Что значит работа нон стоп
«Нон-стоп» – это без остановки: происхождение, правила использования
Нон-стоп – это довольно распространенное выражение, которое можно услышать по радио, прочесть в анонсах городских мероприятий, увидеть в соцсетях или встретить в разговорной речи. Некоторые считают его просторечным и даже жаргонным, однако филологи уверяют, что оно занимает в русском языке свое законное место, хоть и появилось относительно недавно.
Если вы хотите точно знать, что обозначает это слово, а также понимать, когда уместно употреблять его в речи, наша статья вам очень пригодится.
Происхождение слова
Синтаксические и морфологические свойства
Согласно современным словарям, нон-стоп – это неодушевленное существительное мужского рода. Оно относится ко второму склонению. Его можно склонять по падежам, как предусматривают правила русского языка. При этом первая часть «нон» остается без изменений, окончание присоединяется к части «стоп».
Семантика
Но чаще всего это выражение обозначает мероприятие большой продолжительности, во время которого нет никаких пауз и остановок.
Примеры применения выражения
Понять, что такое нон-стоп, проще всего на примере. Многие кинотеатры проводят сеансы трансляции фильмов без пауз. Как правило, мероприятие назначается на не самое популярное время. К примеру, сеанс нон-стоп может быть ночным. Несколько фильмов транслируют один за другим. Зритель может сэкономить на билете. Весь сеанс обойдется дешевле, чем несколько билетов на те же фильмы. Во время сеанса нон-стоп допустимо приходить и уходить в любое удобное время.
В непрерывном режиме может происходить радиоэфир. Отличный пример – трансляция музыки с фестиваля, который длится несколько дней подряд.
Слово часто используют для нейминга или рекламных кампаний. Оно отлично подходит для названия круглосуточной лаборатории, диагностического центра, консультационного пункта юридической или психологической поддержки, фирмы-перевозчика, службы доставки, а также многих других организаций, готовых оказывать услуги в любое удобное для клиента время.
Неправильное делегирование, работа нон-стоп, перфекционизм: основные ошибки тайм-менеджмента, которые совершают даже самые успешные люди
Наши успехи и неудачи зависят от многих вещей, в том числе и от умения управлять своим временем. Искусством тайм-менеджмента должен овладеть каждый человек, который стремится сделать впечатляющую карьеру. Какие же ошибки в этой сфере нередко допускают даже успешные люди.
Отрицание проблемы
Люди могут замечать, что работа, в которую они вкладывают много сил, не приносит желаемых результатов. В подобной ситуации многие жалуются на нехватку времени. Им кажется, что если бы в сутках было больше часов, они лучше справлялись бы со своими делами.
В действительности такие люди не хотят признать, что всего лишь не умеют управлять своим временем. Они предпочитают жаловаться вместо того, чтобы начать работать более эффективно. Отрицание проблемы не позволяет им приступить к борьбе с ней.
Отказ от планирования дня
Если вы хотите все успевать, вам просто необходимо приучить себя планировать каждый свой день заранее. Люди, которые этого не делают, хватаются то за одно дело, то за другое. В результате у них все получается хуже, чем могло бы быть. О многих важных вещах они просто забывают.
Вечером необходимо уделить какое-то время тому, чтобы спланировать завтрашний день. Также психологи рекомендуют заранее выбирать наряд, готовить обед. Это позволит сделать более продуктивным свое утро.
Выбор между «срочным» и «важным»
Какие дела необходимо сделать в первую очередь – срочные или важные? С этой дилеммой нередко сталкиваются даже успешные люди. На помощь приходит матрица Эйзенхауэра – эффективный инструмент тайм-менеджмента.
Все свои дела нужно распределить на четыре категории. Первая графа – важные и срочные задачи. Если человек умеет управлять своим временем, в этом списке у него будет мало пунктов. В эту группу попадают дела, невыполнение которых негативно скажется на достижении поставленной цели и становится источником всевозможных неприятностей. Также сюда следует отнести решение проблем со здоровьем.
Важные, но не срочные дела – категория, также заслуживающая пристального внимания. Наибольшего успеха достигают люди, которые сконцентрированы в первую очередь именно на этой группе. Отсутствие дефицита времени позволяет подходить к выполнению задач более творчески, тщательнее обдумывать свои действия.
Срочные, но не важные дела необходимо внести в третий список. Вовсе не обязательно заниматься этими задачами самостоятельно. При наличии возможности допускается их делегирование другим лицам.
Четвертая категория – дела, которые не имеют срочности и важности. Заниматься этими вещами следует в последнюю очередь. Возможно, что многие из них и вовсе удастся вычеркнуть из списка.
Неправильное делегирование
Даже успешные люди зачастую не владеют искусством делегирования. Они стараются все делать самостоятельно, что, как им кажется, гарантирует наилучшие результаты. В результате такие лица не успевают ничего, постоянно жалуются на нехватку времени.
Делегирование – важная часть тайм-менеджмента. Подумайте о том, какие свои обязанности вы сможете без всякого ущерба для дела переложить на других людей. Наверняка этот список окажется достаточно длинным. Делегирование позволит вам сэкономить время, которое можно потратить на действительно важные вещи.
Ранние подъемы
Многие успешные люди ошибочно полагают, что им необходимо вставать рано для того, чтобы справляться со своей работой. В действительности каждый человек живет по своему ритму. У кого-то пик работоспособности приходится на утренние часы, кто-то же ощущает прилив энергии во второй половине дня или поздним вечером.
Вам необходимо научиться прислушиваться к своему организму. Обратите внимание на то, в какое время вы наиболее бодры и энергичны. Это наблюдение поможет вам выбрать оптимальное время подъема и отхода ко сну.
Многие люди отказывают себе в здоровом сне для того, чтобы сэкономить время. В действительности они только начинают хуже работать, так как постоянно чувствуют себя разбитыми и беспомощными. Важно приучить себя тратить на сон не менее 7-8 часов.
Отсутствие гибкости
К сожалению, предусмотреть все и всегда не удается ни одному человеку. Все мы не застрахованы от сюрпризов, которые вмешиваются в наши планы и даже разрушают их. Вы можете опаздывать на важную встречу из-за пробок и непогоды. В вашем офисе могут отключить электроэнергию, что помешает вам своевременно доделать важный доклад.
Умение быстро перестраиваться – важная способность для человека, который мечтает об успешной карьере. Если жизненные обстоятельства не позволяют вам заниматься запланированными делами, вы должны переключиться на те, с которыми вы можете справиться прямо сейчас.
Также полезно приучить себя оставлять в своем графике окно. Свободное время можно посвятить решению проблем, которые возникают неожиданно. К примеру, можно ничего не планировать на первый час после обеда.
Перфекционизм
Идеальных людей в природе нет, но многие пытаются стать таковыми. Перфекционизм – качество, которое чаще мешает, чем помогает. Вы должны делать свою работу качественно, но не нужно стремиться к совершенству во всех мелочах.
Когда вы задаете себе слишком высокую планку, то постоянно находитесь под давлением. Из-за этого работа может валиться у вас из рук. Признайте за собой право на ошибки, которые при необходимости всегда можно исправить. Это сэкономит вам массу времени, которое обычно уходит на доведение каждого своего начинания до совершенства.
Отсутствие чувства времени
Далеко не всегда нам удается правильно определить, сколько времени займет решение той или иной задачи. Иногда мы выделяем два часа на то, что можно сделать за 30 минут. Иногда мы даем себе всего час на работу, на выполнение которой требуются целые сутки, а затем трудимся в условиях цейтнота.
Развить у себя чувство времени очень легко. В течение недели необходимо записывать все свои дела, а также то, сколько часов и минут они заняли. Постепенно вы поймете, что научились правильно определять время, которое требуется для решения конкретной задачи.
Зацикленность на порядке
Обратите внимание на то, сколько времени вы ежедневно посвящаете приведению в порядок своего рабочего места. Подумайте о том, действительно ли так важно, чтобы все канцелярские принадлежности лежали на отведенных для них местах, чтобы стол сверкал и блестел. Насколько это помогает вам справляться со своими делами?
Психологи утверждают, что творческий беспорядок нередко приносит пользу, а не вред. В условиях хаоса человек способен более креативно подходить к решению повседневных задач.
Работа нон-стоп
Человеческий организм можно сравнить с батарейкой, которой постоянно требуется подзарядка. Когда вы отказываете себе в отдыхе, вы думаете, что сможете более эффективно справиться со своей работой, так как у вас остается больше времени. В реальности вы начинаете работать все хуже и хуже, так как у вас развивается хроническая усталость.
Внесите в свое расписание перерывы, которые позволят вам прийти в себя и собраться с мыслями. Обязательно выделяйте хотя бы один день в неделю, когда вы сможете полностью отключиться от работы. Ваша продуктивность от этого только вырастет.
Упрямство
Человечество разработало множество систем управления временем. Одним людям подходит одна модель, другим – другая.
Не пытайтесь применить метод, который очевидно не работает в вашем случае. Экспериментируйте с различными системами, и вы обязательно найдете ту, что оптимальна лично для вас.
Значение слова «нон-стоп»
но̀н-сто́п
1. жарг. мероприятие (концерт, радиопередача и т. п.), проводимое без перерыва, без остановки в течение длительного времени ◆ Нинку из роддома забирают родственники, и она всем объясняет, что у мужа ейного нон-стоп в Бакуриани, и никто из родственников не может понять, что такое этот нон-стоп и почему отец ребенка Коля Галанов не может подъехать на пару минут к роддому и взять на руки дочку. Ю. И. Визбор, «Завтрак с видом на Эльбрус», 1983 г.
2. в знач. неизм. прил. безостановочный, осуществляемый без перерыва ◆ Завод проводил собственные предсерийные испытания, а два собранных в России Focus отправил накануне презентации в нон-стоп путешествие до Мурманска и обратно. «Красная сборка», 2002 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ)
3. в знач. наречия безостановочно, без перерыва ◆ Во втором отделении ― нон-стоп час с четвертью ― прошла российская премьера балета Рихарда Штрауса «Легенда об Иосифе» в концертном исполнении. «Геннадий Рождественский: обаятельный Моцарт и тяжелый, красочный Штраус» // «Российская музыкальная газета», 14 мая 2003 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова процессуальность (существительное):
Работа в режиме нон-стоп
«Управление персоналом», 2010, N 15
А что в итоге? Опыт реальных капитанов российского бизнеса.
Будем рады вашим комментариям. Пишите 7447273@bk.ru.
«Ни вечером, ни на выходных невозможно отключить мозги и положить их на подоконник»
Ольга Никитина, председатель совета директоров ГК «Симона»:
Для меня мой рабочий час бесценен. А все потому, что, работая, я не просто зарабатываю деньги, я приобретаю бесценный опыт ведения бизнеса в бурно меняющемся мире, опыт выживания в кризисное время, отрабатываю умение предвидеть развитие ситуации и управлять ею, умение выстраивать различные линии общения с людьми, расширяю круг своего общения. Все это дорогого стоит.
Не так просто однозначно оценить, сколько компания заработала в месяц. Бывают ситуации, когда коллектив трудился не покладая рук, приложил все усилия и добился результата, но результат этот нельзя оценить сразу же в денежном эквиваленте, так как были заключены долгосрочные перспективные контракты, найдены новые заказчики, разработаны новые схемы ведения бизнеса. Результат есть, он огромен, компания заработала деньги, но «потрогать» их можно будет только через какое-то время. Поэтому один месяц не является показателем доходности моего бизнеса. В конце каждого года финансовые аналитики моей компании представляют отчет о том, как сработала фирма, какие факторы повлияли на результат. Оценить, много или мало заработала компания, сложно. Все относительно: сравниваем ли мы доход этого года с доходом предыдущего периода деятельности нашей компании. Или же это сравнение с показателями других фирм, занимающих ту же нишу на рынке, что и мы. Либо мыслим масштабно и сравниваем свой доход с доходами акул мирового бизнеса.
Вячеслав Антонов, генеральный директор медицинского центра «Артис»:
Татьяна Шваб, советник председателя правления банка «Агроимпульс»:
Сергей Кудрин, генеральный директор «Зебра Телеком»:
В среднем мой рабочий день длится 11 часов, и не всегда этого времени хватает на то, чтобы решить все текущие задачи.
По выходным я стараюсь отдыхать, потому что невозможно эффективно работать каждый день в таком ритме. Приходится немного сдерживать свой трудовой порыв, давать себе возможность перевести дыхание. К сожалению, на полноценный отдых времени не всегда хватает. Но это, наверное, проблема не исключительно бизнеса, а всего современного мира. Ритм нашей жизни напоминает не вальс, а скорее звук включенного отбойного молотка.
Я редко вижусь с приятелями. Собраться вдвоем непросто, а уж втроем и того сложнее: обязательно у кого-нибудь из нас в это время будет важная работа, деловая встреча или командировка. Но мы все равно встречаемся!
Александр Киселев, генеральный директор производственной группы «Ремер»:
Татьяна Фомина, управляющий фабрикой ООО «Старый город»:
Елена Мухарева, директор по экономике и финансам «Южная угольная компания»:
Эльмира Магомедова, исполнительный директор бюро общественных связей «Карт-Бланш ПР»:
Оценить стоимость одного часа моего рабочего времени достаточно сложно, так как мой доход складывается не только из заработной платы, но также зависит от прибыли компании. От месяца к месяцу мой час оценивается по-разному.
Максим Синяков, заместитель директора по стратегическому развитию ОАО «Водмашоборудование»:
Вопрос оплаты труда связан несколько с другими вещами, нежели работа, которую человек выполняет. Я знаю, сколько моя работа приносит компании. Традиционно система менеджмента качества и ее грамотное внедрение способны оптимизировать деятельность предприятия на 20%. Мне известно, во сколько мой труд можно оценить на рынке. То, что я делаю сейчас, это не серийный продукт, а штучный товар: система выстраивается под каждое предприятие индивидуально. Если бы я решил выйти с предложением своих услуг на рынок, то у меня было бы не так много потребителей: далеко не все компании дозрели до осознания необходимости создать у себя систему качества. Но дело в том, что моя работа меня увлекает. Меня полностью устраивают возможности, которые предоставляет мне мое предприятие. И я работаю не для того, чтобы на что-то жить, а потому, что это интересно.
Григорий Огмрцян, генеральный директор строительной компании ООО «ГриАР», сети автомоек «Аква»:
Я уже привык работать сам на себя, так как занимаюсь этим сразу же после вуза. Но мне не хотелось бы работать ради работы. Мне важно также получать от этого удовольствие. Думаю, мой рабочий час стоит не менее 5 тыс. руб. Но оценить в деньгах свои знания, наработки и опыт очень сложно.
Александр Семенов, генеральный директор «КОРУС Консалтинг»:
Сергей Карпинский, генеральный директор продуктовой сети «Фермер»:
Как оптимально планировать рабочий день и распределить обязанности в компании
Я считаю, что нет «дешевой» и «дорогой» работы. Выполнение любой работы важно, ведь в целом все сотрудники компании нацелены на один общий результат. Конечно, как любой руководитель, я стараюсь делегировать полномочия, распределить работу между сотрудниками так, чтобы ее выполнение было наиболее эффективным. Однако если я чувствую необходимость своего непосредственного участия в деле, то стараюсь не выпускать его из рук.
В России интенсивность бизнеса очень высокая. Собственники и генеральные директора в нашей стране в определенном смысле зависимы от работы. Они без нее не могут. Но в конечном итоге у них получается найти баланс между бизнесом, спортом и семьей. Как правило, у успешных бизнесменов все хорошо на работе, они счастливы в браке, как правило, у них есть какое-то хобби. С другой стороны, есть гораздо больше людей на среднем уровне, которые сидят на работе не меньше, но ничего не успевают.
Проблема в том, что люди не могут выделить главное и понять простую вещь: невозможно объять необъятное. Нужно всегда правильно расставлять приоритеты и задачи из разряда неважных просто не выполнять, делегировать кому-либо, а самому концентрироваться на главном. Часто люди ссылаются на то, что им не дают набирать персонал, что «все приходится делать самому». Значит, это вопрос умения обосновать важность выполнения определенных задач перед руководством и найти доходную часть, то есть посчитать, сколько эта услуга стоит, например, вне компании. Всегда можно обосновать необходимость привлечения ресурсов.
На мой взгляд, ни в коем случае не надо делать все и за всех. Все-таки руководитель должен управлять, чтобы организация эффективно работала, а не выполнять работу за сотрудников. Хотя, знаете, иногда действительно приходится все делать самой.
Вообще, я думаю, что людям нужно как можно больше доверять, только тогда речь идет о настоящей сплоченной команде. И чем более сложные задачи перед ними ставишь, тем более компетентными они становятся. Безусловно, теория необходима. Минимальный объем знаний и некие личностные качества тоже требуются. А дальше все приходит в процессе работы. Если я вижу, что с какими-то задачами человеку пока сложно справиться, то открыто говорю ему об этом и перехватываю их на себя.
Несколько месяцев назад я решил изменить сложившуюся ситуацию, так как работать в таком ритме физически тяжело и, что хуже, недостаточно эффективно. Приходится одновременно решать разноплановые задачи, переключаясь с одной на другую, и всегда есть риск упустить что-то важное или просто не успеть реализовать проект.
Теперь я стараюсь все планировать, в том числе внутренние задачи компании: коммерческие, финансовые, касающиеся бухгалтерского учета и работы с персоналом. Кроме того, я оптимизировал бизнес-процессы, наладил эффективное взаимодействие различных департаментов компании.
Считаю, что не нужно вникать в самые мелочи, и делегирую ту или иную ответственность подчиненным, мне не нужно докладывать, какое, к примеру, пришло сырье и что с ним делать. Я даю возможность руководителям подразделений и служб в рамках их компетенции принимать самостоятельно решения и брать ответственность за принятое решение. Этим самым я учу подчиненного самостоятельно мыслить. Если начальник цеха считает правильным принять какое-то решение, он его принимает, потом докладывает о проделанной работе, но ответственность в данной ситуации берет на себя. Можно делегировать определенную работу, такую как составление определенных таблиц или сбор информации с определенной долей систематизации, но анализ всех ситуаций я беру на себя. Либо мы коллегиально решаем, как быть в этой ситуации; в любом случае решение всегда за мной и ответственность, соответственно, тоже.
В начале дня провожу совещание с заместителями, иногда с более широким кругом работников, в среднем оно занимает 15 минут, посвящено обмену информацией по оперативным проблемам, т.к. предприятие работает по непрерывному графику. Остальное время посвящаю работе с информацией, разработке бизнес-планов и стратегии развития. В раздел работы с информацией входят командировки, семинары, посещение выставок, учеба в Высшей школе международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, которая включает посещение современных высококонкурентных предприятий в Российской Федерации и за рубежом.
Теперь мой рабочий день всегда расписан по принципам тайм-менеджмента. День состоит из жестких встреч, гибких задач, обязательных звонков, долгосрочных проектов и срочных дел. Утро дома неизменно начинается с проверки ежедневника, а когда я приезжаю в офис, то первым делом просматриваю почту и распределяю задачи между сотрудниками. Раз в неделю обязательно провожу общее совещание с руководителями направлений. Это мероприятие позволяет мне быть в курсе всех проектов и контролировать рабочий процесс. В основном я выполняю контролирующую функцию, включая мониторинг финансового состояния компании.
Руководство компании собирает обратную связь на каждом этапе выполнения проекта. Как бы хорошо ни работали наши линейные менеджеры, в случае каких-то сложностей или проблем клиенты имеют возможность обратиться напрямую к руководителям организации.
Однажды один клиент дал мне отличный совет: поместить на специальном стенде машины стритрейсеров. И с тех пор они стали «мыть» свои машины только у нас. Они приезжают, чтобы себя показать и других посмотреть. Это был отличный совет, который дал реальную прибыль и известность автомойки в определенных кругах.
Эффективный сотрудник оценивается по результатам
Существует и обратная связь с конечными клиентами, она у нас открытая и прозрачная. Письма, которые приходят от клиента, доступны всем отделам. Есть такое понятие, как «честь подразделения», и сотрудники стараются, чтобы честь подразделения не была запятнана какой-то рекламацией или негативным отзывом от клиентов.
Со своими сотрудниками у меня доверительные отношения. Доверять нужно всегда, в любом случае. Может быть, в этом плане я немного прагматичный менеджер. Но если сравнить современного руководителя с тем типом, который был лет 20 назад, то современный руководитель знает практически все этапы и процессы в компании. Он умеет оценить работу любого подразделения по определенным реперным точкам, которые сам же и расставляет, будь то производственная служба, отдел по работе с клиентом, отдел маркетинга или финансовое подразделение. Поэтому рано или поздно все тайное для руководителя становится явным.
Мне интересно, что говорят клиенты о моих сотрудниках, но здесь я допускаю определенную долю субъективности. Может не сложиться отношение между клиентом и сотрудником. Поэтому, если я четко понимаю, что мой сотрудник защищает и отстаивает интересы предприятия и это не нравится клиенту, я буду на стороне сотрудника. Нужно хорошо знать глубину вопроса, чтобы оценить, насколько клиент прав.
Потребитель абсолютно разный, он может себя некорректно повести, но реакция наших работников должна быть всегда доброжелательной и в большей степени просветительской. Потребителя надо учить системе здорового питания, умению отличать истинное качество от фальшивого. Это очень трудоемкая работа, но она необходима. Мы видим, как медленно, постепенно, становится грамотным в вопросах питания наш потребитель, и это радует. В конечном итоге общее отношение к качеству и будет определять уровень жизни нашего населения.
«Незаменимых нет, но есть неповторимые»
Незаменимых нет?
Мне не нравятся такие «незаменимые» сотрудники, я больше ценю высококлассных специалистов. Отличить одних от других проще простого.
Когда человек работает, видно не его, а его работу. От него постоянно исходят какие-то проекты, предложения, приходят готовые разработки. Я таких людей очень ценю, так как они не тратят мое и свое время понапрасну, а задействуют меня лишь тогда, когда это действительно необходимо.
Тех, кто действительно работает, ценю, двигаю вперед и сам что-то предлагаю, а с другими стараюсь побыстрее расстаться. Я считаю, так будет лучше и для компании, и для коллектива.
После ухода «незаменимых» людей я не старался тут же набрать новый персонал. Функционал бывшего сотрудника передавал специалистам из смежных областей, смотрел, кто как справляется. Для одних сотрудников расширение их функционала стало возможностью для карьерного и профессионального роста, другие не справлялись и уходили.
По сравнению с прошлым годом персонал компании «Зебра Телеком» обновился почти на 50%. Некоторые позиции были восстановлены, и на них работают новые приглашенные специалисты. В целом, я считаю, что на тот момент обновление компании было необходимо и оно прошло успешно.
Естественно, меняя человека, мы вносим определенный дисбаланс, нарушаем текущие процессы. Но незаменимых людей нет, поэтому это травма временная. Современный руководитель должен понимать, что есть понятие «человеческий ресурс», а есть понятие «золотые кадры», и руководитель должен знать, к какому типу сотрудников относится тот или иной человек. Если это твой «золотой ресурс», то отсюда соответствующая мотивация, соответствующая заработная плата, соответствующая забота об этом сотруднике, то есть создаются определенные «тепличные» условия. Безусловно, это порождает определенный обратный эффект, и сотрудник еще больше осознает, что он незаменим. Но если ему напоминать, что незаменимых людей нет, то люди адекватные все прекрасно понимают, а неадекватные в «золотой ресурс» не попадают. В остальных случаях руководитель должен разделять для себя персонал на тех людей, которых можно поменять в один момент, и на тех, замена которых для компании будет небольшим ударом и испытанием. Уверен, что в сравнении со стратегическими задачами компании такие замены существенно не навредят, а в итоге пойдут на пользу общему делу.
Однако, когда один из таких «незаменимых» людей уходит из команды, замену ему найти можно, но, как я говорила выше, есть люди неповторимые, и вместе с человеком может уйти определенная атмосфера в коллективе. Я стараюсь бережно относиться к коллективу, к той команде, с которой я работаю. Короля делает свита. Ты можешь быть идеальным руководителем, но если вокруг тебя не будет команды единомышленников, ты ничего не сделаешь. Готовых специалистов никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой, свою команду надо «родить», необходимо воспитать, в хорошем смысле этого слова.
На сегодняшний день несколько проектов просто лежат в копилке, потому что я не вижу, кто бы это мог осуществить. Нет исполнителей достаточно профессиональных. В данной ситуации мне нужны «незаменимые» сотрудники. Наше производство в первую очередь опирается на людей.
Все вышеперечисленное относится и ко мне. Бесспорно, если я уйду с определенного места, придет другой человек и начнет работать. После моего ухода ничто не рухнет. Если после ухода руководителя что-то рушится сразу, значит, процесс был построен неправильно. Какой-то период система должна работать по инерции. С другой стороны, уйдет индивидуальность производства, уйдет определенная атмосфера. Несколько раз на собственном опыте убеждалась в том, что, когда я оставляла производство, в котором увеличивала товарооборот, отлаживала систему, хозяин бизнеса решал, что все работает, все нормально. Сейчас поставлю свою сестру, брата, сваху, и все дальше покатится. Но практика показывает, что по инерции какое-то время производство работает, но потом, если на мое место пришел непрофессионал, это ведет к кризису.
Если система управления не организована либо организована неверно, то любой эффективный сотрудник будет как белка в колесе бегать по кругу, а эффекта никакого не произойдет. В данной ситуации нужно разбираться в конкретной проблеме. Менять либо структуру организации, либо рассмотреть функциональные обязанности сотрудника. Может, его нагрузили до такой степени, что он просто не в состоянии сделать определенную работу. Я использую такую тактику: мои сотрудники, начальники цехов, основные специалисты и мои заместители пишут отчеты о проделанной работе в конце каждой недели и тут же пишут план на следующую неделю. Причем систематически. Здесь воспитывается исполнительная дисциплина, и сотрудник видит свою работу, начинает задумываться о планировании своего времени, учится работать, и сразу видны «имитаторы бурной деятельности».
Я не верю в то, что если человек работал в другой компании и все у него получалось, то, перейдя в другую, он может оказаться неэффективным. Может, он и не был никогда эффективным, может, он, извините, пудрит всем мозги? В российских компаниях нет устоявшихся моделей и четких планов производства, слишком быстро все меняется. В России надо вскочить и побежать. Если человек не умеет работать в таких условиях, то ему очень сложно. У нас был опыт работы с сотрудниками, пришедшими из западных компаний. Люди могли часами рассказывать, как правильно наладить какие-то процессы, но когда возникала потребность пойти и решить конкретную задачу, пусть и в несовершенной системе, они впадали в ступор. Это не значит, что наши компании хуже, они просто другие, уровень ответственности и степень риска в них выше. Но зато у нас люди могут больше зарабатывать и большего достичь. Поэтому западные компании любят брать российских менеджеров, которые здесь чего-то добились. Другое дело, что наши менеджеры не хотят туда уходить. Там денег меньше платят.
Проанализируем понятие «незаменимый»:
Стратегию взаимоотношений с указанными выше людьми надо строить по-разному.
На категорию 1 мы всегда готовим альтернативу и относимся к этой категории отрицательно, обязательно убедившись, исправимый это недостаток или нет.
С резервом кадров работаем практически по всем основным специальностям.
Система взаимоотношений с работниками категорий 2 и 3 строится на базе прозрачности их компетенций для интересов предприятия в рамках правового поля интеллектуальной собственности. Основа этих взаимоотношений закладывается в контракте со специалистом так, чтобы все разработки были собственностью предприятия, естественно, поощряются люди, которые внедряют новое.
Для категории 3 мы предлагаем преференции, вплоть до бесплатного жилья.
Мы стремимся к тому, чтобы в штате нашей компании не было незаменимых сотрудников. Ведь если такой специалист заболеет или уйдет в отпуск, работа может застопориться. Мне долгое время снился кошмар: наш дизайнер не вышел на работу. И во сне, и наяву от такой перспективы чувствовала себя очень беспомощно. А потом в какой-то момент села за компьютер и начала потихоньку учиться верстать. Я, конечно, не дизайнер, но точно знаю, если случится что-то невероятное и на верстке не окажется никого, я смогу кое-что сделать сама. Естественно, это не значит, что я буду доделывать работу за верстальщика или заменять его, если он заболеет. Просто такой подход дает мне больше понимания тех рабочих процессов, которые протекают в нашей компании. И самое главное, мой пример доказал другим сотрудникам: учиться никогда не поздно. Теперь заболевшего специалиста подменить смогут многие, поэтому я спокойна за наш бизнес.
Когда с предприятия уходит человек, выполнявший свою работу качественно, это уже неприятно, так как вымываются знания. И конечно, есть разница между человеком, имеющим опыт работы в конкретной организации, и новичком. Но для руководителя при нашей системе заменить сотрудника проще.
Ценю исполнительных людей. Считаю, что надо брать на работу тех, кто нуждается в деньгах. Если человек смог наладить отношения в семье, он легче выстроит отношения и в коллективе на работе.
Сильные и слабые стороны руководителя
А слабые стороны? Я трудоголик, причем сумасшедший. Еще не терплю хамства, даже в определенной степени теряюсь, если вижу перед собой хама, которому не могу ответить тем же, потому что не позволяет воспитание. От этого иногда возникает какая-то обида, растерянность. С точки зрения бизнеса это слабость, потому что ты на это расходуешь энергию, надо как-то справляться с такими ситуациями по-другому и направлять свои силы в более созидательное русло, а не в рассуждения «почему да как». Надо больше воспринимать людей такими, какие они есть, и реагировать на те или иные ситуации, не так сильно пропуская их через себя.
Для того чтобы быстрее и эффективнее решать задачи, которые стоят перед компанией, я стараюсь наладить горизонтальные связи между руководителями различных подразделений, организовать командную работу.
Я убежден: в работе нужно ориентироваться не на эмоции, а на факты и цифры. В этом случае между сотрудниками происходит диалог, который ведет к разрешению ситуации.
А еще хотелось бы, чтобы придумали какую-то таблетку, чтобы работать 24 часа и при этом все время иметь одинаковую работоспособность. Пока такое чудо-лекарство не изобрели, буду дальше самосовершенствоваться.
Руководителям с плохой памятью очень сложно работать с подчиненными. Это вредит имиджу руководителя, этим же подчиненные могут начать пользоваться в собственных интересах, и тогда будет страдать производство. Если руководитель знает со своей слабости, ему нужно стремиться к самоорганизации. Хотя люди не меняются, но воспитать в себе определенные черты можно.
Есть и слабые качества. Бывает, что-то забываю, стараюсь уже записывать. У меня вечный бардак в голове после командировки начинается. Приезжаешь, сразу окунаешься в проблемы, начинаешь хвататься за то, что пропустил. Может быть, присутствует определенная неорганизованность.
Я как финансовый директор постоянно работаю среди мужчин. Есть такая проблема в России, и она будет всегда: тебе не доверяют или относятся по-другому, просто потому что ты женщина. Приходится переламывать штампы и уже после этого двигаться дальше. Менталитетом управлять невозможно. К этому надо относиться спокойно и добиваться своего, несмотря на то что ты женского пола.
Качества, которые не совместимы с работой руководителя: невнимательность прежде всего, неумение слушать собеседника. Если ты упрямый человек и не умеешь слушать, то результата не будет. Упрямство должно быть позитивное, когда ты взвесил все «за» и «против», проверил на предыдущих опытах какие-то вещи. Тогда упрямство положительно, потому что приводит к положительным результатам. Ну и, наверное, самое важное, не оставаться на месте, надо постоянно учиться. С одной стороны, экономика у всех одинаковая, но компании все разные, а это означает, что надо уметь приспосабливаться и отчасти надо заставлять людей двигаться дальше. Поэтому, если человек буксует или зашорен, это самое страшное, тогда ничего не получится. Как любой финансист, ты каждый день принимаешь кучу решений, маленьких и больших, ты несешь ответственность за серьезные вещи. И эта ответственность должна выражаться не только в твоей подписи, а в осознании того, что ты делаешь. Значит, надо все время анализировать. Каждый этап надо анализировать, что получилось, если не получилось, то почему, и двигаться, двигаться.
Руководитель должен быть аккуратным по определению, иначе могут быть чисто технические грубые ошибки.
Для работы с информацией использую логическую память, в рамках логики можно построить и не забывать любые объемы информации. Помогает компьютер, локальная сеть, Интернет. Постоянно ставлю задачи управленческого учета подчиненным, в частности управление рентабельностью предприятия. К своим недостаткам отношу излишнюю демократичность, что удлиняет сроки выполнения бизнес-планов.
Иногда мы поступаем так, как нам кажется правильным, и думаем, что так и должно быть. На самом деле надо постоянно общаться с персоналом, чтобы узнать их реальные потребности. Также к сильной стороне отнесу отсутствие страха перед трудностями. Да, страшно идти в новый для себя бизнес, где тебе ничего не известно. Но со временем можно решить любую проблему.
Многие руководители боятся окружать себя людьми, которые в чем-то сильнее и лучше их самих. Я считаю, что этого не нужно бояться, к этому нужно стремиться.
В работе необходимо обращать внимание на личные качества человека. Без этого невозможно работать. Кто-то так собран, может так организовать работу, что потянет за собой огромное количество людей. Кто-то ноет, ноет, но тем не менее свою работу делает. Все люди разные, просто надо найти к каждому ключ.
Формула «Кадры решают все» морально не устарела. Если появляется квалифицированный специалист с творческими способностями, а вакансий в линейной структуре управления нет, находим для него работу по принципу матричной системы управления.
Эффективность системы я определяю одним критерием:
С началом кризиса рынок труда стал более динамичным, появилось больше возможностей для выбора квалифицированных работников.
Для подготовки квалифицированных рабочих предприятие заключило договор с колледжем, помогаем развивать материальную базу учебного заведения, специальные предметы преподаем силами специалистов и даем возможность проходить практику на рабочих местах.
Очень важно, чтобы работник в период испытательного срока не оставался незамеченным и неоцененным. Надо определить, насколько специалист готов жить и работать интересами предприятия, потому что это основа для создания эффективной команды управления и здесь играют роль не только материальные факторы. По теории Маслоу, у человека много потребностей, и люди делятся по этим потребностям с определенной статистической закономерностью. Если добавить анализ кадров по психологическому принципу, то получается сложная система, напоминающая интеграл, который я бы назвал «Интеграл качества жизни», и его надо уметь вычислять.
Я не боюсь окружать себя людьми более компетентными в том, в чем я недостаточно подготовлен, потому, что в условиях работы команды это дает синергетический эффект, и потому, что сам постоянно учусь и поднимаю для себя планку знаний.
По последним статистическим данным с рынка труда, более 70% людей, меняющих работу, не устраивает микроклимат внутри коллектива, даже при хорошем материальном вознаграждении. Это говорит о том, что общество уже переместилось на ступень выше в пирамиде Маслоу и людей больше интересует удовлетворение социальных потребностей.
Важен личный пример и оптимизм руководителя. Надо следить, чтобы не образовывались зоны незагруженности среди работников и был постоянный настрой на дела. Даже если трудно, нагрузка очень серьезная, но это происходит на фоне абсолютно объективной оценки работы руководителем всех своих подчиненных, то это гарантия формирования здорового микроклимата в коллективе и закрепления специалистов. Традиционные рычаги закрепления кадров на предприятии: заработная плата, условия труда и перспектива получения жилья.
В целом можно сформулировать мою идею относительно окружения как интеграцию. Я стремлюсь к постоянному развитию, поэтому хочу, чтобы со мной рядом были люди, которые также настроены на самосовершенствование. Приобретать новые знания, осваивать более совершенные технологии можно только тогда, когда окружение сильное. При этом важно, чтобы на предприятии сохранялась иерархия, а интеграция происходила на уровне знаний, умений и так далее.
Время в бизнесе
Нашему бизнесу, основа которого малый и средний, надо учиться.
Это также относится к управленческим структурам муниципальных образований, субъектов Федерации, макроэкономики, потому что везде бюджеты, их наполняющая и расходная части, с едиными правилами бизнес-процессов.
Очень важно рассмотреть этическую сторону бизнеса, пока преобладает конъюнктурный подход. Это заканчиваем тем, что в конечном итоге мы все живем не так, как хотим.
Планировать, прогнозировать, предвидеть
Ошибки и неудачи
Кризис научил многих новым навыкам. Компании, которые устояли и в нужное время предприняли нужные меры, теперь более взвешенно подходят к формированию своей стратегии. Свою компанию причисляю к этому числу. Нам в кризис удалось не только устоять, но и увеличить долю рынка, где мы присутствуем. Такие ситуации однозначно учат прежде всего учитывать риски в любом процессе, будь то планирование, будь то поиск финансирования, будь то составление дальней стратегии бизнеса. Везде должно быть такое понятие, как системное равновесие. Риски надо учитывать всегда. Первым пострадал тот, кто их не учитывал.
Что еще? Надо ценить и уважать людей, чтобы от тебя исходило созидание и окружающие это чувствовали. Это не просто, но и не невозможно. Важно, чтобы людям было комфортно работать рядом с тобой, вне зависимости от того, какую нишу в компании они занимают. Без этого бизнес просто не строится.
Я люблю читать бизнес-литературу, прошла бесконечное число мастер-классов. Есть пословица: умный учится на чужих ошибках, а дурак не учится совсем.
Хочу еще сказать, что время определяет род занятий. Было бы другое время, занималась бы чем-то другим. Я сейчас активно стала заниматься недвижимостью. Несмотря на то что мое первое образование было получено в строительном вузе, я четко понимаю, что мне сейчас надо дополнить свои знания, посетив определенные курсы, тренинги, мастер-классы, прежде всего по действующему законодательству в этой отрасли.
Много дает процесс самообучения, как говорится, нет предела совершенству. Совершенствуйся!