Что значит предтечи в церкви
Иоанн Креститель и его праздники
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн – один из наиболее почитаемых православных святых, сыгравших важнейшую роль в евангельских событиях. Не удивительно, что с его именем в церковном календаре связано довольно много дат, которые раскрывают основные вехи его жизни, смысл его служения, а также историю почитания Иоанна после его земной кончины.
Память Предтечи и Крестителя Иоанна Церковь совершает 7 раз в году:
20 января (7 января по старому стилю)
8 марта в високосном году (24 февраля по старому стилю) / 9 марта в невисокосном году (24 февраля по старому стилю)
7 июня (25 мая по старому стилю)
7 июля (24 июня по старому стилю)
11 сентября (29 августа по старому стилю)
6 октября (23 сентября по старому стилю)
Каждая из этих дат связана с отдельными эпизодом жизни Иоанна Крестителя, либо с историей его последующего почитания в лике святых. Расскажем о них по подробнее.
6 октября – Зачатие Иоанна Предтечи
7 июля – Рождество Иоанна Предтечи
С рождением Иоанна Крестителя связано первое чудо в его жизни.
Отец Иоанн, священник Захария и его супруга Елизавета были уже весьма пожилыми людьми, но их многолетний брак так и оставался бездетным. В те времена на такие семьи в обществе смотрели косо – считалось, что бездетность является наказанием за какой-то большой грех. Будущие родители Иоанна Крестителя уже смирились с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, когда с Захарией произошло чудо.
Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. По ветхозаветной традиции на какой-то момент, он остался в храме один, и именно тогда в самом священном для иудеев месте ему довелось увидеть Божьего посланника – архангела Гавриила, который объявил ему о скором рождении сына. «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17)
Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна.
20 января – Собор Иоанна Предтечи
Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня.
Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев. Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников. Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку.
В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона. Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека.
Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета.
Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился.
«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.
11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи
Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом.
Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя. Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову.
8 марта в високосном году / 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи
По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила.
Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих.
Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
7 июня (25 мая по старом стилю) – Третье обретение главы Иоанна Предтечи
Какое-то время великая святыня пребывала в Константинополе, однако позже (скорее всего во время волнений V века) она была утрачена. По преданию глава Иоанна Крестителя была вновь найдена лишь в X веке. Это событие принято называть Третьим обретением главы Иоанна Предтечи. О месте, где ныне хранится глава великого праведника, существует несколько различных мнений.
На заставке: Святой Иоанн Креститель, Никола Пуссен
Житие Иоанна Предтечи: «Не восставал пророк больший. «
Приблизительное время чтения: 6 мин.
Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.
Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.
История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.
Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико
Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.
Рождество Иоанна Предтечи
Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.
Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.
Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.
Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.
Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.
Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).
Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.
Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.
На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.
В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.
Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.
В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.
Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.
На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи «Крещение Христа»
Святой Иоанн Креститель
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Иоанн Предтеча, пророк и креститель Датировки: XVI в. Конец XVI — XVII в.Иконописная школа или художественный центр: Псковская школа Материал: Дерево, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 59,5 см, ширина 44 см Оплечное изображение Иоанна Предтечи в милоти. Инв. № 1466. © Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Житие Иоанна Крестителя
О жизненном подвиге святого известно сразу из нескольких источников:
Родители святого: праведные Захария и Елисавета
Общепризнано: пророк родится в священнической семье. Св. Лука называет его отцом Захарию, «священника из Авиевой чреды» (Лк. 1:5).
Согласно идущей от прор. Моисея традиции, служителями храма становились потомки первосвященника Аарона, который имел двух оставивших потомство сыновей, Елеазара и Ифамара. Ко времени царя Давида, который упорядочил иудейское богослужение, число этих потомков было уже весьма велико, так что совершение Божественной службы всем вместе было бы очень затруднено. Тогда св. Давид обратил внимание, что священнических семей из потомков Елеазара было 16, а Ифамара – 8. Так возникло 24 «чреды» для совершения Божественной службы: каждой из них было выделено время служения «от субботы до субботы». Чреда Авия была восьмой по счету.
Несмотря на апокрифический характер, произведение является основой празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы. А вопрос о том, был ли Захария первосвященником, можно считать открытым.
Мать святого звали так же, как когда-то супругу великого Аарона – Елисавета. Как муж, она происходила из потомков этого иудейского первосвященника. Св. Лука говорит о том, что мать Крестителя была родственницей Пресвятой Богородицы. Признавая это, современные церковные историки затрудняются, однако, установить степень этого родства.
Когда родился Иоанн
Обстоятельства рождения святого подробнее всех описал св. Лука. Согласно его Евангелию, оно случилось «во дни Ирода, царя Иудейского». При этом Евангелист уделяет внимание не столько точному времени рождения пророка, сколько чудесным обстоятельствам, его сопровождавшим. Он указывает на «неплодство» прав. Елисаветы, по причине которого супруги дожили до старости, не имея детей.
Однако во время служения Захарии, когда он совершал каждение фимиамом, ему было явление самого Архангела Гавриила, возвестившего о практически невероятном: рождении у него сына. При этом Архангел пророчествовал об особой миссии будущего ребенка, говоря о «духе и силе Илии», который почиет на нем, прикровенно указывая на то что Иоанн – имя его также наречено Ангелом – будет пророком грядущего Мессии.
Несмотря на явление Ангела, будущий отец — св. Захария усомнился в самой возможности рождения «сына старости», к тому же у вполне «обычного» человека, которым он, видимо, себя почитал. Тогда знамением того, что сказанное сбудется, стала внезапная немота иерея, которая продолжалась до самого рождения св. Иоанна.
Что же касается года его появления на свет, то его позднейшие библеисты не раз пытались высчитать. Существует несколько точек зрения по этому вопросу:
Впоследствии, когда летоисчисление уже принял весь христианский мир, выяснилось: Дионисий определил дату Рождения Спасителя как минимум на 5 лет позже настоящей. Таким образом, рождение как Господа, так и Иоанна Крестителя действительно приходится на годы, по общепринятому сейчас летоисчислению известные как время «до нашей эры».
Что же касается известной даты празднования Рождества св. Иоанна – 24 июня (7 июля н.ст.), то она известна с первых веков Церкви, а установлена на основании свидетельства ап. Луки о том, что св. Иоанн родился на 6 месяцев раньше Господа.
Место рождения
Таковым называют селение Айн-Карем, отстоящее примерно на 7 км от Иерусалима. Здесь, видимо, был дом родителей святого. С первых веков Церкви здесь существовали церкви праведных его родителей, а также самого св. Иоанна.
С 1871 г. в селении действует Казанский Горненский женский монастырь, где сейчас 60 русских монахинь. Обитель хранит святыни, связанные с пророком:
Накануне празднования икона Благовещения торжественно переносится из собора Св. Троицы Иерусалима в Айн-Карем, где, облаченная подобием мантии игумении голубого цвета, пребывает на месте настоятельницы ровно три месяца – столько, сколько жила у Елисаветы Мария.
Дальнейшая судьба
Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни с житием в 16 клеймах.
Последнее свидетельство св. Луки о детских годах св. Иоанна – рассказ о совершенном над ним традиционном иудейском обрезании, а также наречении имени, некогда данном Ангелом. Св. Лука особо указывает на то, что в роду Захарии не было мужчин таким именем, но священник, верный воле Божией, требует назвать младенца именно так, причем с ним согласна и супруга, тоже движимая Духом. Непосредственно по наречении имени мальчику, как говорит Евангелист, язык Захарии разрешился, и его первыми словами стало пророчество о сыне:
«Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих, что спасет нас от врагов наших и от руки всех, ненавидящих нас; сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой, клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк. 1:68-76)
Св. Лука более почти ничего не говорит о дальнейшей жизни Иоанна. Лишь то, что он «возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк.1:80).
Некоторый свет на дальнейшие события проливают апокрифические произведения, прежде всего – «Протоевангелие Иакова». Созданное существенно позже эпохи, когда жили Апостолы, оно, однако, по-видимому сохранило древнее предание о том, как Иоанн стал «пустынным жителем и телеси Ангелом». Вот что говорит этот источник.
Тогда же воины пришли к Захарии, совершавшему служение в храме. Хотя сам священник не имел отношения к Вифлеему, где, по пророчеству, родился Царь Иудейский, обстоятельства рождения Иоанна были хорошо известны многим. Они давали основания Ироду подозревать, что ребенок и есть тот самый ожидаемый Мессия. Захария был тверд: он не выдал места нахождения сына, за что был убит «между жертвенником и храмом».
Сам Господь сравнивает убийство отца Предтечи с «кровью Авеля» (Лк.11:51), говоря, что она обязательно «взыщется от рода сего».
Тем временем Елисавета, узнав о событиях в Иерусалиме, и, конечно, хорошо понимая, что угрожает сыну, ушла вместе с Иоанном в пустыню. Удалиться от Айн-Карема далеко она не успела: вскоре ее настигла погоня. Тогда, согласно преданию, она с глубокой верой обратилась к стоявшей здесь скале: «Гора Божия! Прими мать с сыном!». Внезапно камень расселся, и образовалось углубление, закрывшееся за Елисаветой и Иоанном. Воины их не нашли.
Житие в пустыне
Но что же дальше? Возвращаться домой было крайне опасно – Елисавету продолжали искать. Видимо, положившись на волю Божию, она осталась в уединенной пещере. Предание утверждает, что престарелая мать пророка, скорбящая к тому же о потере любимого супруга, не долго прожила с сыном, вскоре скончалась. Дальнейшая жизнь святого уже не отражена преданием вовсе. Иногда апокрифы намекают на участие Ангелов в его возрастании, телесном и духовном, что, подобно ранее жившей при храме Пресвятой Богородице, Иоанн получал небесный хлеб из их рук.
Как жил и чем питался пророк в пустыне
Евангелисты указывают на крайний аскетизм Иоанна. По их словам:
В христианской традиции II в. существовало также понимание акрид как некой растительной пищи, которое, однако, не находит подтверждения источниками.
Несомненно одно: в уединенной пустыни Иоанн стал истинным исполнителем воли Божией.
Проповедь
Вот как описывает ее начало св. Лука:
Евангелисты говорят о нахождении Иоанна в «Иудейской пустыне» (Мф.3:1), как обыкновенно именовали области близ Мертвого моря, возникшего некогда на месте уничтоженных гневом Божиим городов Содома и Гоморры. Эта безлюдная местность, конечно, располагала отшельника к сугубому покаянию, молитве. Однако св. Матфей говорит о том, что Иоанн проповедовал также на Иордане.
Современные же авторы обращают внимание на то, что к нему приходили мытари (сборщики налогов для Римской власти, хотя речь может идти также о чиновниках, собиравших не подати, а пошлины на таможне) и «воины», видимо, охранявшие границу Иудеи. Поэтому существует мнение, что проповедь Иоанна началась на границе между Иудеей и Переей – областью, которой правил Ирод Антипа, что объясняет присутствие среди приходящих к нему множества представителей Римской власти.
Все современники выделяют две составляющие проповеди:
«Иоанново крещение»
Славянское слово с корнем «крест» возникло при переводе Евангелия свв. Кириллом и Мефодием с греческого языка. Оно подчеркивает:
Однако, это уже – плод позднейшего богословского осмысления совершившегося. В греческом же языке именование Крестителя буквально звучит как «ὁ βαπτιστής» («о ваптистис»), или «Погружающий», причем имеется ввиду именно омовение как ритуал, освобождающий от греха, символом чего является вода. В этом был смысл «Иоаннова крещения», причем совершенно новым для иудаизма была предварительная исповедь грехов. Ведь до Иоанна практики омовения у иудеев были тесно связаны с ритуальным очищением перед совершением жертвоприношения и не предполагали покаяния.
По-видимому, пришедшему для омовения Иоанн сначала предлагал покаяться за свои немощи, падения, а лишь затем погружал его в воды Иордана. Совершение такого «погружения покаяния» на границе Иудеи могло символизировать как бы новый исход израильтян из греховной жизни к житию по Богу, к новому миру, который наступит по приходе Мессии.
«Сильнейший меня» — Крещение Иисуса Христа
Апостол Павел говорил о том, что Иоанн учил всех грядущих к нему вере « в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса » (Деян. 19:4). Кто же Он? С одной стороны, Иоанн определенно указывает: Мессия – человек («Стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете» (Ин.1:26)). С другой – столь же ясно говорит о том, что величие этого Человека столь невероятно, что сам Иоанн не достоин быть даже последним из Его слуг: «Я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его» (Мк. 1:7). К тому же иудеям от Его руки предстоит новое, небывалое крещение – не водой, но Духом.
Иудеи того времени действительно ожидали Мессию как Человека, царя, истинного первосвященника. Поэтому им было понятно указание на «Стоящего среди них», но приписывание Ему Божественного достоинства, видимо, смущало. Ведь Бог велик, думать, что Творец Вселенной может стать человеком – по мнению иудеев, глубоко оскорбительно для Божества. Хорошо знавший Закон Иоанн наверняка знал об этом воззрении. Не смущали ли его самого слова, которые он не мог не говорить, подчиняясь прямой воле Божией? Возможно.
У Евангелистов есть эпизод, когда уже арестованный за свою проповедь Иоанн посылает к Иисусу учеников с вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:3).
Современный богослов А.А.Ткаченко, преподаватель Московской Духовной Академии пишет, что «последовавшие за арестом сомнения Иоанна Предтечи, (или только его учеников) относительно мессианства Иисуса можно объяснить тем, что Иоанн Предтеча не имел полного откровения, каким будет Мессия. Во всяком случае Иоанн Предтеча, вероятно, ожидал от Мессии немедленного начала эсхатологического Суда».
Богоявление (Крещение Господне)
Конец XVI в.
Дерево, левкас, темпера
Высота 30 см, ширина 25,5 см
Самарский областной художественный музей
Вершиной проповеди святого стал приход на Иордан Самого Иисуса, которого пророк ожидал согласно бывшему ему откровению. Более того, по его словам, «для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю».
Сам святой говорил: «Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:31). Именно так все случилось. Даже до погружения Его в воды священной реки Иоанн почувствовал, Кто пришел смиренно просить «крещения покаяния». Отсюда его слова: «Мне надобно креститься от Тебя, и ты ли приходишь ко мне?» (Ин.3:14). Но воля Божия, Его правда свершается, даже если она непонятна человеку. Божественность Мессии подтвердило явление Духа Святого «в телесном виде» подобно голубю (Лк.3:22) и глас Бога Отца, указующий на Сыновство Христа.
Евангелисты, однако, прямо указывают, что видение это имел во время Крещения лишь Иоанн, тогда как другие, пришедшие к Иордану, ничего не заметили, кроме того, что Иисус вышел из воды «сразу» по крещении, без исповеди грехов, как другие. Ему предстояла проповедь среди неверующего мира, людям – долгий путь к Богу.
Ученики
По приходе Мессии пророк все чаще говорил, что его земная миссия уже исполнена, Иисусу «должно расти, а мне умаляться». Изначально Иоанн, видимо, вообще не стремился создать какую-либо общину из своих последователей, не имея на то указания Божия. Хотя поселившиеся с ним, судя по всему, сознавали себя общностью, по примеру своего равви постились, молились, Иоанн никогда не стремился удержать их при себе:
Итак, немногие из учеников Иоанновых вошли в Апостольский лик, обращение их к Христу относится уже ко временам по Его Воскресении.
Иоанн Креститель и Ирод
Иудейский государь, упоминаемый в связи с Иоанном – Ирод Антипа, сын царя, некогда избившего младенцев Вифлеема. Существует две версии конфликта подвижника с этим правителем:
Смерть Пророка, ка его убили
Как Флавий, так и авторы Евангелий едины, говоря о том, что пророка убили по приказанию Ирода. Свв. Марк и Матфей указывают, что это было сделано под давлением Иродиады и ее дочери По имения Саломея (от первого брака), которая на пиру, после пляски перед гостями, как награду потребовала от отчима «голову Иоанна Крестителя». Связанный публичной клятвой, царь, хотя внутренне противился этому, все же послал воинов для казни пророка.
Бернардино Луини. Саломея с голово Иоанна Крестителя
Так погиб тот, кто возвестил миру пришествие Спасителя.
Протоиерей Игорь Перекуп в статье на сайте «Православие и мир» 10 сентября 2012 г. пишет об этом:
Пройдет немного времени, и иудеи потребуют уже распятия обетованного Мессии.
Что говорил Христос об Иоанне
Евангелисты донесли до нас не очень многое из сказанного Христом о Своем Предтече:
Три обретения главы
Считается, что Иоанн был убит в тюрьме крепости Махерон, близ Мертвого моря. Ученики смогли перенести его тело в город Севастию, столицу Самарии, спасая от поругания. А вот глава осталась у Иродиады. Озлобленная женщина исколола иглой язык пророка, а затем зарыла голову на нечистом месте. Впрочем, для нее и Ирода принципиально было еще погребение ее отдельно от тела: оба боялись, что угодник Божий воскреснет. Но уничтожить святыню не удалось.
Первое, второе и третье обретение главы:
Где сейчас находятся мощи, десница и глава святого
Тело пророка, похороненное в Севастии, подверглось поруганию при имп. Юлиане Отступнике (361-363 гг.). Восстанавливая почитание языческих богов, он ополчился на христианские святыни. Могила св. Иоанна была вскрыта, честные останки сожжены. Отдельные оставшиеся частицы мощей после этого переносились в Антиохию, Александрию.
После гибели имп. Юлиана восстановили гробницу пророка, возникла также версия о том, что язычники сожгли не его тело, реликвию успели заменить. Но если даже это так, честные останки с тех пор утеряны. Однако, в целости сохранились левая рука и десница святого, которые были отделены от его тела задолго до поругания могилы.
Что же касается главы святого, то после ее третьего обретения ее разделили по одним данным на 2, по другим – на 7 частей, они были розданы по разным монастырям и храмам империи. По завоевании Константинополя один из фрагментов (лик) попал на Запад, другие частицы сохраняются во Франции, Иерусалиме, на Афоне.
Обруч Иоанна Предтечи в Москве
Удивительная святыня, не имеющая древнего происхождения, но прославленная, хранится в обители св. Иоанна близ Московского Кремля. Это металлический обруч, предположительно сделанный в XVI в., на котором написана краткая молитва святому. Еще несколько столетий назад он прославился множеством исцелений. Монахиня обители Феонилла (Харченко) говорит, что ныне «этот обруч – память о мученическом венце Предтечи – возлагают на голову и читают молитву святому. И люди ощущают огромную помощь в покаянии». Благочестивое предание говорит, что обруч – точная мера главы св. Иоанна, но оно, конечно, документально не подтверждено. А вот случаи помощи пророка – бесчисленны.
Как изображают на иконах
Иоанн Предтеча. Синай, монастырь св. Екатерины.
Древнейший образ пророка, относящийся к первым векам Церкви – на Синае, в монастыре св. Екатерины. Он изображает святого во власянице, со свитком с надписью: «Се Агнец Божий…» Эта икона определила характер иконографии святого в дальнейшем: так он выглядит в иконостасах храмов – его образ стал обязательным элементом так называемого «Деисуса» – и на фресках.
Кроме того, существуют иконы, представляющие пророка:
В чем помогает молитва святому
Святые, прославленные у Господа, как при земной жизни – живые личности, со своей индивидуальностью. Существует множество свидетельств о том, что св. Иоанн особенно благоволит к аскетам, подвижникам, инокам, к тем, кто просят его о духовной помощи. Многие из пытавшихся обратиться к нему за помощью в чисто житейских, особенно материальных нуждах, либо не получали ответа, либо он оказывался совершенно иным, нежели тот, на который рассчитывали.
О чем еще молятся святому? Известны:
Все праздники в честь Пророка
В течение года особые службы святому в дни его памяти совершаются 7 раз:
Жертвенное служение Богу, которое было смыслом его жизни, продолжается и сейчас. Стоит лишь встретиться глазами с его строгим ликом на иконе – и точно разрывается ткань времени, как бы слышатся его слова, уверяющие в реальности Вечного: «Покайтесь, приблизилось Царство Небесное!»