Что значит саваб в исламе
Саваб и карма: вознаграждение и причинно-следственный закон
На сегодняшний день многие мусульмане, а также люди, не имеющие отношения к исламу, не раз сталкивались с понятием награды за определённые праведные деяния. Что же такое награда и от кого мы её получаем с точки зрения богословия и религии?
Слово «саваб» (ثواب), часто используемое в мусульманской традиции, с арабского языка переводится как «вознаграждение», которое получат от Всевышнего в следующей жизни все правоверные за их благие поступки и дела в ближнем мире. Все мусульмане должны стремиться к тому, чтобы в этом бренном мире «накопить» как можно больше праведных дел, которые в будущем могут послужить для них спасением как в ближнем мире, так и в следующем.
Многие из нас знакомы с определением кармы в индуизме, где данный термин переводится с санскрита как «причина-следствие, воздаяние, труд». В индийских религиях под кармой понимают причинно-следственный закон, при действии которого человек (в зависимости от своих деяний) определяет свою собственную судьбу. Согласно индуизму все люди ответственны за свои действия и их результаты, а Богу отводится роль распределителя плодов кармы, способного также изменить её у определенного человека. То есть многие буддийские религиозные течения говорят о карме не как о судьбе, а как о цепочке «действие — ответ на действие» (некий эффект бумеранга). Соответственно, если мы совершаем добрые дела, то ответом будет добро для нас самих же, и наоборот: если мы сеем по миру зло, то впоследствии сами же остаемся за него в ответе.
То же касается и ислама, но в нём это имеет несколько иной характер. Понятие саваба в исламе олицетворяет систему воздаяний лишь в положительном ключе, тогда как карма представляет собой более широкое понятие действий человека, которое часто путают с судьбой в целом. В соответствии с положением о свободе человеческой воли как в исламе, так и в индийских религиях люди являются элементами многоуровневой цепочки передатчиков добра (или же зла). При этом в обеих религиях «реакции» (ответы) на действия человека могут проявиться уже в этой жизни, однако в исламе саваб нужен больше для того, чтобы обрести лучшее положение в мире следующем, важность которого, согласно исламской доктрине, более значима.
При этом в исламе отдельно оговариваются пропорции награды за совершение определённого доброго деяния, и в нём учитывается то, что Бог в Своей щедрости и Своём великодушии вручает великую награду даже за малозначимый поступок, ведь награда устанавливается Его щедростью, а не весомостью дел человека. В некоторых преданиях приводится высказывание пророка Мухаммада (ДБАР) о том, что, творя добро, верующие должны проявлять ум, богобоязненность и полное понимание повелений Всевышнего, при этом количество добрых дел не имеет решающего значения.
Имам Садык (А), комментируя этот аят, сказал: «В нём говорится о добрых делах, которые должны сопровождаться обрядами поклонения и проистекать из чистых намерений». Он добавил, что сохранить чистоту намерений труднее, чем совершить благое дело, а дело будет благим лишь тогда, когда человек, совершающий его, не ждёт похвалы ни от кого, кроме Всемогущего Господа.
В 11-ом аяте суры «Аль-Муджадила» (с араб. «Препирающиеся») говорится о том, что «Аллах возвышает степенью тех из вас, которые веруют, а также тех, которым даровано знание. Аллах ведает о том, что вы вершите».
Эти слова говорят о том, что соблюдение религиозных установлений в исламе является также признаком веры, знания и сознательного поведения, которые наряду с соблюдением всех правил шариата приводят верующего в Рай и увеличивают количество его савабов.
Согласно исламской доктрине савабы можно набирать, помогая бедным и обездоленным («садака» и «закят»), совершая молитвы и зийараты (паломничества к святым местам), распространяя знания и свет — словом, совершая истинно добрые и светлые деяния.
Так, двоюродный брат Посланника Аллаха (ДБАР) Али ибн Абу Талиб (А) говорил в одном из исламских преданий о том, что ничто не должно отвлекать нас от деяний, совершаемых во имя вечной жизни, ведь времени на это отпущено очень мало.
Гурар аль-хикам, стр. 335
Саваб
Саваб (араб. ثواب) — вознаграждение от Бога за покорность Ему, соблюдение Его предписаний, за благодеяния и удаление себя от запретного.
Вознаграждение (саваб) за соблюдение предписаний Бога и совершение любых других благих дел главным образом полагается совершеннолетним мусульманам, находящимся в здравом уме. Что касается несовершеннолетних детей, то соблюдение ими предписаний и совершение благих дел после достижения семилетнего возраста также будет вознаграждено Творцом.
Кстати, Бог вознаграждает верующих людей по Своей милости, а не как что-то должное, ведь Он не нуждается в Своих рабах и в соблюдении ими Его установлений.
Главное условие для получения вознаграждения (саваб) — наличие правильного намерения (ният). Наличие последнего настолько важно, что даже если желаемое благое дело не удастся выполнить, то вознаграждение (саваб) все равно может быть записано, зафиксировано ангелами в личном деле верующего как за выполненное.
Некоторые ученые-богословы высказались в пользу того, что вознаграждение (саваб), как за соблюдение установлений Бога, так и за совершение любых благих дел, допускается посвящать и другому человеку, например, умершему. Маликиты исключили из этого вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы и соблюдение поста, а шафииты исключили из этого только вознаграждение (саваб) за совершение обязательной молитвы.
Посвящать вознаграждение (саваб) пророку Мухаммаду — вопрос спорный: некоторые ученые-богословы допускают подобное, а другие нет.
Размер вознаграждения (саваба) может быть разным. Это зависит от степени сложности выполнения конкретного предписания или благого деяния, а также от места и времени. Так, например, за совершение омовения в зимнюю пору холодной водой полагается больше вознаграждения, нежели за совершение того же в летнюю пору теплой водой. Также за совершение молитвы в Священной мечети Мекки полагается больше вознаграждения, чем в любой другой мечети. То же самое можно сказать и про совершение предписаний Бога в месяц Рамадан.
В некоторых случаях вознаграждения (саваб) за выполнение предписаний Бога или совершение любых других благих дел можно вовсе лишиться. Такое может произойти в случае выполнения вышеуказанного напоказ или ради похвалы людей[1].
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Саваб // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 15. С. 53–63.
Мы в социальных сетях:
© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью
Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.
Онлайн школа изучения арабского языка
Елены Клевцовой
CА. САУАБ. Арабский алфавит для мусульман
Теги: Арабский алфавит – карточки
Сауаб или саваб – очень важное понятие в Исламе. В своей повседневной жизни арабы по нескольку раз на день подбадривают друг друга, говоря: «Сделай это, получишь саваб!»
Что же это такое, саваб?
Саваб – это вознаграждение за благие дела. Но вознаграждение не материальное, а то, которое дарует Всевышний. Если человек за свою жизнь приобрёл саваба больше чем грехов, то он несомненно войдёт в рай.
Однако за каждое ли «хорошее» деяние следует вознаграждение Аллаха? Ислам учит, что нет. Далеко не каждое дело, которое люди считают хорошим, достойно награды Всевышнего.
Приведу пример. Человек решил чему-то учиться, например, арабскому языку. Хорошо это или плохо? На самом деле это действие нейтральное, не хорошее и не плохое. Градус «хорошести» или «плохости» действию придаёт намерение человека. Важно не столько само действие ради действия, а то намерение, ради которого оно совершается.
В Исламе считается, что действие можно считать хорошим только в том случае, если оно посвящено Аллаху. То есть перед совершением любого дела человек думает о Всевышнем и произносит слова благословения «бисмиллахи ррахмани ррахим». Тогда его деяние будет вознаграждено савабом.
Если же человек, к примеру, просто учится ради учёбы, или карьеры, или славы, или достижения своих личных целей, забывая при этом о Боге, то его действия могут принести ему награду материальную, но высших целей он при этом не достигнет.
Ислам учит людей смотреть на каждое действие в глобальном контексте духовного развития, последовательно подчиняя свои каждодневные деяния высшей цели, выстраивая из своих дел разумные цепочки, ведущие к духовному росту вкупе с материальным.
Смысл понятия саваба в том, чтобы показать человеку, что одни и те же деяния могут быть как просто набором действий, приводящим к неким частным целям, так и разумной последовательностью, ведущей человека к близости с Творцом и бесконечному восхождению по ступеням духовного роста. Какой из этих путей выбрать, решать Вам.
Одним из самых богоугодных деяний в Исламе считается чтение Корана по-арабски. Не только за каждую прочитанную по-арабски суру даётся вознаграждение, но и за каждую Букву Корана верующий получает саваб. И этот саваб удваивается и даже утраивается, если человек будучи иностранцем, прикладывает усилия для изучения арабского языка с целью читать Коран.
Многим кажется, что читать по-арабски очень сложно. Однако на самом деле это не так.
Вы можете обучиться основам арабской письменности всего лишь за 3 часа!
Не верите? Проверьте! Смотрите видео-урок курса «Арабское чтение-письмо за 3 часа» у нас на сайте.
Что значит саваб в исламе
Это тема непосредственно связана с рассмотренными выше вопросами о кадā и кадаре и о деяниях человека.
Люди, утверждающие, подобно кадаритам и муътазилатам, что человек сам творит свои деяния и Аллах не имеет отношения к этому, заявляют, что для Аллаха является ваджибом воздать рабу наградой или мучением в зависимости от его деяний.
В мазхабе же Ахлус сунна вал джамаъа утверждают, что если Всевышний Аллах дарует награду человеку за содеянное им добро и поклонения, то дарует по Своей милости. Если же Всевышний Аллах подвергнет наказанию, то подвергнет по Своей справедливости. Ибо все сущее во вселенной, в том числе награда и наказание, относятся к Собственному владычеству Аллаха. Всевышний Аллах — это Тот, с Кого не будет спроса за содеянное.
В аятах Священного Куръана неоднократно утверждается, что Всевышний Аллах воздаст наградой Своим верующим и праведных рабам. Саваб (благое воздаяние) — это вознаграждение, дарованное рабу за его деяния в этом мире.
Всевышний Аллах в суре «Āли Имран» сказал:
«И даровал им Аллах вознаграждение мирское и прекрасное вознаграждение в последней жизни» (аят 148)
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«Кто желает вознаграждения мирской жизни, то у Аллаха — вознаграждение мирской жизни и последней» (аят 134)
Также в Священном Куръане многократно подчеркивается, что Всевышний Аллах подвергнет наказанию Своих грешных рабов. Наказание есть воздаяние рабам за грехи, совершенные в этом мире.
Всевышний Аллах в суре «Сод» сказал:
«Поистине все [они] сочли лжецами посланников, и стало надлежащим Мое наказание!» (аят 14).
Всевышний Аллах в суре «Фуссилат» сказал:
«Поистине, Господь твой — действительно Обладатель прощения и Обладатель горестного наказания!» (аят 43).
Награда или наказание воздается по деянию
Если поразмыслить над аятами Священного Куръана и благородными хадисами Пророка саллаллаху алайхи васаллам, то можем увидеть, что воздаваемость и савабом (наградой), и икабом (наказанием) в зависимости от совершенного деяния является общим правилом.
Всевышний Аллах в суре «Зухруф» сказал:
«И это — рай, который дан вам в наследство за то, что совершали» (аят 72)
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«[Тем], души которых изымут ангелы благими! Говорят: «Мир вам! Войдите в рай за то, что вы совершали» (аят 32)
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:
«И у Аллаха — прекрасные имена; молитесь же Ему ими и оставьте тех, которые отклоняются в Его именах. [Непременно] будет им воздано за то, что совершали!» (аят 180)
Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:
«И вкусите мучение вечности за то, что совершали!» (аят 14)
Всевышний Аллах в суре «Саджда» сказал:
«Неужели тот, кто был верующим, подобен тому, кто был нечестивцем? Не равны они! А те, которые уверовали и творили праведные деяния, то для них — сады-пристанища — угощением за то, что совершали. А те, которые распутствовали, то их пристанище — огонь. Всякий раз, как они пожелают выйти из него, будут возвращены в него и будет сказано им: «Вкусите мучение огня, который вы считали ложью!» (аяты 18-20).
Также и на примере благородных хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам мы убеждаемся в том, что награждение или наказание людей, водворение их в рай или ад, поставлены в зависимость от их деяний.
Передается от Абу Катада радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Аллах азза ва джалла сказал: “Поистине, Я сделал фардом для твоей уммы пятикратный намаз. И Я дал Сам Себе завет о том, что, кто придет соблюдшим их в отведенное для них время, Я водворю тех в рай. И кто не соблюдет их, то нет для него завета при Мне”».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
— Укажите мне на такое деяние, совершив которое я смогу войти в рай.
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему в сотоварищи ничего. Полноценно совершай фард-намазы. Исполняй фард-закāт. Соблюдай (пост) Рамадан(а).
— Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, я не добавлю к этому (ничего).
И когда он возвратился, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если кого радует зреть на человека из (числа) обитателей рая, то пусть посмотрит на этого».
Передали Бухари, Муслим и Насаи.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Есть сорок качеств, самое наивысшее из них — маниха [1] козы. Кто станет блюсти одно из них в надежде на саваб и в подтверждение своего завета, то Аллах непременно водворит его за это в рай».
Передали Абу Давуд и Бухари.
Передается от Муаза ибн Джабала радияллаху анху:
«Мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышли в путь. Однажды, когда мы шли, я спросил, приблизившись к нему:
— О Посланник Аллаха, известите меня о таком деянии, которое введет меня в рай и отдалит от ада.
(Пророк саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Поистине, ты спросил о великом. В сущности, оно (деяние) очень легкое для человека, которого удостоил Аллах. Будешь поклоняться Аллаху. Не будешь придавать Ему в сотоварищи ничего. Также будешь полноценно совершать намазы. Будешь давать закāт, и соблюдать (пост) Рамадан. Совершишь хадж к Дому.
И (он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Указать тебе на врата благ? Пост оберегает. Милостыня гасит (стирает) грехи, подобно тому, как вода гасит огонь. И намаз человека посреди ночи является девизом праведных, — и прочел аят “Отчуждаются их бока от лож” [2].
Затем сказал: — Известить ли тебя о голове деяния, его хребте и вершине его горба?
— Да, о Посланник Аллаха.
— Головой деяния является Ислам. Его хребет — намаз. А вершиной его горба является — усердствование (джихад).
— Известить тебя о том, что владеет всеми этими?
— Да, о Посланник Аллаха.
Он схватил свой язык и сказал:
— Воздержись от этого!
— О Посланник Аллаха, будем ли мы действительно подвергнуты (наказанию) за то, что мы сказали?
(Он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
— Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать
[3], о Муаз. Что же спустит людей ничком (или носом) в ад, если не плод языка!»
Передал Тирмизи. Понятия почтенных сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам не отличались от этого. Когда у Абдуллаха ибн Умара спросили, будет ли вред от деяния со словами «Лаа илааха иллаллааху» или от этого будет и польза, то он ответил «Совершай благие деяния, не обольщайся».
[2] Часть аята 16 суры «Саджда».
[3] Фраза, переведенная нами как «Да скорбит (в трауре) по тебе твоя мать», обычно в арабском языке не используется для выражения ее буквального смысла — проклятья, а применяется для выказывания укора. В этом хадисе фраза имеет значение, что-то вроде «Разве ты не знал этого?».
Из книги Суннитские Вероубеждения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.
Как заработать саваб?
Сделать доброе дело и заработать саваб не так уж и сложно, и, главное, для этого не требуется создание каких-либо особых условий. Для начала нужно определиться с тем, что желание сделать доброе дело исходит из искреннего сердца, а затем, в соответствии с правильным и праведным намерением, нужно приступить к действию. И, если сердце правильно настроено, то достичь довольства Всевышнего и получить саваб, можно на любом поприще, в большом и малом деле.
Итак, давайте поразмышляем:
— Вы хотите заработать саваб, давая садака, но у вас нет для этого материальных возможностей? Нет ничего проще. В таком случае, дарите людям улыбки. Таким образом вы сможете получить такой же саваб как если бы помогли кому-либо, дав садака. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что улыбка, подаренная мусульманином мусульманину – это садака.
Или же есть другой путь. Поспособствуйте тому, чтобы примирить обидевшихся друг на друга мусульман. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что самое большое садака дал тот, кто помог наладить хорошие отношения между поссорившимися.
— Вы хотите стать совершенным мусульманином? Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что для совершенного мусульманина не является позволительным (халяль) находиться в обиде более трех дней. Это означает, что по истечении трех дней, мусульмане обязаны помириться.
— Вы хотите, чтобы ваши грехи опали с вас как осенью опадают пожелтевшие листья с деревьев? Нет ничего проще. Будьте приветливы с людьми, доброжелательны, с добрым намерением приветствуйте их. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что если два мумина встретятся, и один из них, приветствуя, протянет другому руки для рукопожатия, то с него спадут грехи, как пожелтевшие листья опадают с дерева.
— Вы хотите ощущать в своей жизни помощь Аллаха? Вы хотите, чтобы поток милости и бараката от Всевышнего не покидал ваш дом? В таком случае, помогайте людям, не скупитесь на поддержку и помощь. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что Всевышний всегда оказывает помощь своему рабу, помогающему своему брату.
— Вы хотите, чтобы Милость Всевышнего всегда была с вами? В таком случае, проявляйте милосердие ко всем творениям Аллаха: к людям, животным, растениям. Проявляющие сострадание и милосердие на земле, несомненно, получат заслуженное вознаграждение в долине вечной жизни.