Финансовая деятельность что это
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Смотреть что такое «ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» в других словарях:
Финансовая деятельность — деятельность с финансами, на финансовом рынке, в РФ отличается от инвестиционной деятельности как деятельность, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера,… … Википедия
Финансовая деятельность — (financial activity) операции по привлечению средств от акционеров и кредиторов и выплатам им, т. е. операции, связанные с долгосрочными обязательствами и собственным капиталом компании … Экономико-математический словарь
финансовая деятельность — Операции по привлечению средств от акционеров и кредиторов и выплатам им, т. е. операции, связанные с долгосрочными обязательствами и собственным капиталом компании. [http://slovar lopatnikov.ru/] Тематики экономика EN financial activity … Справочник технического переводчика
Финансовая деятельность — Финансовой деятельностью считается деятельность организации, в результате которой изменяются величина и состав собственного капитала организации, заемных средств (поступления от выпуска акций, облигаций, предоставления другими организациями… … Официальная терминология
Финансовая деятельность — (FINANCING ACTIVITIES) Деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе капитала и заемных средств компании … Финансы и биржа: словарь терминов
Финансовая деятельность государства — Финансовая деятельность государства реализация финансовой политики государства, является составной частью механизма социального управления и представляет собой разновидность государственной и юридической деятельности, носящей публичный… … Википедия
Финансовая деятельность государства — осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов ( финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Словарь… … Словарь бизнес-терминов
Финансовая деятельность Церкви сайентологии — Церковь саентологии платит своим членам 10 % комиссии за каждого привлеченного человека, проходящего обучение или консультирование.[1][2] Кроме того, зарубежные отделения Церкви саентологии платят ЦС около 10 % от своих доходов.[3] Плата за… … Википедия
Финансовая деятельность Церкви Саентологии — Церковь саентологии платит своим членам 10 % комиссии за каждого привлеченного человека, проходящего обучение или консультирование.[1][2] Кроме того, зарубежные отделения Церкви саентологии платят ЦС около 10 % от своих доходов.[3] Плата за… … Википедия
Финансовая деятельность Церкви саентологии — Эта статья является предметом процедуры посредничества. В настоящее время вокруг статьи происходит сложный конфликт участников, из за чего начата процедура посредничества. Просьба вносить свои правки в соответствии с принятыми решениями… … Википедия
Управление финансами предприятия: методы и оценка
От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.
Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации.
В чем заключается управление финансами организации или предприятия
Управление финансами предприятия — это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.
Финансовый механизм (менеджмент) предприятий — это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.
Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной — как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной — как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).
Ключевая цель финансового механизма — максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.
Финансовая деятельность предприятия — это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.
Какие цели преследует управление финансами предприятия
Ключевые цели управления финансами предприятия — это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.
Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)
Управление финансами коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Максимизация этого показателя, соответственно — то, к чему стремится каждая компания. Прибыль не только позволяет обеспечить дальнейшее развитие предприятия (за счёт инвестирования в различные направления), но и отражается степень эффективности работы организации. От роста прибыли напрямую зависит увеличение доходов владельцев бизнеса. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. В денежном выражении она отражает результаты деятельности предприятия. Эффективность работы компании в относительном выражении определяется на основе показателя рентабельности, который рассчитывается как соотношение полученной прибыли к выручке или другим показателям (себестоимости, капиталу, активам и др.).
Цель № 2. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала
Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке. Цель
№ 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)
Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность — это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.
Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)
Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности — ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:
Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.
В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.
В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.
Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.
Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия
В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).
Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.
1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:
2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров. Функции отчёта:
3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности. Функции отчёта:
С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.
Основные методы управления финансами предприятия
В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.
Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.
Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.
Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.
Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).
Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.
Как строится антикризисное управление финансами предприятия
Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.
В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.
По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.
На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса
Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис
Обеспечение достаточности денежных средств
Рассчитать оптимальный для предприятия объём свободных денежных средств можно с помощью различных методов.
Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где
Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).
Экономия на текущих затратах предприятия
Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.
Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия
Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.
Отличительные черты реструктуризации:
Управление дебиторской задолженностью
Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.
Реструктуризация предприятия
Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.
Как оценить эффективное управление финансами предприятия
Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:
Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.
1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.
2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.
3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.
4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.
5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.
6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие “длинных” денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.
7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.
8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).
Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом
Тема 2. Управление финансами
Целью изучения темы является освоение общих основ управления финансами.
Достижение цели предусматривает решение следующих задач :
Оглавление
2.1. Общие основы управления финансами
2.1.1. Сущность управления финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. Существуют разные определения термина «управление». В наиболее общем виде управление – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.
В управлении финансами, как и в любой другой системе управления, выделяются объекты и субъекты управления . В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
Субъекты управления применяют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.
Планирование занимает важное место в системе управления финансами. В процессе планирования субъект хозяйствования оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования.
Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации и имеющих цель получения максимального эффекта при возможном минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Содержанием оперативного управления является маневрирование финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест, решения вновь возникающих задач и т. д.
Контроль осуществляется и в процессе планирования, и на стадии оперативного управления. Он позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути их более эффективного использования.
Выделяют стратегическое и оперативное управление финансами. Стратегическое управление финансами выражается прежде всего в определении необходимого для решения долгосрочных задач объема финансовых ресурсов на основе прогнозирования. Оно осуществляется органами государственного и экономического управления: законодательными органами Российской Федерации, аппаратом Президента, Министерством финансов и др. Оперативное или текущее управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений (отделов) местных Советов, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий и организаций и т. д.
2.1.2. Прямые и косвенные методы государственного регулирования финансов
Государственное регулирование финансов может носить как прямой, так и косвенный характер.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются прежде всего через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизм регулирования доходов работающего населения и т. п. Таким образом, эти взаимоотношения носят опосредованный (косвенный) характер.
К косвенным методам государственного регулирования финансов относятся:
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т. д.
2.1.3. Органы управления финансами
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы:
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
Министерство финансов включает в себя следующие основные подразделения:
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты служат:
2.2. Финансовое планирование, финансовый контроль
2.2.1. Финансовое планирование и прогнозирование
Существуют различные определения понятия «планирование». Однако, при всем многообразии определений, можно выделить ряд общих признаков, которые характеризуют эту деятельность: регламентированность; связь с обработкой информации; направленность на достижение определенных целей; временной характер.
Под планированием мы будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность планов. Планирование выступает в качестве действенного инструмента достижения поставленных целей посредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Основная задача планирования состоит в своевременном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Принято выделять среднесрочное (5—10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих пред всеми субъектами финансовой системы.
Основными методами финансового прогнозирования являются:
2.2.2. Виды финансовых планов, формируемых на уровне государства и его субъектов
Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системе народно-хозяйственного планирования. Относительная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предполагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы.
Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы, перераспределяемые между отдельными субъектами финансовой системы. Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федерации, органов местного самоуправления), являющихся формой образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.
Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами и нормативами, определенными законодательством Российской Федерации, субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.
Кроме бюджетов на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления формируются внебюджетные фонды. Движение денежных средств в этих фондах отражается в сметах доходов и расходов. Эти сметы представляют собой финансовые планы внебюджетных фондов.
На общегосударственном и территориальном уровнях в систему финансового планирования включается также разработка и реализация перспективных финансовых планов, финансовых балансов, а также балансов движения доходов и расходов населения.
Перспективное финансовое планирование осуществляется в целях обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики, а также комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов, выявления долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия необходимых мер.
Перспективные финансовые планы формируются на три года, из которых первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов формируется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.
Сводный финансовый баланс государства разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, предусмотренных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.
Баланс денежных доходов и расходов населения отражает движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах. Денежные доходы населения формируются из трех источников:
Расходы подразделяются на:
Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.
2.2.3. Планирование на уровне хозяйствующего субъекта: сущность, виды планов
Выделяют различные типы финансовых планов на уровне хозяйствующего субъекта: стратегические и текущие, долгосрочные и краткосрочные.
Стратегический финансовый план разрабатывается исходя из целей ведения бизнеса, с учетом макроэкономических процессов в экономике, финансовой политики государства, развития финансовых рынков и т. п. Стратегический план должен содержать следующую основную информацию:
Текущие финансовые планы разрабатываются с учетом прогнозных тенденций и в конечном итоге принимают форму баланса доходов и расходов предприятий, в котором отражаются все стороны его предполагаемой финансово-хозяйственной деятельности, определяются направления обеспечения наивысшей рентабельности, сферы наиболее эффективного вложения ресурсов, источники финансирования инвестиций и др.
Главными задачами текущего планирования являются:
Долгосрочные и краткосрочные планы отличаются не только масштабом, но и целями планирования. Если главной целью долгосрочного планирования является определение допустимых с позиции финансовой устойчивости темпов расширения фирмы, то целью краткосрочного планирования является обеспечение постоянной платежеспособности предприятия.
Выделяют следующие этапы финансового планирования на предприятии:
2.2.4. Финансовый контроль
Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов: государства, предприятий и учреждений. Он включает в себя контроль за соблюдением финансово-экономического законодательства в процессе формирования и использования денежных фондов, оценку эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразность произведенных расходов.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Финансовый контроль на уровне государства включает в себя разработку, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль над финансовой деятельностью предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства за негосударственной сферой экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидии и кредитов, а также соблюдение установленных Правительством РФ правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства. Предметом проверок выступают такие стоимостные показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения. Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них (бартерные сделки).
Финансовый контроль включает проверку:
Задачи финансового контроля:
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет общий уровень организации учета в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация — главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:
По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет большое значение для предупреждения нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов в процессе составления, рассмотрения и утверждения бюджетных планов всех уровней, смет внебюджетных фондов на макроуровне. На микроуровне — в процессе разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составления прогнозов балансов хозяйствующих структур.
Последующий финансовый контроль проводится путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и оценки эффективности осуществления финансовой стратегии, связан с предварительным контролем и базируется на его выводах.
По методам проведения финансовый контроль подразделяется на: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.
Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.
Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т. д.
Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др. Он предполагает контроль над соблюдением установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.
Ревизия — наиболее распространенная форма финансового контроля, представляющая собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.
На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.
Государственный финансовый контроль проводится органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. На федеральном уровне органом, осуществляющим финансовый контроль по линии законодательной власти, является Парламент Российской Федерации — при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и отчета об его исполнении.
Органом финансового контроля Совета Федерации и Государственной Думы РФ является Счетная палата Российской Федерации. Счетная палата является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образованным Федеральным Собранием и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты РФ направлена на все субъекты хозяйствования, независимо от форм собственности, ведомственной и общественной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации, если они оперируют средствами федерального бюджета, используют или управляют федеральной собственностью, если им предоставлены налоговые, таможенные льготы либо иные преимущества. При этом Счетная палата не может осуществлять финансовый контроль в организациях, подведомственных субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
Основным органом государственного финансового контроля по линии исполнительной власти является Министерство финансов РФ, осуществляющее возложенные на него задачи контроля в ходе исполнения бюджета и расходования государственных средств. Финансовые органы субъектов Федерации также наделены правами осуществления государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств соответствующего уровня.
Государственный финансовый контроль осуществляется также и рядом других государственных органов: Центральным банком РФ, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (Росимущество), Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ и др.
Выводы
Вопросы для самопроверки
Литература
Законодательные и инструктивные материалы
Версия для печати
Хрестоматия
Практикумы
«Практикум» содержит методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 2 теме дисциплины «финансы»