мекканский период жизни мухаммеда

2. Мекканский период жизни Мухаммеда

По преданию, Пророк Мухаммед ибн Абдаллах родился ок. 570 г. (29 августа 570 г. (571?)) – в год Слона в знатной мекканской семье рода хашим племени курейш. до 5-и лет Мухаммед жил у кормилицы Халимы из бану Саад. После смерти Матери Мухаммеда воспитывал сначала его дед, глава рода, Абд ал-Мутталиб, а после его смерти в 578 г. – дядя и новый глава рода Абу Талиб.

В 595 г., проведя успешную торговую операцию в Сирии, Мухаммед женился на богатой 40-летней вдове Хадидже.

В это время по Аравии из земледельческого Йемена распространялось утверждавшее единобожие аскетическое движение ханифов. Вероятно, идеи ханифов оказали определяющее влияние на Мухаммеда. Особенно любил он уединяться в пещеру на горе Хира. Предание гласит, что весной 610 г. утомленный молитвой Мухаммед заснул в пещере. Во сне ему явился архангел Джибраил (Гавриил). С этой памятной ночи – ночи Предопределения (Свершения, Могущества – лейлят аль Кадр, 27 день месяца Рамадан) Мухаммаду передавался Коран, содержащий основы новой религии – ислама.

С 614 г. Мухаммед стал называть себя в проповедях Посланником Божьим.

В 615 г. Мухаммед отправил большую часть своих беднейших сторонников в христианскую Эфиопию во главе с кузеном М. Джафаром ибн Абу Талибом (80 чел.).

Мухаммед не чувствовал себя в безопасности в Мекке, поэтому был вынужден искать пристанища. Сначала – в Таифе, а затем в Йасрибе. Туда Мухаммед перебрался со своими сторонниками 16 июля 622г., вошедшим в историю как год переселения – «хиджры». От этого знаменательного события мусульмане начали вести новое летоисчисление.

3. Мединский период жизни Мухаммеда

В Йасрибе проживали: 3 иудейских племени (кейнука, курейза и надир) и 2 арабских (аус и хазрадж).

Мухаммед возглавил мединскую общину верующих – умму, состоявшую из мекканских переселенцев-мухаджиров и принявших ислам мединцев-ансаров (помощников). Верхушку уммы составляли мухаджиры, ансары – в подчиненном положении. Еврейске племена в дальнейшем – частично выселены, а частично истреблены.

Мухаммед начал управление с набегов на Мекканские караваны. Произошло несколько знаменательных столкновений и военных компаний: битва при Бадре, сражение у горы Ухуд, Битва у рва.

В 628 г. в сезон паломничества в долине Худейбии между мекканцами и мединцами было подписано соглашение, по которому мусульмане получали право раз в год совершать паломничество к Каабе. Но позже оно было нарушено. Уже в следующем году ислам вышел за пределы мединского оазиса и стал распространяться по Аравии. В 630 г. вооруженные мусульмане торжественно вошли в Мекку. Мухаммед приказал снять с Каабы всех идолов и стереть все настенные росписи. Затем он объявил об отмене кровной мести, которая заменялась штрафом, и всех привилегий курайшитов. Союз Мекки и Медины, а также признание Мухаммеда Пророком, положили начало арабской государственности. Оседлые и кочевые племена объединились в единую народность. С VII в. у них была единая территория и они говорили на едином арабском языке.

Источник

Биография Пророка Мухаммеда

мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть фото мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть картинку мекканский период жизни мухаммеда. Картинка про мекканский период жизни мухаммеда. Фото мекканский период жизни мухаммеда

Сложно найти в наше время человека, который хотя бы краем уха не слышал о Мухаммеде. Древний Пророк Ислама, который жил между 570 и 632 годами нашей эры, он навсегда изменил судьбу Аравийского полуострова, да и всего мира. Пророк, судья, торговец, полководец, правитель, вдохновитель людей. У него много свершений и много заслуг перед мусульманами и перед всем человечеством, но средний обыватель так мало знает о нем. Сегодня мы попробуем исправить этот недостаток.

Мекканский период

Мухаммед родился в конце 60-х годов VI века н.э. в городе Мекка (Саудовская Аравия). Он принадлежал к прославленному и благородному, но обедневшему клану Хашим из богатого племени Курейш. Отца Пророка звали Абдаллах, а Его мать – Амина. Отец простился с миром еще до появления Сына на свет, а мать скончалась, когда Мухаммеду было всего 6. Мать Пророка (по иным сведениям это сделал Абд аль-Мутталиб, его дед), решила отдать его молочной матери-бедуинке Халиме бинт Абу Зуайб из племени ас-Са’ад чтобы ее сын вырос крепким и стойким. В племени бедуинов Он прожил первые 5 лет своей жизни. Здесь стоит отметить, что этот период биографии Пророка является неясным: австрийский востоковед из 19 в. А. Шпренгер склонен относить этот момент к преданиям, а немецкий исследователь ислама Ю. Велльгаузен находит сведения о воспитании у бедуинов верными.

По приданиям, в ранние года жизни Пророк явил миру множество чудес. Утверждается, что он родился с обрезанной пуповиной и с обрезанным пенисом, здоровый, сильный, чистый и помазанный маслом. Одной рукой он прикрывал глаза, а другой – гениталии. Молоком его кормила не только его мать, но и еще восемь женщин, среди которых три были девственницами. Их груди чудесным образом наполнились молоком, как только к ним поднесли юного Пророка. С самого детства за ним всегда следовало одинокое облако, так, что Мухаммед всегда оставался в тени этого облака.

Главное чудо произошло, когда Ему было 2 года. Вот что произошло согласно аятам Корана и хадисам: «в форме людей в белоснежных одеждах к нему явились ангелы Джибриль и Микаиль, разверзли его грудь, вытащили сердце, омыли его, наполнили верой, знаниями и мудростью, после чего водрузили его обратно». Именно после этого события у Мухаммеда на спине появилась «печать пророчества».
В возрасте 6 лет оставшегося без родителей мальчика приютил его дед – Абд аль-Мутталиб. В мекканском обществе он был известен как очень набожный и достопочтенный человек, который занимался организацией хаджа в Мекку. Через 2 года и он оставил этот мир, и с этого момента 8-летний Мухаммед жил под кровом дяди Абу-Талиба и его жены Фатимы бинт Асад. Дядя был человеком доброго нрава и широкой души, но не очень богатым. Поэтому вскоре Пророк пришлось самому заботиться о хлебе насущном: за плату он нанимался пастухом у богатых мекканцев и искал пустынные ягоды.

В 12 лет Он напросился в караван к своему дяде во время его торгового путешествия в Сирию (Шам у арабов), где юный Пророк познакомился с религиозными учениями иудаизма, христианства и иных верований. Там же Ему на дороге встретился святой отшельник Бахира, который узнал в юном мальчике основателя новой религии. Он молвил, что Его «описания мы находили в наших писаниях» и посоветовал им побыстрее вернуться в Мекку, так как им грозит опасность.

В 585 г. н.э. молодой Мухамед участвовал в «Кощунственной войне» (Харб аль-Фиджар или 4; 1;). Это был вооруженный конфликт курейшитов (племя Пророка) и кинанитов против кайситов. Эту войну назвали «Кощунственной» из-за того, что она происходила во время священного месяца Рамадан. В этом столкновении молодой Пророк подносил стрелы своим дядям и укрывал их щитом от вражеских лучников.

Период между 15 и 25 годами также сокрыт мраком – от него до нас дошли только предания. По ним Пророк «участвовал в торговле между Индийским океаном и Средиземным морем». Из-за своего честного характера он получил прозвище «аль-Амин» (араб. 4; 5; 6;), что означает «верный, заслуживающий доверия» и «аль-Садик», что означает «правдивый», и был признан беспристрастным третейским судьей. В 20 лет он второй раз посетил Сирию вместе с Абу Бакром (друг Пророка, третий мужчина после Абу Талиба и Зейда ибн Хариса принявший ислам).

Именно из-за своей репутации справедливого и благородного человека и умений успешного торговца, Он привлек внимание богатой вдовы Хадиджи бинт Хувайлид (араб. 6; 8; 4;). Сначала Он путешествовал в ее караване как погонщик, а затем уже как приказчик. В 595 году в возрасте 25 лет он в третий раз отправляется в Сирию, на этот раз по поручению Хадиджы. В этом путешествии его сопровождал слуга богатой вдовы – Майсара. Близ Босры (древний город на юге Сирии) они остановились отдохнуть под деревом, где их заметил святой старец Нестур. Старец приблизился к путникам, прикоснулся устами своими сначала к голове, а затем к ногам Мухаммеда и молвил: «Клянусь Аллахом, этот человек, который присел под деревом, не кто иной как пророк». Благодаря умениям Мухаммеда караван крайне выгодно продал свои товары, купил новые, а затем вернулся в Мекку.

40-летней богатой вдове молодой 25-летний Пророк так приглянулся, что она сделала ему предложение. Мухаммеду также понравилась благородная и богатая Хадиджа и он решил сочетаться с ней браком. В итоге она стала первой избранницей Пророка. И, как впоследствии не раз повторял сам Пророк – и самой любимой. Из ее благородного чрева на свет вышло шесть детей Пророка: два мальчика и четыре девочки. Мальчики не дожили и до пяти лет, а дочери не пережили Мухаммеда. Только дочь Фатима пережила Его и оставила после себя детей. Также Хадиджа была среди тех, кто принадлежал к близкому кругу Пророка, с которыми Он в первую очередь поделился своим Откровением. И она стала первым человеком, принявшим Ислам. Позднее у него было много жен и самая деятельная и любимая молодая жена Аиша постоянно ревновала Пророка к его уже умершей первой жене, которую он часто вспоминал с большой любовью.

Когда Мухаммеду было 35 лет он помог установить на место Черный камень из Каабы. Перестройка святыни была закончена, и благородные мужи начали спорить о том, кто должен установить аль-Хаджар аль-Асвад на место. Пророк решил спор просто: он позвал 4 представителей от каждого благородного рода, расстелил на земле кусок ткани, положил в центр реликвию и сказал каждому из 4 представителей взяться за край ткани. Так они отнесли Черный камень в Каабу, а уже там Мухаммед собственноручно установил его на место.

Следующие важное событие в жизни Мухаммеда случилось в 610 г. н.э. Он любил удаляться от мира на горе Хирра, которая расположена поблизости от Мекки. В священные месяцы он укрывался от мира в потаенной пещере, молился и постился. Когда ему было сорок лет перед ним возник ангел-мукаррабун Джабраил и назвал Мухаммеда пророком Аллаха и показал ему сокровенные слова, которые велел Ему запомнить, а перед этим произнести вслух. Это были первые аяты Корана. Это произошло в 27 день месяца Рамадан. Впоследствии ее назвали Лейлят аль-Кадр (араб. 4; 4; 4; 2;; Ночь Могущества).

Мухаммед начал с доверительных бесед со своими родственниками, друзьями и соплеменниками, а в 613 году Он перешел к открытой проповеди. В начале у Пророка было немного последователей – всего несколько сотен. Многие язычники и идолопоклонники ополчились против него: они насмехались над Ним и Его учением, нападали на Его последователей, всячески притесняли их. Первым мусульманам даже был запрещен вход в Мекку. Из-за этого в 615 году часть последователей Пророка переселилась в Абиссинию (Эфиопия).
В 619 году умерли сразу два дорогих для Мухаммеда человека – Джабиджа и Абу Талиб. Больше некому было защищать Пророка и его сторонников от нападок язычников и безбожников.

Также в 619 году с Мухаммедом случилось второе чудесное событие в его жизни, вторая Чудесная ночь. В эту ночь он проснулся и наяву перенесся верхом на волшебном создании прямо в Иерусалим. Ему были переданы предписания мусульманской молитвы, он общался со святыми былых времени – Исой, Мусой и Ибрахимом. Позже эту ночь назвали Ночью Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Это чудо ободрило и укрепило веру Пророка, показав ему, что Аллах неоставил его в тяжелый час.

Из-за всех этих проблем в 622 году Мухаммеду и группе его преданных последователей (несколько сотен) пришлось бежать в Ясриб (Медина).

Мединский период

В Медине (Мадинат ан-Наби, Город Пророка), Пророк построил первую мечеть, вплотную к ней свой дом и продолжил просвещать людей, открывая им волю Аллаха. В Медине он установил справедливый суд и обратился к горожанам с воззванием сплотиться перед лицом любого внешнего врага и забыть прежние племенные, национальные и религиозные распри. Вместе с этим он начал отправлять отряды в пустыню чтобы они нападали на караваны, которые шли из Мекки в Сирию. Полученные средства пускались на развитие общины, куда шла и ежегодная подать (десятая часть доходов).

Пророк предписал бежавшим с ним мусульманам (мохаджиры, «участники хиджры») выбрать из местных (ансары, «помощники») человека и воспринимать его как своего ближайшего родственника, соратника и наследника. Таким образом он поставил почитание монотеистического Бога выше любых прежних конфликтов.

Мухаммед мечтал о возвращении в Мекку, и в 628 году н.э в священный месяц Зуль-Каада. Он решил двинуться в Мекку во главе отряда из 1500 невооруженных мусульман. Но мекканцы заранее преградили дорогу и не пустили правоверных в город. В священном месте (харам) Худайбийа было заключено соглашение, по которому запрещались все сражения между мусульманами и идолопоклонниками на 10 лет, а мусульманам каждый год на 3 дня разрешалось въезжать в Мекку с тем чтобы поклониться святыне.

Но мир был недолог. Уже в 629 году мекканцы напали на одно из союзных Пророку племен, и Он решил собрать армию из 10000 вооруженных мусульман и двинуться на Мекку с тем, чтобы сокрушить ее защиту и овладеть этим священным городом. Милостью Аллаха, Мекка в 630 г. сдалась почти без кровопролития с обеих сторон. Мухаммед торжественно вошел в город и уничтожил все языческие идолы Каабы, тем самым провозгласив власть Аллаха над священным городом для всех последующих поколений мусульман.

Мухаммед стал основателем самой молодой и второй по численности на сегодняшний день мировой религии. Его учение стало социокультурным прорывом для жителей Аравийского полуострова, позволив бывшим язычникам сплотиться вместе под эгидой единого Бога и направить свои силы на внешнюю экспансию, развитие науки, торговли, искусств и ремесел. А уже в VIII в. н. э. территория Арабского халифата простиралась от Египта на западе до Аральского моря на востоке. Благодаря этому сегодня в мире насчитывается 1.8 млрд. верующих мусульман, которые хранят память о Пророке в своем сердце.

Источник

Мекканский и мединский периоды ниспослания Корана. В чем их разница?

мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть фото мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть картинку мекканский период жизни мухаммеда. Картинка про мекканский период жизни мухаммеда. Фото мекканский период жизни мухаммеда

Периоды ниспослания Священного Корана.

Рост и развитие мусульманской Уммы определен двумя фундаментальными этапами:

– Мекканский период (с момента ниспослания Откровения и до Хиджры в 622 г.н.э)

Естественно, Откровение Аллаха, которое направляет мусульман, также в некоторой степени нашло свое отражение в этих двух этапах.

Мекканский период, как было указано выше, длится около 13 лет – с начала ниспослания Откровения и до Хиджры.

Этот период определяется главной задачей Посланника Аллаха (мир ему) – призыв людей к Исламу. Основными темами его призыва являются:

* Единство Аллаха (Таухид)

* Конец Света и Судный День

Посланнику Аллаха (мир ему) на данном этапе выделена роль предвестника и увещевателя.

мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть фото мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть картинку мекканский период жизни мухаммеда. Картинка про мекканский период жизни мухаммеда. Фото мекканский период жизни мухаммеда

Сокрытые и невидимые предписания Корана

Мединский период длится 10 лет – с момента переселения в Медину и до самой смерти Посланника Аллаха (мир ему) и, следовательно, прекращения ниспослания Откровения.

Основные идеи, заложенные в мекканский период, остаются актуальными, но к ним добавляется мотив объединения мусульман в общину и формирования Уммы.

В Медине общество формально было представлено следующими категориями людей:

Мухаджиры. Переселенцы из Мекки.

Ансары. Коренные мединцы, пришедшие на помощь мусульманским переселенцам.

Мунафики. Лицемеры, на словах притворявшиеся мусульманами, но в душе не симпатизировавшими Исламу и мусульманам.

Ахль аль-китаб. Иудеи и христиане, жившие на территории Медины и сохранившие свои религиозные традции.

Все эти группы людей упоминаются в Коране в мединский период. Дополнительно к этому аяты Корана обращаются к человечеству в целом.

мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть фото мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть картинку мекканский период жизни мухаммеда. Картинка про мекканский период жизни мухаммеда. Фото мекканский период жизни мухаммеда

6 необходимых условий для правильного следования Корану и Сунне

Мекканские и мединские суры

Суры Корана классифицируются согласно месту Откровения – на мекканские и мединские.

Мекканскими называются суры, начало ниспослания которых приходится на мекканский период, даже если последние аяты были ниспосланы в Медине.

Мединскими, в свою очередь, называются суры, которые были ниспосланы в Медине, даже если в них есть некоторые аяты, ниспосланные в Мекке.

Существует разница во мнениях относительно того, какая суры была ниспослана в Мекке последней. Некоторые ученые, вслед за Ибн Аббасом утверждают, что последней была ниспослана сура «Паук» (аль-Анкабут). Другие считают, что сура «Верующие» (аль-Муминун), третьи – «Обвешивающие» (аль-Мутаффифин), хотя в отношении этой суры есть разногласия.

Мекканские суры составляют 11 джузов Корана, мединские – 19.

Из приведенного выше разделения очевидно, что мединские суры являются более длинными и составляют гораздо большую часть Корана.

Важность знания хронологии

Знание о происхождении тех или иных сур, а также времени их ниспослания важно для понимания их значения.

В некоторых случаях знание о нескольких взаимосвязанных аятах и времени их ниспослания очень важно для установления тех или иных правовых вопросов, так как это напрямую имеет отношение к теме отмены (насх) правовых заключений, на основе отмененных аятов.

Хронология также важна для понимания становления и развития мусульманских обрядов, традиций и законов, таких как запрет алкоголя, пятикратный намаз, пост, хадж и т.д.

Традиция деления сур на мекканские и мединские пошла от сподвижников и их последователей. В самой Сунне нет упоминания об этом, так как все сподвижники были свидетелями ниспослания Откровения и знали о тех случаях, по поводу которых ниспосылались те или иные аяты.

Знание относительно классификации сур Корана на мекканские и мединские является одной из важных ветвей науки о Коране (ильм аль-Коран). И это не просто исторический интерес, но это знание особенно важно для понимания и интерпретации соответствующих аятов.

Также по этой теме читайте:

мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть фото мекканский период жизни мухаммеда. Смотреть картинку мекканский период жизни мухаммеда. Картинка про мекканский период жизни мухаммеда. Фото мекканский период жизни мухаммеда

Как известно, суры делятся на мекканские и мединские. Чем они отличаются?

Источник

Первые откровения

После того как Мухаммаду исполнилось сорок лет, он стал видеть удивительные сны, которые были настолько ясными, что казались реальностью. Видения начались в месяце раби-уль-авваль и продолжались на протяжении шести месяцев. В середине рамадана того же года Мухаммад получил первое откровение.

Однажды ночью, когда он находился на горе Хира, к нему явился ангел Джибрил и сказал: «Читай!» Охваченный страхом, он ответил: «Я не умею читать». Мухаммад действительно не умел ни читать, ни писать, и это было хорошо известно всем жителям Мекки. Аллаху было угодно, чтобы он до конца жизни не овладел грамотой, поскольку в противном случае люди могли бы упрекнуть его в том, что он черпает знания из священных книг иудеев и христиан.

Ниспослание Писания началось с повеления читать, и с тех пор стремление к знаниям и истине стало главной особенностью мусульманского вероучения. Аяты были ниспосланы Мухаммаду через ангела Джибрила, что сильно напугало Пророка. Он в страхе и растерянности вернулся к своей жене, рассказал ей о происшедшем и попросил укрыть его. Хадиджа успокоила его словами: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Он никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь нести бремя слабым и оделяешь неимущих. Ты оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды судьбы!»

После этого Хадиджа привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалу. Он был глубоким старцем, некогда обратившимся в христианство. Когда Мухаммад поведал ему свою историю, Варака сказал: «Ты пророк этой общины. К тебе явился великий посланник — ангел Джибрил, который приходил к Моисею. Тебя будут обвинять во лжи, притеснять, изгонять тебя и воевать с тобой. Если бы я дожил до этих дней, то оказал бы тебе ту помощь, которая будет угодна Аллаху». Однако вскоре Варака умер, а откровения временно прекратились.

Источник

Начало пророческой миссии и мекканский период жизни пророка

В последующие годы Мухаммад постепенно стал переосмысливать свое отношение к окружающей его реальности. Чувство протеста против языческого образа жизни его соплеменников стало углубляться, и он стал ощущать потребность к аскетизму. Его все чаще посещали различные видения во сне. В месяце Рамадан Мухаммад уединялся в пещере на горе Хира, которая находится на расстоянии приблизительно 2 миль от Мекки, где, оторвавшись от мирской суеты, предавался размышлениям об окружающем мире. Он стал все чаще задумываться о причинах его возникновения. Там он стал все больше осознавать величие Творца и совершал Ему акты поклонения. Этот образ жизни он вел на протяжении трех лет.

Откровения ниспосылались различным путем. Это могли быть и различные видения; и появление ангела когда пророк слышал нечто вроде колокольного звона; и внушение откровения ангелом, когда пророк его непосредственно не видел; и пришествие ангела непосредственно к пророку, как в образе человека, так и его появление в своем настоящем виде. Откровения могли быть переданы пророку непосредственно самим Аллахом без посредника (ангела), как это имело место во время ночного вознесения пророка (См. Мирадж).

Первое время пророк Мухаммад не вел открытых проповедей новой религии и предлагал принять Ислам (См. Ислам) только его родным и близким. Первой мусульманкой стала его жена Хадиджа, затем его вольноотпущенник Зейд ибн Хариса. После этого Ислам приняли сын дяди Мухаммада Али ибн Абу Талиб, а также его (Мухаммада) ближайший друг Абу Бакр. В числе первых мусульман были также Осман ибн Аффан, Зубайр ибн Аввам, Абд ар-Рахман ибн Ауф, Саад ибн Абу Ваккас и Тальха ибн Убайдулла. Благодаря тайным проповедям Мухаммада и усилиям первых мусульман Ислам стал постепенно распространяться среди части населения Мекки. В тот период эту религию приняли такие люди, как Билал ибн Рабах, Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Абу Салама ибн Абд аль-Асад, Аркам ибн Абу аль-Аркам и многие другие.

Период тайного призыва в Ислам продолжался около трех лет. После этого начался период открытого обращения пророка Мухаммада и его первых последователей к своим согражданам с предложением принять Ислам. Этому событию положили начало ниспосланные Аллахом следующие аяты Корана:

— «Увещевай своих ближайших родственников и простри крылья своего [благоволения] над теми из верующих, кто следует за тобой. Если же они ослушаются тебя, то скажи: «Я непричастен к тому, что вы вершите»» (Коран, 26: 214-216);

— «Провозгласи то, что велено тебе, и отвернись от многобожников» (Коран, 15: 94).

Несмотря на то, что миссию Мухаммада не признали его родственники, он попытался обратиться ко всем жителям Мекки. Для этого он взошел на холм Сафа и произнес перед горожанами речь, в которой он призвал их уверовать в Бога, признать его пророческую миссию и предупредил их о неминуемом наказании за неверие. Однако и здесь против Мухаммада выступил Абу Лахаб, в результате чего добиться поставленной цели ему опять не удалось.

Помимо Абу Лахаба и его жены Умм Джамиль, против пророка выступили такие влиятельные мекканцы, как Абу Джахль, Валид ибн Мугира, Абу Суфьян, Умаййа ибн Халаф, Ас ибн Ваил. Одной из главных причин этого является традиционное противостояние клана Хашим, к которому относился Мухаммад с кланом Омейя, к которому принадлежали многие его противники.

После начала открытой проповеди исламской религии, пророк Мухаммад призывал народ отказаться от традиционных арабских богов, активно выступал против суеверий, критиковал языческие порядки в обществе. Небольшая мусульманская община Мекки стала носительницей прогрессивных идей, вдохновленных Богом посредством посланника. Это обстоятельство вызвало недовольство консервативной части мекканского общества, позиции которых были в городе очень сильны. Спустя некоторое время делегация знатных курайшитов прибыла к Абу Талибу и потребовала от него либо воздействовать на его племянника, чтобы он прекратил распространять идеи Ислама в городе, не оскорблял традиционных богов, не называл мекканцев и их предков заблудшими людьми; либо же перестал покровительствовать Мухаммаду. Абу Талиб очень сдержанно поговорил с ними и проводил их. Увидев, что никакого результата их визит не принес, курайшиты снова отправились с аналогичными требованиями к Абу Талибу и стали угрожать ему. Тогда Абу Талиб рассказал об этом Мухаммаду и спросил его мнение. Но, пророк Мухаммад еще раз заявил о том, что он будет с еще большей решимостью продолжать начатое дело и никогда не отступит от своих идеалов, так как они внушены ему самим Аллахом. Выслушав его Абу Талиб, который очень любил его, еще раз сказал, что несмотря ни на какие угрозы, он до самой своей смерти будет защищать его.

Преследования мусульман со стороны курайшитов приняли такой ожесточенный характер, что в пятом году после начала пророческой миссии, Мухаммад принял решение переселись в Эфиопию небольшую часть мусульман, чтобы спасти их от репрессий. Годом позже туда отправилась более многочисленная группа людей. Большинство из них вернулись обратно (в Медину) только после хиджры [Подробнее о переселении мусульман в Эфиопию см. Хиджра (I)].

Несмотря на гонения, к шестому году после начала пророческой миссии Мухаммада количество мусульман в Мекке значительно возросло, и идеи Ислама становились все более популярными. Мусульманами стали такие известные и авторитетные люди, как Хамза ибн Абд аль-Муталлиб и Омар ибн Хаттаб. Благодаря этому мусульманская община так окрепла, что впервые после долгих лет гонений, пророк, в сопровождении Омара, Хамзы и группы других мусульман, вошел в Каабу и они совершили там коллективную молитву. После этого стало ясно, что мусульмане, несмотря на свою малочисленность, уже заявили о себе как о серьезной общественно-политической группе, влияние которой стремительно возрастало, несмотря на преследования со стороны курайшитов. По этой причине над пророком Мухаммадом нависла угроза физического устранения. Опасаясь этого, его дядя Абу Талиб и другие представители клана Хашим в соответствии с арабскими обычаями объявили о том, они будут защищать Мухаммада. Это означало, что любые действия представителей других кланов против него вызовет ответную реакцию и месть хашимитов. На их стороне были также все мусульмане, независимо от родовой принадлежности. Только Абу Лахаб покинул хашимитов и примкнул к врагам пророка.

Тогда, в седьмом году после начала пророческой миссии Мухаммада, остальные мекканские кланы объявили хашимитам бойкот. Они обязались не разговаривать, а также не заключать торговых сделок и не вступать в брачные отношения с хашимитами до тех пор, пока они не выдадут им пророка Мухаммада. Об этом была составлена грамота, которую повесили внутри Каабы. После этого все хашимиты были блокированы в том районе города, где проживал Абу Талиб. В результате этого бойкота положение хашимитов значительно ухудшилось. Дело дошло до того, что они стали испытывать нехватку даже продуктов питания, предметов первой необходимости и жили в полуголодном состоянии. Однако, в конечном итоге, бойкот не принес ожидаемых курайшитами результатов. Спустя три года после его заключения по поводу его продолжения среди них возникли серьезные разногласия, которые привели к расторжению этого договора, а сам его текст в Каабе чудесным образом съели термиты.

После окончания бойкота, жизнь мусульман, а также хашимитов, стала постепенно нормализоваться. Однако, несколько месяцев спустя, в месяце раджаб десятого года после начала пророческой миссии пророка, скончался дядя пророка Абу Талиб, которому было больше восьмидесяти лет. Это событие снова осложнило положение Мухаммада, который лишился защиты и покровительства своего дяди. Отныне в среде хашимитов больше не было такого авторитетного лидера, который смог бы заступиться за него. В мусульманских хрониках говорится о том, что, несмотря на активную поддержку, которую Абу Талиб оказывал Мухаммаду, он так и не принял Ислам и умер в языческой вере своих предков, причем перед его смертью пророк упрашивал его сделать это, чтобы он мог заступиться за него перед Аллахом в день Страшного суда.

Еще одна тяжелая утрата постигла Мухаммада спустя два или три месяца после смерти Абу Талиба. В возрасте шестидесяти пяти лет умерла его любимая жена Хадиджа, с которой он жил почти четверть века. Она всегда поддерживала его, оказывала ему моральную и материальную поддержку и делила с ним все тяготы его жизни. Хадиджа была первым человеком, которая приняла Ислам и без колебаний уверовала в величайшую посланническую миссию своего мужа.

После смерти Абу Талиба и Хадиджи жизнь Мухаммада в Мекке значительно осложнилась и он стал объектом еще более ожесточенных нападок курайшитов. Сам пророк назвал этот период «годом скорби». Тогда он впервые решил начать проповедь Ислама вне Мекки. С этой целью он поехал вместе Зейдом в Таиф, в надежде на то, что его жители поддержат его, дадут убежище и помогут в борьбе против курайшитов. Однако таифцы отказались слушать Мухаммада, а затем начали издеваться над ним и забрасывать его камнями. В результате Мухаммад был ранен в ногу. Чтобы не допустить избиения пророка, Зейд прикрывал Мухаммада от града камней своим телом. Спасаясь, они нашли убежище в одном из садов Таифа, который принадлежал братьям Утбе и Шейбе.

После неудачи, которая постигла его в Таифе, в месяце зулькада десятого года после начала своей пророческой миссии пророк Мухаммад вернулся в Мекку и стал более настойчиво продолжать попытки найти себе сторонников за пределами Мекки, хотя определенную работу в этом направлении он проделал и до этого. Для этого он стал использовать сезон хаджа, когда с целью паломничества и торговли в Мекку прибывали различные арабские племена. Известно, что Мухаммад имел встречи с представителями племен Ханифа, Амир, Кальб, однако по разным причинам они отказались принять Ислам. Но все же некоторые люди откликнулись на его призыв. Одними из этих людей были йасрибцы Сувайд ибн Самит, Ийаз ибн Муаз, Абу Зарр аль-Гифари; йеменцы Туфайль ибн Амр ад-Дауси, Думад аль-Азди и некоторые другие.

Как показали последующие события, самыми успешными и судьбоносными оказались проповеди пророка Мухаммада в среде йасрибцев, которые также приехали в Мекку в сезон хаджа. Мухаммад встретился в одиннадцатом году после начала своей пророческой миссии с небольшой группой йасрибцев, которые разнесли весть о нем по всему Йасрибу.

До хиджры в Медине, которая тогда называлась Йасрибом, проживали арабы и иудеи, которые имели в городе большое влияние. Арабы были представлены двумя племенами Аус и Хазрадж. Они были язычниками и часто воевали друг с другом. Последним крупным столкновением между этими племенами была битва Буас, после которой оба племени значительно ослабли и нуждались в помощи извне для улучшения отношений между собой. Поэтому в сезон хаджа в Мекку для встречи с пророком Мухаммадом прибыла группа мединцев. Они встретились с ним возле холма Акаба. Это произошло спустя 12 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада. Мединцы были представлены десятью хазраджитами и двумя ауситами. Они обязались верить в единого Бога, не воровать, не прелюбодействовать, не клеветать и не убивать своих детей. Кроме этого, они дали пророку Мухаммаду клятву верности и признали его власть. Спустя год на паломничество приехало 500 мединских паломников, среди которых было 75 мусульман. Они встретились с пророком Мухаммадом и поклялись защищать его и его приближенных так же, как самих себя. После этого началось переселение мусульман из Мекки в Медину.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *