Что значит родовой казак
О казаках «родовых» и Природных. Существовали ли «родовые» казаки
Рисунок взят из открытых источников.
Так уж довелось мне в жизни народиться на Свет Божий казаком. И детство свое, хоть и не все, но его значительную часть провести на хуторах Верхнего Дона. А потому, хоть и нет уже давно Области Войска Донского, да и казачества того, дореволюционного, давно уже нет, но кое-что из обычаев, образа и уклада жизни природных казаков мне захватить довелось.
Собираясь приступить к написанию данной статьи, не поленился полистать казачьи сайты и форумы. Тема для меня отнюдь не чужая, да к тому же больная, хотя бы потому, что часть участников современного казачьего движения громко величают себя «родовыми» казаками.
Вот только не существовало в истории российского казачества таких казаков! Природные были, а «родовых» нет!
К сожалению, не понимают браты, что по сословному устройству Российской Империи XIX века только дворянину достаточно было родиться в дворянской семье, чтобы быть «родовым» дворянином.
Из статьи 14 Раздела I тома 9 Свода Законов Российской Империи 1857 года издания следует: «Дворянское название есть следствие, вытекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем обращая свою службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное. Благородными разумеются все те, кои от предков благородных рождены…» А потому сам факт дворянского происхождения давал отпрыску сословия освобождение от воинской повинности, налогов и телесных наказаний, право поступления на государственную службу и в привилегированные учебные заведения и это еще не все. При этом каких-либо особых обязанностей законодательство тех лет для дворянства не предусматривало.
Согласно тому же Закону казачество вообще не было отнесено к внутрисословным группам, в отличии от дворянства, духовенства, городского и сельского населения. Инородцы и крепостные отнесены были, а казаки нет! Да, казачество было наделено правом владеть землей и освобождено от выплаты податей.
А вот в обязанности, в отличие от дворянства и всех остальных сословий, входило несение воинской службы как строевой, так и в запасе! Причем исключительно в собственном снаряжении.
Но если отбросить Закон государства как таковой, поскольку казачество Руси служило еще задолго до появления «Русской Правды», и вспомнить заповеди наши! Ведь Предки нам завещали, что казаком мало родиться, казаком мало стать, главное – казаком быть.
Не потому ли мы, осознано или нет, подменяя понятия, идем сегодня наперекор устоям жизни Предков наших, чтобы освободить себя от самой главной и тяжелой обязанности – БЫТЬ казаком? Видимо так! Ведь сохраняя природную сущность казачества, в хутора и станицы иногородцев не наберешь и форму на них не наденешь. Куда проще: прапрабабка казачькой была или прапрапрапрадед со Стенькой Разиным гуливанить ходил – и ты уже казак «родовой». И не важно, что традиций, обычаев и устоев не знаешь да и знать не хочешь…
2) до 1917 г. представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ;
3) представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года;
4) рядовой казачьих войск;
5) член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения);
6) вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре и литературе);
7) в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – « к озак ».
Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых или приписных казаков.
Казачка – 1) взрослая (с 18 лет) представительница казачьего этноса женского пола; до 18 лет – девица, до 7 лет – «мал а»;
2) девица, выросшая или воспитанная в казачьей семье, после 18 лет;
3) жена казака вне зависимости от племенного и этнического происхождения. В малороссийском (украинском) языке (диалекте) – «жинка» ;
Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – « мал ец ». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге
Казаки (казачий этнос, казачий народ) – исторически сформировавшаяся общность различных племен, объединенных: а) общей территорией проживания («почвой»);
б) общей культурой – религией, языком (фольклором), музыкой.
Племена, формировавшие в Приазовье, в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе казачий народ (этнос) на протяжении его истории:
I. В период существования Скифского государства ( до 4-5 веков вв.):
1) сарматские (кавказские) племена индоевропейской группы племен; 2) ост-готские племена германской группы племен; 3) греческие племена понтийской ( динарской ) группы племен.
II. В период существования Хазарского Каганата в 6-10 вв. (дополнительно): 1) татарские племена (половцы, печенеги, огузы и др.) туранской группы племен; 2) еврейские племена семитской группы племен.
IV. В период существования Золотой Орды в 13-15 вв. : представители славянской группы племен на основе «тамги» («дани по людям»).
VI. В период Российской империи в 18-20 вв. : 1) представители монголоидных племен (калмыки, буряты, якуты и др. народности Сибири и Дальнего востока); 2) представители западно-европейских стран ( европеидные племена).
VII. В период существования СССР в 20 в. размывание ранее сложившегося казачьего этноса: 1) в сельской местности за счет поволжских (мордва, черемисы, мари), северо- кавкакзских (дагестанские, ингушские, адыгейские) и закавказских (армяне, курды) народностей; 2) в городах и городских поселениях за счет евреев и татар.
VIII. В Российской Федерации в настоящее время продолжение племенного размывания казачьего этноса за счет ассимиляции его в русскоговорящей среде, подавление его славянским влиянием – великоросским (русским) и малоросским (украинским).
Казачья миграция ( с Дона, с Днепра, с Северного Причерноморья):
1. На Волгу, на Урал, в Сибирь и на Дальний Восток с 16-го века (совместно с новгородцами, устюжанами, поморами);
2. На Северный Кавказ с 16-го века, на Кубань в конце 18-го века ;
4. Рассеяние по всему миру после гражданской войны 1917-1922 гг. (казаки – участники антибольшевистского сопротивления);
5. Рассеяние по всему миру после Второй мировой войны 1930-1945 гг. (казаки – участники антисоветского движения);
6. Оседание в странах (помимо России) – бывших республиках СССР после его распада (на Украине, в Казахстане, Киргизии, Молдавии).
а) территориальный признак проживания казачьего этноса;
Казаки российские – казаки, имеющие гражданство Российской федерации. Соответственно – казаки украинские, казаки казахстанские, казаки приднестровские, казаки австралийские, казаки советские и т.п.
Казаки русские (в древности – « русьские ») – казаки, признающие над собой духовную власть Патриарха (Митрополита) Всея Руси.
Казаки ордынские – казаки, служившие в 13-16 вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (14 век) могли быть православными, то есть «русскими».
Казаки реестровые: а) в 14-17 вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (17-18 вв.) на службе московскому царю (слободские казаки);
б) в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию.
Казачий (казачья)– прилагательное к «казаку», «казачке» или «казакам» относящееся; в малороссийском (украинском) языке (диалекте) – « коз ацкий ».
Казачество – а ) До революции 1917 года означало принадлежность к казачьему сословию;
б) В настоящее время обозначает различные формы казачьих объединений – этнические, культурно-исторические, реестровые.
в) в начале 90-х годов ХХ века предпринималась несостоявшаяся попытка создания под руководством Главного управления казачьих войск при президенте РФ (расформировано в 1998 г.)
а) Одинокие казаки и казачки: неженатые казаки, незамужние казачки, вдовые, а также казаки и казачки, живущие отдельно от своих детей
б) Казачья семья – малая: бездетная семья или казак-муж и казачка-жена, живущие отдельно от детей;
г) Казачья семья – курень: совместно проживающие и ведущие общее хозяйство казак-отец, казак-дед, казачки – их жены, женатые сыновья и дочери, их невестки и зятья (примаки), взрослые и малолетние сыновья и дочери.
2. Этнические казачьи объединения:
а) казачья община : солидарное объединение казачьих семей, как правило, на основе общего вероисповедания. Община образуется вокруг конкретной церкви (храма) и составляет ее приход;
б) традиционное казачье жилище – двухэтажный (низы и верхи) дом с крышей «шатром»;
в) три и более хат (флигелей, изб), стоящих особняком;
г) воинское полковое соединение (у запорожских казаков).
в) Казачий хутор – а) традиционное поселение казаков, сходное с великоросской (русской) деревней. В отличие от казачьей станицы (или славянского села) не имеет на своей территории храма; б) отводная хозяйственная усадьба – «ферма», в Сибири «за имка», в Прибалтике «мыза», в Польше « фольварок », в Германии «фольварк»;
г) Казачья станица: а) традиционное казачье поселение, аналогичное русскому селу. В настоящее время на юге России – поселок городского типа в несколько тысяч жителей;
Казачья станица, как правило, создается вокруг православного храма и образует его приход. Станичный казачий Круг (общий, валовой) собирается один раз в год в День главного храмового праздника после молебна. Станичный атаман выбирается на общем станичном Круге исключительно из числа хуторных (или куренных) атаманов, входящих в данную станицу. Станичный атаман представляет на Круг для утверждения кандидатуры товарища атамана (станичного есаула), казначея и писаря. На станичном Круге председательствует председатель станичного Совета старейшин, деятельность станичного Круга благославляет настоятель станичного храма, там заслушивается и обсуждается отчет станичного атамана, выступают председатель станичного Совета старейшин и Суда чести, председатель станичного женского Совета (станичная мамука ), руководители (атаманы) казачьих артелей и предприятий (кошей). Казачата, достигшие 18-ти лет, в этот день принимают казачью присягу. Выступает станичный ансамбль с песнями и плясками, выступают казаки, казачки и казачата. Проводятся спортивные состязания и показательные выступления, награждаются победители. Работают буфеты и закусочные. На станичные (хуторные) Круги казакам, казачкам и казачатам рекомендуется приходить в национальной казачьей одежде, а казакам действующего реестра – в установленной законом форме, также надевать государственные и общественные награды и почетные знаки
Основные задачи станицы, как основополагающего казачьего объединения (в дополнение к перечисленным на уровне хутора и куреня): организация станичной казачьей школы для казачат и девчат от 7 до 14 лет, внешкольная работа с казачатами (приобщение к православию, физкультура и спорт, приобщение к искусству, приобретение хозяйственно-бытовых навыков, организация летних лагерей), медицинская и акушерская помощь станичникам, информационное обеспечение (выпуск газет, сайтов), поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности (организация станичной дружины).
В казачьей станице ежемесячно проводятся: атаманское правление, заседание станичного Совета старейшин, заседание станичного женского Совета, собрание хуторных ( куреныых ) уставщиков при станичном храме.
Внимание! Мнение редакции КИАЦ может не совпадать с мнением автора статьи.
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
«Ты казак родовой или родовитый?»
Вопрос, вынесенный в заголовок, ставит в тупик абсолютное большинство казаков. Увы, сегодня даже базовые понятия казачества не имеют единого толкования.
Причина такого положения во многом объясняется тем, что общепризнанным стало деление казаков на реестровых (состоящих в казачьих обществах, внесённых в госреестр) и общественных (состоящих в некоммерческих организациях). Всё остальное – это вроде как «преданья старины глубокой» и посильная дань обычаям и традициям казачества.
К сожалению, даже обложившись словарями и не вылезая из интернета, докопаться до истины и толково обобщить всё, что касается «казачьих категорий», невозможно.
Похоже, что энциклопедистов, краеведов, историков-студентов и их научных наставников эта тема не особо занимает. В итоге получается так, что казаки исходят из когда-то слышанных рассказов стариков, а преподаватели кадетских классов черпают скудную информацию из художественной литературы и всё из того же интернета. Атаманы же обычно «не лезут в дебри» и руководствуются типовыми Уставами, в которых просто зафиксирован «обряд верстания» в казаки.
Примечательно, что в соцсетях встретилось категоричное утверждение, звучащее как незыблемая триада: «Казаком нужно родиться! Казаком нужно стать! Казаком нужно быть!».
И тут же обнаружился довод-возражение: «Если следовать этой логике, то на сегодняшний момент не имеют права на существование Астраханское казачье войско, Оренбургское, большая часть Сибирского и Терского казачьих войск, все Дальневосточные казачьи войска, где большинство казаков были как раз не урождённые, а поверстанные и приписные».
Быстро нашёлся и «ценный совет»: «Учтите, господа станичники: самые первые, вольные казаки, не имели родителей-казаков. Свою отрицательную роль сыграло и советское расказачивание – из людей вытравливали память о предках. Так что, не надо разжигать страсти по поводу того, кто какой казак – родовой или приписной, главное – нужно делами, а не болтовнёй возрождать казачество».
Однако, в ответ «прилетело» возражение: «Так может написать только Кот Леопольд, который отпорол со своего служебного кителя погоны с большими звёздами и примазался к казачьей сметане – работает приписным реестровым казаком в какой-нибудь охране. Таким не жизнь, а лафа. Им дела нет до исторического прошлого. К примеру, почему Иван Калмыков стал войсковым атаманом Уссурийского казачьего войска, хотя был рожден в браке терской казачки и харьковского мещанина и не был записан в казаки? Это прошение на Высочайшее имя позволило ему приписаться к станице».
Между прочим, лично я знаю современных повёрстанных казаков из «реестра», которые по духу и по делам своим более казаки, чем иные родовые станичники, состоящие в общественных казачьих объединениях (к примеру, один из придонских атаманов долго выдавал себя за воина-«афганца» и обвешался чужими боевыми орденами).
А вот мнение казачьего полковника и атамана Северо-Донского казачьего войска Виктора ГАЛУШКИНА:
– С казаками, которые не ищут себе благ, а работают во славу православия, казачества, родного края и всего Отечества, нам по пути. При этом все мы не должны быть Иванами, не помнящими родства. Наверное, тут и казачий ликбез в казачьих обществах и организациях уместен. Но надо и в целом по казачеству определиться с тем, какие именно «категории» казаков сложились исторически, какие из них «имеют место быть сейчас». Возрождение казачества идёт с 90-х годов 20-го века, и давно пора выработать единый Казачий глоссарий терминов и выражений, на который было бы можно ссылаться всем – и казакам, и неказакам».
Что ж, даже соглашаясь со сказанным, надо признать, что тема остаётся дискуссионной. Если допустить, что реестровое ЦКВ «молотит свою копну», то почему не предположить, что общественный Союз казаков России имеет иные формулировки? А пока можно иметь в виду изложенное ниже весьма условное деление казаков на две категории, с учётом их «пришлости», «оказачивания», «урождённости» и знания ими своих предков «до седьмого колена».
Как говорится, «просто примите всё к сведению, а не к руководству», поскольку это «всё» носит противоречивый характер. Заметьте, для сравнения взяты только три источника, чтобы избежать полной неразберихи.
Широко известный Казачий словарь-справочник, составленный Г.В.Губаревым и изданный А.И.Скрыловым (1966-1970, Сан-Ансельмо, Калифорния), гласит:
– «если на казачьи земли приходили казаки из семей, задержавшихся на Руси, в Литве или на Украине и они имели доказательства своего казачьего происхождения, то наши предки принимали их сразу и считали их природными».
В 2011 году Комиссия ЦКВ по казачьим боевым, бытовым, культурным и православным традициям предложила свой вариант понятия «природные казаки». Точнее, означенная Комиссия реестрового Центрального казачьего войска отождествила понятие «казак природный» с понятием «казак родовой», а вдобавок к этому обозначила ещё два понятия: «казак потомственный» и «казак старинного рода». Итак:
– казак родовой (природный) – казак, имеющий (знающий) не менее трёх поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда);
– казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых или приписных казаков;
– казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода.
Между тем, широкое хождение в соцсетях имеет «классификация» небезызвестного в казачьей среде атамана Альберта Ветрова, озвученная им на «традиционной встрече» в Фонде Святой Горы Афон (2012):
– если один из родителей был казачьего происхождения, а другой нет, то их дети назывались родовыми казаками;
– казаки, оба родителя которых происходили из казаков, назывались потомственными казаками;
– потомственный казак, все предки которого в обозримом прошлом состояли только из потомственных казаков, назывался родовитым казаком.
Как видим, единых понятий относительно того, кто же такие природные, родовые и потомственные казаки, нет. То же самое можно сказать и про два других обозначения – «казак старинного рода» и «казак родовитый».
2. Казаки приписные и повёрстанные
Вновь обратимся к Казачьему словарю-справочнику Губарева-Скрылова. Из него следует:
– приписные казаки – это иногородние люди неказачьего происхождения; «п.к. считались только лица, принятые в общество по станичным приговорам, если они сами об этом просили и если зарекомендовали себя как заслуженные и достойные уважения граждане».
Комиссия ЦКВ по казачьим боевым, бытовым, культурным и православным традициям утверждает, объединяя два понятия:
– казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя соответствующие Уставу обязанности и обязательства.
При этом даётся пояснение современного толка: «Как правило, в казаки верстаются на общем (валовом) станичном Кругу после испытательного (кандидатского) срока. После чего семья приписного казака становится казачьей семьёй, жена – казачкой, дети – казачатами. Взрослые дети приписного казака верстаются в казачество самостоятельно и отдельно».
Во всём только что изложенном разночтений практически нет. Альберт Ветров тоже считает: приписные, а также повёрстанные казаки не являлись казаками по происхождению. При этом уточняет: в числе приписных казаков «были представители разных национальностей, выполнявшие в казачьей общине те или иные работы, в то время как большая часть казаков была занята на службе в полках».
Однако, Ветров обращает внимание на два обстоятельства.
Во-первых, «поверстать в казаки могли того, кто соблюдал казачьи традиции, был люб казакам, но при условии лишь женитьбы на казачке».
Во-вторых, «поверстанный казак мог служить и «жить в казаках», но в его документах всегда отмечались национальность и сословие, например: «великоросс, из елецких мещан, поверстан в казаки». Поверстанный казак не мог избираться в атаманы».
В общем, уместно ещё раз процитировать войскового атамана СДКВ Виктора Васильевича Галушкина: «Возрождение казачества идёт с 90-х годов 20-го века, и давно пора выработать единый Казачий глоссарий терминов и выражений, на который было бы можно ссылаться всем – и казакам, и не казакам». Не полагаться же, в самом деле, только на память и воспитательную роль старых станичников.
В заключение – взаимосвязанная «информация к размышлению», взятая из Казачьего словаря-справочника Губарева-Скрылова, которая указывает на то, что и в старину не всё так просто было с «хождением в приписные казаки»:
– распоряжением по Войску Донскому от 17 апреля 1755 г. атаман Степан Ефремов предписывал, «чтобы казаки, как сами, так дети их, на беглых и на протчих великороссийских жёнках и девках не женились, также бы и своих казачьих дочерей за великороссийских людей и сказочных замуж не отдавали и к такому замужеству овдовевших казачьих жен не допускали»;
– в конце 18 века волею русского правительства, к казачьим Войскам присоединялись отдельные племенные группы степняков и горцев (бурятов, татар, калмыков, осетин и т.п.), но это не были приписные казаки в прямом значении. Их подчиняли Войсковым правлениям, они должны были нести военную службу вместе и наравне с казаками, но до полной ассимиляции оставались в казачьей среде иноплеменниками.
Подготовил Николай СТАРЫХ.