махмудов искандар кахрамонович биография
Искандар Махмудов
Биография
Жителям провинциальных городов бывает непросто перешагнуть порог бедности. Искандар Махмудов с детства испытывал нужду, однако благодаря смекалке и предприимчивости сумел не только обеспечить благосостояние своей малоимущей семьи, но и занять прочную позицию в рейтинге «Форбс». В список российских богачей Искандар Махмудов попадает с 2011 года.
Детство и юность
Искандар Кахмамонович Махмудов родился 5 декабря 1963 года в Бухаре — одном из древнейших городов Центральной Азии, административном центре Узбекской ССР. На малой родине будущий миллиардер прожил недолго: землетрясение 1966 года заставило семью переехать в Ташкент.
Детство и молодость Искандар Махмудов провел в Узбекистане, но по национальности он таджик.
Родители пытались обеспечить наследнику достойную жизнь, однако зарплаты строителя и учительницы едва хватало на продукты. По счастью, Махмудов был сообразительным ребенком. Он поступил в Ташкентский государственный университет своим умом, изучал арабский язык на факультете востоковедения.
В армии Махмудов не служил — в вузе окончил военную кафедру, но познать военный быт пришлось: бизнесмен работал переводчиком в Ливии (1984–1986) и Ираке (1986–1988).
Личная жизнь
Личная жизнь Искандара Махмудова связана с несколькими женщинами. С первой законной супругой бизнесмен расстался еще в конце 1980-х годов, до переезда в Москву, так и не успев завести детей. Долгожданного наследника Махмудову подарила следующая жена Маргарита Ильдусовна. Сына назвали Джахонгиром (1987 г. р.).
В открытых источниках не найти фотографии Махмудова в окружении семьи, что говорит о его стремлении уберечь близких от назойливого внимания прессы.
Искандар Махмудов владеет английским, арабским, узбекским и таджикским языками.
Карьера
Феерическое карьерное восхождение Искандар Махмудов начал в 1988 году в «Узбекингторге» — крупнейшей компании по производству хлопка. Здесь мужчина познакомился с братьями Черными, Львом и Михаилом, которые строили бизнес при поддержке криминальных авторитетов. Вместе с ними в конце 1980-х годах Махмудов стал «алюминиевым королём».
В 1994 году предприниматель занялся более благородным металлом — медью, а в 1996-м стал генеральным директором горно-обогатительного комбината в Гае Оренбургской области. В 1998-м Искандар Махмудов при поддержке Михаила Черного создал собственную Уральскую горно-металлургическую компанию (УГМК), которая, по некоторым данным, в своё время контролировала 40 % меди в России.
Махмудов и сейчас является президентом УГМК, а вести дела ему помогает коллега Андрей Козицын (занимает 24-е место в «Форбсе» по состоянию на декабрь 2019 года).
Горно-металлургическая сфера приносит основной доход Искандару Махмудову, но есть и другие источники. Так, вместе с партнером Андреем Бокаревым (по состоянию на декабрь 2019 года занимает 62-е место в «Форбсе») в 2012 году уроженец Узбекистана приобрел 13 % акций «Трансойла». Эта компания контролирует большую часть нефтеперевозок в России.
Также Махмудов имеет долю в «Трансмашхолдинге» и «Желдорреммаше». Первая компания производит поезда (пассажирские и грузовые), а вторая их ремонтирует. К железным дорогам имеет отношение еще один крупный пакет бизнесмена — в «Аэроэкспрессе» он владеет 17,5 % акций.
Среди «легкого» бизнеса Махмудова можно отметить ФК ЦСКА и ресторанную сеть Food Service Capital, которая обеспечивает питанием и пассажиров «Сапсанов».
Успех и внушительное состояние бизнесмена не остаются без внимания недоброжелателей. Так, в открытых источниках указывается, что Искандар Махмудов — один из приближенных олигархов президента России Владимира Путина, якобы ему глава государства «сливает» госзаказы. Разбираться в достоверности таких заявлений — обязанность контролирующих органов.
Искандар Махмудов сейчас
Позиция в «Форбс» не главное в биографии Искандара Махмудова. Он преследует благую цель — помогает экономике России становиться сильнее. Ведь не зря его слоган — «там, где плохо всё, есть возможность поработать».
Искандер Кахрамонович Махмудов
Фото Все
Видео Все
Искандер Махмудов о себе
Искандер Махмудов. Бизнес и мошенничество
Искандер Махмудов — биография
Искандер Махмудов – известный российский предприниматель, состояние которого оценивается в несколько миллиардов. Сферой его деятельности является машиностроение, угольная промышленность, цветная металлургия.
Детство
Имя промышленника на узбекском языке звучит иначе – Искандар. Он родился в Бухаре 5 декабря 1963 года. Родители будущего миллиардера назвали своего сына в честь Александра Македонского, «покорителя Вселенной», имя которого на их языке произносилось как Искандер Зулькарнайн. В полном соответствии с именем Искандер Махмудов стремился всегда быть впереди всех, для достижения своих целей используя традиционные методы жителей Востока. Этого человека трудно назвать предсказуемым. Его биография – настоящий сплав мягкости и податливости, которая перемежается с коварством и жестокостью. Предприниматель Махмудов занимает видное место в российском, мировом бизнесе. Его называют одним из самых щедрых благотворителей РФ.
На фото Искандер Махмудов
Искандер Махмудов – первый и единственный сын своих родителей, которые были безмерно рады своему мальчику. Отец и мать окружили сына заботой и лаской, но он не был избалованным ребенком. В 1966 году семья Махмудовых переезжает в Ташкент, который едва оправился от разрушительного землетрясения. Пострадавший город нуждался в восстановлении, отец семейства стал работать на стройке. Мама мальчика была преподавателем русского языка в одном из ВУЗов Ташкента. Зарплаты его родителей были небольшими, их едва хватало на очень скромную, однообразную жизнь.
Детство Искандера было счастливым, и только разговоры о нехватке денег угнетали мальчика. Именно тогда в его душе зародились мечты о другой, более достойной и обеспеченной жизни.
В детстве Искандер сильно увлекался чтением, особенно его привлекала фантастика. Умный, начитанный мальчик считался одним из лучших учеников в классе. После окончания средней школы нужно было учиться дальше, родители решили, что он будет поступать на факультет востоковедения ТашГУ. Искандер не сопротивлялся, прекрасно понимая, что образование в престижном ВУЗе станет для него хорошим трамплином к успехам в будущем. Он всегда отличался замечательной памятью и способностью к языкам. Все это позволило молодому человеку без проблем получить высшее образование. Он выпускается из ВУЗа с превосходным знанием арабских языков и безупречной характеристикой.
Карьера
Бизнесмен Искандер Махмудов
В 1988 году его отправляют в Ирак на должность сотрудника по строительству объектов военного назначения. В этой стране он уже не только переводчик, Махмудова используют в качестве посредника в серьезных переговорах. Молодой человек харизматичен, умеет договариваться с людьми, а эти качества всегда высоко ценились на Востоке.
После возвращения в Ташкент Махмудов работает в государственной акционерной компании «Узбекинторг».
В стенах этого предприятия он получает первые коммерческие знания. Искандер занят подготовкой, сопровождением сделок, учится составлять «конкурентные листы». Размер зарплаты не устраивает молодого специалиста. Хорошим подспорьем в денежном отношении стал созданный им кооператив по производству и продаже товаров народного потребления (халатов, постельного белья, полотенец).
Через некоторое время он познакомился с братьями Черными, владевшими алюминиевым, угольным бизнесом. Искандер увольняется из «Узбекинторга», становится партнером братьев Черных. Вместе они создают компанию Trans World Group. Но их партнерство было недолгим. В течение трех лет, с 1991 по 1994, молодой предприниматель занимает должность заместителя директора по маркетингу в акционерном обществе «Алис». В 1993 году между компаньонами возникли трения, после чего Махмудов решил основать собственный бизнес.
Искандер Махмудов в офисе
Его оттеснили от топливной сферы, и тогда предприниматель решил обратить свое внимание на предприятия, добывающие медь. Первое солидное приобретение миллиардера – покупка акций крупных предприятий, добывающих медь. К середине 90-х годов Махмудов стал гендиректором компании «Мета-Сервис». Умный и проницательный предприниматель не потерял связей с братьями Черными. Он оказывает им неоценимую услугу, помогает приватизировать казахстанский алюминиевый завод, находящийся на территории Павлодара.
Через некоторое время Искандер, ставший своим в кругах крупных предпринимателей, сводит знакомство с Олегом Дерипаской. В дальнейшем два бизнесмена не раз будут работать над общими проектами. Во второй половине 90-х годов Махмудов становится директором Гайского ГОКа. Это ведущее уральское предприятие, которое специализируется на добыче медной руды. Он возобновляет свое партнерство с Михаилом Черным, компаньоны закладывают основу «медной империи» Махмудова.
Десять лет, начиная с 1998 года, бизнесмен кропотливо занимается созданием Уральской горно-металлургической компанией. Это огромное предприятие включает в себя «Уралэлектромедь», Качканарский ГОК, среднеуральский медеплавильный завод, целый ряд уральских организаций, занимающихся производством ценных металлов. В 2002 году медная империя Махмудова по своему размеру и значимости занимает второе место после «Норникеля», которому принадлежит 60% этой отрасли.
Искандер Махмудов основатель «Трансмашхолдинг»
В 2002 году предприниматель расширяет сферы своего бизнеса. Он занялся вагоностроением. В компании с братьями Комиссаровыми бизнесмен основал акционерное общество «Трансмашхолдинг». Через некоторое время это предприятие станет ведущим производителем подвижного состава, предназначенного для эксплуатации на РЖД.
Успешный бизнесмен приобретает солидный пакет акций «Трансойл», берет под контроль «Московскую пассажирскую компанию».
В 2012 году его холдинг выкупил ¾ активов «Желдорреммаша», через год приобрел акции чешской авиастроительной компании Kunovice Aircraft Industries.
Предприниматель заключает контракт на поставку самолетов L-410 с Министерством обороны РФ.
Искандер Махмудов умеет обогащаться, он делает это с завидным постоянством, используя присущее ему восточное коварство. В бизнесе партнеров, сторонних предприятий он быстро находит слабые места. После этого остается только вогнать своего конкурента или временного союзника в долги. Заключительным этапом действий Махмудова становится приобретение имущества обанкротившихся предпринимателей.
Доходы
Бизнесмен не раз доказывал окружающим, что он обладает тонким предпринимательским чутьем. Он умеет вести мудрую политику, может быть жестким и напористым. Все эти свойства характера позволили Махмудову стать одним из представителей элиты российского бизнеса. Нередко он одерживает блестящие победы, иногда случаются и поражения. Ко всем изменениям в своей жизни Искандер относится с настоящей восточной мудростью. В прошлом году его состояние оценили в 7,3 млрд долларов.
Яхта Искандера Махмудова «Predator»
В 2017 году бизнесмен продал принадлежащую ему ¼ часть акций концерна «Калашников». В настоящее время, кроме львиной доли в УМГК, Махмудову принадлежат контрольные пакеты акций в «Трансмашхолдинге», «Кузбассразрезугле». Под его контролем находится футбольная команду ЦСКА, предприятия общепита, включенные в сеть холдинга Food Service Capital.
Искандер Кахрамонович по-восточному любит роскошь. Ему принадлежит яхта Predator, поражающая своими формами, мощностью и ценой. Примерная стоимость судна – 100 млн. евро. Во Франции он приобрел усадьбу, являющуюся культурным достоянием этой страны. У него есть дом на Лазурном берегу, расположенный в районе Сен Тропе.
Личная жизнь
Миллиардер женат. Это второй брак Искандера Кахрамоновича, его избранницей стала Маргарита Ильдусовна, которая тоже является успешной предпринимательницей. Ей принадлежит агентство «Багира», занимающееся модельным бизнесом и связями с общественностью. У миллиардера есть сын от первого брака. Ему 32 года, он работает на одном из предприятий своего отца, считается одним из самых богатых наследников.
Маргарита Ильдусовна жена Искандера Махмудова
На благотворительные цели миллиардер отдает немалые суммы, составляющие около миллиарда рублей. Под опекой Махмудова находятся клиники, детдома, он оказывает помощь сиротам, детям-инвалидам, участвует в жилищных программах. У бизнесмена есть увлечения, одним из которых является дайвинг. Он с удовольствием занимается подводной охотой. Кроме того, олигарх разводит акул, вместе с сыном не раз был участником южно-африканского сафари.
Искандер Махмудов: как инженер-переводчик стал миллиардером
Незаметный инженер-переводчик
Из спальни номера люкс в гостинице Минобороны на Университетском проспекте Москвы доносился звук пишущей машинки. Это секретарша выстукивала и отправляла по факсу документы молодой фирмы Trans Commodities. В гостиной того же номера проводили деловые встречи партнеры фирмы — Искандер Махмудов и Михаил Черной. Оба приехали в Москву из Ташкента и пытались торговать всем подряд, от угля до женских бритвенных станков. Дела шли неплохо: в 1991 году не каждая фирма могла позволить себе даже такую роскошь, как факс, не то что офис в двухкомнатном люксе.
Уроженца Бухары Искандера Махмудова родители (отец — инженер-строитель, мать — преподаватель русского языка) привезли в узбекскую столицу в раннем детстве. Там он в 1980 году поступил на факультет востоковедения Ташкентского университета. Однокурсники, которых Forbes расспрашивал об Искандере, отвечали, что он «ничем не запомнился». Может быть, это качество и привлекло к студенту внимание служб, которые ценят незаметных людей со знанием иностранных языков.
В Ливию специалист в области истории и литературы Искандер Махмудов поехал в 1985 году от Главного инженерного управления Министерства внешней торговли — предшественника «Рособоронэкспорта». Махмудов провел полтора года в Ливии, затем два с половиной — в Ираке. А потом с должности «инженер-переводчик» ушел в другую организацию — республиканское внешнеторговое объединение «Узбекинторг». Его отдел «Проммашсырье» поставлял на экспорт промышленную продукцию узбекских заводов, в основном металлургию и химию. «В обмен они везли в Узбекистан ходовой товар: дубленки, одежду, прочее барахло — в общем, дефицитные товары конца 1980-х годов», — вспоминает один из давних знакомых Махмудова. В этой сфере в Ташкенте не было никого известнее братьев Льва и Михаила Черных, «цеховиков» советского времени и видных кооператоров.
Американские деньги
В конце 1980-х Черным стало тесно в Ташкенте и они перебрались в Москву. В 1989 году они основали советско-панамское СП «Колумб», называвшее своей специализацией торговлю древесиной, а на деле зарабатывавшее на всем подряд. Изначально всем в «Колумбе» заправлял старший брат Лев и его ближайший соратник, еще один уроженец Ташкента Яков Голдовский. Поэтому Михаил решил организовать свой бизнес, тоже с опорой на земляков. В 1991 году он предложил Махмудову переехать в Москву и работать на него — Черному нужны были люди с опытом работы с внешними рынками. Он уже нашел американского инвестора — Сэма Кислина.
Братская империя
Рубены предложили совместный бизнес: компанию братьев Черных и Рубенов позже назовут Trans World Group (TWG). Сами владельцы предпочитали не называть ее никак: союз «цеховиков» с помешанными на сложных схемах Рубенами породил монстра. В период расцвета в середине 1990-х TWG состояла из сотен офшоров и трастов, которые владели друг другом, менялись местами, ликвидировались и заменялись другими, и иногда нельзя было сказать, кто чем владеет и где конец цепочки. Но два бывших топ-менеджера TWG рассказали Forbes, что этот бизнес был поделен поровну между Рубенами и Черными: каждый брат владел 25%. Доли младших, российских партнеров Черных «понятийно» помещались внутри их долей в TWG.
«Понятийно» означает, что юридическое оформление этих долей Черных не волновало: договоренности были в основном на словах и по каждому проекту доля младшего партнера оговаривалась отдельно. В бизнесе всегда было очень много личного. «У Льва вообще тяжелый характер, может быть, из-за инвалидности, а Махмудова и Дерипаску он всегда не любил и убеждал Мишу, что они его предадут», — говорит хороший знакомый Черных и Махмудова. Когда в 1993 году Михаил Черной и еще один его партнер — Антон Малевский — уехали в Израиль и на хозяйстве в Москве остался Лев, у него тут же возник конфликт с Махмудовым. «Михаил его [Махмудова] любил, а Лев сразу не воспринимал. Кончилось тем, что Лев отстранил его от работы с алюминием и Махмудов занялся медью», — пояснял Forbes Владимир Лисин, занимавший пост вице-президента Trans CIS Commodities.
В 1993 году Махмудов ушел из TWG, оставшись партнером Михаила Черного в проектах за пределами группы, и в 1994 году начал скупку акций медных предприятий.
Хищники у ворот
Как позже говорил на одном из судебных процессов сам Черной, изначально их доли в общих с Махмудовым проектах делились в соотношении 70 на 30, а к концу 1990-х уже 50 на 50. Примерно такое же партнерство у Черного было с Олегом Дерипаской, владельцем небольшого пакета акций Саянского алюминиевого завода. Он обратился к Михаилу за деньгами для увеличения доли в СаАЗе и стал еще одним его младшим партнером.
«У Левы и Миши всегда было чутье на захват. У [бывшего партнера Бориса Березовского Бадри] Патаркацишвили было такое же чутье, но Бадри любил договариваться, а они обычно жестко заходили и ставили талантливого паренька на актив — Махмудова, Дерипаску, Лисина, Некрича», — говорит бизнесмен, владевший в 1990-х одной из металлургических компаний. Что такое «жестко»? «Хорошая дружба с милицией, судами, прокуратурой, с губернатором. Они с криминалом не связывались, скорее правоохранительные органы покупали, — говорит Антон Баков, возглавлявший Серовский металлургический завод, владельцами которого Черной и партнеры стали в 2000 году. — Наш завод по приказу Росселя захватили «200 спартанцев», я приехал: железная решетка, не пускают. Митинговали неделю, да и признали поражение».
Сдаться, но на рыночных условиях, был готов бывший владелец компании «МИКОМ» Михаил Живило, владевший в 1990-е несколькими крупными металлургическими заводами в Кузбассе (впоследствии заводы стали частью «Евраза» и «Русала»). «Они сказали: нет, мы и так заберем» — так Живило вспоминал в беседе с Forbes свои переговоры с Черным и его партнерами о контроле над своим бизнесом. Продажу бизнеса Живило подписал уже из Франции, где скрывался от заведенного на родине уголовного дела — и «за гораздо меньшие деньги, чем бизнес стоил на самом деле».
Раскол империи
В середине 1990-х все младшие партнеры Черного жили как дружная команда: работали над общими проектами, вместе финансировали самые неожиданные бизнесы, такие как «Союзконтракт», знаменитый рекламной кампанией «Окорочка летят», или Дом моды Юдашкина. Любили шумно отдохнуть в ночных клубах или за границей. Партнерами во многих проектах и завсегдатаями вечеринок были Антон Малевский и Сергей Попов, которых спустя десяток лет в показаниях для Лондонского суда Дерипаска назовет «участниками ОПГ» и «крышей». Но это потом, а тогда вся команда поддержала Черного после разрыва отношений с TWG в 1997 году.
Гражданская война
В ходе развала TWG каждый из участников «понятийного» бизнеса пытался вырвать свою долю, что порой выливалось в полномасштабную войну. Один из ее эпизодов — история Качканарского ГОКа, контроль над которым весной 1999 года пытался перехватить ставленник Черного Джалол Хайдаров, однокурсник Махмудова, с которыми они дружили с 16 лет. Хайдаров управлял ГОКом от Черного и партнеров и одновременно сам скупал акции. В какой-то момент старшие партнеры решили, что он ворует их деньги. Хайдаров (по документам — владелец ГОКа) решил принять бой. Разбираться поручили Искандеру: он в свое время привел Джалола в группу.
«Война за Качканар» запомнилась деталями: ведущие в город дороги перегораживали самосвалами и «сошедшим с рельсов» поездом; группа акционеров пыталась проникнуть в Качканар под видом лыжников и в итоге провела внеочередное собрание в зимнем лесу; самолет с группой силовой поддержки развернули в воздухе и разоружили силами милиции. Юристы утопали в десятках противоречащих друг другу решений судов.
«Хайдаров решил, что ему надо быть самостоятельным. Пришел бы нормально, сказал, ради бога — выкупай, и разошлись бы. Но он пошел другим путем. Пришлось ему доказывать, что все не так», — вспоминает собеседник Forbes в окружении Махмудова. Обвинения Хайдарова он называет «выдумками»: «Акции [на которые претендовал Хайдаров] были наши, мы их вернули, а те 20% ГОКа, которые он сам купил, у него и остались, он их потом продал «Евразу».
«Братская война» между Михаилом Черным и TWG Льва Черного и Рубенов в конце 1990-х была в самом разгаре, когда на сцену вышли «акционеры «Сибнефти» — Абрамович, Березовский и Патаркацишвили, неожиданно для всех купившие доли TWG в алюминиевых заводах. В стане противника возникло замешательство. Махмудов жаждал продолжения войны, Черной колебался. Дерипаске, у которого начинались романтические отношения с дочерью Валентина Юмашева Полиной, пообещали, что общий бизнес с Романом Абрамовичем (с Юмашевым они близкие друзья) выведет его на качественно новый уровень. Он уговаривал всех на мировую. Черной согласился на сделку в виде образования новой, единой компании «Русал».
Представитель «партии войны», Махмудов остался в стороне, что не помешало ему сохранять деловые отношения с Черным еще несколько лет. В то время в медном и угольном бизнесе Махмудов был уже не младшим, а равным партнером Михаила.
Конец партнерства
На рубеже 2000-х Махмудов и Черной напоминают хищников, остановившихся перед прыжком в самый последний момент. Они развязали сразу несколько войн: только что вытеснили из страны Михаила Живило, завладев большей частью его активов, вошли в «Нижневартовскнефтегаз» («дочка» ТНК), выведя из него все добывающие активы под носом у «Альфы», купили 30% «Магнитки» и готовились к борьбе с Виктором Рашниковым.
И вдруг буквально за пару лет все меняется: активы Живило продали «Евразу», нефтяные — «Альфе», война с Рашниковым так и не началась. Возможно, дело в том, что в стране сменилась власть и Черной решил не рисковать. К тому же у него уже были большие проекты за пределами России — в Израиле, Болгарии, других странах — ему нужны были деньги. В 2001 году он договорился о продаже доли в «Русале» Дерипаске — по старой привычке записав договор на клочке бумаги, что вылилось потом в многолетнюю судебную тяжбу.
Восточный экспресс
Не хочет вспоминать эту историю и Комиссаров — бывший руководитель и совладелец «Трансмашхолдинга». Теперь он серьезный господин с солидной должностью в государственной компании — член совета директоров РЖД. «Не хочу обсуждать предыдущего владельца, но это при нем объем долга в три-четыре раза превышал объем производства, а загрузка мощностей была 12–15%», — говорит Комиссаров. Машиностроение заинтересовало Комиссарова в 2000 году, до этого он работал в коммерческих структурах, не связанных с РЖД. По его словам, к «нулевым» заканчивалась эпоха взаимозачетов, железнодорожный транспорт давно не обновлялся и было ясно, что заказы и деньги скоро пойдут к производителям подвижного состава, долгие годы жившим на грани банкротства. Один из друзей Комиссарова сказал, что его «очень серьезные» знакомые думают над тем же, и вскоре свел Комиссарова с Махмудовым и Бокаревым.
Махмудов постоянно общался с железнодорожниками с начала 1990-х годов. Его совместные с Черным компании были крупнейшими их клиентами и постоянно спорили с РЖД из-за тарифов. «План был прост, — рассказывает один из партнеров Махмудова. — Нам не нравилось монопольное положение железной дороги, когда весь бизнес зависит от того, какие цены они поставят. Идея была в том, чтобы создать компанию, которая бы монопольно влияла на РЖД». У Махмудова и Бокарева уже была совместная с эстонскими бизнесменами Сергеем Глинкой и Максимом Ликсутовым компания «Трансгрупп», железнодорожный оператор, занимавшийся доставкой и перевалкой угля из Кузбасса в порту Таллина. Все вместе партнеры стали строить «Трансмашхолдинг».
В 2003 году, через год после создания, холдинг скупил долги Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗ) у группы МДМ и стал владельцем этого монопольного производителя грузовых электровозов. Потом — контрольные пакеты Тверского вагоностроительного завода (вагоны), еще через год — Демиховского машиностроительного завода (электрички).
Появление новых игроков не осталось незамеченным. Тогдашний министр путей сообщения Геннадий Фадеев был категорически против создания частной монополии на выпуск подвижного состава и вставлял новым контрагентам палки в колеса. С «Трансмашхолдингом» не рассчитывались иногда по полгода, вспоминает партнер Махмудова.
Неожиданно Махмудов и его партнеры нашли понимание первого зама Фадеева — Владимира Якунина, у которого были непростые отношения с министром. «Якунин тоже не очень-то хотел, чтобы мы консолидировали отрасль, говорил, что не хочет, чтобы все яйца лежали в одной корзине», — рассказывает собеседник Forbes. Но после долгих бесед Якунина все же удалось убедить. В конце 2003 года РЖД подписала с «Трансмашхолдингом» соглашение о партнерстве до 2010 года, предусматривающее закупку локомотивов и разработку новой техники. В результате НЭВЗ, выпустивший в 2002 году 20 локомотивов, через год произвел уже 55, еще через год 114, а в 2012 — 217 магистральных и промышленных электровозов. Почему Якунин поддержал Махмудова?
«Они ко мне пришли с проблемами Новочеркасского завода. Надо понимать, что это было за предприятие 10 лет назад — разрушенное, практически переставшее существовать производство. Благодаря этому [контракту с «Трансмашхолдингом»] у нас в стране удалось сохранить тяжелое транспортное машиностроение», — судя по ответу Якунина на вопрос Forbes, он не сомневается в своей правоте.
К 2006 году в «Трансмашхолдинг» входило около десятка машиностроительных предприятий. В марте 2006 года Комиссарову уже пришлось отвечать на вопросы Федеральной антимонопольной службы. Чиновники не сильно придирались к бизнесменам и уже через два месяца удовлетворили ходатайство «Трансмашхолдинга» о консолидации машиностроительных заводов, которыми он управлял. А в декабре 2007 года Якунин подписал сделку о покупке РЖД 25%+1 акции этого холдинга за 9,3 млрд рублей.
Сейчас Якунин называет «Трансмашхолдинг» «нашей дочерней компанией». Так же его может назвать и Махмудов: он контролирует 22% компании, а с партнерами — чуть меньше 50%. «Монополию для монополии» им удалось создать почти без боевых действий, в середине 2000-х полумертвые машиностроительные заводы мало кого интересовали. Зато к концу 2000-х эти заводы позволили герою бурных 1990-х без боя взять Москву.
Взятие Москвы
Через месяц Ликсутов был назначен советником мэра Москвы по транспорту, а вскоре и заместителем мэра и главным куратором программы развития транспорта в столице с бюджетом 2,2 трлн рублей. В его ведении обновление парка метро, создание линий скоростных трамваев и проект организации пассажирского движения по Малому кольцу Московской железной дороги. У кого будут закупать подвижной состав под эти программы? Все будет в рамках закона и на открытых тендерах, заявляет правительство Москвы.
Первый тендер должен был состояться в июле 2012-го, но антимонопольная служба отменила его: конкуренты, «Уралвагонзавод» и «Синара», заявили, что конкурсная документация была составлена под модель Alstom и «Трансмашхолдинга». В декабре этот контракт на 8,46 млрд рублей выиграл государственный «Уралвагонзавод». «Они расставили своих людей на ключевых позициях, но это не значит, что они будут всегда влиятельны, — рассуждает топ-менеджер с недавних пор любимого Путиным «Уралвагонзавода». — Сегодня они в этих креслах, завтра — нет».
Но план Махмудова не ограничен поставками техники. В июне 2011 года зарегистрировано ОАО «МКЖД», совместная компания РЖД и мэрии Москвы по развитию малого железнодорожного кольца Москвы. Объем инвестиций в проект оценивался в 100–150 млрд рублей. Ее возглавил Михаил Хромов, с 2003 года занимавший руководящие посты в «Трансмашхолдинге». Он же по совместительству гендиректор «Центральной пригородной пассажирской компании», по 25% акций которой владеют правительства Москвы и Московской области, а остальными — структуры Махмудова, Бокарева, Глинки и Комиссарова. Доля Центральной ППК в пригородных пассажирских перевозках в Московском регионе превышает 80%, в России — 56%.
Зачем Махмудову пассажирские перевозки, которые РЖД всегда называет убыточными? Центральная ППК по итогам 2011 года получила 5 млрд рублей чистой прибыли, отвечает Хромов на вопрос Forbes. Не меньше ожидается и по итогам 2012 года, когда компания перевезла 568 млн человек.
«Все думали, что на дотационном бизнесе много не заработаешь, — рассказывает один из партнеров Махмудова. — Но когда дошли до цифр, у всех глаза загорелись: 500 млн человек в год проходит плюс малое кольцо — еще 200–250 млн. А это торговля, общепит, платежные системы и прочее, и прочее!»
Московские власти планируют потратить на создание железнодорожной инфраструктуры 55 млрд рублей и привлечь 15 млрд рублей частных инвестиций на строительство 31 пересадочного узла. У Центральной ППК есть все, чтобы соответствовать и победить в конкурсе на строительство пересадочных узлов, убежден Хромов. Если она победит, то будет закупать подвижной состав и для МКЖД. У кого? «А какие еще есть варианты?» — смеясь, отвечает один из партнеров Махмудова. А как же конфликт интересов? Хромов отвечает, что, пока реализация проекта МКЖД не началась, никакого конфликта и нет. «Когда возникнет, я решу эти вопросы», — уклончиво заключает он.
Новые друзья и новые идеи
Ветеран 1990-х Махмудов встроился в новые реалии. Теперь у него есть новые, «правильные» партнеры, такие как Якунин в «Трансмашхолдинге». Например, в 2012 году Махмудов и Бокарев купили 13% железнодорожного оператора «Трансойл», подконтрольного Геннадию Тимченко. А 7,5% акций «Кузбассразрезугля» принадлежат Виталию Юсуфову, рассказали Forbes источники, близкие к обеим сторонам сделки.
Зачем ему новые партнеры? Знакомый Махмудова, услышав этот вопрос, рассмеялся: «Сами, что ли, не понимаете?» От «старых друзей» из 1990-х Махмудов хорошо усвоил урок Черных: никаких «понятийных» договоренностей, все официально и все, даже самые младшие партнеры, имеют юридически оформленные доли.
А на задворках большого бизнеса, в дальнем уголке империи Махмудова лежит одна «игрушка», которая даже не является бизнесом в строгом смысле. В 2004 году глава «Роскосмоса» Анатолий Перминов и Махмудов подписали соглашение о его участии в проекте «Наземный старт», запускающем частные спутники с Байконура. В 2008–2011 годах было запущено всего пять спутников, но партнер Махмудова говорит, что это своего рода форпост, «чтобы быть в тусовке и следить, что происходит в отрасли». Рано или поздно Россия придет к тому же, что США, — передаче производства и запуска космической техники в частные руки, говорит он. «Пока это в самом начале, но тем не менее. Вот мы и ждем. Может, будем и частные полеты в космос организовывать, отрасль интересная, почему нет?» Трудно поверить? Как мы знаем, когда Махмудов решал войти в какую-то отрасль, остановить его было практически невозможно.
При участии Ирины Малковой
*Комментарий пресс-службы Олега Дерипаски:
«В майском номере журнала Forbes была опубликована статья «Искандер Завоеватель». В статье говорится о работе Олега Дерипаска на Михаила Черного и Льва Черного в качестве руководителя принадлежащих им компаний, о том, что Михаил Черной создал компанию «Сибирский алюминий», которую возглавил Олег Дерипаска, о причастности Михаила Черного к созданию компании «РУСАЛ», о продаже Михаилом Черным Олегу Дерипаска доли вкомпании «РУСАЛ», об оплате указанной доли Олегом Дерипаска и Искандером Махмудовым в 2001-2002 годах.
Мы считаем необходимым отметить, что Олег Дерипаска никогда не был партнером Михаила Черного. Олег Дерипаска никогда не работал руководителем компаний, принадлежащих Михаилу и Льву Черным. Михаил Черной не имеет отношения к созданию компаний «Сибирский алюминий» и «РУСАЛ».
Михаил Черной не мог продать долю в компании «РУСАЛ» Олегу Дерипаска, поскольку никогда не владел данным активом. Соответственно, указанная доля не могла быть оплачена Олегом Дерипаска. Документы, якобы подписанные 10 марта 2001 года,рассматривали в рамках спора в английском суде, и их реальная природа и подлинность не были установлены судом либо подтверждены иным образом».