Фактологический материал это что в обществознании
Презентация по обществознанию на тему»Теоретический и фактический материал для эссе по теме «Социализация индивида»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Теоретический и фактический материал для написания эссе по обществознанию по теме «Социализация индивида» Даниленко М. В. Учитель истории и обществознания
Социализация личности Проблема изучения личности в социологии является одной из центральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы: биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальной опыт.
СЕМЬЯ Процесс социализации ребенка начинается буквально с первых же минут его жизни. В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически не восполнила. Первой ячейкой социализации ребенка является семья. Уже физический уход за младенцем (туго ли его пеленают, кормят ли его строго по расписанию или как только он начинает кричать и т.п.) оказывает известное влияние на его психику
Этапы социализации По мере развития личности ребенка внешнее регулирование его поведения все больше уступает место его внутреннему миру. Если вначале ребенок опирается главным образом на оценку его другими людьми, то с возрастом решающую роль приобретает самооценка
ТРУД – средство социализации Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.
Несмотря, что в то время военная служба не требовала солидного образования, Суворов продолжал самообучение. Классы кадетского корпуса не могли утолить жажду Суворова к познаниям, и он продолжал усиленно заниматься дома. Казалось, что из Суворова должен был выйти учёный теоретик, но так казалось другим: Суворов усиленно занимался теорией, чтоб сделаться практиком. Суворов поступил в полк, когда ему было 15 лет. Военная служба не была для Александра тяжким трудом, он учился ей с увлечением и радостью. Он знакомился с нею во всех подробностях, даже не обязательных для него. В армии он укрепил своё здоровье и стал действительно отличным солдатом и примером для многих.
Илья Ефимович Репин Дед и Отец худоника были военными Отец рано умер и воспитанием занималась мать.Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В семье периодически возникали проблемы с деньгами, и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху[]. Акварельные краски в дом Репиных впервые принёс двоюродный брат Ильи Ефимовича — Трофим Чаплыгин. Как вспоминал впоследствии сам художник, его жизнь изменилась в тот момент, когда он увидел «оживление» арбуза: чёрно-белая картинка, размещённая в детской азбуке, внезапно обрела яркость и сочность. С этого дня идея преображения мира с помощью красок уже не оставляла мальчика: Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так впился в красочки,
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ФАКТОЛОГИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
Первичная информация предполагает использование данных, непосредственно отобранных в соответствии с целями исследования.
Методами получения фактологического материала могут выступать наблюдение, эксперимент, опрос, контент-анализ и имитация.
Наблюдение представляет собой способ сбора первичной информации об объекте путем непосредственного восприятия и фиксации данных, составляющих адекватное представление о самом объекте, его свойствах и воздействующих на него факторах с учетом целей и задач исследования.
Выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Включенное наблюдение предполагает непосредственное вовлечение наблюдателя в исследуемый им процесс, что позволяет находиться ему в контакте с участниками процесса. Невключенное наблюдение означает нахождение наблюдателя вне исследуемого объекта. Такое положение наблюдателя свидетельствует о его отстраненности от участников процесса: наблюдатель не может выступать в этом случае как партнер участников, обнаруживая себя в их глазах как постороннее лицо.
В зависимости от способности влиять на объект исследования выделяют контролируемое и неконтролируемое наблюдение.
Контролируемое наблюдение призвано отобразить наиболее полную и точную картину объекта и подтвердить (опровергнуть) выдвинутые гипотезы. Контролируемость такого наблюдения может быть передана через количество и квалификацию наблюдателей, а также включением в методологию наблюдения ряда технологий, позволяющих обеспечить достоверность полученных в ходе наблюдения результатов.
Если процесс наблюдения не имеет четкого плана и ориентирован главным образом на общее описание процесса или явления, в этом случае используется неконтролируемое наблюдение. Характерной чертой неконтролируемого наблюдения является непосредственное восприятие наблюдателем объекта исследования, при котором осуществляется выбор адекватных форм систематизации полученной информации. Неконтролируемое наблюдение чаще всего осуществляется на ранних этапах монографических и полевых исследований с целью выработки инструментария социального исследования и условий для дальнейших контролируемых наблюдений.
В зависимости от места проведения и условий организации выделяются полевые и лабораторные наблюдения.
Для полевого наблюдения характерно наличие естественной обстановки, ситуации, приближенной к реальным условиям. Объект наблюдения здесь находится в непосредственном контакте с наблюдателем, что позволяет получить адекватное представление об объекте, приобрести развернутую информацию о его свойствах, положении среди других объектов.
Лабораторное наблюдение представляет собой такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем сообразно целям исследования.
Основание регулярности проведения наблюдений позволяет различать систематическое и случайное наблюдения. Систематическое наблюдение характеризуется регулярностью фиксации действий, ситуаций и процессов в течение определенного времени. Этот вид наблюдения применяется для выявления устойчивых связей в структуре динамически развивающегося объекта. Случайное наблюдение представляет собой фиксацию ранее незапланированных в ходе исследо- вания явлений или процессов.
Особым видом наблюдения следует считать самонаблюдение, при котором исследователь учитывает не только данные отстраненного наблюдения поведения субъектов, но и особенности их индивидуаль- ного отношения к тем или иным факторам. При использовании результатов самонаблюдения важнее всего создать ситуацию, в рамках которой исследуемый субъект будет способен выразить свое внутреннее глубинное отношение к представленным в исследовании факторам. Актом самонаблюдения, к примеру, можно считать деятельность испытуемого в заполнении анкеты, когда непосредственный контакт с исследователем-анкетером исключен. Если при заполнении анкеты присутствует интервьюер, то действие самонаблюдения в этом процессе существенно замедляется.
Эксперимент — это метод сбора информации, в процессе которого создаются или подбираются необходимые и достаточные условия для проявления и измерения интересующей исследователя связи между явлениями. Целью эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями. Для этого исследователь моделирует ситуацию и приводит в действие гипотетическую причину, наблюдая за изменениями, которые эта причина вызывает. Эксперимент выполняет в исследовании социальных объектов две функции: дости- жение социального или экономического эффекта в практически-пре- образовательной деятельности и проверка научной гипотезы. Специфика эксперимента заключается в том, что при его проведении очень трудно создать схожие условия и повторить результат. Однако системный характер эксперимента позволяет представить исследуемую проблему в максимальной полноте используемых при ее анализе элементов.
Проведение эксперимента предполагает наличие следующих; элементов: определение цели эксперимента и его основных задач. Цель и задачи эксперимента призваны структурировать исследовательскую деятельность, придав результатам эксперимента предсказуемый характер; выделение экспериментальной и контрольной групп, на сличении различий между которыми, возникающих в результате направленного воздействия факторов на экспериментальную группу, выявляется главный фактор изменений; разработка способов измерения и кодировки получаемой информации.
Основным инструментом проведения социально-экономического эксперимента является механизм выравнивания экспериментальных и контрольных объектов по существенным признакам. Суть выравнивания заключается в искусственном конструировании подпадающих под эксперимент групп сходных условий (по профессии, квалификации, возрасту полу и т.д.).
Все социально-экономические эксперименты можно разделить по нескольким основаниям: по характеру объекта и предмета исследования, по позиции субъекта экспериментирования, по специфике поставленной задачи.
Особенности объекта исследования обусловливают выделение натурного и мысленного экспериментов. Натурный имитирует вмешательство экспериментатора в естественный ход событий, когда близость существующих признаков между экспериментальной и контрольной группой дает возможность выявить некий фактор X, влияющий на существенные изменения в исследуемой системе. Мысленный дает представление об исследуемом объекте посредством отстраненного отношения экспериментатора к ходу наблюдаемых изменений.
По характеру предмета исследования выделяют: экономические, социологические, правовые, психологические эксперименты. Они различаются между собой по признаку дисциплинарной демаркации, определяющей специфику методологии в рамках каждой из лежащих в основе экспериментальной деятельности дисциплин.
По позиции субъекта экспериментирования можно выделить искусственный и естественный эксперимент. Искусственный эксперимент предполагает вмешательство в естественное развитие объекта исследования субъекта экспериментирования. Естественный эксперимент предполагает отстраненную позицию субъекта экспериментирования.
По специфике поставленной задачи выделяют фундаментальные и прикладные эксперименты, в основе различения которых лежит цель эксперимента. Если фундаментальные эксперименты направлены на приобретение новых знаний, развитие науки, то прикладные — на решение конкретной производственной задачи.
Наиболее популярным способом получения информации в социальных исследованиях является опрос.
Опрос представляет собой способ получения информации об объекте, основанный на предварительной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.
Наиболее распространенными формами проведения опросов являются анкетирование и интервью.
Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполнение респондентами особых статистических формуляров (анкет) в отсутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в присутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты
Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым способом сбора информации. Большое значение в организации анкетирования отводится способам рассылки и раздачи формуляров. Таким образом выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента исключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса. При раздаточном анкетировании контроль со стороны интервьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения формуляра.
Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным достоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, позволяющий делать обобщения на большом массиве социологического материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и ценностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выявлять закономерности, составляющие устойчивые-и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта.
Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обуслов- ленных целями, закладываемыми в процедуру опроса. Первый вид анкетного опроса — информационный — предполагает простой набор сведений, получаемых при помощи вопросов. Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы анкеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и динамике объекта исследования.
На первом этапе проведения анкетного опроса — подготовительном — важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету.
При формулировке вопросника анкеты необходимо соблюдение некоторых правил, учитывающих психологические и социальные особенности процедуры опроса:
— анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника; общий принцип расположения вопросов в анкете — от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера; повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопросов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определяется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы; объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости респондентов.
На втором этапе проведения анкетного опроса — процедурном — отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы.
При использовании метода интервью непосредственный контакт между респондентом и исследователем является необходимым. Наличие интервьюера при проведении опроса снижает оперативность сбора фактологического материала, но существенно повышает содержательность каждого отдельного контакта. По степени формализации проведения интервью выделяют стандартизированные и свободные разновидности.
Стандартизированные интервью являются формой анкетирования с присутствием интервьюера. В ходе стандартизированного интервью анкетер должен придерживаться точных формулировок, используя преимущественно закрытые вопросы. Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовленного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации.
Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также глубинное и фокусированное интервью.
Глубинное интервью призвано последовательно раскрыть содержание сложных объектов исследования. Цель фокусированного интервью заключается в извлечении информации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. Разновидностью фокусированного ин- тервью является метод фокус-групп, представляющий собой нефор- мализованное интервью, проводимое не с индивидуальным респонден- том, а с группой. Целью фокус-групп является получение информации о мнениях и реакциях ее участников.
Значительная роль в сборе социальной информации отводится экспертному и массовому формам опроса.
Проведение экспертного опроса целесообразно делать в форме интервью, что позволит более полно и содержательно отобразить мнение эксперта. Массовые опросы проводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов.
Основными типами опроса являются: очное интервьюирование, почтовый и телефонный опрос, опрос через СМИ.
Очное интервьюирование представляет собой сбор необходимого для исследования материала через непосредственное общение с респондентом. В ходе почтового опроса размеры потенциальной аудитории могут быть гораздо больше, чем при очном интервью. У респондента в ходе ответа на вопросы гораздо больше времени на обдумывание вариантов, чем при других способах получения социологической информации. Главным достоинством телефонного опроса является максимально возможная скорость получения социологической информации. По степени эффективности телефонный опрос находится между очным интервью и почтовым опросом, предполагая преимущества и недостатки того и другого типа. Однако, как показывает практика даже ведущих стран мира, телефонный опрос зачастую смещает выборку, делая такой опрос нерепрезентативным. Опрос через СМИ позволяет организаторам сбора социальной информации, воспользовавшись высокими тиражами газет и журналов, запустить свою анкету с целью получения необходимой информации. Величина анкеты определяется целями опроса и размерами затрат на проведение исследования.
Контент-анализ — это техника сбора информации, производимого на основе систематического выявления соответствующих целям и задачам исследования характеристик текстов (понятий, глаголов, словосочетаний и пр.). Контент-анализ предполагает использование определенных стандартизированных процедур, обеспечивающих формализацию и измерение исследуемых признаков, что позволяет делать профессиональные заключения о характере и особенностях изучаемо- го объекта. Особенно эффективно использование контент-анализа при исследовании программ политических партий и движений, когда по ключевым понятиям и словосочетаниям можно составить представление об отличительных особенностях каждой из них. Использование контент-анализа позволяет на основе подсчета слов, фотографий или газетных столбцов, посвященных тому или иному кандидату в депутаты, определить его рейтинг в средствах массовой информации.
Контент-анализ может быть содержательным и структурным. Содержательный контент-анализ сосредоточивает внимание исследователя на содержании сообщения, тогда как структурный — на количестве и особенностях упоминания контрольного термина или имени в тексте сообщения.
Основными задачами контент-анализа являются следующие. Выявление и оценка характеристик текста как признаков отдельных сторон исследуемого объекта. Выяснение причин или условий, повлиявших на соответствующие особенности текстового сообщения. Оценка эффекта воздействия сообщения на аудиторию, установление адресных точек такого воздействия.
Проведение контент-анализа может быть более эффективным, если в ходе соответствующей процедуры будет использован специальный кодировальный бланк (табл. 6.1).
Типичный кодировальный бланк для проведения структурного контент-анализа
Имитация — это метод сбора фактологической информации, предполагающий замещение свойств и параметров исследуемого процесса системой значений, символов, формирующих объективное и целостное представление об объекте в единстве его статических и динамических характеристик. Имитация служит базой для построения моделей исследуемых процессов, формой концентрации и аккумуляции происходящих в обществе изменений. Основные способы имитации — табулирование и репрезентация.
Табулирование (от лат. tabula — таблица, доска) — это выраженные в табличной форме количественные характеристики исследуемых объектов. Табличная форма представления данных позволяет строить диаграммы или гистограммы, наглядно иллюстрирующие структуру или динамику лежащих в основе исследуемых зависимостей показателей. Процедура табулирования предполагает занесение информации в таблицы двух видов: перечневой и матричной. Перечневая таблица включает в себя простую последовательность переменных, выстраиваемую в зависимости от поставленной исследователем цели. Составленная перечневая таблица включает в себя последовательно выстроенный ряд показателей, представляющий порядок или логику их изменений по отношению к выделенному исследователем признаку. В роли такого признака могут выступать временные периоды, демографические категории и пр.
В случае если положенные в основу таблицы признаки имеют равнозначный характер, а цель исследования заключается в выявлении перекрестной зависимости между ними, имеет место матричный способ.
Матричный способ представления данных дает возможность проведения- корреляционного анализа между занесенными в таблицу рядами показателей.
Табулирование выступает переходным звеном от этапа сбора данных к этапу обработки, поскольку табличная форма в значительной степени направляет внимание исследователей на соблюдение определенного порядка в процессе первичной группировки фактологического материала.
Другой разновидностью имитации как способа сбора и представления данных является репрезентация. Специфическим свойством этого метода является выделение в проблемном поле объекта исследования одной из еш частей, на базе которой может быть осуществлена теоретическая реконструкция всего проблемного поля. Элементы выделенной части объекта должны быть репрезентативными по основным исследовательским признакам самому объекту, обеспечивая упрощение восприятия и понимания лежащей в основе исследуемого объекта проблемы.
Основными источниками информации в социальных исследованиях являются материалы текущей отчетности различных предприятий и учреждений, а также данные переписей.
Различают два вида переписей. Первый вид включает в себя данные переписи, в которых статистические формуляры заполняются на основе материалов первичного учета. Такие переписи называют единовременным учетом. Примером являются сведения об основных фондах предприятий, посевных площадях и пр. Переписи второго вида предполагают заполнение формуляров на основе специально организованной регистрации данных. Наиболее типичными в этом плане являются переписи населения, на основе проведения которых аккумулируется информация о численности, структуре и размещении населения.
Главная задача периодически проводимых переписей состоит в учете численности и характеристике социальных объектов, информация о которых помогает государственным органам власти формировать социальную политику государства на основе выявленных в ходе переписи тенденций.
Сбор фактического материала
При отборе материала исследования важно сформулировать для себя критерии, на которые вы будете опираться, например, «Поэтическими неологизмами мы будем считать слова, употребленные в поэтическом тексте, но незафиксированные словарями».
Особое внимание нужно обратить на технику сбора фактологического материала. При фиксации примера (на карточке или в электронном виде) нужно указывать из какого произведения (словаря, журнала, газеты, аудио- или видеозаписи) взят данный пример, с какой страницы, если это возможно. Сразу же нужно пометить, какое явление иллюстрирует, объясняет этот пример, кем порождено высказывание, дать более широкий контекст, если этого требуют задачи, стоящие перед исследователем. Следует стремиться к тому, чтобы были отражены все существенные для данного исследования моменты. Это поможет в дальнейшем произвести корректную классификацию по выделенным признакам, найти важнейшие характеристики изучаемого объекта.
Используемые источники нужно регистрировать с самого начала сбора материала, при этом указывать то сокращение, которое будет использоваться в тексте работы, и объем источников. Следует помнить, что во введении будет отражено, что послужило материалом исследования и его объем. Например: «В качестве материала исследования используются 1016 русских и 115 французских паремий, полученных из анализа 42 лексикографических и справочных источников: одноязычных и двуязычных словарей различных типов – этимологических, фразеологических, толковых, терминологических, тематических, словарей иностранных слов и т.д. Столь значительная разница в объеме русского и французского материала установлена в результате сплошной выборки паремиологического материала как по формальному признаку, т.е. по наличию в паремиях слова или слов, являющимися ключевыми для концепта «гостеприимство», так и по семантическому признаку, т.е. по наличию в паремиях идеи гостеприимства. Привлеченные к исследованию русские и французские паремии используются в настоящей работе двояко: 1) в качестве иллюстративного лингвистического материала для подтверждения тех или иных знаний о концепте «гостеприимство», полученных из экстралингвистических источников, 2) в качестве источника нового знания, с помощью которого создается языковая картина гостеприимства» [2].