Фгос впо что это
Справочная информация: «Федеральные государственные образовательные стандарты, дополнительные профессиональные программы» (Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
1. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования
6. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре
7. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры
8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации по программам ассистентуры-стажировки
9. Федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
1. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности
2. Дополнительные профессиональные программы в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой
3. Дополнительные профессиональные программы в области международных автомобильных перевозок
4. Дополнительные профессиональные программы в области кадастровой деятельности
5. Дополнительные профессиональные программы в области экспортного контроля
6. Дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям
7. Дополнительные профессиональные программы в области промышленной безопасности опасных производственных объектов
9. Дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности
10. Дополнительные профессиональные программы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
11. Дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования
12. Дополнительные профессиональные программы в области государственной национальной политики Российской Федерации (для государственных и муниципальных служащих)
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов
Программы повышения квалификации 2021
ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Зарегистрировано в Минюсте РФ
2 августа 2010 г. N 18034
Зарегистрировано в Минюсте РФ
4 февраля 2010 г. N 16264
Зарегистрировано в Минюсте РФ
3 февраля 2010 г. N 16231
Зарегистрировано в Минюсте РФ
8 февраля 2010 г. N 16312
Зарегистрировано в Минюсте РФ
21 мая 2010 г. N 17337
Зарегистрировано в Минюсте РФ
9 февраля 2010 г. N 16332
Зарегистрировано в Минюсте РФ
11 мая 2010 г. N 17166
Зарегистрировано в Минюсте РФ
1 марта 2010 г. N 16538
Зарегистрировано в Минюсте РФ
22 декабря 2009 г. N 794
Зарегистрировано в Минюсте РФ
25 февраля 2010 г. N 16492
Зарегистрировано в Минюсте РФ
13 декабря 2011 г. N 22581
Зарегистрировано в Минюсте РФ
13 декабря 2011 г. N 22604
Зарегистрировано в Минюсте РФ
10 февраля 2010 г. N 16363
Зарегистрировано в Минюсте РФ
4 марта 2010 г. N 16568
Зарегистрировано в Минюсте РФ
15 февраля 2011 г. N 19834
Зарегистрировано в Минюсте РФ
29 марта 2011 г. N 20340
Зарегистрировано в Минюсте РФ
28 марта 2011 г. N 20316
Зарегистрировано в Минюсте РФ
22 марта 2011 г. N 20232
Зарегистрировано в Минюсте РФ
19 марта 2010 г. N 16666
Зарегистрировано в Минюсте РФ
13 мая 2010 г. N 17212
Зарегистрировано в Минюсте РФ
28 марта 2011 г. N 20315
Зарегистрировано в Минюсте РФ
17 декабря 2009 г. N 15683
Зарегистрировано в Минюсте РФ
2 февраля 2010 г. N 16213
Зарегистрировано в Минюсте РФ
11 апреля 2011 г. N 20459
Зарегистрировано в Минюсте РФ
2 ноября 2011 г. N 22211
Зарегистрировано в Минюсте РФ
15 февраля 2010 г. N 16406
Зарегистрировано в Минюсте РФ
28 апреля 2010 г. N 17038
Зарегистрировано в Минюсте РФ
4 августа 2010 г. N 18067
Зарегистрировано в Минюсте РФ
2 февраля 2011 г. N 19663
Зарегистрировано в Минюсте РФ
25 февраля 2010 г. N 16501
Что такое ФГОС и как они работают
ФГОС — это федеральные государственные образовательные стандарты. Они разработаны, чтобы жители и крупных городов, и небольших населенных пунктов учились по одной программе и получали равноценные знания. Объясняем, как работает система, что нового в ней и как это применять на практике.
Общее описание системы ФГОС
Образовательные учреждения России — даже частные — должны при составлении своей программы руководствоваться требованиями ФГОС. Они касаются детских садов, школ, ссузов, вузов, курсов — всех, кто руководствуется в работе законом «Об образовании» и имеет соответствующую аккредитацию. Все нюансы перечислены в статье 11 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 20.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня Стандарты позволяют:
составлять учебники и задачи для школьных и университетских экзаменов;
формировать методические пособия;
выяснять, сколько часов потребуется, чтобы освоить ту или иную дисциплину;
разъяснять, что получит ученик или студент после освоения каждой ступени образования;
проводить аттестацию персонала учебных заведений, контролировать качество их работы.
Кроме того, в документе зафиксировано все то, что учащийся должен освоить на той или иной ступени: так, без знаний начальной школы ученик не сможет заниматься в средней, без знаний средней — в старшей.
До создания ФГОС образовательные программы по всей стране различались — выпускники школ из разных городов поступали в вуз с разными знаниями. Если в одном городе или селе выпускник получал золотую медаль, то в другом с тем же объемом знаний мог рассчитывать только на «удовлетворительный» аттестат.
Сегодня ситуация кардинальным образом изменилась. Стандарты объединяют разные программы, упорядочивают их части, вносят новое, затрагивают и такие ценности, как патриотизм, толерантность, традиции и нормы общества. ФГОС изменяются минимум раз в 10 лет.
Виды и содержание ФГОС
Дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) — воспитатели развивают у детей речь, должны заниматься с ними физкультурой, прививать базовые навыки самообслуживания, общения, игры в коллективе.
Начального общего образования (1-4 класс) — здесь у детей формируются знания о языке и культуре страны, закладываются базовые математические навыки и развивается логическое мышление.
Основного общего образования (5-9 класс) — на этом этапе у детей формируется ответственное отношение к учебе и самообразованию, экологическая культура, развитие эстетического сознания, начинается изучение литературного наследия и иностранных языков.
Среднего общего образования (10-11 класс) — ученики должны уметь самостоятельно решать сложные задачи, понимать функции и значение различных социальных институтов, следить за своей речью, знать основы государственной системы.
Стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования.
Также разработаны госстандарты для бакалавриата, магистратуры, ординатуры — всего 12 документов.
Все ФГОС опубликованы на официальном сайте и состоят из четырех разделов:
Общие положения — что включено, какова цель документа.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ — что после обучения должны знать и уметь учащиеся, есть ли у них собственная позиция по ключевым вопросам, умеют ли они общаться, чего достигли за время обучения.
Требования к структуре этих программ — как составить учебный план, что в него включить, как помочь детям учиться.
Требования к условиям реализации программ — какое количество пособий и книг понадобится в школе, количество учителей, хватит ли места всем ученикам в учреждении, какое оборудование необходимо.
Кем разрабатываются и утверждаются ФГОС
Разработкой Стандартов занимается Минобрнауки России совместно с учебно-методическими объединениями, образовательными, научными организациями, родителями. При формировании учитывают и положения профстандартов.
Стандарты могут разрабатывать по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Специалисты разрабатывают проект, который направляется на рассмотрение экспертам Минобрнауки. Они размещают проект на своем портале, после чего ждут результатов независимой экспертизы, корректируют и утверждают сам проект.
Три поколения ФГОС: что меняется
Принято делить ФГОС на три поколения.
Как таковых ФГОСов еще не было — были государственные образовательные стандарты, которые стали неактуальными, поскольку во главу угла ставился предметный результат. Личности обучающихся не уделялось никакого внимания. Основой была обязательная для изучения информация, а требования приводились как к пособиям, так и к темам внутри них.
Эти ФГОС действовали вплоть до 2020 года. Здесь главными стали универсальные учебные навыки: самостоятельное изучение информации, коммуникация, проектная и факультативная работа. Акцент был направлен на личность ребенка, который должен уважать страну, быть терпимым, вести здоровый образ жизни.
Официальный переход на новые ФГОС состоится в сентябре 2021 года. Упор в них делается на уточнении требований к учащимся. До сих пор в документы включались лишь общие рекомендации: школа сама могла определять, когда и что изучать. Программы различались, и было сложно оценивать результаты: вроде бы ЕГЭ для всех один, а нужных знаний кому-то не хватает.
Требования ФГОС третьего поколения содержат:
четкие обязательства детского сада, школ, вузов перед учащимися и их семьями;
список навыков ученика в рамках школьных дисциплин — решать, доказывать, оперировать понятиями, а также рекомендации по развитию этих навыков;
конкретные результаты, которых должен достичь ученик, — сколько слов узнать за год, какие сочинения писать;
указания, какие знания в какой момент нужно освоить ребенку — причем, менять содержание тем не рекомендовано;
время, необходимое для реализации основных образовательных и воспитательных программ;
данные по коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
Новые нормы предполагают, что школа учитывает особенности каждого ученика: как психологические, так и возрастные. Предполагается, что нагрузка на детей снизится. Вероятно, новые ФГОС изменят образовательную систему и конкретизируют ее задачи.
Как применяются ФГОС на практике
Чтобы соблюсти необходимые требования, школе нужно разработать основную образовательную программу (ООП) с учебным планом, программами учебных предметов, курсов, дисциплин, а также оценочные и методические материалы по ним.
Учитель должен составлять рабочую программу и проводить уроки в соответствии с требованиями ФГОС.
Для формирования программы по своему предмету учитель должен:
Изучить ФГОС соответствующего уровня образования для понимания того, какими знаниями должен будет обладать ученик. Узнать требования к целям программы, задачам обучения.
Установить порядок изучения учебного материала.
Распределить общее количество часов на все темы и разделы.
Включить в программу региональные материалы.
Использовать формы обучения, педагогические технологии, методы контроля.
В указанные сроки предоставить программу на экспертизу и согласовать ее.
ФГОС устанавливает требования и к структуре программы по учебным дисциплинам. В ней должно быть:
место дисциплины в общем плане;
содержание дисциплины или курса, а также результаты его освоения;
все необходимое для обучения как с методической точки зрения, так и с материально-технической стороны;
указано, какая литература обязательна к изучению.
Школьные уроки нужно проводить по ФГОС. Вы можете упростить свою работу и сделать себе несколько шпаргалок с их структурой. Например, на уроке усвоения новых знаний должно быть время на определение целей и задач занятия, актуализацию знаний, объяснение новой темы, проверку ее понимания, на инструкцию к выполнению домашнего задания, обсуждение урока.
Курсы для педагогов по ФГОС
Все программы в Академии бизнеса и управления системами разрабатывались в соответствии с профстандартами и требованиями ФГОС. Помимо этого, во время обучения педагогам объяснят, как применять Стандарты в работе: составлять план обучения, проводить уроки, проверять знания учеников.
Например, в Академии можно пройти программу повышения квалификации по методике преподавания биологии в условиях реализации ФГОС. За две недели педагог узнает все необходимое о преподавании, итоговой аттестации по биологии и инновационных образовательных технологиях. Учиться можно без отрыва от основной работы в любое удобное время.
Академия работает по государственной образовательной лицензии. После курсов педагог получает свидетельство о должности служащего или удостоверение о повышении квалификации. Все документы об образовании вносятся в государственную систему ФИС ФРДО и позволяют устроиться на работу в любую школу или детский сад.
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования
Деятельность портала координируется НИТУ «МИСиС»
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов
Программы повышения квалификации 2021
Изменения ФГОС ВПО
Содержание настоящего раздела направлено на поддержку процедуры внесения редакционных изменений в ФГОС ВПО по направлениям (специальностям) подготовки.
Направление (специальность) / организация-разработчик изменений | Скачать |
Код / Наименование направления: 060101, 060103, 060105, 060201, 060301, 060601, 060602, 060609 Лечебное дело, Педиатрия, Медико-профилактическое дело, Стоматология, Фармация, Медицинская биохимия, Медицинская биофизика, Медицинская кибернетика | |
Код / Наименование направления: 080400 Управление персоналом | |
Код / Наименование направления: 050407 Педагогика и психология девиантного поведения | |
Код / Наименование направления: 070701, 070800, 074301 Звукорежиссура аудиовизуальных средств, Драматургия, Продюсерство | |
Код / Наименование направления: 070301, 070401, 070501 Актерское искусство, Сценография, Режиссура театра | |
Код / Наименование направления: 070201, 072801, 073301 Музыкально-театральное искусство, Композиция, Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором | |
Код / Наименование направления: 073201, 072901 Искусство концертного исполнительства, Музыковедение | |
Код / Наименование направления: 240100, 240700, 241000, 240300, 240501 Химическая технология, Биотехнология, Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии, Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий, Химическая технология материалов современной энергетики | |
Код / Наименование направления: 180405, 180407 Эксплуатация судовых энергетических установок, Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики | |
Код / Наименование направления: 250400 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств | |
Код / Наименование направления: 071001, 071002, 071003 Живопись, Графика, Скульптура | |
Код / Наименование направления: 170400, 190100, 190109, 210601, 221700, 230400 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружние, Наземные транспортные средства и комплексы, Наземные транспортно-технологические средства, Радиоэлектронные системы и комплексы, Стандартизация и метрология, Информационные системы и технологии | |
Код / Наименование направления: 150700, 151000, 151600, 160400, 161100 Машиностроение, Технологические машины и оборудование, Прикладная механика, Ракетные комплексы и космонавтика, Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов, Системы управления движением и навигация | |
Код / Наименование направления: 230700 Прикладная информатика | |
Код / Наименование направления: 111900, 260200 Ветеринарно-санитарная экспертиза, Продукты питания животного происхождения | |
Код / Наименование направления: 010500, 035300 Математическое обеспечение и администрирование информационных систем, Искусства и гуманитарные науки | |
Код / Наименование направления: 270800, 271101 Строительство, Строительство уникальных зданий и сооружений | |
Код / Наименование направления: 031900, 032000 Международные отношения, Зарубежное регионоведение | |
Код / Наименование направления: 270100, 271000 Архитектура, Градостроительство | |
Код / Наименование направления: 262000, 262200 Технология изделий легкой промышленности, Конструирование изделий легкой промышленности | |
Код / Наименование направления: 110100, 110400, 110500, 110900 Агрохимия и агропочвоведение, Агрономия, Садоводство, Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции | |
Код / Наименование направления: 160100, 160700, 162110 Авиастроение, Двигатели летательных аппаратов, Проектирование авиационных и ракетных двигателей, Испытание летательных аппаратов | |
Код / Наименование направления: 130101, 130102 Прикладная геология, Технология геологической разведки | |
Код / Наименование направления: 071500 Народная художественная культура | |
Код / Наименование направления: 073700, 073000, 073100, 070702, 073400, 073500 Искусство народного пения, Музыкознание и музыкально-прикладное искусство, Музыкально-инструментальное искусство, Музыкальная звукорежиссура, Вокальное искусство, Дирижирование | |
Код / Наименование направления: 060105 Медико-профилактическое дело | |
Код / Наименование направления: 050100, 050700 Педагогическое образование (4 года и 5 лет), Специальное (дефектологическое) образование | |
Код / Наименование направления: 190300 Подвижной состав железных дорог | |
Код / Наименование направления: 111400, 111500 Водные биоресурсы и аквакультура, Промышленное рыболовство | |
Код / Наименование направления: Направления (специальности) в рамках классического образования | |