Что значит раскрыть сущность понятия
сущность понятия
4.2 сущность понятия: Набор характеристик, образующих концепцию.
Смотреть что такое «сущность понятия» в других словарях:
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное обнаружение… … Философская энциклопедия
сущность — 3.16 сущность (entity): Конкретизация или абстракция, различаемая в пределах системы. Примечание Примерами сущностей являются: система, подсистема, компонент, класс, объект, интерфейс, клиент, процесс, приложение, спецификация. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Сущность и явление — философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное… … Большая советская энциклопедия
СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — СУЩНОСТЬ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие “сущность” выражается рядом терминов, которые вводят вещь в поле философского рассуждения и позволяют поставить вопрос о ее истинности и модусах существования, несуществования, утвержденности … Философская энциклопедия
СУЩНОСТЬ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СУЩНОСТЬ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие «сущность» выражается рядом терминов, которые вводят вещь в поле философского рассуждения и позволяют поставить вопрос о ее истинности и модусах существования, несуществования, утвержденности.… … Философская энциклопедия
Сущность — Сущность. Отношение С. предмета к его субстанции есть отношениепостоянных предикатов к постоянному же субъекту. Таким образом поотношению к субстанции отношение С. совпадает с понятием атрибутов. Ноотношением к понятию субстанции не выясняется во … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Сущность права — Сущность права главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества. Выявление сущности основывается на исследовании социальных ценностей, идей,… … Википедия
Сущность — У этого термина существуют и другие значения, см. Сущность (значения). Сущность (лат. essentia) идейный смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых, под влиянием тех или иных… … Википедия
Сущность — в статье о субстанции (см.) было указано на отношение этого понятия к понятию С., насколько то нужно было для характеристики первого понятия; там было выяснено, что отношение С. предмета к его субстанции есть отношение постоянных предикатов к… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Понятия — Понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности… … Википедия
Понятие и сущность
Рассматриваемый вопрос, несмотря на внешне теоретизированную постановку, направлен на решение сугубо практической задачи. Данный текст скорее носит методологический характер для решения других проблем, выступая лишь инструментом познания действительности, и в меньшей степени имеет чисто самостоятельное значение. В целом он продолжает тематику поиска истины, отделения её от заблуждений и ложных знаний.
Известно, что многие научные понятия, в том числе фундаментальные, не имеют однозначных определений. Трудности в расшифровке терминов многих наук, не относящихся к точным (философия, право, история, психология и т.д.), порождают десятки и сотни трактовок, и найти среди них истинные, единственно верные практически невозможно. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к словарному толкованию таких понятий, как право, сознание и т.д. Такая многозначность, неупорядоченность терминологии порождает неопределённость, что неестественно в сфере науки. Казалось бы, время всё расставит по местам, отсеяв лишние определения. Но по разным причинам так происходит не всегда, и одно понятие может включать разные определения в течение столетий.
Не только в науке, но и в обыденных ситуациях, когда завязывается спор, разночтения понятий нередко становятся непреодолимым барьером, через который оппоненты не только не в состоянии прийти к единственно правильному мнению, но и услышать друг друга.
Как уже, наверняка, стало понятно из сказанного, под понятием здесь понимается термин, определённое слово, которым обозначается те или иные объекты, явления, процессы. Но не любое слово является понятием, поскольку не все слова что-либо непосредственно обозначают. Междометия («ох», «а!») ничего не именуют, а лишь выражают непроизвольное отношение; предлоги и союзы, будучи служебными словами, являются лишь инструментами для выражения мыслей, заключённых непосредственно в слова, обозначающие что-либо. Понятие, таким образом, почти всегда есть слово-обозначение; в остальных случаях оно может быть выражено другими обозначающими средствами – знаками, жестами и т.д.
Под сущностью же следует понимать всё, что существует в действительности, что можно поименовать и описать. Это вещи и другие материальные объекты окружающей реальности, явления и процессы в ней, а также чувства, свойства, качества, поскольку они также существуют объективно, могут быть описаны и поименованы. В этом смысле сущность как объект отличается от сущности как фундаментальной черты и неотъемлемого качества предмета, и лишь о первом смысле сущности будет идти речь.
Сущность объективна постольку, поскольку может быть воспринята сознанием и описана понятиями. Понятие, наоборот, субъективно, поскольку идёт от самих людей, присваивается той или иной сущности и всегда вторично по отношению к ней. Даже если сущность выработана самим сознанием (например, юридическая дееспособность), она, во-первых, всегда появляется раньше понятия, так как потребность в подобной сущности и её мыслительный образ возникают раньше её обозначения, а во-вторых, она может иметь абсолютно любое обозначение (понятие) – в виде слова, иероглифа, цифры, жеста и иного знака. Сущность, таким образом, можно обозначить совершенно по-разному – даже не всегда словом, – но от этого она не изменится. Она может вообще не иметь никакого обозначения – для обозначения непоименованных сущностей часто используется слово «нечто». Так могут говорить, когда, например, увидят необычное природное явление или неизвестное животное.
Чтобы закончить о взаимодействии категорий понятия и сущности, отметим, что сущность как понятие есть просто обозначение, обычно словесное, любого явления окружающей действительности. «Сущность» можно заменить другим словом («А»), но от этого ничего не изменится, если подразумевать под «А» то же, что подразумевалось под «сущностью». В свою очередь, понятие как сущность выражается в том, что понятие как обозначение окружающих явлений необходимо человечеству для эффективной коммуникации, накопления знания и опыта и всего остального, для чего нужен язык. Отсутствие возможности поименовывать объекты действительности означало бы отсутствие языка и, более того, мысли – отсюда и вытекает роль и смысл такой объективной сущности, как понятие.
На практике понятие и сущность соотносятся самым разным образом. Сущность может вовсе не иметь понятия, что происходит, в частности, с только что появившимися изобретениями. Для других сущностей характерна многообозначенность, при которой одно и то же явление независимо описывается разными словами (полными синонимами): жена – супруга, везде – всюду. Особенно ярко многообозначенность проявляется, если выйти за пределы национального языка: получится, что некоторые сущности имеют столько же обозначений, сколько существует в мире языков.
Но если многообозначенность сущностей не представляет особой проблемы (если, конечно, не брать в расчёт невозможность общения с носителями других языков), то многозначность понятий зачастую заводит в тупик понимания там, где оно необходимо. Понятие многозначно тогда, когда относится к разным сущностям, в большей или меньшей степени близким друг к другу. В русском языке в этом отношении принято говорить непосредственно о многозначных словах и словах-омонимах.
Вряд ли следует безапелляционно заявлять, что идеальное соотношение понятие и сущности – всегда вариант «один к одному», когда не существует ни многозначности понятий, ни многообозначенности сущностей. Такого никогда не будет, и весь исторический ход развития языка идёт лишь по пути обогащения значений слов, наделения их новыми смыслами. Сложно представить литературу, и не только художественную, без метафор, различных сравнений – они есть средство языковой эстетики, без них язык был бы сухим и невыразительным. Существуют и иные причины появления многозначности, в том числе появление новых сущностей, заимствование иностранных слов, перенос отдельных признаков на другие сущности и т.д. Всё это говорит об объективной невозможности эффективной борьбы с многозначностью понятий. Трудно представить, что все сообща откажутся от введения новых слов или исключения некоторых значений слов имеющихся. Но так ли многозначность вредна, и нужна ли борьба с ней?
Очевидно, многозначность далеко не всегда вызывает какие-либо сложности. Разные значения одного слова могут употребляться параллельно, и никаких проблем может не возникнуть. Иначе говоря, слово может иметь разные смыслы – существующие независимо друг от друга общепризнанные значения одного и того же слова, которые, вообще-то, обозначают разные сущности. Сложности возникнут лишь тогда, когда речь идёт именно об одной обозначаемой сущности и необходимо выявить точное значение понятия, устранить конкуренцию значений – в обратном случае возникает тот самый барьер понимания, затрудняющий поиск истины. Но здесь необходимо уточнить, что есть значение понятия. Оно проявляется в вопросе «что значит [некое понятие]?» и раскрывается в определении. Определение – это понятие в развёртке, фраза, предложение, оно охватывает все существенные признаки, которые закладываются в понятие, определяет место последнего в системе родственных понятий. Правила логики требуют от определений выявления более общего (родового) понятия по отношению к искомому, перечисления сущностных признаков, неотделимых от смысла, который закладывается в понятие, и свойственных той сущности, которую оно обозначает. Благодаря определению понятие и сущность связываются сетью признаков и особенностей, что позволяет идентифицировать определяемую сущность, выявить её уникальность среди множества других.
Здесь, в свою очередь, появляется категория признака, также требующая раскрытия. С одной стороны, любой признак, в силу своей поименованности, имеет свойство понятия – но понятия второстепенного по отношению к тому, в содержание которого он непосредственно входит. С другой стороны, признак представляет собою относительно автономную сущность, которая скорее носит характер свойства, качества, но от этого не теряющая своей обособленности. Тот факт, что многие объекты-сущности могут быть высокими или низкими, не отменяет автономности такой сущности, как высота. Таким образом, легко увидеть, что и признаки, выступая отдельными характеристиками, свойствами, гранями основной сущности, сами являются сущностями определённого рода – вспомогательного, а в иных случаях совершенно самостоятельного (например, температура, цвет, размер, форма и т.д.). Определение же, перечисляющее сущностные признаки, в этом смысле является совокупностью служебных понятий, через которых выявляется смысл и уникальность понятия основного.
Поскольку определения должны отражать более общее понятие, содержательной частью которого является понятие определяемое, возникает сложность определений понятий высокого порядка, которые имеют столь общий характер, что в отношении их уже затруднительно соблюсти указанное логическое правило. Выходом из этой ситуации является простое перечисление синонимичных понятий, направленных скорее на интуитивное усвоение смысла искомого понятия. Но одновременно с этим, особенно если понятие имеет большую значимость, появляются разные варианты его понимания, что и ведёт к спорам разной степени плодотворности. В частности, вокруг разного понимания глобальных философских категорий вырастают даже разные школы и направления с оригинальными вариантами их трактовок.
В отсутствии необходимой однозначности понятий и кроется основная проблема. Она означает разные варианты определений, содержащих соответственно разный набор признаков и качеств, по-разному, возможно, определяющих место искомого понятия среди родовых и родственных. Иногда определение может быть просто неточным – если, например, отразит не все необходимые признаки, присущие данному понятию, или допустит логический дефект, и т.д. Но в других случаях может оказаться, что под одним понятием понимаются совершенно разные сущности, с абсолютно специфическим набором признаков, которые нельзя насильно объединить одним определением – в крайнем случае, можно лишь допустить разные смыслы одного понятия. Победить многозначность часто оказывается невозможно, даже там, где это желательно. Но вместо этого необходимо принять её, допустить разные смыслы одного понятия, а в случае дискуссии грамотно определить, какая именно сущность, с какими существенными признаками будет подразумеваться под тем или иным термином. Такой подход существенно снизит непонимание, позволит говорить о сущностях по-настоящему на одном языке и приблизит в конце концов к необходимому пониманию, установлению всеми желаемой истины.
Логика. Учебник для средней школы.
Глава IV
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
§ 1. Сущность определения понятия
Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия.
Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки.
Определением понятия называется также результат указанного действия.
Каждый предмет имеет бесконечное число признаков, и пытаться указать все признаки предмета невозможно. Определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь существенными, отграничивают понятие от других понятий.
В определении выражается в сжатой форме основное знание о предметах. Следовательно, определение понятия есть определение тех предметов, на которые распространяется данное понятие. Определяя, например, понятие «трактор», мы определяем те тракторы, которые имеются в действительности.
Определим, например, понятие «ромб».
Для этого прежде всего укажем ближайший род: ромб — это параллелограмм. Но, кроме ромба, есть и другие виды параллелограммов. Поэтому необходимо ещё указать в определении такой признак ромба, который отличает его от других видов параллелограммов, т. е. указать видовое отличие: равенство сторон. В результате получается: ромб — это параллелограмм, все стороны которого равны друг другу.
Это и будет определение понятия «ромб».
Так, в нашем примере понятие «ромб» было определяемым, а понятие «параллелограмм, все стороны которого равны друг другу» было определяющим. Определяющее понятие указывает на ближайший род определяемого и на его видовое отличие.
Состав определения схематически можно изобразить таким образом:
«вид» есть «род и видовое отличие».
Например: «газогенератор (вид) есть аппарат (род), превращающий твёрдое топливо в газообразное» (видовое отличие).
Видовое отличие не всегда выражается одним признаком. Таких признаков может быть несколько. Совокупность их представляет видовое отличие.
Например: «Антарктика — это часть света, включающая материк Антарктиду и окружающие моря и острова». В этом определении родовым понятием будет «часть света», а видовое отличие выражено тремя признаками: «включающая материк Антарктиду», «включающая окружающие моря», «включающая окружающие острова».
В этом определении указаны все необходимые признаки нации. Ближайший род в этом определении — «общность людей», а все остальные признаки, отличающие нацию от коллектива, общественных организаций, класса и др., являются видовым отличием. Все эти признаки выражают коренные свойства нации.
Определив нацию, И. В. Сталин далее пишет:
«Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того: достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией.
Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию».
§ 2. Правила определения
Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется. Человек, который не знает, например, что такое «материализм», не сможет определить понятие «материализм», если даже он хорошо усвоил все правила определения. Однако, зная о материализме, но не зная способов определения, легко можно допустить ошибку в определении.
Существует четыре правила определения.
1. Определение должно быть соразмерным.
Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму.
Возьмём для примера определение понятия «квадрат»: «квадрат есть равносторонний прямоугольник».
Это определение соразмерное, так как определяемое понятие «квадрат» и определяющее «квадрат есть равносторонний прямоугольник» являются тождественными понятиями, т. е. имеют один и тот же объём.
Но если бы мы, определяя понятие «квадрат», ограничились указанием одного родового признака «квадрат есть прямоугольник», то такое определение было бы слишком широким по объёму; кроме квадратов, есть и другие прямоугольники, поэтому понятия «квадрат» и «прямоугольник» не тождественны.
Слишком широкое определение получится и в том случае, если в качестве видового отличия приведено недостаточное количество признаков. Возьмём следующее определение: «Конденсатор есть прибор, служащий для накопления электрической энергии».
Хотя в этом определении указаны и род, и видовое отличие, но с помощью такого определения мы не отличим конденсатора от аккумулятора.
Необходимо в качестве видового отличия указать ещё на некоторые признаки, характерные только для конденсатора.
Итак, слишком широкое определение есть неточное, неправильное определение.
Неточным, неправильным является и слишком узкое определение.
Например, в определении «линза есть оптическое стекло, ограниченное двумя выпуклыми поверхностями» указаны род и видовое отличие, однако такое определение относится не ко всякой линзе, а только к разновидности линз — к лупе. Следовательно, объём определяющего понятия уже объёма определяемого. Правило соразмерности нарушено — определение линзы дано неверно.
Слишком узким будет и такое определение: «Астрономия есть наука о звёздах». В этом определении видовое отличие не исчерпывает предмета науки астрономии, так как астрономия есть наука не только о звёздах, но и о всех небесных телах.
2. Определение не должно делать круга.
Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например: «Что такое противоречие в рассуждении? Это такое противоречие, которое представляет собой нарушение логичности мышления». Такое определение — пример круга в определении, так как «нарушение логичности мышления» не может быть понято без указания на «противоречие в рассуждении».
Ошибка «круг в определении» иногда принимает форму тавтологии.
Возьмём такой пример:
«Существенные признаки предмета — это такие признаки, которые являются существенными для предмета». Или: «Смешное — это то, что вызывает смех».
3. Определение не должно быть отрицательным.
Определение должно указывать на то, что представляет собой предмет, а не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как «свет есть отсутствие темноты», не может дать никакого знания о природе света.
Однако в некоторых случаях определение может содержать в себе отрицание. Например, в определении инертных газов (аргон, неон и др.) указывается их химическая неактивность.
Отрицательные определения употребляются также в тех случаях, когда определяемым является отрицательное понятие. Например: «Иррациональное число — это число, которое несоизмеримо ни с единицей, ни с её частями».
4. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений.
К числу последних выражений относятся: «архитектура есть окаменевшая музыка», «лев есть царь зверей» и т. д.
Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громоздким оттого, что в него включаются лишние слова, хотя указанное выше правило соразмерности может при этом не нарушаться.
Например, совершенно ненужной была бы последняя часть фразы (начиная со слова «которое») в следующем определении: «Магнитная индукция — это возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле, которое вызывает в них явление магнетизма, т. е. намагничивает их». Определение получилось громоздким и запутанным, так как в него включены лишние слова.
Вполне достаточно было бы определить магнитную индукцию как «возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле». Конечно, это определение не исчерпывает всего содержания понятия магнитной индукции. Но, во-первых, не требуется, чтобы всякое определение всегда содержало в себе все признаки понятия, а, во-вторых, лишние слова (в неправильном определении) нашего знания расширить не могут.
Определение должно быть точным, ясным и по возможности настолько кратким, насколько краткость определения не мешает необходимой его полноте.
§ 3. Генетическое определение
Слово «генезис» означает «происхождение».
Генетическое определение — это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого предмета.
«Шар есть геометрическое тело, образованное вращением круга около его диаметра».
Другие примеры: «Окружность — это замкнутая кривая, которая образуется движением на плоскости точки, сохраняющей равное расстояние от центра». Или:
«Окружность — это замкнутая кривая, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра». Первое определение генетическое, второе — негенетическое.
Таким образом, генетическое определение также содержит в себе указание на ближайший род и видовое отличие. Оно подчиняется всем правилам негенетического определения и отличается от него лишь характером своего содержания.
Генетическое определение применяется в тех случаях, когда бывает необходимо указать на происхождение интересующего нас предмета.
§ 4. Номинальное определение
Например: «Генезис — это значит происхождение, источник».
Номинальное определение не представляет собой определения понятий, следовательно, предметов, отражением которых являются понятия. Номинальное определение лишь по форме может иногда совпадать с определением понятий. Так как оно не раскрывает содержания понятия, а только выясняет смысл слова, то важно уметь отличать определение понятия от номинального определения, чтобы не подменять одно другим.
Сравним два вида определений:
1) Номинальное определение: «Атом — значит неделимый».
2) Определение понятия: «Атом — это мельчайшая частица вещества, состоящая из ядра и электронов».
В первом определении лишь разъясняется значение слова. Это значение не соответствует современному знанию об атомах, оно устарело. Во втором определении раскрываются существенные признаки атома.
Номинальные определения бывают необходимы в известных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.
Что такое сущность: значение, употребление и синонимы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «сущность» применяется в разных областях, поэтому его обычно относят к общеупотребительным.
Нам же с вами предстоит разобраться, что конкретно подразумевают, когда используют это слово и какие синонимы к нему чаще всего подбирают, когда хотят поточнее выразить свою мысль.
Сущность — это.
Самое простое и доступное для понимания значение этого термина дается в популярных толковых словарях любого из именитых энциклопедистов – Д.Ушакова, В.Даля, С.Кузнецова, С.Ожегова. Там, в частности, объясняют, что такое сущность, при помощи элементарных понятийных ассоциаций:
это что-то главное, некий определяющий набор признаков в предмете, явлении или действии. Это то, в чем заключен смысл, идея или назначение любых вещей.
Впервые обозначить понятие попытался один из основоположников афинской перипатетической школы и «праотец» формальной логики Аристотель.
В своих трактатах, посвященных систематизированию всех ответвлений философии, под сущностью он подразумевал одну или несколько материальных характеристик, свойственных какому-либо предмету или явлению.
Много позже последователи великого мыслителя начали отождествлять его трактовку с формой или отличительным содержанием вещей, дающим начало движению:
«то, что есть», «необходимо-сущее», «внутренняя субстанция, которая определяет существование».
С древнегреческого языка, давшего термину «oysia» два основных смысловых оттенка – «einai» (быть, бытие) и «hypostasis» (существенный, личный),
– слово «сущность» переводится как «то, что есть на самом деле», «природа предмета/явления, которая не меняется в зависимости от внешних факторов», «определенность, которая всегда остается такой же».
В позднелатинском языке тоже есть такое понятие, но смысл его базируется на основе слова «essentia» – «отличительная черта любой действительности», «неизменное свойство», «главная определенность вещи или явления».
Все эти оттенки смысла хорошо прослеживаются на термине, который употреблялся еще в Древней Руси.
В письменных литературных и религиозных источниках конца VIII – начала IX вв. для обозначения понятия сущности использовали слово «естество» или «суть» – то есть нечто естественное, свойственное, характерное для того или иного явления или вещи.
Примечательно, что в русском Синодальном переводе Библии также применяется это определение, но исключительно по отношению к человеку (женщине) либо к дьяволу, бесу – здесь оно тоже обозначено как «естество».
Теперь понятие сущности используется практически во всех науках или учениях.
Разные значения и сферы употребления
Несмотря на то что каждый философ или источник определял значение этого слова по-своему, его смысл всегда сводился к тому,
что сущность – это некая основная идея, определяющая особенности, свойства и отличительные характеристики предмета или явления.
Чуть-чуть могут отличаться оттенки смысла, но ключевое содержание термина везде остается неизменным:
Речь идет о характерной для реальности форме, неразрывно связанной именно с этим явлением или вещью, и без этой формы реальность полностью утрачивает свою определенность;
Даже изменившаяся внешняя форма не способна менять внутренние свойства действительного. Суть остается, поскольку представляет собой основную идею явления, главное назначение вещи, ключевые характеристики человека или предмета;
Нередко это слово применяется в устойчивом обороте «божественная сущность», когда речь идет об исконной природе (естестве) Бога, не зависимой от его действий или помыслов;
Как правило, указав на сущность того или иного предмета и при этом не назвав его, человек понимает, о чем идет речь.
При этом важно то, что понятие отражает суть явления на данный момент, ибо в какой бы области ни употреблялся этот термин, его определение остается прежним.
Сущность в разговорной речи
Однако в обычной, разговорной речи это слово «в чистом виде» применяется довольно редко – гораздо чаще мы просто заменяем его синонимами в зависимости от тематического контекста:
Тем не менее слово «сущность», если употреблять его грамотно и адекватно, сделает речь человека более живой, богатой и точной.
Не нравится, как оно звучит?
Используйте самые простые и близкие по смыслу обороты – «в принципе», «такой же».
К примеру, можно сказать так: «Высокомерный человек – это в принципе тот же гордец». В данном случае определение не меняет истинных качеств человека, характерных именно для него и отражающих именно его суть.
В литературе (особенно в художественной) нередко встречаются фразы наподобие «вся ее женская сущность требовала рождения ребенка», и мы понимаем, что автор таким образом отражает предназначение женщины как продолжательницы рода.
Так поступил, в частности, Л.Толстой в произведении «Война и мир»: он использовал такое определение, чтобы обозначить истинную природу женщины, все естество которой – материнская любовь, забота и защита.
Часто можно услышать словосочетание «хочу понять его (ее) сущность». В данном случае человек хочет сказать, что стремится понять истинные качества человека – свойства личности, характер, предпочтения, внутреннее содержание.
В этом контексте термин более всего актуален у психоаналитиков – чтобы помочь человеку, они должны четко понимать его сущность.
И запомните, пожалуйста: «сущность» употребляется только в настоящем времени! Хотите узнать больше о сущности человека? Посмотрите ролик:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Спасибо! Хорошая статья. Творческих успехов.
Что-то последний абзац меня озадачил, сущность — это существительное, а не глагол, существительные вообще вне грамматического времени. А в остальном полностью согласен, для меня сущность — это истинная натура, если говорить о человеке.
Если немного пофилософствовать, то сущность это то, что любят скрывать очень многие люди. Ведь собственная сущность может оказаться настолько нелицеприятной, что и самому посмотреть на нее со стороны, может оказаться трудным занятием.
Сущность, это как строительные блоки, из которых состоит личность. Воспитание, жизненный опыт, собственные черты характера, все это вместе и образует сущность человека.
В Российском министерстве образования слово «сущность» приобретает абсолютно новый смысл.
Сущность, сущности — новые формы дополнительного образования IT-кубы, Кванториумы и т.п. Это слово звучит на официальных мероприятиях и фигурирует в официальных бумагах. Большего издевательства на государственном уровне над русским языком я еще не встречал