Что значит проехать транзитом
Что такое транзит
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. «Транзитный груз», «транзитный пассажир», такие словосочетания мы слышим довольно часто.
Интуитивно понятно, что этот термин обозначает перемещение между точками А и Б. Но, чтобы уверенно применять это слово в своем лексиконе, давайте разберемся, что конкретно оно значит.
Транзит – это …
Для начала переведем термин с латинского: «transitus» – это «прохождение, проследование». Как мы и предполагали, транзит – это процесс перемещение объекта из одной точки в другую, с заходом в третью (которую объект проходит транзитом).
Например, самолет летит из Москвы в Южно-Сахалинск транзитом через Новосибирск. Это значит, что самолет перемещается из одного города в другой, по пути делая посадку в третьем.
Вот так этот термин толкуется в словарях:
Транзит — это перевозка грузов или следование пассажиров из одного места (страны, области и т. п.) в другое через лежащее на пути третье или из одного пункта в другой через несколько промежуточных пунктов.
Так же называется перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах.
Понятие применяется в различных сферах, где осуществляется перемещение объектов через промежуточные территории. Рассмотрим некоторые из них.
Транзит в транспортной отрасли
Это перевозка людей или грузов из одного пункта в другой через промежуточные. Если транспортировка осуществляется из одной страны в другую через территорию третьей, то в этом случае говорят о международном транзите. Государство, через которое выполняется перемещение, называют страной-транзитером.
Если речь идет о перевозке людей или грузов на железнодорожном или авиатранспорте, то транзитом принято называть как их прямое перемещение через промежуточные станции (без пересадки или перегрузки), так и с пересадкой или перегрузкой.
Допустим, Иванов решил поехать в отпуск на поезде из Москвы в Адлер, но по пути «завернуть» на денек в Липецк, чтобы повстречаться со старым другом. В такой ситуации можно сказать, что Иванов поехал из Москвы в Адлер транзитом через Липецк.
Аналогично дело обстоит и с грузами. С той лишь оговоркой, что они не к «другу заворачивают», а перемещаются по заданному маршруту, исходя из определенных логистических факторов.
Транспортный транзит классифицируется в зависимости от типа транспорта, на котором осуществляется перевозка грузов:
Таможенный транзит
Товары, перевозимые из одной страны в другую, подлежат обложению таможенными пошлинами. Но при применении процедуры таможенного транзита при транспортировке груза через территорию третьего государства, таможенные пошлины за «проезд» не уплачиваются.
То же самое, но умными словами:
На схеме далее – частный случай применения процедуры таможенного транзита в ситуации, если растаможивание груза производится не на таможне при пересечении границы, а на таможенном пункте в точке доставки:
Что значит транзит для экономики
Международный транзит для государств, по которым осуществляются перевозки товаров, является одной из статей дохода бюджета.
Если к конкретному грузу не применяется процедура таможенного транзита, то за его транспортировку по территории страны-транзитера отправитель или (и) получатель товара обязаны заплатить.
Например, при экспорте российского газа в страны Западной Европы Россия является поставщиком, Западная Европа – потребителем, государства Восточной Европы – транзитерами.
Большая часть этого газа проходит через Украину. Между РФ и Украиной заключен контракт о том, что Газпром (поставщик) платит за транзит своего газа по территории соседа. В 2020 году платеж составил 2,11 миллиарда долларов.
Автор статьи: Елена Копейкина
Значение слова «транзит»
1. Перевозка пассажиров и грузов из одной страны в другую через лежащую на пути третью или из одного пункта в другой через промежуточные пункты. Транзит товаров через Московский железнодорожный узел. □ Послы западных держав в Осло и Стокгольме настаивали на праве транзита войск через Скандинавию. Рудный, Гангутцы.
2. Перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах.
[От лат. transitus — переход, прохождение]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Транзит — перевозки пассажиров и грузов из одного пункта в другой через промежуточные пункты.
Транзит — отрасль экономики.
Прохождение или Транзит — астрономическое явление, во время которого, с точки зрения наблюдателя из определённой точки, одно небесное тело проходит перед другим небесным телом.
Транзит — процесс перехода политического режима государства к демократии (демократический транзит). В основном происходит в период политической модернизации общества. Характерен для стран третьей волны демократизации.
«Транзит» — упразднённый футбольный клуб из города Вентспилс (Латвия).
«Транзит» — советский художественный фильм 1982 года с участием Михаила Ульянова.
ТРАНЗИ’Т, а, м. [латин. transitus — проход]. 1. только ед. Провоз, движение товаров или пассажиров из одного государства в другое через лежащее на пути третье. Свобода транзита. Беспошлинный т. Пути транзита. || Перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах. Грузы идут транзитом. 2. только ед. Прохождение небесного светила через какую-н. плоскость, преимущ. через меридиан (астр. устар.). 3. Инструмент для наблюдения такого прохождения, пассажный инструмент (астр. устар.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
транзи́т
1. перевозка грузов или следование пассажиров из одного места (страны, области и т. п.) в другое через лежащее на пути третье или из одного пункта в другой через несколько промежуточных пунктов ◆ Вот вернусь, поживу дома недельку, затоскую и снова в путь-дорогу. Транзит меня привлекает. Вот какой я человек ― дурак. А. Н. Арбузов, «Таня», 1938-1947 г. (цитата из НКРЯ)
2. перевозка грузов без перегрузок на промежуточных пунктах
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дешифрование — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Как россиянину лететь транзитом через закрытые страны?
Авиакомпании продают билеты в открытые для туристов страны с пересадками в Польше, Австрии и других государствах. Но эти транзитные страны для туристов из России закрыты. Посадят ли на такой рейс, если нет уважительной причины?
Туристам из РФ разрешают транзит, но запрещают въезд Австрия, Венгрия, Латвия, Германия, Польша, Сингапур, Катар. В статье я расскажу, какие документы понадобятся, чтобы лететь через эти государства, и на что вообще обратить внимание, чтобы вас не сняли с рейса прямо в аэропорту.
Что важно проверить перед покупкой билетов
Разрешена ли пересадка. У каждой страны свои требования. Авиакомпании могут продавать билеты на рейсы, которые заведомо не подходят для туристов. Они не в курсе, есть ли у вас разрешение на полет в эту страну, и предполагают, что если вы берете билет, то знаете, что делаете.
Например, в некоторых агрегаторах в начале июня можно было найти множество билетов с пересадкой в Турции, хотя авиасообщение с этой страной официально ограничили и возобновили только 22 июня. Купить билет Pegasus Airlines можно было, а вот на самолет туриста бы не посадили. Я звонила на горячую линию авиакомпании — там советовали брать билеты с вылетом не раньше 1 июля, но только на официальном сайте. Меня уверили, что если бы авиасообщение не восстановили, такой билет можно было бы вернуть.
Нужна ли виза. Некоторые страны ЕС разрешают пересадку без визы, в других она обязательна. Если летите больше чем с одной пересадкой, проверяйте, нет ли ограничений по количеству пересадок или их суммарной продолжительности. Например, в Нидерландах транзит разрешен, только если на пути не более одной пересадки в странах Шенгенского соглашения.
Одна моя знакомая пыталась улететь из Марокко и дважды попала в неприятную ситуацию. Сначала она взяла билет до Москвы с двумя пересадками: во Франции и Нидерландах. Но на рейс ее не посадили, потому что при двух пересадках требовался шенген. Билет был авиакомпании KLM. Знакомая тут же позвонила в поддержку и объяснила, что не может улететь. Ей повезло: билет был возвратный, поэтому авиакомпания вернула деньги.
Потом она решила полететь в Анталью и снова взяла билеты с двумя пересадками — теперь в Лионе и Стамбуле. И снова история повторилась: на стойке ее развернули, потому что в Лионе нет специального терминала для безвизовых транзитных пассажиров. Билеты она искала в агрегаторе с фильтром «без визы», поэтому деньги снова удалось вернуть. Для этого она написала в поддержку агрегатора и приложила скриншот, где у билета стоял фильтр «без визы».
Какая ситуация в аэропорту. Это необязательный пункт, но иногда лучше об этом знать. Например, я летела через Австрию и не подозревала, что почти все кафе в аэропорту будут закрыты. Если бы я знала об этом заранее, то плотнее поела бы перед вылетом из Москвы или заказала еду в самолете. Еще в моем терминале не оказалось бизнес-зала, в котором я планировала отдохнуть во время длинной пересадки.
9 советов для беспроблемного перелета с пересадкой
1. Купите единый билет
Лететь с пересадкой можно двумя способами: по одному билету или по разным.
Если все перелеты — в едином билете, то за доставку вас и вашего багажа в конечную точку маршрута отвечает авиакомпания. Что это значит:
Если вы нашли и забронировали перелеты по отдельности и они оформлены разными билетами, то это самостоятельная стыковка и вся ответственность лежит на вас. Что это значит:
Как понять, что перелеты оформлены единым билетом?
✅ Единый билет с перечислением всех рейсов должен быть выписан на одном бланке с единым номером.
✅ Если у вас несколько кодов бронирования PNR при общем номере билета, свяжитесь с авиакомпанией или агентством и проясните ситуацию.
✅ В поиске Скайсканера по умолчанию показаны перелеты, которые при бронировании будут оформлены единым билетом. О самостоятельной стыковке мы вас предупредим.
2. Узнайте, что с визой и багажом на пересадке
Стыковочный перелет с единым билетом кажется простой и понятной историей: пересадка через транзитную зону, получать и сдавать багаж в промежуточном аэропорту не нужно. Чаще всего так и есть.
К примеру, при перелете со стыковкой в шенгене можно не выходить из транзитной зоны и не оформлять визу, если на рейс вы регистрируетесь по единому билету, пересадка внутри шенгена одна, короче 24 часов и без смены терминала, а багаж оформлен до конечного пункта.
Но бывает и по-другому:
Как узнать, нужна ли виза при пересадке с рейса на рейс
Чтобы узнать наверняка, нужна ли для пересадки виза, зайдите на сайт TravelDoc, выберите Multi Segment и заполните данные о перелетах и стыковках. Для надежности почитайте отзывы пассажиров, которые уже летали по вашему маршруту, и задайте вопрос авиакомпании по электронной почте или по телефону.
Багаж при перелете по единому билету, как правило, летит до конечного пункта, но тоже не без исключений. Бывает, что даже без выхода из транзитной зоны нужно забрать багаж и пройти с ним через контроль безопасности.
Если вы хотите зарегистрировать чемодан или рюкзак до конечного пункта или, наоборот, по какой-то причине решили получить его в транзитном аэропорту — выскажите свои пожелания на регистрации.
Если летите разными перевозчиками (даже по одному билету), заранее узнайте нормы провоза багажа и ручной клади у каждого. Иначе на пересадке может оказаться, что на второй рейс бесплатно можно сдать меньше, чем на первый.
3. Перепроверьте, из какого аэропорта и терминала вылетаете
Убедитесь, что точно знаете, откуда у вас вылет. Полно историй, когда пассажиры уже сидя в аэроэкспрессе понимали, что едут не в тот аэропорт, или купив билеты с короткой стыковкой, с ужасом выясняли, что придется мчаться на такси в соседний терминал.
Идеально, когда пересадка — без смены аэропорта и терминала. Если так не получается, заранее узнайте, на каком транспорте удобнее и быстрее добраться и сколько времени это займет при самом худшем сценарии.
4. Следите за местным временем
В билетах указано местное время вылета. В пункте пересадки можно перевести свои часы, но удобнее следить по электронным табло: там точно не будет ошибок.
5. На короткой пересадке ускорьтесь
При самостоятельной стыковке по разным билетам все понятно: не опоздать на второй рейс — сугубо ваша зона ответственности.
А что делать, если вы летите по единому билету и короткую стыковку авиакомпания заложила сама? Например, у вас пересадка 1 час в аэропорту Схипхол или Шарль-де-Голль. Тут надо бежать как можно быстрее!
Старайтесь не летать со стыковками короче 2 часов — даже по единому билету.
На плотных пересадках бывает, что всех пассажиров встречают и провожают до следующего рейса сотрудники авиакомпании, но это не гарантировано. Если беспокоитесь, можно заказать платную услугу Fast Track для опаздывающих или попросить бортпроводников с первого рейса показать вам, куда бежать после посадки.
Подробнее:
6. На длинной пересадке используйте время с толком
При правильном настрое ожидание во время пересадки станет отдельным приключением. Опытные путешественники специально выбирают долгие стыковки, чтобы успеть побольше интересного.
Вот несколько идей, чем заняться при пересадке дольше 5-6 часов:
Подробнее:
7. Попробуйте стоповер
Лейовер — обычная стыковка между рейсами до 24 часов.
Стоповер — когда в пункте пересадки вы проводите больше 24 часов. Это отличный способ посмотреть город и получить еще один мини-отпуск — за цену обычного перелета или не сильно дороже. Некоторые авиакомпании при стоповере еще и бесплатную гостиницу предлагают.
Примеры удачных городов для стоповера — Стамбул, Дубай, Гонконг, Сингапур, Куала-Лумпур.
Как найти рейсы со стоповером или долгой стыковкой на Скайсканере
1) Выбирайте рейсы с длинными стыковками.
В результатах обычного поиска на Скайсканере ищите рейсы с длинными пересадками и сравнивайте цены на прямые и стыковочные рейсы.
2) Воспользуйтесь поиском сложных маршрутов.
Нагуглите, в каких городах делают пересадки авиакомпании по вашему маршруту. Теперь выберите функцию поиска сложного маршрута на Скайсканере, чтобы превратить обычную пересадку в стоповер.
Проверьте, как будет дешевле: забронировать сразу все рейсы по маршруту (например, «Москва — Сингапур — Бангкок — Москва») или по отдельности (например, «Москва — Сингапур + Бангкок — Москва» и отдельно «Сингапур — Бангкок»).
8. Предупредите авиакомпанию, если не полетите
В авиакомпаниях действуют правила:
Это значит, что если вы не придете на один из рейсов в билете, то все остальные сгорят.
Допустим, у вас билет Москва — Стамбул — Анталья и обратно, и вы решили из Стамбула в Анталью добраться на машине. Если не прийти на рейс и никого не предупредить, обратные билеты из Антальи до Стамбула и из Стамбула до Москвы перестанут быть действительными.
Многие авиакомпании разрешают сохранить стыковочные и обратные при условии, что вы позвоните и предупредите о своих планах до конца регистрации. Если правила тарифа позволяют, вы даже сможете получить возврат за неиспользованный сегмент.
Чтобы сделать максимум возможного, не тяните и звоните перевозчику сразу, как только поймете, что не полетите.
9. Заходите в дьюти-фри перед вылетом из последнего аэропорта
Купить в дьюти-фри бутылку дорогого алкоголя и выкинуть из-за того, что ее не разрешили взять на следующий самолет, — ужасно обидно. Так происходит, когда между рейсами не предусмотрена транзитная зона и нужно снова сдавать багаж (а значит, опять применяются требования к ручной клади и багажу) и проходить досмотр, через который нельзя проносить жидкости в емкостях больше 100 мл.
Чтобы этого избежать, заходите в дьюти-фри в «чистой зоне» перед посадкой на последний рейс или в конечном аэропорту, если там есть Duty Free по прилете. Другой вариант — закупиться перед первым рейсом, если вы уверены, что на пересадке не будете выходить из транзитной зоны. Главное — сохраните чек и не вскрывайте пакеты дьюти-фри, тогда покупки точно доедут с вами.
Как осуществляется транзит по территории России?
Если не вдаваться в официальную терминологию, то о транзите можно говорить в том случае, когда по территории государства перемещаются товары, с которых не были уплачены таможенные пошлины и налоги. И именно поэтому такое перемещение берется под таможенный контроль и регулируется особыми мерами и правилами: ведь если транспортное средство исчезнет в неизвестном направлении и перевозимый им груз растворится на просторах страны, то государственный бюджет причитающиеся ему пошлины и налоги так и не получит. В то время как сами товары все равно рано или поздно поступят в продажу.
Для движения таких грузов по территории страны и предусмотрена отдельная таможенная процедура — «таможенный транзит», порядок выполнения которой в Российской Федерации с 1-го января 2018-го года регламентируется Таможенным Кодексом ЕАЭС. Кроме того, в 2018-м году должен вступить в силу закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Таможенный транзит подразумевает несколько типовых ситуаций:
При этом сквозной, ввозной и внутренний транзит, хотя и имеют каждый свои особенности, по большому счету, подчиняются общим правилам, а вот процедура вывозного транзита может быть значительно упрощена. В том смысле, что ее может и вовсе не быть: 2-й пункт 142-й статьи Таможенного Кодекса говорит о том, что в отношении товаров, идущих на экспорт, может применяться таможенный транзит только в случаях, определенных Евразийской экономической комиссией.
Что, в принципе, не удивительно: грузы, идущие на экспорт, — это, как правило, товары отечественного производства и местное сырье. И если на сырье пошлины еще могут налагаться (в зависимости от вида сырья, ситуации на рынке, государственной политики), то готовые товары чаще всего освобождены от такой участи. А потому государство, даже упустив их из виду, значительных потерь в виде отсутствия таможенных платежей не понесет. (Естественно, на те грузы, которые облагаются экспортными пошлинами, освобождение от процедуры транзита не действует.)
С другими же видами транзита, которые, как правило, подразумевают перемещение иностранных товаров, все гораздо интереснее. То бишь — сложнее. Главным образом потому, что государство может разрешить передвижение по своей территории товаров, с которых не уплачены таможенные платежи, только в том случае, если ему эту уплату гарантируют в любом случае.
Что может служить обеспечением уплаты таможенных платежей?
Поручителями (то есть теми, кто в случае чего готов возместить государству ущерб) могут быть организации, заключившие с Федеральной таможенной службой России (ФТС РФ) специальный договор поручительства по обязательствам. Этот договор предусматривает предоставление банковских гарантий, а потому поручительство может выдаваться именно в пределах сумм этих гарантий. В том, чтобы определить, на какую сумму необходимо брать поручительство, нет ничего премудрого: она равняется сумме таможенных пошлин, налогов и сборов, которые выплачивались, как если бы перевозимый груз выпускался для внутреннего потребления.
Что интересно: хотя ФТС заключила такой договор с несколькими организациями, рекомендовала она в основном ООО «Адал».
Впрочем, поручителем может стать и тот, кто на данный момент не связан никакими обязательствами с таможенными органами. Правда, прежде юридическое лицо, намеревающееся за кого-то поручиться, должно направить в таможню (в ту, где для перевозимого товара откроют процедуру транзита, либо туда, где ее закроют) проект договора с сопроводительным письмом и указанием предоставляемых банковских гарантий. В случае заключения договора таможенный орган выдает приходный ордер, на основании которого оформляется гарантийный сертификат.
Гарантийный сертификат подтверждает уплату таможенных платежей и, как правило, является обязательным документом для помещения товара под процедуру таможенного транзита вне зависимости от того, что именно было выбрано в качестве гарантии — поручительство ли, денежный залог, залог имущества или банковские гарантии.
Вообще, поручительство — один из самых распространенных способов обеспечения уплаты таможенных платежей, тем более что представителей организаций, которые уже заключили договор с ФТС, дающий им право быть поручителями, можно найти чуть ли не на каждой таможне. И, соответственно, уладить все формальности непосредственно на месте.
Денежный залог вряд ли подойдет тем товарам, которые сквозным образом проходят через Россию и собираются «растамаживаться» в другой стране. Однако для тех грузов, которые ввозятся в Россию именно с той целью, чтобы через некоторое время выпуститься для внутреннего потребления, такой способ обеспечения уплаты таможенных платежей вполне может сгодиться.
Он подразумевает внесение на счет Федерального казначейства денежных средств, которые впоследствии могут быть зачтены при действительной уплате таможенных пошлин и налогов.
Банковские гарантии сродни поручительству: единственное — они не предполагают посредников между ФТС и банковскими организациями, чьи гарантии принимают таможенные органы. Таких организаций, кстати, больше 200, а их реестр можно найти на официальном сайте ФТС РФ.
Они ручаются перед таможенными органами за декларантов (о них — чуть позже) и обязуются уплатить положенные пошлины и налоги в случае, если от тех оплаты так и не поступит. Гарантия тоже дается не на любую сумму, а на ту, которая соответствует размеру предполагающихся таможенных платежей.
А вот залог имущества, надо сказать, хотя и значится в Таможенном Кодексе, на практике используется крайне редко. Он, как очевидно по названию, подразумевает залог имущества как гарантию того, что обязательства перед таможенными органами будут погашены в любом случае. Соответствующий договор заключается в таможне отправления или назначения и действует до тех пор, пока груз не доедет до нужного таможенного органа и не попадет там под таможенный контроль.
Этот принцип, кстати, касается всех гарантийных сертификатов при любом виде транзита: они гасятся вместе с завершением процедуры таможенного транзита. А таможенный транзит, в свою очередь, считается завершенным тогда, когда товар в положенный срок доезжает до таможни назначения — на границе или внутри страны. (Есть, конечно, особый порядок завершения процедуры, но о нем тоже чуть позже.)
Кроме того, мерами обеспечения соблюдения таможенного транзита также являются:
Правда, стоит учитывать: установление маршрута перевозки — это дополнительная мера, которая сама по себе, как гарантия уплаты таможенных платежей, не применяется. Ее принудительно назначает таможенный орган в случае, если сработает система управления рисками. А вот таможенное сопровождение может быть и дополнительной мерой (если таможенный орган, например, посчитает, что тех гарантий, которые были предоставлены, недостаточно), и основным способом, призванным успокоить государство.
Такое сопровождение (не дешевое, кстати, удовольствие) осуществляют должностные лица таможенного органа, которые могут находиться непосредственно в конвоируемом транспортном средстве или в специально оснащенном отдельном автомобиле. Под их присмотром груз доезжает аккурат до другого таможенного органа, который либо находится внутри страны (ввозной и внутренний транзит), либо на ее границах (сквозной транзит).
Наряду с таможенным сопровождением, Таможенным Кодексом предусмотрены и другие случаи, когда обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов не требуется:
С первым пунктом, в принципе, все предельно ясно: таможенными перевозчиками и уполномоченными экономическими операторами считаются те компании, которые значатся в соответствующем реестре и чей статус подтверждается выданным Федеральной таможенной службой свидетельством. Между ними, правда, есть существенная разница.
Таможенный перевозчик — это транспортная компания, которой ФТС доверяет международные перевозки грузов и которой нет нужды каждый раз подтверждать, что с перевозимых ею товаров все необходимые таможенные пошлины и налоги будут уплачены. Она это подтвердила еще на стадии получения своего статуса: главное условие для включения в реестр таможенных перевозчиков — предоставление гарантий ФТС на сумму не менее 200 000 евро.
Есть, конечно, и другие требования. Таможенным перевозчиком может стать только та транспортная компания, которая:
Получив такой статус, транспортная компания может беспрепятственно возить транзитные грузы по территории России, однако, естественно, ее услуги стоят гораздо дороже услуг обычных транспортных компаний.
А вот с уполномоченным экономическим оператором с 1-го января 2018-го года все «чуточку» сложнее.
Ранее, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, им мог стать только непосредственно тот, кто импортирует товары: производители, торговые посредники и т.д. Для включения в реестр они должны были предоставить таможенной службе гарантии на сумму не менее 1 000 000 евро, в результате чего в качестве упрощения получали возможность выпускать товары до подачи таможенной декларации (и, соответственно, уплаты налогов и пошлин) и временно хранить ввезенный груз не на складах, находящихся под таможенным контролем, а на собственной территории.
Однако после вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС уполномоченным экономическим оператором также может стать таможенный представитель, перевозчик, экспедитор, владелец таможенного склада и владелец склада временного хранения. При этом уполномоченных экономических операторов разделили на три типа: каждому типу соответствуют свои специальные упрощения (и их, кстати, больше, нежели тех, которые предоставлялись предыдущим таможенным законодательством), каждый тип должен выполнить свои условия для включения в реестр УЭО. И если для для того, чтобы получить свидетельство первого типа, как и прежде, необходимо доказать свою платежеспособность в размере, эквивалентном 1 000 000 евро, то тем, кто хочет стать обладателем свидетельства второго или третьего типа, никаких гарантий предоставлять не требуется — для них предусмотрен специальный, регламентированный Решением Совета ЕЭК от 15.09.2017 №65, порядок определения финансовой устойчивости.
Впрочем, есть еще одно большое отличие от положений предыдущего Кодекса: теперь вместе со «стажем» (то есть временем беспрерывного нахождения в реестре уполномоченных экономических операторов) снижается размер реестрового обеспечения — после шести лет он составляет всего 150 000 евро.
Кстати, при выборе одного из трех типов свидетельства уполномоченного экономического оператора необходимо учитывать специфику осуществляемой деятельности: так, свидетельство первого типа словно специально придумано для перевозчика или таможенного представителя, а свидетельство второго типа — для владельца склада временного хранения. При этом тот, кто претендует на получение свидетельства третьего типа, должен хотя бы в течение двух лет до того входить в реестр уполномоченных экономических операторов первого или второго «образца».
Кроме того, в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС для получения статуса УЭО необходимо осуществлять внешнюю торговую деятельность не в течение одного года (как раньше), а в течение двух лет для таможенных перевозчиков и трех — для всех остальных. Плюс, удовлетворять требованиям по количеству представленных таможенных деклараций и общей сумме задекларированных товаров (статья 433 ТК ЕАЭС).
Что же касается международных договоров, действие которых освобождает от необходимости предоставлять таможенному органу гарантии уплаты таможенных платежей, то здесь в последние годы наблюдается просто потрясающая (в том смысле, что она потрясает как российских, так и иностранных перевозчиков) практика.
Дело в том, что один из таких договоров, который как раз таки облегчает процедуру международного транзита, — это Конвенция МДП. Россия ратифицировала эту Конвенцию, длительное время ее выполняла, а потом в одностороннем порядке приостановила. Причем нет, даже не так: официально она ничего не приостанавливала и из Конвенции не выходила — ФТС «всего лишь» начала эту Конвенцию грубо нарушать, оставаясь при этом, повторимся, в поле ее юрисдикции.
Что такое Конвенция МДП, чем она не угодила ФТС и как она теперь действует на территории Российской Федерации?
Система МДП — это система упрощенного международного транзита. Ее главная прелесть в том, что она, во-первых, дает возможность транспортным средствам следовать через границы и таможни государств без задержек, не останавливаясь для долгого контроля и досмотра. А во-вторых, не требует предоставления гарантии уплаты таможенных платежей: неважно — проходит груз транзитом через территорию одного государства или нескольких. (Единственное — страны транзита, равно как и страна, где зарегистрировано транспортное средство, должны быть участниками Конвенции МДП.)
То есть: езжай себе и не думай, какое государство какие гарантии требует и сколько часов/суток придется простоять на таможне. Удобно.
Впрочем, без поручителей, конечно же, не обходится. Таким поручителем через международные страховые компании является Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ), а на территории России — его представитель: Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП). Именно АСМАП обязуется в случае чего выплатить ФТС полагающиеся таможенные платежи и именно у АСМАП можно приобрести специальную книжку МДП (больше известную как TIR Carnet) — документ, подтверждающий перевозку под системой МДП.
Здесь стоит, однако, сказать, что эта система не является панацеей для перевозки абсолютно всех грузов, ибо гарантирует уплату пошлин и налогов только в том случае, если их сумма не превышает 60 000 евро. Правда, не так давно страховщики одобрили повышение лимита ответственности до 100 000 евро и некоторые страны-участницы Конвенции МДП (например, Украина, Азербайджан) уже приняли новую норму.
Впрочем, в России такого послабления ждать не приходится — тут хотя бы разобраться с имеющимися проблемами. Проблема же в том, что несколько лет назад (в 2013-м году) ФТС, забыв о международных обязательствах России, заявила: перевозка под TIRом — недостаточное условие обеспечения уплаты таможенных платежей, а потому требуются дополнительные гарантии. И при этом вообще неважно, о какой сумме идет речь — о 60 000 евро или гораздо меньших.
Попутно ФТС внесла наличие книжки МДП в перечень рисков (то есть для держателя книжки МДП процедура транзита не упрощается, а наоборот, он попадает под повышенное внимание таможенных органов и подлежит таможенному контролю) и оставила только парочку таможен, работающих с книжками МДП.
Официально причина такого решения звучала как: «Большая задолженность АСМАП перед ФТС» (позже, правда, в 2014-м году, появилась версия о проведении особого эксперимента, призванного усовершенствовать практику осуществления таможенной процедуры транзита и отработать применение мер обеспечения уплаты таможенных платежей, — распоряжение ФТС №58-р от 18.02.2014). Среди же неофициальных все больше распространено мнение о переделе рынка международных грузоперевозок и вытеснения из него АСМАП (например, в пользу тех компаний, которые любезно рекомендовались ФТС в качестве поручителей).
Что интересно, Высший Арбитражный суд в 2014-м году признал действия ФТС незаконными и противоречащими международным обязательствам России и отменил «эксперимент». Однако его решение на практику мало повлияло: от держателей книжек МДП по-прежнему требовали дополнительных гарантий.
Причем больше всего от такого «эксперимента» пострадали отечественные же импортеры: как только перевозчик въезжал на территорию России, на первом же пограничном таможенном пункте ему принудительно закрывали книжку МДП, спрашивали: «А где подтверждение того, что полагающиеся с товара таможенные платежи будут уплачены. » — и не давали разрешение на транзит, пока тот не решит проблему с гарантийным сертификатом или не выберет таможенное сопровождение.
Для перевозчиков же, занимающихся доставкой сборного груза и перемещающихся от таможни до таможни (грузы ведь чаще всего растамаживаются не в одной таможне), принудительное закрытие книжки МДП, которая дает возможность проезжать по упрощенной процедуре транзита через три таможни назначения, обернулось еще большими проблемами.
Естественно, «эксперимент» ФТС уронил и репутацию России как транзитной страны и вообще как участницы международных обязательств.
Сейчас, правда, ситуация с применением книжек МДП постепенно налаживается. Однако все равно не многие специалисты берутся рекомендовать для осуществления транзита одну лишь книжку МДП.
Порядок прохождения транзита
Как бы там ни было, таможенная процедура таможенного транзита предполагает выполнение и других условий, помимо обеспечения уплаты таможенных платежей, подчиняется определенному порядку, и об этом, конечно же, тоже надо знать, если не хочется вместе с товарами застрять на пропускном пункте.
Какие еще условия необходимы для открытия процедуры таможенного транзита?
Транзитная декларация
Таможенный Кодекс ЕАЭС принимает в качестве транзитной декларации любые транспортные и коммерческие документы (для международных перевозок это, как правило, CMR-накладная и инвойс). С условием, что в них в полном объеме содержатся все необходимые данные:
Кроме того, предусмотрена транзитная декларация отдельным документом, форма которого установлена Комиссией ЕАЭС.
Что важно: в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС декларирование должно осуществляться в электронном виде. Однако для транзита на данный момент пока сделано исключение и таможня пока принимает декларацию (или то, что предусмотрено вместо нее) на бумажном носителе.
Кто может быть декларантом? (То есть тем лицом, которое отвечает за перемещение товаров через границу и взаимодействует с таможенными органами.)
Последние два пункта относятся к резидентам Российской Федерации и касаются, по большей части, ввозного и внутреннего транзита.
Ах да, в качестве транзитной декларации может выступать та самая книжка МДП, но ее применение на территории России, о чем уже говорилось, несколько «туманно».
Что еще следует подчеркнуть: при сборных грузоперевозках, когда перевозимые грузы следуют к разным получателям и в разные места доставки, транзитная декларация оформляется на каждую отдельную партию груза.
Начало транзита
Итак, как только таможенным органом проверено соблюдение всех условий, требующихся для открытия процедуры транзита, принята и зарегистрирована транзитная декларация (а она должна быть зарегистрирована максимум в течение одного часа со времени подачи), ее регистрационный номер внесен в базу, транспортное средство может начинать движение. Правда, прежде таможенный орган также определяет для него сроки транзита — то есть то максимальное время, по истечении которого автомобиль точно должен прибыть в таможню назначения.
Вообще, по предельным показателям срок транзита рассчитывается следующим образом: 2 000 километров в месяц, однако на практике таможенные органы чаще применяют формулу — 450 километров в сутки. И это, в принципе, логично: месяц на преодоление 2 000 километров — слишком много (чтобы наглядно представить: в таком случае на маршрут Брест-Москва могут выделить около 15 дней!).
Конечно, нельзя заставлять водителя спешить, устанавливая для него жесткие временные рамки, однако стоит учитывать: чем больше времени транспортное средство находится в пути, тем выше риск кражи груза. Да и вообще, для водителя-мошенника появляется гораздо больше возможностей раствориться на необъятных просторах России. Ведь если его ждали, например, через пятнадцать дней, то таможня и спохватится только через пятнадцать дней.
Сроки транзита и место доставки проставляются в информационной системе и в таможенной декларации (или заменяющем ее документе). А в транспортной накладной, кстати, делается запись о том, что товар выпущен для транзита. Перевозчик при этом получает на руки один лист транзитной декларации (если она есть), один экземпляр транспортного документа и один комплект всех других необходимых документов, которые он и должен представить таможне назначения (при условии, конечно, что декларирование осуществлялось в письменном, а не в электронном виде).
Все грузовые операции, перегрузки на другое транспортное средство во время транзита должны происходить с ведома и по разрешению таможенных органов. Если в пути произошла авария (или еще какое-то непредвиденное обстоятельство) и автомобиль больше не может продолжать движение, водитель обязан уведомить о случившемся ближайший таможенный орган, который, в свою очередь, сообщает об этом и о месте нахождения товаров в таможенные органы отправления и назначения. Кроме того, должен быть составлен специальный акт об аварии.
Завершение транзита
Завершается процедура транзита тогда, когда транспортное средство прибыло в таможню назначения: в течение трех часов водитель должен сообщить, что груз находится в зоне таможенного контроля, и представить таможенному органу транзитную декларацию и другие необходимые документы.
Если же автомобиль приехал тогда, когда таможенный орган не работает (выходные дни, ночное время), сообщать о своем прибытии перевозчик должен не позднее чем через три часа после возобновления работы таможни.
После того как прибытие зарегистрировано (а таможенный орган обязан его зарегистрировать в течение часа с момента представления всех документов), начинается проверка транспортного средства, груза, документации… Если никаких нарушений не обнаружено, то в течение четырех часов (ранее, по Таможенному кодексу Таможенного союза, на это отводилось аж 24 (!) часа) должно быть оформлено завершение транзита. Оно подтверждается штампом в транспортном документе «Товар поступил» и отметками о завершении транзита в транзитной декларации (если она есть). После чего товар помещается под другую таможенную процедуру (например, выпуск для внутреннего потребления), а водитель либо следует в следующий таможенный орган (при внутреннем транзите при осуществлении сборных грузоперевозок), либо может отдыхать (при ввозном транзите). В том смысле, что на данный момент он свою работу выполнил.
А вот при сквозном транзите процедура его завершения несколько иная: после регистрации и проверки транспортного средства с грузом транзитную декларацию закрывают, а на транспортном документе проставляют штамп «Товар проследовал», подтверждая тем самым, что товар покинул территорию Российской Федерации.