Что значит саундтрек жизни

Life OST: как составить саундтрек к своей жизни, чтобы она стала лучше

Только подумай: на протяжении всей своей истории человечество постоянно придумывает какие-то игры. И ведь они правда обладают огромной силой, заставляют нас испытывать самые разные эмоции.

Мы увлекаемся процессом, ощущаем причастность к команде и получаем удовлетворение от результата. Вот, например, видеоигры. Кто-то рубится в «Доту», кто-то буквально живет в Sims 4, но те и другие согласятся, что любая хорошая игра строится на правильном сочетании сюжета, интересных заданий, крутой графики и музыкального сопровождения.

Ну и, конечно, на системе вознаграждения — она-то и делает игру особенно привлекательной для пользователя. Кстати, те же принципы можно применять не только в играх, но и в реальной жизни — это помогает справляться с трудностями и в принципе быть эффективнее.

И все же классная музыка — один из самых важных элементов по-настоящему увлекающей игры (да и жизни в целом).

Я до сих пор помню, как играла в GTA: вот еду в тачке, и трек Billy Jean Майкла Джексона кажется мне просто идеальным дополнением к этому прекрасному моменту. А давай попробуем разобраться, почему музыка так сильно на нас действует и какая в ней вообще польза.

Музыкальная геймификация

Геймификация в наше время — штука очень полезная и даже важная. Почему? Объясню. Люди поколений Y и Z (те, у кого с раннего детства был компьютер) уже выросли; те, кто постарше, уже начали работать и занимать активную позицию в жизни общества. Только мотивация у них (то есть у нас с тобой) с раннего детства строилась не на системе долга и «правильности» (учись хорошо, поступи в универ, выйди замуж, чтобы все как у людей), а на увлеченности и вознаграждении (будущее зависит от тебя).

С одной стороны, хорошо — потому что мы свободные, восприимчивые ко всему новому, у нас меньше страхов насчет будущего. Но с другой — нам вечно не хватает мотивации, мы постоянно вязнем в лени. Как и «старичкам» из поколения Х, нам тяжело воспринимать новую информацию, потому что ее слишком много, нам сложно сконцентрироваться.

И карьеру строить трудно, потому что ни работать на корпорацию, ни начинать с самых низов не хочется. Инстаграмная реальность транслирует истории исключительно успешных и богатых, будто успех и богатство — это не результат упорного труда, а что-то само собой разумеющееся. И это демотивирует.

Авторы книги «Вовлекай и властвуй» Кевин Вербах и Дэн Хантер выделяют три основных вида геймификации: внутреннюю, внешнюю и меняющую поведение. Мы остановимся на последней, потому что именно с ее помощью можно круто изменить свою жизнь. Этот тип геймификации помогает формировать новые привычки.

Как оказалось, влиять на свою реальность можно очень простым способом — через прослушивание музыки.

Она в этом случае играет роль ключа, который открывает дверь в новую жизнь и помогает пристраститься к этому образу жизни.

Что заставляет музыку «работать»

Музыка повышает мозговую активность и за счет этого как бы связывает мозг с сердцем. Не только когда мы слушаем ее в одиночестве. При групповом прослушивании возникает, например, чувство общности и родства. Ушные раковины принимают звуковой сигнал и преобразуют его в импульс, который по нервным окончаниям попадает в гипоталамус. А тот преобразует импульс в эмоциональные переживания и информирует о них кору головного мозга. После этого кора головного мозга объединяет информацию в определенные ассоциации. Таким образом музыка может помочь справиться с негативными эмоциями, даже если они прячутся в подсознании. И если использовать это знание правильно, то можно влиять на свою жизнь еще одним способом.

Пример: заниматься спортом под ритмичную музыку проще, потому что мозг начинает активно вырабатывать гормоны радости и привязанности (дофамин и окситоцин). В какой-то момент прослушивание музыки станет стимулом к занятиям (мозгу захочется снова порадоваться), затем все это превратится в привычку — и вот приседать уже стало куда веселее.

Почему так? Дело в нейропластичности нашего мозга — это способность восстанавливаться, формируя новые нейронные связи (в том числе после травм эмоциональных или физических). Ученые доказали, что музыка может обеспечить стимул для создания новых путей и помочь мозгу перестроить себя.

В новаторском исследовании, проведенном Университетом Ньюкасла в Австралии, музыку использовали для оказания помощи пациентам с тяжелыми черепно-мозговыми травмами. Если у человека была амнезия, музыка влияла на способность его мозга восстанавливать связь с воспоминаниями, доступ к которым оказался заблокирован. Чем-то похоже на работу с картой: если дорога перекрыта, то навигатор предложит тебе альтернативный маршрут, чтобы добраться до нужного места, — музыка способна стать этим навигатором. Самое интересное: она может находить не только альтернативные пути к воспоминаниям и эмоциям.

Правильно подобранная музыка может помочь преодолеть трудности, излечиться от травмы или сподвигнуть на достижение целей.

Этот феномен объясняет один из ведущих исследователей эмоциональной сферы личности Изард Кэррол: «Эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия. Эмоция мобилизует энергию, и эта энергия ощущается как внутренний призыв к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в нужное русло».

Как разная музыка влияет на нас

Немецкий философ Теодор Адорно в книге «Социология музыки» делит ее на серьезную и легкую. Он пишет: «Отношение серьезной музыки к ее историческим формам диалектично. А легкая музыка пользуется своей формой как пустой банкой, в которую запихивают содержимое, — нет взаимосвязи между содержимым и формой».

Здесь имеется в виду, что серьезная музыка вызывает у нас противоречивые чувства, дает возможность поразмыслить о чем-то глубоком, легкая же — лишь заполняет пустоту. Под серьезной Адорно подразумевает музыку классическую и джаз. Ту, к которой просто так не подобраться. При прослушивании таких мелодий приходится размышлять о том, «что хотел сказать автор», ориентироваться на собственные чувственность и фантазию — а это, безусловно, развивает.

Недавно в интервью на YouTube-канале «ещенепознер» известный переводчик и большой любитель музыки Виктор Голышев выразил мысль, которая меня зацепила. Он сказал, что если слушаешь серьезную музыку, но она не отзывается у тебя внутри, значит, она для тебя слишком умная, ты к ней еще просто не готов. Я с этим полностью согласна. Без подготовки некоторые произведения сложно понять и прочувствовать. Но попытаться стоит.

Группа ученых из Медицинской школы Стэнфордского университета использовала образы мозга людей, слушающих короткие симфонии неизвестного композитора XVIII века, чтобы понять, насколько музыка помогает с концентрацией. Оказалось, что пик мозговой активности приходится на короткий период тишины между музыкальными движениями. Когда, казалось бы, ничего не происходит.

Это привело исследователей к теории, что прослушивание классической музыки может помочь мозгу задерживать внимание на какой-то серьезной мысли. Затем выяснилось, что самый-самый пик концентрации приходится на время, предвосхищающее паузу между музыкальными движениями: в этот момент пространство между нотами будто охватывает наше внимание и позволяет занятому уму работать наиболее плодотворно.

Именно в этих безмолвиях, когда наш фокус полон и тотален, мы достигаем духовного равновесия, поскольку наши мозг и сердце движутся согласованно.

Другое дело — музыка массовая. Теодор Адорно считал, что легкая музыка отчуждает человека от самого себя, развивает пассивность слуха, мышления и поведения: «Легкая музыка едва ли вообще терпит спонтанное и сосредоточенное слушание — ведь в качестве своей нормы она провозглашает потребность в разрядке после напряженного процесса труда».

То есть легкая музыка — очередной инструмент для зомбирования, который через телевидение и интернет уничтожает способность человека к рефлексии (осмысление происходящего вокруг).

Особенно ярко это проявляется в ситуации создания и распространения хита, который представляет собой сочетание банального содержания и запоминающейся формы. Адорно воспринимал хит как непрерывно транслируемый рекламный лозунг, который через функцию повторения внедряется в сознание людей, создавая иллюзию близости и коллективности, но на самом деле нас разрушает.

И действительно, определенные типы музыки могут быть деструктивными для сознания — делать нас более раздражительными и отвлекать от дел. В отличие от высокой музыки, вовлекающей во внимательное молчание, легкая — негативно привлекает наше внимание, так как мы невольно становимся частью истории или сцены песни. Тексты из-за своей метафоричности моментально захватывают наше аналитическое мышление, а лирически тяжелая музыка и вовсе перетягивает на себя все «душевное внимание».

В своей книге Адорно также высказал мнение о том, что в современных реалиях человеку трудно прочувствовать время. И легкая музыка якобы убивает его, вводит нас в состояние прокрастинации (иными словами, в тупку). Она становится его противоположностью. Высокая же музыка добавляет времени содержания, обеспечивает пребывание слушателя здесь и сейчас.

В общем, мораль, я думаю, ты уже уловила. Если есть желание развиваться, то нужно всеми силами подступаться к классической музыке. Конечно, это не означает, что музыка Баха излечит тебя от болезни и превратит ребенка в вундеркинда (есть и такой миф). Но она определенно может помочь, особенно в сочетании с другими факторами.

А как же другие жанры?

Прошлым летом команда издания Ypulse, пишущего про современное поколение, провела опрос среди 1 тыс. читателей на тему музыкальных предпочтений. Обнаружилось, что 76% молодых людей не смогут прожить без музыки и недели. А 79% респондентов признались, что не слушают музыку какого-то одного жанра. Это интересно, ведь если еще 10 лет назад обсуждали, как тот или иной жанр влияет на психику человека, то теперь это неактуально.

Потому что современное поколение — поколение без жанра.

Объяснение этому в интервью для The Guardian дал Сэм Поттс, глава департамента в Columbia Records. Он считает, что главная причина — в популярности YouTube: «Миллениалы — первое поколение, у которых вся мировая музыка находится под рукой. Нужно лишь нажать кнопку, — говорит он. — Это влияет не только на создателей, но и на поклонников, формирует у них совсем другой вкус. Онлайн-культура глобальна, поэтому жанры, которые были различны и содержались в разных географических точках, теперь перекрестно распространяются по всему миру. Конечно, есть очаги сопротивления выравниванию музыкального саундскейпа: всегда найдутся художники, которые будут бить себя в грудь, доказывая, что именно они — альтернатива надоевшей поп-музыке. Худшее, что может быть в людях, — это музыкальный консерватизм».

Поттс предполагает, что теперь уже нет смысла делить музыку на высокую и низкую, тем более на жанры. Время поменялось, изменились правила игры — теперь важнее подача. Потоковые сервисы типа Tidal, например, предлагают не только жанровые плей-листы или по исполнителям, но и настроенческие — многожанровые тематические подборки треков. И подписок у таких больше всего. Контекст заменил жанр. Плей-листы в каком-то смысле упростили нам задачу. Теперь, чтобы выбрать саундтрек для своей жизни, необязательно искать среди множества треков самый подходящий. Достаточно определиться, чего ты хочешь, а потом просто включить подборку, которая с большей вероятностью поспособствует цели.

И еще кое-что. Нет ни одного исследования, которое бы подтверждало причинно-следственную связь между музыкальной лирикой и антисоциальным поведением. Это еще один камень в огород теоретиков, уверяющих, будто определенные жанры как-то влияют на человека.

Мы можем напевать легкий поп, читать жесткий и политизированный рэп, наслаждаться роком, но все это не делает нас хуже или лучше. Просто каждый выбирает свое.

Музыкальные предпочтения не предшествуют антисоциальному поведению. Но могут быть следствием таких наклонностей. Если человек изначально против алкоголя, то вряд ли будет заслушиваться треками с мотивацией к его употреблению. Любимыми треками чаще всего становятся те, которые максимально отражают твои внутренние идеи или хотя бы настроение в этот период времени.

Выводы

Чтобы изменить свою жизнь, зарядиться мотивацией и достичь успеха, надо просто осознать факт того, что ты находишься в незавидном положении. Многие плывут по течению, живут по инерции, по совету ближних, по установке общественности — живут без прозрения. И если ты поняла, что «перемен требуют наши сердца», то это уже хорошо. Это первый шаг на пути к новой жизни. А дальше используй любые веточки и подарки судьбы, чтобы перейти на следующий уровень: слушай музыку, читай книжки, прыгай с клетки на клетку. Если жизнь — игра, то выиграем мы только в том случае, если проживем ее счастливо.

Источник

САУНДТРЕК. ИСТОРИЯ И ПОНЯТИЕ.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Наверное, каждый человек на нашей большой планете далеко не равнодушен к кино и фильмам. Этот вид искусства, стремительно ворвавшийся в нашу жизнь в прошлом веке, покорил сердца практически всех людей. Да, сегодня к киноиндустрии мы относимся как к должному. Она развивается, улучшаются технологии. Так и должно быть.

Но какая связь между музыкой и кино.

Вот именно эту связь мы и назовём саундтрек.

Что такое саундтрек?

Саундтрек (англ. soundtrack — звук и дорожка, звуковая дорожка) — это аудио, звуковое, или проще, музыкальное оформление какого-либо видеоматериала, например, фильма, мультфильма или, может быть, компьютерной игры. Иногда используется английская аббревиатура OST — Original Sound Track, что означает оригинальная звуковая дорожка. Очень часто OST издаётся и продаётся отдельно от того материала, к которому он был написан. Термин «саундтрек» появляется в 50-х годах прошлого века и является результатом работы голливудских маркетологов, которые искали пути для реализации песен и музыки, специально написанной к фильмам, на аудионосителях (пластинки, бабины, кассеты).

Виды саундтрека.

Саундтреки можно условно разделить на два основных вида:

В первом случае музыка пишется специально к фильмам. Как уже говорилось, это не обязательно только песни, также и фоновая музыка. В этом случае создаётся OST, оригинальная звуковая дорожка. Вспомните легендарные «Звёздные Войны», «Гладиатор», сериалы «Санта Барбара», «Спрут», мультфильмы «Том и Джерри» и практически все мульт-шедевры студии Уолта Диснея. Из отечественного кино это «17 мгновений весны», «Ирония судьбы» и другие. На сегодняшний день существует множество композиторов, работающих именно для создания композиций к фильмам. Сейчас многие современные музыкальные группы пишут саундтреки к фильмам и сериалам. Например, «Уматурман» к сериалу «Папины дочки», «Звери» к «Молодожёнам» и так далее.

Второй вид саундтреков.

Ярчайший голливудский пример! Квентин Джером Тарантино — американский кинорежиссёр, сценарист, актёр, кинопродюсер и кинооператор. Тарантино прекрасно осведомлен о роли музыки в кино и использует её влияние на зрителя на полную катушку. «Если мелодия в фильме задействована действительно хорошо, так, как я задумал, так что кино овладевает этой музыкой, она никогда не сможет быть использована больше» — говорит Тарантино. Он берет мелодию и делает её своей. «Во-первых, я люблю использовать музыку в кино. Я считаю, что правильное сочетание правильных сцен и правильный визуальный ряд с правильным музыкальным фрагментом позволяют с легкостью и простотой добиться того, чего вы хотите. Мне всегда нравилось брать классную песню и вставлять её в сцену — в этом есть кинематографическая сила, настроение и напряжение. Это просто невероятно: с этих пор, как только вы слышите песню, вы думаете об этом фильме…»

И это действительно так! Многие, казалось бы, не известные исполнители обрели в фильмах Тарантино новую жизнь и славу. И сейчас уже не возможно не представить «You never can tell» Чака Берри без «Криминального чтива». Кстати, зачастую, люди, просто не подозревая о существовании настоящего автора, приписывают авторство саундтреков в фильмах Тарантино ему самому.

Другие фильмы.

Вспомните «Брат» и второго «Брата». Это отечественный культовый художественный фильм Алексея Балабанова с участием Сергея Бодрова. Фильм сразу же занял первое место в рейтингах фильмов и саундтреков. В первой части «Брата» в качестве саундтрека преобладает музыка группы «Наутилус Помпилиус».

Вторая же часть более разноплановая. Она сопровождается композициями популярных молодёжных рок-групп и исполнителей России и ближнего зарубежья. Сюда вошли песни: «Сплин», «Би-2», Земфира, Чичерина, «Смысловые галлюцинации», «Океан Ельзи», «АукцЫон», а также группы «Пилот» и «Агата Кристи».

Теперь немного из истории.

Первый саундтрек был официально выпущен к мьюзиклу «Пока плывут облака» (1946 г.). Оригинальный альбом был выпущен как четыре 10-дюймовые (78 об/мин) пластинки. Виниловый носитель, конечно же, используют до появления магнитных лент. С годами термин «саундтрек» стал повсеместно употребляться к каждой записи из фильма, неважно, являлась ли эта запись взятой из фильма, или перезаписанной в студии.

Источник

Что значит саундтрек жизни

Тест: узнайте саундтрек вашей жизни

Если бы наша жизнь была фильмом, в ней обязательно играла бы музыка. В разгар веселья — зажигательная. В моменты грусти и одиночества — лирическая. Но какая известная композиция стала бы заглавной в этом кино? Необычный тест от AdMe.ru поможет ее услышать!

Представьте, что у ваших друзей проблемы. Что вы будете делать?

Это их проблемы, а не мои! Я не должен решать проблемы своих друзей.

Я попробую дать им совет. Но если в проблеме виноваты они сами, я скажу им об этом.

Я постараюсь изо всех сил, чтобы помочь им.

Я сделаю все, чтобы заставить их улыбаться и чувствовать себя лучше. Я даже готов оплатить им развлечения в парке аттракционов.

«Невероятная жизнь Уолтера Митти»

«Лето. Одноклассники. Любовь»

Что вам обычно снится?

Полеты, волшебные сны, всевозможные приключения.

Я никогда не запоминаю свои сны.

Будущее, в котором у меня есть все, о чем я мечтаю.

«Не родись красивой»

«Американская история ужасов»

«Как я встретил вашу маму»

Каким вы видите свое идеальное свидание?

Засыпание в одной постели

Отдых в парке развлечений или экстрим

Просмотр фильмов и обнимашки до утра

Все что угодно, главное, с человеком, которого я люблю

Интересная беседа под звездным небом

Романтический ужин и прогулка по городу

Выберите киношного персонажа, который вам ближе всего:

Китнисс Эвердин, «Голодные игры»

Эльза, «Холодное сердце»

Белла Свон, «Сумерки»

Огастус Уотерс, «Виноваты звезды»

Хейзел Грейс, «Виноваты звезды»

Выберите слово, которое лучше всего вас характеризует:

Что вам больше всего нравится покупать?

Разные безделушки (ручки, брелоки и т. д.)

Ваша песня — Avril Lavigne «Here’s to Never Growing Up»

Ваша песня — Avril Lavigne «Here’s to Never Growing Up»

Вы свободны и ни к кому не привязаны. Вы не переживаете о том, что думают другие, и просто делаете все, что вам нравится. Правила созданы для того, чтобы их нарушать! Забудьте обо всем, включите свой саундтрек и просто хорошенько оторвитесь!

Ваша песня — Jason Mraz «I’m Yours»

Ваша песня — Jason Mraz «I’m Yours»

Вам нравится все простое и красивое. Вы знаете, что самые прекрасные вещи в жизни находятся вокруг нас, стоит только посмотреть на звездное небо или вдохнуть свежий воздух на природе. Самое важное в жизни — это любовь и счастье, а остальное придет потом. Продолжайте наслаждаться жизнью, наблюдая за облаками и слушая свой главный саундтрек!

Название этой песни говорит само за себя: сердцу не прикажешь! Ваши чувства часто берут верх над логикой. И хотя порой это приносит вам боль и разочарование, вы часто способны испытывать настоящее счастье! Вы чуткий и преданный человек. Не расстраивайтесь по пустякам, идите вперед, и вскоре ваша главная мечта наконец исполнится!

Ваша песня — Train «Calling All Angels»

Ваша песня — Train «Calling All Angels»

Вы человек с высокими моральными ценностями, одаренный обостренным чувством справедливости. Возможно, вы потеряли веру в людей и чувствуете себя одиноким в этом жестоком и лицемерном мире. Но начните с себя: не ждите того, кто будет вас любить. Любите сами, слушайте ваш саундтрек и делайте этот мир лучше!

Ваша песня — OneRepublic «I Lived»

Ваша песня — OneRepublic «I Lived»

Для вас жизнь — это баланс между хорошим и плохим. Вы ищете гармонию во всем и знаете, что самая главная способность человека — это умение чувствовать. Вы планируете прожить свою жизнь без рисков, но и без сожалений. Следуйте этой песне и пользуйтесь каждой секундой, подаренной жизнью. Тогда вы наверняка успеете все!

Ваша песня — Meghan Trainor «All About That Bass»

Ваша песня — Meghan Trainor «All About That Bass»

Вы — само совершенство и считаете таким же каждого человека на этой планете. Зачем глянцевые журналы диктуют нам каноны красоты? Ведь каждый человек прекрасен по-своему! Вы не судите о книге по обложке, потому что уверены: внутри каждого живет настоящая красота, которая ждет, когда же ее откроют!

Ваша песня — Bruno Mars «Talking To The Moon»

Ваша песня — Bruno Mars «Talking To The Moon»

Вы делаете все, чтобы избежать боли — как физической, так и моральной. И вовсе не потому, что вы трусливы. Просто вы — очень чувствительный и ранимый человек. Иногда вам нравится себя жалеть, но в самые счастливые моменты жизни вы готовы кричать об этом на весь мир! Когда вам грустно, просто прогоняйте это чувство и живите на полную катушку!

Ваша песня — AC/DC «Highway to Hell​​​​​​​»

Источник

Что значит саундтрек жизни

В начале была нота: почему саундтрек важен и как он преображает фильм

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Музыка считается неотъемлемой составляющей любого хорошего фильма: саундтреки переслушивают, покупают на физических носителях, сцены с ними пересматривают. Но почему это происходит? Для совместного проекта Esquire x Spotify «Слушать кино» журналист Артем Макарский объясняет, почему и как музыка влияет на восприятие картинки и как менялись тренды в киномузыке с начала XX века по настоящее время.

Bettmann / Getty Images

Сейчас саундтрек стал неотъемлемой частью практически любого фильма — и его временами можно просто не замечать. Но так было далеко не всегда: немое кино, начиная с «Выхода рабочих с фабрики» (1895) и «Прибытия поезда» (1896) братьев Люмьер, было лишено звука вовсе — однако новизна изображения делала для первых посетителей кинопросмотров звук практически осязаемым. Французский философ и искусствовед Гастон Башляр в своей поэтике пространства задавался вопросом «Как можно видеть неслышимое?» и находил на него умозрительный ответ. Обладая лишь философским мыслительным аппаратом, он писал: «Существуют сложные формы, которые даже в состоянии покоя могут издавать звуки».

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

В 2018 году ученые Лондонского университета нашли научное подтверждение его словам, изучив психологический механизм эффекта, который они назвали «визуальное ухо». По их словам, многие из нас расположены к специфической чувствительности к происходящему на экране — и поэтому даже беззвучные видео в этом случае «издают» звук. Для некоторых зрителей поезд в «Прибытии поезда» был более чем реален — а ритмичный звук пленки в проекторе наводил ассоциации на стук колес. Казалось бы — по-настоящему, без психологических уловок, музыка пришла в кино в конце двадцатых. Однако и тут не все так просто.

В книге «Теория кино» Томас Эльзессер и Мальте Хагенер говорят о том, что фильмы всегда были наполнены звуком, просто раньше он отличался от того, к которому мы привыкли сейчас. Помимо японской традиции комментаторов фильма и шумовой озвучки было у фильмов и подобие саундтрека: во время фильмов играли на кинооргане, на простом пианино, фильмы озвучивались оркестром. Каждый показ был уникальным. Например, один из самых масштабных немых фильмов в истории, «Наполеон» Абеля Ганса, всегда показывался с разной длиной — от девяти до двух часов — обязательно на трех экранах и всегда с сопровождением оркестра, который в зависимости от страны мог играть совершенно разную музыку.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Но вот в кино приходит звук, который вывел прежде двумерное изображение в трехмерное пространство. Благодаря звуку мы видим все куда ярче и нам гораздо легче воспринимать и запоминать происходящее на экране. Почему так происходит? Исследователи лондонского университета Голдсмитс выяснили, что прослушивание музыки влияет на наше восприятие выражений лица, действует как своеобразный эффект Кулешова. Этот эффект, известный каждому монтажеру, заключается в следующем: одно и то же лицо может приобретать разные выражения в зависимости от кадра, который показывается перед ним. Таким же образом одна и та же песня может работать по-разному в отличающихся друг от друга обстоятельствах.

Для примера возьмем всем известную Somewhere over the Rainbow из «Волшебника страны Оз» — Дороти в исполнении Джуди Гарланд поет эту песню в Канзасе, мечтая о том, что ее жизнь может измениться. Эта же песня в классическом ромкоме «Вам письмо» делает финал еще более трогательным, а в «Знакомьтесь, Джо Блэк» она, наоборот, призвана утешить зрителя, расстроившегося из-за финала. При этом в недавней экранизации «Звезда родилась» Леди Гага, поющая эту песню, одновременно отсылает и к Джуди Гарланд, игравшей во второй версии классической истории, и к тому, что ее героиня хочет, чтобы в жизни наконец произошли перемены.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Первые саундтреки изначально задавали фильмам тон, нужное настроение, но в коллективной памяти в первую очередь остались темы из музыкальных фильмов. Это произошло не просто так: в 1937 году компания Disney догадалась выпустить пластинку с саундтреком к новому мультфильму «Белоснежка и семь гномов» (в том числе поэтому мы до сих пор помним песни оттуда). Удачное решение с выпуском саундтрека компания закрепила одним из самых запоминающихся мультфильмов в истории, «Фантазией», в котором анимированные персонажи разыгрывали сценки под Мусоргского, Баха и других великих композиторов. Культовой стала сцена с Микки-Маусом, где тот под музыку Поля Дюка превратился в подмастерье грозного волшебника. Аниматоры идеально работали с ритмом музыки, из-за чего композиция стала неразрывной с изображением.

Кинокомпозиторы и сами стали стремиться к заслуженному признанию. «Оскар» за лучшую музыку к фильму уже к концу тридцатых стали давать за конкретную работу композитора, а не руководителю специального цеха, а к пятидесятым кино и вовсе подарило нам много великих мастеров. Это и Эннио Морриконе, чья музыка, несомненно, украсила спагетти-вестерны Серджо Леоне, наполнив изображение Дикого Запада необходимой атмосферой приключений и опасности. И Фумио Хаясака, плодотворно работавший с Куросавой — и обессмертивший себя одной только темой к «Семи самураям». И Бернард Херманн, идеально озвучивший хичкоковский «Психо». Возьмем, к примеру, знаменитую сцену в душе. Музыка в ней появляется только в тот момент, когда убийца открывает занавеску: тревожные отрывистые аккорды призваны сбить с толку зрителя, дезориентировать его. Когда убийца уходит, музыка успокаивается — и уже озвучивает последние секунды главной героини. Как только ее сердце останавливается, затихает и оркестр.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

В шестидесятых режиссеры все чаще стараются использовать уже записанную ранее музыку — и под конец десятилетия наибольших успехов в этом добиваются Стенли Кубрик и Майк Николс. Оба режиссера мастерски работают с ритмом — в самом начале «2001: Космическая одиссея» под «Так говорил Заратустра» Рихарда Штрауса мы видим, как Солнце неторопливо восходит над Землей. Кубрик медлит, — и благодаря неспешному темпу и величественной музыке мы воспринимаем восход Солнца как нечто особенное; чего-то особенного в итоге ждем и от фильма. У Николса, наоборот, идеально работает концовка «Выпускника»: режиссер никак не дает начаться музыке дуэта Simon & Garfunkel, но после того, как герои оказываются вместе, включает вовсе не бодрую композицию, а душераздирающую Sound of Silence, сбивая спесь как с главных героев, так и со зрителей.

Штраус для нас неразрывно связан с «Космической одиссеей», ровно как и Саймон и Гарфанкель — с «Выпускником». Композитор и теоретик звука Мишель Шион считает, что такие моменты стоит называть «синхрезом», термином, в котором сочетаются «синхронизм» и «синтез»: это сцена, в которой конкретные звуковое и визуальное события воспринимаются как один феномен. Без синхреза, говорит Шион, у звука не было бы таких выразительных возможностей. По мнению Шиона, во время просмотра кино мы занимаемся аудиовидением — он считает, что звук привносит ряд эффектов, ощущений и значений, которые улучшают наше понимание происходящего.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Еще один классический пример синхреза — вступление к «Звездным войнам». Музыка Джона Уильямса, сопровождающая текстовое вступление к каждому фильму, неразрывно связана если не с самим моментом, то как минимум с серией фильмов. Музыка сразу настраивает зрителя на нужный лад: передает атмосферу авантюризма и отваги. Впрочем, первые зрители «Звездных войн» были в восторге от музыки не только поэтому. Это был один из первых фильмов, который показывали с новой системой кинотеатров Dolby Cinema. С введением в семидесятых этой системы звук распространялся в кинотеатрах так, что где бы зрители ни сидели, всегда чувствовали себя в центре и зала, и событий.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Атмосфера — важное описание того, что пытается передать музыка к фильму, начиная с семидесятых. Изначально саундтрек задавал настроение, потом композиторы пробовали передать эмоции главных героев, затем настало время атмосферы. Широко известна история создания саундтрека к фильму «Хеллоуин»: режиссеру Джону Карпентеру пришлось самому написать саундтрек, потому что продюсеры признали фильм, лишенный музыки, совсем не страшным, а денег на композитора попросту не оставалось. Для Карпентера это была не первая работа по созданию музыки для кино — но именно «Хеллоуин» прославил его как кинокомпозитора. Для устрашения композитор использовал неясный, но нагнетающий обстановку ритм с тревожной мелодией — и это сработало: уже начиная с заглавной мелодии на вступительных титрах, Карпентер пугает зрителя.

Однако главной тенденцией с восьмидесятых по нулевые в саундтреках все же стала вовсе не электроника, а сборники песен. У каждой эпохи был свой подход. В восьмидесятые тон задавали комедии Джона Хьюза, наполненные в том числе малоизвестными исполнителями. Многие знают сцену веселых танцев из «Клуба «Завтрак», но вот певицу Карлу ДеВито, которая играет в этот момент, — куда меньше человек. Эта сцена — эмоциональная кульминация фильма, к тому же то, что один из героев случайно находит трек на радио, делает происходящее более реальным: кто из нас не оказывался в ситуации, когда от ненароком услышанной песни хотелось бы танцевать? Саундтреки к фильмам Хьюза стали примером для подражания для любого фильма и сериала про подростков — в том числе и современного, например «Очень странных дел».

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

В девяностые правили бал Квентин Тарантино и Дэнни Бойл: саундтреки к «Криминальному чтиву» и «Трейнспоттингу» стали культовыми. Тарантино искал подходящие ему песни в магазинах с пластинками — и находил среди них настоящие жемчужины, которые в итоге идеально подходили его задумке. Как, например, произошло с кавером группы Urge Overkill на Нила Даймонда — в сцене, где эта песня играет от начала до конца, композиция поначалу добавляет происходящему какого-то шика, однако позже выясняется, что это было скорее предчувствие скорой беды. Настроение музыки подсказывает нам, что произойдет потом. Совсем иначе работает музыка у Бойла — во вступлении к «На игле» мы слышим инструментальную (поначалу) версию Lust For Life Игги Попа. Ее практически маршевый ритм задает фильму нужный темп, а тематика песни, частично посвященной героиновому дилеру, подсказывает, о чем будет сам фильм.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Если в нулевые тенденция продолжилась как в анимации вроде «Шрека», так и в авторском кино, например «Трудностях перевода» Софии Копполы, то в начале десятых подошла к логическому завершению в качестве саундтреков к фильмам серий «Сумерки» и «Голодные игры». Первые «Сумерки» были наполнены музыкой, которая нравилась подросткам, — от Muse и Paramore до Radiohead и Linkin Park. Фанатам запомнилась сцена, где вампиры играют в бейсбол под Muse — эстетика группы отлично сочеталась с сагой о современных вампирах, а напряженность композиции добавляла остроты эпизоду. Продюсеры, увидев успех саундтрека, ко второй части попросили музыкантов записать совершенно новые композиции — эта схема оказалась настолько популярной, что в итоге ее переняли и «Голодные игры».

Но тут возникает вопрос: почему нам так нравится смотреть, как известные ранее или совсем не известные нам песни работают в кино? Почему именно музыка в кино кажется одной из самых захватывающих вещей — и почему критики с радостью составляют списки лучших музыкальных моментов в кино? В этом тексте уже не раз говорилось о том, как звук со времен появления в кино стал одной из главных составляющих фильма — однако не стоит забывать, что это в первую очередь музыка. Поэтому для ответа на вопрос стоит обратиться к изучению музыки, а не саундтрека — в плане получения удовольствия они работают совершенно одинаково. Согласно работе канадских ученых из университета МакГилл, во время прослушивания музыки мы можем получать дофамин — нейромедиатор, ответственный за мотивацию. А значит, во время запоминающейся и захватывающей сцены в кино можем испытать радость. Вспоминая теорию Шиона, можно также учесть, что во время просмотра кино наши чувства и эмпатия обостряются — поэтому получить дофамин гораздо проще именно во время просмотра фильма.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Об обострении чувств пишут и современные исследователи саундтреков, но уже в несколько ином ключе. Серджи Касанеллес говорит о том, что вслед за термином «гиперреальность» стоит ввести следующий: «гипероркестровка». Современные саундтреки создаются с учетом новых технологий, а с 2000 года нас окружает цифровой звук — и композиторы настоящего работают так, что могут сделать любой инструмент более настоящим или играющим так, как не сыграл бы ни один музыкант. И все с помощью изменения тона, разных фильтров — и других вещей, которыми пользуются не только кинокомпозиторы, а вообще любой музыкант.

В качестве хорошего примера гипероркестровки Касанеллес называет «Начало» Кристофера Нолана. В открывающей композиции Half Remembered Dream Ханс Циммер работает в привычном для себя ключе, нагнетая атмосферу при помощи пафосных и грозных аккордов, и слегка тревожит зрителя при помощи еле слышного пианино. Аккорды, которые играет оркестр, невозможно было бы воспроизвести в реальности — они оглушают, заставляют поверить в то, что является заведомо нереальным, зачаровывает.

Десятые в саундтреках начались с еще одной вехи в истории жанра: Трент Резнор и Аттикус Росс получили «Оскар» за музыку к «Социальной сети» Дэвида Финчера. Фильму, основанному на жизни Марка Цукерберга, не подошел бы классический оркестровый саундтрек, поэтому здесь практически все сыграно на синтезаторах. Это не был первый электронный саундтрек, получивший «Оскар» — его уже получали Джорджо Мородер и А.Р. Рахман, — но первый, настолько непохожий на классические саундтреки, которым давали «Оскар» ранее. Вместе с победой Хильдур Гуднадоттир в 2020 году за саундтрек к «Джокеру» можно окончательно сказать, что академики приняли новую волну напряженных, минималистичных саундтреков, которую кроме Резнора поддерживали Йоханн Йоханссон и Бен Фрост.

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Что значит саундтрек жизни. Смотреть фото Что значит саундтрек жизни. Смотреть картинку Что значит саундтрек жизни. Картинка про Что значит саундтрек жизни. Фото Что значит саундтрек жизни

Куда движется саундтрек дальше и каким он будет через десять лет — пока не ясно, однако видно, что гипероркестровка уже уступает место электронной простоте. При этом понятно, что в современном мире саундтрек вмещает в себя огромное количество сущностей. Он может быть и помпезным исполнением с оркестром, как с многими фильмами немого кино, и сборником подходящих академических или поп-композиций, и незаметной электроникой, и пафосной оркестровой записью, сделанной на компьютере. Он может выражать настроение фильма, чувства героев, атмосферу происходящего или работать на контрасте — сейчас саундтрек может быть абсолютно любым, и это прекрасно. Но правила остаются прежними — он все так же будет приковывать наше внимание и давать нам немного дофамина. К счастью, в современном кино таких сцен и треков очень и очень много.

Текст: Артем Макарский
Верстка: Анна Сбитнева

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *