Что значит родина для некрасова
Сочинение на тему: Родина в поэзии Некрасова
Тип работы: | Сочинение |
Дата добавления: | 06.10.2020 |
Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!
Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.
Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:
Текст сочинения:
В текстах Некрасова слились два понятия: народ и родина. Для поэта они были неразлучны, и это вполне понятно, если вспомнить его биографию. Детство Некрасов провел на берегу Волги, под Ярославлем, в имении отца.
Поэт ненавидел крепостное право и крепостных, особенно таких жестоких и застенчивых, как его отец. Поэт был невежественным свидетелем моральных и физических мучений крепостных, этих бессильных и немых рабов.
В поэме «Родина-мать» Некрасов рисовал имение своего отца, но в нем крестьяне страдали от невыносимых страданий, там «рой угнетенных и трепещущих рабов позавидовал жизни последних пручих собак». Такой же образ можно было увидеть во всех уголках России, и именно тогда, в детстве, Некрасов научился «терпеть и ненавидеть»: терпеть боль при виде мучений русского народа и ненавидеть тех, кто причинил эти мучения.
Некрасов в своей поэме «Размышления у парадного входа» писал о собственной позиции народа и полном равнодушии к волнениям власти. Причиной его стихотворения стала обычная уличная сцена того времени: крестьянские ходунки, приехавшие в Петербург издалека «за правдой», отъезжали от входа в дом главы госслужбы. Очевидно, поэту было жаль этих крестьян, которым, очевидно, пришлось пройти долгий путь в крайней нужде. Но им даже не разрешили стоять у дверей этого дома, потому что его премьер-министр «не любит оборванную чернь», он сладко спит в это время в своих роскошных покоях и не хочет ничего знать о нуждах народа.
Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔
Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.
Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.
Тема Родины и народа в лирике Н.А.Некрасова
Тема Родины своеобразно представлена в творчестве Н.А.Некрасова. Понятие «Родина» приравнивается к понятию «народ», то есть крестьянство. Некрасов не переставал говорить о трагическом положении народа, его страданиях, его горе. Слово «Родина» вызывает у поэта не гордость, не воспоминания о величии и славе, а горечь и стыд.
Волга как символ Родины в стихах Некрасова
В стихотворении «Родина» лирический герой, повествуя о местах своего детства, не может вспомнить ничего светлого, они ассоциируются у него лишь с бесцельной жизнью поколений дворян, крепостным правом и сознанием, что
Родные места поэта связаны с великой русской рекой Волгой.
Во многих стихотворениях Волга становится символом Родины и народного горя.
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнена наша земля…
Поэт обращается к русскому народу с вопросом:
«Ты проснешься ль, исполненный сил? Иль, судеб повинуясь закону, все, что мог, ты уже совершил, — создал песню, подобную стону, и духовно навеки почил?»
Любовь к русскому народу
Говоря о народных страданиях, Некрасов не устает говорить о талантливости русского народа, его долготерпении. В стихотворении «Железная дорога» поэт рисует картину народного труда, положенного на строительстве этой дороги, о казнокрадстве и притеснении. Но в то же время он утверждает, что русский народ
«вынесет все — и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе».
Любовь к народу сочетается у Некрасова с ненавистью к его угнетателям. В стихотворении » Размышления у парадного подъезда» с отвращением описывается жизнь важного чиновника, причем сам хозяин дома не появляется в стихотворении, олицетворением его бездушия становится парадный подъезд, к которому приходят простые русские люди, но их даже не пускают на порог.
О долготерпении своей Родины пишет поэт в стихотворении «Забытая деревня». В какой-то степени понятие «забытая деревня» можно считать символом всей России. Удивительное качество русского народа — долготерпение — выражается и в надежде на доброго барина, который приедет и рассудит. Но старого барина привозят только мертвым, а за ним идет уже новый барин, которому так же, как и старому, нет дела до судеб народа.
Русская женщина в поэзии Некрасова
Особое место в творчестве поэта, и в частности в теме Родины и народа, занимает образ русской женщины, в основном русской крестьянки. Тяжела жизнь русского крестьянина, но еще тяжелее жизнь русской женщины-крестьянки. В стихотворении «Русской женщине» Некрасов создает образ неподражаемой силы и красоты, которая может преодолеть все трудности:
«коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».
Трагическим судьбам русских крестьянок посвящены поэмы «Мороз, Красный нос» (образ Дарьи, вдовы крестьянина Прокла), » Орина, мать солдатская» ( образ старухи-матери, потерявшей сына-кормильца). Не менее трагичен образ родной матери Некрасова, униженной и замученной мужем-тираном.
Любовь к Родине поэт сравнивает не с любовью к матери, что традиционно, а с любовью к женщине.
— пишет он в стихотворении «Памяти Добролюбова». Высшей нравственной целью поэт считает служение Родине, народу. Создавая образ Добролюбова, Некрасов говорит об идеале человека-гражданина, который
«труды, надежды, помышленья — все отдал»
Родине. Если бы таких людей не было в России,
Гражданские мотивы в лирике
Служения Родине и народу Некрасов требует и от поэта, который обязан быть гражданином:
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной.
Не может гражданин достойный
К Отчизне холоден душой.
Родина не только ненавистна, но и мила поэту. В 1857 году, возвращаясь из-за границы, он восторженно говорит:
За твой врачующий простор!
Родина для поэта и главный судия. В стихах, созданных после оды в честь Муравьева-вешателя, которую Некрасов написал, пытаясь спасти от закрытия свое детище — журнал «Современник», поэт не устает повторять:
«За каплю крови, общую с народом, прости меня, о родина, прости. »
Наша презентация (видео для урока)
Многое, что сказал о Родине и народе Некрасов, нашло живой отклик в сердцах русской интеллигенции. Многие стихи поэта в семьях читали, заучивали наизусть. Многое сохранилось и сейчас. И сейчас мы задаемся вопросом:
» вот приедет барин, барин нас рассудит».
Не изменилось во многом и положение русской женщины. Недаром поэт ХХ века Наум Коржавин, перефразируя Некрасова, писал:
«А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят».
Анализ стихотворения «Родина» (Н. А. Некрасов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.06.2020 · Обновлено 18.06.2020
В творчестве Н. А. Некрасова особенно громко и значимо звучит гражданская тема. Поэт не может спокойно смотреть на социальную несправедливость, тиранию «сильных мира» и бесправное положение простого народа. Он видит своей задачей обратить внимание на эти проблемы, показать необходимость общественных изменений. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ стихотворения «Родина» по плану. В нем Некрасов обращается к тяжелым воспоминаниям детства и говорит о недопустимости тирании, калечащей человеческие судьбы.
История создания
Стихотворение «Родина» было написано Н. А. Некрасовым в 1846 году после посещения родового поместья в селе Грешнево Ярославской губернии, где прошло детство поэта.
Н. А. Некрасов всю жизнь вспоминал проведенные там годы со злобой и отвращением. Жизнь помещиков протекала среди постоянных пиров, разврата и издевательств над крестьянами. Взявший на себя обязанности исправника, отец поэта часто брал ребенка с собой, и тот невольно становился свидетелей жестоких сцен расправ над «провинившимися» крестьянами.
Мать и сестра поэта, гордые и прекрасные женщины, вынуждены были страдать и всю жизнь подчиняться воле тирана-отца. Эти детские впечатления нашли отражение в печальном и жестоком стихотворении «Родина».
Впервые текст был опубликован только в 1856 году, так как долгое время не допускался к печати цензурой из-за явного сходства сюжета и героев с тиранией монархического строя и угнетаемым им народом.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Родина» относят к жанру элегии, так как оно представляет собой печальные воспоминания и размышления поэта, вызванные посещением родового поместья.
В то же время текст является примером гражданской лирики Н. А. Некрасова. Увиденные и впитанные детским сознанием картины разврата и безнаказанной жестокости становятся для взрослого поэта символом повсеместной тирании, которая отравляет жизнь государства и должна быть остановлена.
Написано стихотворение «Родина» шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.
Композиция
Для построения текста «Родины» Некрасов использует кольцевую композицию.
Образы и символы
Несмотря на яркую гражданственную направленность стихотворения, текст «Родины» — это личные воспоминания самого Некрасова, поэтому все герои очень близки своим реальным прототипам.
Темы, проблемы, настроение
Тематика стихотворения «Родина» представлена в списке:
Проблематика стихотворения «Родина» напрямую связана с ужасами и жестокостью, среди которых вырос поэт. Для Некрасова остро встает вопрос социальной справедливости. Он не согласен, что один человек может по своему усмотрению коверкать и ломать судьбы других людей, как поступает тиран-помещик. До срока покидают мир измученная мать героя, его сестра, терпят бесконечные издевательства крепостные крестьяне.
Судьба родины представляется поэту безрадостной и горькой, пока не поменяется сам принятый уклад жизни. Дом, где «вторил звону чаш и гласу ликованья глухой и вечный гул подавленных страданий», постепенно приходит в упадок, и в этом лирическому герою видится надежда на перемены.
Основная идея
Главная мысль стихотворения Некрасова «Родина» заключается в осуждении принятых в обществе тирании и жестокости. Эта жестокость особенно явно выражена в отношении к крепостным крестьянам, так как полное бесправие не дает им возможности противостоять насилию или отказаться от тяжелого труда. Однако безнаказанность и желание власти также калечат жизни близких тирану людей, как это происходит с матерью героя.
Литературоведами отмечалось, что содержание «Родины» намного шире, чем просто описание детских впечатлений поэта. Друг за другом в тексте предстают страшные и жестокие картины, типичные для традиционного уклада жизни помещиков. Более того, в образе «того, который всех давил» можно увидеть намек на монарха, не обращающего внимания на страдания и горести своего народа. Именно поэтому стихотворение Некрасова долго не допускалось к печати цензурой. Таков смысл произведения «Родина».
Средства выразительности
Н. А. Некрасов использует в своем тексте многочисленные средства выразительности.
Поводом для написания «Родины» стало посещение Н. А. Некрасовым родового поместья, однако воспоминания о царивших там разврате и жестокости позволили ему подробно описать ненавистные нравы и обычаи. Воскресив в памяти страшные и печальные образы прошлого, поэт создал яркий текст, который заставляет задуматься о человеческой жестокости и недопустимости насилия одного человека над другим.
Тема Родины в лирике Некрасова
Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт.
Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.
В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.
В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.
В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.
В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Тема Родины в лирике Некрасова
Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень сильны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда
Все претерпели мы, божий ратники,
Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:
Видишь, стоит, изможден лихорадкою,
Великорослый, больной белорус;
Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли, колтун в волосах.
Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет все, что Господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:
Жаль только — жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.
Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в скором будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей — это психология холопов:
Выпряг народ лошадей — и купчину
С криком ура! по дороге помчал.
Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:
. Армячишко худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах.
Крест — это символ мученичества, которое суждено нести крестьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянства. Он стремится показать глубину страданий всей народной России. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал.
В этой части стихотворения Некрасов использует традиции русской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для народной поэзии:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи,
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи.
Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утверждает, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:
Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил.
Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует образы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий — богатырь святорусский.
Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.
Некрасов считает своей родиной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную задачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения «Поэт и гражданин» он говорит:
Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!
Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт — это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил — и сердцем я спокоен.
Таким образом, поэт видел смысл своего творчества именно в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.
Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова …В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.
С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.
В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».
Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.
Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.
В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.
Слышишь ты пение. «В ночь эту лунную
Любо нам видеть свой труд…
Всё претерпели мы, божии ратники,
В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.
Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:
Да не робей за отчизну любезную…
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную –
Вынесет всё, что господь ни пошлёт!
Вынесет всё – и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.
Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки…
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть –
Так лучше было бы ещё.
Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.
«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:
Большие, с мозолями руки,
Подъявшие много труда,
Красивое, чуждое муки
Лицо – и до рук борода…
Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:
Родителям был ты советник,
Работничек в поле ты был…
Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик – не богатырь?
И жизнь его не ратная,
Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.
Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.
Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.
Красавица, мира на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.
Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:
Три тяжкие доли имела судьба,
И первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая – быть матерью сына раба,
А третья – до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На женщину русской земли.
Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.
С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:
Целый день на фабриках колеса
Мы вертим – вертим – вертим!
Бесполезно плакать и молиться,
Колесо не слышит, не щадит:
Хоть умри – проклятое вертится,
Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:
Воля и труд человека
Дивные дива творят!
Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.