Что значит приоритетность образования
Ключевые термины
Каково значение термина «приоритетность образования»? Он взаимосвязан со следующими понятиями: функциональная грамотность, ключевые компетенции. Именно поэтому в обязательном минимуме, разработанном для каждой учебной дисциплины, отмечаются ключевые компетенции, которыми должны овладеть дети после завершения курса обучения.
Вам будет интересно: Что такое конспирология: понятие, теория заговора, метод воздействия, популярные книги и мнения специалистов
Теоретическая база
Так как школа является весьма консервативным социальным институтом, появляется необходимость периодических концептуальных и организационных изменений.
Что же подразумевает приоритетность образования? Это определение фигурирует в нормативных документах, к примеру, в «Концепции модернизации российского образования», которая рассчитана до 2020 года.
В качестве основной задачи школы выступает создание гармоничной системы универсальных навыков, умений, знаний.
ФГОС общего образования в РФ
Этот документ признает приоритетность образования как необходимость развития готовности школьников использовать навыки и умения, приобретенные ими в ходе образовательного процесса, в реальной жизни для решения определенных задач.
Кроме того, новые федеральные стандарты в виде базового достижения рассматривают освоение девятиклассниками уровня грамотности по естественнонаучному, культурному, математическому профилю, без которых невозможно комфортное существование в современном обществе.
Приоритетность образования требует выделения существенных материальных ресурсов. Кроме того, нужны существенные кадровые преобразования в российских школах.
Специфика ключевых компетенций
Признание приоритетности образования привело к выявлению результатов, которые должны быть направлены на изменение содержания образовательных программ. В их качестве выступают ключевые компетенции. Этот термин имеет сразу несколько значений: правомочность, способность, умение.
Термин «компетентность» необходим для определения уровня знаний и способностей человека, возможности принятия им определенных решений в предметной области, а потому используется в педагогике.
Например, успешность специалиста в профессиональной сфере деятельности характеризуется сформированностью у него следующих «ключевых компетентностей»:
Необходимо воспитание в подрастающем поколении активной гражданской позиции, умения и желания самообразовываться на протяжении всей жизни.
Современные тенденции в Российской Федерации
В нашей стране в качестве основных компетенций выделяют информационную, предполагающую умения и навыки переработки и критического анализа информации. Подобная ключевая компетенция является важной и актуальной, учитывая, какой поток информации «обрушивается» на современного школьника. Выпускник общеобразовательной школы РФ обязан владеть социально-коммуникативной компетенцией, которая предполагает соотнесение собственных возможностей и интересов с желаниями других людей, а также в умении решать практические жизненные проблемы.
В наши дни приоритетность образования является основной задачей функционирования учебных заведений. Она предполагает не приобретение школьниками конкретного числа знаний и умений в различных предметных областях, а формирование комплекса ключевых компетентностей, применяемых выпускниками на практике. Лишь в этом случае можно будет вести речь об успешной адаптации выпускников к реалиям социума.
Некоторые противоречия
Поскольку приоритетность образования является системой, то, помимо ключевых компетентностей, в ней есть и «предметные», связанные с химией, физикой, биологией, математикой. В российских школах их именуют универсальными умениями и навыками.
Так как главный акцент смещается на прикладные сферы деятельности, без должного внимания остается процесс приобретения научных знаний.
Подведем итоги
Далеко не вся информация, которую получают дети во время учебного процесса, потребуется им в повседневной жизни. Необходим длительный временной промежуток для того, чтобы обобщить, систематизировать, структурировать отдельные знания.
Учитель должен так формулировать и подбирать информацию в рамках своей предметной области, чтобы ребенок мог в полной мере разобраться в анализируемом вопросе, подобрать для себя оптимальный алгоритм действий в практических ситуациях.
Компетенции не должны стать единственной базой деятельности. Они являются умениями применять в социальных, бытовых, профессиональных ситуациях практико-ориентированные знания.
Приоритетность образования требует выделения материальных средств. Под данным термином подразумевается серьезная программа, направленная на помощь детям и подросткам в интеллектуальном развитии, успешной адаптации в социуме.
Ключевые термины
Значение термина «приоритетность образования» связано со следующими понятиями:
Именно ключевые компетенции заявлены в качестве обязательных результатов на данном этапе реформирования отечественной образовательной системы.
Теоретическая основа
Приоритетность образования требует выделения определенного психодидактического подхода. Школьное образование, которое предназначено для полной социализации нового поколения, гарантирует передачу опыта старших поколений посредством разных способов деятельности.
В чем заключается приоритетность образования в нашей стране? В первую очередь сюда можно отнести формирование личностных, интеллектуальных, нравственных, коммуникативных ресурсов каждого ребенка.
Специфика приоритетов образования в школьной системе
Школа, являясь довольно консервативным социальным институтом в силу своей универсальности, сталкивается периодически с необходимостью организационных и концептуальных изменений.
Проанализируем основные тенденции реформирования российского школьного образования в направлении интеллектуального воспитания и развития учащихся.
Приоритетность образования в России регулируется нормативными документами. Например, в «Концепции модернизации российского образования», рассчитанной на период до 2020 года, говорится о том, что задачей общеобразовательной школы является формирование целостной системы универсальных умений, навыков, знаний.
Приоритетность образования в современном мире связана с появлением у подрастающего поколения навыков самостоятельной деятельности, личной ответственности за самосовершенствование. Именно эти параметры считаются ключевыми компетенциями, которые характеризуют содержание современного образования.
ФГОС общего образования
Признание приоритетности образования отмечается в данном документе как необходимость формирования готовности учащихся применять умения и навыки, усвоенные ими в рамках общего образования, в практической жизни для решения конкретных задач.
Также ФГОС отмечают, что в качестве базового требования к содержанию российского основного общего образования выступает достижение девятиклассниками уровня функциональной грамотности по культурному, естественнонаучному, математическому направлению, что требуется в современном обществе.
Приоритетность образования требует выделения значительных средств, а также кадровых изменений в современной школе.
Ключевые компетенции
В качестве конечных образовательных результатов, на достижение которых направлено изменение содержания школьных программ, выступают ключевые компетенции. Рассмотрим данное понятие более подробно. Для начала проанализируем его происхождение. В переводе с английского языка данный термин имеет несколько смысловых значений:
Термин «компетентность» направлен на оценку способностей и знаний человека, его умение принимать конкретные решения в рамках какой-то предметной области, поэтому он подходит для педагогики. Впервые вопрос о разработке и утверждении «ключевых компетенций» был рассмотрен в рамках программы Совета Европы, состоявшейся в Берне в 1996 году. Под ними подразумевались те навыки, которые должен усвоить обучающийся для успешной социализации и востребованности.
К примеру, успешность в профессиональной деятельности, личной жизни предполагает наличие у выпускника школы следующих «ключевых компетентностей»:
Отметим, что приоритетность образования требует выделения значительных средств для налаживания связи между образованием и средствами массовой информации. Важно так воспитывать подрастающее поколение россиян, чтобы они были готовы к обучению на протяжении всей своей жизни.
Российское образование
В отечественной педагогике термин «ключевые компетенции» стал применяться для того, чтобы подчеркивать важность формирования универсальных умений, применять которые ребята могут в разнообразных видах деятельности. Например, они сами планируют деятельность, проявляя в обучении самостоятельность, принимая ответственные решения.
Среди ключевых компетентностей выделяют:
Современные тенденции в школьном образовании
Возникающие противоречия
Из-за смещения основного акцента на прикладные области образовательной деятельности, игнорируется следующее обстоятельство: применять успешно знания можно только в том случае, если они есть. Сложность состоит в том, что далеко не все знания, приобретаемые современными школьниками в рамках конкретных учебных дисциплин, могут быть использованы в повседневной жизни.
Требуются годы для того, чтобы индивидуальные знания были структурированы, обобщены, систематизированы. Фактические, процедурные, категориальные варианты знаний должны быть так сформулированы, чтобы подросток мог эффективно воздействовать на ситуацию. Использование знаний предполагает осознание сложившейся ситуации, готовность к принятию собственного решения, что возможно только при наличии определенного уровня интеллектуального развития школьников.
Компетенции нельзя рассматривать как единственную основу результативной деятельности. Они представляют собой умения использовать практико-ориентированные знания в социальных, бытовых, профессиональных видах деятельности. При анализе психологических механизмов полноценного индивидуального поведения, включая и решение нестандартных и новых проблем, разумнее вести речь о компетентности. Она является характеристикой интеллектуальных индивидуальных ресурсов, которая предполагает высокий уровень усвоения различных видов знаний, в том числе и в определенной предметной области.
Функциональная грамотность
Анализируя приоритетность образования, кратко остановимся на термине «функциональная грамотность». Он был введен ЮНЕСКО в 1957 году. Сначала под ним понимали сумму умений, включая письмо и чтение, используемых в рамках социального контекста.
Отличительные черты функциональной грамотности
Она направлена на решение различных бытовых проблем, проявляется в разных социальных обстоятельствах. Ее обладатели могут решать стереотипные, стандартные задачи, используя базовый уровень письма и чтения.
Она характеризует применение в повседневной жизни умений читать и писать для извлечения из текста информации, ее сжатия и переработки. В современном отечественном образовании этому термину придают более широкое смысловое значение:
Заключение
В качестве конечного результата обучения предполагается формирование функционально образованной личности, то есть человека, который может применять на протяжении своей жизни навыки, умения, знания, решая жизненные задачи в разных сферах деятельности, общения. Модернизация отечественного образования связана с переосмыслением приоритетов. К примеру, если в Советском Союзе акцент отводился заучиванию определенной информации, то в современной России воспитание и образование направлено на саморазвитие и самосовершенствование подрастающего поколения. Для каждого ребенка педагогом выстраивается собственная образовательная траектория, сроки прохождения по которой зависят от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Подобная концепция предполагает и инновации в облике педагога. Для этих целей был разработан профессиональный стандарт для учителей-предметников, на основе которого осуществляется градация педагогов, выявление талантливых и ярких наставников.
Образование
Что представляет собой сфера культуры?
В чём состоит отличие постиндустриального (информационного) общества от предыдущего этапа общественного развития? Какие научно- технические достижения конца XX — начала XXI в. вошли в повседневную жизнь? Можно ли получить в школе знания, которых будет достаточно на всю жизнь?
Задумывались ли вы когда-нибудь над смыслом слова «образование»? Ведь частое повторение того или иного слова, термина нередко приводит к тому, что мы перестаём вникать в его содержание. Напомним: образование — это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации. Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленными предыдущими поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры. Вдумайтесь в ещё одно понятие — «образовать», оно означает создать, развить, воспитать.
Приоритетность образования
В статье 3 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о признании принципа приоритетности образования в нашей стране. Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живёт. В одном из документов Организации Объединённых Наций подчёркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.
Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всём российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. Возросло финансирование учебных заведений, большинство школ имеет компьютерные классы и выход в Интернет, осуществляется строительство новых образовательных учебных заведений. Принят ряд государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.
Познакомься с двумя высказываниями.
«Тот народ, который сумеет возможно полно, возможно быстро, возможно совершенно овладеть новым открывающимся в человеческой жизни знанием, совершенно развить и приложить его к своей жизни — получит ту мощь, достижение которой и направление которой на общее благо является основной задачей всякой разумной государственной политики». (В. И. Вернадский (1863—1945), российский учёный.)
«Три качества — обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств — необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова». (Н. Г. Чернышевский (1828—1889), российский философ.)
Можно ли отнести эти давно высказанные мысли к нашему времени? Приведи аргументы.
Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества
Образование тесно связано с жизнью данного общества. Важнейшая задача, которую предстоит решить нашей стране, — создание инновационной экономики, основанной на новейших достижениях науки и техники. Такую экономику, в которой основными факторами развития выступают знания и человеческий капитал, называют «экономикой знаний». Запросы быстро изменяющейся жизни во многом определяют цели образования, состав и содержание учебных предметов. Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура.
Вы знаете, что человеческое общество постоянно развивается. Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец XX — начало XXI в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Стала более распространённой и конкуренция между работниками, стремящимися к интересной и хорошо оплачиваемой должности.
Это состязание охватывает весь мир (носит международный характер) и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу — обеспечить конкурентоспособность (т. е. способность выдержать конкуренцию). Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Применительно к теме данного параграфа выстраивается цепочка из трёх взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность.
Как же взаимодействуют эти звенья?
Исходная государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшим условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния её населения, способности быстро и правильно ориентироваться в условиях международной конкуренции. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество её человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования. В одном из посланий Президента РФ Федеральному Собранию указывалось: «России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнёмся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований».
Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создание условий повышения конкурентоспособности личности.
В чем заключается приоритет образования в современных реалиях?
В чем заключается приоритет образования в наших реалиях? Кто занимается их определением? Решению каких задач отдается приоритет? Какие цели должны быть выполнены? Все эти вопросы мы рассмотрим в данной статье.
Вводная информация
В первую очередь интересно узнать, кто занимается фундаментальными исследованиями, которые направлены на определение приоритетов? Это относится к сфере ответственности Федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия образования». Она является настоящим опорным пунктом в вопросах развития страны и совершенствования всей системы.
Вам будет интересно: Боковая поверхность конуса: площадь как найти?
Приоритеты современного образования в своем развитии испытывают сильное влияние академии. Так, в 1990-х годах была предложена концепция воспитания, в основе которой были такие положения:
Кроме этого, необходимо упомянуть про наметившийся переход в электронную плоскость при получении образования.
О направлениях
Так в чем заключается приоритет образования? Если составить список, то необходимо выделить:
Вот в чем заключаются приоритеты образования. Каждый из них является неотъемлемой частью созданной системы, без которого невозможно ее полноценное эффективное существование.
Какие вызовы сейчас актуальны?
Определение приоритетов и их реализация – это несколько разные вещи. Как говорится, было гладко на бумаге, да забыли про овраги. И изучая вопрос, в чем заключается приоритет образования, настоящим кощунством будет обойти моменты, которые препятствуют их реализации. К таковым относится воспитание прогрессистской культуры. Также актуальным является и постоянно растущее количество учебников. Например, взять русский язык. В федеральном перечне учебников, которые рекомендует Министерство образования и науки, содержится более 80 различных книг! Ориентироваться в таком многообразии весьма затруднительно. Но это все является частью одного процесса. Появляются новые вызовы, смещаются приоритеты, необходимо решать возникающие проблемы – в итоге все идет к улучшению положения.
Ключевые термины
Каково значение термина «приоритетность образования»? Он взаимосвязан со следующими понятиями: функциональная грамотность, ключевые компетенции. Именно поэтому в обязательном минимуме, разработанном для каждой учебной дисциплины, отмечаются ключевые компетенции, которыми должны овладеть дети после завершения курса обучения.
Теоретическая база
Так как школа является весьма консервативным социальным институтом, появляется необходимость периодических концептуальных и организационных изменений.
Что же подразумевает приоритетность образования? Это определение фигурирует в нормативных документах, к примеру, в «Концепции модернизации российского образования», которая рассчитана до 2020 года.
В качестве основной задачи школы выступает создание гармоничной системы универсальных навыков, умений, знаний.
ФГОС общего образования в РФ
Этот документ признает приоритетность образования как необходимость развития готовности школьников использовать навыки и умения, приобретенные ими в ходе образовательного процесса, в реальной жизни для решения определенных задач.
Кроме того, новые федеральные стандарты в виде базового достижения рассматривают освоение девятиклассниками уровня грамотности по естественнонаучному, культурному, математическому профилю, без которых невозможно комфортное существование в современном обществе.
Приоритетность образования требует выделения существенных материальных ресурсов. Кроме того, нужны существенные кадровые преобразования в российских школах.
Специфика ключевых компетенций
Признание приоритетности образования привело к выявлению результатов, которые должны быть направлены на изменение содержания образовательных программ. В их качестве выступают ключевые компетенции. Этот термин имеет сразу несколько значений: правомочность, способность, умение.
Термин «компетентность» необходим для определения уровня знаний и способностей человека, возможности принятия им определенных решений в предметной области, а потому используется в педагогике.
Например, успешность специалиста в профессиональной сфере деятельности характеризуется сформированностью у него следующих «ключевых компетентностей»:
Необходимо воспитание в подрастающем поколении активной гражданской позиции, умения и желания самообразовываться на протяжении всей жизни.
Современные тенденции в Российской Федерации
В нашей стране в качестве основных компетенций выделяют информационную, предполагающую умения и навыки переработки и критического анализа информации. Подобная ключевая компетенция является важной и актуальной, учитывая, какой поток информации «обрушивается» на современного школьника. Выпускник общеобразовательной школы РФ обязан владеть социально-коммуникативной компетенцией, которая предполагает соотнесение собственных возможностей и интересов с желаниями других людей, а также в умении решать практические жизненные проблемы.
В наши дни приоритетность образования является основной задачей функционирования учебных заведений. Она предполагает не приобретение школьниками конкретного числа знаний и умений в различных предметных областях, а формирование комплекса ключевых компетентностей, применяемых выпускниками на практике. Лишь в этом случае можно будет вести речь об успешной адаптации выпускников к реалиям социума.
Некоторые противоречия
Поскольку приоритетность образования является системой, то, помимо ключевых компетентностей, в ней есть и «предметные», связанные с химией, физикой, биологией, математикой. В российских школах их именуют универсальными умениями и навыками.
Так как главный акцент смещается на прикладные сферы деятельности, без должного внимания остается процесс приобретения научных знаний.
Подведем итоги
Далеко не вся информация, которую получают дети во время учебного процесса, потребуется им в повседневной жизни. Необходим длительный временной промежуток для того, чтобы обобщить, систематизировать, структурировать отдельные знания.
Учитель должен так формулировать и подбирать информацию в рамках своей предметной области, чтобы ребенок мог в полной мере разобраться в анализируемом вопросе, подобрать для себя оптимальный алгоритм действий в практических ситуациях.
Компетенции не должны стать единственной базой деятельности. Они являются умениями применять в социальных, бытовых, профессиональных ситуациях практико-ориентированные знания.