Что значит семейная школа
«Семейная школа, в отличие от государственной, — это не „камера хранения“»
Такие школы иногда называют подпольными. У них нет аккредитации и лицензии на основные образовательные услуги, поэтому зарегистрировать проект по закону непросто. Но многие родители предпочитают их государственным или даже создают сами. Рассказываем, как устроены неформальные школы, где нет директора, расписания и оценок, и кто в них учится.
Дети в неформальных школах учатся за свой счёт, в отличие от учеников школ государственных
Государство ежегодно выделяет деньги на обучение каждого ребёнка в стране. Их перечисляют тому, кто непосредственно организует для него образовательный процесс. В большинстве случаев это государственная школа. Но если ребёнок учится сам, а в контингент школы зачислен, только чтобы сдавать аттестацию, компенсация полагается родителям.
По крайней мере, так это работало до 2013 года, когда полномочия по выплате компенсации с федерального уровня передали на региональный. И в некоторых регионах родители перестали получать компенсации, например в Москве. То же самое происходит в других регионах: с 1 сентября 2019 года компенсации отменяют в Омске.
Семь лет назад Светлана Марзеева получала чуть больше семи тысяч рублей в месяц на обучение дочери, которая официально находилась на семейном образовании. Эту сумму она тратила на оплату занятий в семейной нешколе. Так сторонники семейного и альтернативного обучения называют неформальные образовательные проекты.
Отмена компенсаций побудила родителей, которые недовольны государственными школами, объединяться активнее, чтобы делить расходы на зарплату преподавателям и аренду помещения для занятий. По подсчётам Светланы, которая руководит общественной организацией, объединяющей руководителей семейных нешкол, сейчас в Москве более 80 таких проектов, в Подмосковье — более 50.
Они не имеют государственной лицензии и аккредитации. Дети изучают те же предметы, что и в обычной школе, но работает всё так, как захотят родители или организаторы нешколы. К неформальным школам, кроме семейных, приписывают демократические, авторские или свободные — названий может быть множество, всё зависит от методики, по которой ведётся обучение.
Нешколы сами решают, по какой программе учиться
Дочь Надежды Новиковой из Симферополя ни дня не ходила в государственную школу. Программу первого класса Надежда преподавала сама. Но быть одновременно мамой и педагогом ей не понравилось. «Каждый должен заниматься своим делом», — говорит она сегодня.
Тогда вместе с другими родителями она открыла два класса для второклассников и третьеклассников. Опиралась на опыт российских нешкол: родители зарегистрировали общественную организацию и платили членские взносы, которые шли на учебные и хозяйственные расходы и аренду помещения.
В России по закону учить детей без лицензии на основную образовательную деятельность могут только родители и репетиторы, которые зарегистрировали ИП. К семейным нешколам, где несколько родителей собираются, чтобы вместе оплачивать расходы на репетиторов, претензий обычно не бывает. Поэтому большинство нешкол зарегистрированы как общественная организация, где расходы по учёбе оплачиваются из членских взносов родителей.
Хоумскулинг, анскулинг или дистанционно: шесть способов учиться в школе
Другая удобная форма — семейные клубы. Обычно они ориентированы на углублённое изучение отдельной дисциплины — занятия по конкретным предметам несколько раз в неделю, а не планомерное изучение нескольких предметов, как в нешколе. Так что остальные обязательные предметы посетители семейных клубов осваивают сами, с репетиторами или с родителями.
Нешколы часто проверяет прокуратура
Часто семейные нешколы появляются, когда родители решают сами заняться обучением детей. Когда те вырастают, они распадаются за ненадобностью. Только некоторые решают превратить нешколу в бизнес и организовывать обучение для других детей.
Тогда перед ними встаёт вопрос, как зарегистрировать проект официально. Некоторые нешколы получают лицензию на дополнительное образование — это легко. Но в таком случае владельцам, которых в первую очередь интересует основная школьная программа, приходится открывать кружки по интересам, чтобы действительно подходить под описание «дополнительное образование». В противном случае к ним может прийти с проверкой прокуратура.
Нередко неофициальный образовательный проект называет себя частной школой. Это неправильно: у частных школ, в отличие от семейных, должна быть лицензия и аккредитация. Но чтобы привлечь клиентов, некоторые незарегистрированные проекты так поступают. И те и другие рискуют, говорит Светлана Марзеева: такие неформальные образовательные проекты прокуратура проверяет чаще, чем остальные.
Ещё одна причина, почему нешколы предпочитают оставаться в тени и не получать аккредитацию и лицензию, — возможность самим выбирать, как учить детей
«Тогда будут вынуждены ориентироваться на списки разрешённых учебников. А семейные нешколы тем и хороши, что могут спокойно использовать методики, которые официально запрещены в государственной школе», — объясняет Светлана.
Семейные нешколы не похожи друг на друга
Среди людей, которые занимаются в России семейным образованием, нет общепринятого определения этого термина, говорит Анна Турчанинова, участник объединения сторонников свободного образования «Острова».
Некоторые понимают семейное образование широко — как все образовательные мероприятия в жизни ребёнка, которые организует семья. Другие — более узко, только как занятия в нешколе, а обучение вне государственного учебного заведения называют альтернативным образованием.
С точки зрения закона семейное образование — одна из двух форм обучения вне образовательной организации
В таком случае ребёнок не должен регулярно посещать занятия в обычной школе — неважно, государственной или частной. Обычно он сдаёт промежуточные аттестации и приходит на ОГЭ или ЕГЭ.
Если же ребёнок учится в образовательной организации, то может выбрать одну из трёх форм — очную, очно-заочную и заочную. По очной форме как раз учатся большинство российских школьников.
Но те, кто выбрал заочную форму, тоже могут не посещать обычные занятия. Нередко такие дети учатся в семейных нешколах. Про них обычно говорят, что они получают семейное образование. Но это обобщение, потому что формально они числятся на заочном обучении в рамках образовательной организации.
«Мой сын пойдёт во второй класс, но он ни разу не был на школьной линейке»
Нельзя сказать, что у семейных нешкол есть какие-то универсальные черты вроде расписания или определённого количества учеников в классе, говорит Светлана Марзеева. Какой будет нешкола, определяет человек или люди, которые её создают. Но это не мешает им брать за основу модель успешных семейных нешкол, чтобы минимизировать риски.
Спустя какое-то время взгляды родителей на устройство нешколы могут разойтись. Тогда проект либо распадается, либо бывшие участники создают новый — только свой. «Семейным образованием занимаются люди-одиночки, им трудно объединиться. Одно дело — просто общаться с родителем другого ребёнка, другое — заниматься с ним общим делом. Между единомышленниками всегда самые жёсткие разногласия», — объясняет Светлана.
Родители не понимают, что в нешколу нельзя «сдать» ребёнка
Другая проблема — родители часто не рассчитывают силы. Они забирают детей из государственной школы, чтобы больше ими заниматься и больше влиять на учебный процесс — от выбора экскурсий до учебников. Но осознав, какая это нагрузка, предпочитают переложить обязанности на других.
У семейных классов, которые Надежда Новикова организовала вместе с другими родителями в Симферополе, не было одного руководителя, за которым оставалось бы финальное слово. Тогда, по её словам, «демократия быстро превратилась в анархию», и выход был один — разойтись.
«Многие родители считают, что если они платят за ребёнка минимальные деньги, то организация должна выполнять все их прихоти. Но кроме как финансово, они не желают вкладываться в ребёнка. В семейной школе это невозможно. Они, в отличие от государственных, не „камера хранения“ для ребёнка. Когда такие родители узнают, что в нашей школе нет продлёнки и занятия только три раза в неделю, они уходят», — рассказывает Надежда.
Уроки три раза в неделю, астрономия — в обсерватории
Надежда Новикова сразу решила не отдавать ребёнка в государственную школу. «Я понимала, что на неё будет уходить большая часть времени. А у дочери 80% времени занимают дополнительные занятия. В первом классе мы посещали семь кружков, во втором — девять», — объясняет она.
Тогда она сняла помещение, нашла родителей-единомышленников и педагога. С последним было сложнее всего: Надежда искала «несистемного человека», который сможет выходить за рамки школьной программы и одновременно подготовить детей к государственной аттестации. В третьем классе учились четыре ребёнка, а во втором — восемь: больше решили не записывать принципиально.
За основу педагог взял программу «Школа России», но заменил учебники по математике и русскому языку. Занятия проходили три раза в неделю, а не пять, как в обычной школе. Уроки по окружающему миру вёл в городской обсерватории её сотрудник. Физкультуры, технологии, музыки и ИЗО в расписании не было: на аттестацию ученикам разрешили приносить поделки и рисунки, которые они делают в кружках.
Почему я перевела дочь на домашнее обучение по математике (да, так можно)
В сентябре Надежда открывает нешколу, где будет уже три класса — для 4-, 5-, 6-классников. Официально она работает при детской студии, у которой есть ИП. Занятия по-прежнему будут проходить три раза в неделю. Предметы, которые изучает ребёнок, родители выбирают сами. Оценок ставить не будут, а дневники заведут только для того, чтобы вклеивать индивидуальные маршрутные листы с расписанием. Гаджеты использовать запрещено — и на уроках, и на переменах.
«Если в школе есть дети на семейном образовании, считается, что это плохая школа»
Дочь Светланы Марзеевой, наоборот, весь первый класс отучилась в государственном лицее. Семейных школ в Москве тогда ещё не существовало.
«Школу дочь любила, только домашняя работа вызывала отвращение. Но не делать её было нельзя, потому что за это ставили оценки. Она начала терять мотивацию к учёбе, и я решила её забрать», — рассказывает Светлана. К десятому классу её дочь Полина сменила пять семейных проектов-нешкол, сейчас ходит на занятия в студию «Вместе».
Туда принимают с пятого класса. Все ученики обязательно занимаются только математикой, русским языком и английским. Остальные предметы в расписании тоже есть, но ученики сами решают, насколько глубоко их изучать. «Без хорошего преподавателя нет смысла даже включать предмет в расписание. По моему опыту, неинтересные занятия так же бесполезны, как если бы их совсем не было», — говорит Светлана.
Ученики студии сдают промежуточную аттестацию в частной школе. «В частных школах нет необходимости выживать детей, которые учатся на заочной форме. Наоборот, Департамент образования Москвы старается сбагрить туда всех сторонников семейного и заочного образования, — полагает Светлана. — В государственных школах есть установка: если в ней есть дети на семейном или заочном образовании, значит, она им не нравится и это плохая школа. Понятно, что там от таких детей стараются избавиться и усложняют им процесс аттестации».
Ученики нешкол очень мотивированны: дети из группы, в которой учится дочь Светланы, прошли программу двух классов за один год. В конце восьмого класса они сдали ОГЭ, и в сентябре пойдут в десятый.
«Дочь всегда недоумевала, почему родители её подруг предпочитают госшколы, когда все дети мечтают учиться как она. Теперь она своими результатами ОГЭ доказала всем, что наш способ обучения намного лучше».
Нешколы устроены так, чтобы учитывать интересы всех детей
Анна Турчанинова решила больше не отдавать детей в государственную школу, когда в лицее, где учился её сын, ей сказали: «Мы работаем по принципу института: читаем лекции мотивированным ученикам. Мотивацию вы должны обеспечить сами». Анна подумала, что лекции можно посмотреть и дома.
Сейчас трое её младших детей учатся в «Утренней школе» — это проект, который построен на принципах свободного, или самонаправленного, образования.
Здесь нет директора, завучей, общего бюджета. Хозяйственные расходы, аренда и затраты на конкретные курсы — единственное, на что скидываются родители
Сумма, которую они платят за обучение каждый месяц, зависит от того, в каком количестве проектов ребёнок принял участие. «В этом месяце ты два раза в неделю занимался математикой, дважды ходил в аквапарк, один раз на выставку и на спектакль, ходил в кулинарную школу — вот твои траты», — объясняет Анна.
Каждую активность вне школы семьи организуют сами. Например, если одна семья едет на забег, то может пригласить других, записать их. Остаётся только скинуться на билет.
«Когда ты начинаешь разрабатывать единую систему обучения для разных детей, пусть даже их всего несколько, ты неминуемо идёшь против чьих-то личных интересов. Мы искали возможность этого избежать и так на практике пришли к самонаправленному образованию», — говорит Анна.
«Право ребёнка на образование превратилось в обязанность»
Термин «самонаправленное образование» ввёл профессор психологии Бостонского университета Питер Грей. Он считает, что ребёнку не нужны внешние цели вроде оценок и «внешние менеджеры» вроде школы. Он научится всему сам, если обучение будет проходить в комфортном ему темпе и в формате свободной игры. Если эти условия соблюдены, ребёнок сам, естественным образом, научится учиться, общаться и решать свои проблемы.
8 богатых (и очень богатых) людей, которые уверены, что высшее образование не нужно
«В XX веке сложилась парадоксальная ситуация, когда право ребёнка на образование превратилось в обязанность. Государство заинтересовано, чтобы из ребёнка как можно скорее начал формироваться гражданин. Вот так и получилось, что государство превратило образование в ресурс для производства гражданина определённой, нужной ему конфигурации», — рассказывает Анна.
Поэтому в «Утренней школе» нет учебной программы и уроков в привычном понимании. Школа здесь — это только площадка, где дети могут реализовать свои интересы и проекты. Государственную программу дети Анны проходят дома по онлайн-урокам в укороченном виде. Промежуточную аттестацию они сдают в частной школе. Другие ученики прикреплены к обычным школам по месту жительства и учатся заочно. Они сдают аттестацию чаще и в течение четверти пишут стандартные контрольные работы.
Права на семейном обучении
72% школьников не нравится учиться в школе, а 19% посещают ее по принуждению.
Распространите знания!
Отправьте статью тем, кому она пригодится
Переслать через вотсап
Семейное обучение — не то же самое, что домашнее. На домашнее переводят детей со слабым здоровьем. Учителя приходят к ним на дом. При этом дети на домашнем обучении все равно остаются учениками школы. А дети на семейном обучении связаны со школой только договором об аттестациях, да и те можно проходить в разных местах. Учащимися при этом они не являются, и школа им почти ничего не должна.
Если интересуетесь семейным обучением или уже используете эту форму образования, изучите свои права: где взять учебники, как получить компенсацию, что с проверками и кто принимает экзамены. Все права со ссылками на законы — в таблице и карточках.
Не объяснять причины перехода на семейное обучение
Как это работает. Закон разрешает учиться дома. Это такой же легальный способ получить образование, как посещение школы, колледжа или лицея. Никаких особых условий для перехода на семейное обучение нет. Ребенок может быть абсолютно здоров, прекрасно общаться со сверстниками — или наоборот. Он может находить общий язык с учителями — или нет. Для перехода на семейное обучение не нужно собирать справки от администрации и психологов. Достаточно желания не посещать школу и получать знания самостоятельно.
Чтобы ребенок перешел на семейное обучение, его родители должны уведомить муниципальный комитет образования. Если живете в городе, это будет городская администрация, а если за городом — районная.
Каких-то строгих требований к уведомлению нет. Достаточно написать, что родители решили перевести ребенка на семейное образование, мнение ребенка учтено. Причины решения указывать не нужно. Скорее всего, в комитете образования дадут заполнить готовую форму — лучше уточнить это заранее и узнать, какие еще документы нужны.
После подачи уведомления в муниципалитет можно идти к директору школы и подавать заявление о переводе на семейное обучение.
Перейти на семейное обучение в середине года
Как это работает. Перейти на семейное обучение можно в любое время. Необязательно ждать 1 сентября, 1 января или начала четверти. В законе для этого нет никаких ограничений — значит, и на уровне школы их быть не должно. Как только родители поговорили с ребенком и приняли решение, можно подавать уведомление в местный комитет образования.
Если в школе будут говорить, что так не положено, — напомните, что решение о переходе принимают родители, а не школа и не директор. Если вы уже подали уведомление в комитет образования, у школы нет никаких оснований куда-то ребенка не отпустить. В крайнем случае отправьте директору заявление об отчислении в связи с переходом на семейное образование заказным письмом.
Выбирать режим и график обучения
Совсем не учиться, конечно, нельзя. Даже на семейном обучении детям нужно проходить аттестацию и подтверждать свои знания. Поэтому организовать обучение нужно так, чтобы пройти школьную программу.
Аттестацию проходят в школе. Как часто — зависит от школы. Конкретные требования и варианты заданий тоже можно узнать там. Общие требования к школьной программе одни для всей страны и установлены ФГОС — федеральным государственным образовательным стандартом. Он разный для каждой ступени образования:
Как изучать программу и готовиться к аттестации на семейном обучении — дело родителей и ребенка. Государство в это не вмешивается.
Ни перед кем не отчитываться об организации учебы
Как это работает. Государство не контролирует, как родители организуют семейное обучение. Ребенок может просыпаться в десять утра, изучать предметы в любом порядке и смотреть онлайн-лекции. За способ получения знаний родителей никто не накажет. И даже следить за этим не должны: у школ нет такой обязанности. Они проверяют только знания детей на аттестации.
Семейное обучение — это нормальная практика, предусмотренная законом. Это не повод прийти в семью с проверкой из опеки или каких-то других органов. Но это работает, только если официально перейти на семейное обучение. Если просто взять и не водить ребенка в школу, можно получить штраф и оказаться на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Даже если на самом деле ребенок учится, а родители ему помогают.
Одна женщина не водила дочку в школу, во второй класс. Комиссия по делам несовершеннолетних выписала ей штраф. Женщина обжаловала штраф и сказала, что ребенок был на семейном образовании. Но никаких уведомлений в орган местного самоуправления она не подавала. Суд решил, что штраф назначили правильно.
Забрать из школы личное дело
Как это работает. Семейное образование — это образование, которое ребенок получает вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Так написано в законе. То есть ребенок уходит из школы и больше не является ее учеником. Поэтому при переводе на семейное обучение ребенок отчисляется. Потом он сможет для прохождения аттестации прикрепиться к школе — этой же или другой, но это уже совсем другие отношения. Учащимся ребенок все равно не станет.
Из школы можно забрать:
Личное дело заводят сразу при поступлении и постепенно дополняют. Пока ребенок находится на семейном обучении, его личное дело ведут родители. Они вкладывают туда справки об аттестации, копии приказов и других актов, которые школы принимают в отношении ребенка. Личное дело нужно хранить: оно понадобится, если решите снова пойти учиться в школу, а также чтобы заполнить аттестат. В школу дело нужно приносить только на аттестации.
Выбрать школу для аттестации
Как это работает. Детям на семейном обучении нужно прикрепиться к школе, чтобы пройти аттестацию и подтвердить свои знания. Школа может быть муниципальной или частной. Это может быть даже не школа, а вуз, если он учит не только студентов, но и школьников. Главное, чтобы у организации была государственная аккредитация по программам общего образования: это дает право проводить аттестацию. Проверить аккредитацию можно на сайте Рособрнадзора.
Необязательно выбирать школу по прописке — можно жить в Саратове и прикрепиться к московской школе. Тем более что аттестацию в некоторых школах можно проходить дистанционно.
О школах, в которых можно проходить аттестацию, должны рассказывать в комитете образования, когда родители приходят туда подать уведомление. Но никто не мешает выбрать школу самостоятельно.
От школы зависит, как и когда нужно будет проходить аттестацию: сдавать экзамены, контрольные работы, рефераты. В законе нет требования, чтобы аттестация была ежегодной. Школы определяют это сами, в том числе для тех, кто учится дома. Все эти сведения должны быть доступны — их размещают на школьном сайте.
Чтобы прикрепиться к выбранной школе, нужно подать в нее заявление о прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Можно заключить со школой договор, но это необязательно — зависит от условий обучения. Прикрепиться можно на год, на все время обучения по школьной программе или только для одной аттестации.
Посещать бесплатно школьные кружки и секции
Как это работает. На домашнем обучении важно, чтобы дети общались со сверстниками. Так как они не ходят в школу, это можно делать во время посещения кружков и секций. По закону это называется дополнительным образованием. Минобрнауки специально отмечает, что дети на семейном обучении могут получать дополнительное образование в школах, к которым прикреплены для прохождения аттестации. Поэтому, если в школе работают бесплатные кружки, их могут посещать дети, которые прикреплены к этой школе, но учатся дома.
Еще в России вводят систему государственных сертификатов на дополнительное образование: родители выбирают, куда пойдет заниматься их ребенок, а государство оплачивает это в пределах сертификата. Так можно ходить на платные занятия и не тратить на это свои деньги. У детей на семейном обучении тут такие же права, как и у всех остальных.
Участвовать в олимпиадах и конкурсах
Как это работает. Когда ребенок прикрепляется к той или иной школе, он получает те же права, что и дети, которые ходят в эту школу учиться. Например, он может участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках и смотрах, которые эта школа организует. В том числе и в школьных этапах Всероссийской олимпиады школьников.
Участие в олимпиадах и конкурсах — это возможность упростить себе поступление в вуз. А еще можно выиграть стипендию. И в целом это позволяет проверить себя в сравнении с другими школьниками. То, что ребенок учится дома, не повод ограничивать его в таких правах. На некоторых олимпиадах нужно получать ключи, чтобы зарегистрироваться. Можно сделать это через администрацию школы или использовать специальный вариант для детей на семейном обучении, если организаторы его предусмотрели.
Найти нужную олимпиаду и организовать участие в ней ребенка в случае с домашним обучением — задача родителей. Если вовремя прикрепиться к школе, проблем с участием быть не должно.
Бесплатно брать учебники в школьной библиотеке
Как это работает. В муниципальных и государственных школах учебники должны выдавать бесплатно. Это касается и тех детей, что перешли на семейное образование. Они могут получить учебники и учебные пособия в школе, к которой прикрепились.
Причем организовать это в регионе могут по-разному : учебники может выдавать не собственно школа, а специальная библиотека, созданная в субъекте РФ или муниципальном образовании. Если нужны учебники, а их не дают, обращайтесь в муниципальный комитет образования. Там должны придумать, как обеспечить ими ребенка.
На частные школы это правило не распространяется. Если там не предусмотрено бесплатное обеспечение учебниками, их придется покупать.
Бесплатно обращаться к школьному психологу и логопеду
Как это работает. В школах должны быть специалисты, которые помогают школьникам решать проблемы с учебой, семьей и сверстниками: педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды. Дети, которые прикрепились к школе, чтобы сдать аттестацию, тоже могут к ним обращаться.
Если таких специалистов в школе нет, можно обращаться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Куда именно идти за помощью и консультацией, подскажут в школе или в муниципальном комитете образования.
Например, психолог может помочь составить индивидуальный план для учебы и выстроить отношения с родителями, которые взяли на себя функции учителей. Причем психолог может проконсультировать не только самих детей, но и их родителей — бесплатно.
Получать региональные компенсации
Как это работает. Когда родители забирают ребенка из школы, они как бы соглашаются тратить больше времени на его образование. При этом государство что-то экономит на таком ребенке: учителей для него можно не оплачивать, помещением для занятий можно не обеспечивать, даже горячее питание предоставлять не нужно.
Поэтому в некоторых регионах вводят дополнительные компенсационные выплаты для родителей, которые перевели ребенка на семейное обучение. На федеральном уровне таких компенсаций нет. Регионы сами решают, на каких условиях вводить эти выплаты и вводить ли вообще. Уточнять это нужно в отделе образования при подаче уведомления о переходе на семейное образование.
Например, в Перми компенсацию платят после того, как ребенок успешно сдаст очередную аттестацию. Успешно — это на тройки, четверки и пятерки. Из денег, которые организация получает из бюджета на обучение ребенка, 20% она оставляет себе, а 80% отдает родителям.
Выплаты можно получать и после того, как ребенку исполнится 18 лет, если он все еще получает общее образование. Даже если в региональном акте говорится про детей на домашнем образовании. Есть решение суда, где это обосновано.
Получить вычет за оплату обучения
Как это работает. С одной стороны, семейное образование позволяет сэкономить на школьных расходах: как минимум не нужно покупать форму и не придется ничего сдавать на нужды класса. С другой стороны, родители часто тратят деньги на оплату онлайн-уроков и онлайн-школ. Прохождение промежуточных аттестаций в школах тоже бывает платным. Родители могут прикрепить ребенка к местной школе и не платить за аттестации, а могут выбрать удобную школу и сдавать все дистанционно. Это уже будут платные образовательные услуги.
Вычет не удастся получить, если родители работают как ИП на спецрежиме, самозанятые или неофициально. А еще — если они оплатили обучение маткапиталом: так можно, но вычет в этом случае не положен.
Работать в свободное от учебы время
Как это работает. Находиться на семейном обучении и одновременно работать можно в любом возрасте, но нужно соблюдать ограничения:
Как можно работать на семейном обучении
Возраст ребенка | Какой труд разрешен | Рабочий день | Роль родителей | Роль органа опеки |
---|---|---|---|---|
До 14 лет | Спортсменом, актером, артистом | Как решит орган опеки | Подписывают договор | Дает разрешение |
14 лет | Легкий труд | 2,5 часа | Дают согласие | Дает согласие |
15 лет | Легкий труд | 2,5 часа | — | — |
16 и 17 лет | В условиях, не вредных для детей | 4 часа | — | — |
Вернуться к обычному обучению в школе
Как это работает. В любой момент родители вместе с ребенком могут передумать и вернуться в школу. Начать посещение уроков по расписанию можно даже с середины учебного года.
При этом должно быть учтено мнение ребенка. Возможно, семейное обучение ему не понравилось и он скучает по классу и учителям. Или, наоборот, ни за что не хочет ходить в школу. Закон обязывает родителей это учитывать.
Вернуться в школу придется, если ребенок не сдал промежуточную или итоговую аттестацию и вовремя не закрыл долги. В таких случаях дети должны получать образование в образовательной организации: этого требует закон. Даже если родители против, сопротивляться уже не получится. Или вы забираете ребенка и он осваивает школьную программу, или верните его в школу, чтобы образованием занималось государство. Информация о порядке и сроках аттестации и погашения задолженностей должна быть размещена на сайте школы.
После девятого класса перейти на самообразование
Как это работает. Закон об образовании выделяет две формы: семейное образование и самообразование. В первом случае с уроками ребенку помогает семья, во втором — он все делает сам. На семейное образование можно перейти в любом классе, на самообразование — только в 10-м и 11-м.
В целом самообразование практически не отличается от семейного: ребенок учится дома, а в школу приходит, только чтобы сдать контрольные и экзамены. Но есть два важных отличия:
Сдать экзамены бесплатно
Как это работает. Государство проверяет знания, которые дети получают на семейном обучении и на самообразовании. Для этого нужно проходить промежуточные и итоговые аттестации в организациях с государственной аккредитацией. Так как это требование государства, такие экзамены можно сдать бесплатно.
Вот что для этого нужно:
За оценку знаний школы не могут требовать денег. Если в вашей школе отказываются работать бесплатно с детьми, перешедшими на семейное обучение, обращайтесь в департамент образования за разъяснениями. Либо школа передумает, либо вам предложат другую.
Зачесть аттестацию, которую получили в другом месте
Как это работает. Промежуточную аттестацию можно проходить в разных местах. Например, если ребенок ходит в спортивную школу, языковой центр или на курсы программирования, он может получить там документы, подтверждающие аттестацию по физкультуре, китайскому языку и информатике. И повторно в школе, к которой ребенок прикреплен, сдавать эти предметы не понадобится.
Чтобы зачесть аттестацию, пройденную в другом месте, нужно подать заявление и показать документ об обучении — справку или что-то еще. Если ребенку нет 18 лет, заявление подает один из родителей.
Как оценивать результаты, решает школа. Но если она решит не засчитывать результаты из другой организации в качестве промежуточной аттестации, школа должна в течение трех дней письменно об этом сообщить и объяснить причины. Все зачеты должны быть бесплатными для учащегося и его родителей.
Если в школе вам отказывают в зачете промежуточных аттестаций, просите объяснить отказ в письменном виде. Потом уточняйте в комитете образования, что это за основание и как его побороть. Но это, скорее всего, не понадобится, потому что порядок зачета предметов разными организациями установлен нормативно. Иногда школе проще отказать, чем делать что-то непривычное. Но это еще не значит, что она права и ребенок должен бежать кросс именно на школьном стадионе.
Получить государственный аттестат
Как это работает. Изучив школьную программу, можно пройти итоговую аттестацию и получить государственный аттестат. Это официальный документ об образовании — он ничем не отличается от тех, что выдают при посещении школы. Форма обучения в аттестате не указывается. С таким документом можно поступить в колледж, техникум, вуз или устроиться на работу.
После 9-го класса выдают аттестат об основном общем образовании, а после 11-го — аттестат о среднем общем образовании. Оба аттестата должны выдать бесплатно.
Раньше окончить школу
Как это работает. Дети на семейном обучении сдают экзамены экстерном. Это не отдельная форма обучения, а способ проходить аттестацию. Можно выбрать удобный темп и сдавать экзамены параллельно со всей школой. Но при желании можно за один год пройти аттестацию сразу за несколько лет, если программа изучена. Если раньше окончить школу, получится раньше поступить в вуз или устроиться на любимую работу.
Ограничений по скорости прохождения программы нет. То есть за год можно сдать экзамены и за один год, и за два, и за три. Главное, чтобы ребенка устраивал этот темп, а учителей — полученные знания.
Спасибо за статью, кое-что даже не знала. Год ребёнок на семейном обучение. За год сын прошёл 6 и 7 класс. Весной вообще смешно было, когда все сходили с ума со школой, сын спокойно продолжал обучение.
Пока всё устраивает. А главное никаких родительских собраний и родительских чатов и подъемов зимой в темноте. Социализацию закрывают курсы очные английского и кружки.
Maria, подскажите, у вас ребёнок сам учится, или вы ему помогаете, или с репетиторами разбирает программу?
Кэтти, сам. Я делала с ним домашку только в первом классе, в обычной школе. Это было то ещё веселье. Потом он перешёл в частную, там был принцип «твоя учёба это твоя забота». Поэтому после первого класса я к учебе сына как такого отношения не имею. Только научила презентации делать. С отцом может разбирать задачи по сложные математике, но это скорее уровень олимпиад, а не школьной программы.
Я постоянно что-то рассказываю по истории и литературе, но не в рамках школьного курса, а так, для общего кругозора. На английский ходит дополнительно, потому что я не верю, что в школе можно выучить язык.
Я перевела ребенка на семейное обучение в этом году. Времени у ребёнка стало больше, учёба проходит эффективнее, а атмосфера в семье стала лучше.
По-моему это очень достойный вариант, сейчас есть очень много достойных материалов для получения общего образования в открытом доступе, главное грамотно их структурировать. И самый большой плюс в таком образовании, на мой взгляд, что ребенок сам формирует свое мнение по отношению ко всем вопросам, а не перенимает мнение преподавателей.
Кэтти, не сравнивайте дистанционное обучение в обычных школах, где учителям «наплевать» на учеников и специализированную онлайн-школу, у которой опыт, лучшие учителя, наработанная программа, личный куратор для каждого ученика и строгий контроль.
Алекс, это прямо в точку. Мы себе в онлайн-школу отбирали методологов, в большинстве откликаются учителя обычных школ, которые вообще не понимают, что такое онлайн и как с этим работать. Пытаются перевести то, что они делали в классе в «онлайн-класс», а нужно совершенно другие образовательные подходы использовать.
XMX, он 5 лет отучился в обычных школах. Сейчас второй год все московские школьники на онлайне и образование сына именно в плане общения такое же. Английский дополнительного у него остался как был, а вот гос кружки перевели в онлайн формат. Как и у всех других ребят.
Наталия, правомерно ли требование РОНО «. ежегодно (не позднее 31 августа) предоставлять в отдел образования документ, подтверждающий получение образования Вашим ребенком: справку из школы о прохождении промежуточной аттестации экстерном за каждый год обучения и переводе в следующий класс.»? Ребенок на семейном обучении, РОНО уведомлено об этом.
Но учитывайте, что по ст. 58 ч. 10 на очное переводятся СОшники, не ликвидировавшие в положенный срок академическую задолженность, которая возникает в случае, когда они зачислились в обр. организацию с целью пройти промежуточную аттестацию, но не смогли ее пройти без уважительных причин.
Так что не зачисляйтесь в школу для сдачи аттестации, и тогда вам не нужно будет ее сдавать каждый год и подвергать стрессу ребенка и самих себя. По собственному опыту могу сказать, дочь сдавала один раз в обычной школе, куча нервов, скептического отношения учителей и предвзятости.
Подскажите, обязательно ли ежегодно сдавать экзамены по всем предметам и получать справку о переводе из класса в класс? или если не сдавал 5 класс, но сдал 6 класс, то считается, что и 5 пройден?
Anton, а Вы Закон читали? Каждую ступень нужно пройти. После 4 класса сдать (начальная школа), после 9 (средняя) и после 11. У нас, допустим, долг за 5,6, и 8 класс по математике и в 9 не хотят переводить(((
Даша, конечно читал, но директора и завучи в школах его, к сожалению, сами не читают и не знают. Я вам советую обратиться к адвокату и потребовать через суд перевести вас, так как закон на вашей стороне. Многие так и делают. В законе нет такого пункта, при котором если вы пропустили сдачу аттестации в 6-м классе, вас не пустят в 7-й. К тому же, если вы добровольно пришли сдавать аттестацию и не сдали какой-то предмет, то у вас образуется академическая задолженность. Если за две пересдачи ее не закрываете, то вас обязывают перейти на очное обучение без права перехода обратно на СО. Так что то, что у вас долг в 8-м классе по математике за 5-й класс, это очень странная история, такого на практике не бывает. Да и ребенок в 8-м классе обычно способен сдать аттестацию за 5-й 🙂
Часто бывает, что родители уезжали жить в другую страну по работе на год-два-три, а потом вернулись и захотели пойти дальше в школу. В таком случае нет необходимости сдавать аттестации за все прошедшие года, только за тот год, когда вернулись, чтобы поступить в соответствующий класс.
По этому моменту (возможности не сдавать аттестацию каждый год) в Минпросвещения не раз давали комментарии, что школьные директора искажают трактовку закона в свою сторону.
К тому же по закону вы вправе перейти по ОДНОМУ предмету, например, по математике в вашем случае, на заочное образование, а по остальным предметам остаться на очном. Это делается в случае конфликтов с учителем или личных недопониманий ученика опять же с учителем. Ребенок на все уроки ходит, а на математику не ходит, проходит ее самостоятельно с репетитором, к примеру, и сдает по этому предмету все необходимые промежуточные контроли знаний.
Anton, и ещё подскажите год учились не оповещали отдел образования ничего страшного? Вообщем куда бежать и что делать не пойму 😞
Екатерина, мы тоже жили заграницей долгое время, если бы сами не заявились сдавать аттестацию в школу, нас бы никто даже не попросил ее проходить. Школы получают деньги из бюджета за каждого ученика, кто проходит аттестацию в их образовательно учреждении. Они конечно же будут вас пугать страшилками и агитировать сдавать.
Можете никого не оповещать, достаточно того, что вы подали заявление на переход на СО (семейное образование) в департамент образования тогда, когда переходили на СО. Вам должны были прислать по почте или выдать бумагу, что они разрешают. Вы с этой бумагой скорее всего сходили в школу и написали им заявление, что вы переходите на СО и заявление на отчисление.
Если все-таки захотите сдавать аттестацию, нужно зачислиться в какую-либо школу. Рекомендую сдать онлайн за деньги в одной из московских частных школ, кто такими услугами занимается. Стоит около 12-15 тыс руб за годовую аттестацию, но зато там люди понимающие и не будут вас и ребенка ругать за то, что вы что-то не сдавали.
А вообще, не тратьте деньги, время и нервы на эти аттестации. Можете в 8-м и 9-м классах сдать аттестацию (также онлайн), чтобы вас допустили к ГИА в 9-м классе, и ни у кого вопросов не было. Ну и старайтесь уровню школы соответствовать или перегонять его, чтобы вас потом на аттестациях не «унижали» учителя. По собственному опыту могу сказать, дочь сдавала один раз в обычной школе, куча нервов, скептического отношения учителей и предвзятости.