Фарисейство что это означает

Фарисейство: историческое и современное значение термина

Историческое описание

Термин «фарисейство» возник в Древней Иудее около 2 вв. до н.э. и означал секту истовых праведников, которые отличались крайним религиозным фанатизмом, дотошностью в исполнении предписаний Торы. Последователи этого течения откололись от основного религиозного течения иудаизма, а термин «фарисей» буквально означал «отделившийся».

Эта секта или даже религиозная каста была достаточно влиятельной в период своего расцвета. Фарисеи трактовали по-своему Тору и, по сведениям философа и историка Иосифа Флавия, отказались присягать Ироду. Флавий также сравнивал их с греческим течением стоиков. Но, если в начале своего существования это течение пропагандировало неукоснительное соблюдение всех требований иудейской религии для спасения своего народа, то впоследствии оно выродилось, оставив лишь фанатизм и казуистику. Это произошло ко времени появления Иисуса Христа.

Иисус Христос и фарисеи

В Евангелии часто упоминаются споры фарисеев и Иисуса Христа. В них Иисус обличал в проповедовании несоблюдаемых ими же самими законов и догм. Среди известных слов Христа своим ученикам следующие: «Берегитесь закваски фарисейской, что есть лицемерие».

Одним из случаев, описываемых в Евангелии, стал известный инцидент с блудницей.

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означаетГруппа фарисеев, поймав блудную женщину с поличным, привели ее к Иисусу, проповедавшему на площади перед народом. Они требовали поступить с ней по закону Моисея, то есть забить камнями. Фарисеи хотели посмотреть, что сделает Учитель в такой ситуации.

Иисус не мог позволить совершить это с грешницей, так как следовало поступать согласно его словам «Возлюби ближнего, как самого себя». Но, с другой стороны, она была виновна и оправдать ее, – значит, попрать религиозные законы. Иисус, наклонившись, к земле, что-то долго писал пальцем, и фарисеи вновь повторили свой вопрос. Тогда Иисус сказал фразу, ставшую впоследствии широко известной: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И снова наклонился к земле, продолжая что-то писать. Когда он поднялся, никого не было вокруг, лишь блудница осталась на месте. Не нашлось желающих назвать себя безгрешными, все предпочли тихо покинуть площадь.

Среди других конфликтов с фарисеями, описанных в Евангелиях, следующие:

С другой стороны, Иисус призывал своих учеников и последователей слушать фарисеев и книжников, как тех, кто знает букву Закона Моисея, ее проводников, но не учителей.

Таким образом, согласно евангелию, Иисус часто изобличает фарисеев в демонстративности их благочестия, и это привело к тому, что понятие «фарисейство» в современной жизни и христианстве, соответствует лицемерию.

Современный нарицательный смысл понятия «фарисейство»

Фарисейство – свойство личности

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означаетСлово «фарисейство» давно из названия религиозного течения превратилось в нарицательное, довольно негативно окрашенное понятие. Как уже отмечалось выше, это одно из отрицательных свойств личности, моральный фанатизм ради самой морали, сопровождающийся двуличием в поступках и ханжеством. Чистые высоконравственные помыслы, исходящие от сердца, не столь важны, как внешняя видимость соблюдения морали и ритуалов.

В обществе, не имеющем никакого отношения к религии, например, социалистическом, фарисейство – это:

Моральные принципы выдаются за прописные истины и являются средством внешнего надзора, обретают официальный и бюрократический характер.

Фарисеи в современном христианстве

Фарисей совершает молитву формально, но при этом они высокомерно полагает, что делают все как нужно, а остальные, не такие высокоморальные люди – грешники, оттеняющие его праведность.

Подводя итог, можно сказать, что когда-то фарисейство было течением иудаизма, но изменив свой первоначальный смысл, это слово стало означать негативное свойство личности. Фарисеем называют того, кто через призму двойной морали, ханжества и лицемерия смотрит на мир и поступки других людей.

Источник

Что такое фарисейство и кто такие фарисеи?

Христос, придя на Землю, показал неприглядность и мерзость множества человеческих грехов и пороков. Но пожалуй, наибольшего количества обличений от Господа получили фарисеи. В каждом из Евангелий можно увидеть строки о том, как неугодны Богу были эти люди. Так что такое фарисейство и почему оно так осуждаемо Христом?

Кто такие фарисеи

Фарисеями назвались сторонники значительного и влиятельного иудейского течения, которые целью человеческой жизни считали четкое и детальное исполнение закона, прописанного в Торе. В повседневной жизни это выливалось в мелочное, внешнее и формальное исполнение заповедей. Фарисеи буквально наизусть знали и скрупулезно по пунктам выполняли даже самые мелкие предписания Торы.

Такая зацикленность исключительно на форме привела к практически полной потере внутреннего смысла. Закон воспринимался как четкое руководство к практическому действию, при этом совершенно не учитывались духовные аспекты вероучения.

Особо чтимой у фарисеев была суббота. В этот день не делались абсолютно никакие дела, поэтому даже Христос, исцеливший больного, попал под осуждение за нарушение субботы. Получается, что даже делание добрых дел порицалось под благовидным предлогом соблюдения заповеди о почитании субботы.

Читайте еще о Заповедях Божиих:

Внешне эти люди часто выглядели неопрятно, неухоженно и даже неряшливо. Такое нарочитое пренебрежение элементарными правилами ухода за собой как бы подчеркивало полное отречение от мира, от всего тленного, незначимого.

Интересно! Фарисеи постоянно ходили со скучными и постными лицами, всем своим видом показывая, что им чужды глупые радости бренного мира.

Обманчивая внешность часто приводила к тому, что их считали истинными праведниками, достигшими святости. Их значимость в иудейском обществе была велика, а мнение весомым. Так почему же их так сильно обличает Христос?

Притча о мытаре и фарисее

Наиболее детально суть Божьего порицания видна в Евангелии, в притче о мытаре и фарисее. Кратко ее суть в следующем: в одном из иудейских храмов молились два человека. Один из них был мытарем — сборщиком местных налогов. Таких людей в обществе часто не любили, поскольку налоги были огромными, и мытари зачастую отбирали в уплату чуть ли не все пропитание семьи. Поэтому мытари имели славу людей бессердечных, злых и немилостивых.

Другим молящимся был праведный, соблюдающий все предписания фарисей. Его молитва была преисполнена чувства собственного достоинства — он благодарил Бога за то, какой он хороший. Заметив мытаря, он стал благодарить и за то, что он «не таков, как тот мытарь». Иудей ставил себя и свои заслуги выше всех остальных людей и считал себя великим праведником, поскольку он соблюдал посты, отдавал десятину в храм, чтил субботу и выполнял множество других предписаний Торы.

Молитва мытаря же носила совершенно иной характер. Он, напротив, не смел поднять глаз своих, стоял с повинной головой. Просил он у Господ одного — милости. Понимая всю сущность своего падения, осознавая свою глубочайшую греховность, этот мытарь просил Бога быть милостивым к нему. На большее он не смел и надеяться.

И вот Святое Евангелие повествует нам об исходе этих двух молитв. Фарисей, окончив положенное правило, вышел из храма довольный собой, с чувством собственной праведности. Он был абсолютно уверен, что сделал все хорошо и правильно, и что его молитва обязательно будет услышана Богом. И несмотря на это он вышел осужденным.

Мытарь же, который даже не надеялся на прощение от Господа, а только лишь молил о помиловании, вышел со слезами на глазах и с чувством осознания своей полнейшей ничтожности. И при этом Евангелие нам говорит, что этот мытарь вышел из храма оправданный.

Чем же так угодил Господу мытарь и чем так разгневал фарисей? Основной грех последнего в том, что он дает себя право судить. Он судит несчастного мытаря, сразу делая вывод о нем, как о человеке павшем. Он судит и себя, но себе приписывает личину праведности. Однако фарисею никто не давал права суда — это удел одного лишь Бога. Одному Господу известно, кто из нас поистине праведен, а кто грешен.

Следующая погрешность фарисея — свое самодовольство. Мы знаем и из Евангелия, и из творений любых святых отцов, что матерью всех добродетелей является смирение. Смиренный человек не упивается собственной хорошестью, но видит в себе множество недостатков, с которыми старается бороться. Человек же, который считает, что поборол в себе страсти и достиг состояния праведности находится в глубокой духовной прелести. Именно таков и был фарисей из притчи.

Мытарь же, напротив, считал себя ниже и хуже любых других людей. Он возненавидел себя за те грехи, которые совершил в жизни и искренне в них покаялся. Его чувство было настолько острым, что он стоял в храме опущенной головой и только лишь повторял — Боже, милостив буди мне, грешному.

Важно! Именно эти слова прошения милости называются «молитвой мытаря» и с них начинается утреннее молитвенное правило.

Можно возразить, что этот фарисей действительно исполнял все, что прописано в Законе. Он не воровал, не блудил, соблюдал посты и еще много чего. Так почему же он не имел права сказать, что все выполнил? Богословы поясняют этот момент так — если бы фарисей познал истинного Бога, а не просто выучил формальный свод правил, то он бы понял, что предела у Бога нет.

Это означает, что по мере духовного возрастания перед человеком открываются все новые и новые духовные горизонты, пределов у которых нет, поскольку Господь — бесконечен. Исполнив одно правило, искоренив один грех, истинно верующий человек найдет в себе еще десяток. Как жив Бог, так жив и подвижен Его Закон. И невозможно Господа поместить в формальные рамки и правила.

Фарисеи в современном мире

Сейчас слово «фарисей» уже совсем не означает причастность к какому-либо иудейскому течению. Так называют людей, которые внешне пытаются выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это лицемеры, люди, которые постоянно носят маски. К сожалению, очень много таких и в православной среде.

Христианство — это религия постоянной и кропотливой работы над собой, над очищением собственной души. Это сложный и тернистый путь, и не каждый может его пройти. Очень часто человек не хочет реально трудиться над собой, но при этом очень стремится, чтобы окружающие считали его праведником, ставили в пример, почитали.

Такое горделивое стремление показать себя лучше других и есть фарисейством. Совершенно не обязательно сегодня исповедовать иудаизм, чтобы быть фарисеем. Можно считать себя очень православным, ходить каждое воскресенье в храм, соблюдать посты и раздавать милостыню. Но если при этом в сердце будет зреть злоба на людей, виденье чужих грехов на фоне собственной праведности — это и есть самое настоящее фарисейство.

Источник

Фарисейство что это означает

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Фарисеи (по одно из этимологий: евр. перушим – отделившиеся) были представителями самого влиятельного религиозно-общественного течения в Иудеи. О них впервые говорит евангелист Матфей (3:7-9). Отсутствие упоминаний их в Ветхом Завете дает основание предполагать, что эта секта зародилась значительно позже заключения канона священных ветхозаветных книг (сер. 5 в. до Р.Х.). Убедительно предположение некоторых исследователей, рассматривающих фарисейскую секту как ответ на эллинизм – тенденцию к культурно-историческому синтезу среди народов Средиземноморья. Явление это было последствием успешных походов Александра Македонского (356 – 323 до Р.Х.). Эллинистическое влияние на израильское общество, по-видимому, вызвало к жизни эту партию ревностных защитников отечественных традиций. Иосиф Флавий впервые говорит о фарисеях как одной из трех сект (наряду с саддукеями и ессеями) в 13-й книге Иудейских древностей (13.5:9), рассказывая о деятельности одного из Маккавеев – первосвященнике Ионафане (сер. 2 в. до Р.Х.).

Фарисеи, в отличие от саддукеев, признавали будущее воскресение, существование ангелов и духов. Они проповедовали строгую жизнь, ритуальную чистоту и точнейшее исполнение закона. Представители этого течения боролись против языческого влияния на народ, отстаивали национальную самостоятельность. Все это привлекало к ним людей.

Но чем дальше время удаляло их от боготкровенного источника веры, тем сильнее проявлялось в их учении и действиях человеческое начало. Нарастали формализм и обрядовость. Господь через Моисея запретил вводить новые заповеди и отменять уже данные: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые Я вам сегодня заповедаю» (Вт. 4:2). Вопреки этому они ввели 613 новых установлений: 248 повелений (по количеству костей в человеческом теле) и 365 запрещений (по числу дней в году). Нововведениям своим они придавали большее значение, чем заповедям Божиим. За это Спаситель обличал их: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3); «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Мк.7:8). Им было свойственно презрительное отношение к грешникам, мытарям, людям некнижным: «этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин. 7:49). Хотя в Израильском обществе во время Спасителя было много грешников, но ни о ком Господь не говорит так обличительно, как о фарисеях. «Горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять. Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагонах и приветствия в народных собраниях. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы — как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того» (Лк. 11:42-44). Иисус Христос обличал бездушный формализм фарисеев и книжников, обвинявших Спасителя в том, что Он нарушает субботу, исцеляя тяжко больных людей. Не отменяя закона, Господь ставил дела любви и милосердия к страждущим людям выше обряда: «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2:27).

Гордость и мнение о своей праведности вели фарисеев к духовной слепоте и делали их неспособными со смирением признать кого-либо выше, чище и праведнее себя. Чудеса Господа, учение Его, поражавшее народ нравственной высотой, кротость – все вызывало у представителей этой секты ярость. В этом была главная причина, почему они не увидели в Иисусе Христе обетованного через пророков Мессию и добились вместе с саддукеями Его распятия.

Лучшие представители фарисеев, имевшие живую веру, не умерщвленную формализмом, стали христианами: апостол Павел, праведные Никодим, Гамалиил и другие.

Господь наш Иисус Христос предостерегал Своих учеников от закваски фарисейской (Мф.16:11). Фарисейство как духовное состояние представляет опасность для всякого верующего. Оно начинается тогда, когда человек, совершая молитву формально, устами, а не сердцем, по привычке, считает, что он угождает Богу. «У людей, старающихся провождать духовную жизнь, бывает самая тонкая и самая трудная война через помыслы каждое мгновение жизни – война духовная; надобно быть каждое мгновение всему оком светлым, чтобы замечать втекающие в душу помыслы от лукавого и отражать их; сердце свое такие люди должны иметь всегда горящим верою, смирением, любовью; в противном случае в нем легко поселится лукавство диавольское, за лукавством маловерие или неверие, а затем и всякое зло, от которого скоро не отмоешься и слезами. Потому не допусти, чтобы сердце твое было холодным, особенно во время молитвы, избегай всячески холодного равнодушия» (Св.Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе, М., 2002, с.15). Духовная гордыня, уверенность в своей праведности, показное благочестие и лицемерие – все это фарисейство. Святая Церковь в борьбе с опасностью впасть в это состояние предлагает пример кающегося мытаря. С его смиренной молитвы начинается наше ежедневное утреннее правило: «Боже, милостив буди мне грешному».

Источник

5 признаков того, что вы современный фарисей

Чтобы предуготовить мир к приходу Христа и укоренить людей в добре, Господь дает через Моисея закон. Закон, которым будет руководствоваться на протяжении нескольких поколений иудейское общество –– избранный народ. Через определенное время Сам Бог становится человеком, и вдруг обнаруживается страшная вещь: толкователи этого закона (книжники, первосвященники, фарисеи), которые-то и должны были учить народ и в конечном счете привести людей ко Творцу, и Сам воплотившийся Бог –– Христос –– говорят совершенно на разных языках. Эта мысль отчетливо прослеживается во всех синоптических Евангелиях.

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означает

Давайте подумаем: как мы вообще представляем себе фарисея? Наверняка, это некто с книжными знаниями, хорошим образованием, человек, у которого есть определенный авторитет и положение в обществе. Он гордится тем, что исполняет закон в мельчайших деталях и не стесняется демонстрировать свою набожность. Но почему-то именно фарисеев Иисус обличает за лицемерие. Для нас «фарисей» и «лицемер» –– это уже давно слова-синонимы. Получается, что фарисей – это все-таки некий злодей, скрывающий под личиной добродетели свою темную натуру? Вроде бы так и есть, но есть одно «но». Если мы внимательно прочтем притчу о мытаре и фарисее (Лк 18:9–14), то увидим, как именно молятся в храме эти двое. Фарисей благодарит Бога за то, что он сам праведен и исполняет предписания закона. С одной стороны, это самовозвышение и позерство, но с другой, –– он говорит это не для того, чтобы произвести на кого-то впечатление, ведь его, кроме Бога, никто не слышит! Он действительно считает добродетелью свой образ жизни и не видит ни своего самовозвышения, ни гордыни, ни лицемерия, то есть у него в принципе нет осознания определенных вещей. Выходит, что при всех блестящих знаниях его вера поверхностна, иначе бы он увидел свое горделивое движение души и пресек его. Таким образом, его поведение –– не хитрый осмысленный план, а результат сложнейших внутренних процессов, это ложь – да, но прежде всего самому себе.

Давайте теперь спросим себя: в полной ли мере мы отдаем себе отчет за все, чем мы живем, чем руководствуемся в своих мыслях и поступках, способны ли мы разобраться в движениях своей души? Всегда ли мы честны перед собой, окружающими и, главное, Богом? Так ли разительно мы отличаемся от фарисеев из притч и сцен Евангелия? Конечно, никто из нас не назовет себя позером и лицемером, но что греха таить: те или иные черты, присущие исключительно фарисейству, нередко проскальзывают и в нас. Что это за черты и в чем они проявляются, будем разбираться дальше.

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означает

1. Равнодушие к поиску истины

Когда утихла атеистическая пропаганда, мы стали заново отстраивать свою духовную жизнь. У нас не было преемственности поколений, и мы были вынуждены действовать (иногда вслепую), искать точки опоры, поэтому и начали с основы основ – с закона Моисея, Евангелия и традиций нашей Церкви до революции. Что же мы имеем сейчас? Множество людей ценит покой, который они обретают, приобщаясь к жизни внутри Церкви. Перед ними открывается удивительный мир с его стройным порядком: богослужебный круг и возвышенные тексты, которые читаются на Литургии, многовековые традиции и канонические правила, посты и аскетическая составляющая христианства. Изучая основы православного вероучения, соприкасаясь с ними, человек не может не чувствовать, что он находит ответы на многие интересовавшие его ранее вопросы: «Как устроен мир и человек? Почему существуют страдание, зло или боль? Где найти в себе силы жить? Где найти покой и радость?»

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означаетСёрен Обю Кьеркегор

Получая ответы, человек раскрывает для себя удивительные вещи: все в мире неслучайно, все имеет смысл. Но проходит время, и он перестает задавать себе вопросы, все кажется ему понятным, привычным, отлаженным. Вчерашний новоначальный, уже обладая неким запасом знаний, чувствует в них надежный фундамент и опору. И постепенно он останавливается. Успокаивается. Но, как сказал датский философ Сёрен Кьеркегор:

«Стремиться вперед –– значит потерять покой, оставаться на месте –– значит потерять себя»

Мы остановились на месте и не готовы шагать дальше, в неизвестность. Нам дорог этот покой, который мы наконец обрели, и движение дальше кажется нам бессмысленным. «Я понял основное, что еще я могу узнать?» Фарисеи, которых обличал Христос, знали закон досконально, но предпочли вычеркнуть из него самое главное – суд, милость и веру. Они нашли ответы на свои вопросы здесь и сейчас, поэтому Сам Христос им был уже не нужен. И они не приняли Его, потому что им не интересен был путь, который Он предложил. Они застыли в своем духовном развитии, словно дети в игре «море волнуется раз», но всерьез считали, что движутся в правильном направлении. Они не смогли признаться даже самим себе, что ошибались, и поэтому не смогли отказаться от своего заблуждения.

Как только человек перестает искать и жаждать истины, как только ему кажется, что он нашел все, что нужно, вера начинает сводиться к выполнению ряда действий и превращается в формализм. Отсюда вытекает следующая черта.

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означает

2. Сведение веры к перечню обязанностей

Фарисей все знает о том, как поступать, но ничего не знает о том, каким следует быть. За всю свою праведную жизнь с одним он ни разу не сталкивался, он никогда не понял, что между Богом и им могут быть отношения взаимной любви. Он никогда ее не искал, он ни разу не встретил Бога Исайи, Который столь свят, что перед Ним «вся праведность наша – как запачканная одежда» (Ис. 64:6) Он уверен, что между Творцом и Его творением существует неизменные, раз и навсегда установленные, застывшие отношения. Он не увидел в Священном Писании историю любви Бога к миру, который Бог сотворил и который так возлюбил, что отдал Сына Своего Единородного ради его спасения. Он живет в рамках Завета, понятого им как сделка, вне каких бы то ни было личных отношений. Он видит в Боге закон, а не Личность. (Митрополит Антоний Сурожский)

Как только главным в христианстве для нас становится не Сама Личность Христа, а некий свод обрядов и правил (пусть даже мы верим, что исполнение всех предписаний сделает нас хотя бы на шаг ближе к Творцу), мы открываем свой личный ящик Пандоры: средство начинает восприниматься как самоцель.

«Пост, потому что надо, он соединяет с Богом, утренние и вечерние правила вычитать –– это общение с Богом, а с Ним нужно говорить исключительно на возвышенном языке. Еще нужно найти в себе и выписать на лист свод грехов перед исповедью, нужно прочитать богословский трактат, чтобы различать слова «ипостась» и «сущность», нужно сделать 50 поклонов, нужно прочитать 3 главы из Евангелия от Матфея. Нужно, нужно, нужно!» Вся вера при таком раскладе сводится к набору книжных знаний, «замет холодных для ума», как сказал бы А. С. Пушкин. Механические действия, смысл которых понятен уму, но не отзывается в сердце. Нет горения, жажды истины, вера становится неживой, поверхностной. Но, пожалуй, самое страшное в этом формализме то, что он становится устойчивой привычкой и схемой поведения. Чем больше знаний при таком холодном умствовании получает человек, тем большими схемами обрастает его мировоззрение –– и они становятся для него мерилом действительности. Он будет оценивать явления и людей сквозь призму своих знаний. Все, что будет вписываться в шаблон, будет понято и принято, а то, что не впишется, вызовет отторжение и душевный раздрай, как минимум, а как максимум –– желание сделать замечание человеку, который живет «не по-православному».

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означаетмитрополит Антоний Сурожский

3. Культ #ясчитаю

Как часто мы смотрим на внешние проявления жизни других людей и считаем себя вправе поучать их, не зная ничего об их жизни, не ведая путь, который они прошли, не чувствуя их боли и потерь, не думая об их окружении, обстановке, обществе, в котором они воспитывались и формировались как личности. Нам кажется необходимым раскрыть человеку глаза, научить его истине или попытаться эту истину отстоять, сообщить окружающим о том, что этот человек живет неправильно, неправедно, недостойно, чтобы другие не брали с него пример. Но при этом мы забываем, что у каждого человека свой уникальный путь. Мы смотрим на соответствие чужих поступков и слов своим привычным шаблонам, но не видим, что сделало человека таким, какой он есть сейчас. Не можем мы видеть и то, каким он станет через 5, 10, 15 лет. Мы не хотим принять, что его слова или действия – это результат сложного жизненного пути, который мог состоять из боли, потерь, страха, неприятия или одиночества.

«Христос искал в каждом человеке хорошее, а мы ищем злое. Христос искал в людях добро, желая их оправдать, а мы ищем злое, чтобы осудить их. Христу было больно говорить о чужих грехах, а нам это приятно. Христос словом обращал грешников в праведников, а мы словами делаем из грешников еще больших грешников. Христос спасал людей, а мы их губим. В этом разница.Но ведь и мы можем быть подобны Христу».

(Святитель Николай Сербский)

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означает

4. Двойные стандарты

Невозможно в духовной жизни вести войну на два фронта –– бороться со своими пороками и с несовершенствами этого мира одновременно, преуспевая и там, и там. Как только человек видит в других ту же грязь, что разглядел в себе, он пытается донести до них, что они живут неправильно, и тратит все силы на морализаторство и споры вместо борьбы с собственными страстями. В результате человек перестает замечать, что его духовная жизнь теперь в глубоком застое. Что он –– далеко не пример благочестия и чистоты, и не имеет права учить других. Иногда получаются настоящие курьезы.

Например, однажды некая девушка Н. решила поделиться в соц.сетях своим важным открытием: на нее очень повлиял отрывок из Евангелия, где Христос разговаривает с самарянкой об источнике живой воды (Ин 4:5-27). По нравам того времени, поступок Христа был скандальным. Но вовсе не потому, что Он совершил какое-то преступление. Дело в том, что правоверные иудеи считали ниже своего достоинства разговаривать с жителями Самарии, они считали себя чистыми, а самарян –– нет. Иметь с ними дело считалось дурным тоном. И вот Христос не просто говорит с самарянкой, Он остается с ней наедине –– с женщиной, у которой, ко всему прочему, очень плохая репутация. Этот Евангельский отрывок привел Н. к осознанию того, как сильно Господь любит всех: не только избранных, но и тех, кого отринуло общество и на ком оно уже давно поставило жирный крест. Ее открытие вылилось в стихи. Какова же была реакция окружающих? Было много недовольства. Казалось бы, человек смог на своем личном опыте прийти к тому, чему некоторые учатся годами, и захотел прокричать об этом на весь мир: «как же благ наш Господь!» Но большинство комментариев было не о глубоком смысле стихотворения, а о ее одежде. На видео она читала стихи… в штанах. «Не благочестиво!», «Стих то красивый, а одежда – мужская!», «Говорить о Боге может каждый, а жить по-божьи –– нет!», «Неверный в малом, неверен и в большом! Нельзя женщине носить мужскую одежду!» – вот, какая реакция была у людей. В результате дискуссия под видео велась между теми, кто пытался вступиться за девушку, и теми, кто порицал ее за внешний вид. Важно то, что смысл ее слов прошел мимо и тех, и других. При этом среди порицающих были и женщины, которые сами носят штаны в повседневной жизни, но тем не менее считают, что в брюках нельзя говорить о Боге или ходить в храм, и мужчины, которые ратовали за исполнение всех законов из Пятикнижия Моисея, но при этом брили бороду, несмотря на то, что в книге Левит есть прямой запрет на это.

Фарисейство что это означает. Смотреть фото Фарисейство что это означает. Смотреть картинку Фарисейство что это означает. Картинка про Фарисейство что это означает. Фото Фарисейство что это означает

5. Судейские амбиции

Если мы пытаемся образумить кого-то, но этот кто-то упорствует в своем нежелании принимать истину, мы ищем способы повлиять на него по-другому, пытаясь «причинить добро». Пристыдить, а если не работает – запугать адом и геенной огненной. Вот только одна важная деталь ускользает от нас: отношения между человеком и Богом –– это их личное дело. Мы же, не зная изнанку жизни конкретного человека, пытаемся поставить ему духовный диагноз, разложить перед ним последствия его ужасающего выбора –– и судим человека еще до Страшного Суда. Мы отнимаем у Бога Его право вершить правосудие.

«Некий святой Отец как-то сказал: «Если я попаду в рай, то удивлюсь трижды: Я не увижу в раю тех, кого думал там увидеть. Я увижу в раю тех, кого не ожидал увидеть там. И, наконец, я буду удивлен, если спасусь сам!» Архимандрит Рафаил (Карелин)

Таким образом, фарисей – это далеко не глупый, невежественный человек или злодей, но тот, кто не может отказаться от своих предубеждений, кто относится формально к другим и к Богу, кто имеет высокое мнение о себе самом и не видит меры своего падения.

Существует ли противоядие от такого духовного состояния? Что делать, если мы обнаруживаем в себе эти черты? Нужно понимать: нет четкой последовательной схемы, волшебной таблетки, которая будет действовать и работать за нас. Если цель закона была в том, чтобы своими обличениями и указаниями грехов вызвать в людях стремление искать Того, Кто дает прощение и оправдывает верой, –– Христа, то нам необходимо одно: сделать закон трамплином, оттолкнувшись от которого, мы сможем прийти к Живому Богу. Прийти здесь и сейчас. Ведь наша цель – стремиться к Тому, Кто видит нас изнутри, неустанно искать Его, довериться Ему и научиться у Него смотреть на мир глазами любви.

И для этого нам очень важно помнить, что «мы не становимся другими людьми, просто крестившись в Церкви, миропомазавшись, исповедовавшись и причастившись. Это –– долгий путь длиной во всю нашу жизнь, на котором Бог и человек неустанно движутся навстречу друг другу. Человек призван преодолеть свои немощи и искажения, приближаясь к Господу как к источнику бесконечного света, ослепительному и страшному огню, который, с одной стороны, может обжечь, а с другой –– может и переплавить. Вдумаемся в слова апостола: Страшно впасть в руки Бога живаго! (Евр. 10: 31). Это значит: страшно оказаться в его объятиях, страшно именно потому, что не сгореть в огне может только сам огонь» (протоиерей Алексей Уминский).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *