Что значит поступать по духу
Поступать по духу. Плод духа. Сеять в дух. Жить по духу. Жить верой
Каждый раз, когда мы размышляем над Словом, нам необходимо ясно видеть то самое учение Христа, которое нам преподносит Дух Святой. Дух должен прославить Христа, научить нас и напомнить нам то, что говорил Иисус. А значит то, как поступать по духу, нам должно быть ясно и понятно изложено в Слове.
Сразу хочу, чтобы вы обратили внимание на то, что в следующем стихе говорится о ПЛОДЕ духа. Дело в том, что очень часто вам могли приходить мысли о том, что вы не соблюдаете всего написанного в Слове. Что вы не проявляете любовь в некоторых ситуациях. Что вы не проявляете веры, кротости, воздержания. И некоторые лжеучителя используют это для того, чтобы «пленять» верующих, загонять их закон, в самоосуждение.
Давайте внимательно разберемся с тем, как Дух Святой через Павла учит нас борьбе с грехом, с проявлениями плоти.
Плод духа
Как мы уже говорили, плод появляется после посева и выращивания. Это закон сеяния и жатвы, который неизменен.
Получается, что для того, чтобы было явлено действие Божье, плод Божий, с нашей стороны должен произойти посев. И не надо думать, что будет как-то иначе. Это закон и нам сказано не обманываться.
И что очень важно – проявление любви, благости, милосердия, веры – это никак не связано с вашими способностями, разумом или знаниями. Это – Его плоды, в Его саду.
Сеять в дух
Поступать по духу, сеять в дух. Эти слова говорят об одном.
Слово Божье – это и есть дух. Но только тогда, когда мы имеем откровение от Бога. Без откровения свыше – это просто буквы на бумаге.
Давайте посмотрим на реальные примеры. Вас обидели. В вашем сердце, разуме появляются различные мысли. Одни говорят, что надо простить и забыть, а другие строят ковы против обидчика. Всё по плану. Дух и плоть друг другу противятся.
Большой ошибкой верующих людей является их ожидание определенных чувств по отношению к обидчику. Они молятся и просят у Бога любви к этому человеку, просят, чтобы обида ушла и т.д. Но, как правило, это состояние остается и только со временем какие-то изменения происходят, они не постоянны и не совершенны. Но это приписывают в заслугу Богу.
Давайте ещё раз вспомним наше учение – поступайте по духу и вы не будете грешить. Мы только что говорили, что любовь, благость, кротость – это плоды духа, в который мы должны были что-то посеять, поступая по духу. Что же это такое?
Дух желает противного плоти
Получается, что поступать по духу – это делать то, что не нравится плоти. Или точнее – делать то, ПРОТИВ чего плоть восстает. Очень простое евангелие. Надо умереть для себя. Распять плоть со страстями и похотями. И напоминаю вам еще раз о плодах и посеве. Сразу ничего не будет. Проявив терпение – вы получите то, что обещано.
Поступать по Слову
Встав утром или днем (у всех разная работа), у вас есть возможность получить Слово от Бога на этот день. Как манну. И не просто прочитать, а получить откровение. И что самое важное –исполнить. Вы заметите, что сначала это сделать трудно. Надо постоянно помнить о том, что было изучено. Ваш разум будет с этим бороться. Ваша плоть будет противиться. Но это надо сделать. Это должно войти в привычку.
Если у вас проблемы со здоровьем, то это не значит, что Бог будет давать вам Слово о здоровье, исцелении. В идеале, мы говорим о том, когда у человека нет больших проблем. Мы не о дне бедствия и страха говорим. Не надо тянуть до этого.
Павел говорит, что каждый день умирает. Каждый день мы нуждаемся в пище. Каждый день мы должны наставлять друг друга используя действие Духа Святого. Это и есть сеяние в дух. И пройдет совсем немного времени, и грех исчезнет, любовь возрастет, вера проявится. Просто исполнять Слово.
Не будете исполнять вожделения плоти
Есть такие вещи, которые происходят в этом мире без нашего участия. Утро, весна, жизнь и смерть… Это было до нас и будет после нас. И мы видим, что Дух дает нам еще один духовный закон, духовную аксиому. Поступайте по духу и ВЫ НЕ БУДЕТЕ ИСПОЛНЯТЬ желания плоти. Это обещание, обетование, закон. Называйте как хотите. Но это правда.
Человек не сможет исполнить Слово. Сам человек не может спастись. Если бы это было возможно, то не нужен был бы Христос.
Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. (Лук.18:27)
Если живем духом
Если живем духом, то и поступать по духу должны. Обратите внимание на порядок слов в предложении. Обычным для нашего разума является то, что поступки человека определяют, кто он. Об этом даже в евангелии написано – судить по плодам.
В Слове говорится, что живем мы верой, потому что праведны (оправданы). Вера это уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого. Слово утверждает, что мы Христовы, а значит, наша плоть распята и живем мы уже духом. Мы этого не видим, но верим. И веря в это, нам говорится поступать по духу.
Я исполняю Слово ИСХОДЯ ИЗ ТОГО, что я живу духом, а не из того, что я грешник, из того, что я вижу. И сея таким образом в дух, я пожну то, что не буду исполнять вожделения плоти.
Как вывод
Вы проснулись сегодня и поблагодарили Бога за новый день, прославили его за спасение во Христе, за то, что вы совершенны благодаря Ему, что можете входить во Святое Святых посредством Крови Христа. Благодарите, что Христос в вас и производит в вас Свои желания и Свои действования, к которым Он вас призвал. Всё это называется исповеданием веры.
Далее вы, утверждая, что созданы на исполнение его добрых дел, вопрошаете Бога о Слове, которое не должно вернуться к Нему тщетным, но исполнить то, для чего вам дастся. Вопрошаете о Его воле. И, получив Слово, исполняете его, а не забываете, как своё изображение в зеркале. Делая это каждый день, вы увидите плоды: любовь, мир, радость, вера, кротость, долготерпение, благость, милосердие, воздержание. Плоды того, что вы посеяли в дух.
Поступайте по духу, почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога.
Related Posts
Слава от Бога. Как искать славы от Бога? Преображение в образ Сына
Обсуждение книги «Живое христианство и тайна беззакония»
Комментарии
О духовных и плотских христианах В результате рождения свыше человек становится дитем Божьим, но он еще духовный младенец, которому необходимо «чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение» (1Петр. 2:2). Если дитя Божье не идет по пути духовного возрастания, не исполняет четыре законa духовного роста, о которых говорилось выше, то в нем начинает проявляться его плоть, то есть его греховная природа. В нем начинается внутренняя духовная борьба между его возрожденным духом и его плотью, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17). Эта греховная природа часто заставляет верующего поступать вопреки его воли, так что он «доброго, которого хочет, не делает, а злое, которого не хочет, делает» (Рим. 7:19). Вот это портрет плотского христианина (Рим. 7:15-25; 1Кор. 3:1). Духовный христианин живет не по плоти, а по духу (Гал. 5:25; Рим. 8:4-5). В плотском христианине, по словам апостола Павла, действует «закон греха и смерти» (Рим. 7:23; 8:2), который заставляет верующего человека согрешать. Для того, чтобы перейти с плотского состояния в духовное, необходимо освободиться от закона греха и смерти и перейти под действие «закона жизни во Христе Иисусе» (Рим. 8:1-2). В следующей главе книги будет подробно рассмотрено, как это осуществить, и что христианину нужно сделать, чтобы перейти из плотского состояния в духовное.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Гал. 5:16
Свт. Иоанн Златоуст
Беседы на послание Галатам.
Свт. Феофан Затворник
Глаголю же: духом ходите, и похоти плотския не совершайте
Господь и Спаситель принес на землю благодать Всесвятаго Духа, которая вместе с проповедию Евангелия и пошла по лицу земли. Сила проповеди Евангелия от благодати. Вместе с словом чрез слух входит в сердце благодать и пробуждает дух человека. Проповедь говорит: востани, спяй (Еф. 5:14). Когда благодать воздействует на дух, он встает. Вместе с ним встают и оживают все его стихии: страх Божий, обязательство благоугождать Богу и чаяние лучшей жизни. Кто покорится сим требованиям духа, Духом Божиим оживленного, тот отказывается от себя, попирает самолюбие со всем полчищем страстей и начинает всеусердно работать Господу наперекор всем земным видам. С этого момента начинается у него жизнь в духе или Духом, с попранием самолюбия и всех страстей. Жизнь в духе или Духом можно посему описать так: кто, благодатию Божиею будучи возбужден и освящен чрез таинства, входит в себя и, став пред Господом в сердце, все свои деяния, и внутренние и внешние, направляет к богоугождению, чрез хождение неуклонное в воле Его, в слове Божием изложенной и принятой в совесть, в надежде вечного в Боге блаженства, с попранием самолюбия и забвением интересов земных; тот живет в духе и Духом.
Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
Послание к Галатам.
Прп. Исихий Иерусалимский
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Прп. Максим Исповедник
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Пребывающий внутри и заботящийся непрестанно о внутреннем целомудрствует, долготерпит, милосердствует, смиренномудрствует; и не это только, но и созерцает, богословствует и молится. Сие то и есть то, что разумеет Апостол говоря: Духом ходите, и проч.
Главы о любви.
Марий Викторин
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Комментарий на Послание Галатам.
Лопухин А.П.
Толковая Библия.
Поступайте по духу
Апостол Павел своё письмо к Галатам завершает практическим применением духовной жизни верой. Он говорит им, что причина их непокорности истине в попытке вернуться к закону Моисея. Объясняя, что обрезание, как знак завета с Богом для Израиля, не актуально для христиан (Гал 5:7-12) .
Смысл закона сокрыт в заповеди любви
(Гал 5:14) Ибо весь закон сводится к одному утверждению, которое гласит: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».
Здесь и далее Современный перевод Всемирного Библейского Переводческого Центра.
Чтобы это слово действовало в наших жизнях, нужно поступать по духу:
(Гал 5:16) Но я говорю: пусть Дух укажет вам, как вести себя, и тогда вы не поддадитесь своей греховной природе.
Почему необходим Дух Святой
Без помощи Святого Духа никто не сможет любить ближнего, как себя. Побеждая для этого гнев, обиды, ненависть, зависть и прочее.
В синодальном переводе мы читаем: «поступайте по духу».
«Поступайте» — это греческое слово «перипатео», которое означает: ходить по кругу, поступать по привычке.
Нам нужно приобретать духовные привычки, которые будут постепенно вытеснять привычки нашей плоти. И для этого понадобится обновление ума. В современном мире появилось утверждение, что, если человек будет делать что-либо в течении 21 дня, у него появится привычка делать это постоянно. Однако, такое понятие низводит нас на один уровень с животными, водимыми инстинктами.
Человек был сотворён Богом так, чтобы с помощью веры делать разумный выбор воли, а не следовать приобретённым рефлексам.
Разумные привычки вырабатываются от правильных мыслей о себе. И эти мысли могут быть либо плотскими, либо духовными:
Здесь слово «помышления», это греческое слово «фронэма», означающее: мышление, образ мыслей.
Плотской образ мышления активируется законом
Очевидно, что апостол Павел пишет о двух противоположных образах мышления. Причём, плотской образ мышления активируется законом, который и обнаруживает греховные желания:
(Рим 7:7) Вы можете подумать, что я говорю, что закон — грех. Это не так. Однако я не знал бы, что такое грех, если бы не закон. В самом деле, я не знал бы, что означает желать неподобающего, если бы закон не гласил: «Не пожелай чужого».
Духовный же образ мыслей приходит к нам после рождения свыше от Святого Духа, который действует на основании благодати Божьей:
(Рим 8:10) С другой стороны, если в вас Христос, то даже если тела ваши мертвы вследствие греха, Дух дает вам жизнь, ибо вы оправданы перед Богом.
Духовный образ мышления основан на твёрдом убеждении в нашем незаслуженном оправдании во Христе
Для этого Павел написал нам, что, хотя наши тела смертны, по причине греха, наш дух получает силу от Святого Духа, благодаря нашему оправданию. И у нашего оправдания есть твёрдое основание для принятия верой:
(Рим 8:3-4) Бог исполнил то, чего не смог исполнить закон, ослабленный нашей греховной натурой. Послав на землю Своего Сына в подобии грешного человека, чтобы Тот стал жертвой за грех, Бог осудил грех в человеке, чтобы мы стали праведными, как того требует закон. И теперь мы живем, следуя Духу, а не своей греховной природе.
«Чтобы мы стали праведными, как того требует закон». В синодальном переводе написано: «чтобы оправдание закона исполнилось в нас». «Исполнилось» – это глагол, указывающий на чьё-то активное действие, для нашего пассивного принятия.
Праведными мы становимся не своими делами, а верой во Христа
Верой в то, что Иисус Христос сделал всё, чтобы навсегда оправдать нас перед Богом.
Поэтому, чтобы я мог вырабатывать у себя духовные привычки, мне нужно думать о себе в согласии с оправданием благодатью Христа. Моё незаслуженное оправдание во Христе и является основанием для духовных мыслей о себе.
В романе «Принц и нищий» мы читаем, как нищий Том случайно занял место принца Эдуарда. Но не мог поступать как наследник престола из-за неправильного образа мышления. Хотя он и был начитан, в глубине души осознавал себя нищим. Напротив, принц Эдуард, хотя и оказался среди нищих, оставался принцем, потому что осознавал себя таковым.
Чистая совесть
Наше сознание, которое также называют совестью, становится чистым только через веру, благодаря освящению кровью Христа (Евр 9:14).
Поэтому Павел написал Тимофею такие слова:
(1-е Тим 1:18-19) Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере.
«Отвергнув», это греческое слово «апофео», которое означает: «отталкивать, отодвигать».
Разум подобен полю сражения. Правильные мысли о себе, что мы навсегда оправданы и спасены, подобны духовному оружию. Это и есть наш шлем спасения.
Если же мы продолжаем осознавать себя грешниками, мы отталкиваем от себя благодать и истину нашего незаслуженного оправдания. Что опять делает нашу совесть нечистой, возвращая чувство вины и осуждения.
А это путь неверия. Именно поэтому так важно обновлять свой образ мышления в согласие с делом нашего вечного искупления во Христе, чтобы сохранять себя в вере.
Таким образом, чтобы поступать по духу и приносить плод духа, нам нужно осознавать себя праведниками во Христе. Именно такое сознание поможет наполняться верой и даст силу нашему духу, чтобы умерщвлять дела плоти.
Что значит поступать по Духу
Легко извинять себя словами: «Мы только лишь люди», но в Библии написано, что если мы ходим в Духе, тогда мы не будем исполнять похоти плоти. Что это, собственно говоря, значит?
Павел пишет в своём послании: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти» Гал. 5:16. То, что Библия называет плотью, является местом обитания всего, что есть в человеке, что противится Богу и Его воле.
Наше эго является центральной станцией, которая посылает многие сигналы и действия, направленные на то, чтобы защищать самого себя, щадить себя, собирать себе честь и славу, возвышать себя за счёт других. Это есть похоть плоти, и она абсолютно беспочвенна со своими требованиями. Как правило, мы можем обуздывать это в некоторой степени, во всяком случае, насколько это выгодно для нашего эго. Но в остальном мы, как люди порабощены этими силами. Поэтому мы можем часто слышать в то время, когда люди проявляют эти унаследованные негативные наклонности, они говорят: «Мы всего лишь люди».
Но Павел говорил, что через хождение по Духу мы не обязаны исполнять эти похоти. Ты думаешь и поступаешь тогда иначе в различных жизненных обстоятельствах.
«Поступать по Духу!»
Когда ты идёшь тогда ты движешься вперёд. Ты проходишь расстояние от пункта А в пункт Б. Для того чтобы ходить в Духе, ты должен вначале получить Дух. И тот Дух, о котором здесь идёт речь это Святой Дух. Святой Дух это реальная сила, настолько реальная как та, которую ты видишь при работе подъёмного крана, который поднимает грузы на строительстве или производстве. Если ты получаешь эту силу в твою жизнь, тогда начинается новый день, новая и очень интересная глава в жизни начинается тогда.
Жизнь же показывает, что большинство из тех, кто получил этот Дух, более охотно желают жить в Нём и забавляться словно дети, которые хотят только лишь играть в интересные игры. Но Святой Дух не является детской игрушкой. Он может помогать тем людям, которые хотят достигнуть положительных результатов в своей христианской жизни. Святой Дух имеет все возможные положительные свойства. Он даёт силу нести самые тяжёлые бремена и переносить противостояния. Он является также и руководителем на пути. Он знаком с тем путём, который проложил Иисус когда Он был на земле. Это тот путь, который уводит тебя прочь от всего негативного и вредного, и ведёт к тому, что является полезным и хорошим для твоих ближних, и наполняет тебя радостью и удовлетворением. Ты просто становишься счастливым, и окружающие люди замечают это.
Дух напоминает нам и даёт силу
Противостояние в жизни и трудные ситуации встречают всех нас. Кто из нас не ощущал что «то, что происходит это очень печально и бессмысленно»? Ты потерял мобильный телефон или деньги, или возможно хорошего друга. Возможно, тебя оклеветали на работе. Ты искал хорошую работу не получил её. Примеров имеется очень много. Если ты ходишь в Духе, что тогда? Да, Иисус говорит, что Дух нам напомнит обо всем, что говорил Иисус нам. И что же говорил Иисус? Прочитай, например, в Матфея 6.34. «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне». Заботиться это не обозначает то же самое, что планировать свой завтрашний день, но заботы это то, что угнетает тебя и то, что отнимает энергию и радость.
Дух напоминает нам охотно о том, что сказал Пётр: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» 1 Пет. 5:7. Если ты тогда ходишь в Духе, тогда эти слова входят в твоё сердце и разум как действенная сила, в то время как ты говоришь «нет» ко всем другим мыслям, которые возникают у тебя и хотят сделать боязливым. Дух даёт силу в борьбе, подобно как кран поднимает многотонные грузы в порту.
Хождение в послушании
Ходить в Духе это значит быть послушным Духу, по отношению к Божьим законам и заповедям, о которых напоминает тебе Дух, когда приходят различные искушения. Быть искушаемым это не грех, но во время искушения ты встаёшь перед выбором. Когда кто-то говорит тебе оскорбительные слова, тогда мы все знаем, какие искушения возникают: Ответь, отомсти каким-либо образом. Если ты так поступишь, тогда ты нарушишь Божью заповедь. И это есть грех. Но что говорит Святой Дух? – Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром. Если ты ходишь в этом Духе тогда ты побеждаешь в искушении. Ты разрешаешь ситуацию таким образом что возникает добрая атмосфера, которая даёт тебе радость вместо того, чтобы решать ситуацию так что возникают негативные последствия.
Плоды хождения
Через хождение по Духу происходит нечто удивительное: это то, что в Библии называется плодами Духа, они начинают возрастать в твоей жизни. Это такие плоды как: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» Гал. 5:22. Ты, который прежде был таким беспокойным, боязливым и время от времени был подавлен, теперь получаешь лучшее «состояние здоровья». Ты становишься более стабильным и получаешь способность создавать мир вокруг тебя. Ты получаешь радость, и она будет естественной частью твоей жизни. Наступит конец тому, чтобы завидовать другим. Наоборот, ты сможешь радоваться с радующимися. Любовь делает так, что ты освобождаешься из бесконечного круговорота эгоистичных мыслей и начинаешь думать о благе для окружающих людей. Верность приходит как часть твоей личности. Тогда люди могут доверять твоим делам и поступкам всегда. Ты становишься новым человеком. Тогда будет не подходящим для тебя подобное выражение: «Мы ведь просто люди». В твою жизнь приходит нечто новое, так что ты думаешь и поступаешь иначе, чем раньше.
Это делает тебя победителем. Все эти качества возрастают при хождении в Духе, и ты переходишь на солнечную сторону жизни.
Это есть та жизнь, которой жил Иисус на земле и которой ты, как ученик можешь жить. Ходить в Духе это является упражнением. Иногда может постигнуть неудача, особенно в начале твоей христианской жизни, но это не должно забрать у тебя мужество и отвагу, когда человек думает, что у него не получится. Дух называют в одном переводе «Утешителем». Он утешает нас и даёт нам больше мужества когда мы нуждаемся в нём. Он руководит нами на нашем пути и даёт нам нужные витамины, в которых мы нуждаемся, так долго пока мы любим истину.
Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия, так написано в Библии в 2 Тимофея 1:7. Ходи в этом Духе. Тогда ты достигнешь жизни с хорошими результатами. Это не является философией и теорией.
Сегодня есть много людей, которые испытали это в своей жизни и могут подтвердить, что это истина. Если же человек просто называется верующим или относится к какому-то религиозному собранию, то это не решает проблемы. Но хождение по Духу это решает как внутренние конфликты, так и конфликты между людьми. Лучшей жизни и лучшего предложения просто не существует.
Толкование на Галатам 5:16
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Галатам 5:16 / Гал 5:16
Иоанн Златоуст (
Ст. 16−17 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы
«Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Вот показывает и другой способ, облегчающий добродетель и содействующий исполнению выше сказанного — способ, рождающий любовь и поддерживаемый любовью. Действительно, ничто так не делает нас любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает духа обитать в нас, как сила любви. Поэтому он и говорит: «поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Так как он ранее назвал причину болезни, то теперь указывает на лекарство, приносящее здоровье. Какое же это лекарство и какая это сила, от которой зависят сказанные выше блага, как не жизнь по духу? Поэтому и говорит: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:16, 17). Здесь некоторые нападают (на нас), говоря: «Вот и апостол разделяет человека на два, представляя его как бы составленным из противоположных природ, раз приписывает борьбу против души телу». Но это совершенно несправедливо, так как плотию он называет здесь не тело; а если разумеет здесь тело, то какой смысл будут иметь следующие далее слова? «Желает, — говорит, — противного духу». Но ведь тело принадлежит к числу вещей не движущих, а движимых, не действующих, а которыми действуют, — как же, в таком случае, оно желает? Желание, без сомнения, принадлежит душе, а не телу. Да и в других местах Писания говорится: «желает душа моя» (Пс. 83:3); также: «чего желает душа твоя, я сделаю для тебя» (1 Цар. 20:4); и еще: «не следуй влечению души твоей» (Прем. Сираха 5:2); и опять: «так желает душа моя» (Пс. 41:2). Как же Павел говорит: «плоть желает противного духу»? Плотию он обыкновенно называет не природу телесную, а злую волю, напр., когда говорит: «вы не по плоти живете, а по духу» (Рим. 8:9); и еще: «живущие по плоти Богу угодить не могут» (Рим. 8:8). Итак, что же? Должно убивать плоть? Но сам сказавший это разве не был облечен плотию? Такие внушения дело не плоти, а диавола, так как «он был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44). О чем же, в таком случае, говорит (апостол)? Плотию он называет здесь помысл земной, легкомысленный и нерадивый, а в последнем виновато не тело, но беспечная душа. Ведь тело есть только орудие, от орудия же никто не отвращается, ни ненавидит, а отвращаются от того, кто употребляет это орудие во зло. Мы ненавидим и наказываем не меч, а человекоубийцу. «Но, — скажет кто-нибудь, — называть грехи души именем плоти именно и значит обвинять тело». Я же признаю, что хотя плоть и ниже души, но и она прекрасна. В самом деле, то, что ниже хорошего, и само хорошо, тогда как худое не ниже хорошего, но совершенно противоположно ему. Если ты действительно можешь указать зло, происходящее от тела, то обвиняй плоть; но если ты на основании одного только названия хочешь порицать плоть, то смотри, чтобы тебе не пришлось обвинять и душу, потому что и лишенный истины человек называется душевным человеком (1 Кор. 2:14), и полчища демонов называются духами злобы (Ефес. 6:12). С другой стороны, именем плоти Писание называет обыкновенно и таинства, равно и всю Церковь, называя ее телом Христовым (Кол. 1:18). Если же ты хочешь, чтобы я указал тебе благодеяния, получаемые нами чрез тело, то представь, что все чувства у него уничтожены, и ты увидишь тогда душу лишенною всякого познания, и не имеющею никакого понятия о том, что он знает теперь. В самом деле, если сила Божия от создания мира видима чрез рассматривание творений (Рим. 1:20), то как мы могли бы познать ее без глаз? Если также и вера от слуха (Рим. 10:17), то как услышим о ней без ушей? А проповедовать и обходить землю можно только посредством языка и ног. Как, в самом деле, проповедовать, если не будут посланы (Рим. 10:15)? Да и письмо возможно благодаря рукам. Видишь ли, какое множество благ приносит нам служение плоти? Если же (апостол) говорит: «плоть желает противного духу», то говорит о двух противоположных видах помыслов, — о добродетели и пороке, так как именно они противятся друг другу, а не душа и тело. Если бы эти последние находились во взаимной вражде, то они истребили бы друг друга, так же, как вода истребляет огонь, как тьма — свет; если же душа заботится о теле и проявляет по отношению к нему великое попечение, весьма многое претерпевает, чтобы только не расстаться с ним, и сопротивляется, когда ее хотят разлучить с ним, если, в свою очередь, и тело служит ей, много доставляет ей познаний и само приспособлено к ее деятельности, — то как они могут быть противными и враждебными друг другу? И действительно, из самых действий их я вижу, что они не только не противны, но и весьма между собою согласны и взаимно друг друга поддерживают. Таким образом, не о теле и душе говорит (апостол) в словах «противятся друг другу», а указывает на борьбу злых и добрых помыслов. Желать и не желать — есть, конечно, дело души. Поэтому он и говорит: «Они противятся, чтобы ты не дозволял душе предаваться злым ее пожеланиям». Он так сказал это, как наставник и учитель, возбуждая страх.
Источник: Беседы на послание Галатам.
Феофан Затворник (1815−1894)
Глаголю же: духом ходите, и похоти плотския не совершайте
Минуем это вводное объяснение и возвратимся к главной мысли Апостола: освободясь от закона, живите в деятельной друг к другу любви. Стоя в этой мысли, не можем не спросить: в каком же отношении к тому закону любви состоит настоящее правило — духом ходить и похоти плотской не совершать? Святой Златоуст отвечает: в отношении средства к цели. «Вот показывает и другой способ, облегчающий добродетель и содействующий к исполнению вышесказанного, рождающий любовь и поддерживаемый любовию. Ибо ничто так не делает нас любвеобильными, как жизнь по духу, и ничто так не убеждает Духа обитать в нас, как сила любви».
Глаголю же — не такая мысль: предписывая вам закон любви, я говорю то же, что: духом ходите; а такая: к этому или при этом я говорю вам: духом ходите… Для того, чтобы пребывать вам во взаимной любви, духом ходите, и похоти плотской не совершайте. Почему так? Вот почему: похоть плотская есть то же, что живущий в нас грех, она в другом месте названа и мудрованием плотским. Это мудрование плотское закону Божию не покаряется, ниже бо может (ср.: Рим. 8:7). А любовь есть исполнение закона. Выходит, что это несовместимые противоположности. Похоть плотская есть отрицание закона, а любовь — отрицание всякого беззакония. Где действует любовь в силе, там нет места похоти плотской; и где похоть плотская, там не ищи любви. Кто слушается внушений любви, тот не станет слушаться искушений похоти плотской. Но для того, чтобы не слушаться искушений плоти, надо приять благодать Духа и ходить в Духе. Таким образом очевидно, что святой Павел хотел сказать галатам: по освобождении от закона вы обязаны ходить в любви, а чтобы в любви ходить, ходите Духом и похоти плотской не совершайте.
Что значит Духом ходить? У нас есть и свой дух, богоподобная сила, вдунутая в человека от Бога, которой назначение вводить человека в жизнь в Боге и держать в ней. Стихии нашего духа — сознание Божества с чувством всесторонней от Него зависимости, страх Божий, сознание обязанности благоугождать Богу, уверенность в блаженной вечности. Всеми этими стихиями дух устремлял человека от себя и от всего тварного к Богу, как последней цели, все прочее обращая в средство к ней. Когда человек пал, то ниспал от Бога, и остановился на себе, и себя поставил главною целию жизни. Дух потерял над ним власть, вместо него стало парить в нем самолюбие. Из самолюбия развились гордость, своекорыстие, сластолюбие, а от этих потом — все полчище страстей. Все они в разных оттенках стали заправителями жизни человека. Дух замолк, и, если подавал иногда голос, его не слушали.
Господь и Спаситель принес на землю благодать Всесвятаго Духа, которая вместе с проповедию Евангелия и пошла по лицу земли. Сила проповеди Евангелия от благодати. Вместе с словом чрез слух входит в сердце благодать и пробуждает дух человека. Проповедь говорит: востани, спяй (Еф. 5:14). Когда благодать воздействует на дух, он встает. Вместе с ним встают и оживают все его стихии: страх Божий, обязательство благоугождать Богу и чаяние лучшей жизни. Кто покорится сим требованиям духа, Духом Божиим оживленного, тот отказывается от себя, попирает самолюбие со всем полчищем страстей и начинает всеусердно работать Господу наперекор всем земным видам. С этого момента начинается у него жизнь в духе или Духом, с попранием самолюбия и всех страстей. Жизнь в духе или Духом можно посему описать так: кто, благодатию Божиею будучи возбужден и освящен чрез таинства, входит в себя и, став пред Господом в сердце, все свои деяния, и внутренние и внешние, направляет к богоугождению, чрез хождение неуклонное в воле Его, в слове Божием изложенной и принятой в совесть, в надежде вечного в Боге блаженства, с попранием самолюбия и забвением интересов земных; тот живет в духе и Духом.
Из этого объяснения сам собою решается вопрос, какого духа разумеет Апостол в сем месте, — нашего или Духа Святаго. И того, и другого в сочетании. Наш дух не имеет силы дать нам жизнь духовную сам по себе. И Дух Божий не даст ее, если не будет воспринят нашим духом. Когда же они сочетаются, тогда наш дух становится сильным от Духа Божия, и Дух Божий чрез наш дух действует на нас и на все наше и все освящает и совершает. Ходящий в духе — Духом Божиим ходит, но ходит по стихиям духа, первоначально в человека вдохнутого.
Из этого же объяснения видно и то, что есть похоть плотская. Это есть самолюбие со всеми страстьми. Похотию плотскою она названа потому, что преимущественное седалище самолюбия и страстей в плоти. Так случилось, что как норма жизни человеческой, по первому устроению ее, есть жизнь духовная — в Боге, то, когда пал человек, ниспал в противоположность духу и Богу, в жизнь плотскую с удовольствованием себя тварями в сей жизни, с забвением о Боге и жизни загробной. Когда дух возбуждается и берет силу, тогда самолюбие со страстьми, или эта похоть плотская, отвергается и закон восприемлется — ни в чем никогда не слушать внушений, требований, влечений сей похоти: грех нами дa не обладает, во еже послушати его в похотех его (ср.: Рим. 6:14, 12). Участь решенная этого ветхого человека быть распяту, да упразднится тело греховное (Рим. 6:6). Тем она и кончится. Но до времени премудрость Божия ему попустила стоять против духа, в нас же, но в качестве чуждого нам, неблаговолимого, гонимого и отвергаемого. Сознанием и свободою переходит человек на сторону духа и там производит все дела свои; а самолюбие со страсть ми, хоть в нем же, но будто совне приражается к нему, влечет и соблазняет. Дело христианина, внимая себе и стоя в духе пред Господом, замечать подходящие неправые движения и внушения самости или похоти плотской и отражать их именем Господа. Вот это именно и выразил Апостол в слове: духом ходите, и похоти плотския не совершайте. Чтобы совсем мертвою сделать сию похоть, это есть дело Божие: наше дело — всякое ее движение или внушение не принимать и, сколько бы она ни докучала, ничего в угоду ее не совершать. В этом вся жизнь христианина! Она есть непрестанная борьба, как и говорит вслед за сим Апостол.
Источник: Послание святого апостола Павла к Галатам, истолкованное святителем Феофаном.
Ефрем Сирин (
Ст. 16−26 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать
Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, — а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, — о коих я говорил, пока находился у вас, — и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе — совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного.
Источник: Послание к Галатам.
Исихий Иерусалимский (вт.п.IV—
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
Максим Исповедник (580−662)
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Пребывающий внутри и заботящийся непрестанно о внутреннем целомудрствует, долготерпит, милосердствует, смиренномудрствует; и не это только, но и созерцает, богословствует и молится. Сие то и есть то, что разумеет Апостол говоря: Духом ходите, и проч.
Источник: Главы о любви.
Марий Викторин (281/291−382/386)
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти
Вся сила благовествования такова — чувствовать благой дух, жить по благому духу, надеяться на благой дух, верить благому духу и не иметь ничего плотского ни в душе, ни в делах, ни в жизни. Т.е. не уповать на плоть. Поступайте по духу, говорит Павел, что означает: живите по духу. Поступая таким образом, вы не будете исполнять вожделений плоти. Т.е. не допустите никакого греха, происходящего от плоти.
Источник: Комментарий на Послание Галатам.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Ст. 16−17 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы
Для того чтобы в Галатах ожила любовь, Ап. советует им ходить по духу, т. е. отдаться руководству высшей стороны человеческого существа; тогда они не будут совершать похоти плоти, т. е. будут иметь силу их всячески ограничивать, потому совсем подавить их человек, конечно, не может. — Ибо плоть желает противного духу… см. посл. к Рим. 7:15, 19 и сл.