Что значит позвонить безопасно домклик
Безопасность на ДомКлик: главные правила и рекомендации
В 2019 году мошенники увели с карт россиян почти 6,5 млрд рублей, а «средний чек» при воровстве денег у граждан составил 10 тысяч рублей. Об этом говорится в отчете Центра мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере Банка России.
Чаще всего пострадавшие сами сдают мошенникам все козыри на руки. Неприятностей можно избежать, если соблюдать простые правила. Рассмотрим, каким образом действуют мошенники и как можно защититься от них.
Звонок из «службы безопасности» или от «менеджера»
Вам звонит незнакомец: номер входящего звонка очень похож на номер ДомКлик, а звонящий представляется «сотрудником службы безопасности» или «менеджером».
Частые уловки мошенников:
Как защитить свои данные
Чтобы защитить свои данные и свои деньги помните о важных вещах:
Странные смс
Когда-то вы оформили ипотеку в Сбербанке и теперь благополучно выплачиваете ее. Или были созаемщиком в сделке. Или вообще никогда не оформляли ипотеку и не участвовали в сделках. Но вдруг однажды вам пришло странное смс.
Оно может быть следующего формата:
Сообщения могут прийти с разных номеров, но их объединяет одно: вы их абсолютно не ждали. Вы не имеете отношения к данным услугам, не покупали ничего с помощью ДомКлик. Или оформляли какую-нибудь услугу, но это было несколько месяцев назад. Как правило, после смс следует звонок (см. выше).
Как защитить свои данные
Несколько простых советов, как избежать проблем и не попасть на удочку мошенников:
Онлайн-мошенничество
Онлайн-мошенничество — еще один популярный вид обмана. Ниже — две самые популярные схемы, по которым работают мошенники.
Низкая цена в объявлении и просьба аванса
Вы зарегистрировались на ДомКлик в поиске загородного дома своей мечты. Или ищете квартиру в аренду. Находите идеальный объект: недалеко от центра, низкая цена, отличный ремонт. Вы дозваниваетесь до «продавца». Выясняется, что цена и правда низкая. Собеседник на том конце провода предлагает вам «забронировать» подходящий объект.
Объект вроде бы хороший, звонки поступают часто, «владелец» якобы утомлен постоянными однообразными расспросами — вот и уговаривает вас забронировать понравившийся вам домик, а потом уж подъехать и посмотреть.
Как правило, клятвенные обещания вернуть деньги в случае отказа следуют сразу же после просьбы оплатить «затраты во времени». Бронь, залог, аванс, предоплата — мошенники называют этот платеж по-разному, но суть одна: денег вам никто не вернет. Возьмите за правило никогда не переводить незнакомым людям любую сумму и жалуйтесь на любые объявления, где у вас вымогали деньги.
Сайт с похожим названием и дизайном
Злоумышленники могут использовать страницы, внешне похожие на наш сайт, чтобы получить ваши личные данные. Даже логотип и дизайн ДомКлик мошенники могут позаимствовать. Не переходите по ссылкам, предоставленными вам незнакомыми людьми — посредством спам-рассылки по электронной почте или из незнакомой смс-рассылки.
Если вы всё-таки перешли по ссылке, полученной от незнакомца, обратите внимание на адресную строку. Сайт ДомКлик и ресурсы, связанные с ним, всегда будут иметь в URL сочетание «.domclick.ru/». Другие ссылки с большой вероятностью могут оказаться мошенническими, так как они не связаны с ДомКлик!
Как защитить свои данные
Помните и соблюдайте несложные правила безопасности, которые помогут вам защитить себя и свои деньги:
Любой человек на сайте ДомКлик, вымогающий у вас деньги, предлагающий перейти по незнакомым ссылкам, позвонить по неизвестным номерам или же оплатить услуги «бронирования» жилья, заслуживает проверки службы модерации ДомКлик. Важно помнить также, что мошенничество — это уголовное преступление, за которое можно сесть в тюрьму.
Как ДомКлик борется с мошенниками
Недавно ДомКлик в качестве пилотного проекта ввел лимиты бесплатных объявлений для агентств недвижимости Ростовской области и Краснодарского края.
Новые условия размещения объявлений помогут улучшить качество базы объявлений и увеличить количество просмотров и звонков от клиентов. Главная цель нововведений — сократить количество неактуальных объявлений от недобросовестных агентов, намеренно указывающих недостоверные данные.
Еще одна новая мера безопасности — прохождение пользователями (физическими лицами) идентификации через Сбербанк ID перед публикацией объявления на ДомКлик. Это правило работает на территории всей России. Срок публикации каждого такого объявления — 90 дней.
ДомКлик блокирует недобросовестных пользователей, если они указывают заведомо ложные данные в публикуемых объявлениях.
Также на ДомКлик появилась функция « Поиск риелтора », с помощью которой можно проверить специалиста по подбору недвижимости, а также узнать его рейтинг, подробную информацию об опыте работы и размещённых объявлениях.
«ДомКлик» не защищает персональные данные собственников — объявления вышли с моим номером телефона
Разместил объявление о продаже хаты и парковочных мест в Фили Граде на ЦИАН и «Яндекс.Недвижимости». Всё путём, анкеты одинаковые почти, быстро опубликовали, номер подменный даже на бесплатных объявлениях по продаже машиномест в паркинге.
Опубликовал объявление и там. Анкета и интерфейс ну прям как у ЦИАН и Яндекс.Недвижимости. И деньги за публикацию точно также берут. Думал, я что и телефон также подменят. Тем более у них даже в типовых вопросах есть вопрос: «Почему в объявлении чужой номер» и ответ:
Мы заменили ваш настоящий номер телефона на другой — предоставленный ДомКлик — для показа вам точного количества звонков по вашим объявлениям и защиты вас от СМС-спама и мошенников.
Покупатели смогут дозвониться до вас — как если бы в объявлении был указан ваш настоящий номер.
Отключить подменные номера может только руководитель агентства в разделе «Статистика» — «Звонки».
Но мои объявления вышли с моим номером телефона. А подержка ответила:
Подменные номера доступны только агентствам недвижимости, физ. лицам и частным риэлторам данный сервис пока не доступен.
На моё замечание, что защищать персональные данные нужно собственников, а агентств как раз не нужно, чтобы все видели, что за агентство работает, зачем их скрывать, мне ответили:
Написал, что отзываю своё согласие. На этом они пока зависли. Позор Сберу! Клейма, правда, на нём уже негде ставить!
Горячая линия Домклик
При оформлении покупки жилья в ипотеку в Сбербанке через сервис ДомКлик возникают вопросы по поводу использования сайта, его возможностях, каким образом оформляются сделки. В первую очередь за помощью следует обращаться на горячую линию компании.
Связаться с сервисом можно по телефону, через сайт или социальные сети. Рассмотрим подробно все способы.
Телефон горячей линии компании ДомКлик
Телефонные номера поддержки компании размещены на сайте domclick.ru. Следует перейти в раздел «Служба поддержки», нажав на красную иконку на главной странице:
Внизу страницы расположен номер телефона для связи со специалистами: 8 800 770-99-99.
Дополнительный номер для связи 8 800 1001 900.
Телефонные линии для контрагентов есть в каждом региональном представительстве компании, их номера также можно найти на сайте, войдя в подраздел «Агентствам, застройщикам и оценочным компаниям», «Номера ДомКлик», «Звонки на Домклик».
Другие способы связи
Для получения ответа на вопрос, клиенты могут обратиться к компании через сервис «Обратная связь». Он расположен в личном кабинете, поэтому воспользоваться им могут только зарегистрированные пользователи.
Если клиент не может зайти в личный кабинет, решение вопроса представлено по одноименной ссылке.
Новые клиенты, которые еще не зарегистрированы в системе, смогут написать в группу поддержки, воспользовавшись ссылкой «У меня нет личного кабинета».
Потребуется заполнить следующую форму:
В разделе «Служба поддержки клиентов», возможные проблемы собраны по тематическим блокам для удобной навигации:
Здесь представлены ответы практически на все вопросы, решение возможных проблем, которые могут быть связаны с использованием сервиса ДомКлик.
Зарегистрированные пользователи смогут обратиться к менеджеру в личном кабинете через чат:
К каждому клиенту после регистрации на сайте прикрепляется личный менеджер, который поможет в решении всех вопросов. Связаться с ним можно из личного кабинета, нажав иконку «Позвонить», расположенную в блоке «контактная информация менеджера»:
Узнать новости онлайн-площадки можно через группу ВКонтакте: https://vk.com/domclick_pro.
Оставить отзыв о портале можно, нажав зеленую иконку «Обратная связь», дополнительно, после каждой оказанной услуги на телефон пользователей приходит смс с просьбой оценить работу сервиса, если ставиться оценка 4 и ниже, пользователи могут оставить комментарии.
Статистика оценок сервиса отображается под клавишей «заказать звонок» в личном кабинете. Для учета принимаются мнения пользователей за последние 3 месяца.
По каким вопросам специалисты смогут помочь?
Специалисты смогут дать консультации по всем вопросам, касающимся получения ипотеки через ДомКлик. Функционал сервиса позволяет провести сделку полностью онлайн, поэтому на сайте представлены все инструкции по поводу действий клиентов и контрагентов компании, решение самых распространенных проблем.
Пользователи ресурса смогут получить такие консультации:
По каким вопросам поддержка помочь не сможет
Возможности портала позволяют осуществлять большую часть операций по оформлению покупки недвижимости онлайн.
Полный функционал сервиса доступен зарегистрированным пользователям, поэтому, если клиент не имеет личного кабинета, он не сможет воспользоваться всеми возможностями поддержки, получить ответы на предметные вопросы.
Полностью онлайн сделку оформить невозможно. Подписание договоров будет производится в кредитной организации.
Время ответа и компетентность специалистов
Отзывы пользователей говорят высоком качестве работы службы поддержки. Проблем с получением консультаций нет, есть мнения, что иногда менеджеры для того, чтобы «заманить» клиента не рассказывают обо всех нюансах и возможных расходах по сделке.
Отмечается вежливость менеджеров, готовность оказать помощь. Консультации оказывают профессионально, отвечают на вопросы быстро.
Что такое «ДомКлик»: разбираемся в деталях
В феврале прошлого года, то есть немного больше года назад, глава Сбербанка Герман Греф представил Владимиру Путину сервис «ДомКлик».
Благодаря ресурсу покупатели могут в режиме онлайн выбрать квартиру, оформить кредит и зарегистрировать права собственности – то есть пройти всю процедуру от и до. При этом человеку не нужно реально присутствовать при оформлении сделки. Герман Греф отметил, что стоимость такого сервиса обойдется намного дешевле услуг риелтора: если в последнем случае за процедуру от начала до конца клиенту приходилось отдавать 150 тысяч рублей, то с «ДомКликом» это обойдется всего в 10 тысяч.
Портал недвижимости superrielt.ru выяснил, действительно ли это так, что нового появилось благодаря запуску одного из самых объемных онлайн-сервисов по обслуживанию ипотечников от Сбербанка и кому это в результате выгодно.
Принцип работы сервиса «ДомКлик»
Вряд ли какой-либо другой онлайн-сервис в сфере недвижимости вот так презентовали – в кабинете президента страны, одно только это говорит о знаковости проекта для Сбербанка. А после заявления Грефа о том, что «ДомКлик» будет работать без привлечения риелторов, в риелторском сообществе началась бурная дискуссия. Её участники предположили, что Сбербанк намерен «захватить» риелторский рынок.
Однако в реальности новый ресурс работает и с застройщиками, и с риелторами, и с гражданами. Под крылом компании «Центр недвижимости от Сбербанка» (ЦНС) запустили несколько сервисов. Это, прежде всего, «Поиск недвижимости». На сайте размещены квартиры, аккредитованные Сбербанком, содержатся сведения о продавцах, а звонки можно заказать непосредственно с сайта. По словам управляющего партнера компании «Метриум», участника партнерской сети CBRE Марии Литинецкой, так как объявления размещают именно партнеры банка, у клиентов нет риска попасть на фиктивное и неактуальное предложение, которые встречаются на многих ресурсах, предлагающих «вторичку».
Покупатель может удаленно подать заявку на ипотечный кредит, который будет одобрен также в режиме онлайн. Документы подготавливают работники ЦНС вместе с агентами сторон. Подписание самого кредитного договора происходит в офисе. Выбирая на «ДомКлике» вторичную квартиру со значком «Одобрение онлайн», покупатель получает скидку в 0,3 п.п. к ипотечной ставке.
Затем «ДомКлик» регистрирует сделку в электронном режиме. Подать документы можно в центре ипотечного кредитования Сбербанка, куда придется прийти один раз. Клиент получит электронную подпись. Покупателю отправят договор купли-продажи и выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) с электронной отметкой о государственной регистрации по электронной почте. Такая услуга обойдется в 5550 – 10250 рублей плюс государственная пошлина в размере 1400 рублей. Клиент получит бонус: снижение ипотечной ставки на 0,1%. Такая «скидка» предоставляется и при регистрации прав на вторичное жилье или договора участия в долевом строительстве (ДДУ).
Оплата происходит через сервис безопасных расчетов. Покупатель переводит на спецсчет центра недвижимости деньги за квартиру, которые продавец получает на свой счет после регистрации права собственности. Стоимость услуги для покупателя составляет 2 тысячи рублей, она оформляется в центрах ипотечного кредитования Сбербанка.
На «ДомКлике» даже есть услуга по ремонту жилья со скидкой. В Сбербанке отмечают, что клиент может сам выбирать, воспользоваться ли ему какой-либо из платных услуг. По словам руководителя федеральной риелторской компании «Этажи», партнера Сбербанка, Ильдара Хусаинова, Сбербанк стимулирует клиентов пользоваться своими сервисами, предлагая снизить процентную ставку, однако выбор все же делает клиент. Остановимся на этом подробнее.
Заманчивые предложения для ипотечников
Как было сказано выше, покупателю вторичной квартиры, который воспользовался сервисом «Поиск недвижимости» через сервис «ДомКлик», предоставляется дисконт к процентной ставке в размере 0,3%, а для клиента, передавшего документы на электронную регистрацию, ставка снижается на 0,1%. Зарплатный клиент может снизить ставку на 0,5%, оформив страхование жизни в компаниях, аккредитованных Сбербанком. В случае оформления страховки в компании «Сбербанк страхование» дисконт к ипотечной ставке составит 1%. Минус 0,5% получают участники программы «Молодая семья». Покупателям новостроек дисконт предоставляется при наличии зарплатной карты (0,5%), электронной регистрации (0,1%), оформлении страховки (1%) и снижении ставки по ипотеке застройщиком (2%). Но стоит отметить, что сниженная ставка от девелоперов предлагается не только клиентам Сбербанка.
На «ДомКлике» можно получить бонусы и вне банка – к примеру, некоторые застройщики оплачивают электронную регистрацию (порядка 10 тысяч рублей) клиентам, пришедшим от Сбербанка.
Как работает сервис: мнение изнутри
Автор блога «Сибирский Воображулиум» Юлия Попова рассказала о том, как покупала квартиру через «ДомКлик». Она нашла квартиру на одном из порталов недвижимости, сделку помогал организовать свой риелтор. Несмотря на то, что объект был «со стороны», Сбербанк одобрил ипотеку именно через «ДомКлик». Ставка в рамках программы «Молодая семья» составляла 10,75%, а потом благодаря электронной регистрации она снизилась до 10,25%. (В 2017 году при электронной регистрации ставка снижалась на 0,5%, а дисконта 0,3% по «одобрению онлайн» еще не предоставляли).
Заявку Юлии на кредит одобрили всего через два дня после отправления скан-копий документов. Ипотечного менеджера увидели только на сделке, куда принесли оригиналы документов. Еще раз Юлия посетила банк, чтобы перечислить деньги и пройти электронную регистрацию – удалось одновременно пройти эти две процедуры. Все вопросы с менеджером быстро решались в чате. Небольшая заминка произошла, когда в одной из необходимых справок нашли опечатку, и менеджеры рассказали, как ее исправить и правильно сделать фото. В остальном, по словам Юлии, сервис очень удобен. На всю процедуру Юлия потратила порядка 180 тысяч рублей: в 10 тысяч ей обошлась регистрация, 4 тысячи составила госпошлина, по 5 тысяч – оценка квартиры и аренда ячейки, 55 тысяч – страховка (1% от цены квартиры), 100 тысяч – комиссия риелтора, который сопровождал сделку. То есть это обычные расходы при покупке недвижимости в ипотеку. Таким образом, сервис «ДомКлик» удобный, но явно не дешевый.
Истории людей, покупающих жилье через «ДомКлик» можно найти на разных ресурсах (baby.ru, otzovik.com, banki.ru). Стоит отметить, что некоторые покупатели жаловались на длительную проверку документов, неожиданный отказ в выдаче кредита при предварительном одобрении заявки. По мнению некоторых клиентов, быстрее было бы лично явиться в офис Сбербанка, другие же говорят, что из-за допущенных в документах ошибок не смогли своевременно перевести деньги продавцу.
Недостатки «ДомКлика» отметил и сотрудник крупной риелторской компании, который работал с сервисом. Он рассказал, что «ДомКлик» считывает не все адреса квартир, которые указаны в правоустанавливающих документах – следовательно, и предложение «вторички» на сайте не появляется. Риелторы нашли выход из положения – в объявлениях приходится указывать соседние улицы.
Еще один момент. Все объявления проходят модерацию, срок которой может составлять 14, 21 и 30 дней. Затем квартиру отмечают значком «Одобрение онлайн» и предоставляют скидку в 0,3. Пользователь сервисом «ДомКлик» отмечает, что ещё недавно модерация длилась около восьми дней. То есть сейчас существует риск упустить покупателя, рассчитывающего на эту скидку, но не желающего ждать. И теперь риелторы, ожидающие покупателя, размещают объявление на «ДомКлик» заранее, чтобы к моменту его появления успеть получить скидку. По словам нашего информатора, столь высокая активность риелторов обеспечивает ресурсу обширную базу вторичных квартир.
К тому же, эксперт, имеющий большой опыт работы со Сбербанком помимо сервиса «ДомКлик», опасается слишком большой «роботизации» всех процессов, когда риелтору сложно пробиваться к живому человеку в банке, чтобы решить проблему клиента. К примеру, однажды наш собеседник три дня выяснял, почему клиенту не отправили СМС о том, что банк готов рассматривать его в качестве заемщика, дойдя с этим вопросом до высокого начальства. Это был единичный случай, но он наглядно показал и обратную сторону «роботизации».
Об этих проблемах известно и Сбербанку. В феврале они обсуждались на конференции «Инвестиции рынка недвижимости-2018». Директор дивизиона «ДомКлик» Николай Васев уверил риелторов, что программисты доработают геокод, и сказал, что, возможно, для заслуживших доверие постоянных партнеров период модерации будет сокращен.
Что изменилось для риелторов?
Ресурс действительно выполняет какую-то часть функций риелторов – возьмем даже регистрацию прав. Но это происходит благодаря развитию электронных услуг в принципе. Риелторы уже давно не стоят сутками с пачкой документов в очереди на регистрацию. В конце концов, можно и без Сбербанка зарегистрировать в онлайн-режиме права на недвижимость через Росреестр или прийти в многофункциональный центр «Мои документы».
По словам пресс-службы Сбербанка, у «ДомКлика» нет цели перебрать на себя функции агентств – он предоставляет партнерам и клиентам удобные инструменты для проведения сделок с недвижимостью.
Как обстоят дела с вознаграждением? Сейчас принцип работы «ДомКлика» такой же, как и у портала недвижимости superrielt.ru: здесь размещают объявления. Это никак не влияет на то, получит ли комиссию риелтор. Сбербанк не отвечает за это и не регулирует размер денежного вознаграждения – эти функции остаются за риелторской компанией, говорил Ильдар Хусаинов. Мария Литинецкая считает, что «ДомКлик» – не конкурент риелторам, а работает в тандеме с ними.
Но «ДомКлик» пошел дальше и предоставил возможность размещать объявления собственникам квартир. Опасно ли это для риелторов? В некоторых регионах информация открыта полностью (адреса объектов, аналитические данные по рынку и т.д.) – клиенты могут изучать ее сколько угодно и при желании нанимать риелторов. Однако, по словам Хусаинова, конкуренция усилится, и риелторским компаниям придется повышать качество своей работы, изобретать новые модели бизнеса, как того требует конкуренция. Эксперт считает, что на сегодняшний день у риелторского бизнеса больше возможностей, нежели угроз.
Другие электронные сервисы
В любом случае стоит признать, что «ДомКлик» подхлестнул рынок. По словам партнеров Сбербанка, сотрудничество с сервисом заставляет их постоянно развиваться. И сегодня интересные электронные сервисы предлагают банки, девелоперы и риелторские агентства.
По словам директора департамента цифровых услуг банка «ДельтаКредит» Алексея Тартышева, на сайте размещают объекты недвижимости, аккредитованные банком, также доступен сервис онлайн-одобрения заявок. Положительный эффект налицо: сегодня более трети посетителей сайта выбирают вариант одобрения ипотечного кредита по интернету и не выходя из дома могут выбрать удобные условия кредитования, получить предварительное решение по заявке, отправить пакет документов. В прошлом году через систему «ДельтаЭкспресс» выдали 985 кредитов общим объемом почти на 2,7 миллиарда рублей. 52% клиентов, которые отправили заявку на сайте банка, и 26% клиентов ипотечных центров используют онлайн-сервис при принятии решения об оформлении ипотеки. Услуги «ДельтаЭкспресс» бесплатны.
В январе «ДОМ.РФ» (бывшее Агентство по ипотечному жилищному кредитованию) и «Тинькофф Банк» подписали соглашение о создании совместной компании, которая будет выдавать и сопровождать кредиты на электронной технологической платформе. В будущем планируется создать систему автоматического одобрения заявок на ипотеку в соответствии со стандартами «ДОМ.РФ», перевести в онлайн-режим подписание кредитных договоров, регистрацию сделок в Росреестре и выдачу ипотеки. Благодаря сервису можно будет обслуживать ипотечные кредиты, в том числе вносить ежемесячные платежи. В перспективе к платформе смогут подключиться крупнейшие банки.
Компания Urban Group дает возможность заемщикам подавать заявку на ипотеку в онлайн-режиме. Для этого достаточно заполнить анкету на официальном сайте жилых комплексов Urban Group – и в течение часа с клиентом свяжется сотрудник компании. Заемщику необходимо лишь предоставить полный пакет документов, после чего менеджер подаст заявку на оформление ипотеки у банков-партнеров и в течение суток предложит несколько программ с вариантами расчетов.
Также работает система электронной регистрации ДДУ в Росреестре вне зависимости от того, в каком банке заемщик оформляет ипотеку. С клиентом работает специалист Urban Group. Электронную цифровую подпись выдают в офисе застройщика. Затем документы от Росреестра отправляются на электронную почту заемщика. Благодаря такому механизму работы срок оформления документов уменьшился до пяти рабочих дней, в то время как раньше процедура занимала 11-16 рабочих дней. Сегодня в электронном виде регистрируется более половины ДДУ. Как подчеркивает Олег Быков, PR-директор Urban Group, сервисы абсолютно бесплатны для покупателя.
В офисах ФСК «Лидер» можно моментально оплатить договор бронирования с помощью мобильного сервиса Сбербанк-онлайн по QR-коду: для этого клиенту, который подписал договор, необходимо открыть приложение Сбербанк-онлайн на смартфоне, направить камеру на QR-код в договоре и нажать «оплатить». Программа автоматически считает реквизиты, и платеж мгновенно пройдет. Клиенту не нужно будет ехать в банк, чтобы оплатить договор, как прежде.
Федеральная риелторская компания «Этажи» предлагает своим клиентам услуги по электронной регистрации, онлайн-бронирование и безопасные расчеты.
Нюансы электронной регистрации
Несмотря на то, что многие клиенты выбирают электронную регистрацию прав, такой вариант услуги подходит далеко не каждому. По словам Марии Литинецкой, речь идет о вторичном рынке. В прошлом году была отменена выдача свидетельств при регистрации права собственности в Росреестре. Теперь этот факт подтверждается выпиской из ЕГРП, которая действует ограниченный срок. Если стороны выбирают электронную регистрацию сделки, у них на руках не будет договора купли-продажи в бумажном виде с «живой» печатью Росреестра – останется только электронный документ. Многих клиентов такое не устраивает, однако это никак не нарушает закон. Поэтому при заключении большинства сделок покупатель и продавец все же посещают многофункциональные центры, говорит Литинецкая.
Подытожим
Развитие электронных услуг быстро меняет рынок. По мнению Ильдара Хусаинова, «ДомКлик» – явление, которое неизбежно должно было случиться. Эксперт отмечает, что сегодняшняя ситуация в бизнесе делает партнеров еще и конкурентами, поэтому в чем-то приходится соперничать, а в чем-то – идти на глубокую интеграцию вплоть до взаимных аутсорсинговых услуг.
Жизнь клиента стала проще: необходимая информация есть на смартфоне и находится под рукой в любой момент, бюрократические процессы упростились и ускорились, использование онлайн-сервисов позволяет заемщику снизить ипотечную ставку и получить бонус от застройщика. Если говорить об участниках рынка, то выигрывают, конечно, те, кто влился в электронную струю. И последнее: риелторы живее всех живых.