Что значит рейтинг в колледже
С 14 июля появляются рейтинговые списки абитуриентов, поступающих на очную форму обучения. Как в них разобраться?
Мы приводим ответы на наиболее часто встречаемые вопросы.
— Нас спрашивают: есть проходной балл, значит, я могу примерить его к своим результатам и понять — учусь я уже на бюджете или нет? Однако надо понимать, что на самом деле проходной балл становится известен только после всех зачислений. И балла, который гарантировал бы зачисление на бюджет, как такового нет. Ребята смотрят — у кого-то 4,0 баллов, даже 3,9, и приходят в уныние: «Все, я не поступлю». Но не стоит отчаиваться — довольно часто происходят изменения в списках, так называемые «высокобалльники» возвращаются в школы, уезжают поступать в другие образовательные учреждения. Если посмотреть статистику приёма прошлых лет, то проходной балл устанавливается, в среднем, к 10-15 августа. Ну и, конечно, необходимо помнить о том, что зачислению на бюджет подлежат только те поступающие, кто вовремя сдал оригинал документа об образовании. Даже если у человека 5,0 баллов, но не сдан оригинал документа об образовании — зачислить его мы не сможем.
— Главное, успеть подать оригинал документов до зачисления? Очень важно не пропустить дату окончания приёма оригинала документа об образовании. Иногда звонят и спрашивают: «У вас зачисление 20 августа, можно я подъеду в этот день к 9 часам с оригиналом документа?» Спешить уже нет смысла, это зачисление не для вас. Внимательно читайте информацию на сайте! Последний день подачи оригиналов документов для зачисления — 15 августа. В дни завершения приема оригиналов документов об образовании мы всегда работаем до 17 часов, даже если эти дни выпадают на выходные.
— Когда же абитуриент может выдохнуть, узнать — «пан или пропал»? Узнать свою судьбу абитуриент может 17 августа. В 15 часов пройдет заседание приемной комиссии, длится оно час. Вскоре после этого на сайте колледжа появится информация в виде отметок о зачислении в рейтинговых списках и сканированных проектов приказов. Обычно мы стараемся это сделать до 17 часов дня. Собрания с зачисленными абитуриентами проводятся 20-21 августа. На зачислении обязательное присутствие вместе с родителями или лицами их заменяющими. На зачислении оформляются дополнительные документы, заселяются в общежитие, это этап заключения договоров. Если без уважительной причины абитуриент не явился на зачисление, он выбывает из списка и зачисляется следующий по рейтинговому списку.
— Если абитуриент не нашел свою фамилию в списке зачисленных? Не стоит думать, что все потеряно. Можно попытать счастья на другой специальности. Переложить оригинал документа об образовании нужно лично: не стоит писать на электронную почту, звонить в приемную комиссию. Человек должен нести ответственность за свою судьбу и засвидетельствовать выбор своей подписью. Ну а мечта может осуществиться через переподготовку на старших курсах, но на платной основе. Таким образом, вы можете по окончании колледжа получить два диплома.
В связи с тем, что все образовательные учреждения среднего профессионального образования, согласно закона «Об образовании», заканчивают приём документов одновременно (15 августа) мы выставляем рабочие рейтинги на официальном сайте колледжа заранее, как только набирается более 25 заявлений на специальность. Поэтому наши абитуриенты могут рассчитать свои силы при поступлении на разные специальности и решение приёмной комиссии не будет настолько неожиданным «сюрпризом».
Как устроен рейтинг абитуриентов
И почему вузам выгодно делать непонятные списки
Рейтинг абитуриентов — это список поступающих по результатам ЕГЭ. Рейтинг показывает шансы на поступление. Чем выше фамилия в списке, тем выше шанс учиться в желанном вузе.
Каждый вуз обязан опубликовать рейтинг на своем сайте в открытом доступе. Однако часто в списках сложно разобраться, так как сайт вуза сделан плохо. Хотя рейтинг должен однозначно отвечать на вопрос, поступаете вы или нет.
Что требует Министерство образования
Одна из главных причин, почему рейтинги такие непонятные — отсутствие четких требований Правительства. Основной документ для приемных комиссий вузов это приказ Министерства образования. О рейтинге поступающих там сказано немного и расплывчато.
Все прописано в V главе документа. Объясняем простыми словами, что требуется от вуза:
Вуз не должен требовать от абитуриента оригинал аттестата. Каждый вуз решает самостоятельно, разделять ли в разные рейтинги абитуриентов с копиями и оригиналами документов.
Что в реальности
Главный недостаток. Рейтинг абитуриентов учитывает всех поступающих: и с оригиналом аттестата, и с копией. По правилам абитуриент может отнести копии документов в 5 вузов на 3 специальности в каждом — максимум на 15 факультетов. В итоге рейтинг «раздувается» от копий и не дает реальной картины.
Рекомендованные списки. Если вы не принесете в вуз на какую-то специальность оригинал, то вы не сможете быть зачисленным. Если у вуза нет хорошего рейтинга, который отвечает на вопрос поступаете вы или нет, он будет выпускать списки «рекомендованных к зачислению». Такая бумага ничего вам не гарантирует.
Чтобы привлечь больше абитуриентов с оригиналами, вуз включает в список больше людей, чем реальных мест на факультете. Такая бумага выпускается 1-2 раза за всю приемную кампанию, хотя должна обновляться ежедневно.
Лучший вариант. Удобнее всего, если на сайте есть отдельный список поступающих с оригиналами или есть сортировка по типу поданных документов. Если такой рейтинг обновляют раз в день, то вы сможете знать, поступаете или нет.
Если вы еще не принесли оригинал в вуз, то посчитайте людей с оригиналами и сравните с количеством бюджетных мест по факультету. Так шанс на поступление будет понятен.
Когда рейтинг врет. Но способ подсчета выше не всегда работает. Например, когда вуз автоматически учитывает приоритеты студентов на специальности. Разбираемся на примере.
Абитуриент Петров принес документы на 3 специальности и указал их в порядке приоритетов: физика, астрономия, машиностроение. Вместе с заявлением он оставляет оригинал аттестата. Ему не хватает баллов, чтобы поступить на физику. Выше Петрова в рейтинге люди с более высокими баллами, но с копиями аттестата. Технически его определяют в соответствии с его вторым приоритетом — астрономией. В реальности: если Петров ничего не поменяет, а люди с копиями так и не принесут оригинал, он поступит на физику.
Рейтинг в этом случае не отображает реальной картины. Петров будет в рейтинге по своему второму приоритету, но поступит на первый. Все потому, что рейтинг учитывает одновременно абитуриентов с копиями аттестата, и с оригиналами.
К счастью, не каждый рейтинг работает, как описано выше. У каждого вуза свои информационная система и свои тонкости. Поэтому обязательно уточняйте, как работает рейтинг в приемной комиссии вуза.
Почему так сложно? Ведь вузы должны стараться сделать сайт максимально удобным для поступающих. И да, и нет.
Почему нет: из-за демографической ямы многие вузы не добирают студентов. А те, что набирают, хотят учить самых умных ребят. Непрозрачные рейтинги позволяют факультетам манипулировать поступающими и заставлять оставлять оригиналы. Запомните, слова людей из приемной комиссии — не гарантия поступления.
Иногда плохие списки — вина разработчиков, которые делают свою работу недобросовестно.
Почему да: бесконечно общаться со всеми абитуриентами и родителями физически невозможно. Вуз вывешивает рейтинг, думает, что он хороший. Но в итоге из-за недопонимания абитуриент забирает документы и несет их в слабый вуз, куда он точно поступит.
Каждый вуз выбирает свои методы борьбы за абитуриентов. Кто-то агитирует сильными преподавателями, хорошей репутацией и трудоустройством выпускников. Кто-то манипулирует рейтингами. Есть и такие, которые используют обе тактики.
С чем еще вы можете столкнуться. Информационные системы у каждого вуза свои, потому и рейтинги будут отличаться. Бывает, что вуз вообще не заморачивается и выкладывает вордовский файл. Разобраться в таком еще сложнее.
Что делать
Не забывайте, что оригинал вам обязаны выдать сразу по вашей просьбе. Требуйте его и не верьте в отговорки.
Хотите получать новые статьи во «Вконтакте»?
👉🏻 Подпишитесь на рассылку полезных статей
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Балльно-рейтинговая система — что это и с чем её «едят»?
Тамара Коновалова
А ты готов перейти на новый формат? Ведь это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале. Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д
Продолжим знакомиться с понятиями, с которыми вам придется столкнуться, когда вы станете студентами.
Сегодня хочу рассказать о БРС – балльно-рейтинговой системе.
Что это? В чём её суть? В каких университетах применяется? Какие плюсы и минусы имеет эта система? Ответы на данные вопросы вы узнаете в этой статье.
Что такое балльно-рейтинговая система?
Балльно-рейтинговая система представляет собой систему оценки качества освоения образовательной программы студентом в сравнении с другими учащимися.
В чем суть?
Суть балльно-рейтинговой системы заключается в определении успешности и качества освоения дисциплины через определенные показатели.
Другими словами, это система, в которой отсутствует традиционное оценивание студентов по пятибалльной шкале.
Вместо этого в процессе учебы студент получает баллы за работу на семинарах, за посещение, за ведение конспектов и т.д (в сумме не более 40 баллов*). В конце каждого семестра все баллы суммируются между собой и прибавляются к баллам, полученным студентом на экзамене (максимально можно получить 60 баллов) и уже после этого переводятся в оценку по следующей схеме*:
86 – 100 баллов – «5»
70 – 85 баллов – «4»
51 – 69 баллов – «3»
Если по итогу студент набирает меньше 51 балла, то считается, что он не освоил дисциплину.
*- данная схема, так же как и деление 100 баллов на «40 – за семестр, 60 за экзамен» может незначительно отличаться в зависимости от вуза.
В каких университетах применяется?
Балльно-рейтинговая система применяется в таких вузах, как ВШЭ, РУДН, РЭУ, Финансовый Университет, МФЮА, МПГУ, СПБГЭУ, УРФУ, КФУ, ЮФУ и др. Точную информацию о том, применяется ли балльно-рейтинговая система в выбранном вами учебном заведении, вы всегда можете найти на сайте самого вуза.
Какие плюсы и минусы имеет балльно-рейтинговая система?
Минусы:
Хотя одной из целей БРС и является ликвидация субъективности при оценивании студентов, все равно, если нет чётких критериев того, как должен оцениваться тот или иной вид работы, преподаватель устанавливает их так, как считает нужным. Более того, нередко преподаватели учитывают баллы студентов лишь формально, ставя оценку в конце семестра «на глазок».
Я, как человек, который совсем недавно ушел от привычной школьной системы и стал учиться по балльно-рейтинговой, могу сказать, что мне гораздо труднее было написать о минусах БРС, чем о плюсах.
А это значит, что все-таки учиться, получая баллы, а не оценки, немного проще. Ведь ты всегда знаешь: всё зависит только от тебя, ты можешь немного «похалявить» в течение семестра, но тогда на экзамене станет сложнее, потому что будешь знать, что до желаемой оценки тебе не хватает немало баллов, а это добавляет волнения (я лично была свидетелем несчастной сцены,к когда одногруппникам не хватило 3-5 баллов до четверки и они «слетели» со стипендии»). Так что в этой системе уж точно всё в ваших руках!
Теперь, увидев на сайте понравившегося вам вуза информацию о том, что в нем применяется балльно-рейтинговая система, вы будете знать о ней чуточку больше и будете предполагать, что вас ждет!
Что такое образовательные рейтинги: кто их составляет и какая от них польза
Образовательные рейтинги — что это и зачем они нужны
Образовательные рейтинги по университетам помогают будущему студенту разобраться, какой вуз выбрать. Кроме этого, от позиции конкретного вуза в рейтингах сильно зависит его благосостояние, популярность и репутация.
Высокорейтинговые учебные заведения привлекают не только инвесторов, но и выдающихся молодых людей, которые впоследствии могут отличиться в учебной деятельности и поднять вузу рейтинг еще больше.
Поэтому образовательные рейтинги представляют ценность не только для вчерашних школьников, но и для самих учебных заведений.
Существует разделение образовательных рейтингов на международные и российские.
Если последние анализируют только государственные вузы в пределах страны, то международные ориентируются в принципе на все.
Международные образовательные рейтинги также имеют большое значение, поскольку высокая позиция отечественного вуза в таком списке значительно повышает репутацию не только конкретного учебного заведения, но и самой страны в глобальных масштабах. Это влияет на приток интернациональных студентов и, опять же, репутацию.
Как составляются образовательные рейтинги
На позицию конкретного образовательного учреждения влияет гораздо больше факторов, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь, — это результативность деятельности учащихся в определенных (научной, творческой) сферах.
Но, поскольку составители разных образовательных рейтингов чаще всего преследуют разные цели, обычно на конечный результат оказывают влияние и другие преимущества вузов.
Количество иностранных студентов и преподавателей
Как уже было сказано выше, этот показатель играет важную роль в большинстве международных рейтингов. Привлекательность отечественных вузов в глазах иностранных студентов влияет на имидж страны и способствует глобализации.
Количество статей, опубликованных преподавателями и учениками данного университета в научных изданиях
Этот критерий, как правило, присутствует почти в каждом ранжировании вузов и колледжей и является одним из самых значимых, поскольку от количества опубликованных статей обычно напрямую зависит уровень преподавателей, а, следовательно, и преподавания в университете.
Однако в отличие, например, от количества иностранных студентов, точное число для этого показателя получить довольно трудно. Особенно это касается различных международных рейтингов, которые обычно имеют разные базы данных, отличающиеся друг от друга, и иногда могут быть не обновленными.
Наличие (и число) преподавателей вуза, имеющих различные научные премии
В рейтингах престижных вузов этот показатель имеет большое значение. Так, например, в рейтинге, составленном Шанхайской образовательной организацией (ARWU), учитывается количество профессоров, имеющих
Нобелевскую и Филдсовскую премии.
Количество цитируемых статей, написанных преподавателями и учениками конкретного вуза
Как и в случае с количеством публикаций, с точным подсчетом цитируемых статей могут возникнуть сложности. Также в России не настолько щепетильно относятся к подобным вещам, что не исключает возможности самоцитирования.
Соотношение студентов и преподавателей
Чем больше отношение числа профессоров на число студентов, тем более качественными считаются условия обучения.
Индекс Хирша
Изначально индекс Хирша был создан для оценки продуктивности ученых-физиков в научной сфере, но сегодня им определяется общий вклад в науку. На индекс Хирша (он же h-индекс) влияет не только количество цитируемых опубликованных научных работ человека, но ещё и их так называемый удельный вес — научная значимость.
Влиятельность учебного заведения
Под влиятельностью вуза чаще всего подразумевается сразу несколько критериев.
Во-первых, вклад конкретного университета в науку.
Во-вторых, способен ли данный университет способен выпустить так называемую «элиту» студентов, которые в процессе деятельности добиваются выдающегося успеха или, опять же, вносят значительный вклад в науку.
Авторитет среди абитуриентов
Этот показатель совмещает зависимость от того, сколько олимпиадников поступают в конкретный университет, какой минимальный балл Единого государственного экзамена нужен для поступления, а также цену обучения на целевой или платной основе.
Можно ли доверять образовательным рейтингам
Образовательные рейтинги принято считать достоверными и правдивыми, однако не стоит забывать, что зачастую составители рейтингов тоже могут преследовать свои цели и, например, выполнять коммерческий заказ. Но, конечно, существуют и более независимые организации, которые заслужили свою репутацию и честно анализируют вузы, предоставляя более достоверную информацию.
Однако есть еще одна достаточно серьёзная проблема — разные аналитики опираются на разные базы данных, которые могут не соответствовать друг другу. По этой причине в разных рейтингах позиция одного и того же университета может отличаться — иногда даже очень значительно.
Все это сильно затрудняет процесс выбора будущего вуза. Важно помнить, что при принятии такого важного решения нужно самостоятельно анализировать информацию и опираться сразу на несколько факторов, а не доверять одним лишь рейтингам.
Какие бывают образовательные рейтинги
Каждый рейтинг высчитывает оценку вузов по определенному уникальному алгоритму и по собственному набору критериев.
Большой популярностью пользуются не только международные (рейтинг университетов мира), национальные (рейтинг вузов России) и региональные рейтинги, но еще и профильные. Профильный рейтинг показывает отсортированный список заведений, относящихся к конкретной отрасли — например, рейтинг дизайнерских университетов.
Чаще всего при выборе места для последующей учебы молодые люди доверяют следующим источникам:
Рейтинги лучших университетов созданы, в первую очередь, для того, чтобы помочь молодым людям сформировать адекватные представления о будущем месте учебы. Опираться на них при принятии решения точно не будет лишним, однако лучше всего полагаться еще и на свои личные ощущения.
Например, посетить университеты лично или расспросить студентов нескольких вузов о тех вещах, которые интересуют именно вас. Может быть, вам не слишком важно соотношение учеников и преподавателей, но важно наличие скидки на обучение или хорошее общежитие.
Это важно!!
Как правильно пользоваться рейтингом абитуриента
Сейчас для многих из вас наступает непростая и волнительная пора, когда все мысли занимает только один вопрос: пройду ли я на бюджет? До конца подачи заявлений в приемные комиссии осталось ещё несколько дней, но свои шансы на получение заветного бюджетного места вы можете оценить уже сейчас. Как это сделать? Читайте дальше.
Предположим, что вы решили поступить на специальность 15.03.01 «Машинстроение», где всего 20 бюджетных мест. На 21 июля, согласно рейтингу абитуриентов, ситуация здесь выглядит следующим образом: всего подано 360 заявлений, 105 из них с первым приоритетом, 25 человек уже принесли оригиналы аттестатов, 4 бюджетных места заняты целевиками и льготниками. Получается – 25 оригиналов на 20 бюджетных мест. Есть ли у вас шанс? Разберемся.
На первый взгляд кажется, что конкурс составляет 18 человек на место, но по факту он гораздо ниже. Во-первых, среди 360 человек, подавших заявления, велик процент ребят с высокими баллами за ЕГЭ, которые для подстраховки отправили документы в разные вузы, в том числе московские и питерские, где они, скорее всего, и предпочтут учиться. Получается, что по факту не все из 360 абитуриентов претендуют на бюджетные места, для некоторых – это просто запасной аэродром. «Теоретически, если уж выбирать, то я бы предпочел горномеханический факультет, специальность «Машиностроение», – вот примерный ход их рассуждений. Окончательно со своим выбором определились только те, кто уже сдал подлинник аттестата, а их, как мы знаем, всего 25 человек. Вот это и есть ваши настоящие конкуренты.
Во-вторых, помните о том, что некоторые абитуриенты подают документы сразу на несколько направлений подготовки, расставляя приоритеты в соответствии со своими пожеланиями. Человек с 220 баллами за ЕГЭ, но со вторым приоритетом, скорее всего, пройдет на бюджет на другую специальность, тем самым увеличивая ваши шансы поступить на бюджет по первому приоритету.
Стоит также обратить внимание и на прошлогодний минимальный проходной балл на выбранной специальности: как показывает практика, он не очень отличается от показателей следующего года.
И самое главное: не забывайте о том, что чем раньше вы сдадите оригиналы документов, тем легче вам будет отслеживать себя в рейтинге. Кроме того, когда вы сдаете подлинник аттестата, то даете понять ВУЗу, что хотите поступить именно сюда. Отношение к вам после этого соответствующее — в глазах приемной комиссии вы уже практически студент.