Что значит пустышка человек
Нет хуже одиночества, чем отношения с пустым человеком
Одиночество не всегда означает, что человек остался один. Порой именно такое одиночество, терпимо, и даже делает некоторых людей счастливыми. Намного хуже, когда имеешь дело с пустым человеком… Такое одиночество самое ужасное!
Александр Дюма-отец всегда жаловался своим близким и родным на людей-пустышек, говоря, что от них очень много шума. Именно они делают этот мир глупым, пустым и одиноким. И ведь многие из этих людей-пустышек всегда с нами рядом по жизни и они значимые для нас, но разрушают нас. Нет хуже одиночества, чем отношения с пустышками.
Мы строим с такими отношения, разделяем эмоции и проявляем чувства. Но потом вдруг понимаем, что мы получаем от них только боль и разочарование, они заставляют нас страдать. Но порой сложно сразу определить, что с тобой рядом пустышка, на которую даже нет смысла тратить свое время и нервы.
Вот, как можно описать человека-пустышку
От него не идет эмоциональной взаимности
Пустой человек не умеет сопереживать и сострадать людям, он не прислушивается и даже не стремится понять мнение другого человека. Его заботят только его собственные потребности, поэтому он пытается достичь цели, совершенно не обращая внимания на последствие своих поступков, которое может иной раз навредить. Он никогда не станет хорошим слушателем, сам он будет говорить, но это будет либо похоже на его монолог, либо на диалог, где тема обсуждения – всегда его проблемы.
Он старается не общаться с эмоциональными людьми
Он черствый, холодный, пустой, а ведь у него просто нет счастья в жизни! Он ловко манипулирует людьми, дергая за нужные ниточки, и оказывая на них негативное влияние, чтобы только заполнить пустоту в своей жизни. Пустой человек скрывает свои недостатки, управляя эмоциями людей. Пустышки не знакомы с такими словами, как «щедрость», «альтруизм», «радость». Их бросает из крайности в крайность, они придерживаются жизненного принципа – «все или ничего». Ради того, чтобы достичь своих целей они способны проявлять к человеку чрезмерную любовь. Если им, напротив, нечего получить от человека, они будут безразличны и холодны. Им неинтересны люди, которые просто фонтанируют эмоциями, они их не понимают, считают глупыми и слабыми.
С пустыми людьми можно строить только незрелые отношения, ну, это так, на время только, длительный союз будет очень мучительным. Мы, общаясь с людьми-пустышками, становимся их водой, едой, подпиткой, звездой, которая освещает их одиночество. А мы страдаем, мучаемся, не понимаем холодности партнеров, уверяем себя, что все временно, или, что «он вот такой человек». А жизнь одна, и она проходит!
Подумайте, нужны ли вам такие отношения? Отношения, в которых вас ждет одиночество вдвоем? Пусть человек-пустышка ищет себе такого же пустого, и пусть мучаются потом, как хотят и сколько хотят!
А вы не уподобляйтесь пустым людям и не делайте, так как они. Оставайтесь честным, и учитесь давать отпор пустышкам. Вы же не пустой человек! У вас есть эмоции и чувства, у вас есть потребности, и это все необходимо удовлетворять, и не забывать о том, что для вас важно! Изменить пустышку вы не сможете!
Самое страшное одиночество на свете – это именно отношения с человеком-пустышкой. Потому что он дает нам странную бесформенную привязанность, и обеспечивают существование исключительно в пустом мире. Не мучайте себя, сделайте правильный шаг!
Отношения с пустым человеком — хуже одиночества
Существует много разновидностей одиночества. Иногда оно позволяет нам лучше узнать себя, прислушаться к своей интуиции и показывает нам, как сделать себя счастливыми и стать теми, кто сумеет позаботиться о собственной самооценке.
Если в этом мире и есть такой тип одиночества, который будет одинаково разрушительным и опасным для личности, то это отношения, где мы чувствуем, что проводим свое время, жизнь и самые важные ее мгновения с людьми, которые важны для нас, но при этом внутри они абсолютно пустые.
Конечно, их важность для нас определяется тем, что мы сами захотели быть с ними и уделять им свои время, дарить свои чувства и разделять эмоции. Однако в подобных отношениях рано или поздно приходит осознание, что эти люди приносят только боль и страдания. Такие личности могут быть частью нашего круга общения и даже быть нашими близкими членами семьи.
«Сознательная пустота — источник неосознанной глупости!» — Петр Квятковский.
Эмоциональное одиночество пустых людей
Александр Дюма рассказывал, что его отец жаловался на пустых людей. Он говорил, что «пустые кувшины стучат громче, как и некоторые пустые люди».
Одна эта символическая фраза позволяет утверждать, что такие личности сами дают о себе знать. Их нельзя не заметить, ведь их присутствие меняет нашу жизнь.
Итак, какими качествами обладают эти люди?
1. Эмоциональный эгоизм.
Мы не будем здесь обсуждать, существует ли душа. Но это один из первых пунктов, о которых говорят при обсуждении людей-пустышек. Они не могут понять и не умеют сострадать другим людям, как и принимать уникальность чужой точки зрения.
Они заботятся только об удовлетворении своих собственных потребностей. Эту цель они преследуют без мысли о том, как их действия могут повлиять на кого-либо еще.
Пустые люди не умеют слушать и открываться перед другими людьми. А если они и делают это, то исключительно исходя из личных побуждений.
2. Желание подавлять и привязываться к кому-то более эмоциональному.
Зачастую такие личности громко заявляют о том, какие они несчастные. Они манипулируют окружающими с целью заполнить свою бездонную пустоту. Пустышки прячут свои слабые стороны, ловко управляя чужими чувствами. Им неведома щедрость, человечность и радость жизни.
3. Жизнь на грани.
Они живут по принципу все или ничего. Это может быть выражение чрезмерной любви к кому-либо или же полное безразличие, наступающее в тот самый момент, когда их потребности удовлетворены.
Пустые люди не способны на зрелые отношения.
Не становитесь водой, заполняющей их пустую чашу, искрой, ежедневно зажигающей в них мимолетное чувство счастья, и светом, скрашивающим их одиночество, потому что в итоге страдать от этого будете именно вы.
Как можно противостоять пустым людям?
Первое, что приходит на ум, это необходимость дистанции между вами и этим человеком. Мы сейчас говорим об эмоциях и отношениях с ненужными вам людьми.
Новое видео:
«Человек-пустышка»
Войны, бюрократия и переписанные законы — из-за них жители России становятся лицами без гражданства и без прав. Как один недостающий документ обрекает сотни тысяч людей на многолетние страдания.
Иллюстрация: Наталья Ямщикова
Распад Советского Союза и последовавшие за ним межнациональные конфликты привели сотни тысяч граждан бывших союзных республик в Россию. Власти оказались к этому не готовы: законодательство не позволяло многим мигрантам получить легальный статус, паспортные столы на местах выдавали документы, которые впоследствии признавались недействительными. Да и люди не понимали, нужно ли вообще менять советские паспорта на российские, — по действовавшим тогда законам граждане бывшего СССР могли жить в России со старыми документами.
Спустя 30 лет проблема россиян с советскими паспортами до сих пор не решена. По оценкам правозащитников, сейчас их число может достигать полумиллиона. При этом законодательство позволяет на два года поместить человека без гражданства в тюремные условия в ожидании его выдворения — даже если заранее известно, что выдворять его некуда. В конце 2020 года правозащитники подали в Конституционный суд жалобу, которая может повлиять на законодательство в этой сфере, а в Госдуме уже больше полугода без движения лежит законопроект, который может позволить лицам без гражданства получать документы и разрешение на работу.
«Важные истории» рассказывают, как живут российские апатриды — люди без гражданства, и есть ли у них надежда обрести легальный статус.
«Все плакали, все бежали кто куда»
В июне 2008 года Карина Хасая (Имя героини, а также имена ее родственников и знакомых изменены по ее просьбе. — Прим. ред.) с приятелями готовила шашлыки на улице в Красногвардейском районе Петербурга. Ее знакомый решил плеснуть в мангал спирта, и Карина, стоявшая рядом с мангалом, загорелась. Девушка получила ожоги 43 % тела и попала в реанимацию. В больнице она провела больше полутора месяцев.
Огонь перекинулся и на рюкзак Карины: так сгорели ее свидетельство о рождении и аттестат об окончании девяти классов школы. Других документов у девушки не было, в России она много лет жила нелегально, не имея российского или другого гражданства и правового статуса. Хасая — лицо без гражданства, апатрид.
Карина приехала в Россию в начале 1990-х. Она бежала от войны. Этническая грузинка Карина Хасая родилась в 1987 году в небольшом абхазском селе. Девочка росла с отцом, тетей и бабушкой: мать ушла из семьи, когда Карина была совсем маленькой. Жили, по словам Хасая, хорошо: двухэтажный дом, хозяйство, две лошади.
Но в 1989 году в Абхазии начались вооруженные столкновения между грузинами и абхазами, которые к 1992 году переросли в полноценную войну. В результате республику покинула почти половина ее населения, поясняют правозащитный комитет «Гражданское содействие» и сеть «Миграция и право»: почти все этнические грузины, а также русские, армяне, греки. Среди беженцев были и Карина с бабушкой Раисой Уберия.
Детства в Абхазии Хасая почти не помнит. «Одно помню: как стояли танки, люди с автоматами, и мы с бабушкой под мостом через речку переходили в Грузию, — рассказывает она корреспондентке „Важных историй“. — Оттуда нас отправили в Россию на поезде. Куча людей, все плакали, все бежали кто куда». В декабре 1991 года бабушка привезла Карину в Ленинград. Они остановились в квартире русской знакомой, которая часто приезжала к ним в гости в Абхазию.
«Граждане бывшего СССР — по-видимому, самая многочисленная категория лиц без гражданства (ЛБГ), — рассказывает координатор проекта помощи ЛБГ комитета „Гражданское содействие“ Елена Буртина. — Это люди, которые имели гражданство бывшего СССР и накануне или после его распада приехали в Россию, еще не имея гражданства независимых государств, а затем не приобрели гражданство России».
«Чересчур либеральная процедура»
Приезд Карины Хасая и Раисы Уберия в Ленинград совпал с официальным окончанием существования Советского Союза. 6 февраля 1992 года в силу вступил первый российский закон о гражданстве: все граждане бывшего СССР, которые на эту дату жили в России, признавались ее гражданами. На практике все получилось сложнее.
Иллюстрация: Наталья Ямщикова
Закон обрек сотни тысяч выходцев из стран бывшего СССР на нелегальное существование в последующие несколько десятилетий. Во-первых, подтвердить факт проживания можно было только с помощью прописки, то есть отметки о постоянной регистрации в паспорте. Но многие из тех, кто, как Карина и ее бабушка, покинули родные края, бежав от вооруженных конфликтов, не могли прописаться в России без собственного жилья. Во-вторых, некоторые переехали в Россию уже после вступления закона в силу — для них не был предусмотрен способ легализации. Впрочем, до начала 2000-х с советскими паспортами в России официально можно было жить — и даже выезжать из страны, — поэтому многие далеко не сразу узнали, что получить новое гражданство им будет непросто.
Для большинства бывших граждан СССР переход в нелегальное положение стал неожиданностью, говорится в докладе координатора «Гражданского содействия» Елены Буртиной и адвоката Правозащитного центра «Мемориал» Ольги Цейтлиной. Изначально власти планировали провести обмен советских паспортов на российские до 2005 года, но в 2002-м приняли закон о правовом положении иностранцев в России, установивший виды и способы получения легального статуса для иностранцев и лиц без гражданства. Закон касался только тех, кто прибыл в Россию после его принятия, — для тех, кто уже находится на территории страны, никаких способов получить легальный статус не было.
В 2002-м власти приняли еще и новый закон о гражданстве. В нем тоже не рассматривалось никаких способов легализации для граждан бывшего СССР, прибывших в Россию после 6 февраля 1992 года. Принятие закона сопровождалось проверкой уже полученных документов: как писал «Коммерсантъ», власти решили упорядочить «чересчур либеральную процедуру вступления в гражданство».
В 1990-е годы некоторые паспортные столы просто вклеивали в советские паспорта вкладыши о получении российского гражданства — зачастую вне зависимости от того, какая регистрация по месту жительства была у обратившегося: постоянная или временная. После принятия закона о гражданстве в 2002-м некоторые россияне, получившие вкладыши в паспорта, пытались обменять документы на новые. Но теперь им в этом отказывали, утверждая, что вкладыши недействительны и получить гражданство по временной регистрации предъявители не могли.
Ситуация изменилась лишь спустя десять лет: в 2012 году в закон о гражданстве вошла глава, которая предусматривала упрощенный порядок получения гражданства для граждан бывшего СССР и их детей, прибывших в Россию до 1 ноября 2002 года и не имеющих другого гражданства. Теперь они смогли получать гражданство без прописки — для этого им нужно было доказать, что у них когда-то было гражданство СССР, что они присутствовали в России в 2002 году, а также что постоянно жили в стране с 2002-го. Последнее, по словам Елены Буртиной из «Гражданского содействия», до сих пор могут сделать далеко не все.
Точное число лиц без гражданства, живущих в России на сегодняшний день, определить невозможно, говорит Буртина, но речь может идти о сотнях тысяч. В ФМС заявляли, что к 2011 году в России выявили 65 тысяч выданных по ошибке паспортов, и их число вырастает на 10 тысяч каждый год. Обладатели таких паспортов становились так называемыми новыми лицами без гражданства. При этом единственная доступная цифра по «старым» ЛБГ, то есть бывшим гражданам СССР, — 47 тысяч человек, принятых в гражданство в 2013–2017 годах. За те же годы гражданство получили почти семь тысяч человек из числа «новых» ЛБГ. В «Гражданском содействии» считают, что пропорцию между «старыми» и «новыми» ЛБГ, уже получившими гражданство, можно перенести и на их количество в целом. Таким образом, примерное общее число «старых» ЛБГ составит примерно 400–500 тысяч человек.
Чаще всего такие люди находятся вне легального поля — а значит, посчитать их нельзя. Они не могут устроиться на работу, выехать из страны, получить бесплатную медицинскую помощь, вступить в брак.
«Начала выживать сама»
В Ленинграде Раиса Уберия устроилась работать дворником, ее внучка Карина Хасая пошла в школу. Из документов у них, по словам Карины, было ее свидетельство о рождении и справка бабушки об установлении личности — паспорта у нее не было, но что именно с ним случилось, Карина не помнит.
Следующую попытку получить документы Карина совершила уже после смерти бабушки в 2007 году: по совету приятелей она обратилась за помощью к незнакомой женщине, отдала ей скопленные бабушкой 300 тысяч рублей — но никаких документов не получила. «Я поняла, что меня обманывают со всех сторон, — жалуется Хасая. — Ничего не получалось, начала как-то выживать сама, где-то подрабатывать, как-то так выкручиваться». Вскоре свидетельство о рождении и аттестат сгорели, а сама она попала в больницу с ожогами — и на несколько лет снова забыла о документах.
В октябре 2008 года, почти сразу после выхода из ожогового отделения, Карина познакомилась со своим будущим гражданским мужем Наримом. Пожениться официально они не могут до сих пор — из-за отсутствия у Карины документов. В 2014 году у пары родилась дочь, и Хасая вновь озаботилась вопросом своего гражданства. Пока она не может отдать ребенка в детский сад, даже частный, получить для нее бесплатную медицинскую помощь — и даже записать Нарима как отца в свидетельство о рождении девочки.
После рождения дочери Карина Хасая через знакомых узнала о петербургской благотворительной организации «Ночлежка». С помощью этой организации она смогла восстановить свидетельство о рождении и аттестат, а также прошла процедуру установления личности. После этого юристы «Ночлежки» обратились в суд, чтобы установить факт проживания Карины в России на 6 февраля 1992 года. Суд, однако, отнес ее к категории людей, прибывших в страну между 1992 и 2002 годом, рассказывает юрист Вячеслав Самонов. Юристы запросили у суда разъяснения, но Вячеслав уверен, что так или иначе гражданство она получит.
«Когда получу документы, хочу отучиться на медсестру. Да, мне 33 года, да, учиться надо пять лет, но учиться никогда не поздно. Хочу еще, чтобы мой ребенок пошел в школу», — рассказывает о планах на будущее Карина.
«Ты уже приехал»
Иван Мацола родился в 1962 году в Закарпатье, жил с женой во Львове, но потом развелся и уехал в Москву, где ему предложили работу. В 1994 году Мацола приехал в Россию с советским паспортом и в 2003 году обменял его на российский, с которым даже съездил в Украину навестить отца.
Фото: личный архив Елены Буртиной
«В 2016 году ему залечили туберкулез и выписали — без документов, — рассказывает Елена Буртина. — Идти ему было некуда, он опять пошел в то же самое „Люблино“. Там особенно долго нельзя находиться, и он попал в работный дом, — люди там живут и работают, часть средств идет на их содержание. Оттуда он к нам пришел по поводу паспорта, и мы стали им заниматься».
Буртина несколько раз сопровождала Мацолу в ФМС, добиваясь процедуры установления его личности — это первый шаг, без которого никакие действия по легализации невозможны. «Когда человек приходит с заявлением об установлении личности, его первым делом спрашивают, где он живет, — поясняет она. — Отсутствие адреса не является законным основанием для отказа, но это очень распространенный повод человека „отфутболить“, потому что процедура сложная, хлопотная. А этот работный дом запрещает людям без документов называть его как место своего нахождения, потому что их [сотрудников дома] могут за это наказать, сейчас можно даже к уголовной ответственности привлечь человека, который предоставляет услуги нелегалам. Поэтому бездомному человеку трудно подать заявление: либо он не имеет адреса, либо боится подвести тех, кто его принимает».
«Оказалось, что меня нет»
Часто апатриды сталкиваются с проблемами, связанными не с законодательством, а с его исполнением. «Ключевую роль [в моем случае] сыграл переезд в Московскую область, — рассказывает Арсен Закян. — Во всей остальной стране царит беззаконие, людям абсолютно все равно, что происходит с тобой».
Закяну 31 год. Он пытался добиться признания за ним российского гражданства с момента своего совершеннолетия: «У меня папка, [в ней] более 50 разных заявлений — на все я получал ответы. А когда я дошел до Московской области и начали приходить первые ответы на запросы, оказалось, что меня нет, — по мне нет никакой информации. Невольно задумываешься, куда ты писал. Просто никак не отображали их, выкидывали».
Иллюстрация: Наталья Ямщикова
Родители Арсена Закяна попали в Россию после Спитакского землетрясения в Армении, случившегося 7 декабря 1988 года, одного из самых разрушительных в истории СССР: пострадали более 300 сел и 20 городов, погибли, по официальным данным, 25 тысяч человек, столько же получили травмы и ранения. Без крова остались полмиллиона человек — седьмая часть населения республики.
Руководитель СССР Михаил Горбачев обещал решить вопрос с жильем за два года, но через два года Советский союз распался. Самых везучих успели переселить на территорию РСФСР — в Сочи, Ялту, Туапсе. Родителей Закяна временно поселили в туапсинском санатории «Нефтяник Сибири», там он и родился в 1989 году. Мать Арсена надеялась вскоре вернуться в Армению, где оставались ее родители, но вскоре они умерли — и возвращаться стало незачем.
Из Туапсе семья вскоре уехала в Краснодар, потом еще несколько раз переезжала. В станице Староминская Краснодарского края Арсен и его старший брат Ара пошли в школу. Когда сначала Аре, а спустя три года Арсену исполнилось 14 лет, в школе должны были собрать их свидетельства о рождении, чтобы сделать паспорта. «Мама не дала свидетельства — через крики, скандалы, ссоры, — вспоминает Арсен. — Сказала: „Зато в армию не пойдете“. Это специфический способ [избежать армии] — и достаточно плохой».
В школе на это внимания не обратили. «Был переломный момент для страны, не лучшие годы, — говорит Арсен. — Это [паспорта] всем было не очень интересно, потому что непонятно что происходило со страной, с миром». Братья Закян остались без документов — даже свидетельства о рождении потерялись, но позднее отец через знакомых смог их восстановить. До прошлого года эти свидетельства были единственными документами Арсена и Ары Закян, проживших в России всю жизнь.
Мать ни разу не пыталась помочь сыновьям с документами. «Мама не понимает, насколько сильно она подпортила жизнь, — объясняет Закян. — Я мог бы сейчас иметь нормальную работу, образование, самое смешное — сим-карту на собственное имя. А для нее ничего не изменилось — ее дети как жили, так и живут, как работали, так и работают».
Несколько раз Арсена задерживала полиция — но ничего не сделала. «Когда начинаешь описывать свою ситуацию, причем говоришь чистую правду, люди сначала не верят, — говорит он. — Меня забирали в отделение, держали там несколько часов. Но меня нет ни в одной базе — ни отпечатков пальцев, ничего — человек-пустышка. Даже руководители отдела говорили: „Ну что с ним делать, отпускай“».
В 2017 году Арсен с братом уехали в подмосковный Ногинск, где неофициально начали работать на стройке. В Ногинске он тоже обратился в органы: полтора года они пытались установить его личность и в результате рекомендовали получить армянское гражданство, хотя никаких оснований для этого у Закяна нет — он родился и всю жизнь живет в России.
После этого он обратился в «Гражданское содействие», одну из немногих организаций в России, которая занимается ЛБГ. «У меня есть все копии заявлений, которые я подавал, — говорит Закян. — Но только когда написала заявление Елена Юрьевна [Буртина], его приняли. До этого мне отвечали стандартной формой — что нужно сделать иностранному гражданину, чтобы приобрести гражданство».
Закян прошел процедуру установления личности, потом добыл в консульстве Армении справку о том, что не является ее гражданином. Все процедуры заняли почти год. В октябре 2020 года Арсен и его брат Ара стали гражданами России. Теперь Ара собирается усыновить своих двоих детей, а Арсен надеется найти работу получше и получить образование.
«Полиция уже не трогает нас, знает, что не можем уехать»
Цыгане Анна Лакатош и Аладар Форкош познакомились в 2009 году в петербургском приёмнике-распределителе ГУВД, рассказывает пара корреспондентке «Важных историй». В спецприёмнике, предназначенном для отбытия административного ареста, задержанные не должны находиться дольше 15 суток, но Анна и Аладар провели там 14 месяцев.
Фото: Катя Аренина / «Важные истории»
Они относятся к группе венгероязычных цыган-мадьяров. Оба родились в Украине, в городе Берегово в Закарпатье, на территории, которая до 1945 года принадлежала Венгрии. В советские годы большая часть местных цыган имели образование и работу, говорится в докладе Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал», но после распада СССР многие не смогли получить украинское гражданство, а затем потеряли и работу. Тогда часть мадьяров мигрировала в Россию.
В 2009 году они с другими мадьярами жили в поселке Петро-Славянка в Ленобласти, там их и задержали сотрудники милиции. Согласно Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), отсутствие у лица без гражданства документов, подтверждающих право находиться в России, — это правонарушение, которое может наказываться принудительным выдворением из страны. Так суд решил и в случае мадьяров — но выдворять цыган было некуда. Украина их принимать тоже отказалась.
В результате мадьяры оказались в приёмнике — сейчас функцию приёмников выполняют Центры временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ). Больше года они прожили в темных камерах без горячей воды и прогулок, в условиях хуже тюремных.
«При невозможности выдворения — а об этом стало известно достаточно быстро — не было смысла содержать людей под стражей, — рассказывала „Новой газете“ адвокат „Мемориала“ Ольга Цейтлина, представлявшая интересы цыган. — И мы от имени заявителей пытались добиться их освобождения. Но выяснилось, что процедуры, позволяющей оспорить сроки содержания в центре, не существует».
Когда предельный срок содержания в спецприемнике вышел, мадьяров просто выпустили на свободу. «Я им говорю: „А если милиция обратно нас поймает?“ — вспоминает Форкош. — Обратно, говорят, придете».
Последние 10 лет Анна и Аладар живут в самодельной хибаре из досок и линолеума в промзоне в десяти минутах пешком от петербургской станции метро «Рыбацкое». Раньше здесь был целый табор из 20 цыган, сейчас — только двое. Все остальные, включая родственников Лакатош и Форкоша, уехали в Украину: у кого-то были украинские документы, кто-то перешел границу нелегально.
Фото: Катя Аренина / «Важные истории»
После освобождения мадьяров из спецприемника в 2010 году АДЦ «Мемориал» от их имени подал жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), который посчитал, что заключение перестает быть законным, когда становится понятно, что выдворение невозможно. Россия признала нарушения и выплатила мадьярам крупную компенсацию — по 30 тысяч евро каждому. Тогда цыгане планировали купить на эти деньги жилье на Украине, сейчас о деньгах Аладар говорит уклончиво: по его словам, часть дали в долг, часть раздали другим цыганским семьям, и в результате «остались без копейки».
Позднее ЕСПЧ рассмотрел еще одно похожее российское дело и предписал России изменить законодательство, чтобы не допускать помещения лиц без гражданства в ЦВСИГ на годы в ожидании невозможного выдворения. Также Европейский суд предписал России обеспечить апатридам выдачу документов, которые позволили бы им легально жить и работать в России.
Несмотря на это, Анна Лакатош и Аладар Форкош до сих пор не могут легализоваться в России. По словам координатора «Мемориала» Стефании Кулаевой, у них есть шансы на получение украинского гражданства, но «это очень сложно»: «Сами заявители застряли вне Украины, а еще у них нет документов, чтобы давать доверенности [кому-то, кто мог бы заняться их документами в Украине]».
«Ущерб государственной безопасности»
Когда разрабатывался проект первого российского закона о гражданстве, один из его авторов, глава комиссии по гражданству при президенте Юрий Зайцев, называл упразднение института лишения гражданства одним из главных отличий нового закона от советского. В СССР потерять гражданство можно было за действия, «наносящие ущерб государственным интересам или государственной безопасности».
Одной из первых жертв этого нововведения стал Евгений Ким из Благовещенска, уроженец Узбекистана, бывший гражданин СССР, получивший российское гражданство в 2006 году.
Фото: личный архив адвоката Любови Татарец, представляющей интересы Кима
По данным правозащитного центра «Сова», в России движение «Нурджулар» (запрещено в России) не действует. Есть только отдельные верующие, изучающие книги Саида Нурси, которые, по мнению правозащитников, «не содержат никаких признаков возбуждения ненависти». Центр заявлял, что в членстве в «Нурджуларе» (запрещено в России) обвиняют всех россиян, у которых находят книги Нурси, — никаких других доказательств для обвинений в создании ячейки не требуется.
Кима обвинили в организации деятельности запрещенной экстремистской организации (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ) и в возбуждении религиозной ненависти (ч. 1 ст. 282 УК РФ) — за то, что он якобы пропагандировал превосходство ислама именно в толковании Нурси. Вину он не признал, заявил только, что изучал книги Нурси для более глубокого понимания ислама.
«Это происходит автоматом»
«Живется почти как в СИЗО, только немного режим послабее, — описывает Евгений Ким свой нынешний быт в ЦВСИГе. — Камерный режим, железные двери, час на прогулку — разница лишь в том, что телефонами можно пользоваться».
«У нас есть распоряжения о нежелательности, которые разные ведомства могут выносить. В частности, Минюст выносил такие распоряжения в отношении людей, которые находятся в местах лишения свободы (С 1 января 2020 года эта функция перешла к ФСИН. — Прим. ред.), — рассказывает Елена Буртина из „Гражданского содействия“. — Это [происходит] автоматом в отношении всех заключенных, у которых нет российского паспорта. Но так не должно быть. Есть инструкции, по которым должны учитывать реальную общественную опасность, но этого не делается. Никто не выясняет, есть ли [у осужденного] в России семья, жилье, насколько серьезно преступление». Только в 2019 году Минюст вынес в отношении осужденных более восьми тысяч распоряжений о нежелательности, сообщили «Важным историям» в ведомстве. С 2011 по 2018 год там вынесли более 57 тысяч таких распоряжений.
После распоряжения о нежелательности бывших заключенных отправляют в ЦВСИГ: сначала на 48 часов, а затем, после решения суда об административном выдворении, — на срок до двух лет. С момента постановления ЕСПЧ по делу Анны Лакатош российские законы никак не изменились, не помогло и аналогичное постановление Конституционного суда 2017 года. Инициированный после этого постановления законопроект, который запрещал бы судам отправлять лиц без гражданства в ЦВСИГ дольше, чем на 90 суток, уже три года лежит в Госдуме. Поэтому и сейчас многих сажают туда сразу на два года.
Если человека, лишенного гражданства, некуда выдворить, то рано или поздно он оказывается на свободе — все так же без документов. «Но его положение более сложное, потому что у него есть судимость и решение о нежелательности, — говорит Елена Буртина. — Любого из этих решений достаточно, чтобы не принять у человека документы на временное проживание, вид на жительство и на гражданство. Никакого механизма легализации, пока эти препятствия не будут устранены, для них нет. Можно пытаться досрочно погасить судимость, но суд может не согласиться. А пока есть судимость, нельзя снять и нежелательность».
«Низший вид правового положения»
Сейчас юристы из Института права и публичной политики пытаются использовать дело Евгения Кима, чтобы заставить Конституционный суд вновь заняться проблемой ЦВСИГов. В ноябре 2020 года суд зарегистрировал жалобу, в которой Ким просит проверить статьи КоАП об административном выдворении лиц без гражданства (ч. 1.1 ст. 18.8) и о нарушении лицом без гражданства правил пребывания в России (ч. 5 ст. 3.10). Последняя статья позволяет выдворить лицо без гражданства при отсутствии у него документов, подтверждающих право находиться в России, — хотя получение таких документов для ЛБГ фактически невозможно.
«У нас закон приравнивает лиц без гражданства к иностранным гражданам, что неправомерно, потому что положение у них разное, — объясняет Елена Буртина из „Гражданского содействия“. — Для них, как и для иностранных граждан, предусмотрен один механизм — прибытие в Россию по визе, постановка на миграционный учет, потом разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство. То есть закон не видит тех, кто тут живет давно, но не имеет действительных удостоверений и миграционных карт. Для них способа вернуться в правовое поле не создано».
Иллюстрация: Наталья Ямщикова
В апреле 2020 года правительство внесло в Госдуму законопроект об удостоверениях личности для лиц без гражданства. «Он универсальный, постоянного срока действия и распространяется на всех, — говорит о законопроекте Буртина. — Лицам без гражданства по результатам установления личности будет выдаваться временное удостоверение, и оно будет давать им как бы низший вид правового положения». Такой документ позволит апатридам официально работать и даст им возможность получить разрешение на временное проживание.
У законопроекта, по словам координатора «Гражданского содействия», есть и недостатки — так, он не дает лицам без гражданства никаких социальных гарантий, например, права на бесплатную медицинскую помощь: «Поскольку подавляющее большинство ЛБГ — люди пожилые, много одиноких, больных, бездомных, то для них вопрос социальных гарантий очень важен». Но это пока несущественно — законопроект не движется с июля 2020-го, когда он был рассмотрен в первом чтении. В Госдуме «Важным историям» сообщили, что законопроект с высокой вероятностью будет рассмотрен во втором чтении — сразу после выхода депутатов с каникул.
«Это уже второй [такой застрявший проект], — говорит Буртина. — Хотелось бы, чтобы он не завалялся в Думе, так как от его принятия зависят судьбы тысяч людей».
Автор: Катя Аренина / «Важные истории»
Редактор: Александра Зеркалева /«Важные истории»