мельник жизнь в деревне
Друзья рассказали о погибшем с Зиничевым режиссере Мельнике: тяжелая судьба
«Человек неограниченного таланта»
В субботу, 11 сентября, в Храме святителя Николая в Толмачах будут отпевать режиссера Александра Мельника, который 8 сентября погиб в 120 километрах от Норильска вместе с министром МЧС Евгением Зиничевым. Александр Владимирович 14 лет возглавлял «Фонд Андрея Первозванного», 5 лет — «Центр Национальной Славы России». Его многое связывало с храмом-музеем в Замоскворечье, где его будет отпевать его духовник протоиерей Николай (Соколов). Похоронят общественного деятеля и режиссера на территории патриаршего подворья в деревне Афинеево, недалеко от дома, где он жил. Своими воспоминаниями об Александре Мельнике поделились с «МК» его коллеги и друзья.
«Жил с верой и верностью»
— Мы с Александром Мельником долгие годы вместе работали в «Фонде Андрея Первозванного», — говорит Виктория Медунина. — От него шел какой-то внутренний свет, он излучал спокойствие, как это бывает, когда находишься рядом с маститым священником. При том, что Александр Владимирович тогда был достаточно молодым человеком. За все годы работы с ним я не видела его раздраженным или недовольным. В нем чувствовалось благородство. Он был уверен в себе. Мог найти общий язык со всеми: и с работниками кухни, и с садовником, который ухаживал за нашими цветами, и с академиком, и с высокопоставленным чиновником. Всех старался поддержать, особенно тех, кто оказался в затруднительном положении.
Виктория Медунина вспоминает, как Александр Мельник трепетно опекал талантливого поэта, композитора и исполнителя Владимира Волкова.
— У него была тяжелая судьба, он служил рядовым в десантных войсках во время войны в Афганистане. Писал необыкновенные песни, проникнутые любовью к Богу и Родине, пел о величайшем самопожертвовании. Давал концерты в воинских частях, госпиталях, училищах. Был самородком без специального музыкального образования. Господь дал ему такой талант. Но он любил выпить. Александр Владимирович, услышав записи его песен на магнитофоне, нашел Владимира Волкова, взял над ним шефство, все время пытался удержать его в рамках, чтобы он не сбивался с истинного пути. Нам удалось записать три альбома его песен и провести в Храме Христа Спасителя его замечательный вечер.
Виктория вспоминает, что Александр Мельник закончил Одесский гидрометеорологический институт, пошел служить в армию, когда у них с женой Ольгой Николаевной уже было трое детей.
— Потом вернулся к себе в Приднестровье, работал специальным корреспондентом газеты «Советская Молдавия». Когда развалился Советский Союз, в связи с военными действиями в Приднестровье, вынужден был уехать с семьей в Москву. В столице создал издательство, которое называлось «Андреевский флаг». Он очень любил море и начал издавать небольшие книжки для моряков, потом — книги писателей-маринистов. Он всегда служил России верой и правдой. Потом уже создал «Фонд Андрея Первозванного».
Главным направлением фонда, по рассказам Виктории, было принесение в пределы Русской православной церкви великих христианских святынь. Фонд ежегодно доставлял из Иерусалима Благодатный огонь на Пасху.
— Александр Мельник всегда отличался верой в то, что он делает. Он никогда не работал на чужих проектах, делал только то, что ему было близко и интересно. У него было внутреннее ощущение, что надо сделать. В этом ему помогал его духовник, отец Николай (Соколов), настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах. Отец Николай сам очень глубокий человек, истинный интеллигент, очень одаренный, в Московскую Духовную Академию пришел после окончания консерватории. Он с первых дней был духовником нашего фонда. В храме Святителя Николая в Толмачах находится Владимирская икона Божией Матери. И мы всегда, когда начинали какой-нибудь проект, служили там молебен, посвященный началу благого дела. Последний проект, который оказался самым масштабным по времени — это провоз по городам России Пояса Пресвятой Богородицы. Ему пришли поклониться сотни тысяч человек.
Виктория Медунина вспоминает о многолетней программе, связанной с Сербией и Косово.
— Мы привозили оттуда ребятишек, чтобы они могли отдохнуть в российских детских оздоровительных лагерях и санаториях. Многие из этих детей были сиротами. В этой программе принимала участие удивительная сербская актриса, общественный деятель Ивана Жигон. Когда она узнала, что Александр Мельник погиб, сказала: «Он не мог умереть от болезни или от старости, он — герой, погиб, как на передовой». Господь нам показывает, что иногда создаются экстремальные, неуправляемые ситуации. Как например было, когда погибели первый космонавт Юрий Гагарин и инструктор Владимир Серегин в 1968-ом. Александр Мельник был человеком действия. Он долго писал сценарий фильма «Территория», долго искал деньги. Чтобы закончить фильм, заложил свой дом, потому что был уверен, что это нужно сделать. При том, что в доме жил пожилой отец, не всегда здоровая супруга. Он шел до конца. Это и принесение Благодатного огня, и принесение Десницы Иоанна Крестителя. Это сербская святыня, которая принадлежала императору Павле I, до революции находилась в Российском императорском доме. Потом ее, как и Филернскую икону Божией Матери, частицу Креста Господня, передали для сохранения в монастырь в Черногории. В Сербии боялись, что мы можем взять святыню и не вернуть. Когда митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович) переговорил с Александром Мельником, у него отпали все сомнения. Святыню передали на несколько месяцев России под честное слово Александра Владимировича.
Виктория уверена, что очень много людей придет, чтобы проститься с Александром Владимировичем.
— Его похоронят на территории патриаршего подворья в Афинеево, рядом с храмом Святителя Николая, который он построил. Отец Николай (Соколов) является настоятелем этого подворья. Афинеево — это небольшой поселок под Москвой, где Александр Владимирович жил с семьей. Получается, что круг жизни замкнулся: и храм святителя Николая, и Владимирская икона Божией Матери, перед которой его будут отпевать… Это все указывает на то, что есть какой-то высший промысел. Александр Мельник — замечательный человек. Я сейчас созванивалась с теми, кто с нами раньше работал. И мы пришли к выводу, что это были лучшие годы нашей жизни. Александр Мельник верил во все начинания, и мы верили. В 1997 году, когда он только создал фонд, обратился к Патриарху и президенту России Ельцину о восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Орден был учрежден Петром Первым в 1698 году и просуществовал до 1917 года. Сейчас он является высшей наградой России. Девиз ордена — «За веру и верность». Александр Мельник так и жил — с верой и верностью.
«Был талантлив во всем»
Коллеги отмечают, что Александр Владимирович был человеком невероятной доброты и таланта.
— Александр Мельник появился в моей судьбе в очень трудное, перестроечное время, — рассказывает актер, кинорежиссер, Народный артист РФ Николай Бурляев. — Он тогда возглавлял «Фонд Андрея Первозванного». Я ему обязан поддержкой, в том числе и духовной. С его подачи мне вручили орден Святого апостола Андрея Первозванного. Мы были вместе с ним во многих паломнических поездках по святым местам: и в Иерусалиме, и на Святая горе Афон, и на Кипре. Где мы только не были. И всюду Александр был, как лучик света, всех поддерживал, обо всех заботился. Помню, в одной из поездок на теплоходе мы попали в жуткий шторм, отказал один из двигателей, положение было критическое, намечался даже некий бунт… Александр Мельник проявил себя как настоящий мужчина. Оставаясь абсолютно спокойным, он взял ситуацию под свой контроль, действовал уверенно, давал необходимые распоряжения. Его внутренняя сила и спокойствие передались остальным. Все завершилось тогда благополучно.
Николай Бурляев поделился, что Александр Мельник помог ему провести один из форумов славянских и православных народов «Золотой Витязь».
— Организовал поддержку, был рядом. Мы провели форум в Калуге. Потом он покинул пост в фонде, занялся режиссурой. Александр ведь был прекрасным журналистом, у него были все основания заниматься этим. Он снял интересные фильмы «Новая земля» и «Территория», в которых затронул очень важные проблемы. И в этом он оказался талантливым человеком.
Очень многие благодарны Александру Мельнику за фильм «Территория», который он снят по одноименному роману Олега Куваева. В картине рассказывается о том, чего стоило открыть месторождение золота на Российском Севере. Режиссеру удалось передать дух того времени, просто и обыденно рассказать о героическом, о честной работе, одержимости, настоящих ценностях. Ему самому в 1976-ом удалось со стройотрядом попасть в Магаданскую область, где они обустраивали месторождение Дукат. Через четыре года он уже был на полярной станции, участвовал в гидрологических экспедициях, работал в море Лаптевых, в дельте Лены. Влюбился в Север, хотел рассказать о профессии геолога, и рассказал. Фильм «Территория» — это памятник Александру Мельнику навсегда.
— Я молюсь о нем, — говорит Николай Бурляев. — Я уверен, что Александр Мельник сделал столько добра, что память о нем останется самая-самая светлая. Упокой Господи душу новопреставленного раба Божьего Александра. Мы будем помнить о нем и благодарить судьбу за то, что большую часть жизни мы прожили вместе.
«Я из деревни всю жизнь». Блогер-миллионник из Беларуси рассказывает, как достиг успеха в TikTok
Новости Беларуси. Ему 26 лет, у него трое детей, трудится животноводом, а еще он блогер-миллионник в популярной социальной сети TikTok, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ.
Дмитрий Комар из Каменецкого района собрал армию поклонников. 1 миллион 300 тысяч подписчиков из Беларуси, России, Украины, Молдовы и десятков других стран. Первые видео разместил два года назад, а теперь проводит прямые эфиры между сменами на ферме, где заботится о буренках.
Подробнее Кристина Протосовицкая.
Дмитрий Комар (или Димасик Комарик) – под легким и веселым ник-неймом его знают в социальных сетях. После армии, а приняли весельчака в ПВО, он вышел на работу – на ферму.
Дмитрий Комар, блогер:
Я из деревни всю жизнь. Шесть лет тут уже лопатой. Но скажу, что к концу смены вот так уже не получится работать. Уже сил просто нет на самом деле.
«Не видите ошибок у нас?» Блогер Димасик Комарик оценил TikTok телеканала СТВ. Читайте здесь.
Сперва Дмитрий пришел на месяц, а остался в хозяйстве на шесть лет. В подчинении – лопата и 250 коров. Забавных сюжетов на ферме рождается хоть отбавляй, но Дмитрий относится с уважением и не нарушает дисциплину. Коллеги в курсе, соседи смотрят, дети – фанаты, а бабушки в Видомле сами обзавелись TikTok.
Инна Сулева, жительница деревни Видомля:
Мы как-то обсуждали с коллегами. Я сказала: не его здесь место, а ему надо куда-то вообще в Голливуд. Правда, у него все это получается.
Дома молодого папу и блогера ждет жена Татьяна и трое детей, а еще четвероногий друг Бим. Хобби мужа Татьяна не принимала, ровно до тех пор, пока сама не стала героиней роликов.
Татьяна Комар:
Я все равно не понимала. Я ему говорила: зачем позориться, зачем прыгать? Мы же многодетная семья. И родители у нас не принимали это.
Два года назад Дмитрий впервые открыл для себя приложение TikTok. Беременная жена Татьяна была в больнице и, чтобы не уснуть (двое старших детей были на нем), скачал новинку. Тогда за раз снял свои первые 15 видео.
Дмитрий Комар:
Я снимал в день по 20-30 роликов, даже бывало и больше. Я приезжал с ночи в 6 утра, и вместо того, чтобы спать, я ставил телефон на подоконник (еще не было лампы кольцевой) и давай скакать целый день до вечера.
Миллион зерна намолотить – это важный рубеж у сельчан, а у блогера – миллион подписчиков. Миллионником Димасик Комарик стал уже через полгода. Подписчики лайком голосуют за юмор и позитив.
Дмитрий Комар:
Россия, Беларусь, Украина, Казахстан и дальше. Беларусь и Россия местами, бывает, меняются. В основном, процентов 80, смотрит женская аудитория. Возраст разный – и 50 лет есть женщины, и 14, и дети есть.
Блогера-миллионника уже зазывали в TikTok-хаус в России, но Дмитрий согласен если на хаус, то только для всей большой семьи. Монетизировать блог парень пробует. Но в золотые горы особо не верит.
Дмитрий Комар:
Это их ошибка, потому что ты не знаешь, что ждет тебя завтра. Сегодня ты имеешь, допустим, большой доход, и тут – бац – тебе заблокировали аккаунт. И все как бы. Когда есть семья, это не прокатит.
«Поддался эмоциям, призывам радикалов». Раскаяния задержанных, которые оскорбили погибшего сотрудника КГБ в соцсетях
Новости Беларуси. Готовился ли Зельцер к обыску, зачем встречал правоохранителей с ружьем в руках и почему в этот вечер его квартира была похожа на видеостудию? Детали этой трагедии станут известны по результатам следствия. Одно ясно точно – гибель сотрудника КГБ «безнаказанной не останется», сообщили в программе «Неделя» на СТВ. Это, к слову, цитата Президента.
Ровно через сутки после трагедии правоохранители начали «пачками» задерживать тех, кто решил хайпануть на гибели «Нирваны». И это при том, что всех предупредили – не играйте на костях. Видимо, все же у невероятных действительно «свой язык».
На эмоциях написала в социальных сетях необоснованный комментарий, тем же оскорбив милицию и КГБ. Написала я это необдуманно, повелась на эмоции, прочитав ненужную информацию, лжеинформацию в интернете, о чем я очень сильно сожалею.
В Telegram-канале оставил очень негативный комментарий под постом о погибшем сотруднике КГБ. Находился в данный момент под сильным национальным напряжением и таким образом решил выразить свое отношение к действующей власти. Приношу извинения семье погибшего сотрудника КГБ.
Я поступил как последнее г**но. Хочу извиниться. Честное слово, я хочу извиниться перед родственниками, перед сослуживцами этого человека. Я его лично не знал. Я просто не имел права что-то писать.
В социальных сетях под видеороликом погибшего сотрудника КГБ оставил комментарий оскорбительного и насильственного характера. Сказал «надо всех убивать». Признаюсь, в тот вечер я был пьян. Сильно. Может, это и двигало мной. Не знаю. Я хочу попросить прощения у родственников погибшего офицера. Я сам сын, отец. Поэтому искренне соболезную родным и близким. Простите меня.
Я нахожусь в КГБ и добровольно отдаю признательные показания. Чувствую себя последним и***том, который поддался эмоциям, призывам радикалов, которые находятся за границей и пытаются разжечь вражду между белорусами. Я действительно искренне соболезную семье погибшего офицера, а также приношу свои извинения за эту глупость.
Сотрудники КГБ, как и всех силовых органов, напоминают – расплата за гибель «Нирваны» будет жесткой и беспощадной. Черту уже перешли. И разговор с террористами будут вести исключительно по их правилам.
Погибший с Зиничевым режиссер Мельник берег себя от риска
«Он не был сорвиголовой»
Оператор Илья Демин, с которым Мельник сотрудничал на своей картине «Новая Земля» (2008 год), рассказал о погибшем.
Фото: Мельник Екатерина.
Мы с ним не сразу нашли общий язык. Поначалу мне с ним трудно пришлось, так как он был уже взрослый человек, старше меня, но начинающий режиссер. Но, тем не менее, он быстро впитывал информацию, без проблем шел на авантюры.
Человек он был открытый, легкий на придумки, на разговор, на подъем. И очень полюбился всем актерам.
На самом деле Александр пошел в кинематограф, чтобы рассказать о своем времени. После того, как он снял «Территорию», планировал дальше снимать свое кино, о Севере. Ему нравился Север, фьорды, он болел этим. Плюс его увлекала молодежная тематика. Он ведь сам в молодости много ходил в походы с туристами, гитарами, песнями, комсомольцами – все это дало ему направление в кинематографе.
Я с утра ужасно переживаю его гибель. Мы списались с Игорем Гринякиным, оператором «Территории», и высказали общее мнение: Александр погиб как настоящий кинематографист, на работе, выбирая натуру, на своем любимом Севере.
— Александр Мельник был оператором и режиссером?
— Он никогда не был оператором, это ошибка. Он был режиссером. Дело в том, что он любил сам выбирать натуру, любил открывать новые места, новые земли. Для фильма «Территория» он сам искал места, где не ступала нога человека, где водятся медведи, волки. Там опасно находиться, не то, что снимать. Мы там вместе находились на выборе натуры. Я должен был работать на «Территории», но не сложилось. Видимо, там, где сейчас произошла трагедия, он тоже выбирал кадры, искал точки съемки. Наверное, поэтому сейчас пишут, что он был оператором, хотя на самом деле он – режиссер.
— Он был рисковым?
— У него большая семья?
— Жена Александра чем занимается?
— Я знаком с ней. Она тоже принимала участие в нашей картине. Но вообще она была… просто жена.
— Выходит, для Мельника кино было больше хобби?
— Я не знаю, какое у него образование, но что специального кинообразования у него не было, это точно. Он самообразовался, чтобы воплотить свою мечту и стать режиссером.
Какие фильмы снял режиссер Мельник, спасая которого погиб министр МЧС
Похороны режиссера состоятся в субботу в подмосковной деревне Афинеево
За свою жизнь режиссер Александр Мельник снял три фильма, два из которых художественные и один документальный.
Самым известным фильмом режиссера является драма «Территория«, которую он снял в 2014 году по одноименному роману Олега Куваева. Он посвящен советским геологам, открывшим месторождение золота на Дальнем Востоке. Зрителям фильм запомнился совершенно потрясающими натурными съемками, которые были сделаны при содействии МЧС России. Оценка картины на «КиноПоиске» составляет солидные 7 баллов, но при бюджете в 500 миллионов рублей, в мировом прокате картина собрала только 1,3 миллиона долларов.
Последним фильмом режиссера стал документальный фильм «Земля леопарда или Феномен человека«, который он снял в 2020 году. Картина посвящена крайне редким дальневосточным леопардам, которые всего 10 лет назад находились на грани исчезновения.
Напомним, Мельник погиб 8 сентября в Норильске, где находился на месте проведения межведомственных арктических учений вместе с главой МЧС Евгением Зиничевым. Находясь на краю скалы, режиссер оступился. Зиничев попытался спасти режиссера, но в результате оба упали вниз и погибли.
Прощание с погибшими назначено на 11 сентября. Режиссера похоронят в деревне Афинеево Московской области, в которой он жил. Зиничева – в Санкт-Петербурге – родном городе министра.
Купил старинную мельницу и превратил ее в туркомплекс. Как белорус восстановил то, что должно было развалиться
Словно отборные жемчужины, вырвавшиеся из случайно задетого рукой и лопнувшего ожерелья, по территории Беларуси рассыпаны удивительной красоты здания. Усадьбы с ажурной лепкой, дворцы с мощными колоннами, готические усыпальницы — что только не припрятано среди лесов, лугов и деревень. Одни из этих жемчужин, обремененные статусами и регалиями, вынуждены тихо умирать, после каждой зимы покрываясь все новыми трещинами. Другие, оставшиеся без официальных «почестей», не позволяющих даже гвоздь вбить без согласования, все же обретают вторую жизнь, превращаясь в популярные туристические объекты. О множестве и разнообразии первых, пребывающих в летаргическом сне в ожидании неприлично богатых инвесторов, можно почитать (и повздыхать) в нашем цикле «Мистическая Беларусь». Сегодня же рассмотрим пример куда более позитивный: как превратить старинную, рассыпавшуюся на части мельницу в популярный объект притяжения под названием «Вольный мельник» (нейминг по мотивам путешествия д’Артаньяна).
«Таких мельниц — две-три на всю страну»
Гродненская область — известная кладезь всего красивого (с архитектурной точки зрения) и вдохновляющего. Захочешь объездить все точки на карте — выходных не хватит (и пленки в телефоне). И люди тут как будто другие: смекалистые, решительные, с кипучей жаждой деятельности. Таким горы по плечо, была бы, как говорится, точка опоры.
Когда-то в деревне Дворище Лидского района (ныне это агрогородок) располагалась богатая усадьба с множеством хозяйственных построек. Владели ею Ильиничи, Радзивиллы, Пусловские, Солтаны — то ли перепродавали друг другу имение, то ли проигрывали в карты. Осколки былой роскоши и теперь можно отыскать то тут, то там. Правда, развалины цокольных этажей и фундаментов скорее будут навевать тоску, чем впечатлять величием. И только выжившая мельница — одно из главных доказательств славного прошлого. При этом она не только сохранилась до наших дней, но и снова приносит известность родным местам.
— Я эту мельницу заприметил еще в 90-х, — рассказывает Геннадий Конон, хозяин мощной каменной постройки, способной выдержать любую бурю и натиск. — Она ведь отличается от большинства тех, что разбросаны по стране: речная вода, вращавшая колесо и приводившая механизмы в движение, протекала не где-то рядом, как это обычно бывает, а прямо под зданием. Представляете! То есть мельницу посадили на реку (одно крыло на одном берегу, другое — на другом), сделали шлюз. Это очень необычное решение для наших широт. Их таких две-три штуки на всю Беларусь.
Правда, в 70-е годы сюда пришли мелиораторы: болота осушили, каналы проложили, реку спрямили. Воду зарегулировали так, чтобы она не затапливала подвал. В итоге старое русло остановилось, начало заболачиваться. Только относительно недавно мы привели его в порядок, и водоем начал оживать.
Мельница, первое упоминание о которой датировано 1888 годом (тогда постройка была застрахована, возвели же ее раньше), настоящая долгожительница: работала «по профилю» вплоть до 1950-х, поэтому в деревне хватает жителей, которые своими глазами видели волшебство превращения спелых зерен в драгоценную муку. Потом здание служило складом, выступало площадкой для небольшого производства фигурок из гипса. В конце 80-х первые предприниматели страны попытались превратить заброс в ресторан, но горбачевская кампания за трезвость перечеркнула эти планы. И мельница затихла на несколько десятилетий.
Раз аукцион, два
Союз Геннадия и одной из самых крупных сохранившихся мельниц в стране — это скорее брак по расчету, нежели эмоциональный выбор: мужчина увидел потенциал в красивом историческом объекте и решил попробовать свои силы, даже несмотря на то, что кровли и перекрытий у здания уже не было, а один из углов грозил вот-вот обвалиться.
А потом произошло что-то странное: победитель торгов от лота отказался, выплатил государству штраф и исчез. Примерно через полгода мельницу снова выставили на торги. О повторном аукционе я узнал совершенно случайно, многие и вовсе пропустили это объявление, а может, и перегорели уже. В итоге желающих побороться за здание оказалось совсем мало. И я купил мельницу, причем за сумму, которая оказалась гораздо меньше, чем я изначально для себя определял.
— А потом остыл и решил позвать специалистов. Они точно скажут, что и в каком состоянии находится, можно ли вообще это реанимировать. Приехали ребята из проектного института, обследовали грунт, фундамент, стены и сделали заключение, что все хорошо, можно работать. Тогда я уже не обращал внимания ни на какие препятствия. Как говорится, глаза боятся, а руки делают, — вспоминает один из первых этапов мужчина.
Новому хозяину пришлось отремонтировать систему дренажа (иначе по весне в сводчатом каменном подвале воды стояло по пояс), сделать новые перекрытия, залить монолитный армированный пояс и заново возвести кровлю (так, чтобы итоговый вид максимально совпадал с оригиналом). Грозивший обрушиться угол разобрали — причем каждый этап фотографировали, чтобы вернуть весь колотый камень на свое место, — и затем собрали заново. Как водится, в отведенный заранее бюджет не вписались, но таких строек, чтобы уложиться в первоначальную смету, наверное, и не бывает.