Фантомас что означает слово
Фантомас. Кто он такой и откуда взялся?
Французская кинотрилогия о неуловимом злодее «Фантомасе» была мегапопулярна в России. Этот злодей в маске пугал и вызывал огромный интерес у детей и взрослых. В фильме его так и не поймали и многим бы хотелось узнать, кто на самом деле скрывается под маской и для чего Фантомас совершает свои преступления.
Чтобы ответить на этот вопрос нужно углубиться в первоисточник – серию из 32 романов, вышедших в начале 20 века во Франции.
Откуда взялся Фантомас и кто его придумал
Книга о Фантомасе. Одно из первых изданий
В 1911 году Марсель Аллен и Пьер Сувестр придумывают концепцию неуловимого анти-героя, который расставляет хитроумные ловушки своим жертвам. Это время расцвета бульварных романов со скандалами, интригами и расследованиями. Новые книги сметают с книжных прилавков моментально. Особенность злодея (фантома-невидимки, если переводить с французского) это постоянно избегать наказания и сбегать.
Выпускались эти истории и в России
Кто такой Фантомас
Если следовать по сюжету книги, то мы узнаем, что Фантомас появился на свет в 1867 году. У злодея английские и французике корни. Также он носит титул герцога, а во время путешествия в Индостан обзаводится женой.
Фантомас любит красивых женщин
Гений зла и перевоплощения
Ещё одно киновоплощение Фантомаса
Фантомас часто убивает своих жертв перевоплощаясь в других людей. Затем он перевоплощается в жертв и строит новые козни. Его методы порой очень жестоки, например, он устраивал нашествия чумных крыс или скидывал жертву в комнату с ядовитыми змеями. Часто он не убивал своих жертв, а доводил их до безумия или полностью разорял отнимая всё.
Луи Де Финес в роли комиссара Жюва
Фантомас в массовой культуре
Серия комиксов о Фантомасе
Первые романы, которые вышли в 1911-1913 году принесли авторам ошеломительный успех. После смерти одного из соавторов Пьера Сувестра, Марсель Аллен пишет ещё 11 романов (это уже 1932-34 года). В общем вышло 42 романа, если считать оригинальных авторов. До второй мировой войны Фантомас самый знаменитый персонаж, он появляется везде и повсюду. После войны произошёл спад. Потом знаменитая трилогия 60-х возвращает его к жизни (кстати, о Фантомасе снято более 10 фильмов). Были о нём и комиксы, и новые уже современные романы. Говорят, что во франции планируют возродить кинофраншизу о Фантомасе. В общем мы ещё о нём услышим.
Сами авторы кратко сказали о своём персонаже так:
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Фантомас
Фантомас в романах Аллена и Сувестра — социопат, садист, получает удовольствие от убийства своих жертв. Он беспощаден и безжалостен ко всем, включая собственных детей. Фантомас — мастер перевоплощений, свои преступления он совершает под видом другого человека, зачастую уже им убитого. Для осуществления своих преступлений Фантомас любит использовать различные эксцентричные средства — зараженных чумой крыс, гигантских змей, заполненные песком комнаты.
Кроме романов французских писателей, Фантомас появляется в нескольких кино- и телефильмах, комиксах.
Содержание
Биография
Фантомас родился в 1867 году. Его прошлое достаточно туманно. О предках известно лишь то, что они были английского либо французского происхождения.
В 1892 году человек, ставший впоследствии Фантомасом, а в те годы известный как эрцгерцог Хуан Норт, находился в Немецком княжестве Гессе-Веймар. В это же время у Фантомаса родился сын Владимир.
Примерно в 1895 году Фантомас посетил Индию. В Индии от европейской женщины у Фантомаса родилась дочь Элен.
В 1897 году Фантомас жил в США и в Мексике.
В 1899 под именем Гурн в звании сержанта артиллерии Фантомас участвовал во Второй Бурской войне. Под конец войны он стал адъютантом лорда Эдварда Белтама из Скотвел-Хилла и влюбился в его молодую жену леди Мод Белтам.
Фильмы
Немой сериал Луи Фейада (1913—1914)
Первые пять фильмов о Фантомасе снял пионер немого кинематографа Луи Фейад с Рене Наваром в роли Фантомаса и Бреоном в роли Жюва.
Другие фильмы
Трилогия Андрэ Юнебеля
Три фильма о Фантомасе режиссёра Андрэ Юнебеля с Жаном Маре в роли Фантомаса и Фандора, Луи де Фюнесом в роли комиссара Жюва. В отличие от мрачного оригинала, трилогия снята в комедийном стиле, по сути являясь не частью фантомасиады, а пародией на неё и на бондиану. В кинопрокате СССР имела большой успех. Действие перенесено во Францию шестидесятых годов. Кроме этого, персонажи пользуются различными гаджетами — например, «Ситроен» Фантомаса, превращающийся в самолёт.
Сериалы
В США в 1920 году вышел первый мини-сериал, сюжет которого был слабо связан с оригинальной книгой: Фантомас готов прекратить творить преступления в обмен на спокойную жизнь. Сериал насчитывал 20 серий.
Fantomas (1920), мини-сериал (20 серий), режиссёр Эдвард Седжвик (1920), США [5]
1. Магический эшафот / фр. L’échafaud magique О фильме: В поезде убита маркиза, выигравшая в лотерею 100 000 франков. У нее похищен лотерейный билет. Комиссар Жюв начинает расследование этого убийства.
2. Объятие дьявола / фр. L’étreinte du diable О фильме: В ограбленной квартире обнаружено тело женщины, у которой переломаны все кости. Инспектор Жюв убеждён, что здесь замешан Фантомас и вместе с Фандором приступает к расследованию.
3. Мертвец-убийца / фр. Le mort qui tue О фильме: В городе происходит сери убийств сразу после того, как из тюрьмы исчезает мёртвое тело. Предположительно убийства совершены человеком, который уже умер. За это расследование берётся журналист Фандор и с блеском доводит его до конца.
Ожидаемые фильмы
В качестве второстепенного героя
Другие упоминания
Библиография
Примечания
Фантомасу посвящена книга Андрея Шарого «Знак F: Фантомас в книгах и на экране» (2007).
Фантомас (значения)
Фантома́с — вымышленный персонаж французской литературы.
Содержание
Фильмы
Сериалы
Другие фильмы
Музыка
Техника
«Фантомас» — жаргонное название разных видов техники:
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Фантомас (значения)» в других словарях:
Фантомас (фильм, 1964) — Фантомас Fantômas Жанр комед … Википедия
Фантомас против Скотланд-Ярда — Fantomas Contre Scotland Yard … Википедия
Фантомас разбушевался — Fantomas Se Dechaine … Википедия
Фантомас (фильм, 1913) — Фантомас Fantômas … Википедия
Фантомас — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантомас (значения). Афиша к фильму «Фантомас» с Рене Наварром в роли Фантомаса Фантомас (фр. … Википедия
Жюв против Фантомаса — Juve contre Fantômas … Википедия
Fantômas — У этого термина существуют и другие значения, см. Фантомас (значения). Fantômas … Википедия
Аллен, Марсель — У этого термина существуют и другие значения, см. Аллен. Паскаль Мари Эдуард Марсель Аллен Pascal Marie Édouard Marcel Allain Дата рождения: 15 сентября 1885(1885 09 15) Место рождения: Париж … Википедия
Происхождение имени Фантомас? Или это просто название чего-то? Фантом? Призрак?
Вот, думаю, и связалось одно с другим.
Слово «гастарбайтер» пришло к нам ещё при советской власти, но его употребляли в рассказах об «их нравах» и именно о тех турецких и марокканских гастарбайтерах, которые приехали на заработки в Германию и некоторые другие европейские страны, осмотрелись да и остались на новом месте. Я их прекрасно понимаю. Если работа найдена, то за неё нужно
а если вся сознательная жизнь прожита (и проработана) в одном месте, то зачем на старости лет отправляться туда, где у тебя уже нет друзей, к жизни, от которой ты отвык. Главная проблема гастарбайтеров заключается в полном нежелании адаптироваться в иное общество, иную культуру, но не об этом нужно вести речь в ответе на поставленный вопрос.
Почему некоторые люди делают смешную ошибку и говрят «гастробайтер»? Потому что их к этому толкает русский язык!
Если кого-то интересуют подробности, милости просим сюда. В результате этих процессов получалось следующее:
Фантомас
« | — Мне нужен труп, я выбрал вас! До скорой встречи. Фантомас | » |
— Советский стишок |
В этой статье пойдёт речь о трилогии франко-итальянских пародийных детективов о Фантомасе, с Жаном Марэ и Луи де Фюнесом, снятых режиссёром Андрэ Юнебелем в 1964-67 годах. Эта серия интересна как один из наиболее ярких примеров блестящего неканона, а то и затмения адаптацией по отношению к оригинальной истории о Фантомасе и его противниках. Причём не только в бывшем СССР (куда пародия дошла намного раньше, чем оригинал), но и даже у себя на родине: французская Википедия утверждает, что сегодня французы тоже при слове «Фантомас» в первую очередь вспоминают о пародии, и уже потом — о первоисточнике столетней давности. В любом случае, рассказывая о трилогии Юнебеля, для понимания контекста необходимо хоть в общих чертах разъяснить предшествовавшую ей пятидесятилетнюю историю пародируемого персонажа. В 2008 году в России было снято продолжение трилогии — фильм «Фантомас снимает маску», ставший культовым в узких кругах ценителей прекрасного.
Содержание
Предыстория франшизы Фантомаса [ править ]
Итак, неуловимый и зловещий преступник под грозным псевдонимом «Fantômas» (что означает «Фантом», «Призрак») на момент обсуждаемой здесь экранизации был давно известным в мире злодеем-франшизиком, а в родной Франции обладал культовым статусом. Придумали его в соавторстве писатели Марсель Аллен и Пьер Сувестр ещё в 1911 году и к 1913 написали тридцать две (!) книги о нём, причём это были не маленькие рассказы. В среднем по роману в месяц, 15 000 страниц в общей сложности.
В целом образ зловещего мрачноватого преступника тогда был популярен, да и в самой саге о Фантомасе можно найти отсылки к различным похожим образам, например, к «Тайне жёлтой комнаты» Гастона Леру (1907) или его же «Призраку Оперы» (1910). Однако Фантомас показан весьма жуткой личностью, и чертами модных тогда «джентльменов-грабителей» вроде Арсена Люпена он не обладает. Фантомас — не просто гениальный преступник, а ещё и явный садист, получающий удовольствие от причинения другим страданий и смерти, а иногда вообще выглядящий террористом с какой-то сомнительной идеологией. Кто он на самом деле, никто не знал: злодей скрывался под разными именами и грозными прозвищами. Занимался он грабежами, вымогательством и убийствами, а крутой полицейский комиссар Жюв и бесстрашный журналист Фандор (которому пришлось косить под кассиршу) пытались его остановить — в общем, сюжет представлял собой типичный детектив про суперзлодея. Наиболее зловещим Фантомасовым умением была способность менять свой облик, гримируясь и меняя голос, да так, что его не узнавали те, кто с ним уже общался.
Обычная бульварная литература, но по тем временам получилось круто. Книги имели потрясающую популярность и были известны за рубежом, в том числе и в России: очень уж удачно вписывался дьявольский преступник в царившее тогда зловещее предчувствие заката «Прекрасной эпохи». Тогда же, в 1913-14 годах, популярная франшиза была впервые экранизирована — французский режиссёр Луи Фейяд снял пять немых фильмов по мотивам 1-3, 6 и 12 томов и уже после первого проснулся знаменитым. Публика была довольна тем, как автору удалось воплотить сюжеты, которые она уже успела к тому времени выучить наизусть. Конечно, очень многие сцены были выброшены, таковы уж особенности «немой» экранизации. Но в любом случае фильм снискал потрясающий успех, публика раскупала фигурки Фантомаса (от статуэток до ростовых манекенов) и называла в честь главгада рестораны и домашних животных.
И что более важно: если книги были хоть и интересным, но всё же довольно-таки бульварным чтивом, то первая экранизация, не нарушив полученный из книги образ, смогла привнести в него поэтично-фантастические черты, что привлекало даже интеллектуальную элиту, в том числе и сюрреалистов, которым пришёлся по душе гротескный образ злодея. Фильмы Фейяда стали классикой, его называют основоположником саспенса как приёма, а вклад самого режиссёра в развитие французского кино сравнивают, ни много, ни мало, с ролью Дюма-отца в литературе. К тому же эти фильмы ценятся за обилие в них видеозаписей тогдашнего Парижа, в том числе и в метро: не так уж много сохранилось с тех пор съёмок с такими видами.
За это время книги ещё дважды экранизировали французы (в 1933 и 1946), один раз — бельгийцы (в 1937). Кроме того, американцы в 1920 сняли своего немого многосерийного «Фантомаса»; правда, на оригинал он получился мало похож, да и до наших дней дожила только новеллизация. И только в 1964 году появился первый фильм комедийной трилогии, предмета данной статьи.
Трилогия Юнебеля [ править ]
Как можно понять из вышесказанного, в самой Франции за пять десятков лет Фантомас стал классическим злодеем, которым уже успели вдоволь повосхищаться, устать от него и решили над ним, наконец, посмеяться. Режиссёр Андре Юнебель спросил у тогда ещё здравствовавшего (и продолжавшего писать свой «кирпич») Марселя Аллена разрешения на использование его персонажей и приступил к работе над пародией.
Время действия перенесли из начала XX века в шестидесятые, мадам Бельтам (леди Белтхэм) воскресили, а мрачный саспенс детективного триллера разбавили экшеном с невероятными гаджетами и трюками в стиле начавшейся чуть раньше и уже мегапопулярной бондианы. И, конечно, пародия содержит много оммажных отсылок к классикам: например, Фандор, изображающий поддельного Фантомаса, позирует на кладбище, нарядившись в маску и плащ, — это визуальная отсылка к классическому фильму 1913 года.
Юнебель не планировал останавливаться на третьей части и заявлял о планах снять этак с дюжину, причём четвёртую вообще задумывал снимать в СССР, зная, насколько там популярны его предыдущие детища. Но не срослось: заартачился сам Жан Марэ, который считал, что роли Фантомаса и Фандора несерьёзны и портят ему карьеру. Впоследствии в своей автобиографии он о «Фантомасе» вообще стыдливо промолчал. К тому же, ему не нравилось, что от грима и масок портится кожа, и что «лысеющий кривляка» де Фюнес «ворует шоу» у его героического Фандора. А вот для самого де Фюнеса эти фильмы стали настоящим прорывом: конечно, на тот момент он был уже известным и довольно кассовым актёром, но только сейчас нашёл подходящий для себя образ, к которому позже возвращался постоянно.
Особенности проката трилогии в СССР [ править ]
И вот мы подошли к тому, почему для советского и постсоветского зрителя Фантомас ассоциируется именно с пародийной трилогией от Юнебеля. В Союзе к тому времени мало кто помнил или знал, что вообще был такой персонаж: в дореволюционной России «Фантомаса» читали или смотрели экранизации Фейяда, но впоследствии в советской державе подобная тематика оказалась неуместной. Выходит, что в СССР, куда первый фильм доехал в 1967, получили пародию, не зная, на что вообще эта пародия, без контекста. Мало того: в каком-то журнале написали, что это вообще-то комедия, но на афишах написать забыли, и публика, не избалованная всякими боевиками и ужастиками, восприняла этот явный стёб на полном серьёзе.
Успех фильма в СССР удивил самих французов: 60 миллионов [4] зрителей против 4,5 млн на родине. Конечно же, публике пришлись по нраву все эти погони, драки, неуловимый злодей, но также свою роль сыграла ещё и атмосфера западного мира: вся эта непривычная роскошь, типичная французская вежливость и прочее. И да, фансервис: все эти платья Элен выглядели по советским меркам очень откровенно. Многие смотрели фильм по несколько раз, отсюда и такое число зрителей. В итоге Фантомас стал в СССР по-своему культовой фигурой, ведь крутых героев здесь хватало, а вот с суперзлодеями было напряжно. В Фантомаса играли дети во дворах, о нём сочиняли анекдоты и страшилки (кстати, см. эпиграф). За время фантомасного бума подскочило число всяких хулиганств, от телефонных розыгрышей наподобие «Внимание! Через несколько минут вас посетит Фантомас!» (иногда через эти несколько минут в окно влетал кирпич) до вандализма и даже грабежей, с оставленными на месте преступления «визитными карточками» Фантомаса. Подобные происшествия были запечатлены и в массовой культуре: например, в «Денискиных рассказах» или фильме «Анискин и Фантомас». В 1970 г. фильмы, от греха подальше, сняли с экранов, хотя и вернули через три года.
Персонажи трилогии Юнебеля [ править ]
Тропы и штампы трилогии [ править ]
Фанфики и производное творчество [ править ]
Примечания [ править ]
Зарубежное неангло-американское искусство
Артуровский цикл (кельты, Британия) (Тристан и Изольда (кельты) • Бейбарс (Египет) • Беовульф (англосаксы) • Библия (древние евреи) • Гомер («Илиада» и «Одиссея», древние греки) • Вергилий («Буколики», «Георгики», «Энеида», древние римпляне) • Ка́левала (карелы и финны) • Манас (Киргизия) • Нартский эпос (Кавказ) • Песнь о Гайавате (индейцы оджибве и др.) • Песнь о Нибелунгах (германцы) • Песнь о Роланде (Франция) • Роман о Лисе (Франция) • Тысяча и одна ночь (арабы) • Эдда (Скандинавия) • Эпос о Гильгамеше (аккадцы и др. народы Месопотамии)
- sku что это вайлдберриз
- Ты стал тем что поклялся уничтожить