Философский вопрос что это
Философский вопрос что это
Думаю, что это вопрос, на который не так-то просто дать ответ. А если серьёзно, то вопрос требующий знаний по вопросам сосуществования людей и общества.
Кому как.Если задавать: Что нас ждет впереди? то зачем. Если сколько весит кг гвоздей? То глупо.И наконец:Вы счастливы? А то.Даже не вопрос.
значит, на него нет однозначного ответа, можно только обсудить его с разных точек зрения, соответственно отвечать на него не требуется
Связанный с размышлениями о жизни, о том каким надо быть как себя вести чтобы она была благополучна и предсказуема.
вопрос на который ты лично не знаешь точного ответа и начинаешь лить воду. Вот он и становиться филосовским
Вопрос, на который нет однозначного ответа, он требует способности мыслить и рассуждать, не тест вобщем.
Вопрос- на который можно ответить только после долгого размышления! Тема жизни-есть сама философия!
это вопросы, на которые учёные не знают ответа. Например: Что такое жизнь? Что она представляет
наверное это вопрос не имеющий однозначного ответа,а требующий размышления на заданную тему
предположу, что ответ на который подразумевает рассуждение и в итоге несколько точек зрения
вопросы,которые всегда сохраняют свое значение и актуальность) так сказать «вечные вопросы»
я понимаю это как вопрос, на которого нет четкого ответа, а рассуждать о котором можно вечно
возможно, вопрос, на который можно дать несколько ответов, или вовсе, не требующий ответа.
Теорема, которую пытаются доказать рассуждениями не всегда соответствующими реальности.
когда не знаешь, что ответить, то можно сказать с умным видом «Это вопрос философский!» :)))))
Вопрос, в ответ на который можно долго филосовствовать. Часто так и не приходя к ответу.
где можно подумать, и дать совет выходя из опыта миллионных лет и нравоучений )
Глубокие философские вопросы, которые заставляют задуматься #1
У любого человека в определенный момент жизни возникает стремление, далекое от утоления жажды, голода, желания секса — далекое от всего обычного, физиологического и праздного. Когда ты насыщен миром, то тебе хочется задуматься о чем-то более глубоком и вечном. Тебе хочется «поиграть» в философа, который способен разгадать главную тайну жизни. Но что это будет за тайна? У BroDude есть много кандидатов на эту роль — выведем их из тени в образе извечных философских вопросов.
Существует ли свобода воли?
Уверены, ты веришь, что свобода воли у тебя есть, ведь ты, к примеру, сам решил прочитать эту статью, не так ли? Но идея о свободе воли не так проста, как кажется. Она не характеризуется одной лишь способностью принимать повседневные решения. Когда мы говорим о свободе воли, то сразу в голове рождается сомнение, ведь любое наше действие или решение — это итог целой цепи событий, которые повлияли на наше текущее состояние.
Вот тебе простой пример:
Есть парень по имени Никита. Он не любит собак, ненавидит пиццу, по профессии — бухгалтер. Еще он недавно переехал в Москву из Урюпинска. Казалось бы, что всё это не связанные между собой вещи, которые были выбраны Никитой сознательно. Но давай предположим следующее: Никита не любит собак, потому что он рос один; он ненавидит пиццу, потому что в детстве он серьезно ею отравился; он стал бухгалтером, потому что его школьный учитель старался вызвать у Никиты интерес к цифрам; он переехал в Москву, потому что его близкий друг живет именно там. Другими словами, каждое решение неразрывно связано с событием, предопределением, случайным обстоятельством. И где тут твоя свобода воли?
Что делает тебя тобой?
Ты явно определяешь себя как личность — единственную в своем роде. И, вероятно, ты думаешь, что твоя личность находится в твоем теле — неизменно, вечно, до самой смерти. Однако, все мы знаем, что клетки отмирают, на их месте появляются новые. И что это получается? Твоя личность лежит на мертвых клетках? Личность не связана с физиологией? Тогда что такое личность?
Возможно, что это какое-то генетическое кодирование. Возможно, что твоя личность — это твое окружение, воспитание, опыт. Всё это сбивает с толку. И здесь нельзя найти верного ответа.
К примеру, есть такой парень, как Филипп. Он отличный теннисист со вспыльчивым характером, который хреново пишет. Как он стал такой личностью? Если он хорошо играет в теннис, то почему? Потому, что родился с правильными генами, или потому, что отец натаскивал его в этом спорте в детстве? Он вспыльчив из-за своего неврологического устройства или потому, что у него было хреновое детство, а мать постоянно срывала на нем гнев? Он плохо пишет, потому что его мозг не способен воспринимать грамматику русского языка или просто потому, что у него были ужасные учителя? Что сделало Филиппа Филиппом?
Почему мы видим сны?
Предполагается, что каждый человек периодически видит сны — яркие образы, звуки, картинки во сне, которые приходят не по желанию, а по иной причине. До сих пор нет единого мнения о том, зачем человеку нужны сны. В древних культурах люди верили, что сны являются посланием богов. Современные теории опираются, конечно, на другой фундамент.
К примеру, фрейдизм оценивает сны как попытки разума исполнить желания, причем для этого разум использует символику. Если хочешь сдать свой последний экзамен, то тебе приснится, как тебя коронуют, и корона здесь символизирует проходной балл.
Есть, конечно, теория из области фантастики, которая связана с темой параллельных вселенных, которую активно продвигают самые одиозные физики нашего времени. Так вот, если брать во внимание то, что параллельные вселенные существуют, то сны могут быть отголосками того, что ты делаешь в других вселенных. Если представить, что их бесчисленное множество, то в это вполне можно поверить.
Почему мы испытываем эмоции?
Эмоции есть практически у всех людей, а если их у тебя нет, то ты, вероятнее всего, психопат. Но мы так не думаем, ведь ты славный малый, который может прочувствовать своим сердцем что угодно. Вот только зачем нам нужны эмоции? Это эволюционное преимущество?
Возможно, что благодаря эмоциям наши предки смогли выжить — эмоции подталкивали их к спариванию. С другой стороны, есть масса созданий, к примеру, из царства растений, которые не испытывают эмоции и спокойно выживают. Поэтому логична мысль, что эмоции — это не продукт эволюции, а продукт нашей социальности. Общество делает нас злыми, добрыми, гневными, радостными — оно побуждает нас действовать таким образом, каким нам это выгодно при решении конкретных задач.
С другой стороны, эмоции чаще вредят, чем помогают, и где тогда польза от них? Порой кажется, что большинство человеческих эмоций — это злая шутка богов.
У животных есть душа?
Когда мы говорим «душа», то предполагаем, что это духовная и нематериальная часть человека, которая живет после смерти. Это не просто ум или сознание, и большинство людей в мире согласятся с этим. Разве что атеисты неудовлетворительно покачают головой.
Но если предположить, что душа есть, то есть ли она у животного? Когда мы смотрим на братьев наших меньших, особенно одомашненных, то нам легко убедиться в том, что они чувствуют любовь по отношению к человеку. С другой стороны, всё это может быть просто следствием наших многовековых действий по привязке животных к человеку. Нам нравится, когда коты мурлыкают, а собаки трутся носами о руку — нам нравится чувствовать это, и, возможно, мы просто надрессировали их проявлять такие «чувства» к людям.
И тут снова появляется вопрос о душе, ведь существо, наделенное душой, должно любить, страдать, чувствовать. Способно ли на это животное? Здесь много сомнений.
Может ли человек измениться?
Но если отбросить физическое и умственное развитие, то что остается? Остается человек, который совершает одни и те же ошибки. Достаточно посмотреть на своих знакомых, чтобы определить людей, которым ты точно сможешь довериться. Как правило, такие люди с самого знакомства оставляют приятное впечатление, они исполнительны, всегда делают то, что обещали. Иное дело — люди, с которыми ты дело иметь не будешь. Они обещают, но не выполняют. Много говорят, но мало делают. Хотят получить, но не хотят отдавать. А теперь вопрос: как часто в своей жизни ты наблюдал, что люди резко меняются? Вот мы — редко.
Поэтому человек, вполне вероятно, не может изменить себя, но он может подстроиться под окружение, чтобы логично реагировать на вызовы, учиться на своих ошибках, быть лучше.
Что такое сознание?
Нет никаких сомнений, что у нас есть сознание. Оно помогает двигаться нам сквозь время, помогает осознавать его. Растения, с другой стороны, вряд ли осознают, что в мире есть время — у них нет сознания. Или есть?
В этом вопросе заложена большая проблема для ученых. Они могут объяснить, как работает физика, как работает химия, как работает биология, как работает психология, но они не могут понять, как работает сознание.
При этом теорий много, но не одна из них не является объективным знанием.
Что придает жизни смысл?
Над этим вопросом ломают головы множество людей, не только философы и мыслители, но и простые работяги, подростки, домохозяйки. Каждый из нас хочет понять, в чем смысл жизни. Но никто из нас не получит точного ответа, потому что его попросту нет.
Впрочем, всегда есть варианты. Например, жизнь можно считать величайшей случайностью, этаким эволюционным вывертом, который ничего не значит. Если думать таким образом, то смысла в жизни нет — жизнь самодостаточна сама по себе, без всякого смысла.
Но если ты не веришь в случайности, то перед тобой открывается целый ворох смыслов. Смыслом жизни можно считать служение господину, как это считали самураи. Смыслом жизни можно считать размножение, ведь многие существа рождаются лишь затем, чтобы принести потомство. Смысл жизнь может быть скрыт в тайных книгах, популярных фильмах или даже в разговорах на кухне.
Есть ли у времени начало и конец?
Люди знают много фактов о времени. За это можно поблагодарить теорию относительности Эйнштейна, которая говорит нам, что пространство и время фактически являются «тканью» пространства-времени, которая может быть деформирована под действием силы тяжести и подобного.
Но было ли начало? Да, в мире есть хорошая идея (которая подкреплена некоторыми доказательствами), что пространственно-временная ткань нашей Вселенной появилась около 13,8 миллиардов лет назад. До этого вся Вселенная была сжата в точке. Было ли в этой точке время? Могло ли это время существовать без пространства? И если было начало времени, то будет ли его конец?
Философские вопросы: 135 вопросов для размышления
Философия — это изучение или попытка понять коренную природу реальности, существования и знания. Философские вопросы не имеют четких ответов. На самом деле, заданный философский вопрос часто приводит к еще большему количеству дополнительных вопросов.
Мы на saytpozitiva.ru уверены, что ответы на философские вопросы помогают нам понять себя и окружающий мир, а ключом к ответу является непредвзятость. Но для этого надо мыслить критически, системно и четко.
В этой статье мы собрали для размышления вопросы на философские темы о жизни, любви, человеческой природе, науке и технике, этике и морали. Некоторые вопросы довольно-таки сложные и вечные, тогда как другие простые и интересные.
Философские вопросы для размышления
Философские вопросы о жизни
Вечные или основные философские вопросы
Сложные философские вопросы на разные темы
Интересные вопросы философии
Философские вопросы о любви, отношениях и счастье
10 смешных философских вопросов
10 философских вопросов
Вместо заключения
Почему философские вопросы называют вечными?
Задавать вопросы — это суть человеческой природы. А любопытство заставляет людей открывать и узнавать обо всем, что их окружает. На протяжении всей истории человечества люди задали много вопросов, но которые они нашли исчерпывающие ответы.
Но есть вопросы, которые до сих пор остаются без ответов, их и называют вечными.
Что значит философский вопрос?
Это вопрос, на который нет однозначного и точного ответа. Каждый человек, отвечая на такой вопрос, пытается проанализировать и интерпретировать собственную точку зрения. Этот вопрос заставляет нас задуматься и по-другому мыслить, ведя к позитивной дискуссии.
Основной вопрос философии кратко (онтология бытия)
Основной вопрос философии – вопрос о соотношении бытия и мышления. Существует две стороны основного вопроса философии, над решением которых размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – соотношение наших мыслей и окружающего мир.
Суть основного вопроса философии
Это вопрос не только о соотношении бытия и сознания, а вопрос о соотношении человека, природы и мышления – трех систем. Философы по-разному трактуют эти системы, их соотношение, местонахождение и вовлеченность мышления в движение. Так, Платон считает, что идеи находятся вне вещей, по мнению Аристотеля, – идеи находятся в действительности, по мнению Канта, – мышление в голове человека, а Гегель утверждал, что идеи перемещаются – в природу, далее в человека и возвращаются в исходное состояние Абсолютной Идеи. (Горелов А.А.)
Такая постановка вопроса является традиционной, однако существуют различные мнения философов относительно основного вопроса философии.
Нужна помощь в написании работы?
Трактовки основного вопроса философии разными мыслитилями
Автор | Постановка основного вопроса философии |
---|---|
Декарт | Существую ли я? |
Эпикур | Как стать безмятежным и счастливым? |
Кант | Что такое человек? |
Ф.Энгельс | Что первично: материя или мышление? |
М.Хайдеггер | В чем смысл бытия? |
Р.Ротри | Кто мы? |
А.Камю | Стоит ли жизнь того, чтобы жить? |
Решение основного вопроса философии
Что является первичным, основополагающим, вытекающим одно из другого – бытие или сознание?
Основной вопрос философии
Мировоззренческая проблема взаимоотношения человека и мира подразумевает под собой проблему соотношения бытия и сознания. Это проблема может быть сформулирована различными способами, но само ее существование обусловлено наличием человеческого мышления и души.
Две стороны основного вопроса философии
Существует две стороны основного вопроса философии, над которым размышляют философы – онтологическая и гносеологическая. Первая сторона – онтологическая – подразумевает определение первичности бытия и сознания. Вторая сторона – гносеологическая – вопрос о познаваемости, то есть вопрос о том, как соотносятся наши мысли и окружающий мир, верны ли наши представления о мире, в состоянии ли мы познавать мир?
Решение основного вопроса философии
Решение всех философских проблем начинается с ответа на главный вопрос философии. В зависимости от специфики ответа на этот вопрос определяются и развиваются философские направления и школы.
Онтологическая сторона вопроса
Существует две точки зрения на онтологическую проблему решения основного вопроса философии, разделившие философов на две категории – идеалисты и материалисты. Первые утверждали, что природу и все материальное бытие было порождено духовными сущностями, вторые же, напротив, были уверены, что первичным являются природа и материя.
Следует отметить, что философы, размышляя над вопросом первичности, решают не вопрос о том, что появилось или возникло раньше – материя или сознание, а вопрос их соотношения – как они между собой соотносятся, что является первичным по отношению друг к другу. Идеалисты и материалисты по-разному понимают онтологическое отношение между миром и сознанием.
Субъективизм и объективизм как решение основного вопроса философии
Существует три варианта решения первой стороны вопроса (монистическая философия): материализм, субъективный и объективный идеализм.
Материализм
Внешний мир существует вне зависимости от нашего духа, сознания и мышления и является первичным по отношению к ним.
Зарождение материализма произошло в Древнем мире (Древний Китай – даосизм, Древняя Индия – чарвакалокаята, Древняя Греция – милетская школа). На протяжении своего развития одна форма сменяла другую – от натуралистического материализма античности до механистической формы Нового времени и диалектической формы в 19-20 вв. Представители механистического материализма: Ф.Бэкон, Гоббс, Гольбах и др. В соответствии с этой формой материальный мир – механизм, в котором все необходимо, обусловлено и имеет причину. Однако это касается только природы, но не общества, в котором, по мнению материалистов, действуют принципы морали, а не механические причины.
Материализм как решение основного вопроса философии
Современная форма материализма – диалектическая. Основоположники: К. Маркс и Ф.Энгельс. Суть его – ориентация на науку и практику, мобилизацию сил на качественное изменение жизни общества.
Субъективный идеализм
Внешний мир – продукт деятельности человеческого сознания и существует благодаря ему. Среди представителей субъективного идеализма такие философы как Беркли (1685-1753), Фихте (1762-1814) и др. Суть субъективного идеализма состоит в утверждении, что мир таков, каким мы его представляем. Все, что мы наблюдаем в мире – есть только лишь совокупность наших ощущений. Все воспринимаемые качества относительны: один и тот же предмет может казаться то большим, то маленьким – в зависимости от расстояния до него. Известный тезис Джорджа Беркли: «существовать – значит быть воспринимаемым», подразумевающий, что бытие – это то, что воспринимается через различные человеческие ощущения, а об объективном существовании вещей нельзя даже рассуждать.
Объективный идеализм
Представители объективного идеализма считают, что существует высший разум, благодаря которому появился мир вещей и человеческое сознание. В различных философских учениях этот разум (высшее духовное начало) имеет разное имя: Дух, Идея, Брахман т.п.
Поскольку этот мировой разум существует вне зависимости от человеческого сознания, отсюда и название – объективный идеализм. Представители этого направления: в Европе – Платон, Фома Аквинский, Гегель, ортодоксальные даршаны – в Индии.
Данные направления относятся к монистической философии (монизм). Кроме монистического учения философии существует другая концепция, именуемая как «дуализм» – дуалистические учения. К дуализму относится учение Декарта (1596-1650), считающего, что мир и сознание не зависят друг от друга.
Гносеологическая сторона вопроса
На вопрос о возможностях человеческого мышления познать окружающий мир также существуют различные ответы и точки зрения. Наибольшая часть людей, в том числе и философов, отвечают утвердительно на этот вопрос: «мир познаваем», что называется гносеологическим оптимизмом или гностицизм.
Однако существует категория философов, которые утверждают об ограниченности человеческого познания мира и невозможности его достоверного познания. Для такой позиции существует общеупотребительный термин – «агностицизм».
Агностицизм как решение основного вопроса философии
В античности агностицизм был представлен в форме скептицизма. Скептики размышляли над вопросом природы вещей, отношения человека к ним и последствия этого отношения к ним. Философы утверждали, что природа вещей нам неизвестна, а относиться к вещам следует скептически, избегая категорических суждений. Это повлечет за собой невозмутимость и счастье (отсутствие страданий). Представители скептицизма эпохи Возрождения: М. Монтень, П.Бейль. Представители агностицизма Нового времени: Юм и Кант.
В некоторых современных направлениях философии проявляются элементы агностицизма. Например, некоторые представители агностицизма считают, что мир не познаваем, и данный факт предлагают оценивать положительно, поскольку «познание утяжеляет существование».
Основной вопрос философии остается неразрешенными теряет свою актуальность. Философы утверждают, что основной вопрос философии может измениться, и главной проблемой станет вопрос о существовании человека, его самоидентификации, поиска смысла жизни и счастья.
10 главных философских вопросов
C того момента, как человек начал думать, он стремится понять окружающий мир и свое собственное существование. Он пытался объяснить это с помощью мифов, суеверий и религий с одной стороны и с помощью науки и философии с другой.
Религия предлагает ответы на многие из этих вопросов, но она базируется на божественном вмешательстве, которое церковь считает «авторитетным», и выражается догматической, иррациональной верой. Наука и философия отказываются от догматов и пытаются ответить на эти вопросы с помощью разума, логики и опыта.
Философия является довольно обширным и сложным понятием, но ее суть может быть сведена к поиску ответов на 10 вопросов, представленных ниже.
1. Какова природа Вселенной?
Откуда она взялась? Когда она начала существовать? Зачем она появилась? Что влияет на ее изменение? Она развивается или разрушается? Функционирует ли она сама по себе или нуждается в каком-то намеренном контроле, чтобы не превратиться в хаос?
2. Есть ли какое-то Высшее Существо?
Если да, то какова Его природа? Он создал Вселенную? Контролирует ли Он ее, и если да, то на каком уровне? Какова Его связь с человеком? Может ли Он вмешиваться в дела человека? Хороший ли Он? Если Он так хорош и всемогущ, то почему существует зло?
3. Каково место человека во Вселенной?
Является ли человек высшей формой развития во Вселенной или же он всего лишь незначительная песчинка в бесконечном пространстве? Является ли человеческий дух порождением каких-то высших духовных сил или он эволюционировал из материи? Как настроена Вселенная по отношению к человеку: дружелюбно, равнодушно или вовсе враждебно?
4. Что такое реальность?
Что такое сознание, и что такое мысль? Мысли реальны? Что главнее: сознание или материя? Создало ли сознание материю или материя эволюционировала в сознание? Откуда появляются идеи? Оказывают ли мысли какое-то влияние на нашу жизнь или это просто фантазии? Что такое Истина? Существует ли универсальная Истина, верная всегда для всех людей, или она индивидуальна для каждого?
5. Что определяет судьбу каждого человека?
Является ли человек творцом и движущей силой своей жизни или он живет под действием силы, над которой не имеет контроля? Есть ли свобода воли или наша жизнь определяется внешними факторами, и если так, то каковы эти факторы? Существует ли некая высшая сила, которая может вмешиваться в нашу жизнь? Или все предопределено от начала времен? Или наша жизнь — это случайный набор событий, явлений и случаев? Есть ли какой-то другой механизм контроля жизни, о котором мы не знаем?
6. Что такое добро и зло?
Что такое мораль? Что такое этика? Кто принял границы хорошего и плохого, правильного и неправильного? По какому принципу? Есть ли абсолютный стандарт определения хорошего или плохого независимо от личного мнения? Что делать, если решения других людей (общества, власти), определяющие рамки хорошего и плохого, противоречат личным убеждениям? Должны ли мы подчиняться другим или следовать своей собственной совести? Если в качестве ответа на пятый вопрос предположить, что мы не имеем свободы воли, то какая разница, как мы будем поступать в жизни, хорошо или плохо? Если у нас нет выбора, то изменится ли что-то от того, какими мы будем, добрыми или злыми?
7. Почему наша жизнь такая, какая она есть?
Какой должна быть идеальная жизнь? Как бы выглядело утопическое общество или рай на земле? Возможно ли вообще создать утопию? Если да, то как? Обеспечит ли утопия личную свободу? Что нужно будет делать с теми, кто будет против утопической системы? Если начать контролировать или наказывать их, будет ли это оставаться утопией?
8. Каковы идеальные отношения между личностью и государством?
Когда личность служит государству или когда государство служит личности? Какова идеальная форма правления? Когда человек вправе не подчиняться диктатуре государства? Какова предельно допустимая степень влияния государства? В каком случае человек, протестующий против установленных порядков, окажется прав?
9. Что такое образование?
Что важно знать молодым людям, а что нет? Кто должен контролировать образование: родители, сам учащийся, общество или государство? Должен ли человек быть образованным, чтобы быть свободным и жить по своим интересам? Или он должен подчинить свои желания служению другим людям или государству?