план по биографии пришвина

Биография Пришвина

Всего получено оценок: 3226.

Михаил Михайлович Пришвин (1873–1954 гг.) – известный советский писатель, прозаик, публицист. Автор большого количества произведений для детей, рассказов о природе и охоте. Серьезно изучал фотографирование и проиллюстрировал свои книги собственными снимками.

план по биографии пришвина. Смотреть фото план по биографии пришвина. Смотреть картинку план по биографии пришвина. Картинка про план по биографии пришвина. Фото план по биографии пришвина

Ранние годы

Родился Михаил 23 января (4 февраля) 1873 года в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он проиграл (после чего умер от паралича). Мать Пришвина осталась одна с пятью детьми и заложенным имением. Несмотря ни на что, она смогла дать им хорошее образование.

Образование

В биографии Михаила Пришвина первое образование было получено в деревенской школе. Затем же он перевелся в первый класс Елецкой гимназии, несколько раз оставался там на второй год. А через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет продолжил образование в Рижском политехническом институте.

В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму. После выхода из тюрьмы поехал за границу.
С 1900 по 1902 год Пришвин учился в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома.

Творчество писателя

Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году оставил свою профессию, стал работать корреспондентом в газетах и начал писать. Он бродил по лесам, много путешествовал, собирал фольклор. Все впечатления от путешествий, записанные им тогда, легли в основу его книг.

В краткой биографии Пришвина важно отметить, что в 1906 году впервые был опубликован его рассказ – «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907 г.), «За волшебным колобком» (1908 г.), «У стен града невидимого» (1908 г.). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя.

В 1930-х годах писатель совершил путешествие на Дальний Восток. Следующими книгами Пришвина были «Дорогие звери» и написанная на ее основе повесть «Жень-шень»(1933 г.), «Календарь природы» (1935 г.), роман «Кащеева цепь» и многие другие. Также высоко ценятся его «Дневники» (1905–1954 гг.).

«Певец русской природы» – так кратко охарактеризовал Пришвина писатель К. Паустовский. Действительно, все произведения Михаила Пришвина пропитаны особым отношением писателя к окружающей его природе, и изложены они в очень красивой языковой форме.

Смерть и наследие

Михаил Михайлович Пришвин умер 16 января 1954 года в Москве от рака желудка.

Писателю был установлен бронзовый памятник в г. Сергиев Посад в 2014 году, а в 2015 году он был торжественно открыт в день его рождения.

Именем писателя был назван открытый в 1982 году астероид №9539.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Источник

Краткие сведения о М.М.Пришвине

план по биографии пришвина. Смотреть фото план по биографии пришвина. Смотреть картинку план по биографии пришвина. Картинка про план по биографии пришвина. Фото план по биографии пришвина

6 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 52.

Тема. Краткие сведения о М.М.Пришвине.

Цель:

· познакомить с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина; подготовить к восприятию сказки-были «Кладовая солнца» в ходе сообщений о пребывании М.М.Пришвина в Переславле-Залесском и Усолье;

· расширить читательский кругозор учащихся, формировать умения выделять главное в ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся, развивать монологическую речь, коммуникативные умения;

· воспитывать интерес к жизни и творчеству М.М. Пришвина.

Оборудование: мультимедийная презентация.

I. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения С.А.Есенина «Разбуди меня завтра рано…».

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2.Сообщения учителя и учащихся, в ходе которых учащиеся заполняют правую часть таблицы.

План

Мои заметки об услышанном

1873 г. — дата рождение М.М. Пришвина в имении Хрущеве Елецкого уезда Орловской губернии

1882 г. — окончание сельской школы

1883—1888 гг. — учеба в Елецкой классической гим­назии, исключение

1889-1892 гг. — переезд в Тюмень, окончание Тюменского реального училища

1893 гг. — обучение в Рижском политехникуме (химико-агрономическое отделение)

1897 г. — арест за революционную деятельность и одиночное заключение

1900 г. – поездка за границу. Германия. Поступление в Лейпцигский университет.

1905 г. – работа в г.Луге на опытной станции «Заполье» и в журнале «Опытная агрономия»

1906 г. – этнографическая экспедиция в Олонецкую губернию. Работа над книгой «В краю непуганых птиц.

1918-1919 гг. – работа организатором краеведческого отдела, преподавателем русского языка в бывшей Елецкой гимназии.

1920 г. – работа в селе Алексино Дорогобужского района (учитель и директор школы). Организация музея усадебного типа в бывшем Барышникова и в Дорогобуже.

1922-1924 гг. – начало работы над автобиографическим романом «Кощеева цепь».

1925 г. – переезд в Пееславль-Залесский (дворец Перта Первого). Краеведческая работа. Книга «Родники Берендея».

1941 г. – эвакуация из Москвы в деревню Усолье Ярославской области.

1943 г. – появление «Рассказов о ленинградских детях». Награждение орденом Трудового Красного Знамени.

1945 г. – жизнь под Москвой в Пушкине, где написана «Кладовая солнца».

Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января (4 февраля) 1873 г. в Орловской губернии, неподалеку от Ельца.

Читать Пришвин научился рано. Книги стали его друзьями. Каждая новая книга была загадкой, тайной, которую он спешил разгадать. В раннем детстве любил читать про Бову-королевича, про Конька-горбунка, сказки Пушкина, Жуковского, позднее — Андерсена и Гримм. Приключении Робинзона и благородного рыцаря Дон Кихота Ламанчского тоже казались ему сказочными. Прочитанное в книгах и рассказанные няней и матерью сказки дополняли друг друга. Миша собирал ребят и увлекал их своими рассказами, недаром мать прозвала его «соловьем».

Себя он чувствовал героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью Моревну из сказки В.А.Жуковского «О царе Берендее, о сыне его Иване-дураке, о хитростях Кощея и о премудрости Кощеевой дочери Марьи Моревны». Марья Моревна стала для Миши воплощением всего прекрасного, доброго.

4.Сообщение учащегося. Чтение воспоминаний М.М.Пришвина.

Сообщение учащегося. Выразительное чтение фрагмента книги С.Липеровской «За волшебным словом».

Пришвина исключили из гимназии за дерзкое поведение, и в 1889 г. мать отправила его в Тюмень, к своему брату И.Игнатову. Будущий писатель учился в Александровском реальном училище, директором которого был выдающийся ученый Сибири Иван Словцов.

Благодаря хлопотам матери ему удается в 1900 г. выехать в Германию и поступить в Лейпцигский университет. Пребывание в Европе благотворно влияет на духовное становление молодого человека. Он слушает лекции известных профессоров, увлекается классической музыкой (в частности, Р. Вагнером). Пришвин получает лучшее по тем временам образование в области естественных и философских наук.

Вернувшись из Европы, молодой агроном Михаил Пришвин некоторое время служил в земстве Клина. Затем занимался с профессором Прянишниковым в Сельскохозяйственной академии в Москве, сотрудничал в агрономических журналах, написал научную книгу. В это время состоялось знакомство с известным русским языковедом академиком А.А.Шахматовым, который пригласил молодого агронома в фольклорную экспедицию в Олонецкий край. Мир природы и людей Русского Севера тех времен, не тронутый цивилизацией, жил по древним естественным законам. Пришвин вернулся из экспедиции с книгой, принесшей ему известность.

«В краю непуганых птиц» — путевые очерки, составленные из наблюдений над природой, бытом и речью северян. Через год после выхода в свет книги Императорское географическое общество присуждает Пришвину серебряную медаль и звание действительного члена Русского географического общества.

Последующие годы были необыкновенно плодотворными: в 1908 г. была написана книга «За волшебным колобком»; в 1909 г. — «Светлое озеро» о легендарном Китеже; «Адам и Ева» — очерки о Крыме; в 1910 г. — «Чёрный араб» об Аральском море; в 1911 г. — «Крутоярский зверь» и «Птичье кладбище»; в 1913 г. — «Славны бубны».

В годы Первой мировой войны он был фронтовым корреспондентом. После Октябрьской революции М.М. Пришвин некоторое время учительствовал на Смоленщине. В 1920-е гг. он начинает писать серии коротеньких охотничьих и детских рассказов. Впоследствии, в 1935 г., они вошли в книгу «Календарь природы».

6. Сообщение учащегося. Художественный пересказ рассказа «Болото» из книги «Календарь природы».

7. Выразительное чтение подготовленным учеником рассказа «Умершее озеро» из книги «Календарь природы».

В мае 1925 г. Михаил Михайлович совершает путешествие по реке Вексе, озеру Сомину, рекам Нерли Волжской и Кубре, которое он описал в «Календаре природы» и сборнике миниатюр «Времена года». В 1926 г. по заданию газеты «Рабочий путь» Пришвин приезжает на торфоразработки и пишет серию очерков. В 1935 г. Пришвин вновь приезжает на Переславскую землю. На этот раз он готовит материал о работе Усольского леспромхоза. Михаил Михайлович был неприятно поражен тем, что увидел. В своих дневниках он записал: «.люди вырубили прекрасный лес. Особенно жутко было встретить бор, изуродованный пожарами и порубками». Пришвин подготовил статью в газету «Известия», что имело большой резонанс, и бор был объявлен заповедной зоной. И сейчас в списках памятников природы Ярославской области сосновый бор от реки Куротень до села Усолье значится как «Пришвинский бор».

В августе 1941 г. Пришвин поселился в Усолье. Две зимы провел писатель в этом селе.

Именно здесь были написаны «Рассказы о прекрасной маме» — рассказы о детдомовских детях, вывезенных в Переславль из блокадного Ленинграда, а также «Повесть нашего времени» — книга о жизни поселка торфоразработчиков в годы войны. Здесь Михаил Михайлович заканчивает работу над романом «Кощеева цепь».

От дома к знаменитому Блудову болоту ведет тропинка, которую жители поселка Купанское называют «Тропой Пришвина». Здесь на лесных тропинках нашел Михаил Михайлович сюжеты своих прекрасны сказок — «Кладовая солнца» и «Корабельная чаща».

9. Обмен мнениями, обращение к заполненной таблице.

10. Просмотр слайдовой презентации или выставка.

Примерный список слайдов.

1. Фотографии М.М. Пришвина разных лет.

2. Памятник М.М. Пришвину в Ельце.

3. Бюст М.М. Пришвина в Ельце.

4. Памятник М.М. Пришвину в селе Становом.

5. Портрет М.М. Пришвина работы Р.Н. Зелинской.

11. Сообщение учащегося об истории написания портрета М.М. Пришвина Р.Н. Зелинской.

На сей раз сказка не исчезла, а стала реальностью. В 1947 году после больших физических и материальных затрат дом в Дунино наконец-то был отремонтирован и можно было в нем жить и работать. В этом доме и писала портрет М. Пришвина Раиса Зелинская. Писатель позировал ей на веранде, открытой солнцу и ветру. С нее виден весь окружающий пейзаж.

12. Обращение к фотографиям, сделанным в Усолье под Переславлем-Залесским.

В годы войны М.М. Пришвин отказался от эвакуации в глубокий тыл, выбрав своим местом проживания деревню Усолье под Переславлем-Залесским.

Фотографии, сделанные писателем в Переславском крае, представляют несомненный интерес. На них запечатлены живущие на «Ботике» ленинградские дети, местные жители, среди которых портреты героев пришвинских произведений, а также природа края.

В память о пребывании писателя в Переславском крае открыта мемориальная доска на доме в селе Усолье, где он жил с 1941 по 1943 г., улиц Переславля названа его именем. В 1966 г. имя Пришвина было присвоено и городской детской библиотеке.

IIІ. Подведение итогов урока.

IV. Домашнее задание.

1.Составить устный портрет писателя, опираясь на рассказ В.Г. Лидина (из книги «Люди и встречи»), материалы урока и статьи учебника «Перелистывая страницы».

2.Прочитать сказку-быль М.М. Пришвина «Кладовая солнца».

Подготовить сообщение о значении слов «сказка» и «быль».

Источник

Конспект урока литературы на тему: «Михаил Михайлович Пришвин. Биография.»

Биография Михаила Михайловича Пришвина

Могила Пришвина на Введенском кладбище Москвы.

Плита на могиле Пришвина на Введенском кладбище Москвы.

Мать — Мария Ивановна (1842—1914, урожд. Игнатова). Отец будущего писателя Михаил Дмитриевич Пришвин после семейного раздела получил во владение имение Констандылово и немало денег. Жил он по-барски, водил орловских рысаков, выигрывал призы на конных скачках, занимался садоводством и цветами, был страстным охотником.

Однажды отец проигрался в карты, поэтому пришлось продать конный завод и заложить имение. Он не пережил потрясения и умер, разбитый параличом. В романе «Кащеева цепь» Пришвин рассказывает, как здоровой рукой отец нарисовал ему «голубых бобров» — символ мечты, которой он не смог достичь. Тем не менее, матери будущего писателя, Марии Ивановне, происходившей из старообрядческого рода Игнатовых и оставшейся после смерти мужа с пятью детьми на руках и с имением, заложенным по двойной закладной, удалось выправить положение и дать детям достойное образование.

В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом, печатая свои очерки в различных газетах.

Сам Пришвин своей главной книгой считал «Дневники», которые он вёл в течение почти полувека (1905—1954) и объём которых в несколько раз больше самого полного, 8-томного собрания его сочинений. Опубликованные после отмены цензуры в 1980-х годах, они позволили по-другому взглянуть на М. М. Пришвина и на его творчество. Постоянная духовная работа, путь писателя к внутренней свободе подробно и ярко прослеживается в его богатых наблюдениями дневниках («Глаза земли», 1957; полностью опубликованные в 1990-х годах), где, в частности, дана картина процесса «раскрестьянивания» России и сталинской модели социализма, далёкая от той, что была притянута за уши идеологией; выражено гуманистическое стремление писателя утвердить «святость жизни» как высшую ценность.

план по биографии пришвина. Смотреть фото план по биографии пришвина. Смотреть картинку план по биографии пришвина. Картинка про план по биографии пришвина. Фото план по биографии пришвина

Михаил Михайлович Пришвин со своей «лейкой»

Писатель довёл до автоматизма все приёмы моментальной съёмки, записанные для памяти в дневнике:

надеть пенсне на шнурке — выдвинуть объектив — установить глубину резкости и выдержку (« скорост ь») — настроить фокус « движением безымянного пальца » — взвести — сбросить пенсне и нажать спуск — надеть пенсне — записать условия съёмки и т. д.

Пришвин писал, что с тех пор, как завел фотокамеру, он стал « фотографически думать », называл себя « художником света » и до того увлекся охотой с камерой, что не мог дождаться когда наступит « опять светозарное утро ». Работая над циклами « фотозаписей » « Паутинки », « Капли », « Почки », « Весна света » он делал снимки крупными планами при разных освещённостях и ракурсах, сопровождая каждую фотографию комментариями. Оценивая получившиеся визуальные образы, Пришвин записал в дневнике 26 сентября 1930 г.: « Конечно, настоящий фотограф снял бы лучше меня, но настоящему специалисту и в голову никогда не придет смотреть на то, что я снимаю: он это никогда не увидит ».

Знание и опыт фоторабот нашли своё отражение в некоторых сокровенных мыслях писателя, который писал в дневнике: « Наша республика похожа на фотографическую темную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри все освещено красным фонариком ».

Пришвин не надеялся обнародовать при жизни большинство из своих снимков. Негативы хранились в отдельных, в конвертиках, склеенных писателем собственноручно из папиросной бумаги, в коробках из-под конфет и сигарет. После смерти писателя его вдова Валерия Дмитриевна прятала негативы и сохранила их вместе с дневниками.

Краткое содержание сказки

Почти в каждом болоте кроется несметное богатство. Все травинки и былинки, растущие там, пропитывает солнце, насыщает своим теплом и светом. Умирая, растения не сгнивают, как в земле. Болото бережно сохраняет их, накапливая могучие пласты торфа, пропитанного солнечной энергией. Поэтому и называют болото «кладовой солнца». Такие кладовые разыскиваем мы, геологи. Эта история произошла в конце войны, в селе возле Блудова болота, что в Переславль-Залесском районе.

В соседнем от нас доме жили брат с сестрой. Двенадцатилетнюю девочку звали Настей, а её десятилетнего брата — Митрашей. Дети недавно осиротели — «их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне». Дети были очень милые. «Настя была как Золотая курочка на высоких ножках» с личиком, усыпанным золотистыми веснушками. Митраша был невысоким, плотным, упрямым и сильным. Соседи называли его «мужичок в мешочке». Сначала им помогали всем селом, а потом дети сами научились управляться с хозяйством и оказались очень самостоятельными.

Однажды весной дети решили пойти за клюквой. Обычно эту ягоду собирают осенью, но пролежав зиму под снегом, она становится вкуснее и полезнее. Митраша взял отцовское ружьё и компас, Настя — огромную корзину и еды. Когда-то отец рассказывал им, что в Блудовом болоте, возле Слепой елани есть нетронутая полянка, усыпанная ягодой. Туда-то дети и направились.

Вышли они затемно. Птицы ещё не пели, только за рекой слышался вой Серого Помещика — самого страшного волка в округе. К развилке дети подошли, когда солнце уже встало. Тут и вышел у них спор. Митраша хотел идти по компасу на север, как отец говорил, только северная тропка была нехоженой, чуть заметной. Настя хотела пойти торной тропой. Дети поругались, и каждый повернул на свою тропку.

Между тем компас привёл Митрашу прямо к Слепой елани. Здесь еле заметная тропка делала крюк, и мальчик решил его срезать напрямки. Впереди лежала ровная и чистая полянка. Митраша не знал, что это и есть гибельная топь. Мальчик прошёл больше половины, когда елань начала его засасывать. В одно мгновение он провалился по пояс. Митраше оставалось только лечь грудью на ружьё и застыть. Внезапно мальчик услышал, как его окликает сестра. Он отозвался, но ветер отнёс его крик в другую сторону, и Настя не услышала.

Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.

Источник

Конcпект урока литературы в 6 классе по теме: «Знакомство с биографией и творчеством М.М.Пришвина»

Конспект урока по литературе в 6 классе.

Образовательные: помочь обучающимся представить личность и творческую судьбу писателя; раскрыть особенности жанра произведения;

Развивающие: развивать навык владения культурными нормами и традициями русской речи; развивать склонность к исследовательской деятельности;

Воспитательные: воспитывать читательскую культуру школьников, воспитывать взаимопонимание.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Поприветствуем наших гостей. Повернулись, улыбнулись. Гости пришли посмотреть, как мы с вами сотрудничаем.

Прозвенел уже звонок,

Урок сегодня необычный,

От всех других весьма отличный.

Китайская пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь».

Как вы понимаете значение китайской пословицы? .

Последуем совету китайской пословицы: посмотрим, послушаем и подумаем, что общего между тем, что вы увидите и услышите. (чтение стихотворения учеником на фоне слайдовой презентации)

Звенит, смеется как младенец,

И смотрит солнышку вослед,-

И меж берез, домов, поленниц;

Горит, струясь, небесный свет!

Как над заплаканным младенцем,

Играя с нею после гроз,

Узорным чистым полотенцем

Свисает радуга с берез.

И сладко, сладко ночью звездной

Ей снится легкий скрип телег …

И вдруг разгневается грозно,

Совсем, как взрослый человек!

Как человек богоподобный

Внушает в гибельной борьбе

Пускай не ужас допотопный,

Но поклонение себе …

Какая тема объединяет слайдовую презентацию и лирическое произведение? (тема природы)

Природа-это то, что нас окружает; мир природы огромен и вечен.

Природа – это источник вдохновения для художников, композиторов, поэтов и писателей, каждый из которых видит природу по-своему.

С какими фамилиями писателей у вас ассоциируется тема природы?

Сегодня мы будем говорить о творчестве человека, который как никто из русских писателей проник в самые сокровенные тайны природы. Это Михаил Михайлович Пришвин. Вами уже прочитано его произведение «Кладовая солнца», поэтому мы будем говорить о писателе и о жанровых особенностях его произведения «Кладовая солнца».

Михаил Михайлович Пришвин изучению тайн природы посвятил почти всю свою жизнь. Кто же он замечательный художник слова 20 века? А на этот вопрос вы сможете ответить после просмотра презентации.

Слайд 3. Читать Пришвин научился рано. Книги стали его друзьями. Каждая новая книга была загадкой, тайной, которую он спешил разгадать. В раннем детстве он любил читать сказки А. Пушкина, В. Жуковского, а позднее Андерсена и братьев Гримм.

Слайд 4. Михаил Пришвин учился в Елецкой мужской гимназии, из которой был исключен за дерзкое поведение. В 1889г. мать отправила сына в Тюмень к своему брату, где Михаил учился в реальном училище, сдал экстерном экзамены за курс классической гимназии, поступил в Рижский политехнический институт. В 1899г. Михаил Пришвин едет в Германию, откуда возвращается 4 года спустя с дипломом агронома. Он работает на опытной сельскохозяйственной станции, готовит себя к научно-педагогической деятельности. Но пробудившийся интерес к литературе заставляет изменить свою судьбу.

Слайд 5. С 1905г. Михаил Пришвин становится писателем-путешественником. Результатом его первой экспедиции стали путевые очерки «В краю непуганых птиц». Он ездит и ходит пешком по всей стране.

Слайд 6. В 1925г. М. Пришвин в составе научной экспедиции Переславского краеведческого музея совершил путешествие по реке Вексе, озеру Сомину, рекам Нерли Волжской и Кубре. Участники экспедиции собирали коллекции насекомых, открыли стоянки первобытных людей. Это путешествие М. Пришвин описал на страницах «Календаря природы» и сборника миниатюр «Времена года».

Совершенно нельзя остаться равнодушным при виде этого пейзажа. Эти красивые места находятся в Ярославской области. Мы с вами заочно причастны к этой гармонии и должны гордиться тем, что мы живем рядом с нерукотворным творением матушки-природы, что в свое время на Ярославской земле жил М. Пришвин, а прототипы некоторых героев произведений были нашими земляками.

Слайд 7. Переславль-Залесский – один из древнейших городов центральной России. Он входит в состав Ярославской области и находится в 124 км. От Ярославля. М. Пришвин был очарован природой Ярославии, о чем он не раз упомянет в своих произведениях.

слайд 8 . Переславскую землю Пришвин звал «любимым краем».

«Мало найдется под Москвой мест красивее Ботика: с высоты овалом шесть на девять стелется озеро, совершенно прозрачное, с чудеснейшим пляжем. Направо из дымки выступает древний город как невидимый град, налево – леса, не дачные, а дикие, с лосями, медведями, и уходят, почти без перерыва, на север».

Слайд 10 . И сейчас в списках памятников природы Ярославской области сосновый бор от реки Куротень до села Усолье значится как Пришвинский бор.

Слайд 1 1 . В 1941г. началась Великая Отечественная война. К тому времени М. Пришвину было уже 68 лет. В числе других старейших деятелей культуры М. Пришвину было предложено эвакуироваться в Нальчик, но он выбрал уже известные места под Переславлем, село Усолье.

В этом доме М. М. Пришвин жил во время войны. Обстановка у Пришвиных была самая скромная: тахта из ящиков, пни вместо стульев, домотканые половики, да занавески из марли.

Слайд 1 3 . В окрестных селах и деревнях отыскивал писатель своих героев произведений. В селе Усолье жили дети-сироты Соня и Борис Александровы, с которыми дружил и помогал М. Пришвин. Александровы и стали прототипами Насти и Митраши. А вот имена эти герои получили от других пришвинских знакомых: Дмитрия Павловича и Анастасии Михайловны Коршуновых. Соседи их ласково называли Митрашей и Настей. Будучи детьми ходили они в лес за клюквой через страшное Блудово болото.

Мы посмотрели презентацию.

Слайд 14. Скажите, каким вы представляете М. Пришвина? (Он был человеком, который боролся со злом, добрый, внимательный к тому, что его окружает, любознательный …).

Слайд 1 5 . Произведение «Кладовая солнца» была написана в 1945г. для конкурса на лучшую книгу для детей и получила первую премию. Как вы думаете, почему это произведение было признано лучшим?( «Кладовая солнца» для детей, поэтому в произведении есть элементы сказочного и для взрослых. Автор обращается и «к тому ребенку, который живет в каждом из нас до могилы»).

Какие жанровые особенности вы заметили?

Что такое сказка? Что такое быль?

Можно ли утверждать, что в сказке-были событии являются вымышленными?

Где и когда происходят действия в произведении?

В какой момент герои произведения подходят к границе сказки?

Вспомните художественные образы, отдельные эпизоды, которые можно назвать сказочными.

(работа в парах: определение сказочного и реального)

Слайд 1 7 . Сравните ваши записи с таблицей на слайде.

Активное участие в судьбе детей принимают животные:

ворон, змея, сорока, волк;

1.События имеют реальную основу.

2.Подробное описание жизни детей и их самих.

Природные образы: ель, сосна, елочки-старушки, лежачий камень.

На камне надпись. Но именно во время отдыха на камне встает перед детьми проблема выбора пути.

Добро побеждает зло.

А теперь на основе записей постарайтесь ответить на вопрос: какие проблемы поднимает М. Пришвин через сказку, а какие через реальность? (Через сказку тема добра и зла. Через реальность – проблема отношений между людьми, проблема отношений между человеком и природы, проблема жизни и смерти. ВОВ – символ смерти, дети – жизни).

Итак, главные герои – природа и люди. Сказочное и реальное переплетается. Отсюда жанр – быль-сказка. Быль и сказка неразделимы в каждой детали текста.

На следующем уроке мы вновь встретимся с героями необычного произведения «Кладовая солнца».

Слайд 18. Домашнее задание: художественный пересказ спора Насти и Митраши от слов «В это время, отдохнув на камне и …» и до слов « … на все Блудово болото, зарычали, завыли, застонали» (стр. 184, 185); нарисовать иллюстрацию к эпизоду о ели и сосне, подобрать из текста цитаты для подписи под рисунком ( стр. 182, 183).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *