Что значит работа по бартеру
Как жить по бартеру
И не платить почти ни за что
Иногда хочется сделать мелкий ремонт или подстричься, привезти с рынка мешок картошки или отправить шкаф на дачу, но лишних денег нет. Мы нашли способ получить все это бесплатно.
Услугами можно взаимовыгодно обмениваться и не платить за них — это называется «бартер». Например, вы подшиваете Васе брюки, а он за это чинит вам розетку. Деньги никто никому не платит.
Что делают по бартеру
По бартеру можно подвезти кого-то на машине, покрасить стену, забрать ребенка из школы, научить готовить еду или преподавать английский — и взамен получить что-то нужное.
Представим, что Петр умеет красить стены и чинить сантехнику. А его соседка Аня печет пироги и преподает английский. Они могут договориться: если Петр покрасит стены и починит подтекающий кран, Аня будет учить его неправильным глаголам и испечет пирог к празднику.
По бартеру можно обмениваться и вещами. Допустим, у Екатерины скопилось несколько теплых курток 52-го размера — как раз подойдут ее коллеге Лидии. За то, что Лидия получит куртки, она обещает 3 месяца забирать ребенка Екатерины из спортивной школы и приводить домой.
Где искать
Начните с друзей, родственников или соседей. Наверняка кто-то из них шьет или вяжет, умеет делать стрижки или может подтянуть вашего ребенка по математике — например, объяснить, что такое дроби.
В соцсетях. Во Вконтакте есть группы, где люди ищут услуги по бартеру, — их можно найти по поисковым запросам «обмен товаров и услуг», «бартер в Москве», «бартер в Екатеринбурге».
Там можно найти репетитора, тренера, массажиста или тех, кто хочет обменять свои вещи на что-то другое.
На сайтах. Личные вещи, технику и даже автомобиль поможет найти сайт «Баш на баш». Пользователи выкладывают там всё, что хотят отдать, и пишут, что надеются получить взамен.
Что предлагать взамен
Если не знаете, что предложить в ответ на оказанную услугу, начните с ревизии лишних вещей. Наверняка найдется одежда, ставшая не по размеру; мебель, которая только занимает место в квартире; старая или ненужная техника; автозапчасти.
Подключите всю семью: муж может забивать гвозди и чинить краны, а старшая дочь поможет с английским в обмен на кроссовки «Нью-бэланс».
Вспомните свое старое хобби или освойте новое. Если вы давным-давно шили что-то для себя или иногда делали красивые стрижки родственникам, самое время восстановить эти навыки — и через какое-то время милое хобби может превратиться во вполне прибыльную подработку.
Что значит по бартеру
Прежде всего, отметим, что значит по бартеру. Само слово «бартер» происходит от французского barater («обменивать»). В этой связи по бартеру значит по обмену, без использования денег.
Сочетания со словом «бартер» встречаются в разных общественных отношениях и разных отраслях права. В частности: бартерные сделки — обменные сделки, применяемые во внутренней или внешней торговле; бартерный лизинг — вид лизинга, когда вместо лизинговых платежей поставляется товар (согласно Московской конвенции о межгосударственном лизинге от 25.11.1998); внешнеторговая бартерная сделка — вид сделки, заключаемой во внешнеэкономической деятельности и предполагающей обмен товарами, работами или услугами; сделка не исключает также применение платежных средств (ст. 2 закона «Об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ); договор мены — предусмотренный гражданским правом РФ вид договора, предполагающий обмен товарами (ст. 567 Гражданского кодекса РФ, далее — ГК РФ); бартерная торговля — вид торговли, не предполагающий денежных расчетов (ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения», утв. приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст); карточка бартерной сделки — документ учета бартерных операций, необходимый для таможенного контроля; мена продовольствия городского резерва — извлечение части резерва с заменой на аналогичные запасы (распоряжение правительства Москвы «О городском резервном продовольственном фонде» от 02.10.2007 № 2183-РП).
В чем трудность бартера
В чем трудность бартера, зависит от конкретной сферы применения бартерных отношений. Рассмотрим сложности бартера при неденежной оплате труда работников (то есть когда за выполняемую работником трудовую функцию работодатель осуществляет оплату в натуральной, а не денежной форме).
Что такое бартер: определение
Определения, что такое бартер, были даны в первом разделе настоящей статьи. Рассмотрим более подробно определение одной из наиболее часто используемых форм бартера — договора мены.
Согласно п. 1 ст. 567 ГК РФ договор мены определяется через следующие характеристики: каждая из сторон передает товар в обмен на другой товар; товар в рамках данного соглашения передается в собственность другой стороны.
ВАЖНО! К договору мены применяются положения законодательства о купле-продаже, которые не противоречат существу мены. При этом сторона, передающая товар, признается продавцом, а принимающая сторона — покупателем, в связи с чем каждая сторона в рамках мены является и продавцом, и покупателем (п. 2 ст. 567 ГК РФ).
Подробнее о купле-продаже читайте в наших статьях по ссылкам:
«Какие существенные условия договора купли-продажи?»;
«Отличие договора поставки от договора купли-продажи».
Рассмотрим некоторые особенности договора бартера на примере мены подробнее. При квалификации договора следует учитывать такие нюансы, выявленные судебной практикой: обмен товара на услуги — смешанный договор, а не мена (п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с договором мены» от 24.09.2002 № 69, далее — письмо № 69); если предоставление товара заменяется на оплату, то данное изменение считается новацией обязательства, что влечет необходимость применения положений о купле-продаже (п. 4 письма № 69); уступка права требования не может оформляться договором мены (п. 3 письма № 69).
О других вопросах договорного права можно прочитать в наших статьях по ссылкам:
«Письменная форма договора по ГК РФ»;
«Преддоговорные переговоры и ответственность сторон»;
«В чем разница между прекращением и расторжением договора?».
Итак, простыми словами бартер — это обмен. Обмен может быть в отношении разных объектов и оформляться в различных договорных формах. Одним из наиболее распространенных видов применимых соглашений является договор мены, который предполагает обмен товарами в собственность без осуществления денежных расчетов. При этом бартерные отношения предполагают определенные ограничения. В настоящей статье также были затронуты нюансы неденежной оплаты на примере трудовых отношений.
Что такое бартер — толкование, назначение и виды бартера
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Всем известна формула: «Деньги → товар, товар → деньги». Это значит, что имея деньги (не важно: наличные или безналичные), мы можем купить какой-либо товар или услугу.
А имея товар (услугу), мы можем его продать и получить деньги. Но эта формула может быть изменена путем исключения промежуточного звена «Деньги». А вот как это сделать, мы расскажем в этой статье.
Иначе говоря, мы рассмотрим, что такое бартер, в каких случаях применяется данная сделка, и какие виды бартера существуют.
Бартер — это.
Допустим, у меня есть вагон краски, у вас – вагон пиломатериала. Вам нужна краска, мне – дерево, стоимость наших товаров равноценна. Можно подойти к решению вопроса стандартным способом: я продаю вам краску, вы продаете мне пиломатериал.
Но вот незадача – у нас с вами нет денег для приобретения нужного товара. А если и есть, то зачем совершать лишние манипуляции? Гораздо проще совершить обмен, т.е. провести бартерную сделку.
Вывод: бартер – это обмен товарами или услугами без совершения расчета с применением наличных или безналичных денег. Условием совершения обмена является равная стоимость объектов бартера (по добровольному обоюдному согласию сторон).
Последнее замечание важно: даже если объекты бартера неравноценны (например, обмен килограмма яблок на паровоз), но стороны бартерной сделки считают такой обмен приемлемым, то сделка может быть осуществлена на законных основаниях.
«Бартер» переводится с английского (barter) как «товарообмен». Как видите, перевод слова верно передает суть бартерного процесса. Бартерные сделки совершаются как на внутреннем рынке стран, так и во внешнеэкономических отношениях.
Ситуации, в которых бартер является оптимальным вариантом
Ключевые моменты бартерных отношений
По свой сути бартер – это натуральный обмен.
Бартер – это сделка, в которой участвуют 2 и более сторон. Если сторон две, то такой бартер называется закрытым, если более двух – то открытым.
Сторонами сделки могут быть и физические, и юридические лица (комбинация не важна). Это значит, что физ.лицо может меняться товаром с юридическим либо с другим физическим лицом, а юридическое – с юридическим и физическим.
Но как правило, отношения мены между физ.лицами как бартерные сделки не трактуются (за исключением сделок с участием индивидуальных предпринимателей). Термин в основном используется, если одна из сторон бартера – юр.лицо.
Соблюдение формальностей в документообороте – залог соблюдения сторонами сделки своих обязательств.
В юридических Кодексах РФ нет понятия договора бартера. Чаще всего бартер оформляется договором мены. В свою очередь, Гражданский Кодекс (ГК) РФ (ст. 567, п. 2) трактует договор мены как договор купли-продажи, когда каждая из сторон сделки одновременно является продавцом и покупателем товара. Такая схема позволяет вычленить базу для налогообложения физ. или юр.лиц.
В бартере может выстраиваться целая цепочка заинтересованных сторон. Такие комбинации были в ходу в эпоху перестройки, когда наблюдался кризис неплатежей. Объем бартера достигал 80 % от всех коммерческих сделок.
Вот реальный пример из того далекого и непростого времени: у ИП Петрова есть цистерна машинного масла, ему нужны бетонные блоки с завода «Х», которому не нужно масло, а необходим трактор. Что делать? Петров ищет того, кому нужно его масло и выясняет, что из товаров необходимо тракторному заводу.
В итоге поисков предприниматель выстраивает следующую цепочку бартерных сделок: цистерну масла меняет на вагон обуви → обувь обменивает на трактор (при отсутствии денег тракторный завод выдает своим работникам зарплату обувью (логично, ведь тракторами зарплату людям не выплатишь)) → трактор меняет на необходимые ему бетонные блоки.
Круг замкнулся, все получили что хотели.
Плюсы и минусы бартерных сделок
Проанализируем достоинства и недостатки бартера в следующей таблице:
преимущества | недостатки |
---|---|
при отсутствии денег (и наличия товара для реализации) нет необходимости брать кредит или заем | трудность расчета налогов (НДФЛ, взносов на ОМС, в пенсионный фонд) |
товар не подвержен инфляции | сложность создания бартерных цепочек |
оптимальный способ избавиться от затоваривания на складах | ограничение по выплате заработной платы бартером (не более 20 % от общей суммы (ст.31 Трудового Кодекса РФ), наличие письменного согласия работника) |
снижение роли национальной валюты как платежного средства |
В РФ в настоящее время бартер занимает незначительную долю в торговых сделках. Это связано с тем, что деньги являются наиболее ликвидным товаром, поэтому вести торговлю за деньги более выгодно, чем по схеме: «Товар → Товар».
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
С учетом нынешней экономической ситуации, скоро бартер может вернуть былую популярность. Особенно с учетом инфляции самых распространенных валют.
Бартер — это отсталая форма отношений между производителями продукции. И то, что она до сих пор актуальна говорит о том, что современная экономика продвинулась не настолько далеко, как полагают некоторые эксперты.
Сотрудничество с блогерами по бартеру в «Инстаграме»: как найти исполнителя?
Цель любого рекламодателя — сэкономить бюджет и получить больше выгоды. Поэтому многие бренды предпочитают сотрудничество по бартеру с блогерами в «Инстаграме», чтобы сократить затраты, но при этом получить максимум от рекламы: новых фолловеров и потенциальных клиентов, увеличить охваты, привлечь внимание к продуктам компании и так далее.
Но работать таким образом с инфлюенсерами непросто. О том, как обойти подводные камни и создать коллаборацию с лидером мнений по бартеру, читайте в нашей статье.
Сотрудничество по бартеру в «Инстаграме» подразумевает, что вместо финансового вознаграждения вы бесплатно присылаете блогеру продукт компании, на который он должен сделать обзор. В выигрыше все участники: бренд получает рекламу, а исполнитель — полезную для него продукцию.
Условия бартера в«Инстаграме», как правило, подходят для тех, кто связан с бьюти-индустрией, спортивным инфлюенсерам, а также блогерам, которые пишут на тему воспитания и развития детей. Именно они с радостью тестируют новые продукты и используют их в быту.
Например, ваш бренд занимается продажей натуральной косметики. Вы находите профессионального косметолога и предлагаете ему сотрудничество на условиях бартера. Человек получает бокс с косметикой, пользуется ею, тестирует, а затем делает полноценный обзор продуктов.
Главное преимущество такого сотрудничества — экономия бюджета. Как правило, компаниям дешевле обходится оплата услуг инфлюенсера собственными товарами, особенно если речь о топовых блогерах.
Но есть и один существенный недостаток: у вас нет гарантий, что блогер честно выполнит свою работу. Например, вместо положительного отзыва о продукте получите негатив. Либо инфлюенсер может просто ничего не сделать и не выйти на связь, а товар вы уже отправили.
Инфлюенс-маркетинг больше подходит для продвижения товаров, чем услуг. Впрочем, можно пригласить топового блогера из вашего города на, допустим, сеанс массажа или бесплатную стрижку в один из салонов крупной сети. Но, скорее всего, это принесет меньший профит, чем если компания будет использовать другие каналы продвижения.
Давайте разберем на примере. Допустим, вы продвигаете центр детского развития в спальном районе. Вместо того, чтобы героически искать хотя бы двух инфлюенсеров со схожей ЦА, готовых прорекламировать компанию по бартеру, лучше вложить бюджет в РРС и таргет. Они принесут больше лидов, чем блогеры.
Перед тем как предложить бартер в «Инстаграме», компании нужно хорошо прокачать собственный аккаунт в социальной сети. Иначе с вами могут не захотеть работать. А если сотрудничество все же состоится, то «голый» коммерческий профиль может просто отпугнуть потенциальных клиентов.
Кроме того, даже если бренд работает над аккаунтом и регулярно продвигает его с помощью полезного контента, необходимо предварительно подготовиться к приему целевого трафика в Директ. Поэтому нужен ответственный за клиентов менеджер. SMM-щик в силу своей загруженности не всегда сможет отвечать на тонну сообщений.
Как правило, сотрудничать по бартеру соглашаются микро- и наноблогеры, но иногда и топовые инфлюенсеры. Все зависит от популярности вашего бренда и от его продукции. Поэтому перед тем, как предлагать сотрудничество человеку, трезво оцените, насколько продукт будет ему интересен.
Искать блогеров можно по хэштегам (хобби, интересам) и по геометкам. Кроме того, если ранее вас рекламировали крупные инфлюенсеры, то ждите в ЛС сообщения с предложениями о сотрудничестве от других блогеров, которые следят за действиями конкурентов.
Чтобы не искать лидеров мнений вручную, можно воспользоваться специальным сервисом, например, trendHERO. Это сайт поиска и проверки блогеров на накрутку и качество аудитории. С помощью инструмента можно быстрее найти кандидатуры для сотрудничества по бартеру.
Для начала нужно зарегистрироваться на сайте. Затем авторизоваться и выбрать подходящий для вашего проекта тариф. Вы можете для ознакомления использовать free-пакет с ограниченным количеством функций.
Чтобы подыскать подходящего исполнителя, необходимо перейти во вкладку «Поиск блогеров». На странице уже есть готовый список фильтров, с помощью которого можно осуществить подбор инфлюенсеров.
Мы рекомендуем в первую очередь указывать следующие параметры:
Также при необходимости можно указать, каким должен быть прирост подписчиков за 30 дней, стоп-слова, количество публикаций и так далее. Эти параметры помогут максимально сократить поиск подходящих аккаунтов.
После того как будут указаны все необходимые параметры, нажмите кнопку «Поиск», и система выдаст список блогеров. Рекомендуем выбрать от 3 до 10 потенциальных исполнителей и проверить каждого из них на накрутку, прежде чем писать письмо с предложением.
Почему стоит это сделать? Мы уже разобрались, что значит сотрудничество по бартеру в «Инстаграме», — это условно бесплатный метод продвижения. Но даже в таком случае реклама должна приносить результат, иначе вы зря потратите время и понесете убытки из-за бесплатной отправки товара.
Чтобы получить ответ, вам необходимо кликнуть по профилю блогера и нажать кнопку «Получить отчет». После того как система соберет все данные по аккаунту, вы получите статистику по фолловерам и их активности в профиле, а также информацию о качестве аудитории, показателях вовлеченности и прочее.
Советуем обращать внимание на параметр Account Quality Score (AQS). Это оценка качества аккаунта. Она указана с правой стороны в самом верху отчета.
Показатель учитывает качество аудитории, была ли накрутка, вовлеченность и другие параметры. Если AQS от 50 баллов, можно попробовать посотрудничать с блогером.
Посмотреть, сколько массфолловеров, подозрительных и коммерческих аккаунтов подписано на блогера, можно во вкладке «Тип аудитории». Чем больше реальных фолловеров, тем лучше для рекламодателя.
Вкладка «Прирост аудитории» покажет, как часто блогер участвует в гивах или использует другие методы накрутки подписчиков. Если на графике есть резкие пики, а затем спады — это плохой знак. Если количество возрастает равномерно, значит, сотрудничать можно.
Таким образом нужно проверить каждый отобранный аккаунт, чтобы отсортировать блогеров, с которыми сотрудничать не стоит. Затем переходим к следующей части: как предложить бартер в «Инстаграме», пример сопроводительного письма.
Можно создать единый скрипт и отправлять его всем инфлюенсерам, которые вас заинтересовали. Конечно, проверяйте текст, чтобы он смотрелся логично. Меняйте имена, когда обращайтесь к разным людям, при необходимости — геолокацию.
Отвечают примерно 30% блогеров, остальные игнорируют сообщение. Затем еще половина отсеивается, когда начинается обсуждение рекламы.
То есть, если вы написали, допустим, 10 писем, то ответ получите от 1–3 людей. И это хороший результат. Так что при поиске блогера для сотрудничества по бартеру придется писать очень многим.
Затем начинается этап обсуждения проекта и оплаты. Как правило, блогеры будут настаивать на более внушительном вознаграждении. Допустим, вместо одного тюбика помады — три.
Если инфлюенсер топовый, то можно согласиться. Но всегда лучше торговаться! Держитесь дружеского тона, иначе сделка может сорваться в самом начале.
Всегда составляйте техническое задание. К примеру:
Чтобы долго не рассказывать блогеру, почему этот снимок не подходит и что нужно переделать, пропишите все детали заранее и как можно подробней.
Затем оговариваете дату доставки товара и дедлайн по рекламе. После принимаете готовый результат — и все счастливы.
Итак, теперь вы понимаете, что значит работать по бартеру в «Инстаграме». Это не всегда легкий способ продвижения, так как сложнее подобрать исполнителя, чтобы получить ожидаемый результат.
Без сервиса-помощника trendHERO не обойтись, иначе можно потратить уйму времени на поиск блогера, а затем на его проверку. Рекомендуем всегда держать на мушке как минимум 10 аккаунтов, а лучше больше, так как всего 30% инфлюенсеров готовы сотрудничать по бартеру.
Все подробности оговаривайте заранее, чтобы результат удовлетворил компанию, а исполнителю не пришлось все переделывать.
Сотрудничество с блогерами по бартеру
Есть желание заказать рекламу у блоггеров, но не хочется тратить кровные? Предложите сотрудничество по бартеру! Не факт, что на это клюнет «крупная рыба» с миллионом подписчиков, но шансы есть. На худой конец есть кучу «мальков» и «головастиков» инфлюенс-маркетинга, готовых работать на взаимовыгодных условиях. Нужно только правильно предложить.
Мы уже рассказывали, как эффективно сотрудничать с блогерами. Сегодня продолжим тему и расскажем, как предложить блоггеру сотрудничество по бартеру.
Чем бартер выгоден для бизнеса
Получается, что все в плюсе. Блогер получает бесплатный продукт и предмет для создания контента, а вы рекламу по себестоимости продукта.
Какому бизнесу подходит бартер-формат
Подойдет | Не факт | Точно не подойдет |
— гаджеты — аксессуары — мебель — ювелирные украшения — одежда и обувь — продукты питания — бьюти-услуги — услуги общепита — автосервис — строительные материалы — книги | — инфопродукты — инструменты диджитал — персональные услуги — автодилеры — элитные дорогие товары — услуги без материального результата | — учет и аудит — бухгалтерские услуги — услуги психологов — узкоспециализированные продукты — карьерные консультанты — HR-консалтинг — сложные IT-продукты — юридические услуги — любые другие услуги В2В |
Кому подойдет. Почти всем из В2С. Проще договориться, если вы продаете что-то физическое: украшения, гаджеты, мебель, аксессуары, еду. Сложнее с услугами и диджитал-продуктами. Хотя могут быть исключения. Например, тату-салоны, студии маникюра, станции техобслуживания, сервисы доставки, заведения общественного питания и много кто другой найдет, что предложить ЛОМу.
Инфлюенсер рекламирует ресторан суши и роллов. Скорее всего работает бартер. Человек бесплатно ужинает в заведении, а в обмен публикует фотоотчет и высказывает свое мнение.
Не факт, что бартер подойдет бизнесам, которые продают элитные дорогие товары с высокой себестоимостью. Блогеры куда охотнее согласятся на бартер, но цена товара не всегда позволяет работать на таких условиях. Обычно товары такого сегмента в обмен на рекламу используют при сотрудничестве с блогерами-миллионниками. Например, дорогие автомобили дают на тест-драйв. А элитные часы могут попросить засветить на публичном мероприятии, а не только в Инсте.
Еще сложно будет предложить бартер, если вы продаете:
Вилсаком рекламирует элитные часы. Их стоимость говорит об одном: гаджет — точно часть сделки.
Бартер точно не подойдет, если вы продаете узкоспециализированные продукты. Например, буровые установки, фильтры для доменных печей или приборы для геодезии. Работа по бартеру не для вас, если ваши услуги рассчитаны только на B2B, ваши услуги связаны с консалтингом или сложными IT-продуктами, вроде систем автоматизации маркетинга или онлайн-бухгалтерии.
Например, OkoCRM — какой бартер мы можем предложить блогеру?) Или вот аудиторская компания: вряд ли рядового инфлюенсера заинтересуют юридические и бухгалтерские услуги.
Какие блогеры готовы сотрудничать по бартеру
Их массово привлекают к маркетинговым кампаниям как крупные, так и начинающие бренды. Просто первые выбирают 3–5 ломов, а вторые привлекают для продвижения десятки человек.
Как найти инфлюенсеров для рекламы по бартеру
Предположим, что вам нужен нишевый или микроблогер с контентом конкретной тематики. Его можно найти двумя способами:
Напрямую. Допустим, мы планируем рекламироваться у Инста-блогеров. Чтобы найти нужного ЛОМа, можем использовать:
Например, мы продвигаем магазин спортивных товаров в СПб. Лучший кандидат — какой-нибудь фитнес-тренер. Так и забиваем в Инста-поиске: #фитнестренерспб. Поисковая выдача — 24 тысячи результатов.
Пример поиска по хэштегу в Instagram. Смотрим на лайки, комментарии, количество подписчиков, качество контента, учитываем вовлеченность ЦА. Находим лучших и сохраняем.
Ищем лучших блогеров по фоткам. Обычно в начале попадаются как раз нужные ребята с подходящей аудиторией. Сохраняем их профили в специальной табличке, чтобы позже постучать с предложением.
Через сервисы. Есть много программных продуктов, которые парсят аудиторию в соцсетях и умеют находить нужных людей по конкретным параметрам. Например, TrendHERO, FakeLikeInfo или LiveDune.
Допустим, мы у нас интернет-магазин компьютерной техники для геймеров. Мы решили запустить кампанию по продвижению новой модели компьютерных мышек. Обычно мышками пользуются любители шутеров. Идем в сервис:
Вот так выглядит интерфейс поиска в TrendHERO. Вагон фильтров помогут вам быстрее найти нужного человека для рекламы.
По заданным параметрам сервис найдет нам всех киберспортсменов, стримеров, геймеров и просто блогеров, которые любят шутеры.
Фрагмент поисковой выдачи в сервисе. Не нужно вручную шерстить все посты и отбирать подходящие аккаунты. Задаешь в фильтре параметры и сразу выбираешь из подходящих.
Каждый профиль можно изучить подробнее. Сервис покажет статистику по аккаунту, качество аудитории, рейтинг вовлеченности и много других параметров. Сможем найти наиболее подходящих и релевантных продукту инфлюенсеров.
Когда нашли 3–5 блогеров — полдела сделано. Сравниваем статистику, смотрим контент и готовим предложение о работе с блогерами по бартеру.
На что смотреть, когда ищешь блогера для сотрудничества:
Как организовать интеграцию
Нативные интеграции — это интеграции вашего продукт в контент, который публикует блогер. Если мы говорим про Инстаграм, интеграции обычно делают в форме поста, сторис или видеоразбора/отзыва. Чтобы интеграция казалась естественной, рекламному креативу нужен сюжет. Просто так сделать пост «вот мышка, вот продавец — покупайте» не получится. Обычно сюжет фокусируют на пользе или эмоциях.
Фокус на пользе. Чтобы получить позитивный отклик, рекламируемый товар или услуга должны решать проблемы и закрывать потребности аудитории.
Например, если мы продвигаем протеиновые батончики через блогера-спортсмена, нужно делать акцент на отсутствии сахара, целом наборе полезных витаминов и заряде энергии на целый день. Если речь про геймерскую мышку — акцент на улучшении игровых показателей, повышенной чувствительности и стильной подсветке. А если мы продаем чемоданы, блогеру нужно будет показать, какой наш продукт вместительный и неубиваемый.
Во всех случаях продукт хорошо бы протестировать и сделать развернутый отзыв. Сценарий обсуждается заранее.
Фокус на эмоциях. Эмоциональный сценарий подойдет для продуктов, которые связаны с творчеством. Например, авторская посуда или плетеная мебель ручной работы. Сделайте из доставки настоящее шоу: с красивой упаковкой, воздушными шарами и курьером в костюме белки (или ананаса). Тут важна подача и эмоциональная составляющая. Круто, если блогер сможет сделать подводку в сторис (мол, жду доставку от крутых ребят), а потом запишет свою реакцию на видео (лучше ему не знать о костюме белки).
Нужно, чтобы получилось эмоционально — потому что продукт должен дарить сначала эмоции, польза уходит на второй план. Если польза все-таки важнее, используйте первый тип сценария.
Чеклист: как предложить блоггеру сотрудничество по бартеру
Допустим, мы производим мороженое и протеиновые батончики. Очевидно, наш продукт не вызывает сильных эмоций — концентрируемся на пользе. Чтобы в пользу наших батончиков поверила аудитория, нужен эксперт из мира фитнеса и спорта. Например, профессиональный спортсмен или фитнес-блогер. Отбираем нужных кандидатов и двигаемся по сценарию.
1. Готовим письмо
Советчики из этих ваших интернетов говорят, что нужно строить писем по четкой структуре: с приветствием, представлениями, танцами-реверансами и вот этой всей официальной чепухой. Не нужно. Давайте проще и короче:
Все. Используйте этот скрипт, чтобы написать письмо для всех, меняя только имя. Не нужно ничего выдумывать и страдать над письмом, двигая слова местами. Поверьте: и так пойдет.
Пример настоящего письма блогеру с предложением бартера. Никаких выдумок и реверансов. Коротко и по существу.
2. Собираем отклики
Практика компаний показывает, что на письмо с предложением поработать по бартеру откликается примерно 1 из 3 кандидатов. Из тех, кто ответил, половина отваливается при обсуждении условий. Получаем на 10 отправленных писем 1–2 блогеров, с которыми можем работать. Нормальный результат, учитывая, что бюджет — 0 ₽. Поэтому, если хотите работать с блогерами по бартеру, пишите сразу многим — чтобы кто-то точно согласился.
3. Согласуем условия
Когда нашли несколько подходящих кандидатов и получили от них согласие — согласуем условия. Важно упаковать их в отдельный документ. Например, техническое задание. Особенно важно составить ТЗ, если хотите получить что-то конкретное. Если блогер не может выполнить ваши хотелки или для бартера это слишком — он отвалится. Так что тоже не перегибайте с ТЗ.
Например, в случае с мороженным и протеиновыми батончиками заказчику важна тема спорта, красивая фигура ЛОМа и его изображение на фото. Вот девушка в обнимку с батончиками на стадионе — само то. А уставший боксер, развалившийся дома на диване не зайдет. Поэтому, если есть четкие требования и пожелания — обсуждайте их «на берегу» и фиксируйте в ТЗ.
4. Делаем доставку и получаем отзыв
В день Х курьер привозит персонажу посылку с продуктом. Блогер тестирует продукт, пишет отзыв, делает интересное фото (или видеоотзыв — как договоритесь) и присылает на согласование. Важно заранее обсудить момент публикации, чтобы без согласования — ни-ни. А вдруг у вас деликатная и чувствительная аудитория, а инстаблогерша решит закреативить и опубликует пост в стиле «ню». Нехорошо. Поэтому, сначала согласование → потом публикация.
Когда пост будет опубликован в основном аккаунте, можно продублировать отзыв в аккаунте компании. Мол, вот такие отзывы оставляют нам товарищи-блогеры.
Отзыв блогера-спортсмена о протеиновых батончиках в аккаунте компании. Его разместили сразу после публикации фотографии в основном аккаунте.
5. Отслеживаем эффективность
Просим блогера прислать статистику аккаунта. Если у него подключен бизнес-аккаунт, через 24 часа после публикации можно запросить статистику. И смотрим результаты — лайки, просмотры, комментарии.
Смотрим заказы по промокоду. Если в посте размещен промокод на скидку — через неделю оцениваем количество сделанных с его помощью заказов.
Оцениваем приток подписчиков. Был ли в аккаунте компании всплеск активности после публикации? Пришли ли новые люди? Откуда они пришли — это точно аудитория блогера?
Смотрим вовлеченность и активность ЦА. Что люди пишут в комментариях? Нет ли негатива и осуждающих откликов, мол «продался»?
Вообще критериев для оценки может быть много. Используйте те, которые соответствуют вашим целям. А потом принимайте решение — сотрудничать с блогером повторно или нет. Только если настроились на повторную работу, пожалуйста, не частите. Иначе интеграция перестанет быть нативной и превратится в рекламу.