Философия жизни что это
Что такое философия жизни?
Понятие «философия жизни» имеет два значения:
Понятие жизни в философии
Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:
Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.
Иррационализм и философия жизни
Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.
Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.
Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.
Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:
Философия жизни и смерти
Книги о философии жизни для саморазвития
Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:
Фильмы о философии жизни
Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:
Философия жизни
Философия жизни (нем. Lebensphilosophie ) — иррационалистическое течение в европейской философии, получившее преимущественное развитие в Германии в конце XIX — начале XX веков.
Содержание
Происхождение
Содержание
Влияние
В дальнейшем философия жизни повлияла и подготовила появление герменевтики (через Дильтея) [5] и экзистенциализма [6] (через антропологию Шелера). Элементы философии жизни были заимствованы представителями гуманитарных науках (А. Тойнби, Л. Н. Гумилев), а также некоторыми идеологами Третьего Рейха (Э. Крик).
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Философия жизни» в других словарях:
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — направление в западно европейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, главным образом, в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с… … История Философии: Энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — направление в западноевропейской философской мысли, сложившееся в последней трети 19 в. в Германии и получившее известность, гл. обр., в первой трети 20 в. Ф.Ж. утрачивает самостоятельное значение после Второй мировой войны в связи с утверждением … Новейший философский словарь
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение конца 19 начала 20 вв., исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения жизнь истолковывается как… … Современная энциклопедия
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское течение кон. 19 нач. 20 вв., исходящее из понятия жизни как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения жизнь истолковывается как естественноорганическое… … Большой Энциклопедический словарь
Философия жизни — ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, философское течение конца 19 начала 20 вв., исходящее из понятия “жизни” как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения “жизнь” истолковывается как… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — направление, преимущественно в немецкой и отчасти французской философии, сложившееся в последней трети XIX начале XX веков. Ф.ж. возникла как оппозиция классическому рационализму и как реакция на кризис механистического естествознания. Теоретики… … Современная западная философия. Энциклопедический словарь
Философия жизни — иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением… … Большая советская энциклопедия
философия жизни — философское течение конца XIX начала XX вв., исходящее из понятия «жизни» как некоей интуитивно постигаемой органической целостности и творческой динамики бытия. В различных вариантах этого течения «жизнь» истолковывается как естественно… … Энциклопедический словарь
Философия жизни: основные понятия и ее представители
Содержание:
Предмет: | Философия |
Тип работы: | Реферат |
Язык: | Русский |
Дата добавления: | 30.05.2019 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
По этой ссылке вы сможете найти рефераты на любые темы и посмотреть как они написаны:
Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:
Введение:
Целью исследования является изучение «Философии жизни», ее сущности, видов и ее представителей.
В соответствии с темой были поставлены задачи:
Сущность «Философии жизни»
«Философия жизни» возникает в 60–70-х годах XIX века, достигает наибольшего влияния в первой четверти XX века; впоследствии его значение уменьшается, но ряд его принципов заимствованы такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие.
В некоторых отношениях такие направления близки к «философии жизни», как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науку о духе как о живом и творческом принципе, в отличие от науки о природе, и, во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезной для жизни, в-третьих, феноменология с ее требованием прямого созерцания явлений (явлений) в целом, в отличие от опосредованного мышления, конструирующего целые его части.
Идеологическими предшественниками «философии жизни» являются, прежде всего, немецкие романтики, с которыми многие представители этого направления связаны своим антибуржуазным настроением, стремлением к сильной, неделимой индивидуальности и стремлением к единству с природой. Как и романтизм, «философия жизни» отталкивается от механистически-рационального мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма, но и в жажде «возвращения к природе» как органической вселенной, которая порождает склонность к пантеизму.
«Философия жизни» требовала возврата от формальных проблем к предметным, от изучения природы знания к пониманию природы бытия, и это было ее несомненным вкладом в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители «философии жизни» полагали, что научная и систематическая форма последней была приобретена за счет отказа от решения материальных, метафизических и мировоззренческих проблем.
В отличие от этих направлений, «философия жизни» стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и новой, интуитивной теорией познания, соответствующей ей.
Жизненные принципы, как убеждены философы этой ориентации, не могут быть поняты ни с помощью тех концепций, в которых идеалистическая философия мыслила, отождествляя себя с духом, идеей, ни с помощью тех инструментов, которые были разработаны в естествознании, который обычно отождествляет себя с мертвой материей, поскольку каждый из этих подходов учитывает только одну сторону жизненной целостности.
Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть в предмет, чтобы слиться с его индивидуумом, поэтому невыразима в общих чертах характера.
Интуитивное знание, следовательно, не подразумевает противопоставления познающего познаваемому, напротив, оно возможно благодаря изначальной идентичности обеих сторон, которая основана на одном и том же принципе жизни. Здесь «философия жизни» считает, что искусство является своего рода инструментом для философии.
Концепция творчества многих философов в этом направлении, по сути, является синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества кажется наиболее важным, определяется характер их преподавания.
В «философии жизни» можно выделить три основные школы: «философию воли» Ф. Ницше (1844–1900) и его последователей, академическую «философию жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель), «творческая эволюция» А. Бергсона (1859–1941) и его последователей.
«Философия воли» Ф. Ницше
Самое сильное влияние «философии жизни» находится не в онтологии и эпистемологии, а в этике. Создателем этической интерпретации «философии жизни» является немецкий философ Ф. Ницше. Ницше разработал концепцию «воли к власти» на основе «воли к жизни».
Концепция Воли как основы всего существующего Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, если воля Шопенгауэра является основой бытия, то Ницше придает этой концепции социальную и моральную коннотацию.
Ницше считает, что любое стремление уравнять права мужчин и женщин является показателем упадка и разложения власти. Та же характеристика распространяется на Ницше и другие демократические институты, а также на демократию как институт в целом, поскольку, согласно Ницше, в демократии масса выступает против права на сильных.
От воли к власти «воля к власти» Ницше берет на себя все основы морали. Он утверждает, что мораль, определяющими понятиями которой являются понятия добра и зла, возникает в результате чувства превосходства одних людей над другими: аристократов (лучшие) над рабами (худшие).
Ницше считал, что иудейско-христианская мораль препятствует полному выражению личности, и поэтому необходимо переоценить ценности. Смысл этой переоценки состоит в том, чтобы отменить результаты восстания рабов в морали и возрождения «морали господ». На протяжении всей истории рабы в форме духовной мести пытались навязать свою мораль хозяевам.
Начало этого процесса было положено евреями в Ветхом Завете. Как полагал Ф. Ницше, этот процесс наиболее развит в христианстве, прежде всего в Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Согласно Ницше, аристократическому уравнению ценностей (хорошее = благородное = могучее = красивое = счастливое = любимое Богом), евреи сумели повернуть наизнанку с ужасающей последовательностью и держаться за это зубами безграничной ненависти, ненависть к бессилию.
Принципы морали Ницше должны основываться на следующих принципах: «ценность жизни» является единственной безусловной ценностью, существует естественное неравенство людей из-за разницы в их жизненности и уровне «воли к власти». И последний принцип: сильный человек свободен от моральных обязательств, он не связан никакими моральными нормами.
Ницше часто утверждает, что в действительности еще не было сверхчеловека, его нужно было воспитывать. И это цель человечества.
«Творческая эволюция» А. Бергсона
Понятие «жизнь» становится центральным в творчестве выдающегося французского философа и писателя, нобелевского лауреата по литературе (1928) Анри Бергсона. Его учение можно назвать эволюционным спиритизмом. Опираясь на достижения естествознания, идеи европейских спиритуалистов и католицизм, он развивает теорию динамичного, творчески развивающегося мира. Основные работы: «Введение в метафизику» (1903) и «Творческая эволюция» (1907).
Но сознание характеризуется другим временем, которое Бергсон называет «продолжительностью». Мир физических вещей и мир сознания принципиально различны. В реальной жизни, воспринимаемой сознанием, каждый последующий момент времени приносит что-то новое. Это не сводится к предыдущему моменту. Также в эволюции. Ее время необратимо, так как появляются новые формы, и от них невозможно вернуться к старым.
Человек приспособился к материальному миру с помощью интеллекта, который действует через искусственные органы. Он разделяет мир на отдельные элементы, и из них строится его искусственное восприятие реальности.
Академическая философия жизни
Дильтей, в отличие от Ницше, не имел дела с нигилистическими пророчествами, стиль его философии определялся главным образом стремлением к академически беспристрастному концептуальному анализу и обоснованию.
Именно он стал первым систематизатором «философии жизни», который придал ей структурную форму, которая выровняла ее с другими университетскими философскими курсами, благодаря чему она широко использовалась в западноевропейских университетах в 1920-х годах. Хотя Дильтей критиковал, особенно на ранней стадии своего развития, умозрительную метафизику, он не отрицал в духе Ницше классического философского наследия, а, наоборот, связывал его с «философией жизни», представляя ее таким образом, как обобщение и дальнейшее творческое развитие идей И. Канта, Г. Гегеля и других классических философов.
Зиммель входит в число представителей «философии жизни», потому что он, как и Бергсон, ставит концепцию жизни в центр своих философских и социологических исследований. Но для него отправной точкой является не жизнь на природе, а жизнь человека в обществе.
Поэтому представители «философии жизни» отрицают возможность познания как отражение естественного, универсального. Жизнь не может быть понята только через человека. И здесь мы встречаемся с неокантианством.
Неокантианцы также говорили о необходимости индивидуализированного метода познания в истории. Однако неокантианцы, следуя рационалистической традиции, хотя они и отвергли понятие «регулярность» применительно к истории, тем не менее считали необходимым использовать рациональный метод в исторических исследованиях, основанный на приписывании ценности.
Однако следует иметь в виду, что раскрытие субъективных аспектов деятельности людей, их мотивов, идей и эмоций оказывается научно значимым только в тех случаях, когда субъективные мотивы оцениваются в свете объективных фактов истории. Иначе наука превращается в вымысел.
Вывод:
Таким образом, «философия жизни» выражала протест некоторых философов против доминирования гносеологических и методологических проблем в современной философии, в первую очередь в немецкой классической философии. Представители «философии жизни» были против сосредоточения внимания на проблемах познания, логики, методологии. Они высказали мнение, что детальная философия отделена от реальных проблем, запутана в собственных идеальных системах, сделана очень абстрактной, оторванной от жизни. Философия должна изучать жизнь.
«Философия жизни» имела большое значение для формирования персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего личного интереса в 1-й четверти 20-го века, «философия жизни» в настоящее время переживает свое возрождение, своего рода ренессанс. Можно сказать, что проблемы, поднятые «философией жизни», и предлагаемые ею решения важны по сей день и требуют многопланового переосмысления.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
3. Философия жизни
Философия жизни — направление, рассматривающее все существующее как форму проявления жизни, некой изначальной реальности, которая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Наиболее значительные представители философии жизни — Фридрих Ницше (1844–1900), Вильгельм Дильтей (1833–1911), Анри Бергсон (1859–1941), Георг Зиммель (1858–1918), Освальд Шпенглер (1880–1936), Людвиг Клагес (1872–1956). К этому направлению относят мыслителей самой разной ориентации — как в собственно-теоретическом, так и особенно в мировоззренческом отношении.
Философия жизни возникает в 60-70-х годах XIX века, наибольшего влияния достигает в первой четверти XX века; впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и другие. К философии жизни в некоторых отношениях близки такие направления, как, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как живом и творческом начале, в противоположность наукам о природе (так, В. Дильтей может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни; в-третьих, феноменология с ее требованием непосредственного созерцания явлений (феноменов) как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.
Идейными предшественниками философии жизни являются в первую очередь немецкие романтики, с которыми многих представителей этого направления роднит антибуржуазная настроенность, тоска по сильной, нерасщепленной индивидуальности, стремление к единству с природой. Как и романтизм, философия жизни отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех немецких философов жизни является И. В. Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органическому универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле философии жизни возрождается характерный — особенно для йенской школы романтизма и романтической филологии с ее учением о герменевтике — интерес к историческому исследованию таких «живых целостностей», как миф, религия, искусство, язык.
Главное понятие философии жизни — «жизнь» — неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различать варианты этого течения. Жизнь понимается и биологически — как живой организм, и психологически — как поток переживаний, и культурно-исторически — как «живой дух», и метафизически — как исходное начало всего мироздания. Хотя у каждого представителя этого направления понятие жизни употребляется почти во всех этих значениях, однако преобладающим оказывается, как правило, или биологическая, или психологическая, или культурно-историческая трактовка жизни.
Биологически-натуралистическое понимание жизни наиболее отчетливо выступает у Ф. Ницше. Она предстает здесь как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «искусственному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, представленное помимо Ницше такими именами, как Л. Клагес, Т. Лессинг, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и другие, характеризуется иррационализмом, резкой оппозиционностью к духу и разуму: рациональное начало рассматривается здесь как особого рода болезнь, свойственная роду человеческому; многих представителей этого течения отличает склонность к примитиву и культу силы. Названным мыслителям не чуждо позитивистско-натуралис-тическое стремление свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или общественной группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями»; в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью — то, что ее ослабляет. Для этого варианта философии жизни характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида — родом (тотальностью).
Другой вариант философии жизни связан с космологически-метафизическим истолкованием понятия «жизнь»; наиболее выдающимся философом здесь является А. Бергсон. Он понимает жизнь как космическую энергию, витальную силу, как «жизненный порыв» (elan vital), сущность которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; биологическая форма жизни признается лишь одной из проявлений жизни наряду с душевно-духовными ее проявлениями. «Жизнь в действительности относится к порядку психологическому, а сущность психического — охватывать смутную множественность взаимно проникающих друг друга членов… Но то, что принадлежит к психологической природе, не может точно приложиться к пространству, ни войти вполне в рамки разума» [1]. Поскольку субстанция психической жизни есть, согласно Бергсону, время как чистая «длительность» (duree), текучесть, изменчивость, она не может быть познана понятийно, путем рассудочного конструирования, а постигается непосредственно — интуитивно. Подлинное, то есть жизненное, время Бергсон рассматривает не как простую последовательность моментов, подобно последовательности точек на пространственном отрезке, а как взаимопроникнутость всех элементов длительности, их внутреннюю связанность, отличную от физической, пространственной рядоположности. В концепции Бергсона метафизическая трактовка жизни соединяется с ее психологической интерпретацией: именно психологизмом проникнута и онтология (учение о бытии), и теория познания французского философа.
Как натуралистическое, так и метафизическое понимание жизни характеризуются, как правило, внеисторическим подходом. Так, согласно Ницше, сущность жизни всегда одинакова, а поскольку жизнь есть сущность бытия, то последнее есть нечто всегда себе равное. По его словам, это «вечное возвращение». Для Ницше протекание жизни во времени — лишь внешняя ее форма, не имеющая отношения к самому содержанию жизни.
По-иному интерпретируют сущность жизни мыслители, создающие исторический вариант философии жизни, который можно было бы охарактеризовать как философию культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель, О. Шпенглер и другие). Так же как и Бергсон, интерпретируя жизнь «изнутри», эти философы исходят из непосредственного внутреннего переживания, которым, однако, для них является не душевно-психический, а культурно-исторический опыт. В отличие от Ницше, а отчасти и Бергсона, концентрирующих внимание на жизненном начале как вечном принципе бытия, здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, к ее неповторимым, уникальным историческим образам. Характерная для философии жизни критика механистического естествознания принимает у этих мыслителей форму протеста против естественно-научного рассмотрения духовных явлений вообще, против сведения их к природным явлениям. Отсюда стремление Дильтея, Шпенглера, Зиммеля разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).
Но в отличие от Ницше, Клагеса и других историческое направление не склонно к «разоблачительству» духовных образований — напротив, специфические формы переживания человеком мира как раз наиболее интересны и важны для него. Правда, поскольку жизнь рассматривается «изнутри», без соотнесения с чем бы то ни было вне ее, то оказывается невозможным преодолеть тот принципиальный иллюзионизм, который все нравственные и культурные ценности лишает в конечном счете их абсолютного значения, сводя их к более или менее долговечным исторически преходящим фактам. Парадокс философии жизни состоит в том, что в своих неисторических вариантах она противопоставляет жизнь культуре как продукту рационального, «искусственного» начала, а в историческом — отождествляет жизнь и культуру (находя искусственное, механическое начало в противопоставляемой культуре цивилизации).
Несмотря на существенное различие указанных вариантов, общность их обнаруживается прежде всего в восстании против характерного для конца XIX — начала XX века господства методологизма и гносеологизма, распространившихся благодаря влиянию кантианства и позитивизма. Философия жизни выступила с требованием возвращения от формальных проблем к содержательным, от исследования природы знания к постижению природы бытия, и в этом состоял ее несомненный вклад в философскую мысль. Критикуя кантианство и позитивизм, представители философии жизни считали, что научно-систематическая форма последних приобретена ценой отказа от решения содержательных, метафизических и мировоззренческих проблем. В отличие от этих направлений философия жизни стремится создать новую метафизику с жизненным началом в основе и соответствующую ей новую, интуитивную теорию познания. Жизненное начало, как убеждены философы этой ориентации, не может быть постигнуто ни с помощью тех понятий, в которых мыслила идеалистическая философия, отождествлявшая бытие с духом, идеей, ни с помощью тех средств, которые были разработаны в естествознании, как правило отождествляющем бытие с мертвой материей, ибо каждый из этих подходов принимает во внимание только одну сторону живой целостности. Жизненная реальность постигается непосредственно, с помощью интуиции, которая позволяет проникнуть внутрь предмета, чтобы слиться с его индивидуальной, следовательно, невыразимой в общих понятиях природой. Интуитивное знание, таким образом, не предполагает противопоставления познающего познаваемому, субъекта объекту, напротив, оно возможно благодаря изначальному тождеству обеих сторон, в основе которого лежит одно и то же жизненное начало. По своей природе интуитивное знание не может иметь всеобщего и необходимого характера, ему невозможно научиться, как учатся рассудочному мышлению, оно скорее родственно художественному постижению действительности. Здесь философия жизни воскрешает романтический панэстетизм: искусство выступает своеобразным органом (инструментом) для философии, возрождается культ творчества и гения.
Понятие творчества для многих философов этого направления является в сущности синонимом жизни; в зависимости от того, какой аспект творчества представляется наиболее важным, определяется характер их учения. Так, для Бергсона творчество — это рождение нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, общий дух его философии — оптимистический. Для Зиммеля, напротив, важнейшим моментом творчества оказывается его трагически-двойственный характер: продукт творчества — всегда нечто косное и застывшее — становится в конце концов во враждебное отношение к творцу и творческому началу. Отсюда и общая пессимистическая интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистически-мрачным пафосом Шпенглера и восходящая к самому глубокому мировоззренческому корню философии жизни — убеждению в непреложности и неотвратимости судьбы.
Наиболее адекватной формой выражения тех органических и духовных целостностей, к которым приковано внимание философов жизни, является средство искусства — символ. В этом отношении наибольшее влияние на них оказало учение Гёте о прафеномене как первообразе, который воспроизводит себя во всех элементах живой структуры. На Гёте ссылается Шпенглер, попытавшийся «развернуть» великие культуры древности и Нового времени из их прафеномена, то есть «символа прадуши» всякой культуры, из которой последняя рождается и вырастает, как растение из семени. В своих культурно-исторических очерках Зиммель прибегает к такому же методу. Бергсон, также считая символ (образ) наиболее адекватной формой выражения философского содержания, создает новое представление о философии, переосмысляя прежнее понимание ее сущности и истории. Всякая философская концепция рассматривается им как форма выражения основной, глубинной и по существу невыразимой интуиции ее создателя; она столь же неповторима и индивидуальна, как личность ее автора, как лицо породившей ее эпохи. Что же касается понятийной формы, то сложность философской системы есть продукт несоизмеримости между простой интуицией философа и теми средствами, которыми он эту интуицию стремится выразить. В противовес Гегелю, с которым здесь полемизирует Бергсон, история философии уже не представляется непрерывным развитием и обогащением, восхождением единого философского знания, а — по аналогии с искусством — оказывается совокупностью замкнутых в себе различных духовных содержаний, интуиций.
Критически относясь к научной форме познания, представители философии жизни приходят к выводу, что наука неспособна постигнуть текучую и неуловимую природу жизни и служит чисто прагматическим целям — преобразованию мира с целью приспособления его к интересам человека. Тем самым философия жизни фиксирует то обстоятельство, что наука превращается в непосредственную производительную силу и срастается с техникой, индустриальной экономикой в целом, подчиняя вопрос «что?» и «почему?» вопросу «как?», в конечном счете сводящемуся к проблеме «как это сделано?». Осмысливая новую функцию науки, философы жизни видят в научных понятиях инструменты практической деятельности, имеющие весьма косвенное отношение к вопросу «что есть истина?». В этом пункте философия жизни сближается с прагматизмом, однако с противоположным ценностным акцентом; превращение науки в производительную силу и появление индустриального типа цивилизации энтузиазма у большинства представителей этого направления не вызывает. Лихорадочному техническому прогрессу, характерному для конца XIX–XX веков, и его агентам в лице ученого, инженера, техника-изобретателя философы жизни противопоставляют аристократически-индивидуальное творчество — созерцание художника, поэта, философа. Критикуя научное познание, философия жизни вычленяет и противопоставляет различные принципы, лежащие в основе науки и философии. Согласно Бергсону, в основе научных построений, с одной стороны, и философского созерцания — с другой, лежат различные принципы, а именно пространство и время. Науке удалось превратить в объект все, что может получить форму пространства, а все, что превращено в объект, она стремится расчленить, чтобы этим овладеть; придание пространственной формы, формы материального объекта, — это способ конструирования своего предмета, единственно доступный науке. Поэтому только та реальность, которая не имеет пространственной формы, может сопротивляться современной цивилизации, превращающей все сущее в предмет потребления. Такой реальностью философия жизни считает время, составляющее как бы саму структуру жизни. «Овладеть» временем нельзя иначе как отдавшись его течению — «агрессивный» способ овладения жизненной реальностью невозможен. При всех различиях в трактовке понятия времени внутри философии жизни общим остается противопоставление «живого» времени так называемому естественно-научному, то есть «опространствленному» времени, которое мыслится как последовательность внешних друг другу моментов «теперь», индифферентных к тем явлениям, которые в нем протекают. С учением о времени связаны наиболее интересные исследования Бергсона (учение о духовной памяти, в отличие от механической), а также попытки построить историческое время как единство настоящего, прошедшего и будущего, предпринятые Дильтеем и развитые у Т. Литта, X. Ортеги-и-Гасета, а также М. Хайдеггера.
Философия жизни не только попыталась создать новую онтологию и найти адекватные ей формы познания. Она выступила также как особый тип миросозерцания, который нашел свое наиболее яркое выражение у Ницше. Это миросозерцание можно назвать неоязычеством. В основе его лежит представление о мире как вечной игре иррациональной стихии — жизни, вне которой нет никакой высшей по отношению к ней реальности. В противовес позитивистской философии, стремящейся с помощью рассудка подчинить человеку слепые природные силы, Ницше требовал покориться жизненной стихии, слиться с ней в экстатическом порыве; подлинный героизм он усматривал не в противлении судьбе, не в попытках «перехитрить» рок, а в приятии его, в amor fati — трагической любви к судьбе. Неоязыческое мироощущение Ницше вырастает из его неприятия христианства. Ницше отвергает христианскую мораль любви и сострадания; эта мораль, как он убежден, направлена против здоровых витальных инстинктов и порождает бессилие и упадок. Жизнь есть борьба, в которой побеждает сильнейший. В лице Ницше и других философов жизни европейское сознание обратилось против господствовавшей в нем бестрагичной безрелигиозности, а также против своих хрустианских корней, обретя ту остроту и трагичность миросозерцания, которые давно были им утрачены.
Трагический мотив, лежащий в основе философии Ницше и развитый Шпенглером, Зиммелем, Ортегой-и-Гасетом и другими, был воспринят представителями символизма конца XIX — начала XX века: Г. Ибсеном, М. Метерлинком, А. Н. Скрябиным, А. А. Блоком, А. Белым, а впоследствии — Л. Ф. Селином, А. Камю, Ж. П. Сартром. Однако нередко парадоксальным образом мужественная, казалось бы, «любовь к судьбе» оборачивается эстетикой безволия: жажда слияния со стихией рождает чувство сладкого ужаса; культ экстаза формирует сознание, для которого высшим жизненным состоянием становится опьянение — все равно чем — музыкой, поэзией, революцией, эротикой.
Таким образом, в борьбе с рассудочно-механистическим мышлением философия жизни в своих крайних формах пришла к отрицанию всякого систематического способа рассуждения (как не соответствующего жизненной реальности) и тем самым к отрицанию философии, ибо последняя не может обойтись без осмысления бытия в понятиях и, стало быть, без создания системы понятий. Философия жизни явилась не только реакцией на способ мышления, она выступила и как критика индустриального общества в целом, где разделение труда проникает и в духовное производство. Однако вместе с культом творчества и гения она приносит с собой не только дух элитарности, когда идеалы справедливости и равенства перед законом, воспетые эпохой Просвещения, уступают место учению об иерархии, но и культ силы. В XX веке появляются попытки преодолеть не только психологизм философии жизни и дать новое, лишенное иррационалистического пафоса обоснование интуиции (феноменология Гуссерля), но и характерный для нее пантеизм, для которого нет бытия, открытого трансцендентному началу. На смену философии жизни приходит экзистенциализм и персонализм, понимание человека как индивида сменяется пониманием его как личности.