожилая женщина, инвалид I группы, обратилась с иском в суд и потребовала с больницы больше миллиона рублей. Именно в такую сумму истица оценила свои моральные страдания из-за того, что врачи не смогли поставить ей правильный диагноз.

Пенсионерка попала в больницу с жалобами на боль в ноге. Женщину госпитализировали, но медики причину болей не нашли и довольно быстро выписали пенсионерку домой.

Пенсионерка заявила, что некачественная медицинская услуга причинила ей нравственные и физические страдания. У нее повысилось давление, началась депрессия. Понятно, что больница с такими обвинениями не согласилась и попросила суд назначить судебно-медицинскую экспертизу.

Судя по ее выводам, обследование пациентки соответствовало поставленному ей диагнозу. Ну а то, что врачи «не разглядели» перелома шейки бедра, то это связано «с объективной сложностью диагностики, поскольку истинный анамнез заболевания был выявлен после ее выписки».

Медэкспертиза в своем заключении указала, что при осмотре врачом-неврологом пациентке были запланированы консультации хирурга, но они не были проведены. По мнению экспертизы, от этого «дефекта медпомощи» никаких серьезных последствий не было. И, по заключению эксперта, «нет оснований считать, что действия врачей сами по себе причинили вред здоровью пациентки».

Районный суд, руководствуясь таким заключением, полностью отказал пенсионерке в иске. В своем решении суд записал: пациентка сама должна была доказать факт, что ей оказали ненадлежащую медицинскую помощь. Например, что после диагностирования ей перелома шейки бедра у нее возникли осложнения либо что состояние ее здоровья ухудшилось в результате действий ответчика, либо что объем оказанной ей медпомощи повлек негативные последствия для ее здоровья, либо создал такую угрозу.

В общем, пенсионерка, по мнению суда, сама должна была доказать вину медиков в причинении этого вреда. И она этого не сделала. А заключение экспертизы не подтвердило «противоправность поведения ответчика» и не подтвердила связь поведения врачей и наступление вреда. Вины медиков экспертиза не выявила.

Апелляция с таким решение коллег полностью согласилась. Более того, истице поставили в вину, что она, попав в больницу, «не сообщила симптомы, характерные для перелома шейки бедра». Поэтому диагноз «травма бедренной кости» врачами поставлен не был, соответственно, лечение не назначалось, «но данное обстоятельство не повлекло за собой причинение вреда больной». А еще местный суд заявил, что положили в больницу пенсионерку вообще-то не из-за травмы, а потому, что в регионе был паводок, и поэтому объявили режим ЧС. А ее как инвалида положили «на всякий случай» из-за многочисленных хронических заболеваний.

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Недовольная такими решениями пациентка обжаловала их в Верховный суд РФ. Что суд увидел в материалах этого гражданского дела?

Он обнаружил «существенные нарушения норм материального и процессуального права». Судя по делу, требования пенсионерки компенсировать моральный вред основаны на факте некачественной медпомощи. Пациентке не сделали необходимые обследования и не поставили диагноз. Из-за этого было «несвоевременное лечение, что привело к ухудшению состояния здоровья истца, причинило ей физические и нравственные страдания». Тем самым, подчеркнул Верховный суд, было нарушено право гражданки на здоровье как нематериальное благо. Юридически значимыми и подлежащими доказыванию являются «факты переживания истицей физических или нравственных страданий в связи с посягательством причинителя вреда на принадлежащие ей нематериальные блага».

В нашем случае местные суды «неправомерно обязали истца доказывать обстоятельства, касающиеся некачественного оказания ей ответчиком медицинской помощи». Кроме этого местные суды также «неправомерно» освободили больницу от доказывания, почему они не виноваты в неправильном диагнозе. А уже неправильный диагноз повлек неправильное и несвоевременное лечение.

Еще Верховный суд указал местным судам, что они не применили статью 70 Закона № 323-ФЗ о полномочиях лечащего врача при оказании медпомощи, где сказано, что именно лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум. Именно лечащий врач ставит диагноз.

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Смотреть картинку меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Картинка про меры ответственности за жизнь и здоровье больного. Фото меры ответственности за жизнь и здоровье больного

Да и тот факт, что в больницу ее положили из-за паводка, тоже не имеет значения. Местные суды свои выводы основали только на заключении медицинской экспертизы. В связи с этим Верховный суд напомнил, что заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не является исключительным средством доказывания и должно оцениваться не произвольно, а в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами. Это значит, что выводы эксперта не могут целиком предопределять исход спора.

Кстати, по замечанию высокого суда и в заключении экспертизы отмечены недостатки в оказании медпомощи. Но местные суды не задали вопрос: была ли у больницы возможность правильно поставить диагноз в случае проведения всех необходимых исследований? Этот важный вопрос в суде даже не прозвучал.

Поэтому Верховный суд велел пересмотреть спор с учетом своих замечаний.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *