Фигурант пэ что это в банке
Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064
Запрос от 08.02.2017 № 09-исх/173
Банк просит дать разъяснения по вопросу, возникшему в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В Банке открыты счета юридических лиц, являющихся фигурантами Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — ПЭ), а также юридических лиц, находящихся под контролем фигурантов ПЭ. К денежным средствам, находящимся на счетах, применены меры по блокированию (замораживанию). Федеральный закон № 115 ФЗ не предусматривает возможность проведения каких-либо операций по указанным счетам.
Вправе ли Банк при поступлении инкассовых поручений к счету юридического лица-фигуранта ПЭ или к счету юридического лица, находящегося под контролем фигуранта ПЭ, осуществить списание денежных средств на основании данного документа?
Если ответ положительный, следует ли приостанавливать подобные операции и направлять сведения в уполномоченный орган по коду 7001; какую дату следует считать датой начала исчисления срока приостановления, учитывая, что в отношении инкассового поручения отсутствует распоряжение клиента об осуществлении операции и, соответственно, дата, когда распоряжение должно быть выполнено?
Письмо ДФМиВК Банка России от 08.08.2018 № 12-3-5/6064
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля Банка России (далее – Департамент) с учетом мнения Росфинмониторинга относительно применения подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ при списании со счета сумм задолженности по поручению налогового органа сообщает следующее.
Пунктом 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ только физическим лицам, включенным в Перечень по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 4 и 5 пункта 2.1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, предоставлено право в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, осуществлять ряд операций без применения мер по блокированию (замораживанию).
При этом нормы Федерального закона № 115-ФЗ не содержат отдельных положений, позволяющих юридическим лицам, включенным в Перечень, проводить какие-либо операции.
Глоссарий по ПОД/ФТ и ФРОМУ
Термины и сокращения
Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Клиент – физическое или юридическое лицо, иностранная структура без образования юридического лица, находящиеся на обслуживании у организации (индивидуального предпринимателя).
Представитель клиента – физическое лицо, действующее от имени и в интересах клиента в соответствии с полномочиями, основанными на доверенности, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления при открытии счетов (вкладов) и/или при обслуживании у организации (индивидуального предпринимателя).
Публичное должностное лицо означает: 1) любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства-участника на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности этого лица; 2) любое другое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства-участника и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этого государства-участника; 3) а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
Должностное лицо публичной международной организации (ДЛПМО) означает международного гражданского служащего или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
Российское публичное должностное лицо (РПДЛ) – физическое лицо, находящееся или принимаемое на обслуживание и замещающее (занимающее) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального Банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном Банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации.
Порядок идентификации клиента в банке по закону 115-ФЗ
Что представляет собой закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ
Национальные интересы страны включают в себя совместное противодействие общества и государства противоправным явлениям и преступности.
В настоящее время действует Стратегия национальной безопасности, утвержденная Президентом РФ от 31.12.2015 № 683 (с соответствующей отменой действия предшествовавших ей документов аналогичного содержания). Однако положения, на базе которых работает государственная система противодействия преступлениям, сохраняют свою преемственность.
Противодействие в финансовой сфере в первую очередь должно заключаться в пресечении потоков финансирования незаконной деятельности, а также оперативном реагировании на подобные действия, если они уже произошли.
Все это привело к тому, что потребовалось установить некие общеприменимые критерии, по которым можно было бы выявить подозрительные с точки зрения общественной и национальной безопасности операции и адекватно отреагировать на них. В результате и появился закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Основное назначение этого закона:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упоминаемые в определении в ст. 2 закона № 115-ФЗ организации (на которые налагаются обязанности контроля) конкретизированы в ст. 5 того же закона, и это не только банки:
Об иных органах финансового контроля, существующих в РФ, читайте в статье «Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень)».
Каков порядок идентификации клиентов в организации, осуществляющей финансово-имущественные операции
Одной из основных контрольных процедур (по п. 1 ст. 7 закона № 115-ФЗ) для организаций, перечисленных в ст. 5 закона № 115-ФЗ, является идентификация клиента. Идентификация клиента в банке или в приравненных к нему для целей закона № 115-ФЗ организациях представляет собой получение от клиента набора сведений до того, как банк (организация) начнет обслуживание. Сведения несколько отличаются в зависимости от статуса клиента:
Кроме того, при присвоении юрлицу или структуре без образования юрлица статуса клиента, банки (организации) обязаны:
О том, как полученные сведения используются банком при оценке кредитоспособности клиентов, читайте в материале «Методы оценки кредитоспособности клиентов коммерческого банка».
Вправе ли банк взимать комиссию за нарушение закона № 115-ФЗ? Арбитражную практику по этому вопросу подобрал и проанализировал Государственный советник РФ 3-го класса Ю. Лермонтов. Получите бесплатный доступ к КонсультантПлюс и переходите к комментариям чиновника.
Кого, кроме клиента, еще обязаны идентифицировать банки
Порядок идентификации по закону № 115-ФЗ дополнен положением ЦБ «Об идентификации клиентов» от 15.10.2015 № 499-П. В соответствии с ним, помимо клиента-владельца счета, банки должны подвергать процедуре идентификации:
Кто подпадает под понятие «представитель клиента — юридического лица» в целях его идентификации банком? Ответ на этот вопрос вы найдете в К+. Получите пробный доступ к системе и переходите к разъяснениям экспертов.
Что такое полная и упрощенная идентификация
Порядок проведения полной идентификации по ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ был только что описан в двух предыдущих разделах.
Отдельными нормами закона № 115-ФЗ и положением ЦБ № 499-П введен так называемый упрощенный порядок идентификации. Основное его отличие в том, что упрощенная идентификация не предполагает выяснения представителей, выгодоприобретателей и бенефициаров клиента. А также не требует полного сбора некоторых других сведений (например, о целях ведения деятельности и совершения конкретной операции). Кроме того, упрощенная идентификация может быть проведена в электронном виде и по электронным копиям документов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Упрощенный способ предусматривает установление Ф. И. О. клиента и удостоверение личности. То есть на параметры идентификации юрлиц не распространяется.
Чтобы появилась возможность провести упрощенную процедуру, должны соблюдаться такие критерии:
О том, какие сведения о клиенте будут отнесены к не подлежащим разглашению, читайте в материале «Что относится к банковской тайне?».
Какие операции не требуют идентификации
Некоторые операции, признанные малоопасными в законе № 115-ФЗ, допускается проводить без процедуры идентификации. Это:
При этом также действуют меры по субъективной оценке клиента работниками банка, как и при упрощенной идентификации. То есть, если клиент, по общим критериям подходящий под «льготу» по идентификации, чем-то не приглянулся обслуживающему специалисту — у него могут потребовать сведения и документы, необходимые для идентификации.
Подобный подход связан с тем, что большинство отзывов банковских лицензий происходят именно на основании инкриминирования банкам нарушений закона № 115-ФЗ. Это вынуждает банки перестраховываться.
Какие документы имеют право запрашивать банки в рамках процедуры идентификации
Чтобы разобраться с данным вопросом, напомним, что есть законы и есть отраслевые инструкции и рекомендации. В случае если отраслевые рекомендации противоречат норме законного акта, приоритет, безусловно, должен отдаваться закону.
Первоочередным законом, регулирующим отношения банка и клиента, является ГК РФ. В п. 3 ст. 845 четко сказано, что банк не имеет права ни указывать клиенту, как именно он должен распоряжаться своими средствами, ни контролировать такое распоряжение, ни тем более как-то это распоряжение ограничивать.
Письма и распоряжения ЦБ по отношению к ГК РФ носят инструктивно-рекомендательный характер.
Рассуждая подобным образом, можно сделать такие выводы в отношении соблюдения банками требований закона № 115-ФЗ:
Обращаем ваше внимание на то, что с 30.11.2021 банки обязали объяснять отказы в проведении транзакций.
Итоги
Порядок идентификации клиентов банка (или приравненной к банку организации по закону № 115-ФЗ) подразделяется на полную и упрощенную процедуру. Критерии для определения возможности провести упрощенную процедуру часто носят субъективный характер и зависят от мнения, которое сформировалось у работников банка в отношении конкретного клиента. Возможно, поэтому действующий порядок вызывает много жалоб и споров со стороны банковских клиентов. В том числе многие указывают на разночтения, существующие в инструктивно-разъяснительных материалах ЦБ в отношении идентификации (которых придерживаются банки) и в нормах, содержащихся в гражданском законодательстве.
Фигурант пэ, что это?
Хотя в законе определена минимальная сумма транзакции, которая дает повод для блокировки счета, на практике банки могут сделать это и по менее веским основаниям, рассказал РБК Петербург собеседник в одном из федеральных госбанков.
«Одному из наших клиентов заблокировали счет после того, как на него поступило всего несколько сотен тысяч рублей — меньше пороговых шестисот. Это было компенсацией от строительной компании за срыв сроков сдачи дома в эксплуатацию. Тем не менее, с точки зрения робота, платеж был аномальным, выбивался из ряда привычных поступлений на счет данного физлица», — объясняет собеседник РБК причины блокировки.
Хотя в законе определена минимальная сумма транзакции, которая дает повод для блокировки счета, на практике банки могут сделать это и по менее веским основаниям.
По мнению руководителя Центра финансово-кредитной поддержки «Деловой России» Алексея Порошина, принимая решение о блокировке счета, банки в первую очередь сопоставляют сумму транзакции и возможный уровень доходов клиента. «Если вам пришел перевод от мамы на сумму больше 600 тыс. руб., то ваш счет обязательно «блокнут» до выяснения всех обстоятельств перевода — это уже общепринятая практика, которой не один год. Но ваш счет могут заблокировать даже если мама пришлет вам меньше этой пороговой суммы. При этом какой размер перевода заслуживает реакции — решает сам банк. И, кстати, объяснять «природу» денег придется не только вам, но и вашей маме. Банк не разблокирует счет, пока не поймет, насколько честно ваша мама эти деньги заработала», — пояснил Порошин.
По его словам, подобная работа ведется банками в рамках общегосударственной задачи проконтролировать все денежные средства, так или иначе присутствующие в экономике. «Задача государства — сделать каждый рубль прозрачным и понятным», — говорит Порошин.
В колл-центрах крупнейших российских банков РБК Петербург пояснили, что операции по счету могут быть приостановлены, если у банка возникнут сомнения в легальности и обоснованности поступления или отправки средств со счета.
При этом нет никаких гарантий, что счет не будет заблокирован даже при условии идеальной добропорядочности клиента. «Если банк квалифицирует операцию по вашему счету как подозрительную, он приостановит по нему операции. Критерии для приостановки у каждого банка свои. Предотвратить приостановку операций, к сожалению, невозможно, нет смысла идти и заранее предупреждать банк, что сосед перечислит вам через неделю 100 тыс. руб. в счет долга», — сообщили в колл-центре Сбербанка.
После приостановки операций клиенту будет направлен перечень документов, которые необходимо предоставить в банк для подтверждения легальности операции. Срок рассмотрения пакета документов — до 5 дней.
Операции по счету могут быть приостановлены, если у банка возникнут сомнения в легальности и обоснованности поступления или отправки средств со счета. При этом нет гарантий, что счет не будет заблокирован даже при условии идеальной добропорядочности клиента.
Няни вне опасности
Впрочем, физлица с небольшими оборотами по счету пока находятся вне опасности, сообщил один из топ-менеджеров Банка «Санкт-Петербург». «Условно говоря, ежемесячное перечисление 20 тыс. руб. на счет няни не вызовет у банка подозрений. Да, в основном это «серая» зона, потому что далеко не каждая няня декларирует свои доходы, однако выяснять добросовестность нянь как налогоплательщиков — не задача банка. Другое дело, если ежемесячно вам поступает по 200-300 тыс. руб., пусть и из разных источников. Робот складывает эти платежи, и может квалифицировать ваши операции как подозрительные. Тогда включается человеческий фактор, счет в большинстве случаев блокируется, получателю делается запрос об источниках происхождения полученных средств», — говорит собеседник РБК Петербург.
Подозрения у банка могут возникнуть при попытке перечислить средств за границу, добавляет топ-менеджер Банка «Санкт-Петербург»: «Условно говоря, если вы захотите оплатить учебу ребенка за границей, банк не пропустит ни одного вашего доллара или евро без договоров обучения и аренды жилья. При этом в Европе зачастую никаких традиционных для нас договоров не подписывают — все происходит дистанционно в электронном виде, что зачастую шокирует российские банки».
Однако большая часть блокировок приходится на корпоративный сектор. Как писал ранее РБК со ссылкой на аналитиков Модульбанка, 70% компаний, у которых заблокировали счета в 2017 году, не доплатили НДФЛ с зарплат, премий, гонораров фрилансерам и других платежей физлицам; 55% заблокированных компаний аномально быстро (за несколько часов или даже минут) выводили деньги со счетов, никогда не задерживая их; 50% работали с неблагонадежными контрагентами. Примерно 45% предпринимателей находились в «красной зоне» по налогам — платили их в размерах, несопоставимых с масштабом и видом бизнеса; 38% попали в так называемые черные списки — имелась информация от Федеральной службы по финансовому мониторингу о том, что у этих клиентов уже возникали проблемы при обслуживании в банках. 35% платили НДС в недостаточных объемах.
В общей сложности в Модульбанке, специализирующемся на работе с малым бизнесом, в 2017 году заблокировали по 115-ФЗ около 10% счетов (всего у банка более 90 тыс. клиентов). Аналитики банка утверждают, что у 100% заблокированных компаний были нарушения по двум и более критериям прозрачности бизнеса. «Типичный клиент, которому был заблокирован счет, — это компания, которая не ведет реальный бизнес, не платит налогов, не совершает платежей, сопутствующих ведению бизнеса», — пишут эксперты.
Федеральные и региональные петербургские банки запрос просьбу РБК Петербург прокомментировать конкретные причины блокировки счетов юрлиц оставили без ответа.
70% компаний, у которых заблокировали счета в 2017 году, не доплатили НДФЛ с зарплат, премий, гонораров фрилансерам и других платежей физлицам; 55% заблокированных аномально быстро выводили деньги со счетов; 50% работали с неблагонадежными контрагентами.
Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то по мнению экспертов и участников рынка, в 2018 года масштабы блокировок не снизятся. «Курс государства на борьбу с теневым сектором заявляется на каждом шагу. Федеральная налоговая служба проводит большую работу, смотрит все проводки, все операции по счетам компания вплоть до 40-го колена», — объясняет Порошин.
Кроме того, по его словам, конъюнктура, сложившаяся сейчас на банковском рынке, не создает стимулов смягчать требования к прозрачности операций клиентов. «В 2017 году рынок покинули больше 150 банков. Оставшиеся банки получили клиентов тех, кто ушел с рынка, поэтому сейчас прирост новых клиентов с лихвой компенсирует потери от блокировок. На текущий момент банкам гораздо выгоднее просто блокировать счет, чем пытаться доказывать ЦБ, что тот или иной клиент не мошенник. Как только рынок придет в равновесие, и банки начнут реально терять клиентов и терять свой бизнес из-за того, что клиентский портфель начнет падать, тогда они забьют тревогу и будут уже более лояльно смотреть на бизнес клиентов», — резюмирует Порошин.
Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с вопросом, связанным с осуществлением банковских операций клиентами кредитной организации, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. АРБ просит разъяснить, распространяются ли требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ на разовые операции (операции без открытия банковского счета) клиентов – фигурантов Перечня.
Предлагаем ознакомиться с текстом письма АРБ № А-02/5-503 от 21.08.2014 О порядке исполнения норм противолегализационного законодательства Российской Федерации
Директору Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
Центрального банка
Российской Федерации
Полупанову Ю.А.
Исх. № А-02/5-503 от 21.08.2014
О порядке исполнения норм
противолегализационного
законодательства Российской Федерации
Уважаемый Юрий Алексеевич!
Ассоциация российских банков выражает Вам свое почтение и просит разъяснить следующий вопрос, связанный с осуществлением банковских операций клиентами кредитной организации, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) лицо, включенное в Перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи.
Вышеприведенная формулировка, содержащаяся в норме подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, свидетельствует о том, что законодателем прямо не установлены способы совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, которые вправе совершать клиент – фигурант Перечня. При этом в подпунктах 2, 3 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ предусмотрено право клиента на совершение операций, потенциально предусматривающих возможность их совершения в формате разовых операций (уплата штрафов, налогов и т. п.). В данной связи можно предположить, что требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ распространяются на любые виды операций с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в пределах установленной законом суммы, независимо от способов зачисления/списания денежных средств.
Вместе с тем, учитывая возможность неоднозначного толкования вышеуказанной нормы, в целях уменьшения регуляторных рисков и во избежание привлечения банков к ответственности за нарушение требований противолегализационного законодательства Российской Федерации просим Вас разъяснить, распространяются ли требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ на разовые операции (операции без открытия банковского счета) клиентов – фигурантов Перечня.
С уважением,
Исполнительный вице-президент Ю. И. Кормош
Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).
Обязательная деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Направлена на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ от 07.08.2001, исполнение ПОД/ФТ носит сплошной, непрерывный характер. Постоянному обязательному контролю с немедленным уведомлением контролирующего органа подлежат операции юридических и физических лиц свыше определенной суммы, а также любые сделки участников «Перечня лиц, подозреваемых в причастности к ОД/ФТ». Также, регулятору сообщают о сделках, содержащих рекомендованные признаки подозрительных.
Повседневные меры по ПОД/ФТ для каждого лица, осуществляющего операции с деньгами или имуществом граждан, заключаются в идентификации и сборе информации о клиенте: его представителе, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце. Хранение полученных данных – не менее 5 лет.
Обязательно наличие как минимум одного ответственного за ПОД/ФТ сотрудника. При этом он подчиняется непосредственно руководителю и должен соответствовать ряду установленных законом требований, ежегодно проходить повышение квалификации. Ответственный сотрудник исполняет требования ПОД/ФТ согласно утвержденному документу Правил внутреннего контроля (ПВК). Нарушения в зависимости от степени тяжести караются мерами вплоть до приостановки деятельности и ликвидации организации.
Российские меры ПОД/ФТ соответствуют мировым стандартам, Россия является членом ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег) с 2003 года.
В настоящее время документооборот по ПОД/ФТ ведется только в электронной форме через личные кабинеты на сайте Росфинмониторинга с использованием электронной подписи.
Анна Котенко, автор направления «Рынок ломбардов»
ООО «ИА «Займ.ком»
Ассоциация российских банков обратилась в Банк России с вопросом, связанным с осуществлением банковских операций клиентами кредитной организации, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. АРБ просит разъяснить, распространяются ли требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ на разовые операции (операции без открытия банковского счета) клиентов – фигурантов Перечня.
Предлагаем ознакомиться с текстом письма АРБ № А-02/5-503 от 21.08.2014 О порядке исполнения норм противолегализационного законодательства Российской Федерации
Директору Департамента
финансового мониторинга и
валютного контроля
Центрального банка
Российской Федерации
Полупанову Ю.А.
Исх. № А-02/5-503 от 21.08.2014
О порядке исполнения норм
противолегализационного
законодательства Российской Федерации
Уважаемый Юрий Алексеевич!
Ассоциация российских банков выражает Вам свое почтение и просит разъяснить следующий вопрос, связанный с осуществлением банковских операций клиентами кредитной организации, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) лицо, включенное в Перечень, в целях обеспечения своей жизнедеятельности, а также жизнедеятельности совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода, вправе осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого указанного члена семьи.
Вышеприведенная формулировка, содержащаяся в норме подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ, свидетельствует о том, что законодателем прямо не установлены способы совершения операций с денежными средствами или иным имуществом, которые вправе совершать клиент – фигурант Перечня. При этом в подпунктах 2, 3 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ предусмотрено право клиента на совершение операций, потенциально предусматривающих возможность их совершения в формате разовых операций (уплата штрафов, налогов и т. п.). В данной связи можно предположить, что требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ распространяются на любые виды операций с денежными средствами или иным имуществом, направленные на получение и расходование заработной платы в пределах установленной законом суммы, независимо от способов зачисления/списания денежных средств.
Вместе с тем, учитывая возможность неоднозначного толкования вышеуказанной нормы, в целях уменьшения регуляторных рисков и во избежание привлечения банков к ответственности за нарушение требований противолегализационного законодательства Российской Федерации просим Вас разъяснить, распространяются ли требования подпункта 1 пункта 2.4 статьи 6 Закона № 115-ФЗ на разовые операции (операции без открытия банковского счета) клиентов – фигурантов Перечня.
С уважением,
Исполнительный вице-президент Ю. И. Кормош
В последнее время в различных новостях часто встречаются такие термины, как «сомнительные и подозрительные операции», «антиотмывочный закон», «противодействие легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «финансирование терроризма» и т.д.
Кто-то может подумать, что его это не касается, поскольку никаких подозрительных операций он не совершал и совершать не планирует. Хотелось бы уточнить: а какие конкретно операции являются сомнительными, где список действий, которые нельзя совершать?
Ответ на этот вопрос прост: такого списка просто не существует, есть только некий набор рекомендаций и общих критериев. Причём подозрительными операциями могут оказаться и совсем безобидные транзакции, например, покупка лекарств в аптеке или приобретение экипировки для активного отдыха. Также могут вызвать подозрение ваши поведенческие характеристики, круг общения (правда, не совсем понятно, как банк будет это отслеживать, неужели по социальным сетям?). Ещё, оказывается, есть список территорий с повышенной террористической активностью, где любые операции также попадают под пристальный контроль:
Бороться с «легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием терроризма», конечно, необходимо, но за пределы здравого смысла выходить тоже не стоит. Очень неприятно остаться с заблокированной картой и отключенным интернет-банком, например, на курорте в Тунисе, Египте или Турции за покупку средства от простуды и за выложенную в соцсеть фотографию с каким-нибудь местным жителем.
Прежде всего, нужно понимать, что застраховаться от блокировки карты или отключения от ДБО невозможно, можно только сократить вероятность наступления этих событий. И всё благодаря закону 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Чтобы понять всю суть данного законопроекта, достаточно прочитать всего несколько статей.
Статья 7, пункт 1.1
Банк обязан запрашивать у вас сведения о происхождении средств. Причём не указывается, что является достаточным обоснованием, а что нет.
Статья 7, пункт 14
Клиенты обязаны предоставлять всю необходимую банкам информацию.
Статья 7, пункты 11 и 12
Банк может отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля.
Обратите внимание, что согласно 115-ФЗ в случае отказа в операции гражданско-правовая ответственность для банка не наступает. А вот в ст. 845 Гражданского Кодекса РФ говорится, что банк не вправе определять и контролировать использование денежных средств клиента:
Ещё в ГК РФ есть замечательная статья 3, которая утверждает, что нормы гражданского права, принятые в Федеральных законах не должны противоречить Кодексу:
Помимо права банка отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля, в 115-ФЗ есть отдельный список операций, которые подлежат обязательному контролю. Подобные «сомнительные» операции перечислены в статье «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю». Некоторые из пунктов действительно требуют особого контроля, например, проведение операций, где одним из субъектов является лицо, причастное к террористической деятельности. Однако в этот перечень попали и вполне обычные операции, которые совершают физические лица в повседневной жизни:
1 Любые операции, сумма которых превышает 600000 рублей:
2 Внесение на счёт юридического лица наличных денежных средств:
3 Покупка или продажа наличной иностранной валюты:
4 Обычный обмен банкнот также попадает в список операций, подлежащих обязательному контролю:
5 Любой выигрыш в лотерее или на тотализаторе:
6 Сделка с любым недвижимым имуществом на сумму больше 3 млн рублей (непонятно, зачем нужен данный пункт, если в 1 пункте говорится, что любые операции больше 600000 рублей попадают под обязательный контроль):
Стоит отметить, что количество сообщений в Финмониторинг от банков о наличии подозрительных операций за год увеличилось в 2 раза:
Действительно ли подозрительные операции участились, или просто в когорту подобных операций добавились ранее неподозрительные операции благодаря более тщательному мониторингу?
Помимо «подозрительных операций», есть ещё термин «сомнительные операции». О том, что конкретно понимает Банк России под этим термином, можно узнать из письма от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора»:
«Сомнительные операции — это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей».
Более или менее чёткий классификатор признаков, указывающий на «необычный характер» сделки можно посмотреть в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Перечень довольно большой, предлагаю каждому ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы проникнуться всей сутью термина «сомнительные операции». Вот лишь некоторые интересные пункты из признаков, указывающих на необычность операций (которые могут послужить отказом в проведении операции или стать поводом для отключения от дистанционного банковского обслуживания):
1 Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (правда, непонятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):
2 Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:
3 Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования):
4 Необоснованная поспешность в проведении операции:
5 Несоответствие операций, совершаемых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций (что конкретно имеется в виду — непонятно):
6 Операции станут сомнительными, если вы долго не предоставляете подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию:
7 Если вы откажетесь от операции, которая вызывает подозрение у банка, и захотите закрыть счёт, то это тоже вызовет подозрение:
8 Обналичивание возвращенных на счет денежных средств:
9 Сомнительной является операция, совершенная через ДБО, если банк заподозрил, что её совершают третьи лица (даже близкие родственники):
10 Очень забавный пункт с кодом 1199 «Иные признаки»:
11 Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:
12 Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):
13 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием или переводом:
14 Разбить крупную сумму операции (больше 600000 рублей) на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени:
15 Безналичное зачисление со своих счетов и последующее снятие также выглядит сомнительным:
16 Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции», причём на любые суммы:
17 Сомнительными операциями являются покупки лекарств, средств связи и продуктов длительного хранения:
В общем, как видите, практически любого клиента можно заподозрить в совершении «сомнительных операций». Нет чётких критериев, «регулярность» или «необычность» операций определяется самим банком.
Стоит отметить, что банки сами-то не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно вообще всех распугать. Однако банки вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации:
В последнее время на различных порталах появилось много отзывов клиентов, которым заблокировали карту, или отключили от ДБО, сославшись на «антиотмывочный» ФЗ-115. Причём, судя по описаниям ситуаций, при которых произошли подобные отключения, отказывают в проведении различных операций, в основном, невыгодным банку клиентам (это сугубо моё личное мнение). Вот список операций, за злоупотребление которыми банк может отключить вас от ДБО, отказать в проведении операции и запросить дополнительные документы:
1 Частые обналичивания в банкоматах.
Я имею в виду не то, что наличные — это, в принципе, плохо, с точки зрения «антиотмывочного закона». Просто любое снятие средств с карты даже в собственных банкоматах для банка стоит дополнительных денег, которые выплачиваются платежной системе (небесплатна для банка даже ваша операция запроса баланса по карте).
А уж если банк позволяет своим клиентам снимать деньги бесплатно в чужих банкоматах, он несёт довольно существенные дополнительные потери (банкам-партнёрам платится соответствующая комиссия).
2 Частые банковские переводы.
Банки, которые предлагают бесплатные банковские переводы, теряют на этом деньги. Банк России обрабатывает безналичные переводы совсем не бесплатно:
Причём плата за перевод фиксированная, поэтому большое количество переводов на небольшие суммы банку очень невыгодно.
3 Частое использование бесплатного сервиса C2C.
Речь идёт о банках, которые позволяют бесплатно пополнять свои дебетовые карточки с карт других банков. Бесплатно «стягивать» деньги можно на карты «Европлана», «Ренессанс Кредита», «Русского ипотечного банка», «Рокетбанка», «Кукурузу», «Тинькофф Блэк». Данная операция бесплатна для вас, но не для банка. Вот, например, сколько возьмет НСПК «Мир» за сервис card2card:
Теперь посчитайте, во сколько вы обходитесь банку, если просто используете выданную карту (довольно часто это бесплатно, хотя производство карты банку стоит денег) просто для удобного пополнения с помощью бесплатного сервиса С2С и последующего бесплатного межбанка в другие кредитные организации или снятия в банкоматах.
Формально вы ничего не нарушаете, вы следуете тарифам и условиям, которые составил сам банк. Заставить вас совершать реальные покупки по карте никто не может. Тут банку на помощь и приходит 115 ФЗ: банк начинает запрашивать у вас документы, отключает от ДБО, отклоняет операции. Найти повод очень легко. В итоге вы вынуждены перестать пользоваться услугами данного банка, а кредитная организация, мягко говоря, не сильно и переживает по этому поводу.
Повторюсь, это всего лишь моё мнение, с которым любой может не согласиться и поспорить. Однако, как мне кажется, лучше всё-таки иметь в виду данный список «невыгодных банку операций» и не сильно нагружать ими какую-либо одну кредитную организацию.
— Заведите себе несколько карточек, откройте счета в нескольких банках, которые предлагают бесплатный межбанк и сервис бесплатного пополнения С2С.
— Откройте расходно-пополняемые депозиты в этих банках.
— Хотя бы иногда совершайте реальные покупки по «нужным» вам картам.
— Старайтесь не делать банковских переводов на крупные суммы.
— Не снимайте наличность сразу, дайте деньгам немного «отлежаться» в банке, например, на расходно-пополняемом вкладе. Пускай вы немного потеряете в потенциальном процентном доходе (по сравнению с ситуацией, если бы вы сразу переправили деньги из транзитного банка в нужное место), зато сэкономите нервы, избежав спора с банком по поводу экономического смысла вашей операции и происхождения ваших денег. Не мелочитесь, дайте банку тоже немного на вас заработать 🙂
— Не забывайте правильно заполнять платёжные поручения. В графе «Назначение платежа» креатив лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Если вы переводите деньги юридическому лицу, то постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.)
U PD: 01.02.2018
В последнее время идёт активное обсуждение статьи в «Коммерсанте» от 30.01.18 под громким заголовком «Подозрительных банковских клиентов смогут оставить без наличных». Портал banki.ru перепечатал эту новость под заголовком «Банки могут отказывать в выдаче вклада наличными при подозрении в легализации средств»:
Эксперты из статьи сошлись во мнении, что данное решение создает опасный прецедент, поскольку банки, испытывающие недостаток ликвидности, смогут удерживать средства добросовестных клиентов по надуманным основаниям.
Я, честно говоря, ничего особенного здесь не увидел. Клиент перевел со своего счета ИП в другом банке на свой счёт физлица в Сбербанке 56 млн рублей и на следующий же день решил получить их наличными. Вполне логично, что Сбер запросил документы, подтверждающие происхождение денежных средств. По результатам проверки банк предложил клиенту перевести деньги в банк-отправитель.
Надеюсь, моя статья была вам полезна, о всех уточнениях и дополнениях пишите в комментариях.
За обновлениями в этой и других статьях можно следить на Telegram-канале: @hranidengi.
В связи с блокировкой Телеграма создано зеркало канала в ТамТам (мессенджер от Mail.ru Group со сходным функционалом): tt.me/hranidengi.
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)
В последнее время в различных новостях часто встречаются такие термины, как «сомнительные и подозрительные операции», «антиотмывочный закон», «противодействие легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путём», «финансирование терроризма» и т.д.
Кто-то может подумать, что его это не касается, поскольку никаких подозрительных операций он не совершал и совершать не планирует. Хотелось бы уточнить: а какие конкретно операции являются сомнительными, где список действий, которые нельзя совершать?
Ответ на этот вопрос прост: такого списка просто не существует, есть только некий набор рекомендаций и общих критериев. Причём подозрительными операциями могут оказаться и совсем безобидные транзакции, например, покупка лекарств в аптеке или приобретение экипировки для активного отдыха. Также могут вызвать подозрение ваши поведенческие характеристики, круг общения (правда, не совсем понятно, как банк будет это отслеживать, неужели по социальным сетям?). Ещё, оказывается, есть список территорий с повышенной террористической активностью, где любые операции также попадают под пристальный контроль:
Бороться с «легализацией денежных средств, полученных преступным путём, и финансированием терроризма”, конечно, необходимо, но за пределы здравого смысла выходить тоже не стоит. Очень неприятно остаться с заблокированной картой и отключенным интернет-банком, например, на курорте в Тунисе, Египте или Турции за покупку средства от простуды и за выложенную в соцсеть фотографию с каким-нибудь местным жителем.
Подозрительные операции согласно 115 ФЗ
Прежде всего, нужно понимать, что застраховаться от блокировки карты или отключения от ДБО невозможно, можно только сократить вероятность наступления этих событий. И всё благодаря закону 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Чтобы понять всю суть данного законопроекта, достаточно прочитать всего несколько статей.
Банк обязан запрашивать у вас сведения о происхождении средств. Причём не указывается, что является достаточным обоснованием, а что нет.
Клиенты обязаны предоставлять всю необходимую банкам информацию.
Банк может отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля.
Обратите внимание, что согласно 115-ФЗ в случае отказа в операции гражданско-правовая ответственность для банка не наступает. А вот в ст. 845 Гражданского Кодекса РФ говорится, что банк не вправе определять и контролировать использование денежных средств клиента:
Ещё в ГК РФ есть замечательная статья 3, которая утверждает, что нормы гражданского права, принятые в Федеральных законах не должны противоречить Кодексу:
Помимо права банка отказать в проведении операции, сославшись на правила внутреннего контроля, в 115-ФЗ есть отдельный список операций, которые подлежат обязательному контролю. Подобные «сомнительные» операции перечислены в статье «Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю». Некоторые из пунктов действительно требуют особого контроля, например, проведение операций, где одним из субъектов является лицо, причастное к террористической деятельности. Однако в этот перечень попали и вполне обычные операции, которые совершают физические лица в повседневной жизни:
1 Любые операции, сумма которых превышает 600000 рублей:
2 Внесение на счёт юридического лица наличных денежных средств:
3 Покупка или продажа наличной иностранной валюты:
4 Обычный обмен банкнот также попадает в список операций, подлежащих обязательному контролю:
5 Любой выигрыш в лотерее или на тотализаторе:
6 Сделка с любым недвижимым имуществом на сумму больше 3 млн рублей (непонятно, зачем нужен данный пункт, если в 1 пункте говорится, что любые операции больше 600000 рублей попадают под обязательный контроль):
Стоит отметить, что количество сообщений в Финмониторинг от банков о наличии подозрительных операций за год увеличилось в 2 раза:
Действительно ли подозрительные операции участились, или просто в когорту подобных операций добавились ранее неподозрительные операции благодаря более тщательному мониторингу?
Подытожим данный раздел: подозрительными могут быть любые операции, чётких критериев нет. Банки имеют право «подозревать» любые операции с любыми параметрами, которые сочтут нужными включить в свою программу внутреннего контроля.
Сомнительные операции согласно письмам ЦБ РФ
Помимо «подозрительных операций”, есть ещё термин «сомнительные операции». О том, что конкретно понимает Банк России под этим термином, можно узнать из письма от 4 сентября 2013 г. N 172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора”:
«Сомнительные операции – это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования «серого” импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей”.
Более или менее чёткий классификатор признаков, указывающий на «необычный характер» сделки можно посмотреть в приложении к Положению Банка России от 2 марта 2012 года N 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”. Перечень довольно большой, предлагаю каждому ознакомиться с ним самостоятельно, чтобы проникнуться всей сутью термина «сомнительные операции». Вот лишь некоторые интересные пункты из признаков, указывающих на необычность операций (которые могут послужить отказом в проведении операции или стать поводом для отключения от дистанционного банковского обслуживания):
1 Запутанный характер сделки, не имеющий экономического смысла (правда, непонятно, как определить степень запутанности и экономической осмысленности):
2 Излишняя озабоченность клиента вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции:
3 Пренебрежение клиентом более выгодными условиями получения услуг (тарифы комиссионного вознаграждения, ставки по срочным вкладам (депозитам) и вкладам (депозитам) до востребования):
4 Необоснованная поспешность в проведении операции:
5 Несоответствие операций, совершаемых клиентом, общепринятой рыночной практике совершения операций (что конкретно имеется в виду – непонятно):
6 Операции станут сомнительными, если вы долго не предоставляете подтверждающие документы по ним, или если банк просто не сможет проверить предоставленную информацию:
7 Если вы откажетесь от операции, которая вызывает подозрение у банка, и захотите закрыть счёт, то это тоже вызовет подозрение:
8 Обналичивание возвращенных на счет денежных средств:
9 Сомнительной является операция, совершенная через ДБО, если банк заподозрил, что её совершают третьи лица (даже близкие родственники):
10 Очень забавный пункт с кодом 1199 «Иные признаки”:
11 Значительное увеличение суммы на счете с последующим переводом в другую кредитную организацию:
12 Регулярные зачисления на счёт переводами с использованием электронных средств платежа с последующей обналичкой (сюда относятся всякие Qiwi-кошельки, Элекснеты, Яндекс Деньги и пр.):
13 Регулярные зачисления крупных сумм денежных средств от третьих лиц с последующим снятием или переводом:
14 Разбить крупную сумму операции (больше 600000 рублей) на более мелкие суммы в течение маленького промежутка времени не получится, т.к. для анализа «сомнительности» учитывается общая сумма всех операций за определенный промежуток времени:
15 Безналичное зачисление со своих счетов и последующее снятие также выглядит сомнительным:
16 Регулярные покупки с помощью банковской карты в сети интернет также подпадают под «сомнительные операции”, причём на любые суммы:
17 Сомнительными операциями являются покупки лекарств, средств связи и продуктов длительного хранения:
В общем, как видите, практически любого клиента можно заподозрить в совершении «сомнительных операций». Нет чётких критериев, «регулярность» или «необычность» операций определяется самим банком.
Стоит отметить, что банки сами-то не очень заинтересованы отказывать клиентам в проведении операций, ведь так можно вообще всех распугать. Однако банки вынуждены следовать рекомендациям ЦБ РФ в плане выполнения 115-ФЗ, ведь несоблюдение этого закона довольно часто становится основанием отзыва лицензии у кредитной организации:
Операции, невыгодные для банка
В последнее время на различных порталах появилось много отзывов клиентов, которым заблокировали карту, или отключили от ДБО, сославшись на «антиотмывочный» ФЗ-115. Причём, судя по описаниям ситуаций, при которых произошли подобные отключения, отказывают в проведении различных операций, в основном, невыгодным банку клиентам (это сугубо моё личное мнение). Вот список операций, за злоупотребление которыми банк может отключить вас от ДБО, отказать в проведении операции и запросить дополнительные документы:
1 Частые обналичивания в банкоматах.
Я имею в виду не то, что наличные – это, в принципе, плохо, с точки зрения «антиотмывочного закона». Просто любое снятие средств с карты даже в собственных банкоматах для банка стоит дополнительных денег, которые выплачиваются платежной системе (небесплатна для банка даже ваша операция запроса баланса по карте).
А уж если банк позволяет своим клиентам снимать деньги бесплатно в чужих банкоматах, он несёт довольно существенные дополнительные потери (банкам-партнёрам платится соответствующая комиссия).
2 Частые банковские переводы.
Банки, которые предлагают бесплатные банковские переводы, теряют на этом деньги. Банк России обрабатывает безналичные переводы совсем не бесплатно:
Причём плата за перевод фиксированная, поэтому большое количество переводов на небольшие суммы банку очень невыгодно.
3 Частое использование бесплатного сервиса C2C.
Речь идёт о банках, которые позволяют бесплатно пополнять свои дебетовые карточки с карт других банков. Бесплатно «стягивать» деньги можно на карты «Европлана», «Ренессанс Кредита», «Русского ипотечного банка», «Рокетбанка», «Кукурузу», «Тинькофф Блэк». Данная операция бесплатна для вас, но не для банка. Вот, например, сколько возьмет НСПК «Мир” за сервис card2card:
Теперь посчитайте, во сколько вы обходитесь банку, если просто используете выданную карту (довольно часто это бесплатно, хотя производство карты банку стоит денег) просто для удобного пополнения с помощью бесплатного сервиса С2С и последующего бесплатного межбанка в другие кредитные организации или снятия в банкоматах.
Формально вы ничего не нарушаете, вы следуете тарифам и условиям, которые составил сам банк. Заставить вас совершать реальные покупки по карте никто не может. Тут банку на помощь и приходит 115 ФЗ: банк начинает запрашивать у вас документы, отключает от ДБО, отклоняет операции. Найти повод очень легко. В итоге вы вынуждены перестать пользоваться услугами данного банка, а кредитная организация, мягко говоря, не сильно и переживает по этому поводу.
Повторюсь, это всего лишь моё мнение, с которым любой может не согласиться и поспорить. Однако, как мне кажется, лучше всё-таки иметь в виду данный список «невыгодных банку операций» и не сильно нагружать ими какую-либо одну кредитную организацию.
Что нужно делать, чтобы не отключили от ДБО и не заблокировали карту
– Заведите себе несколько карточек, откройте счета в нескольких банках, которые предлагают бесплатный межбанк и сервис бесплатного пополнения С2С.
– Откройте расходно-пополняемые депозиты в этих банках.
– Хотя бы иногда совершайте реальные покупки по «нужным» вам картам.
– Старайтесь не делать банковских переводов на крупные суммы.
– Не снимайте наличность сразу, дайте деньгам немного «отлежаться” в банке, например, на расходно-пополняемом вкладе. Пускай вы немного потеряете в потенциальном процентном доходе (по сравнению с ситуацией, если бы вы сразу переправили деньги из транзитного банка в нужное место), зато сэкономите нервы, избежав спора с банком по поводу экономического смысла вашей операции и происхождения ваших денег. Не мелочитесь, дайте банку тоже немного на вас заработать 🙂
– Не забывайте правильно заполнять платёжные поручения. В графе «Назначение платежа» креатив лучше не использовать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Если вы переводите деньги юридическому лицу, то постарайтесь описать данную процедуру максимально подробно (№ договора, дата, наименование услуги и т.д.)
UPD: 01.02.2018
В последнее время идёт активное обсуждение статьи в «Коммерсанте» от 30.01.18 под громким заголовком «Подозрительных банковских клиентов смогут оставить без наличных». Портал banki.ru перепечатал эту новость под заголовком «Банки могут отказывать в выдаче вклада наличными при подозрении в легализации средств»:
Эксперты из статьи сошлись во мнении, что данное решение создает опасный прецедент, поскольку банки, испытывающие недостаток ликвидности, смогут удерживать средства добросовестных клиентов по надуманным основаниям.
Я, честно говоря, ничего особенного здесь не увидел. Клиент перевел со своего счета ИП в другом банке на свой счёт физлица в Сбербанке 56 млн рублей и на следующий же день решил получить их наличными. Вполне логично, что Сбер запросил документы, подтверждающие происхождение денежных средств. По результатам проверки банк предложил клиенту перевести деньги в банк-отправитель.
Надеюсь, моя статья была вам полезна, о всех уточнениях и дополнениях пишите в комментариях.
За обновлениями в этой и других статьях можно следить на Telegram-канале: @hranidengi.
В связи с блокировкой Телеграма создано зеркало канала в ТамТам (мессенджер от Mail.ru Group со сходным функционалом): tt.me/hranidengi.
Подписаться в Телеграм Подписаться в ТамТам
Подписывайтесь, чтобы быть в курсе всех изменений:)