Что значит свидетельство о профессии рабочего должности служащего
Что значит свидетельство о профессии рабочего должности служащего
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства просвещения РФ от 26 августа 2020 г. № 438 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения” (документ не вступил в силу)
В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134) и подпунктом 4.2.5 пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5343), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 18 апреля 2013 г. N 292 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 мая 2013 г., регистрационный N 28395);
от 21 августа 2013 г. N 977 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 сентября 2013 г., регистрационный N 29969);
от 20 января 2015 г. N 17 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 2015 г., регистрационный N 36710);
от 26 мая 2015 г. N 524 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2015 г., регистрационный N 37678);
от 27 октября 2015 г. N 1224 «О внесении изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 292» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2015 г., регистрационный N 39682).
Министр | С.С. Кравцов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 сентября 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 26 августа 2020 г. № 438
Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения
I. Общие положения
2. Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения (программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программам переподготовки рабочих, служащих и программам повышения квалификации рабочих, служащих).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в части, не урегулированной законодательством об образовании и настоящим Порядком, устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
II. Организация и осуществление образовательной деятельности
9. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
10. Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программы профессионального обучения.
11. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
12. Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося по соответствующим основным программам профессионального обучения.
13. Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы профессионального обучения осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При прохождении профессионального обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
14. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.
18. Формы проведения квалификационного экзамена устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
19. Лицо, успешно сдавшее квалификационный экзамен, получает квалификацию по профессии рабочего, должности служащего с присвоением (при наличии) квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, что подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
III. Особенности профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
23. Содержание профессионального обучения и условия организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, самостоятельно разрабатываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
1 Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
2 Часть 15 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
3 Часть 6 статьи 73 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
4 Часть 5 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
5 Часть 4 статьи 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
6 Часть 1 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
7 Часть 2 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2020, N 22, ст. 3379).
8 Часть 3 статьи 74 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
9 Часть 11 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
10 Часть 3 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
11 Часть 12 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
12 Часть 10 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
13 Часть 9 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2019, N 30, ст. 4134).
Обзор документа
Минпросвещения установило новые правила ведения образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.
Урегулирован порядок разработки программ профобучения, закреплена возможность проведения обучения в учебных центрах профквалификации и на производстве. Уточнен порядок получения квалификации по профессии рабочего, должности служащего.
Прописаны особенности профобучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Что значит свидетельство о профессии рабочего должности служащего
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Методические разъяснения по применению норм Федерального закона от 25 мая 2020 г. N 158-ФЗ «О внесении изменении в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части установления квалификационных разрядов, классов, категории по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих»
— На решение каких проблем направлен Закон N 158-ФЗ?
— В настоящее время не все профессии рабочих, должности служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, требуют присвоения разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
Закон N 158-ФЗ предусматривает следующую альтернативу:
а) если Перечнем предусмотрено присвоение квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указываются квалификация и соответствующий разряд, класс, категория по результатам прохождения итоговой аттестации;
б) если в Перечне не указаны квалификационный разряд, класс, категория по соответствующей профессии рабочего, должности служащего, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающем получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего, разряд, класс, категория не указываются.
— Необходимо ли организации, осуществляющей образовательную деятельность, в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывать наименование квалификации при отсутствии разряда или класса, категории, и откуда брать эту квалификацию?
— В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Следует принять во внимание различие в определениях понятия «квалификация», которое зафиксировано в Федеральном законе N 273-ФЗ и Трудовом кодексе Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит требования по утверждению единого реестра квалификаций, как для сферы образования, так и для сферы труда.
Вместе с тем Закон N 158-ФЗ направлен на интеграцию сферы образования и труда в рамках профессионального обучения.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, при разработке образовательной программы для реализации профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих, организация, осуществляющая образовательную деятельность, анализирует имеющийся профессиональный стандарт (при наличии) в части включения в образовательную программу из профессионального стандарта необходимых умений, знаний и других характеристик, которые, по сути, описывают квалификацию. В итоге именно образовательная программа содержит требования к получаемой квалификации по профессии рабочего, должности служащего, что по итогам успешного ее освоения подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Следует также принять во внимание тот факт, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются, в том числе, документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).
В случае, когда в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего квалификационный разряд, класс, категория не присваиваются (если это соответствует Перечню), организация, осуществляющая образовательную деятельность, указывает в документе о квалификации наименование профессии рабочего или должности служащего, а также наименование образовательной программы.
— Соотносятся ли уровни квалификации в профессиональных стандартах с разрядами, классами, категориями?
В приказе N 148н для профессионального обучения установлены уровни квалификации со 2-го по 5-й, которые характеризуются их показателями: полномочиями и ответственностью, характером умений и характером знаний.
Вместе с тем квалификация, как и квалификационные разряды, классы, категории, присваиваемые по результатам профессионального обучения, характеризуется определенным набором знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, предусмотренным образовательной программой, которая разрабатывается, в том числе, на основе профессиональных стандартов (при наличии).
Выделение в профессиональном стандарте уровней квалификации осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, утвержденными приказом Минтруда России от 29 апреля 2013 г. N 170н, и Уровнями квалификации.
В соответствии с Макетом уровень квалификации определяется для каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от требований, предъявляемых к умениям, знаниям и навыкам, а также в зависимости от полномочий и ответственности работника (раздел II профессионального стандарта в соответствии с Макетом).
Учитывая изложенное, порядковый номер квалификационного уровня, указанного в профессиональном стандарте, корреспондируется с показателями квалификации (полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний, основные пути достижения уровня квалификации) в соответствии с градацией, предусмотренной приказом N 148н, и служит для целей разработки профессиональных стандартов.
— Если разряд или класс, категория не присваиваются и не указываются в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, а работодателю в целях мотивации работника необходимо присвоить разряды на производстве, что в этом случае делать?
Таким образом, работодатель вправе присваивать тарифный разряд при осуществлении работником трудовой деятельности согласно законодательству в сфере труда, квалификационный же разряд (при наличии его в Перечне) присваивается по итогам квалификационного экзамена, предусмотренного основной программой профессионального обучения, реализация которой, в свою очередь, требует лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Закон N 158-ФЗ не оказывает влияния на тарификацию работ непосредственно при осуществлении трудовой деятельности, так как вопрос оплаты труда относится к компетенции работодателя.
2 Настоящие методические разъяснения направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, письмом Минпросвещения России от 27.07.2020 N ГД-1033/05 для доведения до сведения и в целях оказания методической помощи организациям, реализующим образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.
Обзор документа
В Закон об образовании вносились изменения в части установления квалификационных разрядов, классов и категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. Минпросвещения разъяснило:
— на решение каких проблем направлены изменения;
— должна ли образовательная организация в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывать наименование квалификации при отсутствии разряда или класса, категории, и откуда брать эту квалификацию;
— соотносятся ли уровни квалификации в профессиональных стандартах с разрядами, классами и категориями;
— что делать, если разряд или класс, категория не присваиваются и не указываются в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, а работодателю в целях мотивации сотрудника необходимо присвоить разряды на производстве.
Что значит свидетельство о профессии рабочего должности служащего
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 июля 2020 года N ГД-1033/05
Минпросвещения России просит довести методические разъяснения до сведения организаций, реализующих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Приложение
В настоящее время не все профессии рабочих, должности служащих по которым осуществляется профессиональное обучение, требуют присвоения разрядов, классов, категорий в соответствии с квалификационными требованиями.
Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право самостоятельно устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).
Закон N 158-ФЗ предусматривает следующую альтернативу:
а) если Перечнем предусмотрено присвоение квалификационного разряда, класса, категории по результатам профессионального обучения, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывается квалификация и соответствующий разряд, класс, категория по результатам прохождения итоговой аттестации;
б) если в Перечне не указаны квалификационный разряд, класс, категория по соответствующей профессии рабочего, должности служащего, то в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, подтверждающем получение квалификации по профессии рабочего, должности служащего, разряд, класс, категория не указываются.
Необходимо ли организации, осуществляющей образовательную деятельность, в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего указывать наименование квалификации при отсутствии разряда или класса, категории и откуда брать эту квалификацию?
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ содержание профессионального обучения должно обеспечивать получение квалификации.
Следует принять во внимание различие в определениях понятия «квалификация», которое зафиксировано в Федеральном законе N 273-ФЗ и Трудовом кодексе Российской Федерации.
Законодательство Российской Федерации в настоящее время не содержит требования по утверждению единого реестра квалификаций, как для сферы образования, так и для сферы труда.
Вместе с тем Закон N 158-ФЗ направлен на интеграцию сферы образования и труда в рамках профессионального обучения.
Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8 статьи 73 Федерального закона N 273-ФЗ).
Таким образом, при разработке образовательной программы для реализации профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих, организация, осуществляющая образовательную деятельность, анализирует имеющийся профессиональный стандарт (при наличии) в части включения в образовательную программу из профессионального стандарта необходимых умений, знаний и других характеристик, которые, по сути, описывают квалификацию. В итоге, именно образовательная программа содержит требования к получаемой квалификации по профессии рабочего, должности служащего, что по итогам успешного ее освоения подтверждается документом о квалификации (свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
Следует также принять во внимание тот факт, что лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются, в том числе документы о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями, осуществляющими образовательную деятельность (часть 3 статьи 60 Федерального закона N 273-ФЗ).
В случае, когда в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего квалификационный разряд, класс, категория не присваиваются (если это соответствует Перечню), организация, осуществляющая образовательную деятельность, указывает в документе о квалификации наименование профессии рабочего или должности служащего, а также наименование образовательной программы.
Соотносятся ли уровни квалификации в профессиональных стандартах с разрядами, классами, категориями?
В приказе N 148н для профессионального обучения установлены уровни квалификации со 2 по 5, которые характеризуются их показателями: полномочиями и ответственностью, характером умений и характером знаний.
Вместе с тем квалификация, как и квалификационные разряды, классы, категории, присваиваемые по результатам профессионального обучения, характеризуются определенным набором знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций, предусмотренным образовательной программой, которая разрабатывается, в том числе, на основе профессиональных стандартов (при наличии).
В соответствии с Макетом, уровень квалификации определяется для каждой обобщенной трудовой функции в зависимости от требований, предъявляемых к умениям, знаниям и навыкам, а также в зависимости от полномочий и ответственности работника (раздел II профессионального стандарта в соответствии с Макетом).
Учитывая изложенное, порядковый номер квалификационного уровня, указанного в профессиональном стандарте, корреспондируется с показателями квалификации (полномочия и ответственность, характер умений, характер знаний, основные пути достижения уровня квалификации) в соответствии с градацией, предусмотренной приказом N 148н, и служит для целей разработки профессиональных стандартов.
Если разряд или класс, категория не присваиваются и не указываются в свидетельстве о профессии рабочего, должности служащего, а работодателю в целях мотивации работника необходимо присвоить разряды на производстве, что в этом случае делать?
Таким образом, работодатель вправе присваивать тарифный разряд при осуществлении работником трудовой деятельности согласно законодательству в сфере труда, квалификационный же разряд (при наличии его в Перечне) присваивается по итогам квалификационного экзамена, предусмотренного основной программой профессионального обучения, реализация которой, в свою очередь, требует лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Закон N 158-ФЗ не оказывает влияния на тарификацию работ непосредственно при осуществлении трудовой деятельности, так как вопрос оплаты труда относится в компетенции работодателя.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт Министерства
образования и науки Самарской области