Философы рационалисты считали что человек овладевает знаниями благодаря
Философы рационалисты считали что человек овладевает знаниями благодаря?
Философы рационалисты считали что человек овладевает знаниями благодаря.
Внутреннему духу то есть душе.
Какое знание можно считать истинным?
Какое знание можно считать истинным.
Философ эпохи Возраждения Николай Кузанский утверждает, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага»?
Философ эпохи Возраждения Николай Кузанский утверждает, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага».
Как вы понимаете мысль философа?
Согласны ли вы с этим суждением?
Свой ответ аргументируйте.
К какому виду знаний относится философия?
К какому виду знаний относится философия?
К социальному или гуманитарному знанию?
Верны ли суждения о процессе познания?
Верны ли суждения о процессе познания?
1. только благодаря оргоном чувст человек овладевает истеными знаниями.
2научное познание всегда протикает независено от чувственного опыта.
Образование?
Обучение, воспитание, философия, бакалавриат?
В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
1. какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?
1. какие проблемы и почему относят к вечным вопросам философии?
2. Покажите роль социальной философии в постижении общества?
3. каковы основные разделы философского знания?
Какое знание следует считать истиным?
Какое знание следует считать истиным?
В какой мере оно доступно познающему человеку?
Какими способами достигаются истиные знания?
Философы рационалисты считали что человек овладевает знаниями благодаря
Любую идею можно извратить, довести до крайности, имеющей противоположный задуманному знак. Поэтому опасно присягать на верность идеям.
Цели: выяснить проблему истины и той цены, которую человек платит за обладание ею; ознакомить с уровнями и компонентами теоретического уровня научного исследования, критериями истины;
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент
(Учитель сообщает тему и цели урока.)
Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Роль общественно-исторической практики в процессе познания.
2. Истина относительная и абсолютная.
3. Процесс исследования.
4. Индукция и дедукция.
5. Уровни и методы познания.
II. Проверка домашнего задания
— Выполните тестовые задания (6 учащихся).
1. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к.
а) адаптации к окружающей среде;
б) устойчивому прямохождению;
в) целенаправленной деятельности;
2. Понятие «личность» обозначает, что это.
а) любой член общества;
б) специфическое содержание человека как участника определенных общественных отношений;
в) особо выдающийся человек.
3. Логически связывая суждения, человек приходит к.
4. Процесс познания идет тогда, когда.
а) человек созерцает мир и описывает его;
б) человек специально обучается в образовательном учреждении;
в) человек активно преобразует мир.
5. Верны ли следующие суждения?
А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.
Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.
в) оба суждения верны;
г) оба суждения неверны.
6. В индивидуальности человека выражается.
а) его принадлежность к человеческому роду;
б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;
в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;
г) его принадлежность к определенной социальной группе.
7. Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется.
8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый.
а) использует эксперимент;
б) подходит к работе творчески;
в) развивает свои интеллектуальные возможности;
г) добывает знание, новое для человечества.
9. Рациональное познание в отличие от чувственного.
а) создает зрительный образ предмета;
б) выделяет существенные признаки предмета;
в) формирует знания и представления о предмете.
10. Современным представлениям о познании соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) существует единственный правильный метод познания;
б) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление;
в) результаты познания не отражают особенностей субъекта;
г) познание не зависит от нашего способа постановки вопросов.
1. Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к.
а) созданию форм общения;
б) чувственному восприятию;
г) обучению потомства.
2 Поурочные разработки по обществознанию
3. Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется.
4. Философы-рационалисты считали, что человек овладевает знаниями благодаря.
а) чувственному опыту;
б) историческому опыту;
5. Признаком, отличающим человека от животного, является.
а) проявление активности;
в) приспособление к среде обитания;
г) взаимодействие с окружающим миром.
6. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
в) верны оба суждения;
г) оба суждения неверны.
7. Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется.
8. Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется.
9. Современным представлениям о познании мира соответству-ет(ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) познание не зависит от нашего способа постановки вопроса;
б) результат познания не отражает особенностей субъекта;
в) существует единственно правильный метод познания;
г) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
10. Рациональное познание в отличие от чувственного.
а) нацелено на достижение истины;
б) формирует знания и представления о предмете;
в) выделяет существенные признаки предмета;
г) создает зрительный образ предмета.
1. Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность:
а) к присваивающей деятельности;
б) устойчивому прямохождению;
в) созданию форм общения;
г) воспроизводству общества.
2. «Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию.
3. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется.
4. Кто более не способен к познанию?
а) здоровый человек, не желающий учиться и не любящий читать;
б) человек слепоглухонемой от рождения;
в) человек, изолированный от общества в младенческом возрасте.
5. И чувственное, и рациональное познание.
а) формирует знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) начинается с ощущения;
г) дает наглядный образ предмета.
6. Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать.
7. В познавательной деятельности в отличие от трудовой.
а) средства должны соответствовать целям;
б) субъектом выступает отдельная личность;
в) цель состоит в получении достоверного знания;
г) результатом является создание нового продукта.
а) форма рационального познания;
б) психическое свойство, присущее только человеку;
в) форма чувственного познания;
г) способ объяснения мира.
9. Рациональное познание в отличие от чувственного.
а) дает истинные знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) расширяет представление о мире;
г) опирается на ощущения.
10. В процессе чувственного познания происходит.
а) непосредственное восприятие предмета;
б) систематизация информации;
в) классификация полученных данных;
г) формирование понятий.
• оценка «5» ставится за 9-10 правильных ответов;
• оценка «4» ставится за 8-7 правильных ответов;
• оценка «3» ставится за 6 правильных ответов;
• оценка «2» ставится за 5 и менее правильных ответов. Ответы:
Тест 1: 1 в, 2 б, 3 б, 4 в, 5 в, 6 в, 7 б, 8 г, 9 б, 10 б.
Тест 2: 1 а, 2 в, 3 а, 4 в, 5 б, 6 б, 7 а, 8 б, 9 г, 10 в.
Тест 3: 1 б, 2 в, 3 б, 4 в, 5 а, 6 а, 7 в, 8 в, 9 б, 10 а.
— Выполним терминологический диктант.
(К доске вызываются два-три ученика. Как правило, это те, кто активно работал на прошлом уроке, но недостаточно, чтобы получить оценку. Учитель диктует определения. Вызванные к доске и остальные учащиеся записывают термины. Каждый термин оценивается в один балл, следовательно, в одном наборе должно быть не менее 5 терминов.
После написания блока терминов учитель спрашивает одного из сидящих в классе. Таким образом, можно сразу поставить 3-4 оценки. После проверки остальные учащиеся выставляют себе оценки в тетради. Затем учитель просит поднять руки тех, кто получил «5», «4», «3». Эти оценки не выставляются в журнал, но учитель имеет возможность сразу определить уровень усвоения терминов).
1. Человек, ощущения, чувственное познание, знание, рационализм.
2. Индивид, понятие, рациональное познание, сенсуализм, познание.
3. Личность, восприятие, интуиция, абстрактное мышление, индивидуальность.
(Обсуждение ответов на задания, выполненные дома.)
III. Изучение нового материала
1. Роль общественно-исторической практики в процессе познания
Как убедиться в том, что наше знание о предмете соответствует или не соответствует самому предмету? Ведь непосредственно знание и предмет нельзя сопоставить. Для этого существует общественно-историческая практика, или деятельность людей, преобразующая природу и общество, обеспечивающая его существование и развитие.
(Далее учитель раскрывает следующие тезисы, приводя соответствующие примеры:
2. Цели познания определяются потребностями практики.
4. Только единство теории и практики способствует углублению и расширению познания.)
— Практика является исходным пунктом, целью познания и критерием правильности знаний.
2. Истина относительная и абсолютная
— Прочитайте текст учебника Кравченко на с. 12-13. Что такое истина?
1) логический критерий предполагает, что наше высказывание о предмете соответствует самому предмету, т. е. является истинным при условии, что истинны посылки, из которых оно логически выведено;
В то же время у истины есть свои границы. Не являются знанием высказывания, не имеющие предмета. Понятие истины не может быть применено:
• к представлениям людей о нравственных, художественных и иных ценностях и идеалах;
• продуктам художественного творчества, вымыслам, фантазиям;
• предположениям, которые выдвигаются для объяснения мира, но не могут быть по разным причинам верифицированы (подтверждены) или фальсифицированы (отвергнуты);
• парадоксам самоотносимости («я знаю, что ничего не знаю»).
3. Процесс исследования
— Прочитайте текст учебника на с. 11-12.
— Составить логическую схему (для сильных учащихся).
— Выпишите все термины (для остальных учащихся).
4. Индукция и дедукция
(Рассказ учителя с опорой на текст учебника (с. 13).)
5. Уровни и методы познания
Уровней и видов познания много, но среди них выделяется научное познание, целью которого является установление истины на основе достоверных фактов и исходных посылок. Научное познание происходит по определенным правилам, и в этом его отличие от других видов познания. Например, на основе своего личного опыта и наблюдения за своими знакомыми человек сделал вывод: если детей воспитывать строго, они вырастут хорошими людьми.
— Достоверно ли это знание? ( Необходимо четко определиться с понятиями «строгое воспитание» и «хороший человек». Все может определяться не столько воспитанием, сколько наследственностью («яблочко от яблони недалеко падает»). Для достоверности необходим анализ большого количества семей по различным параметрам (например, в неблагополучной семье могут быть как потенциальные правонарушители, так и состоявшиеся успешные люди).)
(Далее учитель рассказывает о лженауках, которые используют авторитет науки и некоторые ее приемы.)
— Как отделить лженауку от науки?
В последнее время стали очень популярны гороскопы. Исходной посылкой является следующий тезис: «Расположение и движение небесных светил оказывает влияние на судьбы людей, а также явления живой и неживой природы». Это знание было зафиксировано в трактатах древних ученых. Но древние писали много такого, что сегодня признано абсолютно недостоверным, например, что Земля покоится на спинах трех черепах, где-то живут люди с песьими головами и одной ногой и т. п. Конечно, совпадения могут быть, но все они случайные.
(Учитель зачитывает свой гороскоп на день проведения урока и просит встать учащихся, у которых такой же зодиакальный знак.)
Научное познание имеет два уровня: эмпирический и теоретический.
Методами эмпирического познания являются наблюдение, эмпирическое описание и эксперимент.
Методами теоретического познания являются мыслительный эксперимент, гипотеза, теоретическое моделирование и формулирование совокупности научных выводов.
Научное исследование имеет определенный алгоритм:
1. Сбор эмпирической информации.
2. Выдвижение гипотезы.
3. Теоретическое моделирование, т. е. теоретическое выявление причинно-следственных связей между исследуемыми явлениями.
4. Эмпирическое исследование (постановка эксперимента, анализ данных наблюдения, исследование документов).
Но к удивлению ученых производительность труда в обеих группах выросла примерно в равной степени. Это поставило в тупик исследователей и заставило их выяснить другие факторы. Оказалось все элементарно просто: рабочие контрольной группы не хотели уступать своим товарищам из экспериментальной группы. Этот первый Хоторнский эксперимент стал началом серии исследований о значении человеческих взаимоотношений для роста производительности и эффективности труда. Эти исследования и открытия стали основой современного менеджмента.
(Далее учитель рассказывает об обыденном познании (оно прагматично, не требует доказательств, потому что основано на знаниях извне, фрагментарно); самопознании (познании собственного «я»), эстетическом познании (чувственно-эмоциональном постижении мира через художественные образы, созданные творческим воображением субъекта). Эстетическое познание всегда личностно ориентировано: одна и та же картина может нравиться и не нравиться разным людям.)
IV. Закрепление изученного материала
(Учитель организует фронтальную работу, итогом которой является таблица «Критерии истины».)
1. Опыт (эмпирический критерий)
Основан на данных чувственного познания
Органы чувств не всегда дают верную информацию; не все знания можно получить на основе чувственного опыта
2. Разум (рациональный критерий)
Новые знания выводятся из общих посылок по законам логики
Исходные посылки могут быть неточными или даже ошибочными
Эксперимент или практическое взаимодействие с другими предметами
Есть явления, которые нельзя подвергнуть воздействию
(Учитель подводит итог урока.)
Любое знание является относительной или абсолютной истиной. Научное знание отличается системным характером, доказательностью, преобладанием интеллектуальных методов познания и специально организованной исследовательской деятельностью.
1. Учебник Кравченко: с. 12-14, задание 3 и 4.
2. Учебник Боголюбова: с. 96-103, задания 1, 6; с. 105-111, задание 3.
Тестирование по теме «Познание окружающего мира»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 г. Красноармейска»
Тест по теме «Познание окружающего мира»
Подготовила учитель истории и обществознания
Полякова Татьяна Ивановна
Тест по теме «Познание окружающего мира»
Человеку как продукту социокультурной революции присуща способность к …
а) адаптации к окружающей среде; б) устойчивому прямохождению;
в) целенаправленной деятельности; г) добыванию пищи.
Понятие «личность» обозначает, что это…
а) любой член общества;
б) специфическое содержание человека как участника определенных общественных отношений;
в) особо выдающийся человек.
Логически связывая суждения, человек приходит к…
а) новым суждениям; б) умозаключениям; в) понятиям.
Процесс познания идет тогда, когда…
а) человек созерцает мир и описывает его;
б) человек специально обучается в образовательном учреждении;
в) человек активно преобразует мир.
Верны ли следующие суждения?
А. Прямохождение и подвижная кисть руки отличают человека от других живых существ.
Б. Человек в отличие от животного обладает сознанием и речью.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.
В индивидуальности человека выражается…
а) его принадлежность к человеческому роду;
б) его гражданский статус в единстве прав и обязанностей;
в) неповторимое своеобразие его социальных и природных качеств;
г) его принадлежность к определенной социальной группе.
Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый…
а) использует эксперимент;
б) подходит к работе творчески;
в) развивает свои интеллектуальные возможности;
г) добывает знание, новое для человечества.
Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) создает зрительный образ предмета;
б) выделяет существенные признаки предмета;
в) формирует знания и представления о предмете.
Современным представлениям о познании соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) существует единственный правильный метод познания;
б) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление;
в) результаты познания не отражают особенностей субъекта;
г) познание не зависит от нашего способа постановки вопросов.
Объективная реальность, данная в сознании человека – это…
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
Процесс самопознания не характеризуется…
а) определением своих способностей;
б) формированием отношения к своей внешности;
г) познанием общественных норм и ценностей.
Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
Субъект познания – это…
а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия, представления.
Б. Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
а) ощущения; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
К критериям истины относится…
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется….»
Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;
б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг другу.
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.
а) правильный ответ А. б) правильный ответ Б.
в) правильного ответа нет. г) правильны оба ответа.
а) гипотеза; б) теория; в) проблема; г) диспозиция.
Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемых явлений, на основе которых затем делаются обобщения различного уровня, называется…
а) метод индукции; б) анализ; в) синтез; г) метод дедукции.
Научное познание предполагает…
а) использование опыта повседневной жизни;
б) экспериментальную апробацию гипотезы;
в) понимание художественного текста;
г) интерпретацию исторических фактов.
Тест по теме «Познание окружающего мира»
Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к …
а) созданию форм общения; б) чувственному восприятию;
в) природной адаптации; г) обучению потомства.
а) индивид; б) индивидуальность; в) личность.
Чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется…
а) представлением; б) уподоблением; в) отвлечением.
Философы-рационалисты считали, что человек овладевает знаниями благодаря…
а) чувственному опыту; б) историческому опыту; в) разуму.
Признаком, отличающим человека от животного, является…
а) проявлением активности;
в) приспособление к среде обитания;
г) взаимодействие с окружающим миром.
Верны ли суждения о жизни человека в обществе:
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может сформироваться только в человеческом обществе.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба суждения верны; г) оба суждения неверны.
Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
Все то, что создано человеком, в своей совокупности называется…
а) наукой; б) культурой; в) искусством; г) экономикой.
Современным представлениям о познании мира соответствует (ют) следующее суждение (следующие суждения):
а) познание не зависит о т нашего способа постановки вопроса;
б) результат познания не отражает особенностей субъекта;
в) существует единственно правильный метод познания;
г) допускается существование различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) нацелено на достижение истины;
б) формирует знания и представления о предмете;
в) выделяет существенные признаки предмета;
г) создает зрительный образ предмета.
Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется…
а) познание; б) знание; в) истина; г) воображение.
Какой признак не свойственен самопознанию?
а) отражение объективной реальности;
б) выявление сущности своего «я»;
в) выявление своих способностей;
г) отражение индивидуальных ценностей.
Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить…
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
Объект познания – это…
а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
Выберите правильный ответ.
А. Ощущение, восприятие и понятие – это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение – это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется…
а) ощущение; б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется…
а) познанием; б) истиной; в) опытом; г) представлением.
Закончите фразу: «Главным критерием истины является…»
К особенностям научного познания относится…
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется…
а) теоретический; б) чувственный; в) эмпирический.
Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.
Б. Интуиция является одной из форм рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правилен ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется…
а) проблема; б) теория; в) гипотеза; г) диспозиция.
Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется…
а) метод индукции; б) метод дедукции; в) анализ; г) синтез.
Ненаучное познание предполагает…
а) понимание художественного текста;
б) интерпретацию исторических фактов;
в) использование опыта повседневной жизни;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
Тест по теме «Познание окружающего мира»
Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность:
а) к присваивающей деятельности; б) устойчивому прямохождению;
в) созданию форм общения; г) воспроизводству общества.
«Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами как продукт определенной социально-экономической формации». Это определение относится к понятию…
а) человек; б) гражданин; в) личность.
Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется…
а) мышлением; б) понятием; в) суждением.
Кто более не способен к познанию?
а) здоровый человек, не желающий учиться и не любящий читать;
б) человек слепоглухонемой от рождения;
в) человек, изолированный от общества в младенческом возрасте.
И чувственное, и рациональное познание…
а) формирует знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) начинается с ощущения;
г) дает наглядный образ предмета.
Результаты производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества в совокупности можно назвать…
а) культурой; б) экономикой; в) мировоззрением; г) историей.
В познавательной деятельности в отличие от трудовой…
а) средства должны соответствовать целям;
б) субъектом выступает отдельная личность;
в) цель состоит в получении достоверного знания;
г) результатом является создание нового продукта.
а) форма рационального познания;
б) психическое свойство, присущее только человеку;
в) форма чувственного познания;
г) способ объяснения мира.
Рациональное познание в отличие от чувственного…
а) дает истинные знания о предмете;
б) использует логические умозаключения;
в) расширяет представления о мире;
г) опирается на ощущения.
В процессе чувственного познания происходит…
а) непосредственное восприятие предмета;
б) систематизация информации;
в) классификация полученных данных;
г) формирование понятий.
Определение «осуществляющийся в ходе практики процесс обобщенного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие ее закономерных свойств и связей» относится к понятию…
а) познание; б) мировоззрение; в) мышление; г) представление.
а) мистическое переживание истины;
б) то, что не может быть переведено на язык разума;
в) непосредственное созерцание сущности, бездоказательное постижение истины;
г) познание через божественное озарение.
Определите вид познания, имеющий следующие особенности:
— стремление к объективности;
— особое значение эксперимента;
— преобладание логико-математических методов исследования.
Назовите немецкого философа, которому принадлежат вопросы:
— на что я могу надеяться?
— что я должен делать?
Закон в природе и обществе – это…
а) преобладающие или постоянные факты, отличающие определенные состояния;
б) устойчивая последовательность событий;
в) существенная связь между событиями;
г) некий порядок в мире и нашем разуме.
Направление в философии, отрицающее познаваемость мира, называется…
а) скептицизм; б) агностицизм; в) рационализм; г) сенсуализм.
Направление в философии, выражающее сомнение в существовании внешнего мира, называется…
а) сенсуализм; б) рационализм; в) агностицизм; г) скептицизм.
Выберите правильный ответ.
А. Абсолютная истина – это несомненное, неопровержимое, раз и навсегда установленное знание.
Б. Любое знание, если оно является истинным, представляет собой абсолютную истину.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
Какие уровни познания имеет научное познание?
а) эмпирический и теоретический;
б) чувственный и рациональный;
в) абсолютный и относительный.
Научное познание базируется на…
а) ответственности; б) объективности;
в) убежденности; г) потребности.
Гуманитарное познание предполагает…
а) понимание основ медицины;
б) использование опыта повседневной жизни;
в) интерпретацию исторических фактов;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
Метод познания, при котором изучаемые явления рассматриваются в динамике, в единстве и борьбе противоположностей, во всем многообразии их форм, называется…
а) диалектический метод; б) сравнительный метод;
в) метафизический метод; г) дедуктивный метод.
Совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем называется…
а) наблюдение; б) системный подход;
в) сравнительный метод; г) метод эмпирического описания.
Твердая уверенность человека в правоте и истинности разделяемых им взглядов – это…
а) мировоззрение; б) убеждение; в) сознание.
С точки зрения истинности или ложности возможно оценить…
а) эстетическое восприятие мира; б) паранаучные исследования;
в) социальный факт; г) итоги мысленного эксперимента.
Ключ к тестам по теме «Познание»
Тест 1. 1в, 2б, 3б, 4в, 5в, 6в, 7б, 8г, 9б, 10б, 11б, 12г, 13в, 14б, 15г, 16г, 17а, 18в, 19 истина, 20б, 21а, 22г, 23а, 24а, 25б.
Тест 2. 1а, 2в, 3а, 4в, 5б, 6б, 7а, 8б, 9г, 10в, 11а, 12а, 13а, 14в, 15в, 16б, 17в, 18б, 19 практика, 20а, 21в, 22в, 23а, 24б, 25в.
Тест 3. 1б, 2в, 3б, 4в, 5а, 6а, 7в, 8в, 9б, 10а, 11в, 12в, 13 рациональное, 14 И.Кант, 15а, 16б, 17г, 18а, 19а, 20б, 21в, 22а, 23б, 24б, 25г.
Список использованной литературы.
Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. М. «Вако». 2008.
Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. «Просвещение». 2011.
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово». 2010.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-051892
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
В Липецкой области начинающие педагоги получат 120 тысяч рублей
Время чтения: 0 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.