Что значит развиваться в профессии
Как развиваться в профессии: советы от эксперта по карьерному консультированию
Путь от начинающего специалиста до профессионала, востребованного на рынке труда, состоит из многих этапов. Тщательное планирование не поможет избежать всех сложностей, но, вкладываясь в свои знания и навыки и обрастая связями в выбранной сфере, можно достичь поставленной цели и добиться значительных успехов в карьере.
С чего начинать своё профессиональное развитие, как достичь успеха в профессии, какие могут возникнуть трудности на карьерном пути и как повысить свою стоимость на рынке, рассказывает Мария Болотская, эксперт по карьерному консультированию и корпоративному обучению, руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА.
Руководитель центра карьеры Павловской гимназии, комьюнити-менеджер школы инноваций ИКРА. Рассказала о профессиональном развитии
Автор-фрилансер. Оформила ответы в статью
Карьерное планирование: какой метод выбрать начинающему специалисту
Планирование карьерного пути — первый шаг развития специалиста. Ожидание мифического призвания и поиски сверхмотивации и супервдохновения неэффективны, гораздо важнее отталкиваться не от идеальных представлений, а от собственного интереса и способностей, оценить свои сильные и слабые стороны и направления деятельности, в которых вы можете их успешно применить либо скрыть недостатки.
Есть два способа планирования карьерного роста, которые можно условно назвать эджайл-подходом (от англ. agile) и последовательным (водопадным) подходом (англ. Waterfall model).
Оба подхода пришли из сферы управления проектами, где применяются уже давно — хотя водопадный метод в диджитале вытесняется эджайлом из-за недостатка гибкости. Рассмотрим их подробнее:
Водопадный подход — это определение большой карьерной цели и построение дорожной карты, которая поможет этой цели добиться. Человек, решивший строить карьерные планы с помощью этого подхода, выбирает должность или место работы, к которым стремится больше всего, и выстраивает схему, по которой сможет добиться желаемого. Это похоже на запланированное путешествие: конечный пункт определён, билеты и отели забронированы, маршрут построен и все экскурсии расписаны заранее. Каждый шаг прописан, как будто вся карьера — это жёсткое техническое задание с чётко определёнными сроками, от которых нельзя отклоняться.
Могут возникнуть сомнения в эффективности данной модели: может показаться, что она слабо применима в условиях постоянно меняющегося современного мира. Но водопадная модель жизнеспособна, если человек уверен в выборе карьеры и не рассматривает никаких альтернатив.
Как ярко выраженный пример такого подхода можно вспомнить историю из фильма «Гаттака»: юноша живёт в антиутопическом обществе, где все генномодифицированы и практически бессмертны. Они неуязвимы, они идеальные работники и не болеют, а герой рождён в естественных условиях и имеет определённые проблемы со здоровьем. Но у него есть мечта. Он хочет полететь в космос, на базу Гаттака. Законы общества не позволяют ему это сделать, но эта мечта настолько сильная, что ради неё он преодолевает все барьеры и находит способ исполнить её. Это — пожалуй, наиболее показательный пример водопадной модели в действии.
Такой подход таит в себе определённые опасности, особенно для начинающих специалистов. При движении к цели возникает множество факторов, которые невозможно предвидеть. Может сложиться впечатление, что всё идёт совершенно не так, как должно.
Важно помнить, что это нормально, если события идут не по идеальному плану. В любом путешествии, отклонившись от запланированного маршрута, можно наткнуться на уникальные места и обрести неожиданные инсайты. Так и возникающие сложности на пути к карьере мечты можно преодолевать с пользой для себя, извлекая новый опыт и приобретая новые навыки.
Второй подход — эджайл — предполагает разделение процесса на мини-задачи и их поочерёдное выполнение. Плюс такого метода в гибкости: возникающие помехи на карьерном пути превращаются в очередные этапы, небольшие неудачи достаточно легко преодолеваются, а успешное выполнение задач мотивирует.
Вспомним Стива Джобса: его карьерный путь попадает под модель эджайл. Была определена окончательная цель: он понимал, что хочет заниматься электроникой, но его путь состоял из множества этапов. На заре карьеры Джобс собирал компьютеры и работал техником — не представлял чёткой профессии, но знал, чем хочет заниматься, следил за новинками и тенденциями, был гибок и достиг поставленной цели.
На этом пути вы тоже знаете свою конечную цель, но вас не ограничивают жёсткие рамки. Вы знаете, куда должны прийти, и двигаете свою карьеру короткими спринтами — этапами, которые подстраиваются под сложившуюся ситуацию. Незапланированное профессиональное обучение или вынужденная смена работы не разрушают ваш план, а вписываются в него как дополнительные шаги.
Преграды на пути к развитию: пик глупости и синдром самозванца
Известен так называемый эффект Даннинга — Крюгера: когда начинаются первые успехи, человек впадает в эйфорию. Всё кажется простым и понятным, можно с лёгкостью вообразить себя профессионалом. В этот момент и наступает пик глупости.
Основная опасность этого периода — это даже не ошибки, которые совершает начинающий специалист, а риск зависнуть в этом состоянии и обвинять не собственную некомпетентность, а всех вокруг.
То, что сотрудник оказался на пике глупости, довольно просто определить. Ему кажется, что он лучше и профессиональнее своего окружения. Любые проекты видятся неоправданно лёгкими, сам он способен справиться с любой задачей, а все остальные только тормозят работу. Другие маркеры — отрицание обратной связи, особенно развивающей, и некорректное выставление сроков по задачам, когда кажется, что работа выполнима за неделю, а по факту требуется гораздо больше времени.
Пик глупости — не проблема, если человек вовремя поймёт свою ошибку. К этому явлению стоит относиться как к этапу карьеры, свойственному многим. Главное — вовремя выйти из этого состояния, лучше всего с опорой на старших коллег.
Обратная ситуация складывается, когда человек приобретает синдром самозванца. Ему начинает казаться, что он хуже и глупее окружающих и что как специалист он ничего не стоит. Слишком критичное отношение к себе — тоже нормальный этап в развитии профессионала. В такой ситуации также поможет обратная связь от коллег и руководителя и объективное сравнение своих достижений с чужими.
Как достичь профессиональной успешности?
Успех — это постоянное движение вперед. Полностью достичь профессионального успеха невозможно, ведь никто не может сказать, что ему некуда дальше развиваться. Совершенство не имеет границ, и чем больше узнаешь нового, тем сильнее осознаешь, как много остается неизведанного. В этой статье пойдет речь о психологии профессиональной успешности, о факторах, оказывающих влияние на успех в профессии, а также о когнитивных и психологических особенностях личности.
Определение профессионального успеха
Успех притягателен, поэтому каждый непроизвольно к нему стремится. Популярный сегодня девиз гласит, что следует зарабатывать, а не работать. Стоит ли воспринимать эти слова как противопоставление терминов «успешность» и «успех» термину «труд»? Если раньше старательно прививалось уважение к труду, то теперь предлагают зарабатывать, не прилагая усилий.
В словаре «успешный» истолковывается как «сопровождаемый удачей». Если рассматривать конкретно профессиональный успех, можно привести в пример позитивные навыки, накопленные в течение всей рабочей деятельности, позволяющие заниматься прибыльным делом, при этом раскрывать свои способности и получать удовольствие.
Выделяют такие психологические предпосылки достижения успеха:
Если человек правильно выбрал будущую профессию, то успех наполовину предопределен. А чтобы полноценно реализовать свои амбиции в профессиональной деятельности и быть уверенным в завтрашнем дне, ему необходимо:
Влияние психологических особенностей личности на успешность в профессии
Успешность в психологии — это такое качество, которое развивается в зависимости от многочисленных аспектов личности, сочетания ее черт и особенностей. Профессионализм — это, прежде всего, наличие специальных навыков и знаний, характеризующих действующего специалиста, чье развитие протекает в рамках профессиональной деятельности. Специалисты психологии заявляют, что психологические особенности личности непосредственно влияют на успешность в деятельности, без них, по их мнению, невозможно усвоение знаний и достижение эффективности труда. То есть, деятельность человека определяется личностными качествами, способствующими удачному старту и высоким достижениям.
В качестве критериев успешности приведены следующие психологические характеристики:
Кроме того, большую роль играют профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональное самоопределение — это самостоятельный выбор и реализация профессиональных перспектив, предполагающие конкретную деятельность, определяемую условиями труда и спецификой производственных отношений. Личностное самоопределение — это постоянное саморазвитие, утверждение собственного «Я» среди окружающих.
Влияние когнитивных особенностей личности на успех
Несмотря на большой выбор профессий, можно определить степень влияния когнитивных способностей на успешность в той или иной профессиональной среде. В когнитивной сфере личности ключевая роль отведена памяти, как основному компоненту интеллекта. По временному критерию память разделяется на кратковременную, долговременную, рабочую и промежуточную. По содержанию память разделяют на следующие виды:
Но при этом все виды памяти взаимосвязаны.
Такой когнитивный навык, как память позволяет выделить конкретное из общего. Чтобы достичь успеха, необходимо развивать сосредоточенность, устойчивость, объемность и переключаемость внимания.
Не менее важно восприятие. Человеку необходимо целостно осознавать окружающий мир через различные опознавательные признаки. Благодаря восприятию выполняется координация и кодирование базовых ощущений для формирования значений и смыслов.
Главные факторы успеха
На успешность оказывают влияние много факторов, но следует выделить основные и самые важные:
Успех в профессиональной деятельности зависит от того, насколько серьезно человек настроен на самосовершенствование. Анализируйте любую информацию из внешнего мира. Поднимаясь все выше, вы не только добьетесь достатка, но и получите уверенность в своих силах и свободу самовыражения.
Чтобы быть успешным, необходимо постоянно развиваться и получать новые знания. Не останавливайтесь на достигнутом, используйте любую возможность для получения новых знаний. Источником могут быть лекции, тренинги, курсы дополнительного образования. Альтернативным путем может стать самостоятельное совершенствование знаний и умений. Можно пополнить копилку своих знаний с помощью чтения книг. Полки в магазинах периодически заполняются качественной профессиональной литературой.
Кроме того, необходимо постоянно развивать когнитивные навыки. И в этом помогут тренажеры Викиум. Они разработаны для улучшения памяти, внимания, концентрации и прочих когнитивных способностей, которые так нужны для достижения успеха.
Что бухгалтерам помогает развиваться в профессии? 6 историй для вдохновения
Читатели Контур.Школы поделились личными историями о том, что им помогает расти и строить карьеру. Что мотивирует? Как избежать ошибок? На что обращать внимание? История первая — про любовь и смелость.
В одной из ежемесячных рассылок редакция Контур.Школы просила читателей поделиться советами с начинающими бухгалтерами и кадровиками о том, как развиваться в профессии. В этой статье мы собрали самые интересные и полезные отзывы самых настоящих практиков. Пусть эти истории вдохновят начинающих сотрудников, а специалистам с опытом подскажут новые возможности для развития.
История 1. Про любовь к своему делу и смелость
Начальник планово-экономического отдела Светлана Устинова:
«Со школьной скамьи понимала, что цифры — это мое все. Поэтому после школы не возникало вопроса, кем же мне быть. Окончила экономический факультет и начала карьеру экономиста. Быстро поняла, что экономика и бухгалтерский учет неразделимы. Начала самостоятельно осваивать бухучет, крутилась на работе, как белка.
Работа должна предоставлять возможности карьерного роста, и я доросла до начальника планово-экономического управления.
Работала в разных сферах: с международными банками, в бюджетных организациях, консалтинге, строительстве, ЖКХ. Недавно взяла на себя смелость вести небольшую фирму самостоятельно, продолжая при этом трудиться на своей основной работе. Да, это трудно. Но никто и не говорит, что карьера — легкое дело.
Достаточно много посещаю профессиональных семинаров и тренингов личностного роста.
Советы начинающим специалистам:
Мы начали со слов о любви, потому что это наиболее популярный и естественный мотив развиваться в профессии. Многие из вас написали про искренний интерес к своему делу, умение видеть прекрасное в согласии цифр и стройности отчетов.
«Бухгалтер, как художник, постоянно пишет картину, создает произведение. Он творец и интеллектуал!» — такие строки прочитали мы в ваших ответах. Без вдохновения и образного мышления в бухгалтерии не обойтись. И это, действительно, здорово!
История 2. Про желание стать профи
Главный бухгалтер Наталья Кузнецова:
«Меня мотивирует необходимость быть профессионалом. Ответственность перед коллегами и семьей, позитивное мышление — все это и помогло построить карьеру.
Я начала трудовой путь бухгалтером в небольшой компании. Со временем накопила опыт, и в один прекрасный день директор поздравил меня с назначением на пост главного бухгалтера. Предварительного согласия на назначение я не давала, поэтому в ужасе и слезах убежала из кабинета, решив, что из меня ничего не получится. Поразмыслив, решила, что не боги горшки обжигают, а кроме меня никто так хорошо не знает специфику предприятия.
Первое время было трудно, но и интересно. Наша небольшая компания выросла, и я продолжаю с удовольствием трудиться главным бухгалтером. Ежегодно обучаюсь в Контур.Школе, слушаю вебинары и онлайн-курсы для бухгалтеров, читаю статьи — без этого невозможно быть профессионалом».
Многие специалисты признают, что становятся сильнее с каждой решенной проблемой. Они получают новые знания и опыт, которые позволяют сделать следующий шаг. Тем более если выбора нет и обстоятельства вынуждают, как это и случилось у нашей героини. Кроме того, работа бухгалтером позволяет развивать и личностные качества: гибкость ума, целеустремленность, усидчивость.
«Благодаря этой профессии вы учитесь обращать внимание на детали во всех сферах жизни, а значит, и жизнь видите полнее, четче, ярче многих», — вот на какие возможности обращают внимание наши подписчики.
История 3. Про прогресс
«Я всю свою жизнь работаю главным бухгалтером. Когда пришла в свою первую компанию, все считали на счетах, единственная большая электрическая счетная машинка была у бухгалтера по зарплате. Потом появились калькуляторы, компьютеры, дискеты, флешки, ноутбуки. Компьютерные программы очень быстро развивались от самых простых до современных, помогая бухгалтерам выполнять их нелегкие задачи. И с этим стремительным ростом техники пришлось также стремительно развиваться и мне.
Нужно постоянно быть в теме. Это и сложно, и интересно».
Главный бухгалтер Светлана Терентьева
Бухгалтеры признаются: в их работе многие расчеты, которые раньше вели на калькуляторе или в Excel, можно упростить, автоматизировать, один раз сделать шаблон, чтобы в дальнейшем не тратить много сил и времени на повторение однотипных шагов. На помощь приходят современные учетные программы и сервисы.
Новые знания позволяют более детально настроить уже автоматизированные процессы, упростить взаимодействие между отделами, тем самым освободить время на более приятные вещи. Например, на чашечку кофе с коллегами.
История 4. Про стремительные перемены
«Жизнь бухгалтера — это сплошные изменения законодательства и программ для бухгалтерского учета. Для того чтобы оставаться на плаву и быть востребованным в профессии, знаний в области бухучета недостаточно.
Главный бухгалтер Татьяна Лукина
Постоянно меняющиеся законы — вызов. Уследить за всеми новшествами не в силах даже самый вовлеченный сотрудник. Именно поэтому многие наши подписчики отметили значимость профессионального обучения для бухгалтеров и кадровиков: вебинаров, семинаров, курсов.
История 5. Про сложный старт
Бухгалтер Татьяна Крепких
По результатам опроса, который проводил портал hh.ru, об увольнении в первые месяцы работы на новом месте задумывается каждый пятый. Причиной тому могут стать тяжелая адаптация в коллективе, задачи, не соответствующие квалификации сотрудника, и, как следствие, промахи и ошибки. Кого-то эти факторы вгоняют в тоску, а кого-то, как и героиню нашей истории, мотивируют развиваться. Ей удалось понять, что гибкий ум важнее, чем годы стажа.
Желание разобраться в основах профессии, научиться действовать самостоятельно стало ее первым шагом к успешной карьере. И мы рады, что таких историй немало.
История 6. Про семью
«Мое мнение, что в любом возрасте надо развивать себя и постоянно повышать планку новыми целями и проектами. Развиваться и строить карьеру мне помогает моя семья — сильная, дружная, успешная. Мы много работаем и много отдыхаем. Мы любим лес, рыбалку и нашу реку Волгу. Любим отдавать, делиться своими знаниями, умениями, энергией. Мы любим жизнь!»
Главный бухгалтер Елена Кондратьева
Верим, что и у вас есть мотиваторы, которые помогают двигаться вперед и не отступать перед сложностями. Ставьте амбициозные цели, а Контур.Школа всегда поможет вам достичь их.
Благодарим участников опроса за интересные истории. Надеемся, что ваш опыт будет полезен всем читателям. Как мы и обещали, участники, которые дали самые лучшие, на взгляд редакции, советы, получат подарочные промокоды для бесплатного обучения на любом экспресс-курсе в Школе бухгалтера.
7 стадий профессионального развития личности
Профессиональное развитие личности – это один из важных критериев оценки персонала. Качественное образование дает старт карьере, но ценен именно тот сотрудник, который постоянно стремится к совершенствованию своих способностей. По сути, такого специалиста можно с уверенностью назвать ресурсом компании.
Профессиональное развитие личности происходит постепенно, и на этом пути не обойтись без определенных преград. Если человек способен рассматривать свои ошибки как важный опыт, он сможет использовать его в дальнейшей карьере. Более подробнее о профессиональном развитии личности мы поговорим далее.
Ценность профессионального развития личности
Стремление к профессиональному развитию – отличное качество для любого человека, который хочет быть востребованным специалистом и хорошо выполнять свои обязанности. Каких бы высот мы ни достигали, всегда есть области, в которых можно совершенствоваться, увеличивая свой багаж знаний.
Профессиональное развитие личности – это далеко не всегда про карьеристов, которые мечтают о высоких должностях и огромной зарплате. Развиваться в своем деле можно не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, становясь незаменимым специалистом в своей области знаний.
Ценность профессионального развития личности
То есть получать новые навыки может не только начальник отдела на производстве или бизнесмен, но и сантехник, психолог, столяр и т.д. Новое образование, курсы по повышению квалификации, да и просто чтение профессиональной литературы расширяют горизонты, позволяют иначе взглянуть на свое дело, увидеть новые возможности там, где ранее они отсутствовали.
И, конечно, идет в ногу со временем. Любые знания устаревают. Невозможно всю жизнь пользоваться информацией, полученной в институте или каком-то ином учебном заведении, ведь мир не стоит на месте. Знания нужно постоянно наслаивать друг на друга: внизу база, профессиональный фундамент, а сверху слои из опыта и новых умений и навыков.
Ваш Путь в IT начинается здесь
Занимаясь самосовершенствованием, мы приобретаем новый опыт, который помогает нам справляться со всем, что происходит в жизни. Этот опыт может быть разным, не только позитивным. Однако он в любом случае закаляет нас и дает возможность в будущем грамотно решать вопросы, на которые раньше не было ответов.
7 стадий профессионального развития личности
Профессиональное развитие личности – это длительный и достаточно динамичный процесс, который включает несколько стадий. Перечислим их.
Эта стадия начинается в дошкольном возрасте и заканчивается в подростковом. Человек учиться познавать этот мир, взаимодействовать с ним, выделять интересные для себя направления деятельности, более плотно погружаться в них удобными для себя способами. Ребенок выбирает разные профессии и примеряет их на себя: сегодня он врач, через месяц полицейский, через год он хочет стать пожарным, а еще через несколько лет – программистом и т.д.
Примерно к 11-12 годам у человека начинают формироваться более стабильные интересы, они уже более осознаны. Конечно, говорить о выборе профессии в этом возрасте еще очень рано, однако ребенок уже может провести параллели между своими увлечениями и теми сферами деятельности, в которых их можно применить. Постепенно раскрываются индивидуальные способности и личностные особенности юного человека, приходит понимание того, что они хороши для той или иной профессии.
На этом этапе ребенок более плотно занят определением профессии, в которой он хотел бы реализовываться в будущем. Он выясняет, какие знания, умения и качества ему потребуются для этого. Это происходит примерно в 14-17 лет – период обучения в последних классах школы и выбора учебного заведения, где будет приобретаться профессиональное образование. После этого человек поступает в ВУЗ или колледж, а по его окончании приступает к трудовой деятельности.
В возрасте 25-30 лет происходит погружение в профессию, осознание себя в ней. Человек определяется, правильный ли выбор он сделал. Кто-то получает подтверждение того, что текущая работа помогает раскрыть собственный потенциал и реализоваться как профессионал. Другой чувствует, что выбранная деятельность совсем не приносит ему приятных эмоций. Во втором случае человек либо продолжает оставаться в нелюбимой профессиональной сфере, либо уходит из нее в поисках чего-то нового.
Мы в GeekBrains каждый день обучаем людей новым профессиям и точно знаем, с какими трудностями они сталкиваются. Вместе с экспертами по построению карьеры поможем определиться с новой профессией, узнать, с чего начать, и преодолеть страх изменений.
Карьерная мастерская это:
Уже 50 000 человек прошли мастерскую и сделали шаг к новой профессии!
Запишитесь на бесплатный курс и станьте ближе к новой карьере:
Зарегистрироваться и получить подарки
На этом этапе человек закрепляется в определенной профессиональной роли и статусе. Он чувствует себя на своем месте, имеет желание работать и замотивирован на успех. Обычно это происходит в возрасте от 30 до 50 лет.
Эта стадия характеризуется стремлением человека к повышению своего профессионализма. Нередко это сопряжено с карьерным ростом, серьезными достижениями на работе. Человек занимается повышением квалификации, приобретает новые знания и умения, хочет стать лучшим в своем деле.
Есть и другая сторона медали – псевдопрофессионализм. И это настоящая проблема. Профессиональное развитие личности предполагает высокую эффективность труда, именно для этого человек и получает новые знания. Однако деятельность некоторых работников оказывается неэффективной, несмотря на все трудозатраты. Это может быть обусловлено разными причинами: низкой квалификацией, отсутствием нужных знаний, применением устаревших методов работы, нежеланием развиваться и совершенствоваться, зацикленностью на трудовой деятельности и т.д.
Это этап, когда человек завершает свою профессиональную деятельность и уходит на пенсию. При этом он может оставаться ценным наставником и экспертом в своей области, к которому обращаются за советом молодые специалисты.
Профессиональные деформации и выгорание как побочное явление
Профессиональное развитие личности как процесс не всегда стабильный и может носить и нисходящий характер. Негативно на него могут влиять такие явления, как профессиональная деформация или психическое выгорание.
Профессиональной деформацией называют изменения личности, которые вызваны профессиональной деятельностью человека. Как правило, они имеют стойкий характер и распространяются на все стороны физической и психической организации человека. В основном профессиональная деформация рассматривается в негативном ключе – как явление, которое затрудняет человеку общение с окружающими и даже снижает эффективность его труда.
Профессиональные деформации
Механизм возникновения профессиональной деформации имеет довольно сложную динамику, негативные изменения начинают медленно, но верно закрепляться как в профессиональной, так и в повседневной деятельности. Поначалу это только временные негативные психические состояния, затем они начинают вытеснять положительные качества. Негативные качества полностью замещают собой позитивные, личность как бы выстраивается заново, искажается, деформируется.
Если деформацией затронута познавательная сфера, это нередко результат очень узкой специализации в какой-либо области профессии. В этом случае человек интересуется только теми вопросами, которые могут помочь ему в работе, вывести на новый профессиональный уровень, облегчить выполнение задач. При этом он может совершенно ничего не знать о том, что выходит за рамки его профессиональных компетенций.
Иначе этот тип деформации может проявиться в появлении профессиональных стереотипов и установок, основанных на имеющихся знаниях и умениях. Они становятся неотъемлемой частью человеческой личности, это автоматизм, который работает из подсознания. Такие установки и стереотипы могут негативно влиять на человека из-за его упрощенного подхода к решению проблем. Нередко он думает, что имеющийся уровень знаний достаточен для эффективной деятельности, а в реальности это не так.
Непрерывное профессиональное развитие и самореализация личности могут иметь негативные последствия вроде психического выгорания. Оно затрагивает личность полностью, разрушая ее и оказывая негативное влияние на эффективность трудовой деятельности. Рассмотрим основные характеристики этого феномена.
Часто это можно наблюдать у работников социальной и медицинской сферы, которые теряют гуманность по отношению к клиентам и пациентам. Редукция профессиональных достижений выражается в появлении у человека чувства собственной некомпетентности, непрофессионализма и неуспешности.
Феномен психического выгорания связан именно с профессиональной деятельностью человека и чаще всего проявляется в работе с людьми и оказанием им помощи. Выгорание плохо влияет на работника, мешая ему взаимодействовать с клиентами и эффективно выполнять свои профессиональные обязанности.
Феномен психического выгорания
К сожалению, данный феномен является необратимым. Единственное, что можно сделать – это затормозить развитие процесса. Благодаря отдыху и временному отходу от дел его прогрессирование прекращается, однако после возобновления трудовой деятельности в прежнем объеме все возвращается на круги своя.
Люди выгорают по причине напряженных отношений с клиентами. Работая в социальной сфере, человек становится приёмником проблем большого количества людей, он впитывает эту негативную энергию, которая постепенно замещает позитивный настрой.
Рекомендации по самостоятельному профессиональному развитию личности
Компетентность и профессиональное развитие личности являются результатом человеческих стремлений и усилий. Однако важно знать, как правильно действовать, чтобы получить хороший результат и не пасть жертвой выгорания или профессиональной деформации. Нужно здраво оценивать собственные психологические особенности, выбирая профессию. Работа, какой бы интересной она ни была, не должна в корне менять человеческую личность (тем более в негативном ключе).
Профессиональное развитие личности в организации должно быть плавным и органичным. Вот несколько советов работникам.
Существуют разные факторы, влияющие на профессиональное развитие личности. Однако одним из основных можно назвать неподдельный интерес к своей работе. Без него можно бесконечно учиться, но не иметь при этом больших достижений. Кроме того, для многих толчком к собственному развитию становится соперничество. Это тот моторчик, который двигает их к покорению новых карьерных высот.