мертвые души швейцер актеры и роли
«Мертвые души» разули Смоктуновского
В 1984 году по телеэкранам страны прокатилась знаменитая птица-тройка Николая Гоголя.
«Мертвые души»
трагикомедия
режиссер – Михаил Швейцер
в ролях: Александр Калягин, Вячеслав Невинный, Иннокентий Смоктуновский, Александр Трофимов, Тамара Носова, Ирина Малышева, Виталий Шаповалов СССР, 1984 г.
пятисерийный телевизионный фильм считается одной из лучших экранизаций Гоголя
сценарий картины написал режиссер Михаил Швейцер сюита Альфреда Шнитке «Мертвые души» игралась с конца 70-х множество раз. 9 июня 1978 года была премьера спектакля Юрия Любимова «Ревизская сказка», где музыка прозвучала впервые. Михаил Швейцер взял музыку Шнитке в свой фильм
Семейно-творческий союз – Михаил Швейцер и Софья Милькина – взялся за экранизацию поэмы Гоголя не раздумывая. Жена и муза, она же второй режиссер, взвалила на себя всю организационную часть, Швейцер – творческую. С исполнителями основных ролей определились сразу: Чичиков – только Калягин, автор, он же Гоголь, – Александр Трофимов.
– Когда я перешел в 1971 году во МХАТ, – вспоминал Александр Калягин, – там еще доигрывали «Мертвые души», я даже собирался идти к Ефремову и давать заявку на Чичикова. Но было уже три исполнителя, четвертым становиться не хотелось. И тут судьба: через несколько лет на Чичикова меня позвал Михаил Швейцер.
Александр Трофимов считает встречу с Швейцером подарком судьбы.
– Швейцер приехал ко мне, – рассказывает актер, – за чаем мы стали разговаривать, о чем же речь пойдет в картине, о Гоголе, которого я должен был играть. Вот и вся подготовка к съемкам – за чаем поговорили. Такое было доверие ко мне!
Съемки проходили на «Мосфильме» и в Суздале. Экскурсовод Юрий Белов водил по городу студентов Палехского художественного училища. Прогулка подходила к концу, осталось показать Рождественский собор. Вышел из Крестовой палаты на площадь и почти рядом с собором увидел проходящих мимо мужчин. В одном из них узнал режиссера Михаила Швейцера. Подошел, представился, предложил свои услуги. В поисках подходящих особняков и усадеб XIX века вместе с режиссером, оператором, художниками и директором картины объехали все улицы и закоулки. Следующим летом группа приехала на съемки. В массовке снимались местные жители. В Суздале съемочная группа жила в обычной гостинице, особых претензий не было ни к быту, ни к еде. Кроме того, актеры без пафоса общались с местными жителями, давали автографы.
– Когда меня утвердили на роль, – говорит Александр Калягин, – я подспудно был уверен, что все получится. В одной точке сошлось: режиссер, роль, мой жизненный опыт, моя психосистема. Павел Иванович Чичиков меня многому научил. Я практически влез в шкуру этого человека. Чтобы понять свою страну, надо читать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чехова. И Швейцер, как никто, умел открывать актеру именно автора, эпоху, давать ощущение исторического и литературного материала, который стоит за твоей ролью. Он во время съемок буквально заваливал меня книгами, статьями, исследованиями… Сейчас можно признаться, что я успевал прочесть далеко не все. Скажем, Набокова о Гоголе прочел много позже. Но я старался этот недостаток знания компенсировать интуицией, работой. Мне кажется, что Швейцер как раз умел меня заставить пробиться к сути. Ну и партнеры были сказочные: Иннокентий Смоктуновский, Юрий Богатырев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова. У всех, с кем я работал в «Мертвых душах», можно чему-то научиться. На озвучивании меня потряс Иннокентий Смоктуновский, игравший Плюшкина. Перед тем как пойти к микрофону, он переобулся в домашние тапочки. Там ведь любой треск слышен: даже если с ноги на ногу переступишь. И профессионал высшей пробы всегда возил тапочки с собой.
Софья Милькина и Михаил Швейцер дружили с Инной Чуриковой и Глебом Панфиловым, они были и соседями по дачам. Когда зашла речь о кандидатуре «дамы, приятной во всех отношениях», кроме Чуриковой никого и не рассматривали. Сама Инна Михайловна вспоминала, что во время съемок ее сын Ваня, которому было лет пять, неожиданно и интересно нарисовал всех персонажей «Мертвых душ».
За костюмы в картине отвечала ныне известный художник Нелли Фомина, они со Швейцером земляки – из Перми. Шились платья героев несколько месяцев. Внимание уделялось всему – от фасона до пуговиц. Женские костюмы получились не только красивыми, но и современными, особенно шляпки. И Инна Чурикова, и Лидия Федосеева-Шукшина с удовольствием ходили в этих головных уборах и на съемочной площадке, и по улицам.
Юрий Богатырев сыграл в фильме Манилова. «Мы со Швейцером, – вспоминал Богатырев, – старались отойти от канонического осмысления образа Манилова. Манилов в устоявшемся понимании – человек мечтательный, «сладкий», бездеятельный. Мы же, наоборот, сделали его более активным, но не в совершении каких-то поступков, а именно в своих несбыточных мечтаниях. То есть мы намеренно укрупнили, представили более гротескно те истинно маниловские черты, которые стали сегодня нарицательными». Ролью актер просто упивался.
Из фильма слов не выкинешь
Какой русский не любит быстрой езды?
Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если правду сказать, свинья.
Мертвые души
Московский художественный академический театр имени М. Горького
Г рандиозная поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» была экранизирована советским кинематографом несколько раз, причем в основе, кроме разве что фильма В. Швейцера 1984 года, кинематографические версии опирались на инсценировку, сделанную для МХАТа М.А. Булгаковым. На его сценарий ориентировался Л. Трауберг в 1960-м и В. Богомолов, восстановивший постановку Станиславского — Сахновского 1932 года. Уже сам факт, что в работе над спектаклем участвовал автор «Мастера и Маргариты», указывает на нетривиальность подхода к гоголевскому произведению, стилистическая и синтаксическая плотность которого плохо вязалась с театральной сценой.
Булгаков, который пришел в МХАТ в 30-х годах в качестве режиссера-ассистента, после предложения написать сценарий по «Мертвым душам» решил создать инсценировку, которая бы позволила увидеть поэму Гоголя на сцене. Но как писал Булгаков в письме к своему другу Попову: «Мертвые души» инсценировать нельзя. Примите это за аксиому от человека, который хорошо знает произведение. Мне сообщили, что существуют 160 инсценировок. Быть может, это и неточно, но, во всяком случае, играть «Мертвые души» нельзя».
Стоит отметить, что работавшие с Булгаковым над спектаклем Станиславский и Немирович-Данченко были настроены консервативно и видели будущую постановку в академическом духе, поэтому многие идеи были просто отвергнуты. К примеру, действие, согласно булгаковскому сценарию, должно начинаться в Риме («Раз он видит ее из «прекрасного далека» — и мы так увидим!»), также в сценарии была прописана фигура Чтеца, который был приближен к образу Гоголя, озвучивающего лирические отступления.
На обсуждении премьерного спектакля Булгаков с сожалением говорил: «Надо эпическое течение громадной реки». Его в мхатовской постановке не было. Была иллюстративность и реалистичность, которой Станиславский добивался от актеров в течение трех лет. Даже для МХАТа такой срок работы над постановкой достаточно велик. Своим актерам режиссер говорил: «Через пять-десять лет вы сыграете свои роли, а через двадцать вы поймете, что такое Гоголь». Действительно, многие актеры закрепили за собой статус благодаря «Мертвым душам»: так, Анастасию Зуеву называют бессменной Коробочкой. Она играла эту роль с 1932 года, с самой премьеры. В фильме-спектакле Богомолова образ Коробочки вовсе не смешон: безобидная старушка «с умом ребенка» въедливо настаивает на своем и косвенным образом стремится распространить свое влияние. Ведь не зря предупреждал Н. Гоголь: «Иной и почтенный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка». Что касается главного персонажа, Чичикова, то здесь, можно сказать, режиссеры оказались в выигрыше, пригласив на эту роль Вячеслава Невинного, наполнившего гоголевский образ подлинным плутовством и в то же время определенным шармом. С великосветской тонкостью Невинный — Чичиков навещает развращенных, потерявших человеческий облик помещиков с целью приобрести у них мертвые души.
Как писал в своей книге В. Сахновский, «добыть себе прочное место в жизни, не считаясь ни с чьим и ни с каким интересом, общественным и частным, — вот в чем заключено сквозное действие Чичикова». Невинный безоговорочно следовал указаниям режиссера. В результате получился, как и задумывал в 30-х годах К.С. Станиславский, спектакль Актеров: на первом плане столкновение характеров, перекликающихся в общей логике сюжета своей противоречивостью и в то же время типичностью. Авторы спектакля сосредоточились на критической линии гоголевского текста: Ноздрев, Манилов, Плюшкин и остальные помещики напоминают скорее эмблемы человеческих пороков, которые подчинили себе весь свет. Это в высшей степени приговор обществу, которое, позабыв о нравственных идеалах, постепенно мертвеет, оскудевает и приходит в состояние ветхости. В телеспектакле 1979 года нет образа русской тройки, о непонятном направлении которой вопрошал Гоголь, но есть в первую очередь сатира и смех — главные орудия великого писателя в борьбе с безграничной пошлостью жизни.