маяковский и шенгели схватка длиною в жизнь
Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь
Возрастное ограничение: | 0+ | |
Жанр: | Биографии и Мемуары | |
Издательство: | Проспект | |
Дата размещения: | 08.02.2018 | |
ISBN: | 9785392279142 | |
Язык: | | |
Объем текста: | 432 стр. | |
Формат: |
|
Оглавление
Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу
Как Владимир Владимирович поссорился с Георгием Аркадьевичем
Это был удивительный человек, который ходил по Одессе босиком, в удлиненном сюртуке, обрезанных до колен брюках, носил черное шерстяное одеяло вместо плаща, твердый пробковый шлем вместо шляпы и мечтал поселиться и жить в помещении на верху башни маяка. Он писал чудесные стихи в классическом стиле, большие замечательные поэмы, уникальные стиховедческие работы и делал невероятное количество прекрасных поэтических переводов. Когда он окунался в создаваемую им пушкиниану, то отращивал огромные пушкинские бакенбарды; когда переводил байроновского «Дон-Жуана», то носил старомодный, просторный, шумящий складками плащ и отпускал длинные волосы; а когда погружался в переводы Виктора Гюго, то отращивал себе большую бороду, превращаясь уже во французского знаменитейшего поэта, и тогда в его доме велись долгие беседы в стиле начала XIX века, при этом поплотнее зашторив окна и закрыв темными гардинами двери, жгли вечерами свечи в серебряных старых подсвечниках, и звучала заграничная чистая речь.
Так он вживался в мир изучаемых и переводимых им поэтов.
В 1920–1930-е годы он был в высшей степени известен читающей публике нашей страны (даже занимал в течение нескольких лет пост председателя Всероссийского союза поэтов!), и был необыкновенно продуктивен: при его жизни вышло семнадцать книг стихов, а также 140 000 строк переводов Байрона, Верхарна, Гейне, Гюго, Эредиа, Бодлера, Леконта де Лиля, Горация, Хайяма и других зарубежных и национальных авторов.
В вещах одного из погибших во время Великой Отечественной войны под Уманью советских воинов обнаружили насквозь пробитую немецкой пулей и залитую кровью небольшую поэтическую книжку с фамилией на обложке — Шенгели. Фамилию этого автора до пятидесятых годов в нашей стране знали очень многие — одни его любили, другие едва терпели, третьи старались молчать о нем, но это была — личность.
А вот мое поколение, пришедшее в этот мир в 1950-е годы, такого поэта и критика, как Шенгели, себе уже почти не представляло. Его произведения в стране практически не издавались, а всякое упоминание о нем советские критики напрочь вычеркнули из нашей отечественной литературы. Да и вообще он был известен современному читателю разве что лишь как переводчик зарубежных поэтов да адресат стихотворных нападок на него Владимира Маяковского. Встретить его имя можно было только в книгах этого певца Революции, где оно фигурировало в стихотворении «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели», да еще в стихотворении «Письмо Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому», в котором с нескрываемым раздражением Маяковским упоминалось имя этого то ли его соперника, то ли противника:
не поймете просто-напросто,
Насколько я помню свои школьные годы, расспрашивать, кто такой Шенгели, было нам тогда практически не у кого, так как советским учителям, похоже, ответа на этот вопрос и самим в те годы было узнать уже неоткуда. Потому что Шенгели, судя по рассыпанным в бумагах Маяковского агрессивным выпадам в его адрес, был тогда зачислен в стан его откровенных врагов, а о врагах во времена сталинской эпохи рассказывать было не принято. Так что и педагоги, и школьники той далекой поры — я имею в виду начало 1950–1960-х годов — выловить хоть какую-то небольшую (пусть и однобокую) информацию об этой личности могли только в энциклопедиях и примечаниях к книгам, взятым в городских и школьных библиотеках или же в шкафах у своих родителей. Но если кто-то в те годы от нечего делать все-таки иногда и забредал на справочные страницы поэтических книг или учебников русской литературы, то там он мог увидеть только скудные биографические примечания, в которых об этом самом Шенгели можно было прочитать лишь минимальные сведения, как в предельно сжатой справке:
Шенгели, Георгий Аркадьевич (1894–1956) — поэт, переводчик, автор книг «Практическое стиховедение» (1926), «Как писать статьи, стихи и рассказы» (1926). Маяковский характеризовал эти книги как «беспринципные и вредные руководства». В 1927 году Шенгели выпустил злобный пасквиль о поэте «Маяковский во весь рост».
На этом официально-погромная информация о жизни и творчестве Шенгели практически обрывалась, а все дальнейшие сведения о нем нужно было отыскивать среди дневниковых страниц Маяковского, в его записных книжках, воспоминаниях и бумагах других писателей той поры, а также в справочных материалах переведенных Шенгели книг и научно-популярных изданий.
Позже, с появлением мирового интернета и открытием огромного количества литературных архивов, стало прекрасно видно, что еще до появления работы Шенгели «Маяковский во весь рост» им было издано множество поэтических и стиховедческих книг, среди которых можно выделить такие его теоретические труды по стиховедению, как «Трактат о русском стихе», а также «О лирической композиции», входящую в книгу «Проблемы поэтики».
«Трактат о русском стихе» впервые был опубликован в 1921 году в Одессе и через два года Шенгели за эту книгу был удостоен звания действительного члена Государственной Академии художественных наук (ГАХН). А некоторое время спустя этот же «Трактат» был еще раз тщательно переработан и в 1923 году переиздан в московско-петроградском Государственном издательстве. Георгий Шенгели в нем писал: «Ремеслу стихосложения можно обучить каждого. Умелый стихотворец может быть или не быть поэтом, а неумелый только не быть. То есть ремесло стихосложения — есть условие, необходимое для всех пишущих, но недостаточное, чтобы быть поэтом». Иначе говоря, мыслящие и тонко чувствующие натуры, которые пишут плохие стихи, теоретически могут когда-нибудь стать профессиональными стихотворцами, но поэтами — никогда.
Его книги — «Раковина», «Норд», «Планер» — отмечены зрелым мастерством, отточенным стилем и изяществом мысли. Шенгели не поддался влиянию агиток Демьяна Бедного и ангажированным политическим лубкам Маяковского, он остался в рамках академической русской поэзии и ее вечных тем. Он создавал философские и лирические стихи, но не чужд был сочинять и эпиграммы, проявил себя виртуозом стихотворного экспромта. Георгий Шенгели — незаурядный поэт глубочайшей эрудиции; и чувство, и слово в нем — спаяны воедино.
Книга «Практическое стиховедение», объединившая в себе упомянутые выше первые «два учебника», тоже вышла в Москве в 1923 году и впоследствии много раз дополнялась и переиздавалась, иногда меняя свое название.
Весной 1926 года брошюра «Как писать статьи, стихи и рассказы» трижды была издана в издательстве московских газет «Правда» и «Беднота», да еще четыре раза в исправленном и дополненном варианте вышла в 1927, 1928, 1929 и 1930 годах в московском издательстве Всероссийского союза поэтов. Эта книга пользовалась широким спросом у молодых поэтов, но этим самым вызывала сильнейшее раздражение у Маяковского, который не переносил активной деятельности Шенгели.
В 1929 году этим же издательством была издана «Школа писателя. Основы литературной техники», которая затем переиздавалась там же в 1930 году и так же, как и остальные его книги, хорошо распространялась среди читателей. В те же годы Шенгели вырабатывает теорию своей «атомистической поэтики» и применяет ее на практике.
После принятия Шенгели в члены Академии ГАХН Валерий Яковлевич Брюсов пригласил его в качестве профессора вести курс стиха во Всероссийском литературно-художественном институте (впоследствии — Брюсовском институте). В анонсах об открытии ВЛХИ было напечатано, что институт «выпускает свободных художников слова и инструкторов художественной литературы», и работают в нем два отделения — «творческое и инструкторское». Этот институт был создан в Москве в 1921 году по инициативе В. Я. Брюсова как высшее учебное заведение для молодых писателей; находился он в ведении «Наркомпроса» РСФСР.
На вопрос, который Георгий задал Валерию Яковлевичу Брюсову: «Зачем институту потребовался второй профессор?» — тот ответил, что, по его мнению, «студентам будет полезно пообщаться с Шенгели».
А в 1925–1927 годах Георгия после Блока, Гумилева и Брюсова трижды избирают каждый год Председателем Всероссийского Союза поэтов. Общественная и преподавательская работа — ничуть не помеха его творчеству: стихи и переводы во множестве выходили из-под его пера, да и в острейшей литературной полемике тех лет он играл одну из ведущих ролей, имея для того все необходимое: замечательный талант, серьезную теоретическую подготовку, зоркость, остроумие, вкус, — и, что делало его положение одновременно и выигрышней, и уязвимей, чем у большинства противников, не принадлежа ни к одной из «группово» воюющих сторон.
«Георгий Аркадьевич устраивал всех, — вспоминал о нем в начале 1970-х годов Рюрик Иванович Ивнев, — подлинный поэт, он вызывал уважение своими обширными познаниями, был объективен».
Первые годы после переезда Шенгели в Москву они с Маяковским хоть и не дружили, но какое-то время еще худо-бедно друг с другом ладили. В октябре 1923 года они последний раз выступили вместе на общем литературном концерте. Маяковского злила творческая активность Шенгели, но в полной мере недовольство им начало проявлять себя лишь тогда, когда выяснилось, что Шенгели влечет к себе не только поэтическая, но еще и педагогическая слава, работа на молодежную аудиторию. А еще Маяковского сильно бесило полученное Георгием звание «профессора», сначала вроде как бы только шуточное, а потом — настоящее; его до невозможности раздражали выступления Шенгели в печати и на литературных вечерах, призванные учить молодежь правильно писать стихи.
Его профессорский, строго формальный (не формалистский) подход к русскому стиху, сама идея обучать молодых стихотворцев поэтическому мастерству, давая им ремесленный навык, — все это Маяковскому было в высшей степени враждебно. Главной его мишенью, как мы уже отмечали, была многократно переиздававшаяся и весьма популярная в конце двадцатых годов у начинающих авторов книга «Как писать статьи, стихи и рассказы», выдержавшая семь выпусков. Шенгели написал эту книгу исключительно для пролетариев, желавших овладеть литературной техникой, но Маяковский увидел в ней профанацию, считая, что Шенгели воспитывает не поэтов, а графоманов — причем графоманов, технически вооруженных. А между тем эта небольшая книга имела грандиозный успех — за четыре года она вышла в свет семью тиражами общим количеством 39 тысяч экземпляров! Ее даже вручали в качестве призов на литературных конкурсах: 17 марта 1928 года ее, например, получили в Смоленске молодые поэты Николай Рыленков и Александр Твардовский. Так что Шенгели за эту книжку приобрел себе не только хороший гонорар, но еще и отчаянного врага, не умеющего в своей борьбе никогда останавливаться.
Обрушиваясь на творчество Георгия Шенгели, Маяковский возмущался слабостью его популярной литературоведческой брошюры «Как писать статьи, стихи и рассказы», заказанной Марией Ульяновой и вышедшей в начале 1926 года под ее редакцией в издательстве газет «Правда» и «Беднота». Это все равно, говорил он, «как если бы ЦК швейников издал трактат о том, как надо вышивать аксельбанты лейб-гвардии его величества полка.
— Зачем нужна такая затхлая книга? — негодовал он. — По моему мнению, это сюсюканье интеллигента, забравшегося в лунную ночь под рояль и мечтающего о вкусе селедки. Приходите ко мне, я вам дам эту селедку въявь, но только перестаньте морочить людям голову своими наставлениями о том, как писать стихи. Их надо делать всей своей жизнью, а не чесать языки о ямбы и хореи…»
Нелепостью этой своей «селедочной» метафоры Маяковский пытался подчеркнуть нелепость и непосредственно самой книги Георгия Шенгели, которая явилась в мир в качестве пособия по написанию стихов и прозы. Полемика с Шенгели приобретала все более резкий и близкий к конфликту характер. В аудитории газеты «Правда», где поэт выступал перед рабкорами, далеко не все были согласны с критикой принесенной к ним книги Шенгели, а Маяковский тем временем, все более распаляясь и потрясая этой книжкой, говорил, что это — шарлатанское предприятие, и вычитывал из нее наиболее одиозные места в подтверждение своего доказательства.
Вслед за этим, продолжая выступать со страниц газет против раздражающей его книжки, Владимир Маяковский в своей статье 1926 года «Как делать стихи?» с полемическим острым накалом писал: «С легкой руки Шенгели у нас стали относиться к поэтической работе как к легкому пустяку. Есть даже молодцы, превзошедшие профессора. Вот, например, из объявлений харьковского “Пролетария” (№ 256): “Как стать писателем. Подробности за 50 коп. марками. Ст. Славянск, Донецкой железной дороги, почт. ящик № 11”». И далее он разъяснял читателям свое отношение к творчеству своего соперника: «Все учебники поэзии а ля Шенгели вредны потому, что они не выводят поэзию из материала, т. е. не дают эссенции фактов, не сжимают фактов до того, пока не получится прессованное, сжатое, экономное слово, а просто накидывают какую-нибудь старую форму на новый факт. Форма чаще всего не по росту…»
Разъясняя в этой своей статье проблемы текущего литературного творчества, Маяковский дальше говорит следующее:
«Редакторы знают только «мне нравится» или «не нравится», забывая, что и вкус можно и надо развивать. Почти все редакторы жаловались мне, что они не умеют возвращать рукописи, не знают, что сказать при этом.
Грамотный редактор должен был бы сказать поэту: «Ваши стихи очень правильны, они составлены по третьему изданию руководства к стихосложению М. Бродовского (Шенгели, Греча и т. д.), все ваши рифмы — испытанные рифмы, давно имеющиеся в полном словаре русских рифм Н. Абрамова. Так как хороших новых стихов у меня сейчас нет, я охотно возьму ваши, оплатив их, как труд квалифицированного переписчика, по три рубля за лист, при условии предоставления трех копий».
Поэту нечем будет крыть. Поэт или бросит писать, или подойдет к стихам как к делу, требующему большого труда. Во всяком случае, поэт бросит заноситься перед работающим хроникером, у которого хотя бы новые происшествия имеются на его три рубля за заметку. Ведь хроникер штаны рвет по скандалам и пожарам, а такой поэт только слюни расходует на перелистывание страниц.
Во имя поднятия поэтической квалификации, во имя расцвета поэзии в будущем надо бросить выделение этого самого легкого дела из остальных видов человеческого труда…»
Довольно резкая критика в адрес Шенгели содержалась также в выступлениях Маяковского 20 сентября 1926 года в Большой аудитории Политехнического музея, 5 октября 1926 года — в Ленинграде в зале Академической капеллы, а 29 января 1927 года — в зале Народного дворца. В мартовском номере журнала «Молодая гвардия» за 1927 год появляется стихотворение Маяковского с характерным названием «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели» (само собой, с оправдательным приговором, уже заранее вынесенным непосредственно Владимиру Владимировичу).
Не довольствуясь обидным упоминанием имени Шенгели в названии указанного выше стихотворения «Моя речь на показательном процессе…», а также в «Письме Владимира Владимировича Маяковского писателю Алексею Максимовичу Горькому», он продолжал постоянно высмеивать профессора (слово это в устах Маяковского звучало в высшей степени презрительно) в своих публичных выступлениях.
В августе 1926 года им была написана и издана книга «Как делать стихи?», фрагменты которой уже публиковались ранее в периодической печати и зачитывались в докладах автора. 28 мая 1926 года Маяковский недвусмысленно говорил, рекламируя свою готовящуюся к печати книгу: «Я думаю, что такая брошюра особенно нужна на фоне беспринципных и вредных руководств, каким, по моему убеждению, является хотя бы третьим изданием выходящая книга Шенгели “Как писать статьи, стихи и рассказы”».
С учетом всего выше сказанного, нельзя считать значительным преувеличением суждение литературоведа Василия Абгаровича Катаняна о том, что «Маяковский вел ожесточенную полемику с Шенгели на всех диспутах, везде, где это было можно и где нельзя». Он действительно нападал на него почти при каждом своем выступлении, особенно когда оно происходило перед молодежной аудиторией. И судя по тому, что борьба с Шенгели стала для Маяковского главным гвоздем его выступлений, то нельзя уже было не видеть, что этот затянувшийся конфликт давно перешел из категории профессионального соперничества в состояние почти болезненной, ожесточенной личностной вражды. За которой тогда с удовольствием наблюдала увлеченная этой дракой публика…
А Маяковский все чаще и чаще продолжал высмеивать Георгия Шенгели в своих публичных выступлениях и общении со знакомыми. Так, например, обучая начинающих поэтов опыту стихосложения, он говорил, что можно рифмовать конец первой строки с концом второй строки, или последнее слово третьей строки с последним словом четвертой, и тут же приводил в качестве примера двустишие:
Среди ученых шеренг еле-еле
В русском стихе разбирался Шенгели.
Или, как свидетельствует об этом Катанян, иной раз Владимир Владимирович цитировал своим друзьям чуть менее известное публике, им же сочиненное антишенгелиевское четверостишие:
Мне трудно писать амфибрахом,
Аж вьется из носа дымок.
Я лег бы, наверное, прахом,
Спасибо, Шенгели помог.
Мой дядя честен был, но хвор.
Стал уважаем он с тех пор.
Другим — наука, но тоска —
Бдить у постели старика!
Смысл полученного стихотворения оставался практически тот же, что и в восьми оригинальных строках «Евгения Онегина» (как говорится, «все зубы на месте»), но только вот исчезло куда-то очарование стихов самого Пушкина…
Многочисленные статьи Шенгели, адресованные в качестве пособий начинающим писателям, были собраны им в упоминавшейся выше книге «Как писать статьи, стихи и рассказы», которая к выходу брошюры Маяковского успела выдержать уже четыре издания. Именно изучению начинающими авторами стиховедческого ремесла и была посвящена специально написанная Шенгели эта книга-учебник, включенная в «Библиотечку рабселькора».
Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь
Георгий Аркадьевич Шенгели прожил шестьдесят два года, издав 17 книг собственных стихов и 140 тысяч строк переводов Байрона, Верхарна, Гейне, Гюго, Эредиа, Бодлера, де Лиля, Горация, Хайяма и других поэтов. Ему была свойственна зоркость и филигранность рифм, особая чуткость к поэтическим ритмам. А еще им написаны стиховедческие работы «Трактат о русском стихе», «Техника стиха» и многочисленные статьи и воспоминания.
Значительная часть наследия Г. Шенгели остается до сих пор не изданной, в частности его блистательный автобиографический роман «Черный погон», а также множество поэм, в том числе лишь частично опубликованная в журнале «Наш современник» уникальная эпическая поэма «Сталин». И до сих пор остаются разбросанными по различным малотиражным изданиям анализы его сложных взаимоотношений с Владимиром Маяковским, из-за которых с тридцатых годов ему фактически был закрыт путь в литературу.
Сегодня имя Шенгели начинает возвращаться на широкие поэтические площадки, и это буквально взрывает сознание читателей, открывающих для себя его потрясающую судьбу и прекрасные произведения.
Переяслов Н.В. Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь
Переяслов Н.В. Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь
Георгий Аркадьевич Шенгели прожил шестьдесят два года, издав 17 книг собственных стихов и 140 тысяч строк переводов Байрона, Верхарна, Гейне, Гюго, Эредиа, Бодлера, де Лиля, Горация, Хайяма и других поэтов. Ему была свойственна зоркость и филигранность рифм, особая чуткость к поэтическим ритмам. А еще им написаны стиховедческие работы «Трактат о русском стихе», «Техника стиха» и многочисленные статьи и воспоминания.
Значительная часть наследия Г. Шенгели остается до сих пор не изданной, в частности его блистательный автобиографический роман «Черный погон», а также множество поэм, в том числе лишь частично опубликованная в журнале «Наш современник» уникальная эпическая поэма «Сталин». И до сих пор остаются разбросанными по различным малотиражным изданиям анализы его сложных взаимоотношений с Владимиром Маяковским, из-за которых с тридцатых годов ему фактически был закрыт путь в литературу.
Сегодня имя Шенгели начинает возвращаться на широкие поэтические площадки, и это буквально взрывает сознание читателей, открывающих для себя его потрясающую судьбу и прекрасные произведения.
Внимание! Авторские права на книгу «Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь» ( Переяслов Н.В. ) охраняются законодательством!
Маяковский и Шенгели
Литература / Первая полоса / Книга недели
Николай Переяслов. Маяковский и Шенгели: схватка длиною в жизнь. – М.: Проспект, 2018. – 432 с. – 1000 экз.
Эта научно-популярная книга рассказывает о жизни и творчестве поэта и переводчика Георгия Шенгели и о том, почему его имя оказалось забытым.
«Есенинская осень» в Баку
В год 230-летия писателя
Десять дней на космической станции
Откуда начинается Россия?
«Книжная Сибирь» завершается
Николай Долгополов. Легендарные разведчики 3. – М.: Молодая гвардия, 2020. – 352 с. – 7000 экз.
VALUE»]=> string(5) «53179» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(77) «Дмитрий Воденников» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [53179]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «53179» [«
ID»]=> string(5) «53179» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«
IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(35) «Дмитрий Воденников» [«
NAME»]=> string(35) «Дмитрий Воденников» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/author/dmitriy-vodennikov/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/author/dmitriy-vodennikov/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «66954» [«
DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «66954» [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «dmitriy-vodennikov» [«
CODE»]=> string(18) «dmitriy-vodennikov» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «53179» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(5) «53179» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(54) «Литература» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [403]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «403» [«
ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«
IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(20) «Литература» [«
NAME»]=> string(20) «Литература» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(19) «/rubric/literatura/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«
DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(10) «literatura» [«
CODE»]=> string(10) «literatura» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «403» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
Так разрывается пространство
Стоял однажды в кафе быстрой готовой еды, когда идёшь с подносом и берёшь себе суп.
VALUE»]=> string(5) «38188» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(95) «Крашенинникова Вероника » [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [38188]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «38188» [«
ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«
IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«
NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«
DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«
CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(72) «События и мнения» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [395]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «395» [«
ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«
IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«
NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«
DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«
CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
«Глаза» разбегаются
В течение почти всего ХХ века отношение к СССР делило мир на два лагеря. Возгонк.
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(65) «Неменский Олег» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [597]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «597» [«
ID»]=> string(3) «597» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«
IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(27) «Неменский Олег» [«
NAME»]=> string(27) «Неменский Олег» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(23) «/author/nemenskiy-oleg/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(23) «/author/nemenskiy-oleg/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «10468» [«
DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «10468» [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(14) «nemenskiy-oleg» [«
CODE»]=> string(14) «nemenskiy-oleg» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «597» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «597» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(72) «События и мнения» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [395]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «395» [«
ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«
IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«
NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«
DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«
CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
Укрусь как мечта
Полушутливое предложение советника главы Офиса президента Украины Алексея Арестовича.
VALUE»]=> string(5) «55790» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(72) «События и мнения» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [395]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «395» [«
ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«
IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«
NAME»]=> string(30) «События и мнения» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(27) «/rubric/sobytiya-i-mneniya/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«
DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«
CODE»]=> string(18) «sobytiya-i-mneniya» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «395» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
От слов – к действиям
Союзное государство (СГ) – пожалуй, самый уникальный проект на постсовет.
VALUE»]=> string(5) «38188» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(95) «Крашенинникова Вероника » [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [38188]=>array(30) < ["ID"]=>string(5) «38188» [«
ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«
IBLOCK_ID»]=> string(1) «9» [«NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«
NAME»]=> string(46) «Крашенинникова Вероника » [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(34) «/author/krasheninnikova-veronika-/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«
DETAIL_PICTURE»]=> string(5) «48513» [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«
CODE»]=> string(25) «krasheninnikova-veronika-» [«EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(5) «38188» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(6) «author» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«
DESCRIPTION»]=> string(0) «» [«DISPLAY_VALUE»]=> string(51) «Общество» [«LINK_ELEMENT_VALUE»]=> array(1) < [405]=>array(30) < ["ID"]=>string(3) «405» [«
ID»]=> string(3) «405» [«IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«
IBLOCK_ID»]=> string(2) «12» [«NAME»]=> string(16) «Общество» [«
NAME»]=> string(16) «Общество» [«DETAIL_PAGE_URL»]=> string(20) «/rubric/obshchestvo/» [«
DETAIL_PAGE_URL»]=> string(20) «/rubric/obshchestvo/» [«PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«
PREVIEW_PICTURE»]=> NULL [«DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«
DETAIL_PICTURE»]=> NULL [«SORT»]=> string(3) «500» [«
SORT»]=> string(3) «500» [«LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«
LANG_DIR»]=> string(1) «/» [«CODE»]=> string(11) «obshchestvo» [«
CODE»]=> string(11) «obshchestvo» [«EXTERNAL_ID»]=> string(3) «405» [«
EXTERNAL_ID»]=> string(3) «405» [«IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_SECTION_ID»]=> NULL [«IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«
IBLOCK_TYPE_ID»]=> string(8) «services» [«IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«
IBLOCK_CODE»]=> string(11) «deportament» [«IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«
IBLOCK_EXTERNAL_ID»]=> NULL [«LID»]=> string(2) «s1» [«