Еще два десятилетия назад не только труды, но даже имя Машхур Жусупа Копеева было под запретом. А сегодня ученые, оценивая масштаб исследований этого просветителя, ставят его в один ряд с Авиценной, Улугбеком и Яссауи.
В опалу Машхур Жусуп попал в советское время. В основном потому, что был почитаем в народе, и не только как ученый, но и как предсказатель, святой. Он был глубоко религиозным человеком, и вся его жизнь сопровождалась мистическими событиями.
Весьма образованный и очень умный человек, он оставил потомкам научные труды по истории, этнографии, философии, а также очень тонкие, проникновенные стихи.
Особый интерес представляют составленные им уникальные родословные – шежире. Когда после долгих лет забвения в 1989 году Машхур Жусупа реабилитировали, то выпустили книгу с шежире нескольких родов – тираж в 30 тысяч экземпляров разлетелся за неделю. Дело в том, что родословные, составленные Копеевым, считаются самыми точными.
Но простой народ знал его как целителя и провидца, предугадавшего множество событий – от голода 1931 года до даты падения Советской власти.
Родился Копеев в 1858 году в Баянаульском районе Павлодарской области. Мальчика нарекли Жусупом, это мусульманское имя – производное от библейского имени Иосиф. Машхуром, что в переводе означает “знаменитый”, он стал еще в детстве с легкой руки одного из влиятельных людей того времени – Мусы Шорманова. Он разглядел в ребенке пытливый ум и огромный талант и предрек ему великое будущее.
В 14 лет Жусуп, окончив учебу в медресе, отправился в регионы Северного и Центрального Казахстана и Средней Азии собирать произведения устного народного творчества. А осенью поступил в медресе в Бухаре, чтобы получить высшее образование. Машхур Жусуп хорошо владел арабским, персидским, русским и другими языками. Он вел переписку с Федором Достоевским и другими известными писателями того времени, переводил на казахский произведения Пушкина.
Мавзолей при жизни
Могилу Машхур Жусупа, расположенную в урочище Ескельды возле поселка Жанажол Баянаульского района Павлодарской области, чтут как святыню.
Людской поток к ней не прекращался никогда – ходит множество легенд о том, как хворые и бездетные находили здесь исцеление.
Вера в силу аруахов – духов умерших – творит чудеса, не объяснимые наукой.
Поразительно, но за год до своей кончины Копеев указал ее дату – с точностью до дня. Главное в этом пророчестве было то, что он заранее знал, что 1931 год будет голодным, а поэтому провел поминки в благополучное время, еще при своей жизни, собрав родственников и друзей. Они не удивились таким пожеланиям аксакала и выполнили все, что он попросил. При жизни же построили и его мазар. Просветитель сам выбрал место в степи, составил проект: одну комнату отвел под непосредственно захоронение, а в другой велел сделать приют для странников – с печкой, посудой и лежанками.
Кстати, очевидцы утверждают, будто тело провидца было нетленным двадцать лет. Некоторые считают, что Машхур Жусуп, знакомый с тайнами восточной медицины, забальзамировал себя. Другие верят, что оно сохранилось по велению Всевышнего.
В начале 1950-х годов, во время очередной кампании против антисоветских символов, кто-то из партработников предложил уничтожить могилу Жусупа Копеева, ставшую местом паломничества. Власти распорядились снести этот мазар. Трактором сровняли его с землей на глазах детей просветителя и всех родственников. Сельчане до сих пор рассказывают про те беды, которые навалились после этого на тракториста и двух рабочих, участвовавших в сносе. Они сошли с ума, а их потомков преследовали несчастья. Трагически сложилась и судьба партийного работника, давшего то указание.
Смешение стилей и традиций
В 1978 году мазар был восстановлен, однако через почти три десятка лет он обветшал. И в 2006 году было начато возведение уже мавзолея.
Проект разрабатывали известные в республике архитекторы Бек Ибраев и Садвокас Агитаев. Мастер-ювелир Кырым Алтынбеков изготовил позолоченную входную дверь с художественной резьбой и тонкой инкрустацией.
В мавзолее много необычного. Машхур Жусуп лично начертил его границы. Входная дверь – с северной стороны, хотя по мусульманской традиции должна быть с восточной. Это было личным пожеланием Копеева, и религиозные деятели не решились нарушить волю старца, несмотря на отход от привычных канонов.
Примечательность мавзолея и в том, что архитекторы объединили древнетюркские и исламские традиции. Согласно тюркским обрядам внутри сооружения установлены гранитные камни с высеченными на них именами семи предков Машхур Жусупа, а по исламским канонам построено помещение для молитв.
Само здание состоит из двух залов. Зиратхана символизирует преддверие иного мира, в гурхане покоится тело Машхур Жусупа. Там же стоит надгробие из гранита весом девять тонн. Оно, кстати, выполнено в древнетюркском стиле, в трех уровнях, соответствующих этапам человеческой жизни. С мавзолея вниз ведут 73 ступеньки – по количеству прожитых Машхур Жусупом лет. На двух 14-метровых куполах выведено 99 имен Аллаха. Данью древней традиции стали светильники – шамшыраки.
Машхур Жусуп почитался в народе за дар ясновидения. Возможно, мистика тут и ни при чем, просто глубокий аналитический склад ума этого человека позволял ему предвидеть те или иные события. В то же время есть явления, которые не объяснимы логикой, и происходят они до наших дней.
Живя в начале прошлого века, однажды Машхур Жусуп “заглянул” в 2000 год. И сказал, что он будет благополучным для края. Поразительно, но миллениум действительно стал успешным для фермеров Павлодарской области после нескольких неурожайных лет.
Другая история – из современности. В Павлодаре в день открытия мечети имени Машхур Жусупа местный фотограф решил сделать несколько снимков для альбома. Причем как в светлое, так и в темное время суток. Ночная фотосессия выдала сюрприз. Во-первых, получился только один кадр, а во-вторых, в верхней его части образовалось множество точек, которые мастер принял за брак, а вернее, за блики. Однако, когда служители культа, заказавшие снимки, соединили эти “огоньки” между собой одной линией, они выстроились в арабскую вязь, а именно – в слова “Аллах” и “Мухаммед”.
Может быть, и этому найдется весьма простое объяснение. Однако люди предпочитают верить в то, что их земляк был действительно уникальным человеком.
Большая советская энциклопедия посвятила Машхуру Жусупу Копейулы – казахскому поэту, мыслителю, историку, этнографу, востоковеду и собирателю устного народного творчества своего народа – всего пару строк. При этом причислив его к представителям религиозно-мистического течения, расценив труды выдающегося человека своего времени как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.
Но былая оценка личности Машхур Жусупа не совпадает с той, с которой народ подходит к этой личности, воздавая уважение и почет, передаваемые из поколения в поколение. Сегодня именем Машхура Жусупа Копеева названа Жанажолская средняя школа Баянаульского района области. Там же, в Баянауле, есть музей просветителя и литератора, а на месте его захоронения на средства спонсоров был воздвигнут величественный мавзолей. Более того, главная мечеть региона тоже получила имя Машхура Жусупа Копеева. Но и это еще не все. Сегодня творческое наследие мыслителя занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. В частности, в Павлодарском государственном университете им. С. Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения наследия Машхур Жусупа и издано 20-томное собрание, посвященное его творчеству и общественной деятельности.
Он родился в 1858 году в ауле, расположенном между гор Кызылтау Баянаульского округа. Имя, которое дали ему родители, – Адам Жусуп. Позже, когда ему исполнилось 9 лет, султан Баянаульского округа, уважаемый в округе и авторитетный Муса Шорманов за великолепное исполнение легенд, дастанов, поэм прозвал его Машхур Жусупом, то есть «Известный». Имя закрепилось за ним в народе навсегда.
Этот человек прожил яркую жизнь на стыке двух веков и их переломных событий. Но, как с сожалением признают исследователи, до сих пор не найдено собственноручной биографии автора. Единственная биографическая рукопись, написанная племянником Копеева, полностью не переведена с арабского языка. Поэтому имеются лишь отрывочные сведения о нем.
Они свидетельствуют, что в 1861 году, когда мальчику исполнилось 3 года, семья лишилась всего скота во время зимней бескормицы. Тогда отец Машхур Жусупа Копей решил: «Не скот опора человеку, а знания», – и отдал своего пятилетнего сына в медресе обучаться грамоте. С 1872 по 1874 год Машхур Жусуп учился в Бухаре и овладел арабским, персидским, чагатайским языками. После возвращения в родной аул учил грамоте детей. В 1887, 1895, 1907 годах – трижды путешествовал по Средней Азии. Был в городах Туркестане, Бухаре, Ташкенте, Самарканде, где углублял свои знания и изучал местный фольклор. Собиранием народного творчества Копеев начал заниматься в раннем возрасте. Еще в 1865-м он записал эпос «Ер Олжабай-батыр», большую помощь ему оказал его учитель Камараддин-хазрет. С 1880-го Машхур начал печатать свои рукописи в газетах «Дала улаяты», «Туркестан улаяты», «Айкап».
Знакомство с русским востоковедом-тюркологом, этнографом В. В. Радловым повлияло на формирование интересов Машхура Жусупа как собирателя казахского фольклора. Им собрано и опубликовано множество образцов устного народного творчества казахов.
Демократические события 1905–1907 годов отразились и на окраинах Российской империи. Эту тему баянаульский самородок поднял в своем произведении «Қанды жексенбі» («Кровавое воскресенье»). Он первым среди казахских поэтов откликнулся на происходящее в центре России. В 1907-м несколько материалов, объединенных одной темой, были выпущены в Казани под названием «Сарыарқа кімдікі екені».
Воспользовавшись демократическим манифестом царя, Копеев успел издать три книги: «Хал-ахуал», «Сарыарқа кімдікі екені», «Тірлікте көп жасағандықтан көрген бір тамашамыз». Позже они были признаны царской цензурой вредными, и автор подвергся гонениям со стороны властей. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, Копеева занесли в список политически неблагонадежных, и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери».
В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им от народных сказителей произведения Бухар-жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая, С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов.
Ташкентский период жизни Машхура Копеева мало исследован. На родину, в Баянаул, он вернулся в 1915-м. История сохранила лишь отдельные факты. Сарсенбай Даутов, составитель двух томов избранных произведений классика, приводит такие данные: «Поэт болел 7 дней и однажды сказал: «Смерть приблизилась и ходит рядом». И еще. «Машхур Жусуп при жизни, в 1930 году, начал возводить свое вечное пристанище, сам контролировал постройку, давал указания. Мавзолей состоял из двух комнат, он завещал одну из них оставить открытой и похоронить его там. Он предсказал, что его тело сохранится в течение 40 лет, и просил ежегодно летом менять покрывавшую тело белую материю. В передней комнате он завещал поместить Коран и другие книги, посуду, седло и прочие вещи, которые, по его мнению, могут пригодиться путникам. Машхур Жусуп сам при жизни провел годовщину своей предполагаемой смерти. Он перед смертью в 1931 году, видимо, предвидел, что 1932-й будет годом бедствий, крушений, страданий своего народа». «В 1952 году, вследствие тогдашней политики воинствующего атеизма, могила и мавзолей были разрушены. Но тело усопшего благоухало, на нем не было следов разложения».
Несмотря на запреты властей могила-мавзолей Машхур Жусупа сразу обратилась в место паломничества, куда приезжали и приезжают люди со всего Казахстана. В прошлом году на месте старого мавзолея возведен новый.
В каждой местности, в том числе и в павлодарском Прииртышье, жили люди, которыми гордится народ. Одних он поминает простым добрым словом, о других слагает песни и сказания, а третьим поклоняется, как святым. В их числе и Машхур Жусуп Копеев. Хотя следует сказать, что он, имея высшее духовное образование, больше был просветитель, чем теолог, занимался воспитательной работой с населением и особенно с детьми и молодежью. Но каким надо обладать словом и силой убеждения, чтобы народ тебя услышал и возвеличил! Все-таки была в этом человеке какая-то притягательная святость, незримая аура, которые чувствовали люди.
В одном из исследований об этом человеке нашел такие слова: «Анализ творческого наследия выдающегося казахского религиозного философа и великого провидца Машхур Жусупа Копеева показывает, что многие вопросы были поставлены им исключительно глубоко, а высказанные мыслителем идеи могут вполне быть оценены только сегодня. По существу, Машхур Жусуп опередил свое время, потому что сейчас мы решаем те проблемы, над которыми он бился и размышлял столетие тому назад. Заслуга М. Ж. Копеева, на наш взгляд, состоит в том, что он помогал человеку уточнить время его существования, отличить себя в толпе как предшественников, так и современников. По глубине поэтической мысли и философскому проникновению в суть явлений Машхур Жусуп Копеев стоит в одном ряду с лучшими поэтами и мыслителями Востока. В первую очередь уважение современников и потомков ученый заслужил тем, что как философ и филолог, владеющий несколькими языками, он просвещал казахский народ. Как прекрасный этнограф сохранял и передавал историю полуторавековой давности». Все это народ оценил.
Казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 года на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур («знаменитый») за публикации, которые были широко известны в его родных краях.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 году Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 годах с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Кероглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 года. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита («усули жадит»), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.
Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
Видный казахский поэт и публицист, этнограф и просветитель Машхур Жусуп Копеев родился в 1858 г. на территории волости Кызылтау, нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Подлинное его имя — Жусуп. Народ прозвал его Машхур («знаменитый») за публикации, которые были широко известны в его родных краях.
До 15 лет Жусуп обучался в медресе хазрета Камара, после чего в 1872 г. он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
В 1872 г. Машхур Жусуп поступил в медресе Кокельдаш в Бухаре и получил по его окончании высшее по тем временам мусульманское духовное образование. После окончания медресе он несколько лет проработал учителем в родных краях. В 1887-1890 гг. с целью углубления образования и знания восточных языков Машхур совершил путешествие в Среднюю Азию, жил в Туркестане, Ташкенте, Самарканде, Бухаре, где встречался со многими учеными и поэтами, в том числе с академиком В.В.Радловым. Жусуп Копеев в это время писал статьи и стихи, которые печатались в Казани. Хорошо известными были его книги «Наша жизнь», «Кому принадлежит Сарыарка», «Увиденное за долгую жизнь». Машхур написал поэмы «Короглы», «Ер Көкше», «Ер Саин», «Чертов торг» и другие.
Копеев с радостью встретил Октябрьскую революцию 1917 г. Несмотря на свой возраст, он активно участвовал в деятельности культурно-просветительских обществ и организаций. В своих произведениях этого периода Копеев приветствовал новшества, которые вводила Советская власть в жизнь казахов.
Всю свою жизнь Машхур Жусуп Копеев посвятил делу просвещения казахского народа, улучшения его жизни. Просветительство Копеева ярко проявилось в его участии в распространении среди казахов новой методики обучения и нового алфавита («усули жадит»), созданного на основе староарабской письменности. Он сам обучал детей и молодежь грамоте, используя для этой цели книги, изданные новым шрифтом.
Блестящее знание арабского и персидского языков, природный поэтический дар, великолепное знание культуры и истории родного народа, способности аналитического характера помогали ему глубже и яснее, чем многим современникам, понимать суть происходящих событий и явлений, оценивать их, соразмеряя со своими просветительскими воззрениями.
Оригинальные произведения М.Ж.Копеева в разное время входили в литературные хрестоматии, учебники и сборники казахской поэзии.
М.Копеев был не только поэтом, но и собирателем народного фольклора. Он оставил богатое наследие собраний генеалогий казахских родов и племен, которые отличаются подробностью сведений и событий, связанных с происхождением того или иного рода.
В 2006 г. в урочище Ескельды (в Баянаульском районе) над могилой Машхур Жусупа был воздвигнут мавзолей. Последний приют Машхур Жусупа построен по проекту известных архитекторов Бека Ибраева и Садвакаса Агинтаева.
К культовому сооружению ведет добротная лестница с 73 ступеньками, символизирующими возраст Машхур-Жусупа. В первом пролете – 13 ступенек, затем идет ровная площадка, остальные марши уже по 12 ступеней, тоже разделенные площадками. В этом кроется глубокий смысл – согласно казахскому летоисчислению Машхур-Жусуп прожил шесть мушелей (промежуток жизни в 12 лет), однако первый мушель наступает в 13-летнем возрасте. (По более понятному для современных казахстанцев календарю получается 1857–1931 годы). Восхождение к могиле великого человека не отнимает много сил, а это очень важно, если учесть, что большинство паломников – люди в годах. Предусмотрена даже лавка для отдыха.
По бокам лестницы установлены мраморные стелы со стихами Машхур-Жусупа. Позолоченная входная дверь украшена инкрустацией и художественной резьбой – это произведение искусства от мастера-зергера Кырыма Алтынбекова. В архитектуре мавзолея соединены исламский и тюркский стили, он разделен на две просторные залы – гурхана и зиратхана. Первая предназначена для молитв и отдыха посетителей. В степи мазары служили также укрытием от непогоды и ночлегом для путников. На дверях, ведущих в следующий зал, начертаны суры из Корана. Здесь покоится прах Машхур-Жусупа. Девятитонное гранитное надгробие напоминает древнетюркское. У изголовья кулпытас, на котором высечены имена предков покойного до седьмого колена.
Сандыктас (надгробие) состоит из трех частей: нижняя символизирует загробный мир, средняя – царство живых, верхняя – мир аруахов (духов).
современный Баянаульский район Павлодарской области
современный Баянаульский район Павлодарской области
Машхур Жусуп Копеев ( 1858 ( 1858 ) — 1931), также известен как Машгур-Жусуп Копейулы [1] — казахский поэт, мыслитель, историк, этнограф, востоковед и собиратель устного народного творчества казахского народа.
Содержание
Биография
Обучался в аульной школе. В 1870 году учился в Бухарском медресе хазрета Камара, после чего он едет в другие районы Северного и Центрального Казахстана, чтобы собирать произведения устного народного творчества. Он посетил известные всему Казахстану места: Караоткел, Атбасар, Кызылжар, ознакомился с жизнью, бытом и фольклором родов и племен, населявших эти края. Уже тогда он показал себя вдумчивым и наблюдательным поэтом, умеющим точно охарактеризовать и передать увиденные события и явления жизни.
Творчество
…Он почитался святым, место его упокоения посещали паломники, люди искренне верили, что прикосновение к надгробию принесет избавление от болезней и духовное исцеление. С творческим наследием Копеева народ был знаком мало. В Большой советской энциклопедии о нем всего несколько строк. Машхур Жусуп и Шакарим названы на ее страницах «представителями религиозно-мистического течения» в общественной и философской мысли начала XX века в Казахстане. В другой статье его относят к группе самых видных «книжников» в казахской литературе в конце XIX-начале XX веков, проповедовавших в своих произведениях религиозно-патриархальные взгляды. Однако БСЭ называет немалой заслугой «книжников» их собирательскую деятельность.
«Религиозно-патриархальные взгляды» в советское время не приветствовались, произведения Машхура Жусупа не публиковались, как поэта и философа его вычеркнули из литературной жизни…
…Сегодня его труды восстанавливает заведующий кафедрой казахской филологии К.П. Жусуп, владеющий, как и дед, средневековым персидским языком. Переводятся труды Копеева с арабского и персидского. Но он часто пользовался сокращениями, которые трудно расшифровывать. Могу сказать, что нынешнее время стало ренессансом творчества Машхура Жусупа. Мы ожидаем издания ряда работ и меня это волнует, хочется, чтобы сказанное Копеевым дошло до людей.
В 1907 году в Казани в издательстве Хусаиновых вышли поэтические сборники Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга прозы «Кому принадлежит Сарыарка», которая вызвала острую реакцию государства. Почти весь тираж крамольной литературы изъяли, автора занесли в список политически неблагонадежных, пришлось на время скрыться в Ташкенте, чтобы не угодить за решетку. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, свободы просвещения и свободы слова. Показательными являются стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» и другие.
Наследие
Большая советская энциклопедия посвятила Машхуру Жусупу всего пару строк, зачислив его к представителям религиозно-мистического течения, а его труды расценены как проповедь религиозно-патриархальных взглядов.
В настоящее время творческое наследие Махшура Жусупа Копеева занимает достойное место в литературе и обществе Казахстана. Так, при Павлодарском государственном университете имени С.Торайгырова в 2004 году открыт центр изучения Машхур-Жусупа.