Что значит проводить через огонь в библейском понимании
проводить через огонь
Смотреть что такое «проводить через огонь» в других словарях:
Иез.20:26 — И попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь. Иез.20:31 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Иер.32:35 — Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. Лев.18:21 4Цар.21:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книга пророка Иезекииля 20:26 — И попустил им оскверниться жертвоприношениями их, когда они стали проводить через огонь всякий первый плод утробы, чтобы разорить их, дабы знали, что Я Господь. Иез.20:31 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Книга пророка Иеремии 32:35 — Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость, вводя в грех Иуду. Лев.18:21 4Цар.21:6 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Молох — М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
человеческие жертвы — челов’еческие ж’ертвы см. проводить через огонь … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Молох — М’олох (родственно слову «мелех», см.) (Лев.18:21 ; Лев.20:2 5; 3Цар.11:7 ; 4Цар.23:10 ; Иер.32:35 ; Ам.5:26 ; Деян.7:43 ) божество сирийцев, финикиян и аммонитян, изображавшееся в виде человека с бычьей головой и протянутыми вперед руками, в… … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
человеческие\ жертвы — челов’еческие ж’ертвы см. проводить через огонь … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии
Революция 1917 года в России — См. также: Революция 1905 1907 годов в России Смена власти в России в 1917 1918 годах … Википедия
О страшном культе служения Молеху, требующем приносить в жертву детей
от Источник
Дикости и жестокости Ветхого Завета
Приблизительное время чтения: 7 мин.
Многие страницы Ветхого Завета могут глубоко шокировать современного читателя — и на них любят указывать атеисты. Какое место эти фрагменты Писания занимают в Божием замысле?
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина.
О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте «Диалог с атеистами: православные аргументы».
В Ветхом Завете — в Пятикнижии и книге Иисуса Навина — можно найти повеления, данные от лица Бога, истреблять целые народы. Как после этого можно говорить, что Бог есть любовь?
Действительно, такие повеления в Ветхом Завете есть: «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим» (Втор 20:16-18).
Существуют разные подходы к пониманию этих повествований; вообще, христиане в недогматических вопросах могут расходиться, и это нормально.
Поэтому важно отметить, что вопрос о понимании этих повествований и вопрос о вере во Христа — это разные вопросы. Люди, верующие во Христа, как в Богочеловека и Искупителя, могут тут давать разные ответы, в том числе, такой ответ, как «я не понимаю». Если вам кажутся непонятными или отталкивающими какие-то места Ветхого Завета — это совсем не повод терять веру во Христа.
«Я не понимаю» — это совершенно приемлемый для христианина ответ. Но, все же, попробуем понять.
Откровение носит поступательный, постепенно разворачивающийся характер. Образ Бога в сознании Его народа постепенно меняется — не потому, конечно, что меняется Бог, но потому, что люди делаются более способны Его понять. Поэтому, разумеется, в нашем понимании Бога книга Иисуса Навина и Евангелия находятся на разных ступенях. Образ Бога в книге Иисуса Навина — это Его образ в сознании людей той эпохи. Чтобы понять, каков Бог, мы взираем на Иисуса Христа, а Иисуса Навина интерпретируем исходя из того, что нам открыто в Новом Завете.
Что нам при таком прочтении говорят соответствующие повествования Ветхого Завета?
Мы с полным пониманием относимся к процитированному здесь полицейскому чиновнику, который не проявляет терпимости к такого рода религиозности и, очевидно, мерами полицейского насилия стремится ее искоренить.
Для современников Иисуса Навина отделить нетерпимость к греху от нетерпимости к людям было еще невозможно. Это и в наши-то дни многим трудно, а в ту эпоху человек воспринимал себя как часть коллектива, рода-племени, истина о личном и вечном спасении еще не была открыта.
Как мы видим в Пятикнижии, все благословения и проклятия носят коллективный и посюсторонний характер. Если вы (в целом, как народ) будете хранить верность Богу и повиноваться Его закону, у вас будет изобилие всего, вы будете прогонять всех врагов, будете здоровы и многочисленны; если не будете — то вас постигнет проклятие, то есть голод, болезни и поражения, так что в конце концов вы будете истреблены.
Люди, которые, как хананеи, необратимо погрязли в нечестии, наследуют проклятие, которое проявляется в том, что они в целом (как сообщество) будут истреблены с лица земли.
Важно и то, что для израильтян языческие практики окружающих народов были постоянным соблазном. О нечестивом царе Ахазе, например, говорится, «он совершал курения на долине сынов Еннома, и проводил сыновей своих через огонь, подражая мерзостям народов, которых изгнал Господь пред лицем сынов Израилевых» (2 Пар 28:3).
«Проводить [детей] через огонь» — означало сжигать их в жертву языческим богам. Как сказано в другом месте у пророка, «Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им, и Мне на ум не приходило, чтобы они делали эту мерзость» (Иер 32:35).
Или, как говорит псалмопевец, «и приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам; проливали кровь невинную, кровь сыновей своих и дочерей своих, которых приносили в жертву идолам Ханаанским, — и осквернилась земля кровью» (Пс 105:37,38).
Именно на этом фоне ветхозаветные повествования и подчеркивают предельную нетерпимость по отношению к язычеству на том языке, который был понятен людям того времени.
В Новом Завете мы узнаем, что люди, погрязшие в самом чудовищном язычестве, могут быть спасены и присоединены к Божиему народу, то есть Церкви. Бог ищет их спасения, а не гибели, однако позиция предельного неприятия по отношению к язычеству остается. Для того чтобы обрести спасение, язычество необходимо отвергнуть. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).
Просто мы — в отличие от современников Моисея и Иисуса Навина — можем отличить грех (с которым никакого мира и компромисса быть не может) от грешника (который может покаяться и примириться с Богом).
Некоторые почитаемые фигуры Ветхого Завета совершают очевидно аморальные поступки — Лот спит со своими дочерьми, Авраам обманывает, Давид, «муж по сердцу Божию», проявляет жестокость в ходе борьбы за власть. Как Библия может предлагать их в качестве примеров для подражания и людей угодных Богу?
Библия и не предлагает эти поступки в качестве примера. Подчеркнем тезис, который мы уже выдвигали — Библейское откровение развивается поступательно, от более грубой и приблизительной к более ясной картине того, кто есть Бог и чего Он хочет. Со всей ясностью Бога являет Иисус Христос — и как нам жить, и как нам подражать Богу, мы узнаем, глядя на Него.
Далеко не все, о чем рассказывается в Библии, предлагается нам именно в качестве примера. Библия не приукрашивает реальных людей. Их подвиг веры и доверия Богу совершается на реальном фоне глубокой греховности древней культуры, к которой они принадлежали, и их личной греховности. Среди всех жестоких и невоздержанных людей эпохи Давид выделяется не жестокостью и невоздержанностью (это как раз стандарт того времени), а тем, что Он искал Бога и проявлял желание жить по Его воле.
Авраам выделяется не общими чертами, характерными для людей его окружения, а тем, что он поверил Богу. Примером для нас служат не нравы того времени (и не личные грехи этих людей), а их обращение к Богу из тех условий, в которых они находились.
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах — при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» (4 Цар 3:26,27).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.
ltraditionalist
VIRTUEАЛЬНЫЙ ПАРНИЧОК
ВЕРТОГРАД, СИРЕЧЬ: ЦВЕТНИК ДУХОВНЫЙ
О «кровожадном» Молохе и жертвоприношении детей.
В прошлом посте «Бородатые Венеры» древности архимандрид Хрисанф изображал кедешей Астарты как скопцов.
Архимандрид пишет, что кедеши, т.е. «святые», «священники» Молоха и Астарты, были кастрировавшие себя так называемые galli. Юноши как бы обращались в девушек, после посвящения их божеству, т. е. после того, как они лишались детородных органов.
Архимандрид Хрисанф «связывает» Астарту с Молохом, которому, якобы, приносили человеческие жертвы.
Принесение жертвы Молоху. Источник img11.nnm.me
— и просвещает: «Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).»
Однако Википедия считает иначе. «После публикации в 1935 немецким семитологом Отто Эйссфельдтом исследования Molk als Opferbegriff im Punischen und Hebräischen, und das Ende des Gottes Moloch большинство специалистов считают, что божества по имени Молох никогда не было, и в Библии словом mlk обозначается западносемитский обряд человеческих жертвоприношений, известный как молк.
Что касается самого этого западносемитского обряда, электронная еврейская энциклопедия говорит, что «принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке (ср. II Ц. 3:27) и в Карфагене лишь в экстраординарных случаях, обычно после военного разгрома или тяжкого бедствия, однако никогда не было частью институализированного культа. Некоторые исследователи полагают, что среди израильтян обряды, связанные с проведением детей через огонь, могли некогда быть частью служения самому Я х ве, который также нередко именуется Мелех, то есть Царь, но были отменены в процессе борьбы с язычеством».
Еврейская энциклопедия подчёркивает, что «свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Я х ве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Х иннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. То есть еврейские пророки выступали против древнесемитских обрядов посвящения и клеймили участников этих обрядов, «проводящих своих детей через огонь», как детоубийц. Еврейская энциклопедия говорит, что пророки могли позволить себе риторическую красочность в пылу полемики.
Теперь нам надо установить, как же на самом деле выглядел этот обряд проведения детей через огонь.
Прежде всего тут необходимо вспомнить про прыжки через огонь.
Понятно, что эти прыжки являются «отрыжкой» древних посвятительных обрядов. Хождение по огню (нестинарство) также считается пережитком, реликтом языческих практик инициации. Википедия так и говорит: ««Огнехождение» было распространено среди многих народов Азии, Африки, Океании и ряда регионов Европы с глубокой древности — так, в Индии оно известно как минимум с 1200 года до н.э. При этом само по себе хождение по горящим углям первоначально не было разновидностью циркового представления, а являлось частью обрядов инициации«.
Этнографы описывают, что в некоторых племенах испытание огнём было составной частью инициатического прохождения через «огонь, воду и медные трубы». Неофита неожиданно хватали за руки и ноги и держали так близко к костру, что обгорали его волосы. В Океании еще накануне «разжигают огромный огонь. Мужчины приказывают неофитам присесть к нему. Сами мужчины рассаживаются в несколько тесных рядов позади них. Вдруг они схватывают ничего не подозревающих мальчиков и держат их близ огня, пока не будут спалены все волосы на теле, причем многие получают ожоги. Никакие вопли не помогают» (Nevermann 1933, 25). (Кстати, где-то я читал такое предположение, будто люди потеряли свой звериный волосяной покров именно из-за подобной практики, совершавшейся на протижении многих тысячелетий.) Юношей держали на огне по 4—5 минут. В Верхней Гвинее посвящаемые «убивались, жарились и совершенно изменялись» (Achelis 11). Обряд в Виктории описывается так: «Сильный огонь, зажженный в предыдущую ночь, к этому времени уже сгорал, так что он содержал только золу и тлеющие уголья. Над огнем держат шкуру опоссума, и на нее лопатами насыпают угли и золу. Юноши проходят под шкурой, и их осыпают углями и золой».
Итак, мы выяснили, что никакого «бога Молоха» на самом деле не было, а «жертвоприношением детей» этому «богу» древние пророки называли языческие церемонии религиозной инициации, связанные с прохождением через огонь.
Но если мы убираем Молоха, то автоматически распадается «связь» Астарты с этим кровожадным божеством. И вся конструкция архимандрита Хрисанфа оказывается буквально высосанной из пальца.
Что значит проводить через огонь в библейском понимании
Шалом! Данный форум устроен по типу бейт-мидраш. Эта модель призвана помочь тем, кто желает изучать Тору и еврейскую мудрость, а учеников отличает стремление пополнить свои знания и найти им достойное применение. Люди данной категории не озабочены собственной репутацией или мнением большинства; их цель – сблизиться со Всевышним путем исполнения Его заповедей. Посещение «Бейт-Мидраш» не должно рассматриваться как место, где один человек обнажает духовную несостоятельность другого и претендует на исключительность собственного мнения. Суть общения и обучения – укрепление в праведности, исправление своего характера и, тем самым, участие в исправлении всего Мира (тикун олям).
У нас приветствуются ноахиты (бней-Ноах); геры (прозелиты), принявшие официальный или неофициальный гиюр, или находящиеся на пути к этому; выходцы из христианства или иных религий и культов; караимы; иудействующие, а также все Б-гобоязненные, неравнодушные к Б-гу Авраама, Исаака и Иакова, к Торе и Иудейскому образу жизни. Добро пожаловать!
Вопрос про огонь
дачо | Отправлено в: Среда, 17 Марта 2010, 16:58 | Сообщение № 1 | |
Галилеянка | Отправлено в: Среда, 17 Марта 2010, 17:08 | Сообщение № 2 | |
В переводе Йосифона стих звучит практически также: [BibleQuote] Да не найдется у тебя никого, проводящего сына своего или дочь свою через огонь, ни кудесника, ни волхва, ни гадателя, ни чародея, (Втор.18:10)[/BibleQuote] В словаре нашла такое объяснение: Обращение к Вселенской Церкви: «отпусти народ Мой!» | ||
дачо | Отправлено в: Среда, 17 Марта 2010, 17:23 | Сообщение № 3 | |
Мне кажется, что словосочетание «маавир ба-эш» может переводиться как «передающий в огонь». Обращение к Вселенской Церкви: «отпусти народ Мой!» | ||
дачо | Отправлено в: Среда, 17 Марта 2010, 17:38 | Сообщение № 5 |
Мне кажется, что словосочетание «маавир ба-эш» может переводиться как «передающий в огонь». МОЛО́Х (на иврите מֹלֶךְ, Мо́лех), обозначение языческого божества и его культа. Форма «Молох» — вариант или преднамеренная мисвокализация (дисфемистическая огласовка по модели слова бошет — `срам`, зачастую служившего субституцией имени Ваала, — см. Ваала культ) слова мелех (`царь`) в значении эпитета, титула или составной части имен языческих богов Ханаана, Финикии, Сирии и Месопотамии. Языческие обряды, связанные с подобными культами, осуществлявшиеся в определенном месте (вне стен Иерусалима в долине Гей-Хинном или Гей-бен-Хинном), называвшемся Тофет, особо поощрялись в царствование Менашше и его сына Амона и продолжались в начале правления Иошияху, религиозная реформа которого окончательно искоренила эти и другие языческие ритуалы (II Ц. 23:10). Упоминания о культе Молоха у Иеремии (7:31; 19:5,6; 32:35) относятся именно к этим временам. Свидетельства о культе Молоха встречаются как в юридических и исторических, так и в пророческих главах Библии. В юридических и исторических контекстах (Лев. 18:21; 20:2–5; Втор. 18:10; ср. II Ц. 16:3; 17:17; 21:6; 23:10) говорится о проведении детей через огонь, то есть языческой церемонии религиозной инициации (посвящения). В противоположность этому пророки (Иер. 7:31; 19:5,6; Иех. 16:21; 20:31; 23:37; 39; ср. Ис. 57:5; Пс. 106:37,38; см. Пророки и пророчество) говорят о сожжении или принесении детей в жертву языческим богам. Юридические формулировки требуют точности, в то время как пророки могут позволить себе риторическую красочность, поэтому именно первая группа свидетельств должна быть принята как отражающая историческую истину. Действительно, принесение детей в жертву практиковалось на Ближнем Востоке (ср. II Ц. 3:27) и в Карфагене лишь в экстраординарных случаях, обычно после военного разгрома или тяжкого бедствия, однако никогда не было частью институализированного культа. Некоторые исследователи полагают, что среди израильтян обряды, связанные с проведением детей через огонь, могли некогда быть частью служения самому Яхве (см. Бог), который также нередко именуется Мелех, то есть Царь, но были отменены в процессе борьбы с язычеством. Так, слова Иеремии (7:31), говорившего от имени Яхве: «Устроили высоты Тофета, что в долине сынов Хиннома, чтобы сожигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило», — звучат как полемика с теми, кто придерживался подобных взглядов. При этом существуют две возможности: данные обряды в Израиле могли быть пережитком очень древней стадии культа Яхве или же явились результатом влияния на этот культ религий других народов (например, Аммона, чей бог Молох, или Мильком, упомянут в Библии: I Ц. 11:5, 7, 33). Согласно раввинистической интерпретации, запрещается проводить детей через огонь, ибо это понимается как передача их в руки языческих жрецов. В книге Юбилеев (30:7) женитьба еврея на язычнице связывается с грехом Молоха. Аналогично Ишма‘эль бен Элиша (Сиф. Втор. 18) объясняет запрет культа Молоха как запрет оплодотворять язычницу. Общее во всех этих традициях — понимание греха Молоха как обращения еврейских детей в язычество — либо путем их прямой передачи языческим жрецам, либо рождением детей от язычницы.
|