Что значит ратная палата
Ратная палата
В 1911 году Елена Андреевна Третьякова, вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича, подарила императору Николаю II собрание изобразительных материалов и документов по истории русских войн, а также военных трофеев. Император распорядился на основе этой коллекции создать музей, для размещения которого в Царском Селе была построена «Государева Ратная палата». Здание воздвигалось на средства Е.А. Третьяковой. Значение дара замечательной собирательницы и созданного ею музея сегодня получили совершенно новое звучание.
Более двух десятилетий императорская семья жила в Александровском дворце Царского Села. Это неминуемо повышало статус небольшого городка, превращая его практически во вторую столицу государства.
Еще до начала Первой мировой войны по инициативе Государя здесь было начато широкомасштабное строительство административных и общественных зданий, храмов, казарм, составивших целый ансамбль, выдержанный в псевдорусском стиле. Этот стиль появляется на рубеже столетий как результат повышенного интереса к средневековой истории России и как попытка соединения прагматических ценностей века XX с благочестивой Святой Русью.
Частью этого комплекса и, пожалуй, главным, после соборов, духовным центром должна была стать Государева Ратная палата, заложенная в Высочайшем присутствии 3 мая 1913 года. Она была задумана как пантеон воинской славы Отечества – музей для хранения военных трофеев и исторических документов, иллюстрирующих успехи России в войнах с неприятелем с древних времен. В августе 2014 года в здании Ратной палаты открыт первый в современной России музей, посвящённый Первой мировой войне.
В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.
С началом Первой мировой войны было принято решение разместить в Государевой Ратной палате галерею Георгиевских кавалеров и представить трофеи, привезенные с фронта. Так постепенно Ратная палата превратилась в музей Великой войны.
24 июня 1915 года в Петрограде, в манеже Адмиралтейства, была открыта выставка трофеев Первой мировой. Выставка состояла из нескольких отделов. Один из них назывался «Отдел Е.А. Третьяковой. (Собрано для Царско-Сельского музея)». Он включал более сотни наименований: произведения изобразительного искусства и документы, фотографии и предметы снаряжения германских и австрийских солдат.
В 1915 году начальник Царскосельского Дворцового правления князь М.С. Путятин согласно воле императора запросил в войсках материалы для музея. Мастера кисти создали около 500 портретов георгиевских кавалеров на холстах размерами 39×30 см по фотографиям и описаниям сослуживцев. В новый музей принимались портреты солдат и офицеров Русской императорской армии, заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный бант (с 1-й по 4-ю степень) георгиевских медалей.
Особо ценные военные трофеи доставлялись в Царское Село для представления самому императору. Многие из таких трофеев оставлялись в Царском Селе для Ратной палаты.
В феврале 1917 года было завершено возведение всего комплекса зданий и создана экспозиция. Народный Музей Великой войны 1914–1917 годов открыл свои двери для посетителей. К сожалению, его работа продолжалась недолго, и в 1918 году музей был закрыт. В годы революционных свершений некоторые экспонаты музея были вывезены из Царского Села, рассредоточены по государственным хранилищам, некоторые уничтожены.
В 2008 году здание Ратной Палаты было передано ГМЗ «Царское Село» для создания музея Первой мировой войны.
Мы обращаемся ко всем соотечественникам, где бы они ни жили, с просьбой помочь нам в сборе экспонатов для музея. Наверное, в каждом доме есть предметы гражданского и военного быта начала XX столетия, документы, фотографии военного времени. Любой подобный предмет представляет для нас большую ценность: от спичечных коробков, пачек бинтов, значков и жетонов, до радиостанций, полевых телефонов и полевых кухонь. При желании дарителей их имена будут указаны в соответствующих разделах будущей экспозиции.
Контакты: (812) 465-54-10 (военно-исторический отдел) / ratnaya.palata@mail.ru
Сегодня Ратная палата является памятником архитектуры неорусского стиля. Состоит из комплекса зданий, в центре которых находится внутренний двор.
Ратная палата изначально возводилась как музей, для размещения коллекции картин, икон, предметов вооружения и документов по истории русских войн, подаренных императору Николаю II на юбилейной Царскосельской выставке в 1911 году Еленой Андреевной Третьяковой (вдова Сергея Михайловича Третьякова, родного брата основателя Третьяковской галереи Павла Михайловича).
Государева Ратная палата была заложена 16 (3) мая 1913 года и строилась на средства Е.А. Третьяковой. Строителем и автором проекта был гражданский инженер Семен Юлианович Сидорчук.
В центре комплекса зданий находился внутренний двор, который предназначался для хранения военно-исторических трофеев.
Во время Великой Отечественной войны ратная палата изрядно пострадала, и после использовалась под жилыё и складские помещения.
С 2011 года начались работы по возрождению памятника.
Ратная палата состоит из нескольких строений, имеет форму неправильного многоугольника с внутренним двором.
Основной доминантой построек палаты является главное двухэтажное здание, на фасаде которого находится рельефное изображение двуглавого орла. К зданию примыкает восьмигранная трехъярусная башня с высоким шатром и двуглавым орлом на шпиле.
Центральный вход в Ратную палату выполнен в виде, напоминающем входы в русские избы (Псково-новгородские постройки 14-16 веков).
Также в комплекс строений Ратной палаты входят круглые и квадратные малые башни, кирпичная стена с арочными воротами.
Музей в Ратной палате
В музее «Россия в Великой войне» представлено несколько разделов (экспозиций), каждый из которых снабжён информационным киоском с электронными экранами, где можно получить информацию о главных эпизодах войны, её участниках, обмундировании и вооружении тех лет.
Во внутреннем дворе Ратной палата установлены образцы военной техники, некоторые из которых участвовали в войне: две гаубицы, сделанные в Японии по заказу России в 1910-х годов; броневик «Русcо-Балт» (копия).
Практическая информация
Ратная палата расположена возле Александровского парка в городе Пушкине, Санкт-Петербург.
Адрес ратной палаты: Фермская дорога, 5А.
Координаты Ратной палаты: 59°43’31.0″N 30°23’10.0″E (59.725278, 30.386111).
Возле Ратной палаты есть места для парковки автомобилей.
Режим работы музея, а также условия посещения и стоимость билетов, рекомендуем уточнять на сайте Государственного музея-заповедника «Царское Село»: tzar.ru.
Посетить Царское Село можно с одной из экскурсий
Обо всех способах, как добраться в Пушкин из Санкт-Петербурга (аэропорта и центра города), можно узнать здесь →
В Пушкине (Царском Селе) можно остановиться
5-звездочный отель Певческая башня с ресторанами, баром, смотровой площадкой на крыше, бесплатными Wi-Fi и парковкой.
В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на отель
В отеле: спа-центр с бассейном, хаммамом, сауной с солью, снежным фонтаном, паровыми банями и тренажерным залом; бесплатный Wi-Fi, круглосуточная стойка регистрации, 2 ресторана, лобби-бар, частная парковка и залы для проведения совещаний и конференций.
Номера оснащены системой климат-контроля, мини-баром, сейфом и собственной ванной комнатой.
В стоимость номеров включен завтрак «шведский стол». Ссылка на отель
3-звездочная гостиница Екатерина, находящаяся на территории Екатерининского дворцово-паркового ансамбля.
В отеле: круглосуточная стойка регистрации, кафе, бесплатные Wi-Fi и парковка.
В числе удобств номеров: кондиционер, телевизор, рабочий стол и бесплатные туалетно-косметические принадлежности.
В стоимость номеров включен завтрак. Ссылка на гостиницу
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и в Пушкине, можно посмотреть и забронировать здесь
Отели и апартаменты ищем на Booking.com. Для сравнения цен и выбора оптимального варианта используем RoomGuru, который ищет скидки по множеству систем бронирования Отели со скидками →
Дешевые авиабилеты ищем на Aviasales. Поисковик сравнивает цены у десятков авиакомпаний и выдает билеты по самым выгодным ценам Дешевые авиабилеты →
Такси заказываем на Kiwitaxi. Заказ можно сделать заранее, через интернет, что удобно в «чужих» странах и городах. Приезжают вовремя, встречают в назначенном месте Такси/Трансфер →
Мы некоммерческая организация, и у нас нет постоянного дохода. Мы зависим от заказов и пожертвований исключительно от читателей, то есть от Вас. Если у Вас есть желание сказать «Спасибо» и помочь нам, то Вы можете сделать это любым удобным для Вас способом.
Ратная палата
Ра́тная пала́та или Госуда́рева пала́та — памятник архитектуры начала XX века в городе Пушкине (Царском Селе).
Содержание
Строительство
Закладка Палаты состоялась у северной окраины Александровского парка рядом с Фёдоровским городком 3 (16) мая 1913 года в присутствии императора Николая II.
Автором проекта и строителем является архитектор С. Ю. Сидорчук. В Строительный совет, утверждённый ещё в начале 1913 года под председательством генерал-лейтенанта Е. Н. Волкова, вошли: архитекторы С. А. Данини, В. А. Косяков, В. Н. Максимов и Е. С. Павлов; полковник-историк С. Н. Вильчковский, начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин и заведующий Канцелярией императрицы граф Я. Н. Ростовцев.
Строительство всего комплекса было завершено к середине 1917 года.
Средства на строительство были получены от частных жертвователей, среди которых была Е. А. Третьякова, внучатая племянница основателя Третьяковской галереи.
Архитектура
Здание Ратной палаты построено в форме неправильного многоугольника с внутренним двором. Основной доминантой построек является главное двухэтажное здание, на фасаде которого находится рельефное изображение двуглавого орла. К нему примыкает восьмигранная трехъярусная башня с высоким шатром.
Образцами для строительства Ратной палаты являлись псково-новгородские постройки XIV—XVI веков. Этот стиль был выбран по нескольким причинам: исторически территория входила в состав Новгородских земель; элементы новгородской архитектуры использованы при оформлении Фёдоровского собора; желание построить здание, в спокойных линиях.
Вход в Ратную палату осуществляется через главный вход с крыльцом, оформленным в стиле русского средневекового зодчества, а также боковой, рассчитанный на большой поток посетителей.
Главным помещением в здании являлся большой двухсветный зрительный зал с хорами на втором ярусе, рассчитанный на 400 мест. Его потолки были украшены изображениями гербов губерний Российской империи. В конце зала имелась кафедра для чтения лекций. Зал, как и вся палата, был расписан художником Н. П. Пашковым по эскизам И. Я. Билибина.
Он был соединён галереями-переходами с жилыми помещениями, оформленными в виде крепостных башен.
Музей
Первоначально предполагалось расположить в Палате музей истории русских войск. Основой коллекции стало собрание документов по истории русских войн, которое было подарено Николаю II Е. А. Третьяковой на юбилейной Царскосельской выставке 1911 года.
Однако с началом войны с Германией в 1914 году было решено создать Государеву Ратную палату и музей войны, разместив в них галерею портретов георгиевских кавалеров и трофеи, доставленные с полей сражений. Первым директором и хранителем музея стала Е. А. Третьякова, которая активно вела сбор и комплектацию экспонатов.
В 1915 году начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин согласно воле Николая II запросил в войсках материалы для музея. Портреты около 500 георгиевских кавалеров размерами 39х30 см писали художники В.А. Поярков, И.Б. Стреблов, М.Г. Кирсанов и С.Е. Девяткин по фотографиям и описаниям сослуживцев. Принимались портреты заслуживших три или четыре георгиевских креста и полный комплект георгиевских медалей. Галерея была размещена в зрительном зале.
В 1916 году из Артиллерийского исторического музея в Ратную палату были переданы особо ценные трофеи идущей войны. Они были установлены во внутреннем дворе. Рядом с музеем был установлен сбитый немецкий самолет «Альбатрос».
Кроме того, в музее предполагалось чтение лекций с наглядными материалами, для чего имелось всё необходимое оборудование, вплоть до экрана.
В 1917 году здесь открылся народный музей войны 1914—1918 годов, но в 1919 году он был упразднен. Экспонаты Ратной палаты перешли в другие музеи и хранилища или были уничтожены.
Советский период
В 1923 году комплекс был передан Петроградскому агрономическому институту для размещения в нём ректората, канцелярии и клуба. Заведующим клубом был бывший фельдфебель Сводного пехотного полка Иван Степанович Шпехт.
На литературных вечерах, которые устраивались в клубе, среди прочих выступали С. А. Есенин, В. А. Рождественский, В. В. Маяковский, Ф. Сологуб, О. Д. Форш и В. Я. Шишков.
Архитектурное убранство было частично утрачено. В период Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. По её окончании в нём проживали возвратившиеся жители Пушкина. Кроме того, комплекс использовался в качестве складского помещения.
Настоящее положение, перспективы
В настоящее время здания в целом восстановлены. До 2008 года находились в муниципальной собственности Санкт-Петербурга и были заняты реставрационными мастерскими. [1]
В ноябре 2008 года палата была передана в управление Государственному музею-заповеднику «Царское село». Такое решение приняла комиссия Комитета управления городским имуществом.
История Государевой Ратной палаты
Материал подготовили
Т.С. Андреева, В.А. Векшин
Преподнесенная Е. А. Третьяковой коллекция частично была передана для временного хранения в императорскую библиотеку, частично – в Царскосельское дворцовое управление. Летом 1912 г. Особым Совещанием при императоре Николае II для хранения этих материалов и приумножения коллекции решено было создать музей истории русских войн, построив для него специальное здание, получившее название «Палата-хранилище собрания “Войны России”».
Средства на строительство и содержание здания также пожертвовала сама Е. А. Третьякова.
Строительство Ратной палаты
В сентябре 1912 г. был учрежден Строительный совет для постройки здания музея. Строителем и автором проекта был выбран молодой архитектор С. Ю. Сидорчук (1882–1932), поступивший на службу в Царскосельское дворцовое управление в 1909 г. и успевший к этому времени хорошо зарекомендовать себя при подготовке Царскосельской юбилейной выставки, строительстве Дворцового госпиталя, а также в работах в царскосельских парках.
Предложение Е. А. Третьяковой построить Палату в формах древнего каменного новгородского зодчества объяснялось принадлежностью Царского Села в древности к Вотьской пятине Новгородской земли и было поддержано Николаем II.
Силуэт и отделка здания Ратной палаты передают суровую простоту и лаконичность средневековой архитектуры псковско-новгородской земли, однако сомкнутость объемов и декоративность галерей, имитирующих стены детинца с окнами-бойницами, и их небольшой размер выдают стилизацию, примененную архитектором при проектировании здания.
Император сам выбрал место и определил дату закладки Палаты-хранилища – 3 мая 1913 г.
К концу 1913 г. относятся первые сведения о производстве «лепных и скульптурных работ» А. С. Нечаевым. На начало 1914 г. приходятся сметы на работы по внутренней отделке здания и заказы на изготовление окон, дверей и решеток по проектам С. Ю. Сидорчука.
Интересен факт привлечения В. М. Васнецова как «художественного консультанта» при строительстве и оформлении Ратной палаты.
Здание будущего музея было спроектировано и оборудовано по последнему слову техники: по проекту предполагалось электрическое освещение и калориферное отопление. Московской фабрике церковной утвари предприятия «И. П. Оловянишникова сыновья» были заказаны осветительные приборы, ручки для дверей и приборы для окон.
После завершения первого этапа строительных работ в начале весны 1914 г. часть предметов из коллекции, поднесенной императору, была размещена в здании Палаты-хранилища.
Создание музея
Начавшаяся Первая мировая война повлияла на ход строительных работ в Ратной палате. В первые дни войны Строительный комитет получил высочайшие указания о временном приспособлении возводимого здания под лазарет для раненых воинов. Однако в Ратной палате лазарет организован не был из-за затянувшихся строительных работ.
Вскоре после начала военных действий было принято решение о включении в состав будущего музея раздела, посвященного текущей войне. Поскольку первоначальный проект предполагал постройку помещений только для хранения коллекции Е. А. Третьяковой, было принято решение о расширении здания, которое с ноября 1914 г. стало официально именоваться Государевой Ратной палатой.
В комплекс Ратной палаты входили трехэтажная башня и большой двухэтажный корпус, к которому примыкала галерея, соединявшая этот корпус с Образной башней, от которой, в свою очередь, отходила следующая галерея, предназначавшаяся для хранения коллекции и ведущая в шестигранную башню, из которой лестничный переход вел во второй этаж корпуса. Три башни и большой двухэтажный корпус, соединенные между собой галереями-переходами, образующими замкнутый двор, создавали завершенный комплекс. К шестигранной башне примыкала еще одна галерея, в которой были размещены портреты георгиевских кавалеров. Завершала композицию большая круглая башня, служившая для хранения крупногабаритных экспонатов – трофеев начавшейся войны.
Коллекция строящегося музея постоянно пополнялась: больше всего военными трофеями с фронта, а также иконами, живописными произведениями и периодическими изданиями, приобретаемыми специально для библиотеки Ратной палаты.
В конце весны 1915 г. начинается роспись сводов в интерьерах Ратной палаты. Выполнял живописные работы художник Н. П. Пашков, стоявший во главе московской художественно-декоративной мастерской “Наследники П. П. Пашкова”. Художнику предлагалось осуществить роспись интерьеров «орнаментами и символическими и историческими изображениями в русском стиле».
Внутреннее убранство Ратной палаты предполагало изготовление осветительных приборов, дверей, решеток лестниц, оконных заполнений, мебели в древнерусском стиле.
Галерея георгиевских кавалеров
30 сентября 1915 г. начальник Царскосельского дворцового управления князь М. С. Путятин обратился к императору Николаю II с всеподданнейшей запиской, в которой обосновывалась необходимость создания Георгиевской галереи: «Не касаясь пока вопроса о составлении портретных галерей участников войны, принадлежащих к высшему командному составу армий и флотов, что вероятно явится предметом забот офицерских собраний, – настоящая записка имеет целью выяснение возможности составить собрание портретов особо отличившихся нижних чинов – Георгиевских кавалеров высших степеней, и эти портреты могли бы составить особую галерею в предназначенной для хранения трофеев войны 1914–1915 гг. части здания Государевой Ратной палаты. Увековечивание имен и подвигов наших героев, таким образом, могло бы иметь большое воспитательное значение, как для воинских команд, так и для подрастающей молодежи, а также служило бы нравственным удовлетворением и утешением семьям и населению тех деревень, которые были Родиной воинов, положивших свои головы за Веру, Царя и Отечество».
Предложение князя Путятина было поддержано, и для создания портретов Георгиевских кавалеров были привлечены художники В. А. Поярков, И. Б. Стреблов, М. Г. Кирсанов, С. Е. Девяткин, писавшие портреты с натуры или по фотографиям и описаниям, присланным с фронта, для дальнейшего их размещения в специально отведенной галерее Ратной палаты.
До наших дней сохранилось 58 портретов Георгиевской галереи Ратной палаты, которые находятся в собраниях Государственного исторического музея, Военно-медицинского музея и Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
Закрытие музея
Отделочные работы в Ратной палате велись вплоть до революционных событий 1917 г. Новой властью было принято решение о переименовании Государевой Ратной палаты в «Народный музей Великой войны 1914–1917 гг.».
В январе 1918 г. хранитель Ратной палаты К. Н. Надежин, доводил до сведения новой власти информацию о состоянии музея: помещения и двор загромождены военными трофеями, ценное собрание Е. А. Третьяковой и предметы художественной отделки здания требуют ухода и охраны.
Здание музея в 1920-е гг. было передано Агрономическому институту под клуб и ректорат.
Во время Великой Отечественной войны Ратная палата, расположенная практически на переднем крае обороны, серьезно пострадала от артобстрелов. В первой половине 1970-х гг. началось восстановление здания, в котором разместились реставрационные мастерские. В это же время были проведены перепланировки, частично исказившие внутренний облик здания.
В 2001 г. Ратная палата получила статус объекта культурного наследия федерального значения, а в 2008 была передана Государственному музею-заповеднику «Царское Село».
В связи с историческим назначением памятника было принято решение о создании в Ратной палате музея, посвященного Первой мировой войне.
В 2010–2011 гг. НИИ «Спецпроектреставрация» разработал проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Ратной палаты для музейного использования.
В 2011 г. ООО «Ресстрой» были начаты работы по возрождению Ратной палаты. К открытию музея, приуроченному к 100-летней годовщине начала Первой мировой войны, реализованы масштабные работы: реставрация фасадов, восстановление исторической планировки помещений, реставрация центрального зала, галерей и башен на основе проекта архитектора С. Ю. Сидорчука, консервация монументально-декоративной живописи, реставрация и ремонт сохранившихся лестниц, столярных заполнений, декоративных решеток и полов.
С. Ю. Сидорчук
Семен Юлианович Сидорчук родился 1 сентября 1882 г. в городе Кобрин Гродненской губернии. Учился в Петербургском институте гражданских инженеров. В 1907 г. окончил институт с золотой медалью. С 1909 г. работал в Дворцовом управлении Царского Села и уездной земской управе.
В Царском Селе по его проектам были построены стрельбище для Лейб-гвардии Гусарского полка, очистная биологическая станция (совместно с С. А. Данини) и другие здания. В 1910–1911 гг. С. Ю. Сидорчук состоял в Комитете по организации Царскосельской юбилейной выставки.
В 1913–1917 гг. по указу императора Николая II Сидорчук сооружает здание Государевой Ратной палаты для музея истории русских войн (после начала Первой мировой войны – музея Великой войны). В 1915 г. по его проекту была возведена деревянная церковь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» на Братском кладбище павших в годы Первой мировой войны (разобрана в 1938 г.). Во время войны по его проектам строятся армейские казармы и военные госпитали. С 1919 г. жил и работал в Польше. Умер в 1932 г.
Е. А. Третьякова
Елена Андреевна Третьякова (урожд. Матвеева), коллекционер, меценат. Родилась в 1846 г. (?) В 1868 г. вышла замуж за Сергея Михайловича Третьякова (1834–1892), брата основателя Третьяковской галереи П. М. Третьякова. После смерти мужа жила в Санкт-Петербурге, занималась коллекционированием. Вплоть до 1917 г. владела двумя доходными домами (Английская наб., д. 42 и Галерная ул., д. 43).
В последующие годы Е. А. Третьякова продолжала пополнять на собственные средства собрание музея. Предметы доставлялись в Царское Село и выставлялись в залах Александровского дворца. После начала Первой мировой войны Е. А. Третьякова жертвует еще 65 тыс. руб. на пристройку к зданию Палаты специальной галереи для хранения военных трофеев. Осенью 1914 г. Е. А. Третьякова посещала театр военных действий для сбора военных трофеев с целью пополнения коллекции.
Горячо переживая за судьбу своего детища, она писала заведующему канцелярией императрицы графу Я. Н. Ростовцеву: «Музей и аудитория теперь нужны более, чем когда-либо и могли бы принести большую пользу… Вероятно, если не при моей жизни, то после и другие оценят мою идею и труды».