Что значит право хозяйственного ведения
Хозяйственное ведение
Право хозяйственного ведения – это производное от права собственности ограниченное вещное право, закрепленное за лицами, которые не являются собственниками по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
При этом лицо, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом.
Право хозяйственного ведения – это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.
Субъекты права
Субъектами права хозяйственного ведения могут быть только государственные или муниципальные унитарные предприятия.
Объекты права
Объектами этих прав являются имущественные комплексы, закрепленные на балансе соответствующих юридических лиц (и в то же время остающиеся объектами права собственности их учредителей).
Законом устанавливается положение, в соответствии с которым результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или в оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение или в оперативное управление предприятия или учреждения (п.2 ст.299 ГК РФ).
Таким образом, унитарное предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, так как все это имущество становится объектом права собственности учредителя.
Прекращение вещных прав происходит по общим основаниям прекращения соответствующих правоотношений, в том числе и по основаниям прекращения права собственности.
Порядок учета имущества собственника
Имущество таких предприятий является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В связи с этим собственник уже не может непосредственно владеть и пользоваться этим имуществом.
Права собственника
Закрепляя имущество за предприятием, собственник передает ему часть своих полномочий.
Вместе с тем в ст. 295 ГК РФ определены права и самого собственника.
Собственник имущества, то есть государство в целом или муниципальное образование, имеет право создать предприятие, назначить его директора, определить предмет и цели деятельности предприятия, реорганизовать и ликвидировать предприятие, осуществлять контроль за исполнением по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества, получать часть прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении.
Таким образом, в компетенции собственника находятся вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначения директора (руководителя) предприятия, осуществления контроля за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Порядок реализации прав собственника
Порядок реализации перечисленных прав определен в ряде правовых актов.
Так, в соответствии с Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» федеральные органы исполнительной власти в отношении находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, подлежащих сохранению в федеральной собственности, выполняют следующие функции:
— утверждение устава предприятия;
— назначение на должность руководителя предприятия;
— заключение, изменение и прекращение трудового договора с руководителем предприятия;
— согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, заключение, изменение и прекращение трудового договора с ним;
— утверждение программы деятельности предприятия, определение подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли предприятия;
— согласование создания филиалов и представительств;
— согласование сделок, связанных с распоряжением вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими предприятию акциями;
— согласование совершения крупных сделок, а также сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, осуществлением заимствований;
— утверждение бухгалтерской отчетности и отчетов руководителя предприятия;
— согласование решения об участии предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях.
Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения в отношении указанного предприятия в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона об унитарных предприятиях:
— принимает решение о создании унитарного предприятия;
— определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
— определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
— утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
— принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
— формирует уставный фонд муниципального предприятия;
— назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;
— согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
— утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
— дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
— осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
— утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
— дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
— дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
— дает согласие в случаях, предусмотренных Законом об унитарных предприятиях, на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также иных сделок;
— принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг. Согласно статье 26 Закона об унитарных предприятиях бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором;
— имеет другие права и несет другие обязанности, определенные законодательством Российской Федерации.
Права государственных и муниципальных предприятий
В свою очередь государственное и муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника продавать недвижимое имущество, сдавать в аренду, отдавать в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ и иным способом распоряжаться этим имуществом.
Кроме этого, государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом, лицо, получившее имущество в хозяйственное ведение вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать это имущество в аренду, отдавать его в залог, вносить недвижимое имущество в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом, совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества только при наличии согласия собственника.
Наряду с этим, денежные средства и остальное имущество при отсутствии ограничения прав унитарного предприятия могут использоваться данными предприятиями по своему усмотрению.
Так, государственное или муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными нормативными правовыми актами (абз. 2 п. 2 ст. 295 ГК).
Режим целевого использования имущества
Законодательство предусматривает режим целевого использования имущества, находящегося в распоряжении государственных и унитарных предприятий.
Собственник не вправе изъять имущество у предприятия, он не несет ответственности по его долгам (за исключением случая признания унитарного предприятия банкротом).
Переход права собственности на государственное или муниципальное предприятие к другому собственнику
Следует иметь в виду, что при переходе права собственности на государственное или муниципальное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения на принадлежащее ему имущество.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Энциклопедия судебной практики. Право хозяйственного ведения (Ст. 294 ГК)
Энциклопедия судебной практики
Право хозяйственного ведения
(Ст. 294 ГК)
1. Содержание права хозяйственного ведения
1.1. Право хозяйственного ведения включает в себя все составляющие права собственности
1.2. Право хозяйственного ведения относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 2 пункта 5 Постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу статьи 216 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
1.3. Отличие между правом хозяйственного ведения и правом собственности заключается в реализации права распоряжения имуществом
[Право хозяйственного ведения и право собственности] отличает порядок реализации права распоряжения. Если собственник реализует его свободно, то муниципальное предприятие должно соблюсти процедуру в виде получения предварительного согласия собственника.
1.4. Правом владения, пользования и распоряжения имуществом, закрепленным на праве хозяйственного ведения, обладают одновременно его собственник и соответствующее унитарное предприятие
По правилам статьи 294 Кодекса государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Таким образом, правом владения, пользования, распоряжения федеральным имуществом (с учетом ограничений, установленных законом) обладает Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа и предприятие, владеющее имуществом на праве хозяйственного ведения.
1.5. В отношении имущества на праве хозяйственного ведения унитарное предприятие не осуществляет права владения, пользования и распоряжения в полной мере
Унитарное предприятие не осуществляет права владения, пользования и распоряжения имуществом в порядке статьи 209 названного Кодекса, и полномочия унитарного предприятия ограничены ст. ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
1.6. Условия договоров, заключенных между собственником государственного (муниципального) имущества и унитарным предприятием, которые изменяют характер и пределы установленных законом правомочий, являются ничтожными
При разрешении споров судам необходимо учитывать, что правомочия унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, по владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом, находящимся у него в хозяйственном ведении, определены статьями 294, 295 ГК.
В связи с этим условия договоров, заключенных между собственником соответствующего государственного (муниципального) имущества и таким предприятием, которые изменяют характер и пределы указанных правомочий, являются ничтожными.
1.7. Унитарное предприятие правомочно оборудовать лестницы пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в помещение, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения
Решением Арбитражного суда установлено, что жилой дом со встроенным помещением для почты введён в эксплуатацию и принят на учёт БТИ. Государственное отделение почтовой связи размещается во встроенном нежилом помещении по целевому назначению с момента ввода в эксплуатацию. На момент принятия решения помещение занимало почтовое отделение связи ГУ УФПС РТ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит ошибочными выводы суда первой инстанции о том, что на ФГУП не лежит обязанности по установке пандусов на входах в помещения, поскольку данный ответчик ввиду отсутствия статуса собственника не вправе распоряжаться ими.
Наоборот, представленные доказательства свидетельствуют о том, что указанный ответчик непрерывно владел на правах хозяйственного ведения нежилыми помещениями, в которых по настоящее время размещены отделения почтовой связи, в соответствии с целевым предназначением распоряжался ими, в связи с чем на нём лежит обязанность по установке пандусом на входе.
Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что положения Федерального закона N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.
Само по себе оборудование лестницы, ведущей в помещение почтового отделения, пандусами и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объёму прав ответчика, установленных положениями ст. 294 ГК РФ.
Принимая во внимание, что ФГУП владеет помещением на праве хозяйственного ведения и использует его под отделение почтовой связи, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, ФГУП обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг почтовой связи. При этом сами по себе мероприятия, обязанность выполнения которых возложена на ФГУП, включающие установление знака «Помоги инвалиду» и кнопки вызова, оборудование входа пандусом и поручными, покраска лестницы, оборудование входной площадки и иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение, не приведет к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, что соответствует объему прав ответчика, установленных положениями статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что МП владеет помещением аптеки, являющимся объектом социальной инфраструктуры, на праве хозяйственного ведения, а также относится к субъектам, на которых законодателем возложена обязанность создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение в целях реализации ими права на получения услуг, то, соответственно вопросы ремонта, в том числе и оборудования специальных приспособлений для беспрепятственного доступа данной категории лиц, входят в его компетенцию.
При этом оборудование входа, ведущего в помещение аптеки пандусом или иными техническими средствами с целью обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в данное помещение за счет собственных средств, не приведет само по себе к изменению целевого назначения указанного помещения либо к иному способу распоряжения им, то есть превышения объема прав ответчика, установленных положениями статьи 294 ГК РФ, не произойдет.
Довод управления о невозможности государственной регистрации права хозяйственного ведения на долю в праве общей собственности был рассмотрен судами и отклонен со ссылкой на положения пункта 2 статьи 244, 113, 114, 128, 215, 294, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, из совокупности названных правовых норм не следует, что собственник имущества не вправе передать унитарному предприятию долю в праве общей долевой собственности, в отношении которой у предприятия возникает право хозяйственного ведения.
В силу статей 113, 114, 214, 294 и 299 Гражданского кодекса Российской Федерации по решению собственника за государственным предприятием закрепляется на праве хозяйственного ведения имущество, находящееся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, которым предприятие владеет, пользуется и распоряжается в пределах, установленных указанным Кодексом.
Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к имуществу как объекту гражданских прав относятся и имущественные права.
2. Общие вопросы применения ст. 294 ГК РФ
2.1. Право хозяйственного ведения возникает с момента его государственной регистрации
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации, которое на момент спора не установлено.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
2.2. Имущество, передаваемое в хозяйственное ведение, не меняет своего собственника
При передаче собственником имущества в хозяйственное ведение унитарному предприятию не происходит смена собственника в порядке статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.3. Имущество, не закрепленное за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публичного образования
Судами установлено, что административное здание управляющей компании в отношении которого осуществляет общество, является объектом муниципальной собственности и в силу ч. 3 ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации и составляет муниципальную казну, поскольку не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, предусмотренном ст. 294, 296 данного Кодекса.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования (часть 3 статьи 215 ГК РФ).
Из материалов следует, что спорное имущество составляет муниципальную казну, поскольку не было закреплено за муниципальными предприятиями и учреждениями в порядке, предусмотренном статьями 294, 296 ГК РФ.
2.4. Получателем дохода от имущества, переданного в хозяйственное ведение, является унитарное предприятие
Получателем дохода от использования государственного или муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, является само предприятие.
2.5. Унитарное предприятие должно нести расходы по содержанию имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения
Статьями 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющими права и обязанности собственника в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в хозяйственное ведение имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на получателя этого права и обязанности по его содержанию.
Таким образом, обладатели права хозяйственного ведения с момента его возникновения обязаны нести расходы на содержание общего имущества.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом. Право хозяйственного ведения как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право хозяйственного ведения как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Право хозяйственного ведения как вещное право не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что право хозяйственного ведения имеет вещный характер (ст. 216 Гражданского кодекса Российской Федерации), и как следствие, по смыслу положений статей 209, 210, 294, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, собственник, передав во владение иному субъекту принадлежащее ему имущество на данном ограниченном вещном праве, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по его содержанию.
Применительно к приведенным положениям нормативных актов и ст. ст. 210, 294 ГК РФ именно МУП как юридическое лицо, эксплуатирующее переданные ему артезианские скважины на праве хозяйственного ведения, является надлежащим ответчиком по делу, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в силу ст. ст. 210, 294 ГК РФ МУП как юридическое лицо, распоряжающееся спорными артезианскими скважинами на праве хозяйственного ведения, обязано принять меры по разработке проектов зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения, поскольку право хозяйственного ведения имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию данного имущества, которое служит базой самостоятельной имущественной ответственности.
2.6. Потерпевшим от незаконного использования имущества, переданного в хозяйственное ведение, является унитарное предприятие
Потерпевшим от использования без правовых оснований имущества, переданного в хозяйственное ведение, является не собственник, а субъект права хозяйственного ведения.
2.7. При разрешении споров об имуществе, закрепленном на праве хозяйственного ведения, помимо унитарного предприятия суду необходимо привлекать к участию в деле собственника этого имущества
Суд не выяснил, кто принял решение о сносе спорных объектов (то есть распорядился имуществом с согласия собственника, ст. 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации), и суд не привлек к участию в деле собственника имущества истца.
2.8. Положения ст. 294 ГК РФ не регулируют порядок распределения денежных средств, полученных при реализации унитарным предприятием движимого имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения
Согласно ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с данным Кодексом.
Как правильно указал суд, данные нормы не регулируют порядок распределения денежных средств, полученных в результате реализации предприятием движимого федерального имущества.
3. Ограничения, связанные с правом хозяйственного ведения
3.1. Право хозяйственного ведения может быть ограничено только законом
Право [хозяйственного ведения] защищается законом в равной степени [с правом собственности] и может быть ограничено только на основании федерального закона.
3.2. Приватизация унитарного предприятия исключает возможность сохранения за ним имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения
Приватизация унитарного предприятия путем преобразования в коммерческую организацию (хозяйственное товарищество либо общество) влечет невозможность передачи либо сохранения за ним права хозяйственного ведения на какое-либо имущество, поскольку правом хозяйственного ведения в силу статьи 294 ГК РФ наделяются исключительно государственные либо муниципальные унитарные предприятия, это право является производным от права государственной или муниципальной собственности.
3.3. Хозяйственное общество не может владеть имуществом на праве хозяйственного ведения
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения государственному или муниципальному унитарному предприятию.
Акционерное общество, созданное в порядке приватизации, не является государственным предприятием, и поэтому имущество не может быть закреплено за ним на праве хозяйственного ведения.
Акционерное общество в силу положений Закона РСФСР «О собственности в РСФСР», действовавшего в период утверждения плана приватизации арендного имущества, и статьи 294 Гражданского кодекса Российской Федерации не могло быть субъектом права хозяйственного ведения.
3.4. Государственное учреждение не может владеть имуществом на праве хозяйственного ведения
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что [университет] в соответствии с его Уставом является государственным учреждением, а не предприятием, и поэтому [университет] не мог быть субъектом права хозяйственного ведения.
3.5. Собственник не вправе изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении унитарного предприятия
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Согласно статье 294 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Как разъяснено в пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», при разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделён правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия.
В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
В п. 40 Постановления N 6/8 приведены рекомендации, согласно которым при разрешении соответствующих споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
3.6. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащем унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, могут быть признаны недействительными по требованиям этих предприятий
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим муниципальным предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
3.7. Законодательство не ограничивает распоряжение унитарными предприятиями таким имуществом как опоры наружного освещения
Согласно статье 294 Гражданского кодекса государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с этим Кодексом.
При этом действующее законодательство не содержит ограничений относительно распоряжения унитарными предприятиями таким имуществом, как опоры наружного освещения.
Таким образом, предприятие, которому опоры наружного освещения принадлежат на праве хозяйственного ведения, вправе самостоятельно ими распоряжаться, в том числе путем заключения соответствующих договоров о предоставлении третьим лицам права временного размещения на них рекламных конструкций.
4. Аренда имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения
4.1. Только унитарное предприятие имеет право на сдачу в аренду имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения
В соответствии с системным толкованием статей 294 и 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 17 и 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» арендодателем государственного имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием, может выступать только это предприятие, которое и является получателем арендных платежей, а в бюджет обязано перечислять часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
4.2. Закон допускает сдачу в аренду имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, если его собственник и унитарное предприятие выступают одновременно на стороне арендодателя
Заключение трехстороннего договора аренды, где на стороне арендодателя выступают собственник имущества и предприятие, за которым данное имущество закреплено на праве хозяйственного ведения, не нарушает положений статей 294, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
4.3. Положения ст. 42 БК РФ не распространяются на правоотношения, связанные со сдачей в аренду имущества, находящегося в хозяйственном ведении
Сфера действия статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации ограничивается отношениями, возникающими при предоставлении в аренду имущества, составляющего государственную казну или казну муниципального образования, то есть имущества, не закрепленного за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.
4.4. Земельные участки могут предоставляться унитарному предприятию на праве аренды, но не на праве хозяйственного ведения
Право хозяйственного ведения установлено законом только на имущество, переданное публичным собственником в уставный капитал государственному или муниципальному унитарному предприятию (статьи 216, 294, 295 Гражданского кодекса).
Земельным кодексом также не предусмотрена возможность установления права хозяйственного ведения в отношении земельных участков.
Вместе с тем в настоящем деле принцип единства судьбы прав на недвижимые строения и на земельный участок, занимаемый ими, должен быть соблюден.
В силу положений пункта 1 статьи 20 Земельного кодекса и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки могут предоставляться только на праве аренды.
Однако предприятие, владея недвижимыми объектами на праве хозяйственного ведения и имея право на приобретение земельного участка, занятого этими строениями и необходимого для их использования, договор аренды не оформило, освобождая себя тем самым от платежей за пользование земельным участком.
Таким образом, предприятие не может уплачивать добровольно и с него нельзя взыскать принудительно ни земельный налог, ни арендную плату.
Право хозяйственного ведения установлено законом только на имущество, переданное публичным собственником в уставный капитал государственному или муниципальному унитарному предприятию (статьи 216, 294, 295 ГК РФ).
ЗК РФ также не предусмотрена возможность установления права хозяйственного ведения в отношении земельных участков.
Вместе с тем в настоящем деле принцип единства судьбы прав на недвижимые строения и на земельный участок, занимаемый ими, должен быть соблюден.
В силу положений пункта 1 статьи 20 ЗК РФ и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки могут предоставляться только на праве аренды.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Гражданского кодекса Российской Федерации.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Гражданский кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные творческим коллективом под руководством доктора юридических наук, профессора Ю. В. Романца, а также М. Крымкиной, О. Являнской (Части первая и вторая ГК РФ), Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Горбуновым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Е. Ефимовой, М. Зацепиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, Н. Королевой, Е. Костиковой, Ю. Красновой, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, И. Лопуховой, А. Мигелем, А. Назаровой, Т. Самсоновой, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Псаревой, Е. Филипповой, Т. Эльгиной (Часть первая ГК РФ), Н. Даниловой, О. Коротиной, В. Куличенко, Е. Хохловой, А.Чернышевой (Часть вторая ГК РФ), Ю. Раченковой (Часть третья ГК РФ), Д. Доротенко (Часть четвертая ГК РФ), а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, А. Ефременковым, С. Кошелевым, М. Михайлевской.