маяковского театр старший сын актеры

Маяковского театр старший сын актеры

В репертуаре Театра имени Владимира Маяковского — новый спектакль. «Старшего сына» по одноименной пьесе Александра Вампилова поставил молодой режиссер Анатолий Шульев. К советской классике на этой сцене он подступился впервые — до этого ставил здесь «Бешеные деньги» по Александру Островскому, «Я была в доме и ждала…» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса и «Донжуана», в котором сюжет пьесы Жан-Батиста Мольера режиссер перенес в декорации современного концертного зала.

В новом спектакле — никаких переносов: время действия, как и в пьесе, конец шестидесятых. Анатолий Шульев подчеркивает: это дань ностальгии по той эпохе, когда теоретически можно было найти новую семью, всего лишь опоздав на поезд.

«Старший сын» как притча

Поздний осенний вечер, глушь. Двое молодых людей попали в переделку: хотели познакомиться с девушками, а оказались одни на незнакомой станции. Последняя электричка ушла, следующая будет только утром. Юноши с завистью поглядывают на светящиеся окна домов — им тоже хочется поужинать и лечь спать в теплой комнате. Так они оказываются в квартире музыканта Андрея Сарафанова, живущего с сыном и дочерью. Разрешит ли он переночевать у себя незнакомцам? Один из гостей на всякий случай объявляет, что его друг — внебрачный сын хозяина квартиры. А тот, вместо того чтобы выставить самозванцев, раскрывает отеческие объятия.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры
Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Этот трагикомический сюжет знаком всем любителям советского кино — пьеса Вампилова «Старший сын» стала известна благодаря одноименной экранизации, снятой Виталием Мельниковым в 1976 году с Евгением Леоновым в роли Сарафанова и Николаем Караченцовым в роли его новообретенного сына. Взявшись за пьесу Вампилова в наше время, Анатолий Шульев не стал брать другое название и тем самым пытаться избежать ассоциаций с фильмом. Он понимает: это неизбежно в любом случае.

«Я отношусь к этому сюжету как к сказочному повествованию, притче. Могло ли быть такое на самом деле? Неизвестно. Но герои постепенно выбираются каждый из своего кризиса и путем внутренних компромиссов приходят к гармонии», — говорит режиссер.

О времени действия напоминают декорации: потрепанная табличка «Новомыльниково», водоразборная колонка — из тех, что раньше стояли на каждом шагу, — и одинокая скамейка. Картину мрачной ночи дополняют зловеще искрящиеся на столбах провода. Зато в уютной квартире Сарафанова — светло и безопасно. Типичную советскую обстановку тут создают деревянный стол, шкаф-буфет, холодильник «ЗИЛ». Все аутентичное — найденное у собирателей советских вещей. Сценографией занимался Мариус Яцовскис, который уже работал с Шульевым — оформлял его «Бешеные деньги» и «Донжуана» здесь же, в Театре Маяковского.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры
Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Отцы и дети — на сцене и экране

В постановке Шульева Сарафанова играет Игорь Костолевский. Народный артист России не сразу согласился на эту роль.

«Ему нужно было какое-то время, чтобы все взвесить, понять, насколько эта роль ему близка. Конечно, он боялся сравнений с Евгением Павловичем. Но в конечном итоге он согласился. Я считаю, что Леонова и Костолевского сложно сравнивать, у них получились абсолютно разные герои», — рассказывает Анатолий Шульев.

Евгений Леонов говорил, что роль — любимую в своей карьере — он посвятил сыну Андрею, которому не мог уделять много времени из-за своих частых гастролей. Оба очень расстраивались по этому поводу, начали отдаляться друг от друга. Сарафанов у Леонова — раскаивающийся отец, который многое недодал своему ребенку и готов исправиться. Устами своего героя актер высказал все, что накопилось у него на душе.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры
Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Игорь Костолевский подошел к этому персонажу с другой стороны. Помимо отцовских чувств у Сарафанова есть и нереализованные творческие амбиции — он тайно сочиняет ораторию. А работает на танцах и похоронах. Этим он не гордится — предпочитает не обсуждать ее даже с детьми. Сарафанов Костолевского вызывает сочувствие — то ли непризнанный гений, то ли правда неудачник.

Роль блудного сына — студента Бусыгина — в спектакле досталась артисту труппы Алексею Дякину. В отличие от Бусыгина в исполнении Караченцова он не мучается угрызениями совести из-за обмана, а деятельно спасает от распада семью, в которой были проблемы и до его появления. Его главная задача — помочь всем героям посмотреть на себя под другим углом.

«Перед началом репетиций я смотрел фильм “Старший сын”. Что-то оттуда я для себя подсмотрел, с чем-то был не согласен. Но кино есть кино, там своя природа взаимоотношений со зрителем, а у нас все-таки театр», — говорит актер.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры
Фото: Пресс-служба Театра Маяковского

Своим появлением герой Алексея Дякина спасет дочь Сарафанова Нину (ее играет Полина Лазарева) от необдуманного замужества. Ее младшему брату Васе (студент ГИТИСа Станислав Кардашев) он помогает пережить личную драму: парень безответно влюблен во взрослую соседку (Юлия Соломатина), которая смеется над его чувством. А самого Сарафанова старший сын научит верить в свои силы: ведь быть любящим отцом — настоящий талант.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Александр Вампилов — одна из ключевых фигур советской драматургии. Первый успех пришел к нему в 1967 году, когда пьесу «Прощание в июне» поставили в Клайпедском драматическом театре в Литве. После этого Вампиловым заинтересовались и в других театрах. Уже через три года этот спектакль можно было увидеть в восьми театрах СССР — но только не в Москве. Попасть в столичный репертуар было невыполнимой задачей. Художественные руководители просили переписывать «слишком смелые» тексты, в числе которых были «Старший сын», «Утиная охота» и другие, но Вампилов отказывался. По достоинству оценили произведения уже после смерти автора. Анатолий Шульев впервые работает с этой пьесой.

«Где-то год назад в мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе, где я преподаю, у нас был семестр советской драматургии. И я тогда сильно погрузился в этот материал, в частности в пьесы Вампилова, очень много читал. “Старший сын” меня особо тронул, и я понял, что мне бы хотелось поставить его именно в этом театре», — делится режиссер.

«Старший сын» побывал в репертуаре многих столичных театров. В 1972 году его поставили в Театре имени Ермоловой, затем последовали Театр на Покровке, Театр-студия Олега Табакова, Театр на Таганке, «Сфера». А в Театре имени Маяковского, как ни странно, Вампилова не показывали ни разу — спектакль Шульева стал первым.

В следующий раз постановку можно увидеть 21 марта, 3 и 23 апреля.

Источник

Спектакль «Старший сын»

Описание

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Театр Маяковского начинает новый год с премьеры спектакля «Старший сын» А. Вампилова, одной из самых личных и пронзительных пьес драматурга. Александр Вампилов прожил всего 34 года и написал лишь 4 большие пьесы, но успел войти в историю русской литературы как один из главных драматургов XX века.

Евгений Леонов в кино создал незабываемый образ главы семьи Сарафановых. Сейчас на сцене Театра Маяковского одного из самых глубоких и проникновенных героев русской драматургии сыграет народный артист России Игорь Костолевский.

Трагичный и одновременно смешной спектакль о том, как герой, изначально искавший просто ночлег, в результате обретает настоящий дом и семью.

В природе вампиловской пьесы случай определяет начало истории, но то, чем все это кончится, зависит только от самих героев: они должны самостоятельно сделать выбор – бежать и не привязываться или рискнуть и полюбить.

Дорогие зрители, просим вас обратить внимание, что рассадка зрителей на спектаклях осуществляется 2 через 2 кресла, что обеспечивает соблюдение необходимой дистанции.
В случае, если вы бы хотели приобрести один билет, либо посетить спектакль группой, просим Вас предварительно обратиться в кассу театра.
Помните: если вы приобретаете один билет, рядом с вами может оказаться посторонний человек.

Видео


Организатор: ГБУК г. Москвы «Московский академический театр им. Вл. Маяковского»

человек просматривали эту страницу за неделю.

Источник

«Старший сын». Смотрим новый спектакль Театра имени Маяковского

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

В репертуаре Театра имени Владимира Маяковского — новый спектакль. «Старшего сына» по одноименной пьесе Александра Вампилова поставил молодой режиссер Анатолий Шульев. К советской классике на этой сцене он подступился впервые — до этого ставил здесь «Бешеные деньги» по Александру Островскому, «Я была в доме и ждала…» по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса и «Донжуана», в котором сюжет пьесы Жан-Батиста Мольера режиссер перенес в декорации современного концертного зала.

В новом спектакле — никаких переносов: время действия, как и в пьесе, конец шестидесятых. Анатолий Шульев подчеркивает: это дань ностальгии по той эпохе, когда теоретически можно было найти новую семью, всего лишь опоздав на поезд.

«Старший сын» как притча

Поздний осенний вечер, глушь. Двое молодых людей попали в переделку: хотели познакомиться с девушками, а оказались одни на незнакомой станции. Последняя электричка ушла, следующая будет только утром. Юноши с завистью поглядывают на светящиеся окна домов — им тоже хочется поужинать и лечь спать в теплой комнате. Так они оказываются в квартире музыканта Андрея Сарафанова, живущего с сыном и дочерью. Разрешит ли он переночевать у себя незнакомцам? Один из гостей на всякий случай объявляет, что его друг — внебрачный сын хозяина квартиры. А тот, вместо того чтобы выставить самозванцев, раскрывает отеческие объятия.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Этот трагикомический сюжет знаком всем любителям советского кино — пьеса Вампилова «Старший сын» стала известна благодаря одноименной экранизации, снятой Виталием Мельниковым в 1976 году с Евгением Леоновым в роли Сарафанова и Николаем Караченцовым в роли его новообретенного сына. Взявшись за пьесу Вампилова в наше время, Анатолий Шульев не стал брать другое название и тем самым пытаться избежать ассоциаций с фильмом. Он понимает: это неизбежно в любом случае.

«Я отношусь к этому сюжету как к сказочному повествованию, притче. Могло ли быть такое на самом деле? Неизвестно. Но герои постепенно выбираются каждый из своего кризиса и путем внутренних компромиссов приходят к гармонии», — говорит режиссер.

О времени действия напоминают декорации: потрепанная табличка «Новомыльниково», водоразборная колонка — из тех, что раньше стояли на каждом шагу, — и одинокая скамейка. Картину мрачной ночи дополняют зловеще искрящиеся на столбах провода. Зато в уютной квартире Сарафанова — светло и безопасно. Типичную советскую обстановку тут создают деревянный стол, шкаф-буфет, холодильник «ЗИЛ». Все аутентичное — найденное у собирателей советских вещей. Сценографией занимался Мариус Яцовскис, который уже работал с Шульевым — оформлял его «Бешеные деньги» и «Донжуана» здесь же, в Театре Маяковского.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Отцы и дети — на сцене и экране

В постановке Шульева Сарафанова играет Игорь Костолевский. Народный артист России не сразу согласился на эту роль.

«Ему нужно было какое-то время, чтобы все взвесить, понять, насколько эта роль ему близка. Конечно, он боялся сравнений с Евгением Павловичем. Но в конечном итоге он согласился. Я считаю, что Леонова и Костолевского сложно сравнивать, у них получились абсолютно разные герои», — рассказывает Анатолий Шульев.

Евгений Леонов говорил, что роль — любимую в своей карьере — он посвятил сыну Андрею, которому не мог уделять много времени из-за своих частых гастролей. Оба очень расстраивались по этому поводу, начали отдаляться друг от друга. Сарафанов у Леонова — раскаивающийся отец, который многое недодал своему ребенку и готов исправиться. Устами своего героя актер высказал все, что накопилось у него на душе.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Игорь Костолевский подошел к этому персонажу с другой стороны. Помимо отцовских чувств у Сарафанова есть и нереализованные творческие амбиции — он тайно сочиняет ораторию. А работает на танцах и похоронах. Этим он не гордится — предпочитает не обсуждать ее даже с детьми. Сарафанов Костолевского вызывает сочувствие — то ли непризнанный гений, то ли правда неудачник.

Роль блудного сына — студента Бусыгина — в спектакле досталась артисту труппы Алексею Дякину. В отличие от Бусыгина в исполнении Караченцова он не мучается угрызениями совести из-за обмана, а деятельно спасает от распада семью, в которой были проблемы и до его появления. Его главная задача — помочь всем героям посмотреть на себя под другим углом.

«Перед началом репетиций я смотрел фильм “Старший сын”. Что-то оттуда я для себя подсмотрел, с чем-то был не согласен. Но кино есть кино, там своя природа взаимоотношений со зрителем, а у нас все-таки театр», — говорит актер.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Своим появлением герой Алексея Дякина спасет дочь Сарафанова Нину (ее играет Полина Лазарева) от необдуманного замужества. Ее младшему брату Васе (студент ГИТИСа Станислав Кардашев) он помогает пережить личную драму: парень безответно влюблен во взрослую соседку (Юлия Соломатина), которая смеется над его чувством. А самого Сарафанова старший сын научит верить в свои силы: ведь быть любящим отцом — настоящий талант.

Первый в «Маяковке»

Александр Вампилов — одна из ключевых фигур советской драматургии. Первый успех пришел к нему в 1967 году, когда пьесу «Прощание в июне» поставили в Клайпедском драматическом театре в Литве. После этого Вампиловым заинтересовались и в других театрах. Уже через три года этот спектакль можно было увидеть в восьми театрах СССР — но только не в Москве. Попасть в столичный репертуар было невыполнимой задачей. Художественные руководители просили переписывать «слишком смелые» тексты, в числе которых были «Старший сын», «Утиная охота» и другие, но Вампилов отказывался. По достоинству оценили произведения уже после смерти автора. Анатолий Шульев впервые работает с этой пьесой.

«Где-то год назад в мастерской Миндаугаса Карбаускиса в ГИТИСе, где я преподаю, у нас был семестр советской драматургии. И я тогда сильно погрузился в этот материал, в частности в пьесы Вампилова, очень много читал. “Старший сын” меня особо тронул, и я понял, что мне бы хотелось поставить его именно в этом театре», — делится режиссер.

«Старший сын» побывал в репертуаре многих столичных театров. В 1972 году его поставили в Театре имени Ермоловой, затем последовали Театр на Покровке, Театр-студия Олега Табакова, Театр на Таганке, «Сфера». А в Театре имени Маяковского, как ни странно, Вампилова не показывали ни разу — спектакль Шульева стал первым.

В следующий раз постановку можно увидеть 21 марта, 3 и 23 апреля.

Источник

Маяковского театр старший сын актеры

Говорят, для того чтобы выучить китайский язык, надо забыть все прочие иностранные языки, которые знаешь. С пьесой Александра Вампилова «Старший сын» после выхода в свет одноименной кинокартины (1975) происходит подобная история — чтобы поставить ее на сцене, необходимо абстрагироваться от прекрасного фильма, а это трудно.

В театре им. Вл. Маяковского за эту непростую задачу взялся молодой режиссер Анатолий Шульев. Премьера состоялась 24 января и стала для театра первой в наступившем году.

История о том, как незнакомый молодой человек Владимир Бусыгин (Алексей Дякин) за один день становится членом семьи Сарафановых, автор называет комедией. Комедийное начало действительно заложено в сюжете, но такова загадка драматургии Вампилова, что все, о чем он разговаривает со зрителем в своих четырех главных пьесах, всегда окрашено легкой грустью и лиризмом.

Сохранить это удивительное вампиловское настроение создателям спектакля удается вполне. Режиссер не боится быть слегка несовременным, академичным, не стремится к поискам иных параллелей и смыслов. Вероятно, только таким образом и возможно сохранить хрупкую атмосферу оттепельной лирики с ее стремлением вглубь человеческих отношений.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актерыфото: Татьяна Мордвинова

Окрашенная в серый цвет начальная мизансцена как кадр черно-белого фильма – тоже оттуда, из шестидесятых. Спиной к зрителям — мужчина в плаще и шляпе в призрачном свете летающих под ветром фонарей. В этой застывшей картинке есть нечто сюрреалистическое, словно на сцене ожил герой Рене Магритта.

Сценография этой постановки (сценограф Мариус Яцовскис) заслуживает особого внимания, являясь по праву одним из действующих лиц спектакля. Она подробна и внимательна к деталям, от торшера до треугольных молочных пакетов в холодильнике. Геометрия декораций художественно очень близка изображаемой эпохе. В ней универсально соединяются переплеты железнодорожных опор, пристанционные домишки, колонки с водой и фонари с ностальгически точным по исполнению интерьером сарафановской квартиры.

Выбор на роль Сарафанова Игоря Костолевского, на первый взгляд, представляется неожиданным. Однако уже с первых минут спектакля именно такой папа принимается сердцем и разумом с нежностью и сочувствием. Для этого актеру достаточно нескольких крошечных штрихов — поддернутые брюки в смешном сочетании с галстуком-бабочкой, нелепый и трогательный вид провинциального интеллигента, щурящего глаза под большими очками, съежившегося в предчувствии одиночества. Его взрослые дети Нина (Полина Лазарева) и Васенька (Станислав Кардашев) как раз собираются разлететься из гнезда. Отец делает слабые попытки их удержать, и в этот драматичный момент в жизни семьи появляются «старший сын» Владимир с приятелем Сильвой (Владимир Гуськов).

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актерыфото: Татьяна Мордвинова

Алексей Дякин — актер органичной эмоциональности: в резких перепадах настроений героя он верен и страстен до абсолютного правдоподобия и слияния с образом. Бусыгин боится потерять своих новых близких, как боится этого и Сарафанов. Темперамент и душевная открытость нежданного гостя подталкивают всех к неожиданным для самих себя действиям и становятся опорой распадающейся семьи. У Алексея Дякина получается очень вампиловский герой, наверное, как раз такой, каким видел его автор пьесы. Он не слишком похож на студента, в своей серой кепочке скорее напоминает гопника, но, по ходу действия, из молодого беспечного ловеласа он превращается в настоящего мужчину, по-сибирски основательного, надежного.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актерыфото: Татьяна Мордвинова

Это сразу примечает и Нина, героиня Полины Лазаревой. Ее изначальная недоверчивость, резкость и максимализм являются защитной реакцией от жесткого мира, в который девушка, тем не менее, стремится с трепетным желанием перемен, свойственным молодости. Актрисе отлично удается сыграть этот едва заметный переход из подростка в юную женщину, которая просыпается в героине после встречи с Владимиром.

С подобным развитием образа только в противоположную сторону сталкивается и актер Владимир Гуськов. Его Сильва выходит на сцену симпатичным франтоватым молодым человеком, авантюрным и беззаботным, но не вызывающим ни малейшей антипатии. К концу пьесы герой раскрывает свое подлинное нутро: скользкое, подлое и хамоватое.

Хорош вихрастый Васенька Станислава Кардашева. Порывистый тинейджер пытается сбежать из дома от несчастной любви к взрослой женщине. Он во всем копирует сестру — в первоначальном недоверии к пришедшим, в своей попытке решить проблему отъездом, в чутком и мгновенном братском чувстве к Владимиру.

Им всем не хватало друг друга и в один прекрасный вечер они друг друга нашли. Пьеса Вампилова, конечно, не только об этом. «Она тонка, глубока, сложна, необычна. На первый взгляд, такая наивная и легкая история, но, если копнуть, там такая глубина…и мне, как актеру, нужен был такой материал. Во-первых, это классика, а я люблю классику. Во-вторых, как актеру мне чего-то подобного не хватало. Наверное, вот такой встречи. Когда человек выходит на сцену одиноким, а в конце у него — семья», — рассказал журналистам после спектакля исполнитель главной роли Алексей Дякин.

Драматургия Александра Вампилова, действительно, классична и невероятно сценична. В ней есть четкое триединство действия, места и времени, внезапные повороты сюжета, внятная структура и мысль. Как говорится: бери и твори. Именно так и поступили в Театре Маяковского — соединили прекрасный актерский ансамбль, великолепную сценографию, музыку, и первая встреча знаменитой московской сцены с творчеством блестящего иркутского драматурга получилась теплой, спокойной и легкой. Это тот самый случай, когда после спектакля легко становится на душе, и жизнь уже не кажется суетной и безнадежной.

Источник

В Театре Маяковского представили премьеру с Игорем Костолевским

Пошли на риск со «Старшим сыном»

Театр им. Маяковского показал премьеру — «Старший сын» по пьесе Александра Вампилова (время написания — с 1964 по 1970 год). Театры ее берут, как правило, для своего старейшего актера, чтобы тот сыграл Сарафанова. Маяковка не стала исключением: Игорь Костолевский выступил в этой роли. С премьерного показа — обозреватель «МК».

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Сцена из спектакля. Фото: Сергей Петров

Кажется, на «Старшего сына» мода не спадала никогда, разве что немного затихала, чтобы подняться волной с новой силой. И трудно найти театр, который не брал в свой репертуар вампиловскую пьесу, обеспечивающую работой и первачей, и молодежь. Тем более что обаяние и романтизм произведения прошли испытание разными временами и формациями: как говорится, только настоялось. Похоже, пришло время Театра им. Маяковского, который призвал для постановки представителя молодого поколения режиссерского цеха Анатолия Шульева, имеющего опыт работы в театре, — с успехом здесь идут его «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.

Однако берущийся за эту пьесу не может не отдать себе отчета в том, насколько велик риск: во-первых, есть высокие и даже эталонные точки отсчета в кино и театре как по режиссуре, так и по актерским работам, а во-вторых, с каждым годом ряды конкурентов «Старшего сына» растут. Только сегодня и только в Москве существует несколько в разной степени интересных сценических прочтений «Старшего сына» — в «Табакерке» режиссера Константина Богомолова, на Таганке — Бокурадзе (из-за популярности с Малой сцены спектакль даже переносят на Большую), антрепризный вариант Павла Сафонова с Виктором Сухоруковым в роли Сарафанова… Так что есть с чем и с кем сравнивать, даже если не захочешь этого делать.

Конечно, представить Игоря Костолевского, красиво стареющего актера-интеллигента с удачно сложившейся профессиональной судьбой, в роли музыканта-неудачника как-то. сложновато. Тем более что и Виктор Сухоруков, и Сергей Сосновский (в «Табакерке»), уже не говорю про Евгения Леонова, запечатлевшего образ в фильме Виталия Мельникова, конкуренты ему если не по мастерству, то по фактуре точно. Тем не менее в багаже Костолевского обнаружились такие краски, с помощью которых он и создал удивительный и неожиданный портрет. Но появляется, как известно, он не в первых сценах.

По центру установлена стена, крайние части которой распахиваются, словно окна и двери двух квартир, где проживают: слева — одинокая гражданка Макарская, справа — семья Сарафанова (сам хозяин и двое детей — Нина 19 лет и Васенька 16). Десятиклассник Васенька безответно влюблен в соседку старше себя на 10 лет. Перспектив никаких, одни нервы, задетое молодое самолюбие.

В широком проходе меж дверей-квартир появляются два типа, опоздавших на последнюю электричку. С этого опоздания начнется авантюра, которая изменит жизнь всех участников этой истории. Истории любви, которая, как известно, имеет множество лиц, и людей, которые в этой любви/нелюбви имеют множество проявлений. Истории родства не формального, а по душе.

маяковского театр старший сын актеры. Смотреть фото маяковского театр старший сын актеры. Смотреть картинку маяковского театр старший сын актеры. Картинка про маяковского театр старший сын актеры. Фото маяковского театр старший сын актеры

Сцена из спектакля. Фото: Сергей Петров

После того как Васенька в очередной раз получит от дамы своего сердца порцию презрения, когда два молодых афериста, чтобы не замерзнуть в заштатном городке, сплетут легенду о внебрачных связях главы семейства справа, по центру наконец возникнет фигура Сарафанова. Высокий, с красивой сединой, черной бабочкой на белой рубашке — то ли поэт, а может быть, чтец. Но брюки, точнее, длина штанин, едва доходящая до щиколоток (и широкие при этом), вносит сомнение в успешность данного художественного объекта.

И в поведении его нет ничего резкого, контрастного внешности, что свидетельствовало бы о неуспешности — актер мягко, я бы сказала, бережно ведет своего героя. Однако что-то неуловимо-трогательное, ранимое, как ожог, но не страшной степени, читается в его движениях, слышится в его интонациях. Наивность Сарафанова-старшего подлинная, не вызывающая сомнений, как и его боль за детей, толкающая на поступки, на какие решится не каждый родитель по причине их неразумности. И внешне он не похож на того «блаженного», каким его считала жена и по этой же причине оставившая супруга, — просто он такой и есть. Игоря Костолевского, безусловно, можно поздравить с такой работой, и с этой точки зрения название спектакля Анатолия Шульева со «Старшего сына» смело можно менять на «Сарафанова» — будет справедливо.

Надо сказать, что первач театра им. Маяковского ни в коей мере не тянет одеяло на себя, замечательно существует с партнерами. Тем не менее его работа в этом спектакле остается самой яркой. Что же касается молодого героя — Бусыгина — в исполнении Алексея Дякина, то тут вопросы можно адресовать не ему, а, скорее, режиссеру Шульеву, который предпочел на роль героя назначить актера совершенно другого амплуа — простака. Вполне возможно, что это был дерзкий эксперимент, который по-своему доказал, что артист этот сам по себе крепкий профессионал, но в данном случае ни разу не герой. И дело тут совсем не во внешних данных. Да и с возрастом героя по пьесе получилась очень серьезная натяжка: у автора Бусыгину 21 год, в спектакле ему прибавлено 5 лет, но даже образовавшиеся 26 — сильное преувеличение для мужчины, которому под 40. На его фоне и партнер его — Владимир Гуськов (Сильва) — выглядит моложе.

Вообще, спектакль оставляет несколько странное впечатление: с одной стороны, хорошие актерские работы практически у всех: Юлия Соломатина (Макарская), Илья Никулин (Кудимов), Полина Лазарева (Нина), Владимир Гуськов (Сильва) и совсем молодой Стас Кардашев в роли Васеньки. С другой стороны, на постановке прочно стоит печать безвременья — не прошлое, не настоящее, не ретро, не актуальность. Вечная история? Ну разве только этим может сердце успокоиться.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *