мемориалы на дороге жизни

Памятники на Дороге Жизни

Эту статью я хочу посвятить одной из своих прабабушек. Если быть точнее, я прихожусь ей правнучатой племянницей, так как тетя Леночка (как мы все называли ее в семье) была самой младшей из шести сестер моей прабабки по маме. Добрая, веселая тетя Леночка пережила ленинградскую блокаду – все ее 872 дня. Она не любила вспоминать о том страшном периоде своей и без того нелегкой судьбы. Но кое-что все-таки нам, своим внукам и правнукам, рассказывала. Особенно врезались в мою память несколько эпизодов из жизни тети Леночки, которые были связаны со знаменитой ленинградской Дорогой Жизни. Так называется единственный путь, разрывавший блокадное кольцо.

По нему в полумертвый от голода и холода, но так и не сдавшийся врагам город, везли необходимые для выживания грузы. Еду. Медикаменты. Даже дрова. В обратном направлении вывозили людей.

Всего за весь период блокады в Ленинград по этой дороге доставили более 1,5 миллионов тонн грузов, а вывезли немногим меньше 1,5 миллионов людей. Летом везли по земле до озера, потом на баржах по воде, а зимой на грузовиках по льду Ладоги. Многим эта дорога спасла жизни.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниПочему Леночка рассказывала нам именно о Дороге Жизни? Так случилось, что она зимой 1942 года несколько раз сама проехала тогда по ней туда (из холодного и голодного города в тыл) и обратно – назад к своим, чтобы разделить с ними все бедствия блокады до конца. Тетя Лена, тогда еще совсем девчонка (18-ти лет!) была медсестричкой. Она в составе автообозов вместе с другими врачами и сестрами обеспечивала медобслуживание раненых бойцов и истощенных ленинградцев, которых эвакуировали. Такие у нее были командировки. Их и этот страшный путь единственной надежды она помнила очень крепко до самой своей кончины. Мало того, после войны тетя, уже вместе с нами, своими внуками, повторила это дорогу – давно уже сплошной мемориал героизму. И около каждого памятника она рассказывала какую-то историю из тех военно-блокадных дней своей жизни.

В прошлом году, в дни 70-летнего юбилея нашей великой Победы, мы в честь всех наших погибших предков, в честь уже умершей тети Леночки проехали по Дороге Жизни снова. И вспоминали около каждого монумента обо всем, что узнали от нашей общей бабушки о ее войне. Об этом я и хочу вам рассказать.


Мемориалы Ржевского коридора

Начали свой путь мы по знаменитому Ржевскому коридору – единственному с самого начала осени 1941 по март 1943 годов входу в блокадный Ленинград и выходу из него. Он так называется по имени станции Ржевка, с которой Дорога Жизни, собственно говоря, и начиналась. Сейчас, кстати, это современная трасса А-128.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Здесь, у этого памятника детям блокадникам, Тетя Лена нам рассказала о маленьком мальчике и его сестренке. Она ехала в санитарном грузовике из Ленинграда в феврале, сопровождала детишек, которых пытались вывезти на Большую землю. Там среди них был страшно истощенный мальчик где-то лет 8-ми. Он практически не держался на ногах и еле мог говорить – шептал. Леночка все время была около него, держала за руку. А мальчик рассказывал ей, как от голода умерла его 3-хлетняя сестра и просил найти ее тело и похоронить. «Я ее не смог до двери дотащить, а мамка не пришла. Тоже, наверное, где-то на улице замерзла», – шелестел голос малыша. А Леночка плакала.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниНа 12 км. трассы мы подъехали к историческому военному памятнику тех лет – сохраненному участку Дороги Жизни. Он остался в том самом состоянии, в котором она была тогда: полумощенка – полугрунтовка. Вдоль обочины возвышаются три узкие стелы серого камня с надписями: «Слава героям Дороги Жизни». У меня сердце замирало, когда мы ехали по ней, подпрыгивая на булыжниках. Сколько людей здесь отдали свои жизни под почти постоянными немецкими бомбежками. Леночка вспоминала шофера полуторки, который возил крупу и зерно в Ленинград той страшной зимой и был смертельно ранен, возможно, именно на этой части пути. Он умирал у нее на руках и вспоминал жену, детей, которые остались у него где-то на Орловщине. Ему и всем другим шоферам войны и этой дороги у деревни Дусьево в Ленинградской области стоит памятник под названием «Легендарная полуторка». На нем написано: «Военным автомобилистам Дороги Жизни, проходившей здесь. 1941-1943 гг.».

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниСледующая наша остановка – на Братском кладбище у Ириновки. Это место находится между 30 и 31-м километрами. В те месяцы здесь останавливались, чтобы похоронить погибших – солдат и штатских. Говорят, их было не менее 500 человек. Тетя Леночка тоже вместе с другими хоронила там тех, кто не выжил во время переезда. И мальчика того ленинградского, и шофера. Гробов, конечно, не было. Тела заворачивали в разные холсты, иногда и так, безо всего клали в ямы. У покойных пред этим искали документы, чтобы сообщить об их судьбе близким. Старались не допустить того, чтобы хоть кто-то лег в землю безымянным. Теперь вдоль трассы далеко тянется кирпичная красная стена с табличками. На них начертаны имена погребенных здесь людей. А перед стеной стоят несколько стел, на которых выгравированы сохранившиеся истории некоторых похороненных и очень правильные слова М. Исаковского.

Все. Дальше – сход на Ладожское озеро. И трудный путь по ледяной дороге. Путь жизни и смерти. И героизма всего нашего народа. И твоего героизма, наша тетя Леночка.

Интересные статьи:

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею:

Источник

Дорога жизни блокадного Ленинграда

В Петербурге и Ленинградской области есть много памятников, посвященных Великой Отечественной войне, неразрывно связанных с блокадой Ленинграда. Особое значение занимает Дорога Жизни.

С 12 сентября 1941 по март 1943 года Дорога Жизни была аортой, главным сосудом, поддерживающим жизнь Ленинграда. Она давала возможность эвакуировать ленинградцев из осажденного города и доставлять еду и топливо тем, кто в нем остался. Свое название дорога получила в военные годы. В настоящее время это историческая мемориальная трасса, признанная объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первые памятники вдоль Дороги Жизни появились в 1960-х годах. Они стали составляющей «Зелёного пояса славы Ленинграда». Постепенно их количество увеличивалось.

Сухопутная часть Дороги Жизни — автомобильная региональная трасса 41К-064, бывшая А-128. Ее протяженность составляет около 44 км. Это автодорожный выход из Санкт — Петербурга во Всеволожский район и город Всеволожск. Она начинается с Рябовского шоссе, а заканчивается у Осиновецкого маяка. Километры Дороги Жизни отсчитывают 46 памятных столбов вдоль шоссе. По ним легко ориентироваться.

По какой дороге проходила Дорога жизни

Современная трасса не повторяет дорогу военных дней в точности. Предполагают, что по мере приближения к Ладожскому озеру, основная дорога начинала ответвляться на многочисленные лесные дорожки.

Ниже на карте схематично отображены указанные участки Дороги жизни.

Шоссе Дорога Жизни начинается на пересечении Рябовского шоссе и КАД. Выехать на Дорогу жизни можно с Рябовского шоссе.

По Дороге Жизни на машине. Маршрут самостоятельной экскурсии

В этой статье внимание будет уделено участку Дороги Жизни от границ сегодняшнего Санкт-Петербурга до Осиновецкого маяка.

Для экскурсии по Дороге Жизни лучше всего воспользоваться собственным автомобилем.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниПосле Всеволожска дорога переходит в двухполосное шоссе

0 километр Дороги Жизни находится рядом с КАД.

Памятный знак «Регулировщица»

Первый километр. Памятный знак «Регулировщица» был установлен в 1986 году рядом с железнодорожным переездом Рябовский у первого столба, отмечающего нулевой километр Дороги жизни. При строительстве КАД в 2005 году знак снесли, но позже восстановили на первом километре. На памятном знаке изображена девушка в военной форме с флажком в руке. В военное время водителей ориентировали регулировщики с флажками. В основном это были молодые женщины. Они стойко несли свою службу в любую погоду и не покидали посты даже во время бомбежек.

В памятный комплекс первого километра входит также советская зенитная пушка 52-К калибра 85 мм, разработанная в конструкторском бюро завода имени М.И.Калинина в 1939 году. Мощная и надежная артиллерийская система была взята на вооружение Красной Армии в том же году. Всего за годы войны с помощью 52-к было сбито 4047 вражеских самолетов.

Мемориальный комплекс «Цветок жизни»

Третий километр. Расположенный на нем мемориальный комплекс увековечивает память детей, живших в блокадном Ленинграде. Им выпали тяжелейшие испытания. Они умирали от голода, гибли во время бомбежек. Памятник посвящен и тем ленинградским детям и подросткам, которые работали во время войны на заводах, тушили зажигательные снаряды, совершали маленькие подвиги во имя победы.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниМемориальный комплекс «Цветок жизни»

Открытие 15-метрового памятника «Цветок жизни» состоялось в 1968 году. Каменная ромашка имеет 5 лепестков. Плиты внизу цветка похожи на листья. На четырех — надпись из детской песни «Пусть всегда будет солнце», а на пятом — улыбающийся мальчик-пионер. На плите рядом с памятником надпись — посвящение детям блокадного города: «Во имя жизни и против войны. Детям – юным героям Ленинграда. 1941 – 1944».

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниАллея дружбы

От «Цветка жизни» начинается Аллея дружбы, которая ведет к месту скорби — кургану с 8 стелами — трагичными страничками дневника Тани Савичевой с датами смерти всех ее родных. Дневник Тани вошел в историю города и Великой Отечественной войны. Девочку вывезли из блокадного Ленинграда, но она умерла в 1944 году от недугов, развившихся от перенесенного голода.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизнистраницы дневника Тани Савичевой

Комплекс окружает березовая роща. 900 деревьев символизируют 900 дней блокады. В 70-е годы прошлого века возникла традиция повязывать на стволы берез красные галстуки в память о детях блокадного Ленинграда. Она сохранилась и в наши дни.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни900 деревьев символизируют 900 дней блокады

В роще установлена памятная плита Александру Даниловичу Левенкову, автору «Цветка жизни» и других мемориалов на Дороге Жизни.

Мемориал «Балтийские крылья»

Памятник «Балтийские крылья» расположен недалеко от столба, отмечающего шестой километр Дороги. В 1941-1943 годах на этом месте был размещен аэродром морских летчиков, служивших на Балтийском флоте. Их самолеты оберегали Дорогу и город. Героический подвиг летчиков олицетворяет памятник в виде самолета, врезавшегося в землю. Поблизости от шестого километрового столба расположен музей — усадьба Приютино, в котором когда-то жило семейство Олениных, а в годы войны размещалось общежитие военных летчиков.

Памятник полуторке

На десятом километре в 2012 году был установлен бронзовый памятник «машине — солдату» — легендарной «полуторке» и военным автомобилистам Дороги Жизни. Почетное звание солдата грузовик «ГАЗ-АА» получил за свою фронтовую блокадную службу — на эти машины легла основная нагрузка по перевозкам людей и грузов по суше и по льду Ладоги. Интересно, что первые автомобили ГАЗ — АА были собраны на Горьковском автозаводе в 1932 году по американским чертежам компании «Ford».

Мемориал «Румболовская гора»

Около города Всеволожска, в месте пересечения десятого километра Дороги с Колтушским шоссе, размещен мемориал «Румболовская гора». Он прославляет стойкость и мужество защитников города. Четыре величественных листа дуба символизируют силу, четыре лавровых — славу. Между ними лежит маленький желудь — олицетворение надежды на возрождение жизни. Строки стихов Ольги Берггольц выгравированы на стеле рядом с памятником.

Исторический участок Дороги жизни

Мемориал «Катюша»

На семнадцатом километре размещен величественный памятник «Катюша». Он посвящен зенитной части, прикрывавшей Дорогу жизни и аэродром. 14-метровые стальные балки символизируют стволы зениток реактивной установки. На каменной стеле выбиты слова: «Мужеством храбрых спасен Ленинград, павшим Героям бессмертная Слава».

Братское кладбище

Памятное место между тридцатым и тридцать первым километрами — Братское кладбище рядом с деревней Ириновка. В нем захоронено около 500 человек, военных и штатских. На кирпичной стене, расположенной у шоссе, размещены таблички с именами захороненных здесь людей. Тела погибших на Дороге жизни людей хоронили в выкопанные здесь ямы. Иногда их обертывали в холст, когда его не было — просто в одежде. Но всегда старались найти у покойных документы, чтобы братская могила не была безымянной.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниБратское кладбище

На мемориальной плите рядом со стеной выгравированы стихотворные строки Михаила Исаковского: «Куда б ни шел, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».

Мемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниМемориальный комплекс «Разорванное кольцо»

Авторы идеи памятника «Разорванное кольцо» — архитектор В.Г. Филиппов и скульптор К.М. Симун.

Константин Михайлович Симун умер 4 сентября 2019 года. По этой ссылке можно ознакомиться с интервью с выдающимся скульптором

По обе стороны от памятника находится зенитка и мемориальная стела со стихотворными строками Бронислава Кежуна: «Потомок, знай! В суровые года, верны народу, долгу и Отчизне, через торосы ладожского льда, отсюда мы вели Дорогу Жизни, чтоб жизнь не умирала никогда!»

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниЗенитное орудие

Вечный огонь у «Разорванного кольца» был зажжен 9 мая 2015 года. Его привезли с Пискаревского мемориального кладбища.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниВечный огонь

Музей «Дорога жизни»

Музей находится в поселке Ладожское Озеро, на сорок пятом километре. На прилегающей к нему территории размещены техника и орудия, участвовавшие в перевозке и защите Дороги Жизни: автомобили, катера, корабельные пушки, самолет и многие другие экспонаты.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниМузей «Дорога жизни» мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниМузей «Дорога жизни»

Адрес музея: Ленинградская область, Всеволожский муниципальный район, Рахьинское городское поселение, п.ст. Ладожское Озеро, шоссе Дорога Жизни, №58

Рядом с музеем расположен Осиновецкий маяк высотой 70 метров. Он был построен в начале 20 века, действует до сих пор. Его свет виден на 40 км. Маяк входит в десятку самых высоких маяков мира — занимает девятую строчку.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниОсиновецкий маяк

Памятники на станции Ладожское Озеро

На станции Ладожское Озеро, на сорок шестом километре Дороги, есть еще несколько знаковых достопримечательностей:

По какому озеру проходила Дорога жизни

Станция — конечная точка сухопутного исторического маршрута. Здесь сходятся автотранспортное шоссе с железнодорожной ветвью и начинается водная часть Дороги Жизни.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниМаршруты Дороги Жизни через Ладожское озеро

Ладога была единственным возможным путем эвакуации ленинградцев и доставки грузов с Большой земли, поскольку его юго-западное и юго-восточное побережья удерживали наши войска. Летом во время навигации на водном отрезке пути использовали баржи Северо-западного речного пароходства, зимой в ледостав их сменяли автомашины.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизниОт Осиновецкого маяка Дорога жизни продолжалась по Ладожскому озеру

Ладогу издавна считали непригодной для судоходства из-за высоких волн, которые достигают двух метров, и частых штормов. Еще при Петре I был вырыт Староладожский канал в обход опасного озера, а еще через сто лет — Новоладожский канал из-за обмеления Староладожского. На берегах самого озера к началу войны не было пристаней и пирсов. Осенью 1941 года были срочно сооружены пирсы, построены склады и вырыты землянки, проведены дноуглубительные работы на 2,5 метра.

Но наступившая зима и установившийся ледостав потребовали других решений. На зимней трассе через озеро начали происходить непонятные аварии: под лед проваливались легкие автомобили, а тяжелые благополучно передвигались даже по тонкому льду. К изучению проблемы были привлечены ученые Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе. Они провели расчеты по износу льда и условиям пролома. Для фиксации колебаний льда ученые создали специальный прибор «прогибограф» для изучения колебаний льда.

50 пробиографов разместили на ледяной трассе и зафиксировали их показания. Оказалось, что проблема была связана с прочностью льда и резонансом скорости легкой машины со скоростью движения волны, которая составляла 35 км. Тяжелые машины ездили с меньшей скоростью, поэтому резонанс не возникал. Было принято решение уменьшить скорость движения легких машин, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В военных условиях на льду Ладоги было проведено сложное научное исследование, которое помогло сохранить жизни людей и технику, а позже развилось в обособленную обширную область знаний.
Длина дороги через Ладогу составляла примерно 30 км. Трассу прокладывали на мелководье, где лед был надежней. Ее часто меняли — по одному следу проезжало не больше 60 автомобилей. На каждом километре стоял регулировщик. Их фонари помогали водителям не сбиться с трассы. За трещинами следили ледовые наблюдатели. Поломанные машины ремонтировали прямо на льду, а людей пересаживали в машины, которые находились недалеко. На Дороге работали тысячи людей, направлявшие колонны самыми безопасными маршрутами. Ежечасно и ежедневно они рисковали своей жизнью.

Для защиты Дороги на льду расположили стрелковую и артиллерийскую линии. Орудия передвигали с места на место, что дезориентировало противника.

Ледяная Дорога Жизни подвергалась постоянному артобстрелу и бомбежкам немецкой авиации. Усложняли транспортировку суровая погода и крутой нрав Ладоги. В этих чудовищно тяжелых условиях водители старались совершать две поездки — они работали круглосуточно, ведь от них зависела жизнь сотен тысяч людей. При движении машин двери у многих из них были открыты, чтобы водитель успел выпрыгнуть, когда машина начнет тонуть.

Общее количество грузов, перевезенных в Ленинград по Дороге жизни, составило больше 1 млн. 615 тыс. тонн. За это же время было эвакуировано около 1 млн. 376 тыс. человек.

Доподлинно неизвестно, сколько людей погибло на Дороге Жизни. Грузовики доставали со дна Ладоги еще несколько десятилетий после окончания войны.

Источник

Дорога жизни

Дорога жизни — это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.

За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Сохранившийся участок Дороги жизни

Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.

Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.

Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:

Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.

Дорога жизни — карта

Дорога жизни — как добраться

Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

10-й км, мемориал «Румболовская гора»

Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.

Памятники на Дороге жизни

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все сооружения Дороги жизни входят в Зеленый пояс Славы.

Цветок жизни

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Памятник «Цветок жизни»

Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». От мемориала 40-метровая лестница и березовая аллея Дружбы приведут Вас к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941–1942.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Каменные листки дневника Тани Савичевой

Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области.

Разорванное кольцо

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Памятник «Разорванное кольцо» на Дороге жизни

Памятник выполнен в виде двух железобетонных арок высотой 7 метров, символизирующих кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни. Под арками в бетоне можно увидеть следы протектора машин. Рядом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Осиновецкий маяк

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, груженые зерном.

Катюша

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Мемориал «Катюша» 12-й км Дороги жизни

Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене — надпись:

1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.

Дорога жизни — это название полностью соответствовало той роли, которую она сыграла: без нее Ленинград бы просто погиб.

История

8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.

С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»

Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:

мемориалы на дороге жизни. Смотреть фото мемориалы на дороге жизни. Смотреть картинку мемориалы на дороге жизни. Картинка про мемориалы на дороге жизни. Фото мемориалы на дороге жизни

Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр», памятный знак «Регулировщица»

Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!

По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.

В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.

19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.

Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.

Железная Дорога жизни

Есть в истории Дороги жизни страничка, о которой не пишут и стараются меньше вспоминать.

На второй год блокады Ленинграда предпринималась попытка построить ледовую железную Дорогу жизни, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западной. На все работы строителям было отведено два месяца.

Одновременно с двух берегов Ладожского озера началось сооружение железнодорожного моста из дерева длиной 35 км, так называемую «свайно-ледовую железнодорожную переправу». Одновременно строились два пути — узкоколейка и расположенный в 100–200 метрах от неё путь обычной колеи.

Строители, в основном женщины, пробивали полыньи и забивали сваи. Укладывался настил, а сверху монтировали железнодорожное полотно. Работы шли в мороз и под обстрелом противника. В январе 1943 года, когда была построена половина пути и по нему стали ходить рабочие поезда, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.

Необходимость в трассе отпала и все усилия строителей оказались бессмысленными. Возможно, по этой причине об этой железнодорожном пути предпочли забыть.

Малая Дорога жизни

Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт к Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.

В 1941 году норма выдачи хлеба была снижена. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба, но несмотря на это, в 1941–1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *