маяк на дороге жизни как называется
Как маяки Дороги Жизни спасли блокадный Ленинград
27 января 2019 года отмечается 75-летие полного снятия блокады Ленинграда. Ленинградское областное отделение РГО поздравляет с праздником ветеранов обороны Ленинграда, жителей блокадного города, всех тех, кто бился с захватчиками на земле, в воздухе и на море, все тех, кто своим трудом на фабриках и заводах приближал его освобождение от осады.
Одним из основных направлений работы Ленинградского областного отделения Русского географического общества в 2018 году стал проект «Маяки Северо-Запада России». Специалисты отделения посетили большое количество исторических маяков и навигационных знаков на внешних и внутренних водных путях, в том числе и те, которым довелось стать свидетелями событий 75-летней давности, о которых лучше всего можно сказать, процитировав поэтессу Ольгу Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто». Особое место среди них занимают маяки Ладожского озера, двум из которых, работавшим на знаменитой «Дороге Жизни», и посвящен этот материал.
dji_0878_1.jpg
Осиновецкий маяк построен в 1911 году на мысе Осиновец на юго-западном побережье Ладоги. В Осиновецкой гавани, недалеко от маячной башни начинались ледовый и водный участки трассы «Дороги Жизни», ставшей спасительной для Ленинграда. Уже 12 сентября 1941 года к мысу Осиновец подошли две баржи, доставившие 626 тонн зерна и 116 тонн муки.
Первоначально в бухте отсутствовала инфраструктура для погрузки на корабли эвакуируемых ленинградцев, приема и отправки грузов. Вначале грузы переправляли на суда на шлюпках и плотах, но вскоре в гавани были проведены дноуглубительные работы, сооружены пирсы, оборудованы подъемные краны. К Осиновецкому «Мысу Надежды», как называли его ленинградцы, была подведена узкоколейная железная дорога, в близлежащих лесах сооружены склады, был создан крупный перевалочный пункт, сыгравший важнейшую роль в обороне города и спасении сотен тысяч его жителей. Суточный объем принимаемых портом грузов достигал 2 тысячи тонн. Маяк и порт постоянно подвергались налетам вражеской авиации и артиллерийскому обстрелу с южного берега Ладоги. Но, несмотря на все старания противника, порт продолжал свою работу по спасению осажденного города.
dji_0867_1.jpg
Маяк в ходе войны работал в так называемом «манипуляторном» режиме. Такой режим работы предполагает подачу светового сигнала только по требованию.
151a7042.jpg
Другой герой обороны Ленинграда – Маяк Сухо – был основан в 1827 году на маленьком каменистом островке в 20 километрах от южного берега озера. Ныне действующая маячная башня возведена в 1891 году.
С началом Великой Отечественной войны для охраны входа в Волховскую губу и для обеспечения защиты судоходства в южной части Ладожского озера на острове Сухо был оборудован опорный пункт, который занимал гарнизон из 70 моряков и батарея из трех 100-мм орудий. Командовал гарнизоном старший лейтенант И.К. Гусев. Военные приготовления на Сухо были обусловлены тем, что этот крошечный островок имел большое значение для прикрытия Большой трассы Дороги Жизни. Как показали дальнейшие события, решение разместить на Сухо гарнизон и орудия оказалось верным.
151a7097.jpg
С целью блокирования Большой трассы Дороги Жизни немцы разбработали операцию «Бразиль», направленную на захват острова Сухо. В ночь на 22 октября 1942 года большая группа судов, состоящая из 16 хорошо вооруженных самоходных паромов и 7 десантных ботов, атаковала остров. Завязался тяжелый неравный бой, немцам удалось разбить пулеметные гнезда и вывести из строя два из трех 100-мм орудий, поджечь маяк. Командир гарнизона был ранен пять раз. Защитники островка вели рукопашные схватки с высадившимся немецким десантом.
Обстановка складывалась для гарнизона Сухо самым неблагоприятным образом. Тем не менее, военное счастье оказалось на стороне обороняющихся. Находившийся неподалеку тральщик ТЩ-100 не только сразу же поспешил к месту начавшегося боя, но, что самое главное, оперативно сообщил командованию о немецкой атаке. Благодаря подошедшим силам Ладожской флотилии и воздушной поддержке авиации Краснознаменного Балтийского флота, удалось отбить немецкую атаку, потопить часть самоходных паромов, десант на острове был лишен поддержки с кораблей и пленен.
151a7365.jpg
Красноречивее всего о бое за остров скажут лаконичные строки, написанные командиром обороны Сухо и выбитые на памятной доске на маяке: «4-й час сильный рукопашный бой. Батарею бомбят самолеты. У нас из 70 осталось 13, раненых 32, остальные пали. Пушек 3, сделали по 120 выстрелов. Из 30 вымпелов потопили 16 барж, 1 взяли в плен. Побили много фашистов… Командир обороны Гусев И.К».
Осиновецкий маяк
Осиновецкий маяк — знаменитая башня, предназначенная для отметки входа в бухту Петрокрепость. Осиновецкий маяк расположен на берегу мыса Осиновец в поселке «Ладожское Озеро» на шоссе Дорога жизни Всеволожского района Ленинградской области.
Панорама Осиновецкого маяка на Ладожском озере:
Важность работы маяка безоговорочна — маяк на Ладоге давно был необходим, поскольку судна в этой местности регулярно тонули из-за скалистых берегов и каменистых рифов. На Ладоге расположено большое количество островов, которые разъединены узкими проливами. Маяк заметен с достаточно дальнего расстояния — свет прожектора виден за 40 км.
К осветительным элементам маяка ведет узкая лестница, состоящая из 366 ступеней. Смотритель два раза в неделю поднимается на маяк, чтобы проверить работу ламп. Маяк светит белым, красным и зелёным цветом в зависимости от направления. С 1987 по 2010 год здесь работал маячник Сергей Шулятьев, затем его сменил Олег Евгеньевич Карепанов, работающий по сей день.
На сегодняшний день Осиновецкий маяк является не только действующим маяком, но и очень популярным местом среди туристов и жителей области, которые приезжают сюда прогуляться, отдохнуть или же вовсе устроить незабываемую фотосессию.
База отдыха «Осиновецкий маяк»
Рядом с маяком на берегу Ладожского озера находится база отдыха с одноименным названием. Несмотря на тот факт, что в зимнее время маяк не работает, на базу отдыха это никак не влияет, она продолжает принимать посетителей в течение всего года.
Летом здесь можно купаться, загорать, играть волейбол и футбол, кататься на яхте, катере или лодке. Зимой здесь заливают большой каток, строят горки для катания на санках и лыжах, прокладывают лыжные маршруты. Для детей на территории базы отдыха оборудована детская площадка. Также здесь можно посидеть в уютном ресторане и заказать банкетный зал на 150 мест, что отлично подойдет для проведения различных мероприятий: корпоративов, конференций, семинаров, праздников, свадеб. Круглый год работают русская баня и бильярд.
Погода
Погода в этой местности отличается умеренным и влажным климатом, переходящим от континентального к морскому. Средняя температура воздуха на Ладожском озере составляет +5,8 °C. Самым холодным месяцем является февраль, его средняя температура насчитывает −5,8 °C. Самый тёплый месяц — июль, его средняя температура воздуха поднимается до +18,8 °C. Что касается самого озера, то купаться здесь довольно прохладно, поскольку средняя температура воды составляет +13.1°C в июне, +16.0°C в июле, +17.3°C в августе.
Как попасть внутрь Осиновецкого маяка
Многих, кто приезжает посмотреть на Осиновецкий маяк, волнует вопрос — как попасть внутрь? Попасть в Осиновецкий маяк на Ладожском озере невозможно — здесь не организовывают экскурсии. Также не получится войти в здание самостоятельно, поскольку близлежащая территория огорожена и вход туда полностью закрыт и запрещен. Некоторые туристы утверждают, что им удавалось пройти внутрь здания, тем не менее, это категорически запрещено.
История
Осиновецкий маяк на Ладожском озере имеет свою долгую и очень важную историю. Строилась башня с 1905 по 1910 года, что на тот момент считалось долгостроем. Причиной этому стал тот факт, что компания, начавшая строительство маяка, разорилась, а нового подрядчика найти не получилось. Так и пришлось достраивать маяк с помощью Петербургского управления внутренними водными путями, которые вложили в строительство свои силы и средства. Так, в 1910 году башня стала сигнальным ориентиром для проходивших по Ладоге кораблей.
Ладожское озеро всегда было неспокойным, и в дни блокады здесь построили порт, хотя изначально швартовка кораблей около маяка считалась невозможной из-за большого количества скал. Но в 1941 году именно мыс Осиновец стал транспортной магистралью для блокадного Ленинграда, когда Осиновецкий маяк служил важным ориентиром.
В период войны с 1941 по 1945 года маяк многократно бомбили, но в послевоенный период его отремонтировали. Сегодня маяк относится к ведению Министерства обороны.
Как добраться до Осиновецкого маяка
Доехать до Осиновецкого маяка можно тремя основными способами:
Видео: Осиновецкий маяк, Ленинградская область
Осиновецкий маяк и берег Ладоги
Это тот самый случай, когда для поездки на пляж не требуется жаркая погода. Прохладный ветер с Ладоги, относительная уединенность и спокойствие создают идеальное настроение для знакомства с маяком.
Содержание статьи
Поэтому сегодня я с удовольствием расскажу об нашем маленьком путешествии к Осиновецкому маяку, и покажу чудесные, практически морские пейзажи.
Вначале хотелось бы сказать о том, что местность эта имеет свою историю, которая вобрала в себя не только безмятежные солнечные будни.
Память
Чем же памятно это место.
Дело в том, что именно здесь в годы блокады Ленинграда находилась единственная на тот момент «брешь» в блокадном кольце, через которую в город поставлялись продовольствие и техника, а также проводилась эвакуация мирных жителей.
На берегах Ладоги установлены памятники и мемориалы, напоминающие о тех непростых временах.
Возле поселка Коккорево, где в ноябре 1941 года была налажена ледовая переправа и откуда отправился первый конно-санный обоз, над Вагановским спуском установлен мемориал «Разорванное кольцо».
В этот раз я его не фотографировала, но мы были здесь 4 года назад. Фото сделано летом 2012 года.
Мемориал «Разорванное кольцо»
Примерно посередине между маяком и железнодорожной станцией «Ладожское озеро» находится музей «Дорога Жизни».
Четыре года назад это было небольшое деревянное здание, которое выглядело очень скромно. Сейчас музей являет собой абсолютно иное зрелище — современное белое здание с территорией, обнесенной забором. В обновленном музее мы пока не были, но обязательно это исправим. А вот старый музей посетили с огромным удовольствием и интересом.
Фото также четырехлетней давности.
Музей «Дорога Жизни»
Музей «Дорога Жизни»
К сожалению, фотографий оттуда совсем немного. Но когда мы побываем в новом музее, я посвящу ему отдельную статью.
А пока вернемся к маяку и Ладожским пейзажам.
Осиновецкий маяк
Находится Осиновецкий маяк в поселке Ладожское озеро, который раньше именовался Осиновец. Многие, по старой памяти, до сих пор так его и называют.
Заложен маяк был в 1905 году, но строительство затянулось и завершилось только спустя пять лет. Разорившийся подрядчик, который выиграл конкурс, оставил начатый недодел, и завершать работы пришлось управлению водного транспорта Российской Империи.
Сложные и непредсказуемые воды Ладоги, сильный ветер и опасные рифы в прибрежной зоне погубили не одну сотню судов, поэтому необходимость маяка в этих местах, чтобы хоть как-то облегчить навигацию, была очевидна.
В годы войны, еще до строительства ледовой дороги возле Коккорево, именно к подножию Осиновецкого маяка впервые причалили баржи с продовольствием, хотя берег здесь всегда считался опасным и непригодным для пристани. Сейчас о том военном порте напоминает лишь каменная насыпь, которая уходит в озеро.
Каменная насыпь, где в годы войны был устроен порт
Высота маяка от уровня моря до огня — 74 метра, а свет прожектора виден за 40 километров. Указывать путь морякам он продолжает и по сей день.
Раньше смотрителям приходилось каждый день подниматься по винтовой лестнице в 366 ступеней, чтобы зажечь огонь, а теперь работа лампы в 500 ватт автоматизирована. Вечером свет рассекает наступившую темноту и угасает на рассвете.
Если верить интернетам, вход на маяк для случайных прохожих закрыт, а довольно внушительный участок территории вокруг сооружения обнесен забором. Знаю, что особо целеустремленным удавалось договориться со смотрителем, чтобы попасть внутрь маяка и забраться на самый верх, но неизвестно, прокатывает ли это сейчас.
Маяк Осиновец — один самых высоких в России и Европе
У подножия маяка раскинулся небольшой, но совершенно уютный пляж. Вроде и от города находится не так далеко, но действительно удивляет своей ухоженностью и чистотой.
Как только мы подъехали и ребенок наш увидел песчаные просторы, выудить его оттуда оказалось нереально. Поэтому большую часть прогулки, мы провели разгуливая по песочку, лазая по прибрежным камням и шлепая по воде.
Несмотря на прохладный ветер, солнце отлично пригревало, и уходить действительно не хотелось.
Волны сильные, но тем интереснее
Холодные волны Ладоги. Пляж возле маяка.
Купаться еще рано, но пара смельчаков нашлась. Я точно не в их числе.
Пляж у Осиновецкого маяка
Больше всего понравилось, что пляж оказался довольно малолюдным. Возможно, летом здесь яблоку негде упасть, но мы застали его практически пустым.
Такие «Врата счастья» встречают на входе. И далеко ходить не надо.
Пляж возле Осиновецкого маяка
Картина «Весна в Питере». Солнце греет, что песок почти горячий, но холодный ветер не дает снять куртку.
На семи ветрах
Песок с мелкими камушками, но мягкий. Местами даже очень.
Забором обнесена территория базы отдыха
Волны порой захлестывали, если не успеть вовремя отскочить.
Слегка потеплело. Демку было уже не удержать.
Посередине пляжа устроено что-то вроде декоративного кострища — окруженного скамейками очага, правда, без огня. Его заняла группа китайских туристов, которая быстро и шумно рассредоточилась по пляжу, затем так же быстро скомпоновалась и уехала.
К обеду народу прибавилось, но не значительно. В основном, это семьи и небольшие компании, которые быстренько заполнили пустующие беседки.
Шумная тусовка туристов, судя по всему, из Китая
Рядом находится база отдыха «Осиновецкий маяк». Возможно, благодаря этому пляж и находится в отличном состоянии.
Перед входом, рядом с парковкой, установлены туалеты, а на самом пляже есть детская площадка, кафе, беседки для пикника. По песку проложена деревянная мостовая, что для меня — просто счастье. Можно стряхнуть песок и выйти с пляжа как белый человек — в обуви, не рискуя начерпать снова.
На других пляжах мне этого очень не хватает
Детская площадка на берегу
Такие качели на пляже — это безумно удобно и романтично. Особенно, когда купаться еще рано, зато можно порелаксировать и полюбоваться горизонтом.
Домик на заднем плане — кафе. Столики есть и снаружи, со стороны озера.
Здесь действительно приятно провести время с семьей — спокойно, красиво, чисто. Во всяком случае, сейчас.
Огромный плюс — это вода. В Ладожском озере она гораздо чище, чем на Финском заливе. Но и холоднее.
Все время не покидало ощущение, что мы на море, а не на озере
У меня вопрос — кто, а главное — зачем, соорудил пирамиды из камней, как та, что на заднем плане?
Релакс-тайм
База отдыха
Интересна сама по себе и территория базы.
Она стилизована под старую рыбацкую деревушку: белые домики, повсюду якоря, фонари под старину, деревянные указатели… Не знаю, как обстоят дела с проживанием и обслуживанием, но прогуляться там приятно даже ради чисто эстетического удовольствия.
Территория базы отдыха «Осиновецкий маяк»
Я обожаю такие фактурные картинки)) Старый обшарпанный круг, деревянная стена из досок внахлест. Незатейливо, но так живописно.
Гостевой дом. Двери всех восьми номеров выходят на одну сторону.
Кухня
Свадьбы. Дринк. Ватерклозет. Все понятно ))
Ну не прелесть ли?
Фонарь явно стилизация, а вот якорь похож на настоящий
Вход в кафе. Надписи на русском и китайском (японском? корейском?) «Вход в купальниках запрещен».
Тематический «стрит-арт» на стене гостиницы
Каменная насыпь на берегу
Берег Ладожского озера недалеко от Осиновецкого маяка
Как добраться до Осиновецкого маяка
На электричке добраться до Осиновецкого маяка из Питера можно с Финляндского вокзала. Едете до станции Ладожское озеро, которая является конечной на этой ветке,а дальше идете полтора километра в обратном направлении. Маяк виден издалека, мимо не пройти
На машине нужно ехать по шоссе Дорога Жизни, а затем по Ириновскому шоссе до берега Ладоги. В этом месте увидите мемориал «Разорванное кольцо». Здесь нужно повернуть налево и проехать вдоль озера. Через 4,5 км вы увидите съезд направо и вывеску «База отдыха «Осиновецкий маяк».
Высокий забор, вдоль которого вам придется проехать — и есть тот самый, что ограждает территорию маяка. Дорога в довольно хорошем состоянии, везде поставлены указатели, так что проблем с тем, чтобы найти нужное место, возникнуть не должно.
Ириновский дуб
А еще на Дороге Жизни есть еще один необычный памятник, уже никак не связанный с блокадой. Это старый дуб, который находится у деревни Ириновка.
Дуб возле деревни Ириновка
Дорожка из щебня ведет к нему неспроста. В 2013 году в рамках Всероссийской программы «Деревья — памятники живой природы» он получил статус памятника.
Местные жители утверждают, что дубу 250 лет и под ним любил прогуливаться еще сам Кутузов. Но специалисты, которые обследовали дерево, насчитали «всего» 184 года. Эта цифра и значится на информационной табличке.
Жители, конечно, недовольны таким заключением, вроде как снизившим ценность дуба и исключившим связь с Кутузовым. Ведь так получается, что дерево было посажено уже после смерти полководца.
Кроме Ириновского дуба в Ленобласти есть еще только одно дерево-памятник, утвержденное в рамках этой программы — вяз в деревне Мерёво.
Вот, пожалуй, и все на сегодня. Надеюсь, было интересно
Дорога жизни
Дорога жизни — это единственная транспортная магистраль, по которой блокадный Ленинград через Ладожское озеро был связан со страной. Перевозки по дороге жизни выполнялись с 12 сентября 1941 по март 1943 года. В период навигации доставка осуществлялась на буксирах с баржами и кораблях, а зимой машины шли по ледовой дороге.
За этот период в осажденный город по легендарной Дороге жизни, которая официально числилась военно-автомобильной дорогой № 101, в Ленинград было привезено свыше 1600 тысяч тонн грузов, в основном продовольствия, фуража и горюче-смазочных материалов. За 500 дней блокады (до ее прорыва) по трассе эвакуировали более миллиона человек.
Сохранившийся участок Дороги жизни
Блокада Ленинграда продолжалась 872 дня с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года, когда она была полностью снята. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.
Если в наши дни лететь на вертолете над Ладогой, то под водой можно разглядеть сотни темных прямоугольников, это остовы грузовиков, ушедшие под лед в первую и вторую блокадные зимы. Вместе с машинами, которые везли муку и снаряды, часто гибли водители и рабочие трассы.
Ольга Берггольц писала о Дороге жизни:
Дорогой жизни шёл к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
страшней и радостней дороги.
Дорога жизни — карта
Дорога жизни — как добраться
Большинство памятников находятся вдоль современной трассы А-128, которая так и называется «Дорога Жизни». До всех памятников удобнее всего доехать на автомобиле, останавливаясь у каждого из них.
10-й км, мемориал «Румболовская гора»
Также можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала). В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», Осиновецкий маяк и Паровоз Эш-4375 (находится прямо на станции). Кроме того, в поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Учтите, что в Ладожском озере вода чистая, но всегда холодная.
Памятники на Дороге жизни
Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все сооружения Дороги жизни входят в Зеленый пояс Славы.
Цветок жизни
Памятник «Цветок жизни»
Памятник, расположенный на высоком берегу небольшой речки Лубьи, выполнен в виде белого каменного цветка на 10-метровом стебле, возвышающемся над гранитными валунами. В лепестках цветка вырезаны слова: «Пусть всегда будет солнце». От мемориала 40-метровая лестница и березовая аллея Дружбы приведут Вас к насыпному холму, где установлены каменные листки дневника Тани Савичевой, ленинградской школьницы-пионерки, потерявшей всех близких, пережившей блокадную зиму 1941–1942.
Каменные листки дневника Тани Савичевой
Таня Савичева умерла в эвакуации в июле 1944 года, находясь в одном из детских домов Нижегородской области.
Разорванное кольцо
Памятник «Разорванное кольцо» на Дороге жизни
Памятник выполнен в виде двух железобетонных арок высотой 7 метров, символизирующих кольцо блокады, разрыв между ними — Дорога жизни. Под арками в бетоне можно увидеть следы протектора машин. Рядом расположены два железобетонных шара, имитирующих прожектора, а также зенитное орудие калибра 45 мм.
Осиновецкий маяк
Тонули корабли, гибли люди, но для спасения Ленинграда у Осиновского маяка приставали баржи, груженые зерном.
Катюша
Мемориал «Катюша» 12-й км Дороги жизни
Мемориал выполнен в виде пяти 14-метровых стальных балок, установленных под углом к горизонту и символизирующих знаменитую реактивную установку. На невысокой гранитной стене — надпись:
1941—1943 Эти грозные годы запомни
Здесь проходила Дорога Жизни
Мужеством храбрых спасен Ленинград
Павшим героям бессмертная слава.
Дорога жизни — это название полностью соответствовало той роли, которую она сыграла: без нее Ленинград бы просто погиб.
История
8 сентября 1941 года немцы захватили Шлиссельбург, перерезали все сухопутные трассы и водный путь по Неве. Началась блокада Ленинграда и Ладога стала единственным путем, связывающим город с Большой землей.
С 12 сентября началась доставка грузов в блокадный город. Продовольствие привозили сначала в Волхов, из него — в Новую Ладогу, а затем на баржах переправляли на западный берег к маяку Осиновец.
Осенью 1941 года лед на Ладоге долго не устанавливался и баржи шли по озеру, обходя ледяные участки. Первый санный обоз пошел 17 ноября, доставивший в город 63 тонны муки, а вскоре началось движение автомашин. Лед был еще очень хрупкий и чтобы не допустить провала транспорта, часть груза размещали на санях, что уменьшало давление на лед и позволяло перевезти больше продуктов.
Памятник ГАЗ-АА «Полуторка»
Вот как писал ленинградский поэт Анатолий Молчанов:
Мемориальный комплекс «Дорога жизни – первый километр», памятный знак «Регулировщица»
Благодаря доставке продовольствия по ледовой трассе, 25 декабря 1941 года люди, стоящие в очередях в булочные, неожиданно узнали, что норма хлеба была увеличена на 75 граммов. Дети и женщины плакали от счастья — казалось бы, такой маленький кусочек хлеба, но он давал им шансы спастись от голодной смерти!
По Дороге жизни проходила эвакуация населения — в первую очередь вывозили женщин и детей, больных и стариков.
В первую блокадную зиму ледовая трасса действовала 152 дня до 24 апреля 1942 года. В апреле во время оттепелей машинам приходилось двигаться по воде.
19 декабря 1942 ледовая трасса вновь начала работать, а уже 18 января 1943 года советские войска освободили Шлиссельбург, прорвав Ленинградскую блокаду. Для доставки грузов по южному побережью Ладожского озера была проложена железная дорога до станции Поляны, названая впоследствии Дорогой Победы.
Но Ладожская трасса продолжала действовать еще почти год, до окончательного снятия блокады Ленинграда 27 января 1944 года.
Железная Дорога жизни
Есть в истории Дороги жизни страничка, о которой не пишут и стараются меньше вспоминать.
На второй год блокады Ленинграда предпринималась попытка построить ледовую железную Дорогу жизни, которая должна была соединить станцию Кобона на восточной стороне Ладоги со станцией Ладожское озеро на западной. На все работы строителям было отведено два месяца.
Одновременно с двух берегов Ладожского озера началось сооружение железнодорожного моста из дерева длиной 35 км, так называемую «свайно-ледовую железнодорожную переправу». Одновременно строились два пути — узкоколейка и расположенный в 100–200 метрах от неё путь обычной колеи.
Строители, в основном женщины, пробивали полыньи и забивали сваи. Укладывался настил, а сверху монтировали железнодорожное полотно. Работы шли в мороз и под обстрелом противника. В январе 1943 года, когда была построена половина пути и по нему стали ходить рабочие поезда, войска Ленинградского и Волховского фронтов прорвали блокаду Ленинграда.
Необходимость в трассе отпала и все усилия строителей оказались бессмысленными. Возможно, по этой причине об этой железнодорожном пути предпочли забыть.
Малая Дорога жизни
Малая Дорога жизни начиналась от станции Бронка, расположенной у Ораниенбаума (Ломоносова) и шла по льду через Кронштадт к Лисьему Носу и Горской. Жители Ораниенбаума и защитники города испытывали те же трудности, что и жители Ленинграда. Они также голодали, так же умирали от голода.
В 1941 году норма выдачи хлеба была снижена. Но благодаря действию Малой Дороги жизни в январе 1942 года состоялось небольшое увеличение нормы выдачи хлеба, но несмотря на это, в 1941–1942 годах от голода здесь погибло 5000 человек.