Что значит противопоставлять себя другим
Мизантроп это презрение к обществу или человек который не хочет оставаться в одиночестве
Приходилось ли вам сталкиваться с человеком, смотрящим на мир с явным презрением? Общаться с таким индивидом некомфортно: кажется, что он ненавидит все человечество, считая его второсортной «массой», «стадом». Противопоставляя себя обществу, он пребывает в высокомерном одиночестве либо окружении, резко контрастирующим с социумом. Мизантроп – такое определение дает подобной личности психология. Как осложняет жизнь такой способ мышления и возможно ли его преодолеть?
Мизантроп кто это такой
Мизантроп презирает не конкретных людей, а человеческий род в целом. Социальные нормы и правила поведения кажутся ему навязанными извне догматами. Эмоции и поведение основной массы людей, по мнению мизантропа, не что иное, как проявление глупых стадных инстинктов. Упрекая законопослушных членов социума в неспособности думать и отвечать за свои суждения, такой человек раздражается при любых контактах с «быдлом».
Среднестатистический мизантроп – это не отшельник-одиночка, полностью избегающий человеческого общества. Обычно у него очень узкий круг друзей, и отношения в этом кругу теплые и искренние.
Значение слова мизантроп
Основные термины в психологии имеют греческие корни. Слово «мизантроп» переводится как «человеконенавистник» («мез» – ненависть и «апропос» – человек).
Мизантропия – это не врожденное психическое отклонение. Такое отношение к миру формируется в течение жизни. Значение термина «мизантроп» сложно передать всеобъемлюще, поскольку сейчас это понятие многогранно. Этот человек не яро ненавидит все традиционное, но каким-то образом приспосабливается к выживанию в ненавистной ему среде. Среди мизантропов встречаются затворники, полностью отгородившиеся от общения с «массой». Есть индивидуалисты, считающие себя высокоразвитыми уникумами. Некоторые ненавистники иногда склоняются к филантропии и помогают ближним. Правда, делают они это не из любви, а для имиджа, то есть в корыстных целях.
Мизантроп обычно выбирает себе ограниченное число людей и общается только с ними. У него отсутствуют естественные для обычных людей реакции: спонтанная симпатия, почтение, некритичность.
Человечество мизантроп воспринимает как единый организм, действующий и реагирующий шаблонно. Допущение ошибок он не приемлет. Любые автоматические реакции и действия, по его мнению, – признак безответственности и тупости. Убеждаясь на каждом шагу в неразвитости и слабости людей, мизантроп все больше ненавидит «безликую массу». Самого себя он критикует не менее строго, отслеживая малейшие свои промахи и избавляясь от «позорных» слабостей.
Виды мизантропов
Не нужно путать мизантропию с социопатией. В основе обоих понятий лежит ненависть. Но у мизантропа она выражается лишь в отгораживании от людей, тогда как у социопата – в агрессии, стремлении сделать больно. Мизантропам присущи цинизм, эгоцентризм, эгоизм, но проявляются эти качества пассивно, не переходя в грубое нарушение общественных норм.
Психологиия разделяет мизантропов на типы:
Перечисленные виды можно поделить на две большие категории:
Причины мизантропии
Что же способствует развитию мизантропического мировоззрения? На формирование характера человека и его отношение к действительности влияют прежде всего обстоятельства.
Общественный устои, традиции и нормы поведения складываются на протяжении веков. Большинство людей следует им, не задумываясь. Мизантропы же резко противопоставляют себя обществу, и основой такого поведения всегда выступают конкретные причины.
Пережитое в детстве насилие
К сожалению, многие дети подвергаются насилию в семье, в школе, в компании сверстников. Редкий ребенок может противостоять подобным обстоятельствам. Чаще всего такие дети ожесточаются и затаивают обиду на все окружающее, привыкают доверять лишь себе. Мир предает ребенка, а в ответ получает ненависть. Кроме того, жестокость подавляет личность человека, угнетает его самооценку и способствует развитию многочисленных комплексов. Из таких детей вырастают, как правило, всем и вся недовольные зануды и брюзги.
Неправильное воспитание
Мизантроп может вырасти и во вполне благополучной семье. Упущения в воспитании происходят по разным причинам, но в результате подросток становится максималистом, не признающим авторитетов. Задача родителей – вовремя скорректировать мировосприятие сына или дочери. В противном случае в подростковом сознании «поселится» негативный стереотип несовершенства мира. А какой смысл следовать нормам несовершенного общества?
Выдающийся интеллект
Высокоодаренные люди нередко становятся мизантропами. Осознавая собственную исключительность, «гений» начинает с сарказмом относиться к жалким неразвитым существам. Конечно, большинство талантливых людей испытывают к окружающим чувство снисхождения. Но некоторые считают весь мир недостойным себя любимого.
Чрезмерная чувствительность
«Тонкокожие» впечатлительные люди с неустойчивой психической организацией подвержены стрессам. Эти идеалисты и романтики в конце концов испытывают жестокое разочарование, отгораживаются от несовершенного мира и страдают в одиночестве.
Почему появляется ненависть к людям
В раннем детстве человек открыт миру, наивен и доброжелателен. Сталкиваясь с агрессией или другим негативом, ребенок «включает» внутренние защитные механизмы, стирающие подобные ситуации из памяти. Взрослея, дети перестают верить миру безоглядно. Подросток ощущает себя полноценной личностью, обладающей всеми правами. Критическое мышление у него уже сформировалось, и, как правило, выступает на передний план.
Подрастающий человек вдруг осознает, что окружающая действительность – отнюдь не добрая сказка, в ней много жестокости, лицемерия, несправедливости и предательства. Реакция подростка на это может быть очень болезненной.
Посеять зерна мизантропии в сознании подростка может не только «несправедливость мира», но и обстановка в собственной семье. Когда ребенок наблюдает, как родные люди живут вразрез с провозглашаемыми нормами морали, это воспринимается как предательство.
Иногда такие дети вырастают активными поборниками справедливости и пытаются изменить мир к лучшему. Но чаще слабая детская психика не способна противостоять подобным испытаниям, и ребенок начинает испытывать ненависть ко всему на свете. Хуже всего, когда мизантропия перерастает в социопатию.
Коррекция мизантропии
Если мизантроп осознает свою проблему и желает избавиться от человеконенавистничества, то перестроить его сознание вполне возможно. Мизантропия – не болезнь, а психическое отклонение, в большинстве случаев поддающееся корректировке.
Главное – избрать нужное русло. Мизантропам, особенно поборникам справедливости, не чуждо чувство сопереживания. С такими работать легче всего. Индивид должен стать социальной личностью, принять законы общества и научиться следовать им.
Задача психолога – сделать из мизантропа филантропа. Последний, видя несовершенство людей, не отгораживается от них, а стремится улучшить действительность.
Внушать отшельнику, что мир хорош и справедлив, не имеет смысла. Лучше всего согласиться с его оценкой общества, но при этом постараться перепрограммировать эмоции. Проще говоря, из брюзги нужно сделать активного деятеля, стремящегося улучшить мир.
Перейти от ненависти к филантропии человек сможет, если заинтересуется полезным мероприятием:
Мизантроп должен поверить, что его усилия способны привести каким-то видимым переменам. Только тогда он по доброй воле начнет смотреть на жизнь по-иному.
Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество!
Н. Карамзин, русский историк и литератор.
Известные мизантропы
Самыми известными мизантропами считаются Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр. Свою ненависть к человечеству Шопенгауэр выразил в манифесте. Один из главных постулатов этого «творения» – отвоевывание максимального личного пространства, неуважение равнодушие к другим людям. Ницше волновала идея сверхчеловека. Именно ему принадлежит самый кощунственный в истории человечества тезис: «Бог умер».
Адольф Гитлер полагал, что воплотить его замыслы по переустройству планеты способна «лучшая» раса. Справедливость фюрер понимал своеобразно: чтобы усовершенствовать мир, ему требовалось сократить население земного шара как минимум вдвое.
Конечно, есть примеры и менее деструктивные. Среди мизантропов много выдающихся мыслителей и философов. Например, невыносимый в общении Жан Жак Руссо подарил миру гениальные творения. Музыкант Стивен Патрик Моррисси ненавидел людей, но с любовью относился к «братьям нашим меньшим». Избегал контактов с людьми гениальный композитор П.И. Чайковский, а знаменитый путешественник Н.М.Пржевальский с неприязнью относился к некоторым нациям.
Мизантпопы встречаются даже среди представителей публичных профессий. Достаточно вспомнить актера Била Мюррея.
Знак мизантропа
Среди знаков Зодиака имеются свои лидеры мизантропии.
Признаки мизантропа
Мизантроп имеет три главных отличительных признака: неприятие общественных норм и устоев, противопоставление себя человечеству и способность контактировать с крайне ограниченным кругом лиц. Мизантропия, в отличие от социопатии, – это не патология. Эти люди способны к сочувствию и самоконтролю. Несмотря на всю ненависть к людям, жить вне социума они не могут.
Без других ты ничто. Самый ожесточенный мизантроп нуждается в людях, хотя бы для того, чтобы их презирать.
Мария фон Эбнер-Эшенбах, австрийская писательница.
«Со мной так нельзя» и еще 5 фраз, которые помогут установить границы
Здоровые границы личности: что это такое и зачем они нужны?
Валентина Москаленко психиатр-нарколог, клинический генетик и семейный психотерапевт, доктор медицинских наук, специалист по зависимостям, автор книг по психологии
Вам трудно говорить «нет» и просить о чем-то для себя? Вы легко подпадаете под чужое влияние и не всегда можете сказать, чего именно хотите сами? Вам кажется, что важно нравиться окружающим? Возможно, у вас не все хорошо с установлением границ. Что такое здоровые границы личности и откуда появляются трудности с ними? Рассказывает психотерапевт.
Поучительный урок о границах
Его дала мне психотерапевт Мэрилин Мюррей. На одном из ее семинаров, в перерыве, я рассказала ей о своей практике.
— У меня как-то нехорошо получается: приходят ко мне созависимые клиенты, консультация по договоренности должна длиться час, а они во время беседы так много жалуются на свою жизнь и плачут, что я не могу закончить консультацию вовремя. И фактически работаю с ними значительно дольше.
— А у тебя под дверью кто-нибудь еще ожидает приема?
— Нет, обычно я принимаю одного человека. Для меня это большая нагрузка.
— И сколько же длится в результате твоя часовая консультация?
— Бывает, по полтора-два часа.
— Валентина, — строго и даже жестко сказала Мэрилин. — Ты ведешь себя непрофессионально. Ты не можешь так работать. Ты понимаешь, что к тебе приходят люди, которые понятия не имеют о здоровых границах? А ты для них не служишь примером! Где еще они этому научатся? Ты не помогаешь, а фактически вредишь своим клиентам.
Я задумалась над ее словами. Я не представляла, как мне действовать, чтобы внедрить ее совет в свою практику. Но потом нашла выход. Теперь за 10–15 минут до окончания времени консультации я говорю клиенту: «Пришло время подвести итог нашей встречи. Скажите, что было важным для вас сегодня? Вы можете еще успеть задать вопросы, которые вас беспокоят».
Самое удивительное, что ни один человек при этом не обиделся! Все следовали предложенному распорядку и уходили удовлетворенными.
Как узнать, умеете ли вы устанавливать границы?
Люди со слабыми или отсутствующими границами:
Откуда у вас трудности с установлением границ?
Мои учителя говорили: «Если у вас с кем-то не ладятся отношения, пересмотрите границы». Посмотрите на этот список. Отметьте, какие границы нарушались в вашем детстве и какие страдают сейчас.
Нарушение физических границ:
Нарушение внутренних границ другого человека:
Как установить здоровые границы
Если вы выяснили, что сами нарушаете чьи-то границы или кто-то нарушает ваши, попробуйте несколько отстраниться от своего собеседника. Это не отчуждение, которого так боятся дети из проблемных семей. Это попытка рассмотреть близкого человека как отдельную личность, которая не обязана быть такой, какой вы ее себе придумали.
Для установления здоровых границ полезно взять на вооружение несколько приемов отстранения.
«Мы с тобой находимся в отношениях, которые я ценю и хочу поддерживать. Тем не менее каждый из нас — отдельная личность со своими уникальными потребностями и правами на их удовлетворение».
«Я знаю, когда ты набрасываешься на меня в гневе, это происходит потому, что тебе больно. Я постараюсь отнестись с сочувствием к твоему состоянию».
«Я не принимаю обвинений в том, что я виновата в твоем плохом самочувствии. Я не буду переносить твою боль на себя».
«Я не буду искать решения твоих проблем. Но я также буду внимательно следить за тем, чтобы не просить тебя решать мои проблемы и не обвинять тебя в их наличии».
«Я обещаю выслушивать тебя без осуждения. Я не допущу, чтобы мой характер, мои взгляды, мой интеллект подвергались нападению „наемного убийцы“, но и сама не стану „наемным убийцей“ по отношению к твоим особенностям».
Как заявить о своих границах, проявить их перед другими людьми?
Когда человек хранит свои внутренние границы, он находится в состоянии внутреннего равновесия и гармонии и сам проявляет терпимость и уважение к другим людям. Нарушение границ личности вызывает нарастающую агрессию, тревогу и страхи. В таких отношениях человек, как минимум, будет испытывать дискомфорт.
В конечном итоге для установления здоровых границ вам нужно:
Желание противопоставлять себя окружающим
Вопрос психологам
Спрашивает: Алишер
Категория вопроса: Самопознание
Здравствуйте! Я студент 2 курса медицинского университета, мне 19 лет. Вырос в неполной семье (родители разведены, жил и живу с мамой).
Получено 3 совета – консультации от психологов, на вопрос: Желание противопоставлять себя окружающим
Айдарбеков Кайрат Анварбекович, психолог в Алматы
Вы столкнулись с экзистенциальной проблемой, это проблема принадлежности-отдельности. Хочу отделиться, но не могу, но и сблизиться с другими по-настоящему тоже невозможно. Успешность же человека заключается в том, чтобы одновременно уметь «быть отдельным от других» и «быть частью других», легко управлять этим балансом.
Дети из неполных семей, особенно мальчики, не получившие должной подпитки, поддержки от отца, испытывающие дефицит его присутствия как такового, склонны именно к таким состояниям эмоционального голода. Желание справиться с этим, точнее, избавиться от этого, порождает метания, стремления к исключительности (которая кажется гарантией безопасности, защищенности).
Но все это преодолевается. Да, трудно, с попеременным успехом и возможно долго, но вполне разрешимо. Стать отцом самому себе это весьма непростая задача.
Прочтите книгу Болена «Боги в каждом мужчине», также подберите для себя литературу по экзистенциальной психологии.
Коньшина Анастасия, психолог Алматы
Успехов в этой нелегкой работе!
Тлегенова Харлан, психолог-психоаналитик, групповой терапевт,г.Алматы
10 причин, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества
У каждого хотя бы раз в жизни возникала мысль, что он находится не там, где должен быть. В эти моменты человек буквально чувствует себя не в своей тарелке, начинается отчуждение от общества, которое приводит к разнообразным психологическим проблемам.
Не ощущать принадлежность к чему-либо — серьёзная ситуация, которая требует тщательного осмысления. Пускать всё на самотёк — значит разрушать свою психику, постоянно испытывать стресс и недовольство жизнью.
Что такое чувство принадлежности и как оно связано с отчуждением от общества
Прежде чем перейти к причинам, из-за которых ты можешь чувствовать отчуждение от общества, нужно сказать пару слов о чувстве принадлежности. Именно его отсутствие и приводит к отчуждению.
Любой человек хочет принадлежать к чему-либо или кому-либо — осознанно или на уровне подсознания. Это ощущение важно для счастья, удовлетворения потребностей и желаний. Принадлежность к чему-либо даёт чувство, что ты небезразличен остальным и не являешься легкозаменяемым винтиком. Для большинства людей это чувство и есть состояние бытия. Отчуждённость же подобна смерти из-за отсутствия видения настоящего и будущего, места в нём.
И действительно, какой смысл каждое утро вставать с кровати, делать что-то, если ты не ассоциируешь себя с окружением и чувствуешь отчуждённость от мира?
Чаще всего свою принадлежность люди находят в семье, увлечениях, работе или карьере, стараниях на общее благо, в достижении определённых целей. В пирамиде Маслоу потребность в принадлежности и любви стоит на третьем по важности месте после физиологических потребностей и безопасности. Без принадлежности, чувствуя отчуждение от общества, ты не сможешь удовлетворять следующие потребности и застрянешь на месте.
А теперь к причинам отчуждения от общества.
1. Ты не был близок со своей семьёй
Детские психологические травмы — это самая частая причина комплексов и фобий человека. И когда психоаналитики пытаются разгадать суть проблем, прежде всего они погружаются в детские воспоминания пациента.
Отчуждение от общества не стало исключением, ведь чувство принадлежности проистекает из семейной жизни, из того, насколько комфортно тебе было в детстве, помогали ли тебе твои родители и другие родственники почувствовать себя привязанным к чему-то, дарили ли ощущение любви и уюта.
Причём для отчуждённости необязательно испытывать серьёзную детскую травму — достаточно эпизодического давления, которое будет накапливаться и к сознательному возрасту вызовет отторжение.
2. Ты умнее окружающих
Ощущать принадлежность — это в том числе и ассоциировать себя с другими людьми, похожими на тебя. Но это практически невыполнимая задача, если ты намного умнее большинства представителей общества.
Не думай, что это ощущение плохое, из разряда нарциссизма и завышенной самооценки. Дело в том, что из-за высокого интеллекта тебе намного сложнее общаться с людьми: приходится опускаться до их уровня, чтобы просто поговорить на обычные темы.
Умному человеку часто хочется принадлежать к таким же, как он, или даже более интеллектуально развитым, тем, кто может научить его чему-либо новому, удивить, стать примером для подражания. Присутствие же в обществе, где каждый на ступень ниже по интеллекту, может вызывать отчуждение и депрессию. Здесь уместно выражение «горе от ума».
3. Твои убеждения расходятся с мнением большинства
Неважно, разные ли у тебя с обществом взгляды на политику, религию или культуру, — все эти аспекты важны для чувства принадлежности. Наши личные ценности формируют то, кем мы являемся. И если наблюдается рассинхронизация с мыслями и действиями общества, ты почти всегда будешь ощущать отчуждённость.
Определить отчуждение по этому признаку очень просто: спроси себя, что ты ценишь, и сравни свои убеждения с окружающими тебя людьми.
4. Ты непохож на остальных
Как бы ни пыталось общество стричь всех под одну гребёнку, каждый из нас по-своему уникален. И когда у тебя есть какие-либо отличительные черты внешности, будь то рост, вес, цвет кожи, визуальные дефекты, ты становишься белой вороной.
Внешние факторы сильно влияют на наше эго и определяют то, какими людьми мы будем. Схожие параметры помогают ассоциировать себя с другими членами общества. Но при значительных отличиях эта ассоциация просто невозможна, из-за чего такие люди отдаляются от остальных.
5. У тебя далекоидущие амбиции
Отчуждение может возникать из-за сильного контраста между тем, каким видишь будущее ты, и тем, каким его видят другие. Твоя личность формируется не только из того, кем ты был вчера и сегодня, но и из твоего будущего, того, кем ты хочешь стать через месяц, год, десятилетия.
В этом и проблема, ведь ты начинаешь видеть картину более масштабно. В ней большинству окружающих тебя людей нет места, как и нынешнему твоему образу жизни, и ты подсознательно (а иногда и вполне осознанно) начинаешь отдаляться от сложившегося настоящего, мыслями уже находясь в будущем. Твоя жизнь принадлежит уже тому далёкому завтра.
6. Тебе трудно открыться другим людям
Если ты интроверт или просто спокойный человек, то тебе может быть сложно адаптироваться к быстроменяющемуся миру экстравертов. Людям, как социально зависимым существам, важно открываться другим членам общества. Это помогает преодолеть стресс, зарядиться положительными эмоциями, лучше понять окружающих.
Но когда этого нет, когда человеку трудно открыться перед другими, начинается медленное отчуждение, которое может выливаться в достаточно серьёзные проблемы. Постепенно человек может превратиться в хикикомори. Этот термин обозначает людей, отказывающихся от социальной жизни и стремящихся к крайней степени социальной изоляции.
7. Ты излишне застенчив
Стесняться — это нормально, ведь не каждому нравится находиться в центре внимания. Но излишняя застенчивость может вызывать отчуждение, нарушать чувство принадлежности обществу. Ты просто не можешь ассоциировать других людей с собой, так как ставишь их выше себя, и начинаешь накручивать себя тем, что не можешь соответствовать их ожиданиям.
8. Ты думаешь, что очень хорошо знаешь людей
Возможно, твоё отчуждение связано с тем, что ты наивно считаешь себя экспертом в человеческих душах. Из-за завышенной самооценки или если человек уже обжёгся в жизни, он может начать судить о других членах общества как об общей массе с единым самосознанием. В таком случае, к примеру, все женщины у него могут стать меркантильными змеями, а мужчины — грубыми мужланами, которым нужно только одно. Но это не так. Каждый человек уникален, и своим образом мышления ты лишь усугубляешь отчуждённость от общества.
9. Ты недостаточно стараешься
Одной из распространённых причин отчуждённости от общества являются недостаточные старания, ощущение бесцельности и безразличия к окружающей тебя обстановке. Близкие люди могут пытаться вновь вовлечь тебя в общество, сделать его полноценным членом, вызвать у тебя чувство принадлежности, но ты подсознательно или осознанно сопротивляешься этому. Вместо сопротивления попробуй проявить немного инициативы и вылезти из своего мирка.
10. Ты слишком стараешься
В противовес предыдущему пункту: слишком большие старания так же ведут к отчуждению от общества. Своим чрезмерным старанием понравиться другим ты вызываешь у них вовсе не симпатию, а зачастую неприязнь (они думают, что ты подлизываешься) или желание воспользоваться тобой. Каждый раз, натыкаясь на такую реакцию, ты будешь чувствовать всё большее отчуждение из-за диссонанса: «Я добр и чуток со всеми, но меня используют в корыстных целях. Что с этим миром не так?»
Запомни: никто не любит тех, кто слишком старается всем понравиться. Нейтральная позиция по отношению к большинству поможет исключить чувство разочарования.
Живое Предание
Фредерика де Грааф: как стать самим собой
«Митрополит Антоний не раз говорил мне: стань самой собой! Но я тогда еще не понимала, что значит стать собой. А он имел в виду, что стать самим собой человек может только во Христе и со Христом». Как обрести свое подлинное «я»? Как найти силы для поддержки ближним? Об этом в своей новой книге «Открытость сердца. Встреча: «сквозь себя» к Богу и человеку» говорит Фредерика де Грааф — врач с многолетним опытом служения в хосписе, духовная дочь митрополита Антония Сурожского.
Фредерика де Грааф с митрополитом Сурожским Антонием
Личность и индивидуум
Вспоминаю, как в первый раз встретилась с владыкой Антонием в Лондоне. После Литургии он сказал мне: «Мы с тобой должны поговорить». Я ответила: «Но у меня нет вопросов». А он: «Нет, нет, будем встречаться…» Я приехала к нему и помню, что задала единственный вопрос: «Все у меня хорошо, но как можно найти путь к своему сердцу?» Он, помолчав немножко, посмотрел на меня — он умел очень глубоко смотреть внутрь человека — и сказал: «Ничего, найдем вместе». С тех пор прошло очень много времени. Нашла ли я свое сердце. Не знаю. Но что-то, думаю, все-таки во мне изменилось. И мне важно поделиться с вами опытом, который я приобрела в течение многих лет общения с людьми.
Никакая подлинная встреча невозможна без открытости сердца с обеих сторон. Настоящая встреча с другим человеком не может состояться, пока ты не стал самим собой. Мой опыт общения с больными в хосписе показал мне: когда они понимают, что кто-то их по-настоящему видит, принимает их личность, тогда даже потребность в лекарствах может уменьшиться. Когда больные ощущают, что произошла подлинная встреча, у них ослабевает чувство одиночества.
Итак, встреча с самим собой — первое, к чему мы должны стремиться, над чем стоит работать… Но если речь зашла о встрече с собой, то вы, наверное, спросите: «А кто есть „я“?» Владыка говорил о двух типах «я»: об индивидууме и о личности. Это его собственное определение.
Индивидуум — это человек, который думает о внешнем, это наша внешняя сторона. Я-индивидуум всегда противопоставляет себя другому человеку, всегда самоутверждается.
Я живу как индивидуум, когда ставлю себя в центр мира: «Я в центре, я не такой или не такая, как вон тот человек. Я-то ведь блондинка. Я-то брюнетка. Я-то толстая. Я-то умная. Я-то не очень умная…» Владыка же говорил, что в этом как раз и заключается суть греха: противопоставление идет против любви, самоутверждение всегда происходит за счет другого человека. Пока в нас действует я-индивидуум (иными словами, наше эго, «я-сам»), мы не можем сблизиться с другим человеком. Нам еще предстоит борьба. Нам предстоит сражаться против я-индивидуума для того, чтобы приобрести свое другое «я» — я-личность. Борьба против индивидуума за личность! Процитирую владыку: «Я-индивидуум себя утверждает, себя противополагает, отвергает и отрицает другого. Я-индивидуум не хочет видеть всего себя таким, как он есть, потому что стыдится и боится своего безобразия. Я-индивидуум не хочет быть реальным, потому что быть реальным — значит стать перед судом Бога и людей».
Владыка не раз говорил мне: «Стань самой собой!» Но я тогда еще не понимала, что значит стать «самой собой». А он имел в виду, что стать самим собой человек может только во Христе и со Христом.
«Грех — это отрыв от Бога, потому что Бог является как бы ключом к нашей цельности, нашей целостности. Если мы от Него отрываемся, то теряем саму возможность быть целыми. А отрываемся мы каждый раз, когда по отношению к другому человеку поступаем так, как не поступил бы Спаситель Христос. Он нам показал, что значит быть настоящим человеком: цельным, носящим в себе Божественную тишину и Божественную славу. Он нам показал путь».
Владыка говорил про образ Божий, который в каждом из нас есть, про личность, а не про индивидуума!
Он был уверен, что «всякий человек в себе чувствует какую-то глубину, какую-то та́инственность, что-то, что превосходит его просто животное существование. Но если ему не открыто благодатью и словом познание о Боге, он свое восприятие облекает в нереальные формы, идолы». Поэтому я думаю, что наша борьба состоит именно в том, чтобы свергнуть я-индивидуума и, войдя в глубь себя, стяжать наше подлинное «я» — то, что называется личностью.
По словам владыки, «личность находит свое удовлетворение, свою полноту и свою радость только в раскрытии своего первообраза…» Первообраз — это образ Божий. Это печать Божия, которая в каждом из нас есть и которую мы должны найти.
Но задача эта нелегка, потому что увидеть в себе образ Божий нам мешают множество наслоений. «Дело не в том, чтобы видеть себя как личность, — мы ведь этого не можем. Личность, персона — это то, чем мы призваны стать, преодолев индивидуума [эго, ветхого Адама. — Авт.], которого мы можем в себе наблюдать на своем опыте». Индивидуума наблюдать легко, потому что он, в отличие от нашей личности, во Христе находится на поверхности. «Личность может быть раскрыта только в Том, Кто ее знает, то есть в одном Боге. В нас есть личность, которая есть образ Живого Бога. Извне эта личность представляется под видом индивидуума».
Я думаю, эти слова владыки крайне важны.
Телесный облик — в обыденной жизни он так важен для большинства людей! Для нас обычно крайне ценно то, как мы выглядим, чем занимаемся, чего достигли. Но когда все это — все, что относится к индивидууму, — отпадает из-за тяжелой болезни, что тогда остается?
У нас много лет работала красивая молодая медсестра. Все любовались ее красотой, особенно ее длинными светлыми волосами. Она ярко красилась и всегда была центром внимания из-за своей внешности.
Однажды она обратилась ко мне и в ужасе сказала, что у нее подозревают рак груди. Она заплакала, посмотрела на меня и в отчаянии сказала, что если из-за химиотерапии и облучения она потеряет свои волосы, то покончит с собой! К счастью, диагноз не подтвердился. Но мне стало грустно, что человек до такой степени живет своей внешностью, что ее внутренний мир, мир души при этом как будто не играет никакой роли.
Ее настоящее «я» было так глубоко спрятано, что только внешность «индивидуума» определяла ее жизнь.
Владыка объясняет, как обнаружить свою я-личность, как найти образ Божий, как увидеть печать Божию, которые в каждого из нас заложены и познаются как жизнь, переливающаяся через край. Он приводит в пример икону или картину: «Вот картина мастера, которая из столетия в столетие подновлялась, пока не стала совершенно неузнаваемой… Когда мы расчистим эту картину слой за слоем, нам удается вернуться к первообразу, освобожденному от накопившихся искажений… Именно это мы и должны сделать над самими собой».
Предстоит работать над собой, удалять слой за слоем, убирать все, что мешает нам найти это сокровище, эту жемчужину. Суть не в том, что неделание такой «расчистки» считается грехом, а в том, что, только убирая слой за слоем, мы можем испытать настоящую радость и вдохновение, обрести смысл. Но сделать это нелегко, и прежде всего из-за того, что мы постоянно заняты чем-то другим: мы отвлекаемся на внешнее и почти никогда не живем внутри себя.
Процитирую владыку: «Заботы, тревоги, страхи и желания обступают нас со всех сторон, и такое смятение у нас в душе, что мы почти не живем внутри себя — мы живем вне себя. Мы настолько сбиты с толку и одурманены, что требуется прямое Божие вмешательство или продуманная дисциплина, чтобы мы пришли в себя и пустились в тот путь внутрь, которым мы пройдем сквозь себя к Самому Богу… Все делается, что возможно человеческими силами при содействии темных сил, чтобы искоренить из человеческих душ не только знание о Боге, но саму способность Его воспринимать».
Доступная нам святость
Итак, наша задача состоит в том, чтобы найти ту нашу внутреннюю реальность, которая никогда не исчезнет и всегда будет. Даже если живешь плохо, недостойно себя, даже если вдруг стал преступником, все равно Божья печать в тебе пребывает. Владыка Антоний советует читать Евангелие каждый день, ибо только в Евангелии мы можем узнать себя во Христе. Христос — образ совершенного Человека. Если хочешь понять, что значит быть человеком, надо глубоко всматриваться во Христа. Не подражать Христу внешними действиями, а внутренне стать тем, что Он есть, приобщиться Ему всей своей жизнью. Измениться должно сердце человеческое, внутренний человек.
Владыка советует читать Евангелие не «благочестиво», но с таким настроем, как мы читаем обычную книгу. Читать, чтобы познакомиться с героем, не соглашаясь с ним во всем заранее. Читать и быть открытыми, чтобы узнать: «Кто Он — Христос? Что с Ним и вокруг Него происходит? И что значит происходящее и Его слова лично для меня? Какие выводы я должен сделать для себя? Что для Христа дорого? Что для Него важно? Хочу ли я быть с Ним? Хочу ли быть Его другом?»
Владыка продолжает: «Если мы вполне честны, мы скажем: нет, на это я не пойду… У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о Заповедях блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть — нет… Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть ее честности, вы отвергнете три четверти Евангелия — и я еще не пессимист».
Ответ этой прихожанки по крайней мере правдив!
Мы смотрим на Христа — гонимого, непонятого, отверженного, Который в конце концов был распят на Кресте. Если точно так будет со мной, можно честно сказать: «Нет, не хочу этого…» Мы должны научиться быть честными, читая Евангелие: кое-что непонятно, кое-что безразлично, а что-то трогает сердце.
Наверняка одна-две мысли или фразы упадут нам в душу, согреют сердце. Наверняка будут места, которые нас глубоко тронут: «Ох, как это красиво! Ох, вот это меня вдохновляет! Хочу научиться жить так!» «Это те места или те фразы, может быть, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать слову… Бороться уже не надо, это наша природа. И достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному образу…»
Живите этими местами, потому что в них мы зачаточно уже едины со Христом, мы уже в гармонии с Ним. Если жить этими начатками гармонии, тогда будет свет, и свет нам покажет, где еще темно, и осветит то зло или то неприглядное, которое в нас еще есть. Владыка советовал никогда не поступать против таких евангельских мест, потому что в них — та живущая в нас святость, которая укоренена в Боге, которая с Ним созвучна. Противиться ей было бы самоубийством! Никто не может обретенную святость у нас отнять, только мы сами. Но отнимать ее у себя — именно самоубийство, потому что мы поступаем против себя самих. Однако если мы, напротив, будем верны этим местам, то начнем бороться радостно и вдохновенно! Как часто я слышу, что люди говорят о своих отношениях с Богом: «Надо делать то… Надо делать это…» Но суть не в том, чтобы постоянно себя принуждать и заставлять, а в том, чтобы искренне захотеть познакомиться с Ним ближе, стать Его друзьями: только тогда мы сможем идти по жизни с радостью и ликованием. Христос ищет себе именно друзей!
Каким нам представляется индивидуум? Индивидуум всегда хочет что-то получить. А вот у личности речь идет совсем о другом. «Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать… а в том, чтобы сказать: вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного. Я хочу быть самим собой самым истинным образом».
Владыка приводил интересный пример, связанный с представлениями об индивидууме. По-моему, он жил тогда в Париже. Однажды он увидел пожилую женщину. Была весна, раннее утро, пели птицы, солнце светило, везде красота… А женщина рылась в мусорном баке. Прямо головой в него залезла: хотела узнать по обрывкам бумаг, что происходит в соседних квартирах. Вот какая любопытная! Владыка говорил: это образ того, как мы ныряем в собственную душу. Мы хотим видеть все, что не так, и все, что не то. Он же считал, что это бесполезно: такой способ никогда не принесет плодов.
Владыка советовал прежде всего всматриваться в то светлое, что уже в нас есть, и прямо сейчас начинать жить этим светом. Ведь чтобы узнать, что в нас еще не принадлежит Царствию Божию, чтобы увидеть зло, которое в нас кроется, надо сначала впустить свет! Что мы делаем, когда в комнате темно? Включаем свет или открываем шторы. Что толку говорить: «Так надо… А так нельзя… А это грех…»? Если речь идет о любви — к человеку или к Богу, — принуждения быть не может, а может быть только искреннее желание увидеть в себе то, что мешает, что несовместимо с дружбой и любовью.
Однажды я спросила владыку: «Как у тебя хватает сил. » С ним всегда говорили на «ты», потому что для него все мы — сестры и братья во Христе.
«Как у тебя хватает сил принимать людей по пятнадцать часов в день, когда каждый человек приходит со своим горем, со своей печалью?» На что он мне ответил: «Может, ты подумаешь, что это легкий выход, но бо́льшую часть этого груза я перекладываю на Христа».
Это значит, что, во-первых, владыка имел живую связь со Христом. А во-вторых, что он глубоко доверял Христу, безусловно верил: Христос помогает и поддерживает. Думаю, таково и наше призвание — так срастись со Христом, чтобы делиться с Ним, как с другом, с братом, всем, что с нами происходит. Чтобы обсуждать с Ним всё. Мне кажется, об этом стоит думать. К этому стоит стремиться. Иначе невозможно нести боль и горе столь многих людей.
А еще владыка добавил: «Знаешь, если бы я по пятнадцать часов в день говорил с людьми и не общался со Христом, мне было бы ужасно скучно». И он действительно общался со Христом! Общался с Его образом, вживленным в каждого из нас.
Владыка говорил с каждым новым человеком — верующим или неверующим — почти с жадностью. Так интересно было ему узнать что-то новое о Христе! Его последние, прочитанные незадолго до смерти лекции — о том, что в нашей жизни есть два пути познания Христа. Первый путь — узнавать Бога напрямую через молчание, созерцание и молитву. Второй путь, более длинный и сложный, — познавать Его через созданный Им мир, где Бог присутствует и действует; через каждого человека и каждую тварь.
Владыка никогда не говорил, что мир целиком погружен во зло, хотя и ужасался злу, которое в мире творится. Он научился смотреть глубже. Он считал, что мир прекрасен, только мы не умеем эту красоту увидеть, уловить.
В подтверждение своего мнения владыка приводил мысль из рождественской проповеди святителя Филарета (Дроздова) (1783–1867), митрополита Московского и Коломенского:
«Тот, у кого сердце чистое, глядя на мир, видит почивающую на нем благодать Божию, видит как бы сияние благодати; тот мир, который мы видим тусклым, потухшим, оскверненным, может быть путем к созерцанию через тварь Божия присутствия. Это не чистое созерцание Божественной природы, сущности, но это ви́дение Бога, потому что сияет в твари — именно благодать».
Представляете — на Рождество весь наш город лежит в сиянии Божием! А владыка умел узреть Божие сияние в каждом человеке. И искренне, горячо верил в этот сияющий свет. Верил — и обращался именно к нему, к этому свету. Он ясно осознавал зло, но не сосредотачивался на нем. Для нас это — пример. Нам тоже надо научиться не останавливаться на зле в себе или в другом человеке, но верить, что внутри каждого из нас есть что-то более глубокое, более ценное, чем тот психологический слой, в котором мы обычно застреваем. А свет Божий живет именно в глубине. С него-то и надо начинать.
Вместе с тем касательно зла владыка говорил, что надо торопиться. Надо спешить увидеть то зло, которое в нас еще есть. Но смотреть на него — при свете, сквозь призму веры: ведь Бог верит в каждого из нас. Все, что есть в нас свет, — уже принадлежит Царствию Божию. Однажды на исповеди я что-то плохое о себе рассказывала… И владыка ответил: «Радуйся! Радуйся, ведь если ты будешь с этим бороться, ты сама освободишься. И всех твоих предков, у кого, возможно, тоже было это зло, и они не сумели его перебороть — их ты тоже освободишь! Борись не только ради себя!» А еще он сказал, что если я буду бороться и побеждать зло в себе, то уменьшится и космическое зло: ведь когда один человек переборол свое зло, меньше стало зла и тьмы в целом мире.
Я думаю, это очень важная мысль. Она подвигает нас бороться вдохновенно. Не только ради себя, не потому, что «надо», не потому, что «не соответствует морали», и даже не потому, что «это грех»: суть не в этом! Цель — мужественно познать то неприглядное, что в нас еще есть. Но опять-таки, начинать надо со света: быть верным тому свету, который сияет во Христе, и никогда не поступать против этого сокровища! А если мы все-таки против этого света поступили, тогда, по словам владыки, следует нести этот проступок на исповедь: ведь мы согрешили против света — против святости Христа, Который в нас перебывает. Я думаю, что, живя так, мы будем расти совсем по-другому…
Из книги «Открытость сердца. Встреча: «сквозь себя» к Богу и человеку». — М.: Никея, 2022
Поделиться в соцсетях
Подписаться на свежие материалы Предания