медный всадник россии актеры
«Медный всадник» Ливановых: знаменитая творческая династия сняла фильм про легендарный памятник
Вышел в свет исторический фильм «Медный всадник России» – о самом известном памятнике страны, снят он знаменитым актёром и режиссёром Василием Ливановым. Фильм рассказывает о создании всемирно известного памятника Петру I, который после выхода в свет поэмы Александра Сергеевича Пушкина получил известность как «Медный всадник».
Основа сюжета – судьба великого скульптора Этьена-Мориса Фальконе, которого императрица Екатерина Великая по совету своего друга Дени Дидро пригласила для создания монумента. Фильм получил премию международного форума «Золотой витязь» как лучший фильм для детской и юношеской аудитории и ждал своего часа, чтобы выйти в прокат. Но из-за пандемии премьера в итоге состоялась в онлайн-кинотеатре.
Путешествие в прошлое
Проект получился по-настоящему грандиозным. Десять лет – именно столько времени понадобилось авторам фильма, для того чтобы воплотить свою идею в жизнь. А идея фильма появилась гораздо раньше. Василий Ливанов рассказал, что история жизни великого скульптора и создание им памятника, ставшего символом Петербурга, занимали его долгие годы.
В итоге в фильме он стал не только режиссёром-постановщиком, но и автором сценария, и генеральным продюсером. А музыку к фильму написал его старинный друг, знаменитый российский композитор Геннадий Гладков, дружба с которым длится уже 75 лет! Их совместные проекты всегда становились успешными, а самым известным стал любимый всеми мультфильм про «Бременских музыкантов». Исполнил музыку в фильме Российский государственный оркестр кинематографии под руководством дирижёра Сергея Скрипки.
Детально о кинофильме «Медный всадник России»
Особую атмосферу в картине задает музыка, написанная выдающимся отечественным композитором Геннадием Гладковым, Народным артистом России, академиком Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», автором музыки к фильмам «Обыкновенное чудо», «Джентльмены удачи», «Человек с бульвара Капуцинов», многосерийной телевизионной картины «12 стульев» и многих других. Музыку в фильме исполняет Российский государственный оркестр кинематографии, дирижер Сергей Скрипка.
Василий Ливанов, режиссер-постановщик, автор сценария, генеральный продюсер:
Несмотря на то, что речь в картине идет о второй половине 18 века, авторы проводят параллель с настоящим временем, показывая сегодняшний Санкт-Петербург, современных людей и памятник, который по сей день остается одним из величайших скульптурных произведений.
Николай Немоляев, оператор-постановщик:
В образе императрицы Екатерины II Великой на экране предстала популярная телеведущая Ольга Белова, известная зрителям по таким передачам, как «Сегодня» и «Место встречи». Фильм «Медный Всадник России» стал её дебютом в кино.
В драматической, сильной роли французского скульптора Этьена Фальконе, преданного своему делу, выступил Народный артист России Евгений Редько, лауреат международных и отечественных театральных премий и фестивалей, снявшийся в таких картинах, «Андерсен. Жизнь без любви», «Последний приказ генерала» и других.
Евгений Редько, исполнитель роли Этьена Мориса Фальконе:
«В фильме я сыграл великого скульптора Этьена Фальконе. На экране мы создали образ человека, который испытывает творческие муки и переживает за свое произведение. Когда я по-настоящему узнал Фальконе, а не просто ознакомился с его биографией, то для меня оказалось открытием, насколько удивительным человеком он был. Сейчас не только молодые, но и взрослые образованные люди, апеллируя датами и фамилиями, до конца не знают, о ком или о чем говорят. Возможно, посмотрев эту картину, зрители сделают для себя небольшое открытие, так же как это случилось со мной во время работы над ролью».
Валерия Ланская, исполнительница роли Мари Анн Колло:
Образы представителей русской знати в картине воплотили выдающиеся российские артисты. Роль князя Ивана Ивановича Бецкова исполнил Народный артист России, академик Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» и Ордена Почета Евгений Стеблов, сыгравший в таких известных фильмах, как «Я шагаю по Москве», «Раба любви», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Сибирский цирюльник», многосерийной картине «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и других.
Литейщика Емельяна Хайлова, спасшего памятник от пожара, сыграл Народный артист России Юрий Назаров, снявшийся в более чем 200 фильмах и сериалах.
Юрий Стоянов, исполнитель роли дворянина Яковлева:
Дарья Новицкая, исполнительный продюсер:
«Это был трудный и, вместе с тем, незабываемый опыт. Самая большая сложность заключалась в поисках локаций и получении разрешений на съемки в исторических объектах. Например, о съемках в Эрмитаже удалось договориться только благодаря дружбе Василия Борисовича с руководством музея и слаженной работе команды. Именно там была снята одна из ключевых сцен фильма на Иорданской лестнице».
Над созданием атмосферы в фильме трудилась команда художников под руководством художника-постановщика Марии Турской. Для съемок исторических сцен были воссозданы дворцовые кабинеты и залы, изготовлены предметы и детали интерьеров, элементы памятника Медный всадник, а также восковая фигура Петра I и его прижизненная восковая маска. Специально для фильма было сшито более 250 костюмов
Мария Турская, художник-постановщик:
Елена Ливанова, художник-консультант:
«Для работы над проектом требовалось очень много знаний, касающихся не только предметного мира, но и поведения, взаимоотношений персонажей друг с другом, особенностях времени. Чтобы погрузиться в эту атмосферу, мы сделали множество фотографий в музеях: нужно было понимать, как выглядела посуда, предметы интерьера, мебель, экипажи, детали одежды, костюмы и многое другое, принадлежавшее к той эпохе.
Поскольку мы снимали кино для современного зрителя, хотелось, чтобы наряды, при их достаточно точном соответствии с историческими, не выглядели смешными. Кроме того, нам было важно, чтобы костюмы не отвлекали зрителя от самой истории. В то время в моде были высокие парики, панье на дамских костюмах, изобилие украшений. Но мы постарались сделать наряды более лаконичными, легкими и элегантными».
Исторический фильм «Медный всадник России», рассказывающий о создании легендарного памятника, привлечет зрителей разных возрастов, интересующихся историей России. Благодаря доступности, легкости и ненавязчивости повествования картина может быть включена в образовательные программы, став наглядным пособием по отечественной истории для школьников и студентов. Зрители по-новому откроют для себя характеры исторических персонажей и узнают множество интересных фактов о возведении Медного всадника.
Интересные факты о фильме «Медный всадник России»
В январе кинокомпания «Круглый стол» завершила производство масштабной исторической драмы Василия Ливанова «Медный всадник России». История создания фильма, от задумки до воплощения, оказалась не менее захватывающей, чем возведение памятника Петру I.
♦ Фильм создавался мастерами советского и российского кино Василием Ливановым и Николаем Немоляевым. Музыку к фильму записал легендарный кинокомпозитор Геннадий Гладков.
♦ Режиссер фильма, Василий Ливанов, начал работу над фильмом с прочтения стихов съемочной группе и артистам. Он читал произведения Александра Пушкина, Геннадия Шпаликова, Бориса Пастернака, Дениса Давыдова и других поэтов о России, чтобы группа прониклась настроем будущего фильма.
♦ Для картины группа художников под руководством Марии Турской изготовила в подлинную величину Гром-камень, который по сюжету должен был стать постаментом Медного всадника. Копия Гром-камня, состоящая из 72 частей, декорированная живым и искусственным мхом, была выполнена из стеклоткани на металлическом каркасе.
♦ Съемочная группа фильма воспроизвела уникальные исторические процессы, такие как перевозка Гром-камня, в реальности продолжавшаяся более 5 месяцев, а также отливка памятника Медный всадник в настоящем литейном цеху.
♦ Ученица Фальконе Мари-Анн Колло, приехавшая с ним из Франции, вылепила голову Петра I из глины. Впоследствии ее работа была признана не только скульптором, но и самой императрицей, и стала частью памятника. Для фильма глиняная копия была заказана в мастерской, но художник-постановщик картины Мария Турская была не удовлетворена работой и вылепила точную копию головы Петра самостоятельно, повторив художнический подвиг Колло.
♦ Съемочная группа не получила разрешения на съемку подлинной восковой фигуры Петра I в музее Эрмитаж, и поэтому вынуждена была искать похожий манекен в музеях восковых кукол. Поскольку копии фигур сильно отличались от оригинала, в том числе и позой императора, креативный продюсер и консультант фильма по художественной части Заслуженный художник РФ Елена Ливанова самостоятельно изготовила копию воскового манекена в подлинную величину.
♦ Для фильма было сшито более 250 оригинальных костюмов, созданных по сохранившимся описаниям нарядов того времени.
♦ По легенде при первой отливке памятника в 1775 году во время работы лопнул сток, по которому заливалась бронза, и только благодаря стараниям мастера Емельяна Кайлова удалось спасти нижнюю часть монумента. Мастер рисковал своей жизнью для того, чтобы не допустить пожара. При этом Кайлов, действовавший в одиночку, испортил себе зрение, получил сильнейшие ожоги рук и через год скончался. Авторы фильма решили опустить время смерти литейщика, выходящее за рамки сюжета.
♦ В массовых сценах фильма в общей сложности приняли участие более 5 тысяч человек.
♦ В фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» 1953 года Народный артист СССР Борис Николаевич Ливанов, отец Василия Ливанова, исполнил роль князя Потемкина. В картине «Медный всадник России» в образе Потемкина выступил сын режиссера Борис Васильевич Ливанов. По словам Василия Ливанова, эта роль перешла к Борису «по наследству» из-за природной схожести с князем, а также актерского таланта.
♦ В фильме «Медный всадник России» эпизодическую роль митрополита Платона изначально хотел сыграть сам Василий Ливанов, но передумал из-за несоответствия возрасту героя и пригласил на нее священника Русской православной церкви Дмитрия Толстикова.
♦ В роли императрицы Екатерины II дебютировала журналистка и телеведущая Ольга Белова, известная зрителям по таким передачам, как «Сегодня» и «Место встречи». На съемочной площадке она, по словам Василия Ливанова, «проявила подлинный артистизм».
Василий Ливанов: «В фильме «Медный всадник России» мы хотим познакомить зрителей с богатейшей историей нашей страны»
Новости
Василий Ливанов: «В фильме «Медный всадник России» мы хотим познакомить зрителей с богатейшей историей нашей страны»
В январе 2019 года кинокомпания «Круглый стол» завершила производство полнометражного исторического фильма «Медный всадник России». В своем интервью режиссер-постановщик, автор сценария и генеральный продюсер картины Василий Ливанов рассказал об идее создания ленты, работе на съемочной площадке и подборе актеров на роли Екатерины II, скульптора Этьена Фальконе, князя Бецкого и других исторических героев.
У меня были очень теплые, дружеские отношения с Сергеем Владимировичем Образцовым, создателем лучшего кукольного театра, и он оставил мне такой завет: «Если у тебя возникнут какие-нибудь проблемы в жизни или искусстве, ты должен действовать, разрешить эти проблемы, а потом, по прошествии времени, сказать самому себе, что сделал все, что мог». И этот завет стал одним из непоколебимых правил моей жизни. Когда возникла идея снять «Медный всадник России», я обнаружил, что с такими проблемами сталкивался и замечательный скульптор, герой моего будущего фильма, Этьен Морис Фальконе.
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.
Снять этот фильм, действительно, было моей давней задумкой. Мне хотелось показать творческий процесс создания Медного всадника и познакомить зрителей с историей нашей страны, отраженной в одном из ее важных событий.
Как вам удалось реализовать эту задумку?
Как вы считаете, почему сейчас важно снимать такие исторические фильмы? В чем состоит задача «Медного всадника России»?
Когда-то давно я прочел в литературной газете заметку о наборе на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, а известно, что на эти курсы принимают людей, уже получивших высшее образование. Один из членов приемной комиссии написал в заметке, что молодой человек, проходивший собеседование, на вопрос о том, кому посвящен памятник, установленный на Сенатской площади, ответил: Скобелеву. Это произвело на меня ужасающее впечатление. Если мы, русские люди, не знаем, кому воздвигнут памятник в Петербурге на Сенатской площади, то это катастрофа.
Кроме того, в советские времена вышла едва ли не одна книга о создании Медного всадника, написанная искусствоведом Авраамом Кагановичем. Уже после появилось много литературы о Екатерине Великой, были опубликованы ее дневники и сняты фильмы. Но часто эти кинокартины неверно передают образы героев, искажают факты. Например, во многих наших фильмах Екатерина II говорила с немецким акцентом. На самом деле она, будучи немкой по происхождению и приехав в Россию в возрасте 15 лет, за три года в совершенстве овладела русским языком. Елизавета Петровна, приставившая к девочке педагогов по приезду, была поражена, когда решила спустя время проверить ее знания. Она была потрясена не столько тем, что Екатерина научилась грамотно писать по-русски, сколько тем, что говорила без всякого акцента.
Мы решили снимать фильм «Медный всадник России», нам хотелось создать исторически достоверные образы, сделать в какой-то степени познавательную картину и заинтересовать зрителей богатейшей историей нашей страны.
Расскажите пожалуйста о главной сюжетной линии фильма. В чем заключается основной конфликт?
В те годы президентом Академии художеств и директором конторы от строений Петербурга был князь Иван Иванович Бецкой. Он решил, что хоть Екатерине и понравился эскиз скульптора, памятник будет создаваться по его личным представлениям. На этой почве у него и Фальконе начался продолжительный конфликт. За восемь лет работы над памятником скульптор написал императрице 20 писем с жалобами на притеснения.
Колло, стала частью монумента, поэтому фактически, эта юная девушка спасла памятник Петру Великому.
Ваш сын, Борис Ливанов, исполнил в фильме роль князя Потемкина. Можно сказать, что эта роль передалась ему по наследству?
Можно и так сказать. Мой отец, Борис Николаевич, исполнил роль Потемкина в фильме Михаила Ромма «Адмирал Ушаков», вышедшем в 1953 году. И Михаил Ильич Ромм, мой педагог кинорежиссуры, звал всех смотреть картину, чтобы посмотреть на игру Бориса Ливанова. В моем фильме его внук тоже воплощает образ Потемкина. Прежде всего, то, что они играли эту роль, обосновано портретным сходством обоих с князем. И, конечно, артистическим талантом. Например, наш консультант, доктор исторический наук, Андрей Петрович Богданов, был в восторге от того, что мы утвердили на роль Бориса.
На одну из главных и очень ответственных ролей вы утвердили Ольгу Белову, профессиональную телеведущую. В вашей картине «Медный всадник России» состоялся ее дебют в качестве актрисы. Почему на роль Екатерины Великой вы выбрали именно ее?
Я надеялся, что Ольга как-то себя проявит, но на самом деле ее игра превзошла все мои ожидания. Может быть, она больше не будет сниматься в кино, но в нашем фильме ей удалось создать убедительный и точный образ.
Как проходил кастинг на роль главного персонажа картины, скульптора Этьена Мориса Фальконе. Сложно ли было выбрать актера?
Вообще, создается впечатление, что со всей съемочной группой у вас сложились очень теплые, дружественные отношения.
О проекте «Медный всадник России»
Жанр: историческая драма
Производство: Кинокомпания «Круглый стол»
Генеральный продюсер: Василий Ливанов
Исполнительный продюсер: Дарья Новицкая Генеральный директор производящей компании: Николай Ливанов
Автор сценария: Василий Ливанов
Режиссер-постановщик: Василий Ливанов
Второй режиссер: Феликс Кроль
Оператор-постановщик: Николай Немоляев, Иван Алимов
Композитор: Геннадий Гладков
Художник-постановщик: Мария Турская
В ролях: Евгений Редько, Ольга Белова, Валерия Ланская, Евгений Стеблов, Борис Хвошнянский, Андрей Соколов, Владимир Ильин, Юрий Стоянов, Юрий Назаров, Борис Ливанов и другие.
Синопсис: Исторический фильм Василия Ливанова перенесет зрителя в 18 век и расскажет историю создания памятника Петру I, благодаря поэме Александра Сергеевича Пушкина известного как «Медный всадник». По приглашению императрицы Екатерины II скульптор Этьен-Морис Фальконе приезжает из Франции для создания монумента. Благодаря кропотливой работе и мучительным творческим поискам мастера памятник становится не просто произведением искусства, но одним из символов России.
Василий Ливанов, режиссер-постановщик, автор сценария, генеральный продюсер:
«Фильм «Медный всадник России» повествует о давних и прочных связях культур Франции и России. События, отраженные в фильме, основаны на подлинных исторических фактах.
К решению Императрицы Екатерины II пригласить в Россию скульптора Этьена Мориса Фальконе и его талантливую ученицу Мари Анн Колло прямо причастны такие славные личности, как Вольтер и Дени Дидро.
Памятник Петру I Великому, установленный в Санкт-Петербурге в 1783 году и названый великим русским поэтом Александром Пушкиным «Медный всадник», утвердился в веках, как один из знаковых символов России.
Фильм посвящен памяти гениального скульптора Этьена Мориса Фальконе, французского патриота России».