машхур жусуп копеев биография

Поэт, ученый, провидец

Еще два десятилетия назад не только труды, но даже имя Машхур Жусупа Копеева было под запретом. А сегодня ученые, оценивая масштаб исследований этого просветителя, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи.

В опалу Машхур Жусуп попал в советское время. В основном потому, что был почитаем в народе, и не только как ученый, но и как предсказатель, святой. Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалась мистическими событиями.

Весьма образованный и очень умный человек, он оставил потомкам научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи.

Особый интерес представляют составленные им уникальные родословные – шежире. Когда после долгих лет забвения в 1989 году Машхур Жусупа реабилитировали, то выпустили книгу с шежире нескольких родов – тираж в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. Дело в том, что родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными.

Но простой народ знал его как целителя и провидца, предугадавшего множество событий – от голода 1931 года до даты падения Советской власти.

Родился Копеев в 1858 году в Баянаульском районе Павлодарской области. Мальчика нарекли Жусупом, это мусульманское имя – производное от библейского имени Иосиф. Машхуром, что в переводе означает “знаменитый”, он стал еще в детстве с легкой руки одного из влиятельных людей того времени – Мусы Шорманова. Он разглядел в ребенке пытливый ум и огромный талант и предрек ему великое будущее.

В 14 лет Жусуп, окончив учебу в медресе, отправился в регионы Северного и Центрального Казахстана и Средней Азии собирать произведения устного народного творчества. А осенью поступил в медресе в Бухаре, чтобы получить высшее образование. Машхур Жусуп хорошо владел арабским, персидским, русским и другими языками. Он вел переписку с Федором Достоевским и другими известными писателями того времени, переводил на казахский произведения Пушкина.

Мавзолей при жизни

Могилу Машхур Жусупа, расположенную в урочище Ескельды возле поселка Жанажол Баянаульского района Павлодарской области, чтут как святыню.

Людской поток к ней не прекращался никогда – ходит множество легенд о том, как хворые и бездетные находили здесь исцеление.

Вера в силу аруахов – духов умерших – творит чудеса, не объяснимые наукой.

Поразительно, но за год до своей кончины Копеев указал ее дату – с точностью до дня. Главное в этом пророчестве было то, что он заранее знал, что 1931 год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. Они не удивились таким пожеланиям аксакала и выполнили все, что он попросил. При жизни же построили и его мазар. Просветитель сам выбрал место в степи, составил проект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение, а в другой велел сделать приют для странников – с печкой, посудой и лежанками.

Кстати, очевидцы утверждают, будто тело провидца было нетленным двадцать лет. Некоторые считают, что Машхур Жусуп, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что оно сохранилось по велению Всевышнего.

В начале 1950-х годов, во время очередной кампании против антисоветских символов, кто-то из партработников предложил уничтожить могилу Жусупа Копеева, ставшую местом паломничества. Власти распорядились снести этот мазар. Трактором сровняли его с землей на глазах детей просветителя и всех родственников. Сельчане до сих пор рассказывают про те беды, которые навалились после этого на тракториста и двух рабочих, участвовавших в сносе. Они сошли с ума, а их потомков преследовали несчастья. Трагически сложилась и судьба партийного работника, давшего то указание.

Смешение стилей и традиций

В 1978 году мазар был восстановлен, однако через почти три десятка лет он обветшал. И в 2006 году было начато возведение уже мавзолея.

Проект разрабатывали известные в республике архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Мастер-ювелир Кырым Алтынбеков изготовил позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией.

В мавзолее много необычного. Машхур Жусуп лично начертил его границы. Входная дверь – с северной стороны, хотя по мусульманской традиции должна быть с восточной. Это было личным пожеланием Копеева, и религиозные деятели не решились нарушить волю старца, несмотря на отход от привычных канонов.

Примечательность мавзолея и в том, что архитекторы объединили древнетюркские и исламские традиции. Согласно тюркским обрядам внутри сооружения установлены гранитные камни с высеченными на них именами семи предков Машхур Жусупа, а по исламским канонам построено помещение для молитв.

Само здание состоит из двух залов. Зиратхана символизирует преддверие иного мира, в гурхане покоится тело Машхур Жусупа. Там же стоит надгробие из гранита весом девять тонн. Оно, кстати, выполнено в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. С мавзолея вниз ведут 73 ступеньки – по количеству прожитых Машхур Жусупом лет. На двух 14-метровых куполах выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали светильники – шамшыраки.

Машхур Жусуп почитался в народе за дар ясновидения. Возможно, мистика тут и ни при чем, просто глубокий аналитический склад ума этого человека позволял ему предвидеть те или иные события. В то же время есть явления, которые не объяснимы логикой, и происходят они до наших дней.

Живя в начале прошлого века, однажды Машхур Жусуп “заглянул” в 2000 год. И сказал, что он будет благополучным для края. Поразительно, но миллениум действительно стал успешным для фермеров Павлодарской области после нескольких неурожайных лет.

Другая история – из современности. В Павлодаре в день открытия мечети имени Машхур Жусупа местный фотограф решил сделать несколько снимков для альбома. Причем как в светлое, так и в темное время суток. Ночная фотосессия выдала сюрприз. Во-первых, получился только один кадр, а во-вторых, в верхней его части образовалось множество точек, которые мастер принял за брак, а вернее, за блики. Однако, когда служители культа, заказавшие снимки, соединили эти “огоньки” между собой одной линией, они выстроились в арабскую вязь, а именно – в слова “Аллах” и “Мухаммед”.

Может быть, и этому найдется весьма простое объяснение. Однако люди предпочитают верить в то, что их земляк был действительно уникальным человеком.

Ризабек ИСАБЕКОВ, фото автора, Павлодар

Источник

Аура Машхура

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография

Большая советская энциклопедия посвятила Машхуру Жусупу Копейулы – казахскому поэту, мыслителю, историку, этнографу, востоковеду и собирателю устного народного творчества своего народа – всего пару строк. При этом причислив его к представителям религиозно-мистического течения, расценив труды выдающегося человека своего времени как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.

Но былая оценка личности Машхур Жусупа не совпадает с той, с которой народ подходит к этой личности, воздавая уважение и почет, передаваемые из поколения в поколение. Сегодня именем Машхура Жусупа Копеева названа Жанажолская средняя школа Баянаульского района области. Там же, в Баянауле, есть музей просветителя и литератора, а на месте его захоронения на средства спонсоров был воздвигнут величественный мавзолей. Более того, главная мечеть региона тоже получила имя Машхура Жусупа Копеева. Но и это еще не все. Сегодня творческое наследие мыслителя занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. В частности, в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения наследия Машхур Жусупа и издано 20-томное собрание, посвященное его творчеству и общественной деятельности.

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография

Он родился в 1858 году в ауле, расположенном между гор Кызылтау Баян­аульского округа. Имя, которое дали ему родители, – Адам Жусуп. Позже, когда ему исполнилось 9 лет, султан Баянаульского округа, уважаемый в округе и авторитетный Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхур Жусупом, то есть «Известный». Имя закрепилось за ним в народе навсегда.

Этот человек прожил яркую жизнь на стыке двух веков и их переломных событий. Но, как с сожалением признают исследователи, до сих пор не найдено собственноручной биографии автора. Единственная биографическая рукопись, написанная племянником Копеева, полностью не переведена с арабского языка. Поэтому имеются лишь отрывочные сведения о нем.

Они свидетельствуют, что в 1861 году, когда мальчику исполнилось 3 года, семья лишилась всего скота во время зимней бескормицы. Тогда отец Машхур Жусупа Копей решил: «Не скот опора человеку, а знания», – и отдал своего пятилетнего сына в медресе обучаться грамоте.
С 1872 по 1874 год Машхур Жусуп учился в Бухаре и овладел арабским, персидским, чагатайским языками. После возвращения в родной аул учил грамоте детей. В 1887, 1895, 1907 годах – трижды путешествовал по Средней Азии. Был в городах Туркестане, Бухаре, Ташкенте, Самарканде, где углублял свои знания и изучал местный фольклор. Собиранием народного творчества Копеев начал заниматься в раннем возрасте. Еще в 1865-м он записал эпос «Ер Олжабай-батыр», большую помощь ему оказал его учитель Камараддин-хазрет. С 1880-го Машхур начал печатать свои рукописи в газетах «Дала улаяты», «Туркестан улаяты», «Айкап».

Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование интересов Маш­хура Жусупа как собирателя казахского фольклора. Им собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов.

Демократические события 1905–1907 годов отразились и на окраинах Российской империи. Эту тему баянаульский самородок поднял в своем произведении «Қанды жексенбі» («Кровавое воскресенье»). Он первым среди казахских поэтов откликнулся на происходящее в центре России. В 1907-м несколько материалов, объединенных одной темой, были выпущены в Казани под названием «Сарыарқа кімдікі екені».

Воспользовавшись демократическим манифестом царя, Копеев успел издать три книги: «Хал-ахуал», «Сарыарқа кімдікі екені», «Тірлікте көп жасағандықтан көрген бір тамашамыз». Позже они были признаны царской цензурой вредными, и автор подвергся гонениям со стороны властей. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, Копеева занесли в список политически неблагонадежных, и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери».

В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им от народных сказителей произведения Бухар-жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.

Ташкентский период жизни Машхура Копеева мало исследован. На родину, в Баянаул, он вернулся в 1915-м. История сохранила лишь отдельные факты. Сарсенбай Даутов, составитель двух томов избранных произведений классика, приводит такие данные: «Поэт болел 7 дней и однажды сказал: «Смерть приблизилась и ходит рядом». И еще. «Машхур Жусуп при жизни, в 1930 году, начал возводить свое вечное пристанище, сам контролировал постройку, давал указания. Мавзолей состоял из двух комнат, он завещал одну из них оставить открытой и похоронить его там. Он предсказал, что его тело сохранится в течение 40 лет, и просил ежегодно летом менять покрывавшую тело белую материю. В передней комнате он завещал поместить Коран и другие книги, посуду, седло и прочие вещи, которые, по его мнению, могут пригодиться путникам. Машхур Жусуп сам при жизни провел годовщину своей предполагаемой смерти. Он перед смертью в 1931 году, видимо, предвидел, что 1932-й будет годом бедствий, крушений, страданий своего народа». «В 1952 году, вследствие тогдашней политики воинствующего атеизма, могила и мавзолей были разрушены. Но тело усопшего благоухало, на нем не было следов разложения».

Несмотря на запреты властей могила-мавзолей Машхур Жусупа сразу обратилась в место паломничества, куда приезжали и приезжают люди со всего Казахстана. В прошлом году на месте старого мавзолея возведен новый.

В каждой местности, в том числе и в павлодарском Прииртышье, жили люди, которыми гордится народ. Одних он поминает простым добрым словом, о других слагает песни и сказания, а третьим поклоняется, как святым. В их числе и Машхур Жусуп Копеев. Хотя следует сказать, что он, имея высшее духовное образование, больше был просветитель, чем теолог, занимался воспитательной работой с населением и особенно с детьми и молодежью. Но каким надо обладать словом и силой убеждения, чтобы народ тебя услышал и возвеличил! Все-таки была в этом человеке какая-то притягательная святость, незримая аура, которые чувствовали люди.

В одном из исследований об этом человеке нашел такие слова: «Анализ творческого наследия выдающегося казахского религиозного философа и великого провидца Машхур Жусупа Копеева показывает, что многие вопросы были поставлены им исключительно глубоко, а высказанные мыслителем идеи могут вполне быть оценены только сегодня. По существу, Машхур Жусуп опередил свое время, потому что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми он бился и размышлял столетие тому назад. Заслуга М. Ж. Копеева, на наш взгляд, состоит в том, что он помогал человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и современников.
По глубине поэтической мысли и философскому проникновению в суть явлений Машхур Жусуп Копеев стоит в одном ряду с лучшими поэтами и мыслителями Востока. В первую очередь уважение современников и потомков ученый заслужил тем, что как философ и филолог, владеющий несколькими языками, он просвещал казахский народ. Как прекрасный этнограф сохранял и передавал историю полуторавековой давности».
Все это народ оценил.

Источник

Машхур жусуп копеев биография

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография

Казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 года на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур («знаменитый») за публикации, которые были широко известны в его родных краях.

До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.

В 1872 году Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 годах с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Кероглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие.

Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 года. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.

Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита («усули жадит»), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.

Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.

Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.

М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.

Источник

Машхур жусуп копеев биография

Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур («знаменитый») за публикации, которые были широко известны в его родных краях.

До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.

В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Короглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие.

Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.

Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита («усули жадит»), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.

Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.

Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.

М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.

В 2006 г. в урочище Ескельды (в Баянаульском районе) над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. Последний приют Машхур Жусупа построен по проекту известных архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агинтаева.

К культовому сооружению ведет добротная лестница с 73 ступеньками, символизирующими возраст Машхур-Жусупа. В первом пролете – 13 ступенек, затем идет ровная площадка, остальные марши уже по 12 ступеней, тоже разделенные площадками. В этом кроется глубокий смысл – согласно казахскому летоисчислению Машхур-Жусуп прожил шесть мушелей (промежуток жизни в 12 лет), однако первый мушель наступает в 13-летнем возрасте. (По более понятному для современных казахстанцев календарю получается 1857–1931 годы). Восхождение к могиле великого человека не отнимает много сил, а это очень важно, если учесть, что большинство паломников – люди в годах. Предусмотрена даже лавка для отдыха.

По бокам лестницы установлены мраморные стелы со стихами Машхур-Жусупа. Позолоченная входная дверь украшена инкрустацией и художественной резьбой – это произведение искусства от мастера-зергера Кырыма Алтынбекова. В архитектуре мавзолея соединены исламский и тюркский стили, он разделен на две просторные залы – гурхана и зиратхана. Первая предназначена для молитв и отдыха посетителей. В степи мазары служили также укрытием от непогоды и ночлегом для путников. На дверях, ведущих в следующий зал, начертаны суры из Корана. Здесь покоится прах Машхур-Жусупа. Девятитонное гранитное надгробие напоминает древнетюркское. У изголовья кулпытас, на котором высечены имена предков покойного до седьмого колена.

Сандыктас (надгробие) состоит из трех частей: нижняя символизирует загробный мир, средняя – царство живых, верхняя – мир аруахов (духов).

Литература:

Копеев М.Ж. Баян-аул / М.Ж.Копеев//Дала уалаяты.- Казань,1890.- №6,7.

Копеев Ю. Хороший мулла / Ю.Копеев // Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям.-1890.- № 14.

Копеев М.Ж. Из Баянаул / М.Ж.Копеев//Дала уалаяты.- Казань,1891.- 20с.

Копеев М.Ж. Чертов торг // Поэты Казахстана.- Л.,1978.- С.314-320

Копеев М.Ж. Чертов торг // Поэты пяти веков. Казахская поэзия ХV нач. ХХ веков.-Алма-Ата, 1993.-С.231-235

Копеев М.Ж. Избранная лирика / М.Ж. Копеев. Перевод с казахского.- Павлодар:ПГУ им.С.Торайгырова, 2006.-100с.

Источник

Машхур Жусуп Копеев

современный Баянаульский район Павлодарской области

современный Баянаульский район Павлодарской области

Машхур Жусуп Копеев ( 1858 ( 1858 ) — 1931), также известен как Машгур-Жусуп Копейулы [1] — казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа.

Содержание

Биография

Обучался в аульной школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.

Творчество

…Он почитался святым, место его упокоения посещали паломники, люди искренне верили, что прикосновение к надгробию принесет избавление от болезней и духовное исцеление. С творческим наследием Копеева народ был знаком мало. В Большой советской энциклопедии о нем всего несколько строк. Машхур Жусуп и Шакарим названы на ее страницах «представителями религиозно-мистического течения» в общественной и философской мысли начала XX века в Казахстане. В другой статье его относят к группе самых видных «книжников» в казахской литературе в конце XIX-начале XX веков, проповедовавших в своих произведениях религиозно-патриархальные взгляды. Однако БСЭ называет немалой заслугой «книжников» их собирательскую деятельность.

«Религиозно-патриархальные взгляды» в советское время не приветствовались, произведения Машхура Жусупа не публиковались, как поэта и философа его вычеркнули из литературной жизни…

…Сегодня его труды восстанавливает заведующий кафедрой казахской филологии К.П. Жусуп, владеющий, как и дед, средневековым персидским языком. Переводятся труды Копеева с арабского и персидского. Но он часто пользовался сокращениями, которые трудно расшифровывать. Могу сказать, что нынешнее время стало ренессансом творчества Машхура Жусупа. Мы ожидаем издания ряда работ и меня это волнует, хочется, чтобы сказанное Копеевым дошло до людей.

В 1907 году в Казани в издательстве Хусаиновых вышли поэтические сборники Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга прозы «Кому принадлежит Сарыарка», которая вызвала острую реакцию государства. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» и другие.

Наследие

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография

Большая советская энциклопедия посвятила Машхуру Жусупу всего пару строк, зачислив его к представителям религиозно-мистического течения, а его труды расценены как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.

В настоящее время творческое наследие Махшура Жусупа Копеева занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. Так, при Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения Машхур-Жусупа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

машхур жусуп копеев биография. Смотреть фото машхур жусуп копеев биография. Смотреть картинку машхур жусуп копеев биография. Картинка про машхур жусуп копеев биография. Фото машхур жусуп копеев биография