Что значит праведный гнев

Праведный гнев

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев

Конечно же, праведный гнев существует. И, как любое проявление праведности, может принести немало духовной пользы человеку. Но сначала давайте разберемся, что же представляет собою гнев вообще, без дополнительных определений.

Из личного опыта каждый знает, что гнев — это недовольство чем-либо. Причем недовольство настолько сильное, что человек может потерять над ним контроль и оказаться движимым этой эмоцией помимо собственной воли. Развивается гнев очень быстро. Подобно расширяющимся газам при взрыве, он мгновенно наполняет собой человеческое сердце, требуя выхода наружу в виде каких-либо агрессивных действий или хотя бы слов.

Однако Евангелие предлагает взамен этой очевидной логики нечто парадоксальное и даже абсурдное: «…Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

И это ведь не кто-нибудь говорит, а сам Христос — воплотившийся Бог. Законный, казалось бы, гнев в отношении обидчиков Он призывает поменять на благословение, добрые дела и молитву за них.

Но тогда для чего Бог вложил в нашу природу эту способность — гневаться? И какой гнев можно считать праведным?

У меня, как, наверное, и у каждого, в жизни были ситуации нравственного выбора, когда мне очень хотелось сделать что-либо недолжное, а совесть говорила — не надо, ну пожалуйста, не делай этого. И тогда, лишь с большой неохотой повинуясь какому-то еле заметному движению души, я все-таки отказывался от греха. Вот это слабенькое мое душевное движение и было тем самым праведным гневом. Не бурлящий в крови адреналин, не грозные слова и сверкающий из-под бровей взор, а это едва ощутимое стремление отодвинуть от себя грех, не делать того, что и сам считаешь плохим, неправильным, хотя оно тебя и влечет.

Не стоит удивляться такой слабости праведного гнева в моем случае. Ведь ровно то же бывает и с любой другой нашей способностью, которую мы не развиваем, над которой не работаем специально. Если не заниматься спортом, мышцы потихоньку теряют упругость и силу, становятся дряблыми и неспособными к серьезным нагрузкам. Если не развивать ум, мысль становится ленивой и медленной. Точно так же и навык гнева на собственные грехи приобретается лишь осознанным и постоянным его применением.

Источник

Праведный гнев по Библии (и пример Иисуса Христа)

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев

Объясните, пожалуйста, как может выглядеть праведный гнев согласно Библии?

«Можете гневаться, но не грешите». Вы должны избавиться от гнева до захода солнца. Не искушайте дьявола. (К Ефесянам 4:26,27)

Я вижу реакцию Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 21:12) и Моисея (в книге Исходе 32:19), но как выглядит праведный гнев в христианской жизни? Как он может проявляться по отношению ко греху других людей?

Праведный гнев в Библии и пример Иисуса

Конечно, мы должны смотреть на Иисуса Христа, чтобы разобраться в этом вопросе. У Иисуса точно был праведный гнев, но также мы знаем, что Он не грешил. На память приходят два примера. Первый случай, когда Иисус очищал храм. Это записано в Евангелии от Иоанна 2:13-16. Иисус здесь проявляет Свой гнев из-за того, что иудеи превратили храм в коммерческое заведение, устранив его первоначальный смысл. Что я вижу здесь, так это то, что Иисус проявляет гнев не из-за того, что кто-то сделал что-то против Него, но против Бога.

Он не потерял Свой характер в этот момент, но действовал медленно и рассудительно. Он не применял силу по отношению к людям, но, используя кнут, выгнал животных из храмовой территории. Мы знаем, что Он опрокинул столы менял. Это точно сигнал проявления гнева. Из этой истории я могу учиться тому, что праведный гнев проявляется не по отношению к тому, что сделано против нас, но против Бога или кого-то еще. Если вы гневаетесь из-за того, что сделано против вас, это становится мало похоже на праведный гнев.

На память приходит еще один пример. Иисус точно разгневался, когда говорил с фарисеями в сцене, которую мы находим в Библии — Евангелии от Матфея 23:1-36. Он явно расстроен и сердит на фарисеев из-за их лицемерия. Он называет их побеленными снаружи гробницами.

«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония. (Матфея 23:27,28)

И снова, хотя мы видим гнев в этой истории, мы не видим агрессии или каких-то действий, атаки со стороны Иисуса Христа. Иисус говорит со страстью, но не «выходит из Себя», не теряет контроль. Как и в первом случае в Евангелии от Иоанна 2 главе, гнев Иисуса проявляется по отношению к какому-то факту, к тому, что фарисеи сделали против кого-то, но не против Иисуса Христа. В этом случае фарисеи причиняли боль своим слушателям, подавая очень плохой пример и скорее уводя людей от Бога, чем приводя их к Богу.

Несколько раз апостол Павел гневался. Он был очень разгневан, когда иудейские «христиане» пытались заставить язычников исполнять иудейские законы. Он говорит, что те, кто проповедуют подобное, уничтожают Евангелие, и пусть будет тот проклят – Галатам 1:8. Он говорит, что те, кто нарушают спокойствие, пусть удалятся и сами будут обрезаны – Галатам 5:12! Это очень сильные слова. Я не скажу наверняка, что Павел здесь является примером праведного гнева, т.к. мы не знаем отрывков, где бы говорилось, что Павел не грешил, как это было с Иисусом. Возможно, что он грешил, когда говорил это. Но, скорее всего, это был праведный гнев. И вновь, гнев Павла появился не как реакция на то, что было сделано против него, но против других людей, в некоторых случаях против вещей, которые мешают людям попасть на небеса.

Поводя итоги, можно сказать, что праведный гнев направлен против людей, намеренно нарушающих права и привилегии Бога или других людей. Гнев против тех, кто создает расовые предрассудки, кто издевается над Богом, кто создает разделение в церкви – является целесообразным. Гнев, направленный на одного из наших братьев или сестер, причинивших нам боль, скорее всего не попадает в эту категорию. Родительский гнев, направленный по отношению к их детям, в ситуации, когда дети проявляют явное неповиновение, может быть оправдан, но это зависит от того, как он выражается. Если в гневе присутствует желание обидеть, отомстить или причинить боль – это не праведный гнев. Даже в тех ситуациях, когда праведный гнев уместен, мы очень часто (я и себя тоже сюда включаю) можем иметь неправедный гнев.

Часто гнев является оправданием греховного поведения

По моему опыту скажу, что большинство людей, спрашивающих о праведном гневе, либо пытаются найти путь, чтобы оправдать свое поведение либо доказать кому-то, что их гнев был неправедный. Надеюсь, что это не ваш случай! Если вы хотите знать, как может выглядеть праведный гнев по отношению ко греху другого брата или сестры, первая вещь, которую я упомяну – задайте себе вопрос: не был ли этот грех против вас? Если да, скорее всего ваш гнев не будет праведным. Если этот грех был направлен против Бога или кого-то еще, вам все еще надо контролировать свои эмоции и чувства, следуя примеру Христа.

Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».

Источник

Что значит праведный гнев

Гнев – 1) гнев Божий — Боже­ствен­ное дей­ствие; образно выра­жа­е­мая реак­ция Бога на грех; 2) силь­ная сте­пень воз­буж­де­ния есте­ствен­ной для чело­века раз­дра­жи­тель­ной силы души, обу­слов­лен­ная недо­воль­ством по отно­ше­нию к кому-либо, чему-либо; 3) гре­хов­ная страсть, свя­зан­ная с силь­ной под­вер­жен­но­стью чело­века гнев­ли­вому чув­ству (согласно рас­про­стра­нен­ному в аске­ти­че­ской лите­ра­туре утвер­жде­нию, гнев входит в состав восьми наи­бо­лее пагуб­ных стра­стей).

Как тако­вой, гнев не явля­ется заве­домо бого­про­тив­ным: он может слу­жить к совер­ше­нию добрых дел, но также может вести и к худым целям. Гос­подь запре­щал не всякий гнев, но – «напрас­ный» гнев ( Мф.5:22 ). И апо­стол гово­рит: «гне­ва­ясь не согре­шайте» ( Еф.4:26 ), – ука­зы­вая таким обра­зом на то, что гнев может и не быть обу­слов­лен грехом.

По соглас­ному мнению Святых отцов, выра­же­ния Свя­щен­ного Писа­ния о гневе Божием имеют пере­нос­ный, антро­по­морф­ный смысл.

…Вы слы­шали, что ска­зано: люби ближ­него твоего и нена­видь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, бла­го­слов­ляйте про­кли­на­ю­щих вас, бла­го­тво­рите нена­ви­дя­щим вас и моли­тесь за оби­жа­ю­щих вас и гоня­щих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он пове­ле­вает солнцу Своему вос­хо­дить над злыми и доб­рыми и посы­лает дождь на пра­вед­ных и непра­вед­ных ( Мф.5:43-45 ).

От глупых и неве­же­ствен­ных состя­за­ний укло­няйся, зная, что они рож­дают ссоры; рабу же Гос­пода не должно ссо­риться, но быть при­вет­ли­вым ко всем, учи­тель­ным, незло­би­вым, с кро­то­стью настав­лять про­тив­ни­ков, не даст ли им Бог пока­я­ния к позна­нию истины, чтобы они осво­бо­ди­лись от сети диа­вола, кото­рый уловил их в свою волю ( 2Тим.2:23-26 ).

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов:
Перед тем, как что-нибудь ска­зать, говори всегда про себя: «Гос­поди, бла­го­слови!» Даже если у тебя все внутри заки­пело, прежде чем все выска­зать, скажи: «Гос­поди, бла­го­слови!» Ну смо­жешь ли ты ругаться после этого? Да навер­няка не смо­жешь. Рот сам собой закро­ется.

схи­и­гу­мен Савва (Оста­пенко):
Ни с кем нельзя гово­рить повы­шен­ным тоном. Если вдруг заки­пел в сердце гнев, надо знать, что это от дья­вола, ибо от Бога на душе всегда мир, тишина, покой.

бла­жен­ный Диадох Фоти­кий­ский:
Иногда гнев при­но­сит вели­чай­шую пользу… когда мы невоз­му­тимо поль­зу­емся им против нече­сти­вых или каким бы то ни было обра­зом нагло посту­па­ю­щих, дабы они или были спа­сены или при­сты­жены.

св. Иоанн Дамас­кин:
Суще­ствует три вида гнева: раз­дра­же­ние, злоба и мсти­тель­ность. Раз­дра­же­нием назы­ва­ется гнев, начи­на­ю­щийся и воз­буж­да­ю­щийся. Злобою – гнев дли­тель­ный, или зло­па­мят­ство; мсти­тель­ность есть гнев, выжи­да­ю­щий случай для мщения.

прп. авва Доро­фей:
Невоз­можно кому-либо раз­гне­ваться на ближ­него, если сердце его сперва не воз­не­сётся над ним, если он не уни­чи­жит его, и не сочтёт себя высшим его.

свт. Иоанн Зла­то­уст:
Когда кто-нибудь оскорб­ляет тебя, смотри не на обид­чика, а на дви­жу­щего им демона и весь свой гнев излей на этого послед­него, а того, кто воз­буж­да­ется им, пожа­лей.

свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов:
Когда тебя охва­тит чув­ство злобы к кому-либо, то пред­ставь себе, что и ты и он должны уме­реть, – и как перед этим станет ничтожна его вина и как не права твоя злоба, как бы она ни была права фор­мально.

свя­ти­тель Феофан, затвор­ник Вышен­ский:
Гнев и обид­чи­вость от само­лю­бия, по кото­рому мы при­знаем себя сто­я­щими немало; потому, когда кто дерз­нет не воз­дать нам долж­ного, кипя­тимся и замыш­ляем отмще­ние… Поста­рай­тесь делать так, чтобы, и минуты не про­пус­кая, взяться за себя и разо­рить свой само­цен. Поло­жите зако­ном:

преп. Иосиф Исих­аст:
Когда найдёт на тебя гнев – крепко закрой рот и не говори с оскорб­ля­ю­щим, или позо­ря­щим, или обли­ча­ю­щим, или вся­че­ски тебя иску­ша­ю­щим без при­чины. И этот змей взо­вьется в сердце, под­ни­мется к горлу и, поскольку ты не даешь ему выхода, задох­нется и лопнет. И когда это повто­рится несколько раз – станет слабее и пре­кра­тится совсем. Это я нашел во многих и вели­ких испы­та­ниях.

Неко­то­рые счи­тают, что гнев, в отли­чие от других стра­стей, не дает даже иллю­зор­ного насла­жде­ния. Но нам кажется, что это не так. В состо­я­нии ярости чело­век пере­жи­вает темное зве­ри­ное насла­жде­ние, будто он поедает свою добычу и отда­ется этому чув­ству как сла­до­стра­стию.

Гнев имеет много раз­но­вид­но­стей. Это змей, кото­рый порож­дает дете­ны­шей, более ядо­ви­тых и опас­ных, чем он. Эти зме­е­ныши: ярость, нена­висть, зависть, рев­ность, зло­па­мят­ство, кото­рые делают несчаст­ным как самого чело­века, так и его близ­ких.

Гнев легко соче­та­ется с дру­гими стра­стями и тогда появ­ля­ется целый спектр цветов и оттен­ков, как при пре­лом­ле­нии луча через кри­сталл.

Соче­та­ние гнева со ску­по­стью порож­дает нена­висть к нищим. Скупец смот­рит на них как на агрес­со­ров, кото­рые поку­ша­ются на его иму­ще­ство и бла­го­по­лу­чие. Он назы­вает их без­дель­ни­ками, лице­ме­рами, обман­щи­ками, туне­яд­цами, пара­зи­тами обще­ства, пияв­ками, при­со­сав­шимся к телу чест­ных тру­же­ни­ков и пьющим их кровь. В душе он готов, чтобы всех нищих сослали бы на какой нибудь необи­та­е­мый остров, или пере­стре­ляли бы как бро­дя­чих собак, из-за кото­рых люди боятся ходить по улице. Когда он слышит о воров­стве и гра­бе­жах, то первая мысль – что его могут обо­красть и лишить денег, и он зара­нее пере­жи­вает воз­мож­ную про­пажу, как жрец, у кото­рого воры похи­тили идолов из капища. Он воз­му­ща­ется, почему законы снис­хо­ди­тельны к ворам и думает: как было бы хорошо, если у нас, как в неко­то­рых мусуль­ман­ских стра­нах, рубили бы руки и резали уши, а раз­бой­ни­ков, как в старой Англии, сжи­гали бы живьем. В незна­ко­мом чело­веке, кото­рый слу­чайно оста­но­вился у ворот, он, подо­зре­вает зло­умыш­лен­ника.

Гнев, соеди­нен­ный с печа­лью, порож­дает раз­дра­жи­тель­ность, досаду, ропот и хро­ни­че­ское недо­воль­ство всем и всеми.

Гнев, соеди­нен­ный с уны­нием, порож­дает нена­висть и пре­зре­ние к самой жизни, про­тест против про­мысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрес­сив­ный атеизм. Такое состо­я­ние явля­ется пред­вест­ни­ком отча­я­ния и бывает одной из причин само­убий­ства.

Гнев, соеди­нен­ный с тще­сла­вием, порож­дает зависть, зло­па­мят­ство и мсти­тель­ность. Для такого чело­века враг уже тот, кто в чем-то пре­взо­шел или опе­ре­дил его. Он готов упо­тре­бить против своего «сопер­ника» самые низкие сред­ства: язви­тель­ные насмешки, сплетни, кле­вету и донос.

Гнев, соеди­нен­ный с гор­ды­ней порож­дает нена­висть к чело­ве­че­ству, фана­тизм и бес­по­щад­ность. Эти две стра­сти звучат в пафосе три­бу­нов рево­лю­ций. Когда такие люди захва­ты­вают власть, то они ста­но­вятся пер­ма­нент­ными убий­цами и мани­а­каль­ными некро­ма­нами, осо­бенно, если к этому еще при­бав­ля­ется пара­но­и­че­ский страх за соде­ян­ные пре­ступ­ле­ния. По пре­да­нию, таким стра­хом был обу­ре­ваем Каин после убий­ства Авеля. Он дрожал как лист и посто­янно пере­хо­дил с места на место, словно пре­сле­ду­е­мый неви­ди­мыми мсти­те­лями, как при­зра­ком уби­того брата: то он пря­тался за сте­нами постро­ен­ного им города, то блуж­дал в горах и скры­вался в чащах лесов, пока не был убит слу­чай­ной стре­лой Ламеха, при­няв­шего его за зверя.

Рим­ский импе­ра­тор Кали­гула – садист и пара­ноик на троне рим­ских цеза­рей – гово­рил, что жалеет о том, что у чело­ве­че­ства нет единой шеи, чтобы отру­бить ему голову одним ударом меча.

Из других порож­де­ний гнева упо­мя­нем сле­ду­ю­щие стра­сти:

Зло­па­мят­ство – ока­ме­нев­ший гнев; он таится в глу­би­нах сердца и в любое время может вспых­нуть, как тле­ю­щие под пеплом угли, если на них бро­сить хво­рост.

Зависть – это скорбь о чужой радо­сти и радость о чужой скорби.

Есть еще один вид гнева – холод­ное рав­но­ду­шие, это огонь, пре­вра­тив­шийся в лед. Хри­сти­а­нам запо­ве­дано забы­вать обиды, а в этом случае чело­век ста­ра­ется забыть не обиду, а обид­чика, изгнать его из своего сердца, вычерк­нуть имя его из памяти. Это без­раз­ли­чие похоже на холод клинка, а не на хри­сти­ан­ское про­ще­ние, когда враг ста­но­вится другом; оно скорее напо­ми­нает буд­дий­ское рав­но­ду­шие и пре­зре­ние сто­и­ков, для кото­рых мстить это уни­зить себя: муд­рецу срав­няться с невеж­дой, ари­сто­крату духа – с воню­чим пле­беем.

К греху гнева при­над­ле­жит также жесто­кое отно­ше­ние к живот­ным: жела­ние мучить и при­чи­нять боль без­за­щит­ным суще­ствам. Напри­мер, ребе­нок отры­вает голову у куклы, затем мучает кошку, бро­сает кам­нями в собаку, отры­вает крылья у бабо­чек. Он начи­нает испы­ты­вать насла­жде­ния, при­чи­няя боль другим. Из таких людей часто вырас­тают маньяки и сади­сты, кото­рые не только уби­вают, но под­вер­гают пыткам свои жертвы.

Как бороться со стра­стью гнева? Прежде всего, мол­ча­нием. Если гнев под­сту­пил к твоему горлу, то оста­нови его, запри как пой­ман­ного скор­пи­она в банке, не всту­пай в это время в раз­го­вор, хотя бы это было так трудно, как не вскрик­нуть при ожоге. В страст­ном состо­я­нии нельзя ни ска­зать, ни сде­лать ничего доб­рого, кроме одного: успо­ко­ить самого себя. Правда, ска­зан­ная с раз­дра­же­нием и злобой, звучит как ложь. Если чело­век сумел про­мол­чать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не уда­лось обма­нуть его. Успо­ко­ив­шись, он найдет другие слова, чтобы ска­зать чело­веку то, что хотел. […]

Для борьбы с гневом необ­хо­дима пере­мена нрав­ствен­ных ори­ен­ти­ров чело­века. Одной из причин гнева явля­ется разрыв между жела­нием и воз­мож­но­стью. Поэтому в борьбе с гневом надо рас­смот­реть наши жела­ния и стрем­ле­ния – пра­вильны ли они. Ложное жела­ние, осно­ван­ное на стра­сти, вызы­вает ложные пред­став­ле­ния. Чело­век попа­дает в область иллю­зий, обра­зами кото­рой пита­ются ум и сердце. Неис­пол­нен­ное жела­ние порож­дает про­тест, как волна, уда­рив­ша­яся о камень – обрат­ную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необ­хо­димо опре­де­лить глав­ную цель жизни и под­чи­нить ей свои душев­ные силы. Для этого надо очи­щать ум от фан­та­зий и вооб­ра­же­ний, кото­рые порож­дают иллю­зию мысли, а сердце – от гор­до­сти и при­тя­за­ний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправ­ле­нием мыс­лен­ной силы – ума, затем – жела­тель­ной силы (область эмоций), а потом – раз­дра­жи­тель­ной силы (реак­тив­ной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с дру­гими стра­стями, необ­хо­дима внут­рен­няя молитва. Если невоз­можно отло­жить спор на время, когда пол­но­стью успо­ко­ится сердце, то надо поло­жить себе пра­вило: 33 раза ска­зать Иису­сову молитву, прежде чем отве­тить чело­веку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Гос­поди, хра­не­ние устом моим, и дверь ограж­де­ния о устах моих».

Суще­ствуют два вида гнева: есте­ствен­ный и гре­хов­ный. Есте­ствен­ный гнев явля­ется необ­хо­ди­мым свой­ством чело­ве­че­ской души, защи­ща­ю­щим ее от втор­же­ния неви­ди­мых духов­ных змей – как иммун­ная система защи­щает орга­низм чело­века от болез­не­твор­ных начал. Это гнев против демона и греха. Он явля­ется стра­жем души; без него невоз­можна чистота сердца, стя­жа­ние бла­го­дати и любовь к Богу. О таком гневе напи­сано в Библии: «Гне­вай­тесь и не согре­шайте».

Без гнева невоз­можно очи­щать душу от стра­стей и изго­нять нечи­стые помысли во время молитвы. Без свя­того гнева сама любовь дегра­ди­рует в рав­но­ду­шие и попу­ще­ние греху. Многие объ­яс­няют свое без­раз­ли­чие снис­хо­ди­тель­но­стью и мило­сер­дием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе суще­ствует прием: обра­щать силу про­тив­ника против него самого. В духов­ной борьбе надо научиться обра­щать святой гнев против страст­ного, извра­щен­ного гнева. Вели­кое искус­ство гне­ваться на гнев. Вна­чале это пока­жется пара­док­саль­ным: как можно огнем тушить огонь, ветром оста­нав­ли­вать ветер и рекой пре­граж­дать поток другой реки? Но упраж­не­ния в этом искус­стве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гне­ваться на гнев, как на позор­ное состо­я­ние бого­по­доб­ной души.

При этом обна­жа­ется при­чина греха, кото­рая ранее было скрыта от чело­века. Если можно упо­тре­бить такое срав­не­ние, то гнев, под­чи­нен­ный разуму, подо­бен при­ру­чен­ному льву, кото­рый защи­щает своего хозя­ина от хищных зверей.

В насто­я­щее время стали рас­про­стра­няться восточ­ные учения, где борьба со стра­стями, в том числе с гневом, осно­вана на пороч­ных антро­по­ло­ги­че­ских пред­по­сыл­ках, а именно, что само тело чело­века будто явля­ется злом и поэтому эмо­ци­о­наль­ную сферу сле­дует не очи­щать от стра­стей, а уни­что­жать. При уни­что­же­нии есте­ствен­ного гнева насту­пает состо­я­ние эмо­ци­о­наль­ного без­раз­ли­чия, при­туп­ля­ется отвра­ще­ние к греху и посте­пенно сти­ра­ется гра­ница между добром и злом.

Борьба с гневом явля­ется в тоже время про­буж­де­нием, осво­бож­де­нием и вос­ста­нов­ле­нием есте­ствен­ного гнева в его в преж­них закон­ных гра­ни­цах. Это необ­хо­димо для исце­ле­ния и воз­рож­де­ния всей три­ме­рии чело­века. Чело­век, овла­дев­ший искус­ством гне­ваться на гнев, сможет подав­лять вспышки этой стра­сти вна­чале, как тушат водой заго­ра­ю­щийся огонь.

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник пишет, что есть люди от при­роды незло­би­вые и гнев­ли­вые, но он больше убла­жает вторых, если они через труды и подвиги побе­дили свою страсть.

Источник

Праведный гнев: как ему научиться?

Такие религии, как ислам, рассказывают истории о том, когда праведник, борясь за свои убеждения, имел право на гнев. В христианстве с этим сложнее. С одной стороны христианам полагается быть мирными, добрыми и терпеливыми. С другой же — все мы помним, что даже Иисус Христос позволял себе эмоциональные порывы.

Где же так грань, в которой находится допустимый праведный гнев и где начинается неправедный?

Значение слова «гнев»: это негативная эмоциональная реакция на раздражитель

Гнев — это реакция человека на что-то, чем он недоволен. Это всегда эмоция, которую трудно сдержать. Что называется, руки чешутся.

А ведь все мы слышали, что гнев — это грех. Но преподобный авва Исаия нас успокаивает и объясняет, что гнев — это нормальное свойство людской природы:

«Уму свойственен также гнев, не чуждый естеству;

без гнева человек не может иметь чистоты,

т. е. если не будет гневаться

на все всеваемое в нас от врага…

Этот гнев превратился в нас в такое состояние,

что мы воспламеняемся им на ближних своих

за какие-либо ничтожные и бесполезные вещи».

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев

Преподобный уверен, что гневу надо давать выход на врага. Кто же этот враг? Давайте отметим себе галочкой этот вопрос и ещё к нему вернёмся в будущем. А пока поговорим про разные виды гнева.

Неправедный гнев — это эмоциональные проявления на людей

Нередко бывает, что человек выходит из-под контроля и позволяет физически выразить своё недовольство.

Это свойство христианство определяет как неправедный гнев. Чего же хорошего в человеке, который не контролирует свои действия?

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев Гнев Каина на Авеля христианство считает примером неправедного гнева, возникшего из зависти (Клодт М. П., «Каин и Авель»). Фото: artpoisk.info

Да и что доводит до гнева? Как правило, мы сами виноваты в той или иной степени по разным причинам:

Но как бы то ни было, за всеми причинами кроется главный признак неправедного гнева: он нацелен на людей. Это негативная критика других. А Христос, между тем, призывал любить ближнего.

А кто же наш ближний? Помните притчу о самаритянине? Ближний — это любой, кто оказался рядом. Тогда на кого можно обращать свой гнев? Что же это за враг такой?

Праведный гнев нацелен на решение проблемы, а не на конфликт

Библия рассказывает о двух видах гнева. О неправедном мы уже поговорили. А каково же значение слова «праведный гнев»? Это энергия, дарованная Богом для того, чтобы человек мог справиться с трудностью.

Именно трудность предстоит одолеть, а не человека. Иными словами, если Вы спорите с глупцом, то Ваш враг не сам он а то заблуждение, которое есть его человека.

Праведный гнев — это не порыв со злобы дать в челюсть оппоненту, а энергетический запал, с которым мы будем разоблачать невежество. Гневаться можно, но без греха, сообщает апостол Павел:

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем».

Праведный гнев исходит из любви, а не из ненависти

Довольно неожиданный выход напрашивается, но гневающийся человек — это тот, кто любит. Праведно гневающемуся человеку не всё равно, что его ближний находится в плену какой-то проблемы. Праведник нацеливает Божественную энергию на помощь ближнему.

Какие же методы здесь приемлемы? Самые разные. Все мы помним, что Иисус Христос не особенно церемонился с торговцами в храме:

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.

И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.

И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»

Его методы жёсткие, но они уместны. Как мы видим в этой истории, никто из торговцев не пытается оказать Христу противодействие, хотя Он, с их точки зрения, не представитель какой-либо законной власти, а обычный бродяга.

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гневИисус изгоняет торговцев из храма

То есть, потенциально группа торговцев могла бы собраться и дать отпор человеку, который бросился на них. Но почему этого не происходит? Вывод очевиден: торговцы не сопротивляются, потому что осознают свою неправоту. Они заслужили эту кару и примеряются с нею.

То есть Спаситель указал людям на их проступок доступным и действующим образом. Это вовсе не значит, что в других случаях этот метод должен сработать.

В случае фарисеев Христос уже использует иное средство воздействия — порицание:

«Горе вам, законоучители и фарисеи, лицемеры! Ибо вы подобны побелённым гробницам, которые кажутся красивыми снаружи, внутри же полны костей мертвецов и скверны всякой. И сами вы тоже, хотя и кажетесь внешне благочестивыми, внутри полны лицемерия и беззакония».

Очевидно, что Иисус здесь не являет нам пример неправедного гнева. Он действует не потому, что Его как-то задели действия фарисеев и книжников. Нет. Мессия просто беспокоится о том, что они — заблудшие души.

Многого ли добился бы Христос, если бы кинулся на фарисеев с кулаками, как на торговцев? Нет, ничего. Он взывает к их совести словами — и, видимо, прекрасно понимает, что это сработает.

Вероятно, эти строки сказаны «наперёд», для всего человечества. Но, почём знать, как глубоко восприняли гнев Христа его оппоненты, и как дальше сложилась их судьба.

Для нас тут главный урок в том, что гнев — это не проявление яростного импульса, а пусть импульсивный, но любящий шаг навстречу другому человеку.

Фраза ««Гнев человека не творит правды Божией» говорит, что мы можем опираться только на Бога в вопросах гнева

Как же нам разбираться, как поступать в гневе правильно? Ведь Христу с Его мудростью было ясно, на кого воздействовать кнутом, а на кого пряником.

А что же обычный человек? Как быть?

Библия сообщает нам:

«гнев человека не творит правды Божией».

И звучит это как приговор. Кажется, человеку вообще нельзя действовать. Мы же не боги, не так ли?

Так. Но Бог предусмотрительно оставил нам руководство, Священное Писание, где много посвятил вопросу гнева. Также не стоит отвергать опыт святых отцов Церкви, которые немало написали на счёт подобных эмоциональных переживаний.

Отцы церкви и Библия — источники советов по одолению гнева

«Толковая Библия Лопухина» так комментирует этот стих послания Иакова:

«Еще в Ветхом Завете сказано, что человек в ярости неблагообразен (см. Сир. 13:31).

Все видели людей, объятых яростью,— какой отвратительный и отталкивающий у них вид:

глаза налиты кровью, сверкают гневом, язык изрыгает проклятия, движения резки, грубы, они, кажется, готовы растерзать своего врага.

Следите за собой; когда найдет на вас гнев, вспомните, какой ужасный и неблагообразный вид у гневающихся.

Стремитесь быть скорыми на слушание, медленными на слова, тем более на гнев.

Поставьте себе целью победить свою плоть, а дух освободить от власти плоти.

Да поможет вам Бог в этом великом и святом деле».

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев

Была ли любовь в религиозных войнах? Нет. Есть ли любовь в том, когда христианин агитирует мусульманина предать родную веру? Нет, тут больше гордости и самолюбования.

Любящий человек действует не для себя — мол, я христианин, и вы все тоже должны. Любящий человек смотрит, как его ближнему будет лучше. Если некто счастлив служить Богу в своей религиозной традиции, то из любви мы должны не трогать его и заниматься собой.

Так что праведный гнев ещё нужно уметь применять. И для этого Господь даровал нам ум, который позволяет рассудить о том, где нужно наше участие, а где нет.

Что значит праведный гнев. Смотреть фото Что значит праведный гнев. Смотреть картинку Что значит праведный гнев. Картинка про Что значит праведный гнев. Фото Что значит праведный гнев Гнев — это сила, которую нужно правильно направить. Христос обличил фарисеев словами — это был самый разумный способ проявить свой гнев в их отношении («Иисус и фарисеи», Художник Джеймс Тиссо). Фото: pravmir.ru

Всегда полезно спрашивать: «для себя я хочу вмешаться в жизнь другого человека или ради него»? «А ему оно нужно»? Если нами действительно движет любовь, мы можем направить божественную энергию во благое дело.

Если же мы поняли, что гнев наш неправеден, его надо пресекать, как рекомендует Святитель Тихон Задонский:

«Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу».

Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся».

Так что формула праведного гнева такова:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *