мэр нижнего новгорода шалабаев биография национальность родители
Год без мэра Панова или один год жизни мэра Шалабаева
Надо полагать, что в плеяде портретов доблестных и не очень градоначальников постсоветского времени, украшающей стену перед залом городской Думы, появится и интеллигентное лицо нынешнего мэра Юрия Шалабаева. У него нет упрямого прищура Дмитрия Беднякова, решительности Вадима Булавинова, волевого подбородка Олега Сорокина, сурового взгляда Олега Кондрашова, хитрой дипломатии Елизаветы Солонченко и своенравного лба Владимира Панова. Предшественники Шалабаева были либо самостоятельными политическими фигурами, часто весомыми и не без харизмы, либо представляли интересы влиятельных сил разного уровня в двух вариантах: одни – оставаясь «себе на уме», другие – занимая кресло заведомо временно и отсиживая его без интереса. И только нынешний мэр прост и понятен. По крайне мере доныне. 6 мая исполнился год, как Юрий Шалабаев в ответе за столицу Приволжья.
Пролог
Губернатор Глеб Никитин будто в индийском кино отыскал младшего брата по медальону. Ну или клонировал себя в более молодой и субтильной версии. И это главная черта нынешнего мэра, с которой он и войдет в историю. Если что-то переменится в этой линии милого клона, если вдруг появятся клыки и стальной блеск в глазах, то, возможно, и он предпочтет «свободный полет» куда-нибудь в Арктику. Нет, мы не говорим, что губернатор капризный и мелочный и не может работать с сильными людьми, ни в коем случае, просто он хочет «спокойно работать». Не справившись с обособленностью и строптивостью экс-мэра Владимира Панова, губернатор решил более не обжигаться и протащил (ну ок, пролоббировал) послушного человека из недр местного правительства. Почему, вообще говоря, глава региона активно проводил через Думу Нижнего Новгорода свои интересы и вмешивался в вопросы самоуправления? Чиновники от мала до велика давно прониклись мыслью, что «нарушать закон, вмешиваться в выборы, подсказывать как инициировать уголовные дела» против других за то, что делают сами, можно, – потому что это, по их мнению, суть эффективного управления неорганизованной и неразумной массой.
Глеб Никитин и Юрий Шалабаев (фото: Кирилл Мартынов)
«Веселые истории услышать не хотите ли?»
Ну и вот – первая годовщина протеже губернатора на посту. 28 апреля 2021 года депутаты единогласно одобрили отчет мэра за год работы. Что за прелесть эти депутаты! Ведь их жители для того и выбирают, чтобы соглашались с чиновниками и друг с другом, никаких споров, ругани, зачем это все? Настроение, аппетит портятся. Парламент не место для дискуссий, сказано же умными людьми.
Мы, конечно, не можем предположить, что депутаты, прошедшие через «трудное» горнило выборов; обошедшие ногами всех избирателей; получившие мандаты в честной и упорной борьбе, а не мобилизацией бюджетников и скупкой голосов, как злые языки наговаривают; активной работой доказавшие желание отдать силы и способности нашему любимому городу, не читали 108-страничный доклад мэра. Конечно, они читали. И они согласны, что, например, как сообщается в отчете, «ежемесячно пенсионное и дополнительное материальное обеспечение предоставлялось 1751 пенсионеру, общая сумма выплат составила 102,3 млн руб». Это получается, что каждый пенсионер в 2020 году ежемесячно получал дополнительную матпомощь на 58 тысяч 423 рубля? Очевидно, пенсионеры просто лукавят и прибедняются. А народные избранники уже поговорили с ними со всеми, узнали, как они на самом деле богато живут, и успокоились.
В отчете много говорится и о помощи малому предпринимательству в пандемию. При этом никаких цифр не называется. Зато говорится, сколько рабочих мест создано для желающих получить помощь. «В целях реализации Указа Губернатора… [. ] сформировано 692 перечня работников для последующей выплаты. Для выполнения социально значимых работ в городе было привлечено свыше 250 организаций и индивидуальных предпринимателей». Чтобы получить эту помощь в 13900 рублей, нужно было отработать 80 часов в месяц, выполняя общественные работы. В инстаграме Никитин написал в марте 2020 года: «Тем, кто за халяву, это не понравится». При этом 12 млн рублей в год уходит, согласно официальным данным, на охрану и ремонт резиденции губернатора.
На радость и губернатора, и, наверное, мэра недавно признана экстремистской организация, раскрывавшая и публиковавшая информацию о баснословных расходах бюджета нижегородских чиновников. И нижегородцы вместо правдивой информации будут вынуждены слушать похвалы губернатору и мэру в провластных СМИ, на которые тратится 166,5 млн бюджетных рублей в год, не считая внебюджетных вливаний.
Поэтому как-то обошел Юрий Шалабаев в отчете многие острейшие вопросы, касающиеся, например, «черных дыр» в лице «Теплоэнерго» и «Водоканала», владельцем которых является муниципалитет. А фраза «концессия с Водоканалом привела к снижению аварий», если ее иллюстрировать видеорядом оползней на набережной Феодоровского, на Зеленском съезде, на Похвалинском съезде, на Волжской набережной, на Чкаловской лестнице, а также многочисленными раскопками улиц, будет вызывать большое сомнение в достоверности излагаемого. Но депутатов все устраивает. И муниципальный долг почти в 13 млрд рублей тоже.
Вопросов по отчету возникает по ходу прочтения много больше, чем мы привели. Почти ничего о градостроительной политике, совсем ничего о сохранении исторического центра. Согласно отчету, было построено 14 детсадов. Но далее из текста становится ясно, что всего 2, а остальные – пристрои. И так далее и тому подобное. Ну и как вам бодрое заверение в отчете, что в 2020 году средняя зарплата в Нижнем Новгороде (это в коронавирус-то!) «составила 50,3 тыс. руб. и увеличилась в действующих ценах к аналогичному периоду 2019 года на 4,8%».
На поле разочарования и безверия
Но, видимо, не стояло такой задачи – доказать успехи управления. Лояльность послушной гордумы базируется на большей по сравнению с предыдущим мэром конгруэнтности и комфортности Шалабаева для главы региона, технократа, напомним. Мы уже сравнивали как-то суть управления «по-шанцевски» и «по-технократски». Технократы в российской топ-чиновничьей среде – это не строители, не хозяйственники, они аппаратные функционеры, обученные управлению внутренней политикой и кадровыми процессами.
Сравните: зимой 2020 депутаты после отчета мэра Панова по исполнению нацпроектов предъявили ему аж 72 вопроса-претензии (об этом здесь и здесь). Прямо как вручили «черную метку» корявой рукой слепого Пью… А менее чем через год депутаты аналогичный отчет по нацпроектам Шалабаева приняли без всяких вопросов. Нуу… «Партия сказала: – Надо! Комсомол ответил: – Есть!».
Глава региона не выпускал из поля зрения областной центр, и Нижний коренному аристократичному петербуржцу явно интереснее Гагино и Какино. Он для «присмотра заводил» в аппарат мэрии с самого начала своих людей, но как-то получалось, что внедренцы не срабатывались с Пановым и уходили.
Так начиналась великое нижегородское кремлевское местечковое противостояние последних лет. Люди, меж тем, жили своими делами и обратили внимание на то, что в городе есть власть, когда пришел смертоносный вирус. И для чиновников пришла беда, откуда не ждали: никакой инстаграм не помог сохранить у людей веру в сакральность, избранность и премудрость власти. И в оное время, когда одни «надели маски, а другие сбросили их», прозрели невидящие и возроптали работающие…
Возвращаясь ко времени Панова, стоит заметить, что у депутатов и без Никитина не сложилось особой дружбы с прежним мэром. Даже не «единороссные», относительно самостоятельные и порядочные депутаты имели и высказывали ему конкретные претензии. И по поводу самоуправства, монополизации и непрозрачных схем в школьном питании. И по поводу упорного противостояния «приватизации» «Теплоэнерго» и «Водоканала» и прочее. Высказывали мнение, что тип Панова как руководителя далеко не коллегиальный, а скорее автократичный, что он инициирует нововведения и диктует правила по аналогии с собственным бизнесом. Упрекали и в том, что слишком много пиарил себя и мало – работу всего корпуса администрации.
(Владимир Панов и Глеб Никитин, фото: пресс-служба правительства Нижегородской области)
Напомним также, что антагонизм губернатора и мэра разыгрывался с двух «берегов» в виде двух госкорпораций. Глеб Никитин – приближен к «Ростеху», который помогает ему, преподнося в качестве подарка бывшие независимые СМИ и который имеет большой интерес к дзержинскому химическому комплексу. Владимир Панов же – человек, близкий «Росатому».
Год назад эксперт по региональному и муниципальному развитию Владимир Хрыков так прокомментировал этот уход: «В то время как у депутатов и общественности тоже накопились острые вопросы просто «на поверхности» функционирования городского хозяйства, мэру прочат вершить явлениями глобально-мирового порядка и цивилизационной важности. Кто-то в «Росатоме» в «пику» депутатам Нижнего Новгорода верит в нереализованный потенциал Владимира Панова? Очевидно, его работа в негосударственном пенсионном фонде «НОРСИ» на заре карьеры ввела его в круг кадрового потенциала экс-главы «Росатома» Сергея Кириенко, бывшего главы нефтяной компании «НОРСИ». Кириенко, став первым замом руководителя администрации президента РФ, как известно, не оставил влияния на «Росатом» и даже официально занимает пост председателя наблюдательного совета«.
С 22 мая 2020 года Панов – специальный представитель ГК по атомной энергии «Росатом», заместитель председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Хроники прямоидущей утки
Надо отдать должное Глебу Никитину как представителю технократии: формировать рокировку, рисовать живописное полотно «Улет Панова в Арктику и явление в мэрию Шалабаева» он начал основательно загодя, с конца 2019 года. Бумажный клерк Юрий Владимирович Шалабаев, заместитель областного министра финансов, неожиданно был сделан замом мэра Нижнего Новгорода по строительству. Его компетентность в этой сфере демонстрирует хотя бы тот факт, что такой аксакал горьковско-нижегородскогостроительства как Евгений Березин («Жилстрой») о Юрии Владимировиче Шалабаеве слыхом не слыхал. Видимо, Юрий Шалабаев человек все-таки совестливый, он старался не очень светиться в этой должности, очевидно, зная, что он в ней ненадолго.
По проекту «Шалабаев – новый мэр» белый дом нижегородского кремля не только «работал» с депутатами, но и подсуетился с визитами высокого профильного начальства. Аккурат перед голосованием депутатов за нового главу Нижний посетил зам министра строительства и ЖКХ РФ Максим Егоров. Высокий гость в сопровождении Юрия Шалабаева (на тот момент зама мэра по строительству) проверил ход работ по нацпроекту «Жилье и городская среда». И похвалил, конечно. Интересно, как провел никогда не касавшийся сферы строительства Юрий Шалабаев ночь накануне визита? Штудировал СНиПы и строительные термины?
Кремлевским рокировкам «по-никитински» мог помешать коронавирус: к лету встал вопрос о возможном переносе выборов. Но федеральная власть на это не пошла, и выборы городской думы города (о коллизиях на выборах для независимых кандидатов по поводу слова «город» читайте здесь) Нижнем Новгороде состоялись. А потом «пушистая и ручная» гордума единодушно проголосовала за Шалабаева. Если среди читателей ИА «Нижний сейчас» есть иностранцы, то поясняем для них, что в демократической России у граждан отобрано право избирать мэров.
Почти одновременно из «серого дома» уходит немало топов прежней команды. С новой командой у нового мэра все затянется. Но Юрий Шалабаев (неважно, сам ли, или с помощью кураторов из аппарата губернатора) в кадровой политике первым делом уделил внимание сфере ЖКХ и благоустройства. И это нельзя не отметить. Потому что кроме пандемии, на его хрупкие плечи той весной судьба набросила еще оползней и потопов.
Скоротечный улет Панова дезорганизовал нормальную преемственность власти, как политическую, так и хозяйственную. И школьное питание, и недострои, и глубокий провал в волновом расселении ветхого фонда – все на «блюдечке с голубой каемочкой» получил Юрий Шалабаев к началу своей карьеры на посту мэра. А еще пришлось новому мэру катить в гору, как Сизифу, тот камень преткновения, о который споткнулся губернатор и попытался в свое время перевести огонь на Панова. Это противостояние активных горожан застройке парка «Швейцария».
О конфликте, в котором власть упорно продавливает застройку и не показывает проект защитникам, написано много. В том числе, говорилось в соцсетях и о связи подрядчика с олигархами с известной фамилией. У нового мэра не было иного пути, кроме как мягко влиться в линию поведения региональной власти в этом вопросе. Это можно было почувствовать вскорости, когда при участии Шалабаева в попечительский совет «Швейцарии» не попали защитники парка.
Другой головной болью стала, конечно, подготовка к 800-летию. Перекопанный город напрочь вынужден забыть до августа о туристах, жители его – о прогулках. Но даже этот аврал какой-то не авральный. Движухи нет, сказали бы в соцсетях. Никто этим 800-летием не горит: ни власть, ни жители. Слишком эта необходимость праздника разнится, во-первых, с внешней напряженной и непредсказуемой реальностью в стране и, во-вторых, с разрухой и депрессивностью города, достигшими какого-то апогея. Но вымученную улыбку радости нижегородским властям приходится себе клеить: ибо федеральные деньги необходимо осваивать.
С июня 2020 (когда был еще в должности и.о. главы города) до настоящего времени Юрий Шалабаев дважды поменял структуру мэрии. Впрочем, ничего особо реформаторского не произведено. Но уменьшение количества замов главы города и количества структурных подразделений, безусловно, можно отметить положительно.
В июне 2020 года Юрий Шалабаев потерял беспартийную невинность и был введен в президиум регионального политсовета НРО «Единой России». Кого-то там в результате ротаций вывели, кого-то, как водится, посадили и вот включили в эту дружную партию Юрия Шалабаева.
Фото: администрация Нижнего Новгорода
Красиво говорить не запретишь
Чтобы еще кое-что заметить о сути первого года Шалабаева в кресле мэра, снова обратим взор на губернатора. Если вникнуть в суть его управленческой платформы, то можно предположить, что живется ему нелегко: с одной стороны он человек «Ростеха», с другой – подчиненный администрации президента, связанной с «Росатомом». В верхних эшелонах власти царит общая идеологическая установка, в которой умелый PR и красивые обещания массам – один из принципов формирования имиджа-образа политика или чиновника. Что касается PR, не так давно мы приводили один из наиболее ярких примеров – деятельность городской администрации под эгидой т.н. «месячников по благоустройству (об этом читайте здесь) Юрий Шалабаев влился в их суть, кажется, легко и гармонично. А с темой красивых обещаний все только кажется примитивно. На самом деле глубже: пообещать сделать что-то мощное – это значит наделить в чужом восприятии свою фигуру частью этой мощи уже сейчас.
Путин что-то сказал про необходимость продолжать строить метро в Нижнем. Губернатор создает штаб. Штаб! Словно стройка оперативно развернется прямо завтра, в чрезвычайных условиях, «Пятилетку в четыре года!» и все такое. Спасибо Глебу Сергеевичу, что все-таки сказал о том, что строить придется на кредиты. Госдолг Нижегородской области на 1 апреля – 85 млрд рублей. Строительство только двух станций метро обойдется минимум в 20 млрд рублей. Ну да, самая подходящая ситуация, чтобы брать кредиты.
В свою очередь, примерно так же, в лайтовой версии, выглядят и заявки мэра построить ливневую систему канализации. Даже «единороссы» на выборах обходят эту тему, не решаясь обещать (и не сильно стараясь решать эту главную проблему) вот уже 15 лет. Полная нехватка денег ни на что в бюджете, деликатно названном «социально-ориентированным», может давать надежду только на ремонт того подобия ливневки, что есть (напомним, 2/3 Нижнего Новгорода ливневки не имеют).
Если только вдруг с неба свалятся средства… Кто знает, может быть, встреча Юрия Шалабаева с президентом обнадежила его на свершение этого глобального деяния?
Глава Нижнего Новгорода вышел от Путина с недавней встречи 26 марта улыбающийся. Просторы московского Кремля мэр Нижнего покорил идеей дополнить чем-то конкурс «Лидеры России». Между тем как встреча с президентом в конце ноября 2020 года для главы области была довольно напряженной, серьезной, что называется, с «каплями пота на лбу».
Сложно сказать, остался ли осадочек в душе технократа, но сейчас о карьере Шалабаева в гоголевском духе «я тебя породил, я тебя и убью» губернатору вряд ли уместно и комильфо думать.
Юрий Шалабаев, напомним, победитель конкурса «Лидеры России», кроме профильного финансового вуза окончил еще череду управленческих. Одобрению своей идеи дополнить конкурс новым направлением ГМУ он искренне обрадовался. «Кадры решают все». Но где, так сказать, конкурсы молодых госслужащих, а где сверлящий глазами подземную темноту, как клоун Пеннивайз из сточной канавы, огромный и всепожирающий Призрак Оползней (он же Призрак Городского Потопа)? Ливневку дипломом «Лидера России» не создать. Маловато будет.
Фото: «Лидеры России»
Эпилог
Мы недаром не раз упомянули в обзоре популярные лозунги советских плакатов. Переформатированная во что-то, очень близкое к советскому устройству (управления, мышления, бытия), реальность настоящего момента охватила, естественно, и мелкие системы. Та же искривленная сущность: есть фактическая реальность, и есть создаваемая видимость, которая рисуется отчетами, газетами, рисованными победами, якобы планами и стратегиями (как в конце СССР, когда никто не знал, что ждет завтра, а КПСС рисовала «Пятилетние Планы»). Фантомы и химеры – вещи не живучие. Возможно, Юрию Шалабаеву досталось самое трудное время управления городом, потруднее 90-х. Тогда был излом старого и ожидание нового. Ныне разрешением строить всем поголовно кооперативные ларьки и менять валюту уже не обрадовать людей и не настроить их на совместное созидание. Напомним, что Юрий Шалабаев возглавил город во время роста протестов и наступления эры «безверия»: и во власть, и в стабильность.
Генератором вдохновляющих новых идей Юрий Шалабаев вряд ли является. Хватким и крепким хозяйственником (хотя это уже более ирония, чем положительная оценка) тоже. Прорвется ли он из роли исполнителя – покажет этот 2021 год, который может потребовать совершенно новых качеств.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Редакция ИА «Нижний сейчас» оказала автору техническое содействие при создании данного материала.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.
Пятнадцать вопросов KozaPress и.п.главы Нижнего Новгорода Шалабаеву
13 августа исполняющий полномочия главы города Юрий Шалабаев впервые встретился с главными редакторами нескольких нижегородских СМИ. Не все, кто присутствовал, получили на нее приглашение. Главред «Козы» узнала о ней от своих источников, пришла сама и привела другого. Пресс-служба мэрии сопротивления не оказывала. Градоначальник тоже продемонстрировал готовность выслушать любые вопросы и дать ответ.
– Я человек не сильно публичный по своей прошлой работе, – отметил он, начиная встречу.
Вначале Юрий Шалабаев рассказал о проделанной работе за те 100 дней, что он находится во главе города, остановившись, по его оценке, на самом значимом.
– Важным результатом, стратегически верным решением было то, что городская дума на последнем заседании поддержала мое предложение и внесла изменения в решение о бюджетном процессе. Теперь мы при формировании бюджета ежегодно не менее 10% собственных доходов бюджета города будем направлять на инициативные проекты граждан. Глеб Сергеевич Никитин поручал и на областном уровне, и на местном уровне как можно больше вовлекать граждан в деятельность органов местного самоуправления, в том числе в распределение бюджетных средств.
Кроме того, значительная, по его мнению, работа была проделана для организации во время пандемии нормальной деятельности учреждений и предприятий, подконтрольных мэрии. А также для помощи субъектам малого и среднего предпринимательства. В городе таких 64 тыс. субъектов. Прозвучали еще цифры: для получения региональных субсидий ими поданы заявки более чем 200 млн руб. На момент встречи выплачено 48 млн руб.
Первые вопросы от СМИ были о семье Юрия Шалабаева и его биографии. Он рассказал, что родился в Горьком почти 40 лет назад. На Автозаводе. Прожил 25 лет в 35-ом квартале. Родители – коренные нижегородцы. Бабушки с дедушками приехали с севера Нижегородкой области (Варнавинский район) и с юга (Арзамасский район). Женат. Двое детей (дочери 4 года, сыну 6 лет). Жена до второго декрета работала в банке. Сейчас уволилась – занимается детьми. Почему пошел учиться на финансовый факультет? Денег хотел заработать. Думал, что финансовый факультет это позволит.
– Денег заработать особо не удалось, поскольку пошел работать на государственную службу сразу после финансового факультета (проходил практику – и меня пригласили на работу в министерство финансов на должность ведущего специалиста). Собственного говоря, так началась моя карьера.
Родители господина Шалабаева к настоящему времени уже умерли. Мама работала медсестрой, папа – водителем большегрузов.
Ответил, как оказался в мэрии. По его словам, в конце 2019 года были определенные трудности с освоением в том числе федеральных средств, выделенных на реализацию национальных проектов. В основном это были проблемы, связанные с национальным проектом «Демография» и строительством.
– Меня пригласили работать в администрацию, чтобы как раз решить в том числе этот локальный вопрос. В общем-то, я считаю, этот вопрос удалось решить, потому что, во-первых, средства из федерального бюджета были возвращены на реализацию национального проекта «Демография», и детские сады мы достроили в тот срок, который определила Федерация. То есть они были сданы до 31 марта 2020 года. Мотивация была такова, что были проблемы с освоением бюджетных средств и эти проблемы нужно было решать. Там различные были проблемы. Проблемы с подрядчиком, который несвоевременно делал, и проблемы со своевременным прохождением финансовых документов. Это можно было ускорять. Вот эта коммуникация, которую нужно было наладить между региональными органами власти, министерством образования и минстроем, минфином, была налажена, и достаточно эффективно все это прошло.
Вопросы «Козы»:
– Почему вы вообще согласились перейти на муниципальную службу? Зачем?
– А вы так говорите, как будто муниципальная служба что-то хуже, чем государственная служба.
– Да, я считаю, что она дискредитирована полностью и унижена. Это моё субъективное мнение.
– Я не знаю, кто из муниципальных служащих считает себя униженным. Я думаю, если спросить, то это совершенно не так. По поводу дискредитации… Во-первых, я считаю, что на муниципальном уровне можно как раз многое сделать и многое поменять для того, чтобы увидеть результат. Это хорошая площадка, где можно что-то делать и будет виден результат. Есть много проблем, которые можно решить. И мы знаем, как их решить… Город Нижний Новгород – это мой родной город. Я так же, как все мы, хожу по улицам, я вижу раздолбленную брусчатку, я вижу кривые столбы и кривые заборы. У меня так же, когда я работал на региональном уровне, возникали вопросы, почему это нельзя поменять.
– Но ответ же гораздо глубже на этот вопрос, почему. Потому что убита конкуренция. И вы ничего не можете с этим поделать на своем месте. Убита конкуренция в сфере строительства, благоустройства. Потому что на подряды приходят, сами знаете, как, и сами знаете, кто. Мы видим на примере брусчатки, например, возле заксобрания, как выполняются элементарные работы, с каким качеством.
– Я за брусчатку возле заксобрания (не знаю, к счастью или к сожалению) не отвечаю, – не моя зона ответственности.
– Но вы ходили там, вы знаете, о чем я говорю.
– Конечно. Вот смотрите. По поводу конкуренции. Вы говорите, что убита, что это причина в том числе, как я понимаю, некачественного оказания услуг, некачественного проведения работ. Есть обратная сторона. 44 федеральный закон при всех его плюсах как раз обеспечивает в значительной части конкуренцию. Приходят разные подрядные организации, которые торгуются по цене. Мы по цене их выбираем. В итоге приходит организация без достаточного финансово-экономического и хозяйственного базиса, которая не может выполнить необходимые объемы работ. И потом мы с ней мучаемся в течение года, а может быть, и более. Вот это вот конкуренция. Это хорошо? Нет. Мы основные проблемы с этого получаем.
– Юрий Владимирович, не лукавьте. Давайте посмотрим на примере торгов за контракт на благоустройство парка «Швейцария». Конкурентов у ГК «ЕКС» не было. Фактически не было, потому что вторая компания, которая заявилась на эти торги, не имела права по нашим законам на такой объем работ.
– Конкурс по благоустройству парка «Швейцария» был открытый, и могли заявиться все организации. Там суть в другом. Там суть в том, что объем торгов очень большой и не все организации могли предоставить соответствующее обеспечение, не все организации имеют лицензию на работу с ОКН. Если организация имеет лицензию на работу с ОКН (а это обязательно, поскольку парк является объектом культурного наследия), если у нее есть необходимое обеспечение, то она заявляется и торгуется. У нас смотрит за этим ФАС. Вот как раз та вторая организация, по мнению ФАС, не могла участвовать, хотя она выиграла по цене. Немного, но выиграла. И комиссия признала ее победителем. ФАС не согласился и отменил это решение. Где же здесь нет конкуренции!
– Юрий Владимирович, вы были в организации, где своими глазами видели, как у Нижнего Новгорода урезали доходы. Урезали, урезали, урезали – а теперь та «башня» кремля водит вас по улице и как котенка тычет вас в разруху, заявляя, что Нижний Новгород не причесан, не умыт. Почему вы соглашаетесь на это?
– Ну как котенка меня никто не тычет. Смотрите. Нижний Новгород не причесан, не умыт – я под этим расписаться могу так же, как и губернатор.
– Но ведь это прямое следствие действий той «башни» кремля!
– Совершенно нет! Совершенно нет! Вы говорите о ежегодном урезании доходов. А вы сравнивали доходы города Нижнего Новгорода, динамику смотрели?
– Собственные доходы города ничтожны, они не достигают даже половины.
– Смотрите. За последние годы это первое решение региональной власти (было принято в 2019 году) – о закреплении дополнительно за городом Нижним Новгородом на постоянной основе 20% налогов упрощенной системы налогообложения. Больше не закреплено только по той причине, что здесь есть риски недополучения, с которыми, собственно говоря, мы в этом году и столкнулись. То есть, когда закрепляют дополнительные доходы и не дают финансовую поддержку, это разграничение рисков… Более того. Хочу сказать, что губернатор полностью поддерживает увеличение нормативов отчислений от УСН за бюджетами муниципалитетов, но это та часть, которая формируется за счет деятельности СМП – среднего и малого предпринимательства.
Другой разговор, что не все муниципалитеты этого хотят (мы должны закреплять единые нормативы отчислений). Не все муниципалитеты хотят именно потому, что у них есть риски неисполнения этих доходов. Если они их не исполнят, то они недофинансируют свои расходные обязательства. А это общая проблема. Это проблема и муниципалитетов, это и проблема губернатора. Потому что губернатор отвечает за всё. За весь регион. Поэтому, что касается непричесанного, неумытого… Да, не причесан, не умыт. Почему он не причесан, не умыт? Не хватает доходов? Их всегда будет не хватать – этих доходов.
Вот на следующий год будем смотреть (уже в этом году смотрим), составляем перечень малого благоустройства так называемого. Это когда ходишь (вот про то, что я говорил) – брусчатка провалена, забор кривой и так далее, и так далее, и так далее. Всё это нужно систематизировать, внести в реестр и предусмотреть на это необходимые денежные средства. Где их взять? Экономическая ситуация «не айс», скажем так. Пока. Хотя сейчас немножко выправляется, и по доходам, например, по июлю месяцу уже даже перевыполнили – план первоначальный на июль. Будем смотреть приоритезацию расходов. Этим нужно заниматься. Повышать эффективность расходов. То есть смотреть, где можно подсократить, куда направить. Не исключая использование заемных средств.
– Юрий Владимирович, но почему губернатор дает поручение «проработать благоустройство Кулибинского парка»? У нас где муниципальная власть? Почему вопросы местного значения «отжаты» у вас? Это ваши полномочия. Почему вы не даете поручения проработать вопрос благоустройства парка Кулибина и чего бы то ни было еще? На нашей земле.
– Почему не даю? Даю. Глеб Сергеевич и я идем совершенно в одном направлении. Если губернатор обращает внимание на качество благоустройства, качество жизни в городе, то это значит, что качество достигло того уровня, когда он должен обратить на него внимание.
– Но у губернатора есть еще Гагино, Шаранга, Шахунья, простите…
– Я за Гагино, Шарангу, Шахунью не отвечаю, хотя Шаранга многие годы была признана лучшим муниципалитетом в сфере благоустройства, если я не ошибаюсь. Уверен, что губернатор обращает внимание на благоустройство и вопросы местного значения во всех муниципалитетах. Еще раз говорю: губернатор отвечает за регион, в том числе за муниципалитеты, которые в нем находятся. Благоустройство, содержание территорий – это неотъемлемая часть качества жизни населения. Более того, это стратегический вопрос развития города. Мы все понимаем: крупные компании, особенно высокотехнологичные, никогда в Нижний Новгород не придут с инвестициями, не приведет сюда сотрудников даже за хорошую зарплату, если здесь не будет комфортной городской среды для жизни. Сотрудники здесь не будут работать.
– Крайне низкого качества идет новое благоустройство. Юрий Владимирович, посмотрите на объекты, которые сделали к 2018 году. Без слез не взглянешь. Посмотрите на Мещеру, посмотрите на школу №126, которой выкрасили фасад по красной линии к 2018 году, а гнилье и плесень с тыла оставили. А на это дети смотрят… Директор этой школы прекрасен, и он заложник ситуации. А господин Панов, ваш предшественник, сказал, что он действует в тех условиях, что есть. То есть вот дали ему столько средств – это нужно размазать по всем фасадам. Но это же показуха!
– Вы хотите, чтобы я откомментировал комментарий Владимира Александровича?
– Нет, я хочу, чтобы вы откомментировали вопросы качества.
– Претензии к качеству, безусловно, есть. Мы видим это и на Мещере. Сейчас стараемся сделать, чтобы такого больше не происходило. Но здесь еще вопрос к выделению средств на содержание тех объектов, которые мы сделали. Когда их делаешь, мало разово закладывать средства на их благоустройство. Мы все понимаем, что благоустроенный объект, особенно современное благоустройство, – оно требует дополнительных и более весомых расходов, нежели были раньше на их содержание. По этому пути мы тоже идем. Что касается качества ремонтных работ по фасадам, есть необходимые гарантийные обязательства. Это вопрос вообще комплексный. Нужно отрабатывать по гарантиям. Подрядчик зарабатывает определенные средства. У него в контракте написаны объемы и оценка качества работ, которые он должен выполнить. Просто нужно отслеживать.
– Юрий Владимирович, я помню о межбюджетных отношениях, но четыре миллиарда на парк «Швейцария» – это почти треть собственных доходов города. Это говорит о том, что мы ну не можем позволить себе такой шик. И возникает вопрос, мы как это потом содержать-то будем?
– Давайте разобьём на две части, можем-не можем позволить себе такой шик. Средства, как вы правильно сказали, целевые. Как раз на благоустройство парка «Швейцария»…
– А кто, кстати, решил, что городу нужен проект благоустройства парка «Швейцария» за четыре миллиарда рублей, а не строительство, например, ливневой канализации в Канавинском районе?
– Совершенно уверен, что такие объекты знаковые, как благоустройство целого парка, который в абсолютном запустении находится, нужны не менее, чем ливневка.
– Но почему за четыре миллиарда?
– Четыре миллиарда, потому что для того, чтобы привести его в порядок, нужно вот такие средства. Три семьсот. Почему такая цена: во-первых, сам парк является объектом культурного наследия. Сама ограда и вход в парк протяженностью три километра тоже являются объектами культурного наследия. Вы все видели, в каком состоянии он сейчас находится. Фактически это воссоздание парка заново. Когда реконструировали парк «Горького» <Московский>, он все-таки был в каком-то более приемлемом состоянии.
– Люди этого не просили. Вот вы отмечали, что 10% доходов бюджета будут направлять на инициативное бюджетирование. Но если уж мы говорим о демократии, то на публичных слушаниях люди четко заявили, что им нужно в парке «Швейцария»… Никто не просил там никаких «Инвадромов», никто не просил там никаких «читален».
– Не соглашусь с вами…
– Вы были на публичных слушаниях? Я вас там не видела.
– В то время, когда проводились публичные слушания, немного не моя сфера деятельности была… По «Инвадрому» и прочим павильонам. Я встречался (не только на публичных слушаниях) с огромным количеством, на самом деле, аудитории. И со студентами, и со спортсменами…
– После того, как проектирование уже в стадии завершения было.
– Нет, секундочку! Это не так! Насколько помните, я тоже был на встрече с губернатором в парке. И как раз там было принято решение, мы вносили изменения в проект. С очень активной группой жителей.
– Это был февраль.
– А сдать проект должны были 22 февраля.
– 28-го… Губернатор встретился в «Швейцарии» с активистами». Там совершенно разные люди были. Высказывались опасения по поводу ОКСов – объектов капитального строительства. Тогда проект уже был готов. Проект с этими ОКСами. Действительно, сомнительными. Было принято решение их исключить. Их исключили. Это лифт-башня, панорамная башня, банкетный зал, который там планировался, коворкинги, которые потом, говорят, переделали в читальни, но это не совсем так. Внесены необходимые изменения. Это даже после публичных слушаний. И после многочисленных встреч. Помимо этого, я встречался и с различными совершенно группами, и с ограниченными возможностями здоровья, которые выступали за «Инвадром». Может, вас название пугает? Ну давайте подумаем, как его поменять. Но само по себе что плохого в этом сооружении? У нас весь парк будет инклюзивный. То есть доступный для людей с ограниченными возможностями. Они на этом «Инвадроме» могут пройти практику, потренироваться.
Что касается читален, которые переделали, как говорят, из коворкингов. Было двенадцать, по-моему, коворкингов на верхнем плато парка, против которых выступили… ну, я слышала голоса человек пятнадцати. Очень громкие голоса. Вот они выступили. Хорошо, я их собрал. Я с ними поговорил (у себя в кабинете, когда еще был замом по строительству). Я говорю: «Коворкинги не нравятся?» Ну не слышал особых с других сторон высказываний за эти коворкинги. Вам не нравится, хорошо. Убрали коворкинги. Говорю: «Как относитесь к читальням?» Человек пришел, погулял. Там аппарат с кофе, какими-нибудь безалкогольными напитками. Сел. Взял кофе, почитал книгу в парке. Вполне себе симпатично выглядят эти читальни. Тем более они там исторически были. Они говорят: «Против читален ничего не имеем». Через некоторое время, я уж извиняюсь, совершенно обратное говорят: «Кто вас просил эти читальни? Никто их там не просил». Я к тому, что дискуссия проводится не только с одной группой лиц, которая громче всех кричит. С совершенно разными категориями жителей. И у них совершенно разные мнения. Я считаю, мы наиболее концессусный проект сделали.
– Давайте на примере уже сделанной Нижневолжской набережной посмотрим: там не построили туалеты, но есть «виселицы», которые так и будут «виселицами», пока на них все-таки кашпо не повесят хотя бы с какими-нибудь трехкопеечными петуньями. И генераторы, которые шумят на каждом шагу. Ведь это же позор.
– Объясняю. По дизельгенераторам. Сейчас на согласовании смета, по-моему (ситуацию надо проверить), по электрической разводке, чтобы убрать эти дизельгенераторы. Мы это сделаем.
– Когда дедлайн?
– Разводку в этом году сделаем. Туалеты немного позже. У нас есть там ротонды. Часть из них можно использовать для размещения какого-нибудь информационного стенда, какого-то предпринимательства (мы сейчас думаем над этим вопросом), там подведены все коммуникации. И там в том числе будут туалеты.
– А как вы относитесь к прямым выборам мэра? Как должны выбирать мэра?
– Я считаю, что та система, которая сейчас существует, наиболее эффективна для экономических и политических реалий.
– Почему?
– Просто так считаю. Вот вам мой ответ. Так и напишите: «Просто так считаю».
– Юрий Владимирович, Нижний Новгород богатый или бедный город?
– Очень богатый. И богатый он, прежде всего, своими жителями.
– А если он богатый, почему каждый год тонут под дождем Алексеевская, Ковалихинская, Тонкинская, другие улицы? На протяжении десятилетий.
– Какого числа последний раз дождь был? Мы же сделали небольшое дноуглубление Ковы. И прочистку. И 21-го, насколько мне сообщили, там потопа не было. Я сам туда не заезжал.
– А на Тонкинской был.
– На Тонкинской был, да. Это комплексная проблема, о которой я уже сказал, и к концу года совершенно четкие предложения по решению вопроса ливневки будут… Они не одногодичные, само собой, нужно понимать. Это очень длительный, сложный процесс. Но проблема будет решаться.
– Решение каких-то проблем к какой-то большой дате – это, как мне кажется, порочная практика. Потому что город должен развиваться планомерно. Нет?
– Город должен развиваться планомерно 100%. Но посмотрите на Казань. Удачное совпадение обстоятельств и подряд несколько дат юбилейных и определенных празднований вполне позволили привлечь и средства для развития, и благоустроить город. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы использовать какую-то дату как аргумент для привлечения тех же федеральных денег.
– Но это следствие порочной практики межбюджетных отношений, когда Москва всё забирает, а потом нам отщипывает.
– Я не сторонник финансового сепаратизма. Это нормальная экономическая ситуация. Это нормальное формирование межбюджетных отношений. Нужно понимать, что есть регионы, есть муниципалитеты совершенно разного уровня социально-экономического развития. Задача вышестоящего бюджета – как раз регулировать так, чтобы шло перераспределение. Это нормально. Без этого мы не выживем. Не выживет Нижегородская область, не выживет Российская Федерация. Понимаете? В той или иной степени это проявляется во всех странах.
– Но не нормально выделять 65 миллионов на ремонт и содержание ливневки, если городу нужно ежегодно минимум 600. В десять раз меньше вы выделяете.
– Ну смотрите. По поводу точечного выделены средств на ремонт и содержание ливневой канализации. Выделили столько, потому что и это сложно было.
– Потому что нищета, да?
– Потому что в условиях ковида у нас было значительное снижение в том числе доходов. И вот в этот сложный период мы смогли найти 65 миллионов рублей на решение локальных, но, тем не менее, серьезных проблем. Еще раз говорю: подход к ливневке должен быть комплексным. К концу года мы свои предложения дадим.
– Юрий Владимирович, вот вы сидели в минфине своем, а все мы, кто здесь сейчас, коллеги не дадут соврать, слышали это не по разу. Я, наверное, с 2011 года – как только начала пристально наблюдать за мэрией. Проблема не решается. Вы берете на себя ответственность, что вы эту проблему сдвинете с мертвой точки?
– Безусловно. Я же сказал: проблема будет решаться.
– Нет, вы скажите: «Да, я сдвину это».
– Программа предложений по комплексному ремонту ливневой канализации к концу года будет сформирована.
Поддержите наше СМИ любой посильной для вас суммой – один раз, или оформив подписку с помощью онлайн-кассы. Став подписчиком KozaPress, вы будете поддерживать стабильную работу издания, внося личный вклад в защиту свободы слова.