Что значит прикладная наука
Чем отличаются друг от друга фундаментальная и прикладная науки?
Практически в каждой науке есть области, которые не приносят незамедлительную практическую пользу. Зато они позволяют получать новые основополагающие знания. Потому эти науки и называются фундаментальными. Это и исследование далеких звезд, и изучение структуры многих молекул, и теория чисел в математике. Фундаментальные науки позволяют познать законы, которые управляют поведением и взаимодействием основных структур природы, общества и мышления.
Прикладные же науки занимаются поиском решений технических и социальных проблем и могут давать прибыль. Однако ответы на поставленные практические вопросы прикладная наука дает, только активно используя знания, предоставленные фундаментальными науками.
В научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР) наука соединяется с производством. Результатом этого может стать научно-техническая революция. Но между фундаментальным открытием и его практическим применением часто проходят годы и даже десятилетия.
На фундаментальные исследования, не приносящие в скором времени пользы, не хотят тратить деньги. Но мы должны помнить, что, если бы Джеймс Уотсон и Френсис Крик не узнали в далеком 1953 г., как устроена ДНК, сегодня в медицинских центрах по всему миру не смогли бы выяснять, какие мутации несут наши клетки, не делали бы успешных попыток вылечить наследственные болезни.
Итак, не следует забывать, что успехи будущих прикладных наук закладываются фундаментальными исследованиями, проводимыми сегодня.
Фундаментальные и прикладные науки. К прикладным наукам относятся какие науки?
Что собой представляют фундаментальные и прикладные науки? Ответ на этот вопрос можно найти, рассмотрев структуру современного научного знания. Оно разнообразно, многосложно и охватывает тысячи различных дисциплин, каждая из которых являет собой отдельную науку.
Наука и её понимание в современном мире
Вся история человечества – свидетельство постоянного поиска. Этот непрекращающийся процесс подталкивал человека к разработке различных форм и способов познания мира, одним из которых является наука. Именно она, выступая составляющей культуры, позволяет человеку «познакомиться» с окружающим его миром, познать законы развития и способы существования.
Обретая научное знание, человек открывает для себя бесконечные возможности, позволяющие ему преобразовывать окружающую его реальность.
Определение науки как особенной сферы человеческой деятельности приводит к пониманию её основной задачи. Суть последней состоит в систематизации существующих и так называемом производстве новых знаний о реальности, окружающей человека, о различных сторонах этой действительности. Такое понятие науки позволяет представить её как некую систему, включающую множество элементов, связанных общей методологией или мировоззрением. В качестве составляющих здесь выступают различные научные дисциплины: социально-гуманитарные, технические, естественные и другие. Сегодня их больше десяти тысяч.
Подходы к классификации наук
Многообразие и сложность всей системы науки детерминирует рассмотрение её особенностей с двух сторон, таких, как:
В первом случае все множество научных дисциплин можно условно разделить на две большие группы: фундаментальные и прикладные науки. Если последние имеют непосредственное отношение к практике и направлены на решение каких-либо конкретных задач, то первые, выступая своеобразной основой, являются ориентирами в формировании общего представления о мире.
Во втором, обращаясь к содержательной стороне, характеризующей дисциплины исходя из трёх предметных сфер (человек, общество и природа), выделяют три:
Суть отличий между науками
Рассмотрим то, что лежит в основе разделения на прикладные науки и фундаментальные.
Первые можно представить в качестве некоторой системы знаний, имеющих вполне определённую практическую направленность. Они направлены на решение каких-либо конкретных задач: повышение урожайности культур, снижение заболеваемости и т. д.
Иными словами, прикладными науками являются те, результаты исследований которых преследуют чёткую и, как правило, практическую цель.
Фундаментальные науки, являясь более абстрактными, служат более высоким целям. Собственно, их название говорит само за себя. Система этих знаний формирует фундамент всего здания науки, даёт представление о научной картине мира. Именно здесь создаются понятия, законы, принципы, теории и концепции, составляющие основу прикладных наук.
Проблема амбивалентности науки
Прикладные науки, выступая решением конкретных задач, зачастую не лишены некоторой двойственности своих конечных результатов. С одной стороны, новые знания являются стимулом к дальнейшему прогрессу, они существенно расширяют возможности человека. С другой — они же создают новые, подчас трудноразрешимые проблемы, оказывая отрицательное влияние на человека и окружающий мир.
Служа чьим-то частным интересам, получению сверхприбылей, прикладные науки в руках человека нарушают созданную Творцом гармонию: негативно влияют на здоровье, угнетают или стимулируют естественные процессы, заменяют природные элементы синтетическими и т. д.
Эта часть науки вызывает весьма противоречивое отношение к себе, поскольку такое служение потребностям человека в ущерб природе несёт в себе значительную угрозу существованию планеты в целом.
Соотношение прикладного и фундаментального в науке
Возможность чёткого разделения наук на вышеуказанные группы оспаривается некоторыми исследователями. Они обосновывают свои возражения тем, что любая сфера научного знания, начиная свой путь с целей, весьма далёких от практики, в конечном счёте может трансформироваться в преимущественно прикладную область.
Развитие любой отрасли науки проходит в два этапа. Суть первого заключается в аккумуляции знаний до определённого уровня. Преодоление его и переход на следующий маркируются возможностью осуществлять на основе полученных сведений какой-либо вид практической деятельности. Второй этап состоит в дальнейшем развитии полученных знаний и применение их в какой-либо конкретной отрасли.
Принятая многими точка зрения, относящая результаты фундаментальной науки к новым знаниям, а прикладной – к их практическому применению, является не совсем верной. Проблема в том, что здесь происходит подмена результата и цели. Ведь часто новые знания возможны благодаря прикладным исследованиям, а открытие неизвестных доселе технологий может явиться итогом фундаментальных.
Принципиальными различиями этих составляющих науки являются свойства полученных результатов. В случае прикладного исследования они прогнозируемы и ожидаемы, а в фундаментальном – непредсказуемы и могут «опрокинуть» уже устоявшиеся теории, что рождает гораздо более ценное знание.
Соотношение гуманитарных и социальных наук
Эта предметная сфера научного знания уделяет внимание проблемам человека, изучая его в качестве объекта с самых различных сторон. Однако единства по поводу того, какие науки относить к гуманитарным, пока нет. Причиной этих разногласий можно считать социальные дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но только уже с позиций рассмотрения его в социуме. По мнению ряда наук, человек без общества не может сформироваться в полном смысле этого слова. Примером тому служат дети, оказавшиеся и выросшие в стае животных. Пропустив важный этап своей социализации, они так и не смогли стать полноценными людьми.
Выходом из сложившейся ситуации стало объединённое название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как индивидуального субъекта, но и как участника социальных отношений.
Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте
Количество научных дисциплин, формирующих эту предметную сферу, значительно: история, социология, политология, психология, философия, экономика, филология, теология, археология, культурология, юриспруденция и т. д. Все это гуманитарные науки. Прикладные аспекты многих из них появлялись по мере развития. Наиболее ярко проявились в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политические и юридические науки. Они являлись фундаментальными и стали основой для практических. В социально-гуманитарной сфере к прикладным наукам относятся: прикладная психология, политические технологии, юридическая психология, криминалистика, социальная инженерия, психология управления и т. д.
Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
Эта отрасль научного знания также содержит фундаментальные и прикладные науки. Здесь раздел между ними прослеживается просто. Есть фундаментальная дисциплина – теория государства и права. Она содержит главные понятия, категории, методологию, принципы и является основой для развития всей юриспруденции в целом.
На основе теории государства и права развиваются все остальные дисциплины, и в том числе прикладные юридические науки. Их появление основано на использовании так называемых неюридических знаний из различных сфер: статистики, медицины, социологии, психологии и т. д. Такое сочетание открыло в своё время новые возможности человеку в обеспечении законности.
Перечень юридических дисциплин, которые формируют прикладные науки, достаточно большой. Он включает криминологию, криминалистику, юридическую психологию, судебную медицину, судебную статистику, правовую информатику, судебную психологию и другие. Как видим, здесь к прикладным наукам относятся не только сугубо юридические дисциплины, а преимущественно те, которые не относятся к юриспруденции.
Задачи прикладной науки
Говоря об этой сфере научного знания, следует отметить, что она, как и фундаментальная, призвана служить человеку и решать его проблемы. Собственно, этим и занимаются прикладные науки. В широком аспекте их задачи должны формироваться как социальный заказ общества, позволяющий решить насущные проблемы. Однако на практике, учитывая конкретный характер прикладных задач, все видится иначе.
Как уже отмечалось, развитие прикладных наук может быть построено на основе фундаментальных. Существующая тесная, почти генетическая связь между ними не позволяет проводить здесь чёткую границу. И поэтому задачи прикладных наук обусловлены совершенствованием фундаментальных исследований, которые состоят в следующем:
В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:
Список будет продолжаться до тех пор, пока существуют человек и наука как особая форма познания реальности. Но главной задачей прикладной науки видится её служение человечеству и его потребностям.
Прикладные задачи гуманитарной науки
Эти дисциплины концентрируются вокруг человека и общества. Они здесь выполняют свои специфические задачи, обусловленные их предметом.
Развитие прикладных наук возможно как с приоритетом практической составляющей, так и с теоретической. Первое направление широко распространено и охватывает различные отрасли научного знания, о которых уже было сказано.
Относительно второго направления следует отметить, что прикладные теоретические науки строятся на совершенно иных основаниях. Здесь в качестве фундамента выступают:
Сложность такого вида знания состоит в том, что предполагается наличие особого вида конструктов – абстрактных объектов, которые связываются воедино теоретическими законами и направлены на исследование сущности явлений и процессов. Как правило, к таким способам познания реальности прибегают философия, экономика, социология, политическая и юридическая науки. Кроме теоретических оснований они могут использовать и эмпирические данные, а также аппарат математических дисциплин.
П р и к л а д н а я н а у к а
«Что такое Прикладная наука?»
Прикладная наука — это то, что порождает все остальные науки в мире. То есть, если нет этой науки, то все остальные науки бесполезны. Зачем человеку высшая математика, или что-либо еще, если он не знает как заработать денег, чтобы обеспечить себя едой, жильем, и удовлетворить свои базовые потребности (Академик УАН Олег Викторович Мальцев)
Самый лучший способ разобраться в понятии такого явления, как прикладная наука, начать с прояснения вопроса причины ее возникновения.
Хотим мы того, или нет, но физиологические потребности возникают у человека автоматически. И их нужно каким-то образом удовлетворять. Безусловно, в 21 веке большинство людей не умирает с голода, их жизни не грозит опасность в виде шпаги противника, и соответственно потребность в прикладной науке сегодня существенно снизилась, нежели еще несколько столетий назад. Однако, это касается далеко не всех категорий людей. Так, например, у деловых людей (бизнесменов, владельцев компаний, руководителей и др.) потребность в прикладной науке сегодня возросла до катастрофических размеров.
«Прикладная наука — это дитя порока. Она возникла не от хорошей жизни…». Когда у человека все хорошо, ему никакая прикладная наука не нужна.
Обратите внимание, что человек является продуктом своей эпохи. Еще в момент его рождения к человеку уже предъявляются определенные требования. Как минимум он должен окончить школу, научиться писать, читать, считать и т.д. Есть требования общественные, государственные и есть жизненные требования.
Все эти требования формируют потребность человека в прикладной науке. По сути, сама наша жизнь формирует эту потребность. И в зависимости от того, насколько человеку нужно что-то знать, чтобы добиваться результатов, необходимость в прикладной науке будет либо уменьшаться, либо увеличиваться.
Чтобы изменить положение вещей, добиться результата нужен какой-то инструмент. И прикладная наука качественно отличается от всего остального, что существует в мире тем, что она исповедует отинструментальный подход.
Когда мы даем определение слову «наука», у нас возникает 4 категории. Прежде всего, наука — это некий свод данных, которые строго структурированы; отдельные блоки структуры взаимодействуют друг другом в любой конфигурации, и каждый блок структуры содержит механизмы изменения положения вещей. Только при соблюдении всех этих четырех категорий единовременно, мы можем сказать, что мы имеем дело с наукой. Однако, если вы начнете рассматривать таким образом, то, что нам предлагают в качестве науки сегодня, вы вряд ли найдете много систем, которые бы отвечали всем 4 критериям.
Было время, когда никакой другой науки, кроме прикладной на планете Земля не существовало (приблизительно до 15 в.). Люди ничего не теоретизировали, всех интересовали исключительно практические вещи и результаты.
С течением времени появились науки теоретического характера. Сегодня принято разделять науки на фундаментальные и прикладные (прикладная физика, математика и т.д.) Но если вы попытаетесь в них что-то почерпнуть и применить в жизни для решения задач, то у вас ничего не получится. Здесь нет науки заключения сделок, науки зарабатывания денег, и инструментов, позволяющих решать эти и другие задачи, тоже нет. Но так было не всегда.
Если наука жить помогает, то она называется прикладной, а если не помогает, то она так и остается на уровне теоретических выкладок (Академик УАН Олег Викторович Мальцев)
Наличию прикладной науки сегодня мы во многом обязаны нашим соотечественникам, выдающимся советским ученым: генерал-лейтенанту Алексею Самуиловичу Яковлеву и генерал-лейтенанту Григорию Семеновичу Попову. Они были военными академиками и осуществляли свою деятельность в военное время.
Академик Яковлев занимался исследованиями в области сознания человека, а Попов занимался линией памяти.
Почему мы считаем, что прикладная наука — это наука века? Потому что, по сути, именно методики и разработки Попова и Яковлева позволили выиграть вторую мировую войну.
В рамках рассмотрения понятия прикладной науки, необходимо выделить 3 направления:
#1. Исследование памяти. Академик Попов сделал огромное количество открытий в этой области. При этом он говорил, что обычному человеку не нужен весь пласт исследований, на изучение всего может уйти уйма времени. А для выполнения задач в жизни и деятельности человеку, как правило, достаточно 3 механизмов.
Может показаться, что современный человек очень далек от того, чтобы разбираться в нейрофизиологии. Но на самом деле нейрофизиология объясняет очень интересные модели, которыми жизнь человека изобилует. Например, если остановить такую конструкцию, как автомобиль, нажав на тормоз, а потом ее опять разгонять, то разгон этой массы тратит очень много бензина. То же самое происходит и с человеком. У него есть определенная жизненная энергия, и если его многократно останавливать, то это топливо очень быстро закончится. То есть, желание что-то делать у человека исчезнет. Таких моделей у академика Попова, Беренштейна достаточно, чтобы прояснить, что происходит в жизни человека.
С помощью чего прикладная наука добивается результатов?
Прикладная наука — это прежде всего инструменты решения задач. То есть, наука состоит из инструментов, а их применение позволяет человеку создавать результаты.
В прикладной науке главенствует отинструментальный подход. В этом ее отличие от всех других наук. При этом инструментарий прикладной науки обладает многофункциональностью – его можно использовать с целью терапии, обучения человека, так и непосредственно для реализации задач. Когда прикладная наука идет в ход, сразу становится понятно, что нужно делать, чтобы достичь результата.
Обратите внимание, если вы начнете исследовать инструменты прикладной науки, ее историю, то вы обнаружите, что они очень древние – насчитывают более 180 тыс. лет. И это только то, что можно проверить.
На самом деле ничего сверхъестественного в вышестоящем инструментарии нет, просто это более мощные инструменты, в которых далеко не у всех людей есть потребность.
Однако, у каждого человека в жизни существует огромный спектр задач, и чтобы их решить нужны инструменты.
Обратите внимание, сегодня мы живем в очень сложный переходный период мировой экономики. И если человек не умеет быстро приобретать навыки, быстро учиться справляться с новыми потребностями рынка, быстро справляться с задачами, то у него возникают неприятности. Большинство людей в Мире живут далеко не той жизнью, которую они хотят, имеют не тот социальный статус, не то благополучие и т.д.
И здесь следует упомянуть о ключевой проблеме, о которой говорил еще академик Попов – о проблеме скорости обучения. Умение быстро учиться — это очень важный навык, который необходим человеку в современном мире. И здесь прикладная наука дает человеку неоспоримые преимущества перед другими людьми. Потому что ее методики и инструменты, позволяют человеку тренироваться в процессе жизни и деятельности, не выделяя отдельного времени на тренировку, и самое главное – за очень короткий промежуток времени приобретать навыки и способности, необходимые для решения разноплановых задач.
Что значит прикладная наука
Все частные науки объединяются в две группы: фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные науки — это система знаний о глубоких свойствах объективной реальности. Такие науки создают теории, которые объясняют все процессы, происходящие в нашем мире.
Фундаментальные, в свою очередь, подразделяются на:
Прикладные науки — свод знаний, в которых исследования имеют практическую ориентацию. Они обеспечивают разработку новых технологий, т.е. алгоритмов действий для получения желаемого результата.
К таким наукам относятся технические, медицина, педагогика. Также в структуру прикладных наук входят:
Особенности фундаментальных и прикладных наук
Различие фундаментальных и прикладных знаний считается относительным. Первая из них является базой для второй. Это означает, что фундаментальные пополняют либо изменяют знания о закономерностях функционирования и развития природы и общества, а прикладные открывают способы и пути исследования научных идей на практике. Они взаимосвязаны, и, значит, дополняют друг друга.
Фундаментальные знания нацелены на познание объективных законов мира, которые существуют самостоятельно от людей. Целью прикладных дисциплин является разработка способов применения полученных фундаментальной наукой умений для удовлетворения потребностей людей.
Подходы к классификации наук
Все исследования отличаются по объекту, предмету, методу, степени фундаментальности и т.п., и практически исключают единую классификацию всех наук по одному принципу.
В целом их можно разделить на:
К естественным наукам относятся некоторые знания:
Базой технических наук выступают естественные. Они изучают различные формы и направления развития техники (теплотехника, электротехника, радиотехника).
Общественные науки изучают общество (экономика, социология, политология).
Гуманитарные исследуют духовный мир человека, его отношение к окружающему миру, обществу, себе (педагогика, психология, эвристика).
Между собой каждый вид науки может переплетаться, например, общественные с гуманитарными.
Суть отличий между науками
Рассмотрим, чем же отличаются прикладные науки от фундаментальных. Первые можно представить в виде системы знаний, которые применяются на практике. Они направлены на решение определенных задач. Результаты исследований прикладных наук имеют практическую значимость.
Значение фундаментальных наук очень велико, т.к. они дают общее представление о научной картине мира. Именно здесь создаются теории, концепции, понятия и законы, которые составляют базу прикладных знаний.
Проблема амбивалентности науки
Прикладные науки хоть и созданы облегчить жизнь людям, все-таки имеют и отрицательное влияние. С одной стороны, новые знания открывают что-то новое, неизведанное, дают прогресс, а с другой — становятся причиной появления проблем, оказывая пагубное воздействие на природу и самого человека.
Благодаря им удовлетворяются потребности людей, но портится природная гармония. Они могут отрицательно сказываться на здоровье человека. Такое противоречие может навредить целой системе окружающего мира. Эта амбивалентность поделила ученых-исследователей на два лагеря. Первые считают человека венцом природы, который может делать все, что вздумается. Вторые стараются доказать, что люди должны жить в гармонии с природой.
Соотношение прикладного и фундаментального в науке
Некоторые исследователи отказываются разделять знания на прикладные и фундаментальные. Между ними определенно есть взаимосвязь. Все дело в том, что любая научная сфера начинается с теории, а не с практики. Только в конечном результате она превращается в прикладную область.
Любые научные исследования проходят два этапа. На первом — знания собираются, систематизируются, на втором — на основе полученной информации реализуется практическая деятельность. То есть, человек сначала формирует свои знания и умения, а потом применяет их на практике в определенной области.
Основным отличием двух наук являются свойства их результатов. В процессе прикладных наук ученые могут спрогнозировать результаты, а во время фундаментальных — нет. В первом случае исследования проводятся в пользу потребностей людей, во втором — устоявшиеся теории могут разрушаться, но возникают ценные знания.
Соотношение гуманитарных и социальных наук
Эта предметная сфера научного знания главное внимание уделяет проблемам человека, его жизни. Но мнения исследователей расходятся при включении каких-либо наук только к гуманитарным. Т.е. существуют такие дисциплины, которые также имеют отношение к человеку, но с позиции его жизни в социуме. По мнению большинства ученых, человек не сможет полностью сформироваться и жить без общества. В результате, в ходе решения данного вопроса, возникло объединенное название: социально-гуманитарное знание. Оно характеризует человека не только как биологическое существо, но и как участника социальных отношений.
Социально-гуманитарное знание в прикладном аспекте
К социально-гуманитарным наукам относится значительное количество дисциплин:
Прикладные аспекты многих из них появлялись со временем, по мере развития общества. Наиболее ярко выражаются в подобном качестве такие дисциплины, как социология, психология, политология, социальная инженерия.
Юридические науки и их роль в развитии прикладного знания
В развитии прикладного знания юридические науки играют важную роль. Поскольку, к фундаментальной дисциплине относится теория государства и права, то она содержит главные понятия, категории, методологию, и является основой для развития сферы юриспруденции в целом. На основе теории государства и права развиваются юридические науки, которые обеспечивают законность во всех сферах научных знаний.
К основным юридическим дисциплинам, формирующим прикладные науки, относятся:
Задачи прикладной науки
В широком аспекте задачи прикладных наук должны выполнять заказы общества, позволяя решить насущные проблемы. Но, как уже упоминалось ранее, такие дисциплины тесно связаны с фундаментальными, и поэтому их задачи состоят в следующем:
В свою очередь, прикладные науки используют полученные знания для следующих целей:
Но все же главной задачей прикладных наук является служение человечеству и его потребностям.
Прикладные задачи гуманитарной науки
Прикладные науки сосредоточены вокруг человека и общества. Они выполняют специфические задачи, обусловленные их предметом. Развитие таких наук можно рассматривать как с практической стороны, так и с теоретической. Практическая значимость гуманитарной сферы охватывает различные отрасли научного знания.
В качестве базы теоретической составляющей выступают:
Сложность такой научной сферы в том, что теоретические законы должны быть направлены на исследование сущности явлений и процессов. Также в таких знаниях используются аппарат математических дисциплин и эмпирические данные. Как правило, эти способы используются в философии, экономике, социологии, в политических и юридических науках.
Список предметов в школе
Прикладные науки в школе делятся на естественные и гуманитарные. К естественным относятся:
В группу гуманитарных наук входят такие дисциплины, как:
Примеры прикладной системы знаний
Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где дают команды, необходимые для жизнедеятельности всего организма. Во время репликации ДНК, они делают новые копии незадолго до деления клетки. На их основе учеными были разработаны методики, позволяющие выявить генетические заболевания, установить отцовство или же определить преступника.