Что значит праведный гнев
Праведный гнев
Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.
Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.
Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».
И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.
Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?
У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.
Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.
Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)
Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?
«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)
Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?
Праведный гнев в Библии и пример Иисуса
Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.
Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.
На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)
И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.
Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.
Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.
Часто гнев является оправданием греховного поведения
По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Что значит праведный гнев
Гнев – 1) гнев Божий — Божественное действие; образно выражаемая реакция Бога на грех; 2) сильная степень возбуждения естественной для человека раздражительной силы души, обусловленная недовольством по отношению к кому-либо, чему-либо; 3) греховная страсть, связанная с сильной подверженностью человека гневливому чувству (согласно распространенному в аскетической литературе утверждению, гнев входит в состав восьми наиболее пагубных страстей).
Как таковой, гнев не является заведомо богопротивным: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев ( Мф.5:22 ). И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте» ( Еф.4:26 ), – указывая таким образом на то, что гнев может и не быть обусловлен грехом.
По согласному мнению Святых отцов, выражения Священного Писания о гневе Божием имеют переносный, антропоморфный смысл.
…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф.5:43-45 ).
От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры; рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2:23-26 ).
протоиерей Валериан Кречетов:
Перед тем, как что-нибудь сказать, говори всегда про себя: «Господи, благослови!» Даже если у тебя все внутри закипело, прежде чем все высказать, скажи: «Господи, благослови!» Ну сможешь ли ты ругаться после этого? Да наверняка не сможешь. Рот сам собой закроется.
схиигумен Савва (Остапенко):
Ни с кем нельзя говорить повышенным тоном. Если вдруг закипел в сердце гнев, надо знать, что это от дьявола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.
блаженный Диадох Фотикийский:
Иногда гнев приносит величайшую пользу… когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены.
св. Иоанн Дамаскин:
Существует три вида гнева: раздражение, злоба и мстительность. Раздражением называется гнев, начинающийся и возбуждающийся. Злобою – гнев длительный, или злопамятство; мстительность есть гнев, выжидающий случай для мщения.
прп. авва Дорофей:
Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесётся над ним, если он не уничижит его, и не сочтёт себя высшим его.
свт. Иоанн Златоуст:
Когда кто-нибудь оскорбляет тебя, смотри не на обидчика, а на движущего им демона и весь свой гнев излей на этого последнего, а того, кто возбуждается им, пожалей.
священник Александр Ельчанинов:
Когда тебя охватит чувство злобы к кому-либо, то представь себе, что и ты и он должны умереть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права формально.
святитель Феофан, затворник Вышенский:
Гнев и обидчивость от самолюбия, по которому мы признаем себя стоящими немало; потому, когда кто дерзнет не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение… Постарайтесь делать так, чтобы, и минуты не пропуская, взяться за себя и разорить свой самоцен. Положите законом:
преп. Иосиф Исихаст:
Когда найдёт на тебя гнев – крепко закрой рот и не говори с оскорбляющим, или позорящим, или обличающим, или всячески тебя искушающим без причины. И этот змей взовьется в сердце, поднимется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз – станет слабее и прекратится совсем. Это я нашел во многих и великих испытаниях.
Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.
Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.
Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.
Сочетание гнева со скупостью порождает ненависть к нищим. Скупец смотрит на них как на агрессоров, которые покушаются на его имущество и благополучие. Он называет их бездельниками, лицемерами, обманщиками, тунеядцами, паразитами общества, пиявками, присосавшимся к телу честных тружеников и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необитаемый остров, или перестреляли бы как бродячих собак, из-за которых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воровстве и грабежах, то первая мысль – что его могут обокрасть и лишить денег, и он заранее переживает возможную пропажу, как жрец, у которого воры похитили идолов из капища. Он возмущается, почему законы снисходительны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в некоторых мусульманских странах, рубили бы руки и резали уши, а разбойников, как в старой Англии, сжигали бы живьем. В незнакомом человеке, который случайно остановился у ворот, он, подозревает злоумышленника.
Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.
Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.
Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.
Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.
Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.
Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:
Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.
Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.
Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.
К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.
Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел. […]
Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.
Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).
Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».
Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».
Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.
При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.
В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылках, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.
Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.
Праведный гнев: как ему научиться?
Такие религии, как ислам, рассказывают истории о том, когда праведник, борясь за свои убеждения, имел право на гнев. В христианстве с этим сложнее. С одной стороны христианам полагается быть мирными, добрыми и терпеливыми. С другой же — все мы помним, что даже Иисус Христос позволял себе эмоциональные порывы.
Где же так грань, в которой находится допустимый праведный гнев и где начинается неправедный?
Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель
Гнев — это реакция человека на что-то, чем он недоволен. Это всегда эмоция, которую трудно сдержать. Что называется, руки чешутся.
А ведь все мы слышали, что гнев — это грех. Но преподобный авва Исаия нас успокаивает и объясняет, что гнев — это нормальное свойство людской природы:
«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству;
без гнева человек не может иметь чистоты,
т. е. если не будет гневаться
на все всеваемое в нас от врага…
Этот гнев превратился в нас в такое состояние,
что мы воспламеняемся им на ближних своих
за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».
Преподобный уверен, что гневу надо давать выход на врага. Кто же этот враг? Давайте отметим себе галочкой этот вопрос и ещё к нему вернёмся в будущем. А пока поговорим про разные виды гнева.
Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей
Нередко бывает, что человек выходит из-под контроля и позволяет физически выразить своё недовольство.
Это свойство христианство определяет как неправедный гнев. Чего же хорошего в человеке, который не контролирует свои действия?
Гнев Каина на Авеля христианство считает примером неправедного гнева, возникшего из зависти (Клодт М. П., «Каин и Авель»). Фото: artpoisk.info
Да и что доводит до гнева? Как правило, мы сами виноваты в той или иной степени по разным причинам:
Но как бы то ни было, за всеми причинами кроется главный признак неправедного гнева: он нацелен на людей. Это негативная критика других. А Христос, между тем, призывал любить ближнего.
А кто же наш ближний? Помните притчу о самаритянине? Ближний — это любой, кто оказался рядом. Тогда на кого можно обращать свой гнев? Что же это за враг такой?
Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт
Библия рассказывает о двух видах гнева. О неправедном мы уже поговорили. А каково же значение слова «праведный гнев»? Это энергия, дарованная Богом для того, чтобы человек мог справиться с трудностью.
Именно трудность предстоит одолеть, а не человека. Иными словами, если Вы спорите с глупцом, то Ваш враг не сам он а то заблуждение, которое есть его человека.
Праведный гнев — это не порыв со злобы дать в челюсть оппоненту, а энергетический запал, с которым мы будем разоблачать невежество. Гневаться можно, но без греха, сообщает апостол Павел:
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».
Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти
Довольно неожиданный выход напрашивается, но гневающийся человек — это тот, кто любит. Праведно гневающемуся человеку не всё равно, что его ближний находится в плену какой-то проблемы. Праведник нацеливает Божественную энергию на помощь ближнему.
Какие же методы здесь приемлемы? Самые разные. Все мы помним, что Иисус Христос не особенно церемонился с торговцами в храме:
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.
И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.
И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»
Его методы жёсткие, но они уместны. Как мы видим в этой истории, никто из торговцев не пытается оказать Христу противодействие, хотя Он, с их точки зрения, не представитель какой-либо законной власти, а обычный бродяга.
Иисус изгоняет торговцев из храма
То есть, потенциально группа торговцев могла бы собраться и дать отпор человеку, который бросился на них. Но почему этого не происходит? Вывод очевиден: торговцы не сопротивляются, потому что осознают свою неправоту. Они заслужили эту кару и примеряются с нею.
То есть Спаситель указал людям на их проступок доступным и действующим образом. Это вовсе не значит, что в других случаях этот метод должен сработать.
В случае фарисеев Христос уже использует иное средство воздействия — порицание:
«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония».
Очевидно, что Иисус здесь не являет нам пример неправедного гнева. Он действует не потому, что Его как-то задели действия фарисеев и книжников. Нет. Мессия просто беспокоится о том, что они — заблудшие души.
Многого ли добился бы Христос, если бы кинулся на фарисеев с кулаками, как на торговцев? Нет, ничего. Он взывает к их совести словами — и, видимо, прекрасно понимает, что это сработает.
Вероятно, эти строки сказаны «наперёд», для всего человечества. Но, почём знать, как глубоко восприняли гнев Христа его оппоненты, и как дальше сложилась их судьба.
Для нас тут главный урок в том, что гнев — это не проявление яростного импульса, а пусть импульсивный, но любящий шаг навстречу другому человеку.
Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева
Как же нам разбираться, как поступать в гневе правильно? Ведь Христу с Его мудростью было ясно, на кого воздействовать кнутом, а на кого пряником.
А что же обычный человек? Как быть?
Библия сообщает нам:
«гнев человека не творит правды Божией».
И звучит это как приговор. Кажется, человеку вообще нельзя действовать. Мы же не боги, не так ли?
Так. Но Бог предусмотрительно оставил нам руководство, Священное Писание, где много посвятил вопросу гнева. Также не стоит отвергать опыт святых отцов Церкви, которые немало написали на счёт подобных эмоциональных переживаний.
Отцы церкви и Библия — источники советов по одолению гнева
«Толковая Библия Лопухина» так комментирует этот стих послания Иакова:
«Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31).
Все видели людей, объятых яростью,— какой отвратительный и отталкивающий у них вид:
глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.
Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся.
Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев.
Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти.
Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле».
Была ли любовь в религиозных войнах? Нет. Есть ли любовь в том, когда христианин агитирует мусульманина предать родную веру? Нет, тут больше гордости и самолюбования.
Любящий человек действует не для себя — мол, я христианин, и вы все тоже должны. Любящий человек смотрит, как его ближнему будет лучше. Если некто счастлив служить Богу в своей религиозной традиции, то из любви мы должны не трогать его и заниматься собой.
Так что праведный гнев ещё нужно уметь применять. И для этого Господь даровал нам ум, который позволяет рассудить о том, где нужно наше участие, а где нет.
Гнев — это сила, которую нужно правильно направить. Христос обличил фарисеев словами — это был самый разумный способ проявить свой гнев в их отношении («Иисус и фарисеи», Художник Джеймс Тиссо). Фото: pravmir.ru
Всегда полезно спрашивать: «для себя я хочу вмешаться в жизнь другого человека или ради него»? «А ему оно нужно»? Если нами действительно движет любовь, мы можем направить божественную энергию во благое дело.
Если же мы поняли, что гнев наш неправеден, его надо пресекать, как рекомендует Святитель Тихон Задонский:
«Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».
Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся».
Так что формула праведного гнева такова: