Что значит приобретение мощей

Что такое мощи святых, как их делают и почему почитают — объясняем все нюансы

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощейНаверное, нет ни одного человека, особенно среди русскоязычного населения, кто бы не слышал этой фразы. Возможно, кто-то имеет об этом своё представление, а кто-то совсем не имеет. Но хотелось бы, на самом деле, узнать точно и подробно — что же это такое?

Чтобы это понять, нужно будет заглянуть в историю, и непросто как эпоху, а в историю церкви. Заглянуть в те времена, когда люди имели глубокую веру в Бога и, благодаря вере, совершали удивительные дела.

Мощи святых, в чем их уникальность

Тело после смерти праведного человека превращается в останки, их называют мощами. Мощь — сила, так называли кости в древности, подчеркивая крепость основной части некогда живого тела.

Святые мощи — это останки глубоко верующих людей, причисленных к лику небожителей, которые еще при жизни совершали дела, богоугодные Творцу. Они наделены огромной силой благодати.

Многие прихожане, особенно лично знавшие истинно верующих посланников Божьих, творивших чудеса, в том числе исцеления, отмечаю, что после смерти их мощи помогают приходящим к ним с просьбами.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Православная Церковь почитание мощей святых приняла в 787 году Вторым Никейским собором. С этого времени в Церковных уставах появилось учение, по которому мощи причисляются к носителям благодати и их следует хранить и почитать.

Причин установления, казалось бы, такого странного обычая почитания мощей несколько.

Если в храме нет хотя бы части святых останков, в нем не проводится Таинство Евхаристии.

Мощи — носители сил благодати, это является одним из оснований глубоких догматов православной церкви, стоящими на Воплощении и Искуплении.

Мощи святых Спиридона, Луки, Дмитрия Солунского и чудеса от них

В Православной Церкви за долгие века канонизировано множество святых в разных чинах. Прославлено множество святых угодников, каждый в своем лике, то есть ранге, в котором человек канонизирован: это мученики и страстотерпцы, преподобные, праведники, святители, юродивые, благоверные и равноапостольные — обычно правители, князья. Мы расскажем о наиболее почитаемых святых, чьи мощи прославились чудесами и даром исцеления.

Одной из важнейших причин и немаловажным критерием канонизации является превращение тела человека в мощи.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Значение слова

Мощи в переводе с греческого – «оставляю», с латинского — «реликвия», это останки человека, а святые мощи – это любые останки праведников, которых Бог прославил либо при жизни, либо после смерти. Слово «мощь» означает могущество, крепость, физическую силу. В старину о силе человека судили по его костям, скелету, а не по плоти. Святые же приобрели исключительную Божественную Силу – Благодать, благодаря праведной жизни.

2. Интересно, какое определение даёт википедия?

Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

Мо́щи (др.греч. λείψανα, лат. reliquiae) — останки людей, причисленных после смерти к лику святых. Мощи святых являются объектом почитания в Исторических церквях. Учение об их обязательном почитании было подтверждено в 787 году на Втором Никейском (Седьмом Вселенском) соборе. Согласно этому учению, мощи являются носителями благодати, должны сохраняться и почитаться с нравственно-назидательными и литургическими целями.

Это определение, подтверждает, то о чём было написано выше и даёт полноту понимания.

Как выглядят останки угодников Божиих и где хранятся

Останки угодников Божиих после кончины могут выглядеть по-разному. Иногда тело сохраняется полностью, вместе с кожными покровами, но чаще — это скелет без плоти. Но набожные люди также трепетно чтят сохранившиеся кости святых или пепел – ведь многие мученики были преданы огню, распилены или отданы на съедение хищникам. От Игнатия Богоносца остались только самые прочные кости, остальное досталось диким зверям, священномученик Поликарп был казнен мечом и сожжен. Их немногочисленные останки были для верующих ценнее золота.

С благоговейным почитанием относятся не только к телу святого, но и ко всему, что соприкасалось с ним при жизни или после смерти. Ещё в первые века христиане использовали для лечения и изгнания бесов пояса и платки апостола Павла. Пояс Пресвятой Богородицы вызывает у всех верующих особое благоговение и трепет.

В зависимости от размера, честные останки святых хранятся в ларцах, раках, мощевиках. Тело или его части помещают в специальный металлический или деревянный гроб, называемый ракой. Его часто отделывают резьбой, декорируют драгоценными камнями. В памятные дни раку могут выносить в храм, чтобы верующие смогли приложиться к святыне.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского Свято-Успенской Почаевской ла́вры

Самым распространенным вместилищем мощей является изготовленный из драгоценных металлов ковчежец. В него могут вмещаться частицы мощей сразу нескольких святых. Кроме мощей в него часто кладут другие святыни — частицы облачения или гробницы, орудия смерти. По особым праздникам с ним совершается крестный ход.

Также мощи помещают в мощевики, они бывают разной формы. Часто их можно увидеть в иконах святых, в наперсных крестах. Одним из самых известных мощевиков является Кийский Крест, в котором помещено более 100 частиц мощей святых. Поклониться ему можно в храме Сергия Радонежского в Москве.

Мощи, которые никогда не открывались, хранятся в запечатанных раках, т.е. «под спудом». Среди них мощи Антония Печерского, Никона Радонежского, Иосифа Волоколамского и многих других.

Как правильно прикладываться к святыне

Прикладываться к мощам святого нужно, как и к любой святыне, в первую очередь, осознанно и благоговейно, с молитвой и верой. Если о поклонении известно заранее, можно особенно подготовиться — прочитать житие, акафист, выучить молитву, чтобы получить большую благодать от мощей и в очереди не согрешить осуждением и нетерпением.

Подходя к святыне, нужно перекреститься и поклониться два раза, поцеловав мощевик, ещё раз перекреститься и поклониться. Девушкам следует помнить, что помады на губах быть не должно. Отойдя от святыни, стараться как можно дольше не растерять полученную благодать. Не требовать чуда сию же минуту, а заслужить его своими подвигами. Нам дается по вере нашей, именно поэтому прикладываются многие, а получают просимое единицы.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

3. Какой вид у святых мощей?

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощейГлавное, понять, что они могут выглядеть по-разному. Это необязательно целое тело или нетленное, потому что такое слово часто можно слышать. Но в истории церкви, святых сжигали за веру, бросали на растерзание львам, мучали, распиливали. Об этом можно даже прочитать в библии, например, послание к Евреям, 11 глава. Поэтому видом мощей — могут быть кости, части тела, пепел, то есть разные останки. Но есть и нетленные мощи, например, Сергия Радонежского. Но самое главное, не то, как выглядят останки, а главное, это сопровождение чудесами, только такие называются святыми.

Нетленные тела — миф или действительность

Нетленные тела святых, испускающие благовоние, ставят и поныне в тупик науку и многих ученых. Ведь по законам Церкви бальзамирование людей запрещено, а тела святых после смерти издают благоприятные запахи, при этом каждое тело пахнет по-особенному.

Египетских фараонов бальзамируют специальными составами, а они все равно издают зловонные запахи. Проведенные исследование показали, что у святых меняется структура тела, так что без Божьего вмешательства такое невозможно.

Церковь в этом явлении видит будущее воскресение людей, как обещано в Библии. Не все святые остались нетленными, но особая благодать дарована останкам святителя Спиридона Тримифунтского и преподобного Александра Свирского.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Мощи преподобного Александра Свирского.

4. Вот фото некоторых святых мощей

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Мощи святых Амвросия,Гервасия и Протасия.

Община в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы г. Тренто.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Остров Крит, паломнический центр.

Мощи святых мучеников

Что значит — мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры — что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро — органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Мощи святителя Спиридона Тримифунтского на острове Корфу

Одни из древнейших мощей — мощи святителя Спиридона Трмифунтского. Святителя Спиридона именуют чудотворцем, как и святителя Николая Мирликийского. Он считается одним из великих покровителей Греции, мощи его покоятся на острове Корфу. Во все века люди обращались к святителю и обретали помощь; в России ХХ века его имя было забыто, но сегодня почитание святителя вновь возрождается. В Москве хранится великая святыня, зримо показывающая посещение святым людей всего мира — башмачок с мощей святителя Спиридона.

Спиридон Тримифунтский жил в IV веке после Рождества Христова, был современником Николая Чудотворца. Однако во все последующие века он помогал людям с Небес.

Он родился в семье простых крестьян, но настолько любил Бога, любил молитву и сострадал нуждающимся людям, что стал священником, чтобы утешать всех, приходящих к нему. Жена его рано умерла, и на свою маленькую семью — себя и дочь Ирину — он работал сам. В то же время он был настолько хорошим священником, что люди просили его стать во главе духовенства города Тримифунт. До смерти он разводил скот и возделывал землю, чтобы прокормиться, а пожертвования на Церковь оставлял на строительство и храмов и раздавал нуждающимся. Он был словно отец для всех горожан, и когда не мог помочь сам — обращался к Богу. По его молитвам люди исцелялись, бедняки выходили из нужды, нескольких человек святитель даже воскресил молитвой.

Будучи прост душой, он совершил множество чудес, даже превратил змею в золото для одного разорившегося человека. Святой продолжается творить чудеса и все они имеют документальное подтверждение в хрониках острова Кипр.

Мощи Спиридона Тримифунтского находятся на острове Корфу и источают великие чудотворения. Они — знак того, что святитель ходит среди людей и помогает им: засвидетельствовано на протяжении веков, что башмачки Спиридона, надетые на святые мощи его, меняют ежегодно и подошвы их всегда истерты! Этот поразительный факт укрепляет в людях веру, что святитель незримо встает из гроба и сам ходит по миру, являясь людям и укрепляя их.

Необязательно ехать на Корфу, чтобы стать свидетелями чуда: в Покровском храме Данилова монастыря в Москве находится вышитая туфля с мощей святого, подаренная Русской Церкви митрополитом Элладским Нектарием в 2007 году.

Другие удивительные факты о мощах святого: тело святителя имеет постоянную температуру живого человека, чуть выше 36. Его волосы и ногти продолжают немного расти. А еще на протяжении веков много раз случалось, ключ не мог открыть замок на раке (гробе) с мощами. Тогда все становятся свидетелями: святой ходит по миру и помогает страдающим.

Прикоснуться к мощам великого чудотворца Спиридона Тримифунтского можно в церкви Воскресения Словущего в Москве. Здесь хранится частица мощей святителя и две его старинные иконы.

В двух столицах России — Москве и Петербурге — есть храмы Спиридона Тримифунтского. Московский храм стоит в Брюсовом переулке, а петербургский храм — в Ораниенбауме. Кроме того, в Петербурге, на Васильевском острове есть часовня Спиридона Тримифунтского, где постоянно совершаются молебны с акафистом святому. Петербуржцы часто используют ее как ориентир и перевалочный пункт в паломничестве к Ксении Блаженной — ее мощи находятся совсем недалеко, на Смоленском кладбище, по прямой от Спиридоновой часовни.

В Ялтинском поселке Кореиз и в Донецке рядом с храмами на пожертвования почитателей святого сооружены статуи Спиридона Тримифунтского.

День памяти святителя Спиридона Тримифунтского празднуют единожды в году – 25 декабря (12 декабря по старому стилю). Он выпадает на день зимнего солнцестояния: на Руси его называли «Спиридоновым поворотом».

В материальных трудностях, бедах с деньгами, проблемах с жильем молятся к святителю Спиридону Тримифунтскому — как понимающему все материальные трудности святому, ведь он прожил всю жизнь в бедности и всегда помогает

Конечно, молитва ваша будет услышана вне зависимости от времени суток или вашего местопребывания, пола и возраста. Молитесь, даже если многие говорят вам, что проблема пустяковая: молитва никогда не приходит зря, вы призовете благодать Божию в свою жизнь. Лишь искренне обращаясь к святому, с верой и надеждой, вы узнаете, что такое молитва: даже научные исследования подтвердили, что при молитвенном обращении к Богу, Божией Матери и святым изменяются процессы, происходящие в мозгу. То есть молитва — коммуникация с незримыми Силами, Господь Сам ответит нам в нашем сердце.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Истории похищения мощей

Веруя в великую силу благодати святых останков, ими старались завладеть все. История Церкви хранит несколько свидетельств о похищении мощей. Ярким свидетельством такого действия является история Николая Угодника, который первоначально был похоронен в Мир Ликии.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Могила Николая Чудотворца

Моряки всех стран почитают святого Николая своим покровителем, как в прошлые времена, так и сейчас. Барийские мореплаватели в один из заходов в Мир Ликийский порт зашли в храм, где хранились мощи Угодника, связали монахов и выкрали часть мощей, которые были разделены на части и перевезены в разные страны:

Подверглись похищению и мощи апостола Марка, их доставили в Венецию, похитив в Александрии. Из Константинополя на остров Корфу была перевезено тело Спиридона Тримифунтского.

Еще о святых мощах:

Как православной, католической церковью на уровне научных исследований, так самими христианами проводятся исследования подлинности останков. Ярким примером тому служит случай с обретением Церковью останков Серафима Саровского, которые были выкрадены атеистами и хранились в музее атеизма.

Для исследования достоверности была создана специальная комиссия из историков, историков, биологов, подтвердившей, что найдена действительно христианская ценность — мощи преподобного Серафима Саровского.

Важно! Почитание святых мощей Православной Церковью не является случайным, оно основывается на коренных истинах веры и силе благодати, исходящей из останков верных до смерти Иисусу Христу людей.

Люди, верующие в то, что святость души переносится на тело, должны относиться к святым мощам, как примеру подражания. Только верность спасителю, жизнь по Его канонам с благоговением и почитаем Троицы, Богоматери и всех святых дарует вечную жизнь не только душе, но и останкам.

Творец помогает тем, кто ищет встречи с Ним через посты и молитвы. Поклонение мощам без благоговения перед Спасителем является идолопоклонством, что есть большой грех.

Протоиерей Владимир Головин — В чем сила святых мощей?

6. Почему мощи святых не тлеют?

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощейИз истории можно прочитать множество случаев, когда находили тела усопших нетленными, но на самом деле, чаще всего это легенды, поверья и всё это носит манипулятивный характер. Именно по этой причине, церковью было принято решение, не считать нетление признаком святости, а лишь только чудеса.

Но всё-таки факты есть таких случаев. Учёные это объясняют по-разному. Иногда это происходило из-за особенного места захоронения, например, подвалы катакомб и благодаря природным условиям, тела действительно сохранялись. Но также множество случаев, когда учёные были поставлены в тупик и вынуждены были признать особенность останков святых. В сравнении с египетскими мумиями, которые были зловонны, останки святых, наоборот, благоухали, и учёные установили, что это не было связано с бальзамированием, тем более что, православной церковью не разрешалось бальзамировать. А было связано с изменением структуры организма. Ещё рассказывают, что каждый святой благоухает по-особенному!

Конечно, православные верующие всегда верили и будут верить, что всё-таки есть божественное вмешательство. В православном богословии это описано как знамение о будущем воскресении тел, обещанного верующим.

Ещё очень интересный факт про Афонских монахов. В их вере и традиции всё было как раз наоборот. Когда они хоронили своих братьев, после этого начинали за них молиться. Потом через время выкапывали труп и проверяли. Если тело не истлело, это считалось признаком греха, его опять закапывали и продолжали ещё больше молиться за умершего брата. Потом снова проверяли и так далее.

Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

7. Одна из самых почитаемых православных святых

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощейСвятая Матрона или как её больше любят называть — Матронушка. Она была бедной крестьянкой, к тому же слепой, но очень глубоко верующей. Когда она обращалась к Господу, по её молитве происходило множество чудес исцеления. Ещё при жизни к ней тянулись толпы людей. У неё, так же, проявлялся дар предсказывания.

Большую часть своей жизни Матрона провела сидя. Даже когда она была больной, до самой смерти не переставала принимать людей.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

8. Какое значение для людей даёт почитание святых мощей?

История выражения «По мощам и елей»

Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённый сразу после его смерти — в январе 1924 года, залило канализационными водами, Патриарх Тихон выразился по этому поводу: «По мощам и елей», что означало – каков праведник, таково и «благоухание».

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимый и почитаемый, после Пресвятой Богородицы, на Руси святой.

Наряду с Николаем Угодником, на Руси особо прославляют Спиридона Тримифунтского. Каждый год ему надевают новые башмачки, а старые, «изношенные» отдают в православные церкви. В Свято-Даниловом храме Покровского монастыря имеется один такой башмачок, ещё один есть в Саввино-Сторожевском монастыре в Московской обл. в Звенигороде. Икона святителя с частицей мощей пребывает в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощами есть во многих Российских храмах.

Перечень святынь в России

На нашей земле много мест, где можно приложиться к мощам святых.

Они достигли совершенства в служении Богу

Святые мощи имеют особенное благотворное воздействие на душу человека, напоминая, что все святые были простыми людьми, как мы, и они достигли совершенства в служении Богу. К чему и всем нам нужно стремиться, и верить, что и у нас получится, с Божией помощью и помощью предстателей.

Источник

Мощи святых

Мо́щи – останки святых, почи­та­е­мые Цер­ко­вью как свя­тыни.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

Само слово «мощи» (греч. λείψανον (лип­са­нон) (от греч λείπω – остав­лять) — (во мн. ч.) останки) можно пони­мать шире, чем просто телес­ные останки. Это слово может озна­чать и то, что оста­лось после святых (напри­мер, одежда, личные вещи), – все, что так или иначе сопри­ка­са­лось со святым во время его земной жизни.

Осно­ва­ние для почи­та­ния мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, напри­мер, в случае ожив­ле­ния мерт­веца после при­кос­но­ве­ния его к костям про­рока Елисея ( 4Цар.13:21 ) или в чуде, совер­шен­ном про­ро­ком Ели­сеем посред­ством милоти про­рока Илии.

Что значит приобретение мощей. Смотреть фото Что значит приобретение мощей. Смотреть картинку Что значит приобретение мощей. Картинка про Что значит приобретение мощей. Фото Что значит приобретение мощей

В Деян.19:12 рас­ска­зы­ва­ется о исполь­зо­ва­нии плат­ков и опо­я­са­ния с тела ап. Павла для исце­ле­ния болез­ней и изгна­ния злых духов.

Как в соеди­не­нии с душою святые были жили­щем Божиим, храмом Духа Свя­того, так и по раз­лу­че­нии с нею они оста­ются бога­тым вме­сти­ли­щем небес­ной бла­го­дати, обильно изли­ва­е­мой веру­ю­щим. Свя­ти­тель Васи­лий Вели­кий гово­рит: «Кто каса­ется костей муче­ника, тот при­ем­лет неко­то­рое сооб­ще­ние освя­ще­ния по бла­го­дати, оби­та­ю­щей в теле муче­ника». Исто­рия и древ­ней хри­сти­ан­ской Церкви, и Церкви Рус­ской гово­рит нам, что мощами всегда име­но­ва­лись и среди веру­ю­щих бла­го­го­вейно почи­та­лись всякие останки святых муче­ни­ков, вели­ких подвиж­ни­ков, сохра­нив­ши­еся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла. Святой Игна­тий, епи­скоп Антио­хий­ский, при импе­ра­торе Траяне был брошен на рас­тер­за­ние диким зверям, пожрав­шим все его тело и оста­вив­шим немного только самых твер­дых костей, кото­рые как свя­щен­ные останки были с бла­го­го­ве­нием подо­браны веру­ю­щими. В 156 году свя­щен­но­му­че­ник Поли­карп, епи­скоп Смирн­ский, был убит мечом и сожжен, но кости, уце­лев­шие от огня, и пепел были для хри­стиан «чест­нее мно­го­цен­ных камней и дороже золота». Писа­тель латин­ской Церкви Пру­ден­ций гово­рит: «Веру­ю­щие соби­рают пепел от сожжен­ных святых тел муче­ни­ков, и обмы­тые чистым вином кости их все напе­ре­рыв ста­ра­ются добыть себе, хра­нить в своих домах, носить на груди святой прах как свя­щен­ный дар и залог бла­го­по­лу­чия». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст о мощах антио­хий­ского муче­ника Вавилы пишет: «Прошло много лет после его погре­бе­ния, во гробе его оста­лись только кости и прах, кото­рые с вели­кою честью пере­не­сены были в гроб­ницу, в пред­ме­стье Дафну». Святой Лукиан так рас­ска­зы­вает о най­ден­ных им мощах свя­того архи­ди­а­кона Сте­фана: «Оста­лись от костей его весьма малые частицы, а все тело его обра­ти­лось в прах… С псал­мами и пес­нями понесли сии мощи (останки) бла­жен­ного Сте­фана в святую цер­ковь Сион…»

Свя­тость святых не содер­жится только в их душе, но неми­ну­емо рас­про­стра­ня­ется и на их тело; у святых святы и душа и тело, поскольку непре­стан­ными еван­гель­скими подви­гами святые посте­пенно испол­ня­ются Духа Свя­того, так что и святые тела их ста­но­вятся хра­мами Свя­того Духа ( 1Кор.6:19, 3:17 ). Поэтому бла­гостно почи­тая святые мощи, Цер­ковь почи­тает храмы Свя­того Духа, храмы Бога Живого, в кото­рых Бог живет своей бла­го­да­тью и после телес­ной кон­чины свя­того, и, по пре­муд­рому бла­го­во­ле­нию Своему, творит чудеса – от них и через них. И те чудеса, кото­рые бывают от святых мощей, сви­де­тель­ствуют, что их бла­го­че­сти­вое почи­та­ние людьми угодно Богу.

Осно­ва­нием для хри­сти­ан­ского почи­та­ния мощей явля­ется Бого­во­пло­ще­ние. Вос­при­няв в Бого­во­пло­ще­нии чело­ве­че­скую при­роду во всей пол­ноте, Гос­подь тем самым утвер­дил навеки досто­ин­ство чело­ве­че­ской телес­но­сти. Для хри­стиан тело – не тем­ница и не слу­чай­ное оде­я­ние души, а один из уров­ней чело­ве­че­ской лич­но­сти, связь с кото­рым лич­ность таин­ственно сохра­няет и после смерти. По учению Свщ. Писа­ния, можно про­слав­лять Бога не только духом, но и в телах ( 1Кор.6:20 ). Само тело может стать храмом Свя­того Духа ( 1Кор.6:19 ), и оно не пере­стает быть тако­вым и после смерти. Отсюда в Церкви особое ува­же­ние и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к остан­кам святых угод­ни­ков.

Это ува­же­ние выра­жа­ется:

Повест­вуя о чудо­твор­ной силе святых мощей, святой Ефрем Сирин гово­рит о святых муче­ни­ках: они и по смерти дей­ствуют как живые: исце­ляют боль­ных, изго­няют бесов и силой Гос­под­ней отра­жают всякое их злое напа­де­ние. Ведь в святых мощах всегда при­сут­ствует чудо­твор­ная бла­го­дать Свя­того Духа.

Сверхъ­есте­ствен­ная бла­го­дать изби­рает ору­дием своих спа­си­тель­ных дей­ствий на веру­ю­щих не только самые мощи, но и раз­лич­ные одежды, бывшие на них, также раки мощей, самый прах, окру­жа­ю­щий раку. И потому даже вещи святых издревле были пред­ме­том бла­го­го­вей­ного почи­та­ния веру­ю­щих.

«Бог, – гово­рит святой Иоанн Зла­то­уст, – раз­де­лил с нами святых: Сам взял души, а нам даро­вал тела, чтобы святые их кости мы имели посто­ян­ным побуж­де­нием к доб­ро­де­тели».

В дея­ниях Седь­мого Все­лен­ского Собора читаем: «Спа­си­тель наш Хри­стос даро­вал нам спа­си­тель­ные источ­ники, останки святых – мно­го­об­разно изли­ва­ю­щие бла­го­де­я­ния на достой­ных. И это чрез Христа, Кото­рый в них оби­тает. Потому дерз­нув­шие отвер­гать мощи муче­ника: если епи­скопы – да будут изверг­нуты, если монахи и миряне – лишены обще­ния». В Пра­виле 7 того же Все­лен­ского Собора гово­рится: «Аще кото­рые чест­ные храмы освя­щены без святых мощей муче­ни­че­ских, опре­де­ляем: да будет совер­шено в них поло­же­ние мощей с обыч­ною молит­вою. С этих пор и вве­дены повсюду в храмах анти­минсы, в кото­рые обя­за­тельно вла­га­ются частицы святых мощей и без кото­рых невоз­можно совер­ше­ние Таин­ства Евха­ри­стии. Таким обра­зом, в каждом храме обя­за­тельно есть мощи святых, и эти мощи, по вере Церкви, служат зало­гом при­сут­ствия святых при бого­слу­же­нии, их уча­стия в наших молит­вах, их пред­ста­тель­ства пред Богом, под­креп­ля­ю­щего наши молитвы.

«Бог, – поучает святой Иоанн Зла­то­уст, – для того и остав­ляет нам тела святых, чтобы дать нам надеж­ное при­бе­жище и защиту против зол, отвсюду нас окру­жа­ю­щих. Посему я при­зы­ваю всех вас, в печали ли кто, в болезни ли, в другом ли каком мир­ском несча­стии, и в глу­бине гре­хов­ной, теките сюда с верою, вы полу­чите помощь и с вели­кою радо­стию воз­вра­ти­тесь отсюда».

Почи­тая святые мощи, пра­во­слав­ные веру­ю­щие верят не в «мощь», не в «могу­ще­ство» или силу самих по себе остан­ков святых, а в молит­вен­ное пред­сто­я­ние святых, мощи кото­рых, нахо­дясь пред нашим взором, воз­буж­дают в серд­цах чув­ство бли­зо­сти к самим угод­ни­кам Божьим, кото­рые жили когда-то в этих телах.

ПО СЛУЧАЮ ОТКРЫ­ТИЯ МОЩЕЙ ПРЕ­ПО­ДОБ­НОГО СЕРА­ФИМА САРОВ­СКОГО

Один стран­ник, бывший на откры­тии мощей пре­по­доб­ного Сера­фима, между прочим гово­рил: «Дивны дела Твои, Гос­поди! И кто может разъ­яс­нить тайну дел Божиих! Хранит Гос­подь вся кости их, ни едина от них сокру­шится ( Пс.33:21 ). Ведь кость кости рознь. У нече­сти­вых людей кости мерт­вые, как сказал Гос­подь про гробы греш­ни­ков, что они полны костей мерт­вых и всякой нечи­стоты. А вот у про­рока Елисея кости были живые, они и по успе­нии его про­ро­че­ство­вали, как об этом повест­вует пре­муд­рый сын Сира­хов. Ожив­шие кости видел и пророк Иезе­ки­иль. И царь Давид гово­рит: Вся кости моя рекут: Гос­поди, Гос­поди, кто подо­бен Тебе ( Пс.34:10 )? Я про­славлю Тебя в собра­нии вели­ком, среди народа мно­го­чис­лен­ного вос­хвалю Тебя ( Пс.34:18 ). Так вот и теперь у пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского кости про­слав­ляют Гос­пода в мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского».

Про­ис­хо­див­шие в Саров­ской оби­тели тор­же­ства по случаю откры­тия святых мощей озна­ме­но­ва­лись мно­гими див­ными про­яв­ле­ни­ями бла­го­дати Божией. По молит­вен­ному пред­ста­тель­ству пре­по­доб­ного отца нашего Сера­фима слепые про­зре­вали, глухие слы­шали, немые гово­рили, хромые ходили.

На источ­нике отца Сера­фима еже­дневно совер­ша­лось по нескольку, иногда более десяти слу­чаев исце­ле­ний. В один такой день было собрано около источ­ника до пят­на­дцати косты­лей, остав­лен­ных исце­лив­ши­мися хро­мыми, и народ эти костыли на берегу речки Саровки сжег, как бы наглядно сви­де­тель­ствуя тем о силе молит­вен­ного пред­ста­тель­ства пре­по­доб­ного отца Сера­фима. На источ­нике каждый воочию мог видеть кого-либо из исце­лив­шихся и слы­шать чисто­сер­деч­ный, про­стой рас­сказ об исце­ле­нии.

Между слу­ча­ями исце­ле­ний были и заме­ча­тель­ные: один отрок, немой от рож­де­ния, стал гово­рить; одна слепая от рож­де­ния начала видеть сол­неч­ный свет, дере­вья и другие пред­меты. Другая слепая и вовсе стала хорошо видеть. Один оста­вав­шийся семь лет недви­жи­мым и глу­хо­не­мым стал слы­шать, гово­рить и ходить.

Когда одна мать немой девочки кос­ну­лась гроба пре­по­доб­ного плат­ком и отерла им лицо боль­ной дочери, послед­няя, к вели­кой радо­сти матери, тотчас же стала гово­рить. Так дивно и явно про­явил Гос­подь милость Свою через ново­про­слав­лен­ного Своего угод­ника.

Под­линно, если так можно выра­зиться, кости пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского про­сла­вили Гос­пода при мно­го­чис­лен­ном собра­нии народа рус­ского.

Что при­ба­вить к сему и чем заклю­чить слово? При­ба­вим слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста и ими заклю­чим ска­зан­ное нами: «Не только тела, но и гробы святых пре­ис­пол­нены духов­ных даров бла­го­дати. Посему при­зы­ваю всех, в печали ли кто, в болезни ли, в обиде ли, в другом ли каком мир­ском несча­стий или в глу­бине гре­хов­ной, – при­хо­дите к мощам с верою: вы полу­чите помощь и с вели­кой радо­стью воз­вра­ти­тесь от них, при­об­ретши одним воз­зре­нием облег­че­ние своей сове­сти. Сие сокро­вище бла­го­по­требно для всех, сие при­ста­нище надежно и для несчаст­ных, ибо осво­бож­дает их от бед­ствий, и для счаст­ли­вых, ибо «утвер­ждает их сча­стье, и для боля­щих, ибо воз­вра­щает им здра­вие, и для здра­вых, ибо отвра­щает болезни». Аминь.

Наша Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не смот­рела на мощи св. угод­ни­ков Божиих, как на непре­менно и совер­шенно целые нетлен­ные тела, ибо это было бы не согласно с словом Божиим, но кото­рому только один Бого­че­ло­век наш Иисус Хри­стос не увидел тления ( Деян.13:34-37 ), все же люди в силу опре­де­ле­ния Божия: «земля еси, и в землю от идеши», должны под­вер­гаться и под­вер­га­ются тлению. Это – истина, выра­жа­ясь сло­вами вашими, «откры­ва­е­мая чело­веку зако­нами при­роды».

Но есть «люди, име­ю­щие рев­ность Божию не по разуму, кото­рые утвер­ждают, будто мощи святых непре­менно суть совер­шенно нетлен­ные, т. е совер­шенно целые, нисколько не раз­ру­шен­ные и не повре­жден­ные тела» (Голу­бин­ский Б. Е., проф. «Исто­рия кано­ни­за­ции святых в Рус­ской Церкви», изд. второе 1903 г., стр. 297). Мнение этих людей, как одно­сто­рон­нее и непра­виль­ное, и при­но­сит много вреда церкви. Цер­ковь же под мощами разу[м]еет вообще останки святых в виде ли более или менее целых тел (костей с плотию), или в виде одних костей без тела.

Целость всего тела в мощах не тре­бу­ется и самым суще­ством дела. Тела умер­ших людей могут дол­го­вре­менно не пре­да­ваться тлению вслед­ствие каких-либо бла­го­при­ят­ству­ю­щих сему кли­ма­ти­че­ских и других мест­ных усло­вий и это не отно­сит к дей­ствиям бла­го­дати Божией и не озна­чает какого-либо нрав­ствен­ного досто­ин­ства того умер­шего чело­века, тело кото­рого не истле­вает. Сила бла­го­дати Божией позна­ется тогда, когда тление, по закону правды Божией и по общему закону окру­жа­ю­щей нас при­роды, уже воз­дей­ство­вало в теле почив­шего угод­ника Божия, но оста­нов­лено высшею, боже­ствен­ною силою и остав­ши­еся нетлен­ные части тела или только одни кости его не только пре­бы­вают в цело­сти, но исто­чают исце­ле­ния. Это оста­но­вив­ше­еся тление в смерт­ных остан­ках снятых, с исто­че­нием от них чудес и исце­ле­ний и служит для веру­ю­щих осно­ва­нием и побуж­де­нием к бла­го­го­вей­ному чество­ва­нию их.
свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр (Тра­пи­цын)

Ввиду того, что пра­во­слав­ные верят в освя­ще­ние и пре­об­ра­же­ние тела вместе с душой, они бла­го­го­вейно почи­тают мощи святых. Подобно римо-като­ли­кам, они верят, что боже­ствен­ная бла­го­дать, при­сут­ство­вав­шая в телах святых при жизни, сохра­няет дей­ствен­ность и после смерти — в их мощах — и что Бог поль­зу­ется этими мощами как про­вод­ни­ками своей боже­ствен­ной силы и сред­ством исце­ле­ния. В неко­то­рых слу­чаях тела святых чудес­ным обра­зом избе­гали тления, но даже когда этого не про­ис­хо­дило, пра­во­слав­ные ока­зы­вали равное почи­та­ние мощам святых. Это почи­та­ние мощей про­ис­хо­дит не от неве­же­ства и суе­ве­рия, а от высо­ко­раз­ви­того бого­сло­вия тела.
епи­скоп Кал­лист (Уэр)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *