меня зовут арлекино актеры и роли тогда и сейчас
Как сложилась судьба актрисы из фильма «Меня зовут Арлекино». Светлана Копылова
В конце восьмидесятых фильм «Меня зовут Арлекино» произвел настоящий фурор в советском кинематографе. Он был достаточно правдивый, но в то же время трагический, мы бы даже сказали жесткий. Главного героя сыграл тогда ещё никому неизвестный Олег Фомин. Но мы хотим рассказать, как сложилась судьба его экранной возлюбленной Светланы Копыловой.
Будущая актриса появилась на свет 22 февраля 1964 года в Восточной Сибири, городе Иркутске. Свое детство Светлана Владимировна вспоминает всегда с теплотой, хотя семья жила скромно.
До пяти лет её воспитанием занимались тетя Люся, прабабушка и бабушка. Родители расстались практически сразу после рождение дочери, мама целыми днями пропадала на работе, и была кормилицей в семье. Позже встретила другого мужчину и вышла замуж. Отчим относился к Светлане очень хорошо, даже когда родился сын Александр не делил детей на своих и чужих.
В три года малышка «сорвала» первые аплодисменты, исполнив перед гостями песню Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг» из фильма «Вертикаль». Став немного взрослее, она увлеклась поэзией, прекрасно декламировала стихи современных поэтов.
После окончания восьмого класса тетя Люся посоветовала племяннице поступить в Иркутский авиационный техникум.
Техникум всё же окончила, потом подала документы в местное театральное училище, но не прошла по конкурсу. В то время молодые специалисты должны были отработать два года на предприятии. Светлана решила написать письмо в Министерство образования СССР, чтобы ей позволили этого не делать, так как она мечтает играть на сцене и сниматься в кино. Надежды, что её поймут, было немного. Через время пришел ответ: «Если предоставите справку о зачислении в театральный ВУЗ, вопрос о распределении пересмотрим». На тот момент Копылова уже успешно сдала экзамены в Щукинское училище. Справку отправила, и ей разрешили учиться в заветном учебном заведении.
На втором курсе Евгений Евтушенко пригласил Копылову сыграть небольшой эпизод в драме «Детский сад». Через пару лет принимала участие в съемках криминальной ленты «Змеелов» (в гл. роли Александр Михайлов и Наталья Белохвостикова). В этом же году Валерий Рыбарев доверил молодой актрисе сыграть главную героиню в военной драме «Свидетель».
Но всесоюзную популярность и признание ощутила после премьеры киноленты «Меня зовут Арлекино». Успех картины, как мы уже писали, был огромный, и в этом заслуга режиссера В. Рыбарева, замечательных актеров: Олега Фомина, Светланы Копыловой, Людмилы Гавриловой и др., а также острому, интересному и актуальному сюжету.
В лихие девяностые сыграла Марину в криминальной ленте «Фуфель», Еву в приключениях «Оружие Зевса», Стеллу в комедии «Выстрел в гробу», Ларису в военной драме «Время танцора» (в гл. роли Юрий Степанов) и др. В новом тысячелетии принимала участие в съемках детектива «Евлампия Романова», драме «Последняя исповедь», исторической ленте «Моя Пречистенка» (2006 год).
Как вы видите, Светлану Владимировну не так часто приглашали сниматься в кино, она понимала, надо что-то в жизни менять. Решение начать карьеру певицы пришло не сразу, хотя у актрисы были хорошие вокальные данные, пела песни для друзей и играла на гитаре.
Светлана Копылова, песня-притча «Два ангела»
Знакомство с композитором Валерием Зуйковым стало судьбоносным. Поэт-песенник, прочитав стихи Копыловой, был приятно удивлен и посоветовал продолжать творить. Уже через время её произведения исполнили знаменитые артисты: Кристина Орбакайте, Валентина Толкунова, Вячеслав Малежик, Игорь Саруханов и др.
Светлана Владимировна всегда серьезно относилась к религии, писала серьезные стихи о вере, позже появились песни-притчи, песни-баллады. Ей очень хотелось донести до слушателя эти произведения, но исполнителя найти не могла. Вот тогда Светлана Копылова и решила петь сама.
О личной жизни певицы известно мало: супруга зовут Юрием, сыну Дмитрию исполнилось 27 лет.
Сейчас Светлана Владимировна много гастролирует по стране и за рубежом. Так же занимается благотворительностью, собирает средства на реставрацию храмов и церквей. Выпустила больше десятка альбомов: «Отечество наше родное», «Я сердце отдаю», «Не обижайте матерей», «От Земли до Неба», «Звезду дарю» и др.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Что стало с актёрами фильма «Меня зовут Арлекино»
Картина Валерия Рыбарева «Меня зовут Арлекино» вышла в прокат 3 марта 1988 года.
Фильм рассказывает историю парня по прозвищу Арлекино и его приятелей, которые встали на путь насилия, чтобы установить в обществе собственный «справедливый порядок». Teleprogramma.pro узнала, как сложилась судьба некоторых артистов, которые сыграли в нашумевшей картине времён перестройки главные роли.
Олег Фомин (Андрей Савичев/Арлекино)
Олег Борисович Фомин родился в Тамбове, учился в Москве. После окончания театрального училища уехал в Ригу, где устроился на работу в местный ТЮЗ. Роль в картине «Меня зовут Арлекино» стала первой серьёзной работой Фомина в большом кино. Популярность фильма была просто невероятной — на киностудию «Беларусьфильм» после премьеры каждый день приходили сотни писем, адресованных Фомину. Но сам артист после съёмок снова уехал в Ригу и письма от поклонников ему просто не передавали. В 90-х Фомин снова приехал в Москву. В столице он стал работать в качестве режиссёра полнометражного кино и телевизионных сериалов. Кроме того, Олег Борисович известен как театральный режиссёр.
Светлана Копылова (Лена)
Актриса Копылова исполнила в фильме «Меня зовут Арлекино» роль возлюбленной главного героя. В кино Светлана начала сниматься будучи студенткой второго курса Театрального института имени Бориса Щукина. Её кинодебют — роль в ранней картине режиссёра Рыбарева «Свидетель». После работы в картине «Меня зовут Арлекино» к Копыловой пришла всесоюзная известность. Актриса известна своей музыкальной деятельностью — после премьеры «Арлекино» она много ездила по стране и выступала с песнями собственного сочинения. Позже её талант оценили некоторые знаменитые композиторы и эстрадные звёзды — Светлана начала писать тексты для популярных отечественных исполнителей.
Игорь Кечаев (Интер)
После фильма «Меня зовут Арлекино» Кечаев снялся ещё в трёх полнометражных лентах. Игорь Викторович какое-то время играл в театре на Таганке. Он также известен, как режиссёр — Игорь Кечаев снял около десятка сериалов, в числе которых «Дублёрша», «Товарищи полицейские», «Переезд» и другие известные телевизионные проекты.
Игорь Сорокин (Чиж)
Лента «Меня зовут Арлекино» стала последней в кинокарьере Сорокина. До этого фильма он снялся в картинах «Про Красную Шапочку», «Фантазии Веснухина», «Камила» и «Дело за тобой!». Чем занимается актёр сейчас неизвестно.
Виктор Хозяинов (Панцирь)
Работа в картине Рыбарева стала для Хозяинова пропуском в мир большого кино. После успеха «Арлекино» Виктор Владимирович снялся в двух десятках фильмов и сериалов. Он принимал участие в создании таких громких проектов, как «Утомлённые солнцем 2: Цитатдель», «Чекист» и других. В списке сериалов, в которых снялся актёр, значатся «Улицы Разбитых фонарей», «Империя под ударом», «Бандитский Петербург», «Беглецы» и ещё несколько успешных телефильмов.
Павел Прибыток (Мошка)
Всего Прибыток снялся в трёх фильмах. Он известен как театральный актёр. Долгое время Павел играл в Рязанском театре для детей и молодёжи. Самым впечатляющим проектом, в котором принимал участие Прибыток, стал моноспектакль «Пугачёв», в литературную и сюжетную основу которого легла поэзия Сергея Есенина.
Василий Домрачев (Упырь)
До фильма «Меня зовут Арлекино» Домрачев снимался в картине Элема Климова «Иди и смотри». Позже артист работал с такими режиссёрами, как Александр Рогожкин и Алексей Герман. Василий Валерианович известный театральный актёр — долгие годы он служил в театрах Республики Марий Эл.
Виктор Бегунов (Костыль)
Артист Бегунов не имеет профессионального образования. В его фильмографии всего три картины. С 1983 года актёр служит в Архангельском молодёжном театре.
О судьбе других молодых артистов, которые снимались в культовой ленте Рыбарева, информации нет. Отметим, что одного из дружков Арлекино сыграл сын режиссёра — Павел.
Режиссер Валерий Рыбарев — о вышедшем 30 лет назад фильме «Меня зовут Арлекино» и новых проектах
Перестройка ускорялась, гласность зашкаливала, неформалы бузили, либералы чудили, в общем, жизнь в стране бурлила вовсю. Именно в то беспокойное время, ровно 30 лет назад, в мае 1988-го на экраны вышел фильм Валерия Рыбарева, ставший самым кассовым за всю историю белорусского кинематографа. С кинорежиссером побеседовал корреспондент агентства «Минск-Новости».
Трудно поверить, но за год с небольшим суперхит «Меня зовут Арлекино» успели посмотреть около 42 (!) млн зрителей. И это не было случайным или удачным попаданием в яблочко.
Соавтор Щекочихин, режиссер Фомин, бард Копылова
— В фильме многое сошлось, — говорит кинорежиссер. — Излом времени, нерв которого удалось, видимо, ухватить, противостояние молодежных группировок, герой, кулаками пытающийся восстановить социальную справедливость и при всей своей агрессивности вызывающий симпатию… Правда, это уже история.
— Ваш суперхит был снят по пьесе известного журналиста, специализировавшегося на криминальной тематике, депутата Верховного Совета СССР Юрия Щекочихина «Ловушка № 46, рост второй»…
— У Щекочихина в пьесе нет социальных столкновений, да и конфликта практически нет, сюжет строился на выяснении отношений футбольных фанатов. В фильме же парни, живущие на маленькой железнодорожной станции, которым в жизни мало что светило, во главе с Арлекино совершают вылазки в город, пытаясь по-своему разобраться с мальчиками-мажорами, стилягами, панками, «фашистами», металлистами и прочими неформалами, и все это на фоне драматичной любовной линии. Так что у нас совсем другая история. Я вырос в районе тракторного завода, и у меня были такие же, как в фильме, друзья. Мне хорошо знакома эта среда.
Юра, посмотрев картину, был удивлен. Правда, его предупреждали, что если Рыбарев взялся за материал, то может переделать его до неузнаваемости (смеется).
— Вы с ним встречались?
— Пару раз до съемок. К тому времени я был уже довольно известный режиссер, снял «Чужую вотчину» и «Свидетеля». Юра не возражал, чтобы считаться соавтором «Арлекино». На премьере Щекочихина все поздравляли с успехом, и он успокоился.
— Судьба публициста, много и смело писавшего об организованной преступности, оказалась трагичной: в 50 с небольшим он ушел из жизни при странных обстоятельствах. А вот сыгравший у вас главного героя Олег Фомин сегодня востребованный российский актер и успешный режиссер, поставивший в том числе нашумевший «День выборов».
— Олега Фомина я нашел в рижском ТЮЗе. Мне очень хотелось, чтобы в картине не было примелькавшихся лиц, особенно московских актеров. Олег произвел на меня хорошее впечатление, в нем чувствовались харизма, мужской стержень. После выхода картины на экраны адресованные ему письма пачками приходили на «Беларусьфильм», а он, как мне кажется, и не знал об этом. Олег давно уехал из Латвии, живет в Москве, снимает картины и ставит спектакли. За его творчеством я, правда, не очень слежу. Мы встречались в Минске на «Лiстападзе», посидели, поговорили. Столько лет прошло…
— А творчество героини Светланы Копыловой, ставшей известным бардом, автором и исполнительницей проникновенных баллад, в том числе православных, вы знаете?
— Да, знаю, у нее большая дискография. Года три назад Света приезжала в Минск и давала концерт в ДК тракторного завода, приглашала. Я на концерт не попал, не получилось, но она передала мне диски. Хорошие песни.
«Уитмен» Стась, Поречье Фолкнера, барин Герман
— В «Арлекино» снялся еще один интересный и необычный человек, — продолжает режиссер. — Мы искали натуру к фильму. Однажды утром через окно летнего кафе я увидел на улице здорового мужика, за которым, как собачка, бежала его корова… Он оказался очень фактурным. Познакомились. Это был Станислав Пшевлоцкий, грузчик и самобытный поэт. Я сравниваю стихи Стася с поэзией Уолта Уитмена, а документальный фильм о нем снял для телевидения. До сих пор храню его стихи, написанные на бересте.
Основные эпизоды «Арлекино» снимали в Гродно и полюбившемся мне Поречье. Этот городок с железнодорожным полустанком не единожды был фоном моих фильмов. Он стал для меня своего рода «округом Йокнапатофа в штате Миссисипи», выдуманным Уильямом Фолкнером и обжитым персонажами великого американского писателя, пространством, которого больше нет нигде.
— У вас оно обживалось в «Живом срезе», «Чужой вотчине» и «Свидетеле»…
— Да. Особенно в «Свидетеле». Площадь, вымощенная булыжником, маленькие еврейские домики, здание, где проходил суд, — все это снимали в Поречье.
— После выхода на экраны упомянутых фильмов, вошедших в золотой фонд белорусского кино, вас стали сравнивать с Алексеем Германом, с его фирменным гиперреализмом, скрупулезным вниманием к документальным реалиям времени и к незначительным на первый взгляд деталям.
— У нас с ним немало общего, по крайней мере, в творчестве. Я учился в Ленинграде, окончил режиссерское отделение института театра, музыки и кинематографии. Нас кто-то познакомил, а жена и соавтор Германа известный киносценарист Светлана Кармалита пригласила меня в гости. Прихожу, попадаю в хорошо обставленную квартиру, принадлежавшую его отцу — знаменитому писателю. Сын же оказался настоящим барином! Вижу, лежит, развалившись на диване с подушками, словно Илья Ильич Обломов, и вставать, похоже, не собирается.
Светлана говорит мне: мол, присаживайтесь. Я отвечаю: «А чего присаживаться, может, Леша поспать прилег, я лучше завтра-послезавтра зайду. Если получится». И направляюсь к дверям. «Эй-эй-эй, Валера!» — Алексей сразу вскочил. Ну и всё, мы сели, долго беседовали. Нам было о чем поговорить: у Германа тогда «Проверку на дорогах» сняли с полки, у меня уже вышли «Свидетель» и «Арлекино».
«Прикованный» Гостюхин, заповедный Несвиж
— После 14-летнего перерыва вы в 2002 году сняли на «Ленфильме» драму «Прикованный» с Владимиром Гостюхиным в главной роли…
— Когда я рассказываю, в каких условиях снимали фильм, мне не верят. Бюджет — остаток от какой-то ленинградской картины, сроки ограничены. Снять ее надо было чуть ли не за неделю. Вряд ли нашелся бы другой режиссер, который взялся бы за этот проект. Но после долгого простоя мне надо было работать. Пришлось переписывать сценарий.
Изначально в истории Владимира Валуцкого героиня вспоминает о детской влюбленности в мальчика, с которым познакомилась в «Артеке». Но съемки в бывшем главном пионерлагере Союза в то время уже были утопией, и действие мы перенесли в Прибалтику.
У меня два дня на раздумья… Созваниваюсь с Володей Гостюхиным и предлагаю выручать. Уговариваю Аллу Клюку. Мы селимся в поселке под Питером и принимаемся за работу. Сюжет сочиняю на ходу, сцену за сценой, день за днем, не зная, что будет завтра. Главным героем становится офицер-«афганец», не вписавшийся в «капитализм с человеческим лицом», и так далее. Картину мы сняли в рекордно короткие сроки.
— Ее прохладно приняла критика, зато приветствовали на кинофестивалях, а Алла Клюка, сыгравшая скрипачку, удостоилась приза за лучшую женскую роль. Будущая звездочка комедий Аллы Суриковой и американских сериалов и вправду родилась в семье глухих родителей?
— Да, причем Алла в совершенстве владеет языком жестов, очень пластичная и музыкальная. Она прекрасная актриса и много снимается, по-моему, по сей день.
— Валерий Павлович, несколько неудачных попыток воплотить свои замыслы, продолжительные периоды творческого простоя не разочаровали вас в профессии?
— Нет, в профессии я, конечно, не разочаровался. Просто у меня очень нетипичная творческая судьба. Много раз приносил на студию проекты, некоторые запускали в производство, а потом по разным причинам процесс останавливался. Так вышло с фильмом «Нечистые» про узниц концлагеря «Равенсбрюк». Меня торопили приниматься за него еще до выезда на место событий. Но когда я побывал в лагере, который занимает огромную территорию и является музеем, стало ясно, что там снимать нельзя, а построить похожий невозможно. Руководство «Беларусьфильма» закрыло картину.
Подобная история случилась с гулаговским лагерем на Колыме. Чтобы не превратить сценарий Эдуарда Володарского по мотивам рассказов Варлама Шаламова в фарс, требовалось снимать в Сибири или вложить большие деньги и построить масштабные декорации где-то поближе. Денег у студии не нашлось ни на то, ни на другое, в результате «Последний бой майора Пугачева» был снят под Минском другим режиссером. Я же не признаю похожести в реалистическом кинематографе.
— Но ведь и не сдаетесь?
— На «Беларусьфильме» у меня принят сценарий «Осень в Несвиже» по повести Трапезникова, в плане снять фильм по повести Быкова «Карьер». Оба проекта понравились новому руководству студии, но история повторяется — денег нет.
Актеры фильма «Приключения Буратино» тогда и сейчас
Дмитрий Иосифов — Буратино (роль Буратино озвучила Татьяна Канаева), на данный момент 51 год.Дмитрий Иосифов родился 22 октября 1965 года в Минске в семье инженера и биолога. В возрасте 9 лет был замечен ассистентом режиссёра студии «Беларусьфильм» и утверждён на роль Буратино, которая прославила мальчика.После фильма Дима испытал все прелести славы. Во-первых, к нему навсегда приклеилась кличка Буратино. «Поначалу я очень сильно обижался, а потом привык и стал относиться к этому с иронией». В метро он был очень узнаваем, но при этом звездной болезнью не заболел. После успеха в «Приключениях Буратино» Диме пришлось навсегда забросить фигурное катание — предложения сниматься стали приходить к нему одно за другим.Сыграл в кино более 30 ролей (Волчонка из «Про Красную Шапочку», седого принца в «Сказке про влюбленного маляра», в фильме «Юрка — сын командира»).Окончив школу, Дмитрий поступил во ВГИК, где учился на курсе Алексея Баталова. По окончании ВГИКа Иосифов был распределён в Минск, где работал в Минском театре-студии киноактера. В то время он много снимался на разных киностудиях, но больше всего ролей им было сыграно в картинах студии «Ленфильм».Сейчас Дмитрий работает режиссером и сценаристом.На его счету такие сериалы,как Убойная сила и Екатерина.Взлет.Женат и воспитывает трех сыновей.
Татьяна Проценко — Мальвина (48 лет).Попала в кино случайно.
Во время съёмок в фильме «Приключения Буратино» у Татьяны неожиданно для режиссёра выпали молочные зубы. Пришлось обратиться за помощью к стоматологу, чтобы не срывать съёмки картины. В отличие от своей героини Татьяна,напротив,питала симпатию к Роману Столкарцу(Пьеро).Инна Веткина, автор сценария «Приключений Буратино», специально для Татьяны написала «Про Красную Шапочку». Но из-за сотрясения мозга незадолго до съёмок Тане так и не удалось сняться в этом фильме. Из-за травмы девочке не разрешили сниматься, и позже ей пришлось сменить профессию, из-за чего она больше не снималась в кино.К тому же,роль Мальвины принесла Татьяне не только всенародную любовь и славу,но и ненависть и зависть сверстников.В школе её часто дразнили и травили одноклассники.Называли «Мальвиной без ушей» и сочиняли похабные частушки.Татьяна окончила киноведческое отделение ВГИКа. Является членом Международной федерации журналистов.Замужем за актером Алексеем Войтюком,воспитывает дочь и сына.Кстати платье и туфли Мальвины достались Татьяне на память.
Роман Столкарц — Пьеро (51 год).Роман попал в кино случайно.
— Были зимние каникулы. Мама, врач, нашла в себе силы после тяжелого рабочего дня сводить еврейского мальчика на кастинг… Участие в этом фильме имело поистине мистическое значение в моей жизни, оно всю ее изменило…
На съемках фильма был тайно влюблен Татьяну Проценко(Мальвину),как и его герой,Пьеро.В конце 80х Роман переехал с родителями в Израиль.Выучился на врача.Работает педиатром.Женат и воспитывает дочь и двух сыновей.До сих пор поддерживает связь с Татьяной Проценко и Дмитрием Иосифовым.Чаще всего они общаются по скайпу.
Томас Аугустинас — Артемон (48 лет). О Томасе известно крайне мало.В детстве о переехал с родителями в Канаду и учился в бизнес-школе.Сейчас занимается бизнесом.О личной жизни ничего неизвестно.На съёмках фильма питал симпатию к Татьяне Проценко и дарил ей подарки.
Вспоминает Татьяна Проценко(Мальвина):
Григорий Светлорусов — Арлекин (51 год).О нем также известно очень мало.После окончания школы поступил в ракетное училище, затем начал заниматься в Белоруссии бизнесом. Несколько лет назад его объявили в розыск по обвинению в краже. По слухам, живёт в США.
Николай Гринько — папа Карло (умер в 1989 г в возрасте 69 лет).
Юрий Катин-Ярцев — Джузеппе (умер в 1994 г в возрасте 73 лет).На съемках пережил инсульт.
Вспоминает Татьяна Проценко(Мальвина):
— Знаю, что на съемках финальной сцены у Юрия Катина-Ярцева (он играл Джузеппе) случился инсульт, его прямо со съемочной площадки увезли в больницу. Этот эпизод я смотрю с особыми чувствами, понимаю, что у артиста не улыбка, а гримаса боли, и его очень жалко. А у Рины Зеленой в разгар съемок умерла сестра, с которой они были очень близки. Режиссер хотел отменить съемки, но Рина Васильевна сказала: «Нет, я не имею права подводить команду: доснимусь, а потом поеду прощаться с сестрой».
Владимир Этуш — Карабас-Барабас (94 года).После Приключений Буратино у Владимира была еще масса интересных ролей.Хоть его роль была отрицательной,он старался расположить к себе детей и угощал их конфетами.
Ролан Быков — кот Базилио (умер в 1998 г в возрасте 69 лет).В начале Быков не хотел сниматься в фильме,но его уговорила его жена,актриса Елена Санаева и в последствии он даже увлекся процессом и придумал много интересных ходов для фильма.
Елена Санаева — лиса Алиса (74 года).
Рина Зелёная — черепаха Тортила (умерла в 1991 г в возрасте 90 лет).На съемках фильма у Рина Зеленая узнала о смерти сестры,но не смотря на это снималась до конца.
Леонид Нечаев— режиссер (умер в 2010 году в возрасте 70 лет).
Вспоминает Татьяна Проценко (Мальвина):
Премьерный показ фильма «Приключения Буратино» состоялся 1 и 2 января 1976 года на первой программе Центрального телевидения.
На худсовете, принимавшем решение о том, выпускать картину на экраны или нет, «Приключения Буратино» вызвали эффект разорвавшейся бомбы. О том, какая реакция была у чиновников от культуры, Леонид Нечаев впоследствии вспоминал: – По окончании съемок студия «Беларусьфильм» отказалась принимать «Приключения Буратино». Критики негодовали: «Безобразная картина! Ужас! Как это может быть — кот без хвоста, лиса в платье, Буратино издевается над пожилым человеком (имелся в виду Карабас Барабас)». Фильм выпустили на экраны только потому, что был конец года, и невыполнение плана грозило лишением премий.
Фильм, который едва не был отправлен «на полку», стал одной из самых популярных отечественных киносказок, которая вот уже более трех десятков лет пользуется неослабевающей зрительской любовью. Секрет необычайного успеха этого детского мюзикла заключается в режиссерском и педагогическом таланте Леонида Нечаева, великолепном актерском ансамбле, в котором органично сочетались опыт признанных мастеров экрана и искренний энтузиазм юных актеров и, конечно же, замечательные песни, написанные Алексеем Рыбниковым на стихи Юрия Энтина и Булата Окуджавы.
О работе над картиной у всех детей, сыгравших в «Приключениях Буратино», сохранились самые теплые воспоминания, и главная заслуга в этом принадлежит Леониду Нечаеву. Режиссер, по свидетельству знавших его людей, мог найти общий язык с каждым ребенком и создать на съемочной площадке такую атмосферу, чтобы даже самый робкий из них чувствовал себя комфортно.
По словам исполнителя главной роли Дмитрия Иосифова – единственного из юных артистов, принимавших в создании «Приключений Буратино», связавшего судьбу с кинематографом, у него сложились неодинаковые отношения со взрослыми актерами. Так, Николая Гринько (папа Карло) и Юрия Катина-Ярцева (Джузеппе Сизый Нос) десятилетний Дима просто обожал, а Владимира Этуша (Карабас Барабас) он недолюбливал и слегка побаивался. – Я отыгрался на Владимире Абрамовиче во время сцены, когда Буратино сидит на сосне и бросает в Карабаса шишки. После этого Этуш жаловался режиссеру: «Какой злой мальчишка этот Димка. Он ведь не просто эту шишку бросает, он метит мне в голову. Обязательно попадает. Безобразник!» – рассказывал Дмитрий в одном интервью.
Дима Иосифов сначала был приглашен на роль Арлекина. Но когда проходили пробы, мальчик поразил всех своей пластикой, напоминающей движения куклы на шарнирах. Нечаев сразу же принял решение снимать именно его в роли Буратино. Для съемок Диме пришлось сбрить собственные волосы и брови, чтобы можно было приклеить бутафорские.
На роль Черепахи Тортилы Нечаев хотел пригласить Фаину Раневскую. Фаина Георгиевна, которая к тому времени была уже в летах и плохо себя чувствовала, ответила режиссеру: «Ленечка, я с удовольствием сыграю Черепаху, но только если съемки будут проходить у меня в подъезде».
Таня Проценко (Мальвина) – единственная из снявшихся в картине детей была не из Белоруссии, а из Москвы. Также ей единственной пришлось озвучивать свою роль, тогда как остальные «детские» персонажи говорят голосами взрослых актеров.
При съемках эпизода, когда Буратино приходит вместе с Пьеро к Мальвине, Дима Иосифов забыл переобуться после перерыва на обед в деревянные башмаки и вошел в кадр в своих ботинках. Заметили это только при монтаже картины, но переснимать сцену не стали.
Финальную песню для фильма Леонид Нечаев предлагал спеть Алле Пугачевой, но певица отказалась, сказав, что у нее может не получиться. Тогда режиссер пригласил Ирину Понаровскую, которая и исполнила песню.
Золотой ключик, изготовленный на заказ для фильма, режиссер Леонид Нечаев после окончания работы над картиной выкупил у студии и забрал себе на память.